Попечитель больницы действительный статский советник Суворов поставил себе первою заботою, по вступлении в управление, устроить при больнице св. храм, и с.-петербургский купец Павел Тимофеевич Павлов, по представлению его, с высочайшего соизволения и по благословению св. Синода, устроил в 3 этаже главного здания больницы весьма благолепную церковь, посвященную имени царицы небесной, всех скорбящих Радости, и освященную 18 августа 1863 г. преосв. Леонтием, викарием С.-Петербургским. Больницу поперек пересекает, как сказано выше, парадная лестница, и с этой лестницы – вход прямо в церковь. На лестнице молятся служащие больницы, а сами больные, стоящие в церкви, согласно постановлению св. Синода, отделены от посторонних лиц стеклянною перегородкою в 2-х арках. Это помещение для них пред храмом имеет 3 саж. длины. 4 саж. 2 верш. ширины и 2.5 саж. высоты. Такую же высоту и ширину имеет и церковь, длина которой с алтарем 8 саж. 2 арш. 12 верш. В отделении, где молятся больные, находятся 4 иконы из бывшей молитвенной комнаты, в особых киотах, которые составляют собою иконостас. Иконостас одноярусный, резной, вызолоченный. Иконы в византийском стиле писаны на полотне, по золотому полю, художником С. В. Постемским. Церковная ризница пожертвована, в достаточном количестве, купцом П. Т. Павловым. Окна церкви обращены на лицевую сторону здания; над церковью св. крест четырехконечный, железный, вызолоченный, на таковом же яблоке; вышина его 7.5 аршин. На главном дворе больницы, под особым навесом в виде колокольни, повешены 4 колокола, из которых самый большой в 4 пуда. На другом дворе, на котором прежде стояла деревянная Екатерингофская церковь, находится одноэтажный каменный «дом для усопших тел», в виде часовни, с дубовым иконостасом в 8 икон. Здесь отпеваются усопшие в больнице. Метрические книги ведутся с 1864 г. По штату 1863 г. причта положено священник и причетник. При казенной квартире с отоплением и освещением священник получает жалования 450 руб., а причетник 175 руб. сер.; на церковные расходы Высочайше положено 115 руб. серебром.

http://sobory.ru/article/?object=24736

До 1873 г. колокола висели на деревянной звоннице, находившейся около церкви. В этом году началась постройка на средства прихожан трехъярусной каменной колокольни и окончилась в 1879 г. Каменная ограда вокруг церкви сооружена на средства приходского попечительства в 1885 г. В приходе 5 часовен: одна, упомянутая выше, каменная – на заводском кладбище и четыре деревянные – в приходских деревнях, построенные на средства местных жителей. При церкви имеются три деревянных дома для священников. Школа грамоты в дер. Ялани, с 1890 г., смешанная; помещение наемное. «Приходы и церкви Екатеринбургской Епархии». Екатеринбург, 1902 г. В середине девятнадцатого века был построен в уральском Билимбае Свято-Троицкий храм. Храм в честь Святой Живоначальной Троицы строили заводчики Строгановы. Строился 35 лет. В 1837 году был освящен южный Христорождественский придел, в 1839-м - главный престол, в 1855-м - северный, в честь Казанской Иконы Божией Матери. По словам краеведа Людмилы Ивановны Аболенцевой, храм был очень красивый, поражал своей акустикой, колокольным звоном. Он строился по проекту Андрея Воронихина, крепостного зодчего Строгановых. В строительстве принимал участие не менее известный архитектор Иван Свиязев. Расписывали молитвенное помещение крепостные художники Строгановых. Храм - белокаменный дворец - был гордостью Билимбая. Очень богатое было убранство. Стены покрыты росписью от купола до самого низа были расписаны. А под куполом - роспись: голубое небо с белыми облаками, золотой трон Спасителя с ангелами. И даже, по преданию, ученики самого Карла Брюллова. Молитвенное здание было закрыто для богослужений перед самой Великой Отечественной. В советское время волна разрушений прокатилась по зданию. Оно было полностью переделано. В годы войны в храме располагался цех авиационного завода - именно здесь был собран первый российский истребитель. А в 1960-х годах храм переделали в дом культуры со всеми его составляющими... В 1990-х годах здание вернули верующим, к этому времени оно уже было полуразрушено. Когда старинное здание возвратили общине, то первым делом " отрезали " центральное отопление. Решили местные власти, что община должна сам эту проблему решить. И храм стоит без отопления до сей поры. Стены покрылись трещинами во время сильных морозов. Прохудилась и постоянно протекает кровля. Зимой служат в нижнем приделе, с обогревателем, а летом переходят в верхний.

