До 1860-х годов богослужения совершались священниками, тайно приезжавшими из старообрядческих скитов. После создания в 1846 г. Белокриницкой иерархии, а через семь лет - Московской старообрядческой архиепископии, старообрядческие епископы стали рукополагать в священники местных жителей. В 1901-1903 годах молитвенное здание отремонтировали и освятили во имя Святой Троицы. После Указа 17 апреля 1905 года старообрядцы получили равные права с православными. Через два года молитвенный дом, не имевший главы и креста, реконструировали в церковь. Над храмовой частью здания по проекту П.Г.Бегена надстроили высокое чердачное помещение, увенчанное пятиглавием. Храм освятили во имя иконы Казанской Божьей Матери, святителя Николая и Святой Троицы. На следующий год была официально учреждена Казанская старообрядческая община. В 1910 году, к столетнему юбилею, храм окружили оградой с металлическими решетками, а над проездными воротами устроили оригинальную звонницу, в оформлении которой сочетались мотивы древнерусской архитектуры и стиля модерн. Автором проекта был ивановский архитектор А.Ф.Снурилов, а строилась звонница на средства старосты церкви, купца Н.И.Куражева. Решением президиума облисполкома 4 февраля 1930 года церковь закрыли " принимая во внимание острую нужду в жилых помещениях в городе в связи с предстоящим выселением граждан из домов, намеченных к сносу с участков, предоставленных под новое капитальное строительство и полную возможность приспособления старообрядческой церкви под жильё не менее 150 человек " . Общине верующих, которая " в большинстве своём объединяет не рабочих, а служащих, кустарей, торговцев, то есть " нетрудовой элемент " , предложили перейти в неотапливаемый придел Благовещенской церкви, куда перенесли старинные иконы и облачения. В июне 1930 года Казанскую церковь " ликвидировали " еще до официальной санкции комиссии по вопросам культа при Президиуме ВЦИК, куда старообрядцы направили жалобу на самоуправство местных органов власти. Переписка комиссии с Ивановским облисполкомом продолжалась ещё два года. В Казанской церкви открыли клуб милиции, остальное помещение приспособили под жильё.

http://sobory.ru/article/?object=04524

В 1922 году на территории монастыря была размещена детская колония, чуть позже - военный полигон Западного фронта. В 1924 году монастырь был официально закрыт. Многие монахи нашли себе пристанище при храмах г. Карачева. В 1930 году шесть братии Одринского монастыря вместе с бывшим настоятелем, Епископом Агапитом, были осуждены по 58-й статье. Опустевшие храмы постепенно стали ветшать и разрушаться. Органами власти было принято решение разобрать колокольню (1928 г.) и пятипрестольный соборный храм (1930 г.). До наших дней сохранилось лишь два строения середины 19-го века — игуменский дом и братский корпус. Во время Отечественной войны в этих зданиях размещался немецкий военный штаб, после войны здесь был детский дом и средняя школа-восьмилетка. В 1970 г. детский дом закрыли. Некоторое время здесь находилась база отдыха швейной фабрики. Но за 10-12 лет до открытия монастыря здания опустели и были на грани разрушения. 22 июля 1995 года на месте разрушенной обители был открыт Одрин женский монастырь во имя Святителя Николая. Настоятельница монастыря — игумения Мариам (Шагарова). В настоящее время в Одрином монастыре находится чудотворная икона Матери Божией " Споручница грешных " . В 2004 году состоялось освящение вновь построенного храма в честь этого святого образа. Сведения взяты из статьи " Монастыри и храмы Брянской епархии " опубликованной в " Брянском Православном Календаре. 2005 год от Рождества Христова» (Издание Брянского Епархиального Управления) Одрин Николаевский монастырь, заштатный, в 7 верстах от города Карачаева. Первоначально находился при реке Одрине, затем перенесен был за 2,5 версты на берегу реки Песочни. Основан в XIV веке по случаю явления здесь иконы святого Николая чудотворца, которая и находится в монастыре до сего времени. В монастыре находится также прославившаяся в 1844 году чудотворениями икона Богоматери, именуемая «Споручница грешных» (т.е. Поручительница или Посредница между милосердным Богом и согрешающими людьми, неусыпная за них Ходатаица и Молитвенница).