http://sobory.ru/article/?object=11465

В 1930-е гг. храм был закрыт. В 1941 и 1944 гг. пострадал во время боев за город. В 1954 г. его взрывали по распоряжению местных властей, якобы для получения кирпича. Ныне сохранились руины. Благодаря усердию искусствоведа и краеведа А.Н. Белобородова в 2012 г. состоялось открытие на стене Скорбященского храма мемориальной доски ямбургскому купцу II гильдии Д.В. Полякову (изготовлена на средства Белобородова из черного гранита). Статья составлена с участием искусствоведа и краеведа А.Н. Белобородова В начале 1937 г. в Скорбященской церкви Кингисеппа служил священник Владимир Беспалов. В том же году он был перемещен к Троицкой церкви Красного Села, там 17 августа 1937 г. арестован и 19 ноября расстрелян в Ленинграде. В Кингисепп же перевели из с. Яблоницы Волосовского р-на священника Николая Аннинского. Служить в Скорбященской церкви ему довелось меньше года - весной 1938 г. она была закрыта " за недостатком членов 20-ки " (легко представить, какие меры советская власть применила к членам этого церковного органа, чтобы вызвать среди них " недостаток " ). С 7 апреля 1938 г. священник Н. Аннинский оказался за штатом и переквалифицировался в счетовода. Осенью 1941 г. он вернулся к исполнению своих прежних, пастырских, обязанностей. При захвате немцами Кингисеппа Скорбященская церковь была сильно разрушена, но в городе нашлись и верующие, и пустующий жилой дом, который был переоборудован под храм. Этот временный храм, в котором о. Николай прослужил более 2-х лет, при освобождении города в январе 1944 г. сгорел. Казалось бы, что мешало советской власти зарегистрировать в Кингисеппе религиозную общину при налилии и прихожан, и священника, разрешив ей оборудовать молитвенный дом в другом помещении? Но на просьбы о регистрации она ответила категорическим отказом, и на полвека богослужение в Кингисеппе прервалось. Комментарии и обсуждение Храм возведен по подписному проекту Василия Егоровича Моргана. Наблюдал за возведением строительства епархиальный архитектор Карл Иванович Брандт.

http://sobory.ru/article/?object=01289

Это символическое и многозначительное событие. Нашей Церкви возвращена главная святыня города - Александро-Невская лавра. Ныне в этом прославленном своей историей месте возобновлена иноческая жизнь. Петербург за эти годы обогатился водворением монашеского чина еще в одной знаменитой обители, в которой подвизался в XIX столетии выдающийся подвижник благочестия и учитель монашества, - святитель Игнатий (Брянчанинов). Это Троице-Сергиева пустынь. Произошло открытие Казанского собора и перенесение под его величественные своды главной хранительницы города - Казанской иконы Божией Матери. Совсем недавно мы стали свидетелями еще одного важного события - возобновления богослужебной жизни в Исаакиевском соборе. Следует сказать и о причислении к лику святых за это время таких всемирно известных святых, подвизавшихся в нашем городе, как святая блаженная Ксения Петербургская и святой праведный Иоанн Кронштадтский. Могилы этих общепризнанных и всеми любимых угодников Божиих стали доступны для поклонения и для молитвенного обращения к ним всех, кто сегодня нуждается в их помощи и предстательстве. Мы помним время, когда в нашей епархии было всего 39 храмов и не было ни одного монастыря! Сегодня Санкт-Петербургская епархия имеет 492 приходских, приписных, ведомственных, университетских, больничных храма и часовни, а также 11 епархиальных и один Патриарший ставропигиальный монастырь! При больших приходах открыто множество церковно-приходских школ. Епархиальное управление издаёт два журнала, газету, а многие приходы имеют свои газеты и информационные " листки " . В городе ежедневно работает епархиальное радио " Град Петров " . На телевизионных экранах появляются еженедельные православные передачи, пока очень краткие, работает Православная студия телевидения. В нашей епархии при храмах и монастырях открываются бесплатные благотворительные столовые. В Тосненском районе приход Царскосельского Вознесенского (Софийского) собора при участии спонсоров открыл дом социального служения " Софийский дом " на 32 однокомнатных и двукомнатных квартиры, с медицинскими кабинетами, местами для отдыха и Смоленским храмом.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=173...

1943 г. связан с началом нового этапа в истории Успенской церкви. На Новосибирскую кафедру получил назначение архиепископ Можайский Варфоломей (Городцов), и маленький кладбищенский храм на короткий период приобрел статус кафедрального. В 1940-1950-е гг. кладбище постепенно стало приходить в упадок. Среди захоронений разместились птичий и вещевой рынки, здесь проложили рельсы и пустили трамвай. В 1958 г. исполкомом Горсовета предполагалось перенести Успенскую церковь с Березовой рощи к въезду на Заельцовское кладбище. Это мотивировалось тем, что в 1958 г. предполагалось реконструировать ул. Гоголя: продолжить её до проспекта Дзержинского, увеличив ширину до 60 м и застроив новыми жилыми домами. В 1962 г. местными властями было принято решение о ликвидации Успенской церкви. Несмотря на протесты верующих, храм закрыли и за одну ночь сломали. Вскоре было разрушено и кладбище: кресты, надгробия были собраны в одну кучу и отправлены на переработку. Вся утварь, иконы, имущество ликвидированной церкви были переданы в Вознесенский собор. По архивным документам было установлено, что в Вознесенском соборе в настоящее время хранится икона Божией Матери «Черниговская» из Успенской церкви. Перед закрытием храма и кладбища останки митрополита Никифора успели перевезти на Заельцовское кладбище. В июне 1968 г. была проведена реконструкция территории бывшего кладбища, а в 1970-е гг. здесь открылся парк отдыха «Березовая роща». В 1995 г. по ходатайству епископа Новосибирского и Томского Тихона (Емельянова) городские власти передали недостроенное здание кафе, находившееся на территории «Березовой рощи», в ведение Новосибирской епархии. Так началось возрождение Успенской церкви. Архитектором С.А. Шандаровым был разработан проект переоборудования здания под храм. 27 июня 1999 г. Преосвященнейший Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский, совершил чин освящения храма. В 1912 г. в «Березовой роще» рядом с кладбищем было выделено место для загородной двухэтажной дачи известного детского приюта «Ясли». Приют наладил здесь большое хозяйство, которое, как отмечали современники, содержалось в образцовом порядке. Были построены ферма, оранжерея, отведены обширные участки земли для огорода, пашни и сенокоса. Сейчас на этом месте концертный зал «Евразия» (бывший ДК «Строитель», архитектор Г.В. Гаврилов). В 1912 г. при этой заимке был выстроен и молитвенный дом с престолом во имя Успения Божией Матери. После революции и сноса приюта участок стали занимать новые могилы.

http://sobory.ru/article/?object=39561

В 1992–1993 годах Дмитрий Арзу-манов был регентом на подворье Оптиной пустыни, которое находилось тогда в храме Живоначальной Троицы в Останкине. В это время он познакомился с отцом Сергием Рыбко (ныне архимандритом) и созданным им сестричеством во имя святителя Игнатия Ставропольского при храме Сошествия Святого Духа на бывшем Лазаревском кладбище. Дружбу и молитвенное общение с ними отец Димитрий пронес через всю свою жизнь. В сентябре 1993 года по приглашению протоиерея Владимира Лебедева (ныне архимандрит Иоасаф), настоятеля кафедрального собора Кашина, семья переезжает в этот город. В ноябре 1993 года, на праздник иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», епископ Тверской и Кашинский Виктор (Олейник; ныне митрополит на покое) рукоположил Дмитрия Арзуманова в диаконы, а 1 января 1994 года — в священники. Отец Димитрий стал клириком кафед-рального Вознесенского собора Кашина, где покоятся мощи благоверной княгини Анны Кашинской, которую отец Димитрий очень почитал. Начало жизни в Кашине было сопряжено с большими материальными трудностями. Хотя семье молодого батюшки был предоставлен достаточно просторный священнический дом, однако благоустройство этого жилья оставляло желать лучшего. К тому же в начале 1990-х годов прокормить семью в провинциальном городе было очень трудно. Несмотря на все сложности, отец Димитрий попросил возложить на него труды по восстановлению тогда еще мужского Николаевского Клобукова монастыря, расположенного поблизости от священнического дома. Заботами отца Димитрия была капитально отремонтирована надвратная церковь Покрова Божией Матери, где впервые после закрытия монастыря в советское время начались службы. Это стало началом возрождения обители. Усилиями отца Димитрия при Вознесенском соборе была открыта первая в Кашине воскресная школа, организовано молодежное движение, начала издаваться православная газета «Благовест». Он возродил традицию крещенских крестных ходов на реку Кашинку, инициировал возобновление торжественного празднования преставления святой Анны Кашинской 15 октября, которое было прекращено после революции. По Промыслу Божию именно в этот день состоялось отпевание новопреставленного протоиерея Димитрия.

http://e-vestnik.ru/obituaries/protoiere...