http://sobory.ru/article/?object=07562

В августе 1806 года бердские казаки во главе с атаманом Гавриловым входили снова с прошением к преосвященному Августину, но опять число жителей для образования прихода оказалось недостаточным, даже с причислением сюда хутора отставного полковника Андрея Федоровича Васильева, находившегося в семи верстах от слободы. В самой слободе состояло тогда 116 дворов — 305 душ мужского пола и 359 душ женского пола, а на хуторе 28 душ обоего пола дворовых и 5 помещичьих крестьян. То же самое повторилось и в четвертый раз — уже в 1814 — 1815 годах. Только с 1817 года по новому прошению прихожан дело об устройстве храма в Бердской слободе получило благоприятный ход. Указом Святейшего Синода 25 июня 1818 года постройка здесь каменной церкви во имя Казанской Божией Матери разрешена. Она была заложена 2 июля 1818, а 6 ноября 1824 года освящена Благочинным Григорием Челноковым. Построенная в 1824 году каменная церковь однопрестольная и крайне тесная. С ростом населения сознавалась необходимость ее расширения. В 1833 году к церкви Бердинской Подгородной слободы приписали переселенцев Подгородной Покровки. Несмотря на то, что в 1842 году в селе Подгородная Покровка был открыт молитвенный дом и заведена метрическая книга, дом тоже был приписан к Бердинской церкви, откуда приезжал священник для исполнения треб. Лишь с 1859 года начинается переписка сельчан с епископом по прошению о постройке в Подгородной Покровке церкви. Согласно архивным данным, в 1845 году прихожанами мужского пола Бердинского храма являлись 471 казаков, 217 государственных и 15 помещичьих крестьян, а в состав причта входили священник и два причетника. Тем временем в 1855 году за одно лето трудами священника Александра Каликинского и прихожан Бердинский храм был расширен во все стороны с устройством двух приделов: южного — во имя Архангела Михаила, северного — во имя святителя Николая. Священные принадлежности правого придела приобретены на пожертвования чиновника Матвея Степановича Лобова и придел этот был освещен благочинным протоиереем А.К.

http://sobory.ru/article/?object=49351

Этот уникальный памятник русского церковного зодчества чуть было не снесли в 1930-е годы, когда земли бывшего Ростовского подворья были отданы под застройку элитного жилого дома для членов Союза Советских Архитекторов. Однако архитектор А.В. Щусев, которому поручили строительство, выполнил такой проект, при котором представилась возможность оставить храм на месте, не разрушая его. Этот полукруглый дом, построенный в стиле Сталинского ампира, включал церковь в единый архитектурный ансамбль, охватывая храм своей дугообразной формой. Тем не менее, некоторое время спустя, в 1960 году, была разрушена сначала сама церковь, чуть позже снесли трапезную и колокольню. Дом же этот, служивший некогда фоном для Благовещенской церкви, сохранился и располагается в настоящее время по адресу Ростовская набережная, 5. Благовещения Пресвятой Богородицы на Бережках церковь Церковь была основана в 1413 г. при великом князе Василии I Дмитриевиче и митрополите Фотии архиепископом ростовским Григорием на подворье ростовских владык. Из Благовещенского храма в 1456 г. в Смоленск торжественно провожали чудотворную Смоленскую икону Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница). В 1521 г. летопись отметила видение пономарю, проходившему мимо Благовещенского храма, святителя Леонтия Ростовского, который, облачившись, присоединился к русским святым Петру, Алексию, Ионе, Сергию Радонежскому и другим, шедшим на защиту Москвы от крымского хана Мухаммед-Гирея. В 1685 г. церковь сгорела, но к 1697 г. вновь была отстроена. В 1737 г. освятили придел святителя Николая, а спустя тридцать лет второй – мученика Иоанна Воина. За 1830–1837 гг. трапезную, приделы и колокольню разобрали, выстроив на их месте новые. Во второй половине XIX века благодаря щедрым пожертвованиям прихожан многие иконы украсили серебряными ризами, обновились и колокола. Прихожанами особо почиталась большая икона Божией Матери «Неопалимая Купина» и древняя «Коневская». Одной из главных святынь храма была серебряная сокровищница-ковчег, где хранились иконки, крестики, пожертвованные прихожанами, частицы Древа Креста Господня, мощи праведной Анны, Иоанна Крестителя, праведного Лазаря, первомученика Стефана, евангелистов Матфея, Марка и Луки, апостола Андрея Первозванного. Священный ковчег открывали перед богослужениями для молитвенного поклонения. 20–21 сентября 1913 г. торжественно отмечалось 500-летие Благовещенского храма. К этому юбилею была сооружена икона ростовских святителей Леонтия и Димитрия со вставленной звездицею, в которой помещались частицы мощей обоих угодников Божиих, присланные из Ростова.

http://sobory.ru/article/?object=34506

Из истории храма известно, что в 1860 г. святитель Филарет, митрополит Московский, определил в священники Троицкого собора г. Подольска выпускника Московской Духовной семинарии Николая Васильевича Косминкова. Тридцать с лишним лет провел отец Николай в Троицком приходе. В годы его служения храм постоянно благоукрашался. Вместе с избранным в 1886 г. церковным старостой подольским купцом Н.Я.Каноныкиным им была утеплена вся церковь. Ими же был сооружен новый иконостас с драгоценными серебряными ризами. В 1898 г. Была обновлена и трапезная, стены которой были расписаны священными изображениями, вновь сооружены иконостасы и приобретена церковная утварь. В 1866 г. в Подольске свирепствовала эпидемия холеры, отец Николай, не боясь заразиться, по первому зову являлся в дом к больным для причащения их, показав себя истинным и ревностным пастырем. В те дни из г. Бронниц была принесена в г. Подольск чудотворная Иерусалимская икона Божией Матери. Крестных ходом святой образ обнесли вокруг города, - и эпидемия прекратилась. В благодарность за избавление от мора гражданами города была приобретена копия с чудотворной Иерусалимской иконы Божией Матери, перед которой было установлено совершать молебен с акафистом Божией Матери в память видимого ее заступления. В 1921 г. собор посетил и совершил в нем всенощное бдение и Божественную литургию Святейший Патриарх Тихон, исповедник Всероссийский. Получив его благословение, храм прошел через все бури и испытания богоборчества и сохранился как духовная твердыня для города. В 1929-1937 гг. сначала диаконом, а затем священником в Троицком соборе служил священномученик Петр (Ворона), расстрелянный 11 декабря 1937 г. и причисленный к лику святых в 2000 г. Среди прихожан жива молитвенная память о прежних настоятелях Троицкого собора: архимандрите Гаврииле, благодаря которому во время повсеместного закрытия храмов Троицкий собор не был закрыт, о твердом в традициях православия протоиерее Евпле Орлове, протоиерее Николае Кондратюке, о протоиерее Василии Потехине, который был рабочим, прошел фронт, госпитали и в годы жесточайшего административного давления, несмотря на физическое нездоровье пас стадо Христово, о протоиерее Петре Деревянко, который, твердому запрету властей на крестные ходы, даже в Пасхальную седмицу, продолжал их совершать, и о многих рядовых священнослужителях. Незабываем и протодиакон Николай Морозов, служивший в соборе в 1949-1980 гг. Его усердная, неторопливая манера служения до сих пор в памяти прихожан.