Село расположено в 30 км от г.Тольятти. До революции здесь проживало более четырёх тысяч человек, сегодня - полторы тысячи на 700 дворов. История храма началась с конца XIX века, когда санчелеевцы для нужд церкви приспособили бывший деревянный молитвенный дом. Так в 1861 году была открыта церковь с престолом во имя Казанской Божией Матери. Село Верхнее Санчелеево во второй половине XIX века считалось большим и зажиточным. За 34 года, с 1861 по 1895 гг., население села увеличилось почти вдвое. Это заставило сельское общество озаботиться устройством нового каменного храма. И в 1896 году от жителей села Верхнее Санчелеево было подано прошение правящему тогда архиерею, а по получении разрешения заказчики заключили договор с епархиальным архитектором Хименским на составление проекта и сметы. На сходе определили и источники финансирования. Ими стали: общественные средства от сдачи земли в аренду; от продажи хлеба, выращенного на земле, которую общество выделило до окончания строительства церкви; окладные подушные сборы; доброхотные пожертвования. В строительную комиссию включили 18 человек, главным строителем избрали мелекесского купца II гильдии Степана Логиновича Буркова. Сельчан волновала достаточно большая сумма, указанная в предварительной смете - 35 000 рублей. Но строительная комиссия вместе с попечительским советом, надеясь на Божью помощь, энергично взялись за дело. И постройка храма, заложенного 9 мая 1896 года, была закончена 4 июля 1904 года. В рапорте епископу священник Павел Помряскинский и псаломщик Пётр Андреев сообщали также, что в иконописной мастерской Белоусова в Самаре изготовлен план иконостаса и ждёт утверждения, что всего было израсходовано 51 000 рублей, из которых 46 000 рублей собрано попечителями, а 5 000 рублей пожертвовал из собственных средств купец Степан Бурков. Стены храма были расписаны евангельскими сюжетами местным уроженцем художником Андреем Головачёвым, который использовал старинную технику: краски наносились на сырую известь, проникая вглубь раствора. Когда они высыхали, становились яркими и объёмными, словно светились изнутри.

http://sobory.ru/article/?object=30538

С 1875 по 1888 годы в Епифаноаской церкви священниками были  К. Д. Лавровский, Иоанн Макарович Славнецкий. За период 1783 г. по 1888г. только два священника дожили до смерти в приходе села Епифанова: Федот Михайлов,  умерший в августе 1810 года  и Николай Сироткин, умерший в 1875 году. Они похоронены на церковном кладбище. Источником содержания причта до 1875 года служила земля в количестве 355 десятин, доход от требоисполнений и крестохождений по домам прихожан, сборы натурой и доход от молебна. Дома священнослужители имели свои. В 1873 году прихожане обязались приговором священника обеспечивать церковнослужителей хозяйственными постройками. При замене сборов натурою необходимо было в 1845 году платить причту 50 рублей в год для священника. С 1846 года плата от прихожан увеличилась до 80 рублей. В 1887 году прихожане построили дом псаломщику. Источники содержания причта оставались в последующие годы те же. Сверх того причт получал процент с вкладов за помин. Вклад этот составлял 266 рублей. Процент, получаемый с капитала, составлял 11, 16 рублей в год. Бывали случаи, когда собранные деньги с прихода, причт от старосты не получал В 1897 году Епифановский приход посетил Преосвященный епископ Балахнинский Аркадий. Посещение Преосвященного имело основное значение для прихода. Ему приход обязан своим самостоятельным существованием. За необеспеченностью причта, имевшего свои дома, Преосвященный изъявил намерение приписать приход с Епифанова к селу Колпенскому, если прихожане не дадут обязательств - платить причту 80 рублей и сами не обеспечат священника домом и хозяйственными постройками. Прихожане дали на это согласие. Автор данной летописи Птенцов Иоанн Владимирович, - выпускник Нижегородской духовной семинарии, 8 сентября 1888 года (в возрасте 22 лет) становится священником Епифановского прихода.   6 мая 1898 года автор сей рукописи, священник Тихвенской церкви села Епифаново Иоанн Владимирович Птенцов, волею Божией скончался от чахотки. 8 мая этого года он был похоронен на церковном кладбище. Погребение совершили благочинный села Волина -  священник Лука Хвощёв и священник села Нершева - Михаил Студелицкий, священник села Колпенское - Иоанн Яковлев с дьяконом села Панина Фёдором Эрнстовичем  и псаломщик села Епифаново - Порфирий Победоносцев (записано в церковной метрической книге Вачского районного загса).  Этот пастырь был очень ревностный, любитель церковного благолепия, в обращении с прихожанами был очень внимательным.