http://sobory.ru/article/?object=05118

Ближайшая школа была в Красном, поэтому некоторые дети общины крестьян г-жи Шатиловой учились грамоте в своей деревне, у солдата – плата по 5 рублей за выучку. Дети общины крестьян г-жи Ухтомской учились у крестьянина своей же деревни с платой по 50 копеек в месяц. Жители были православными. Две семьи (мужчина и три женщины) в общине крестьян г-жи Ухтомской относились к «хлыстовщине» – беспоповщинской секте. Деревня Запутное была в приходе храма Знамения Пресвятой Богородины с. Знаменского. Чтобы попасть в свою приходскую церковь, жителям д. Запутное нужно было пройти или проехать 9 верст. В 1896 г. крестьянам д. Поздняки и Запутное было разрешено построить кладбищенскую церковь на земле, пожертвованной егорьевским купцом Иваном Трофимовичем Лебедевым. В 1899 г. по духовному завещанию саратовского мещанина Игнатия Гавриловича Московского было назначено 4000 рублей на окончание постройки церкви при д. Запутной и 2500 рублей на постройку церкви Спаса-Преображения у Святого Озера того же Егорьевского уезда. В 1899 г. был освящен вновь построенный храм в д. Запутное благочинным 2-го округа Егорьевского уезда священником Василием Бобровым. В 1902 г. было составлено духовное завещание вдовы саратовского купца Матроны Афанасьевны Московской. Ею назначено церкви с. Запутное 300 рублей на вечное поминание Игнатия и Матроны. В том же году крестьянин с. Запутное Михаил Матвеевич Филиппов пожертвовал 100 рублей на храм с. Лесково Егорьевского уезда Рязанской губернии. У д. Запутное в 1905 г. была лесная сторожка г-на Казнова. В 1903 г. благочинным 2-го округа Егорьевского уезда священником Добролюбовым были освящены два придела в церкви с.Запутное. Деревянный храм сгорел, полученный страховой капитал велено было епархиальным начальством употребить на строительство временного молитвенного помещения. В 1906 г. в Запутном уже стоит деревянный молитвенный дом. Он сохранился до нашего времени, расположен к северо-западу от каменного храма. С построением каменного, деревянный – стал зимним храмом, и был освящен во имя иконы Божией Матери «Знамение», здесь же совершалось таинство крещения. В советское время в храме был устроен детский сад, потом поселили учителей.