http://sobory.ru/article/?object=22145

14 и 21 октября 1930 года президиум и фракция Пономаревского райисполкома (протокол 89 и 4) на основании телеграммы Самарского крайисполкома решили приспособить одну из церквей Пономаревки, Ефремово-Зыковскую, Воздвиженскую, Новобогородскую, Емельяновскую церковь и Нижнекузлинский молитвенный дом под ссыпку хлеба. Начиная с 1930 года, по распоряжению власти разобрали кирпичную церковь Пресвятой Богородицы села Пономаревка на стройку мастерских 2 Пономаревских МТС, старую кирпичную церковь Михаила Архангела села Воздвиженка на строительство мастерской 1 Пономаревской МТС, Михайло-Архангела кирпичную церковь села Ефремово-Зыково на строительство мастерских Пономаревского зерносовхоза. Деревянные церкви: в честь Святителя Николая Чудотворца в селе Терентьевка, Михаила Архангела в селе Семеновка, Космо-Дамианова в селе Кирсановка, Михаила Архангела в селе Борисовка, Серафима Саровского в селе Сорокино, Казанская в селе Беседино, Михаила Архангела в селе Алябьево и другие были разобраны на постройку школ, клубов, жилых домов. Ценную историческую утварь сломали, пожгли или растащили по домам активисты. В декабре 1930 года в райисполком, райадминистрацию пришло письмо за подписью председателя Средне-Волжского крайисполкома Полбинцева и начальника крайуправления Власова, в котором они пишут: «Продолжают иметь место случаи закрытия молитвенных зданий в административном порядке. Об этом со всей очевидностью говорит поступающее в крайисполком и во ВЦИК большое количество жалоб верующих. Предлагается прекратить закрытие молитвенных зданий, принять все меры к скорейшему освобождению их, временно занятых под ссыпные пункты, и вернуть верующим. В случае невыполнения данного указания виновные будут привлечены к ответственности вплоть до предания суду». Однако ни одна церковь не была возвращена верующим. Больше того, в 1933 году тот же крайисполком доводит до райисполкома документ «Об увеличении плана заготовки лома колокольной бронзы». Пономаревскому району задание сдать такого лома 1 тонну. Начались погромы колоколен, сбрасывание колоколов и отправка их в Абдулино. Часть из них при этом раскалывалась. Это был заключительный аккорд. Верующие плача подбирали осколки и хранили долгие годы с надеждой на лучшие времена.

http://sobory.ru/article/?object=26791

31 июля 1959 г. Совет по делам РПЦ при СМ СССР своим постановлением закрыл Казанский собор и снял с регистрации церковную общину. Одновременно была закрыта Ульяновская архиерейская кафедра. 31.07.1959 г. здание собора в полной сохранности, все дворовые постройки и прилегающая территория были переданы по акту коммунальным службам города. Также по акту члены Церковного совета Свято-Неопалимовской церкви приняли все имущество закрытого собора: 225 икон, золотые кресты и церковная утварь в количестве 130 предметов, 120 церковных облачений, более 320 книг и нот, 39 предметов инвентаря, в т. ч. царские врата, и легковая машина " ЗИМ-12 " . Этой же церкви были переданы четыре жилых дома, принадлежавшие Казанскому собору. После оценки технического состояния освобожденного здания б. собора и б. костела компетентная комиссия пришла к выводу: " под кинотеатр нет возможности использовать здание из-за отсутствия помещения фойе, под детское учреждение также из-за больших затрат на перестройку. Комиссия считает целесообразным использовать его под клуб " . В 1959 г. здание было снесено, и на его фундаменте был построен клуб " Дружба " . До революции 1917 года в Симбирске имелось 28 православных церквей и домовых храмов, лютеранская кирха, мечеть, иудейский молитвенный дом, старообрядческая часовня и католический храм, традиционно именовавшийся польским словом «костёл», поскольку именно поляки самую многочисленную и известную общность среди католиков Российской Империи. Кроме поляков, среди «народностей» Симбирского католического прихода особым образом отмечались «литовцы, армяне, немцы и даже … французы»! Католиком-поляком был каждый шестой офицер российской императорской армии. Выходец из западных губерний, штабс-капитан Карл Федорович Пашкевич служил в Симбирске и поселился в губернском городе после выхода в отставку. В 1887 году они с женою Марией Федоровной, православной по вероисповеданию, приобрели домовладение по Шатальной (ныне Корюкина) улице. В июне 1889 года 68-летняя М.Ф. Пашкевич умерла от паралича. Осиротевший К.Ф. Пашкевич завещал домовладение Симбирскому римско-католическому приходу.

http://sobory.ru/article/?object=46779

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010