http://sobory.ru/article/?object=33434

Перед своим отъездом из обители ее высочество изъявила желание побывать на месте самого явления святой чудотворной иконы Божией Матери, которое находилось под алтарем главного монастырского храма. Великая княгиня спустилась в нижний (подвальный) этаж собора, долго молилась там и выразила сожаление, что такое святое место находится в запущенном состоянии. Игумения монастыря Варвара предложила Елисавете Феодоровне устроить на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери часовню в память приближающегося трехсотлетия царствования дома Романовых на русском престоле. При этом было предложено ее высочеству принять под свое покровительство ход строительства часовни, на что великая княгиня изъявила полное свое согласие и радость послужить этому святому делу. В час дня августейшая особа отбыла из обители в кафедральный Благовещенский собор, где ее тепло встретили Высокопреосвященнейший Никанор, Архиепископ Казанский и Свияжский, все Преосвященнейшие викарии и соборное духовенство. Владыка благословил ее иконою свв. Гурия, Варсонофия и Германа. После чего великая княгиня приложилась к чудотворному Смоленскому образу Богоматери и св. мощам Святителя Гурия.6 Из собора великая княгиня проследовала в покои его Высокопреосвященства, посетив по пути следования молитвенную келлию Св. Гурия. При входе в Архиерейский дом великой княгине от Покровской женской общины Мамадышского уезда двумя сестрами была преподнесена точная копия с портрета преподобного Серафима Саровского, изготовленного незадолго до его кончины. Ее императорское высочество поблагодарила за дар и расспросила сестер о духовной жизни их общины. В покоях Владыки был приготовлен чай, и беседа вращалась по преимуществу вокруг путешествия ее императорского высочества, жизни женских обителей и наиболее выдающихся их тружениц. Его Высокопресвященством архиепископом Никанором были подарены великой княгине для библиотеки ее общины все его многочисленные печатные труды. Простившись с Владыкой, ее императорское высочество посетила Спасо-Преображенский монастырь и отбыла на устьинскую пристань для следования в Москву через Нижний Новгород.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Со смертью монахов-старцев жители окрестных сел, в особенности старообрядцы, перешедшие в единоверие, не оставили обитель на полное разорение безбожникам: до 50-х годов прошлого века в обители сохранялись некоторые постройки, могилы и келья преподобного Варлаама. Из 30 монастырских колодцев, выкопанных братией, сохранилось в хорошем состоянии три. Но самое главное: была жива народная память почитания святого места и святынь монастыря. В течение всех десятилетий безбожия 29 мая/11 июня, в день празднования иконы Божией Матери «Споручница грешных», в память о принесении в Иоанно-Предтеченский монастырь из Кяхты чудотворной иконы жители совершали крестный ход от Пророка-Илиинского храма с. Урлук к развалинам монастыря. Несмотря на различные запреты власть имущих, несмотря на насмешки односельчан, ходили верующие к заброшенному Чикойскому монастырю, дабы поклониться святыне, набрать святую воду из монастырских колодцев, помолиться о здравии своих родных, об урожае, о заступлении от бед. Отправлялись группками и поодиночке, пешком, на лошадях, а иногда и на машинах. Со временем селяне заметили, что у тех, кто каждый год ходит на «Споручницу», и дом полон, и дети здоровы, и в огороде все растет. В наше время крестные ходы вновь стали тем, чем и должны быть, – молитвенным шествием. И с каждым годом число крестноходцев увеличивается. В 2002 году в крестном ходе впервые приняли участие паломники из Читы, а через год к крестному ходу присоединились прихожане Успенского храма г. Кяхта и Богородице-Казанского города Северобайкальск, возглавляемые своими настоятелями. На крестный ход ими была привезена святыня кяхтинского храма и всего Забайкалья – икона Божией Матери «Споручница грешных», обретенная в середине 90-х годов прошлого века. Источник: сайт Читинской и Краснокамской епархии   Чикойский Иоанно-Предтеченский монастырь располагался на границе Китая, Верхнеудинского и Троицкосавского окр. Заб. обл. (ныне тер. Красночикойского р-на в 8 км от с. Урлук). Ближайший крупный населенный пункт в 138 км – пограничная слобода Кяхта. Монастырь находился на склоне сопки, в 4,2 км от р. Чикой. Строения обители возводились по искусственным террасам, находившимся одна над другой. Для предохранения созданных ровных площадок от осыпания по краям их укрепляли каменными кладками. На наиболее крутых участках (подъемах) сооружались деревянные или каменные лестницы. Основан в 1826 как заштатная пустынь В. Ф. Надежиным (1-й настоятель, в монашество пострижен с именем Варлаам). С 1836 – заштатный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=41709

Закрытие в 1927 году монастыря в Понетаевке, утрата святыни и долгое преследование людей за веру растворили в народе память об этом замечательном Образе и о его былой славе, и быстрой помощи молящимся перед ним. Именно эту несправедливость и стремится исправить Валентина Юрьевна, и к этому святому и благословенному делу она призывает всех неравнодушных. В Понетаевку Валентина Салова приехала в 1996 году, когда вернулась в родной Шатковский район из Мурманска. Купила домик напротив обители и добилась открытия молитвенной комнаты в одном из корпусов бывшего монастыря. Договорилась с директором психоневрологического интерната, расположившегося в бывшем монастыре с 1970-х годов, и получила благословение митрополита Николая (Кутепова). В 1998 году в Понетаевку пришли дивеевские сестры, монастырь стал возрождаться как скит. Именно в то время Валентина Юрьевна задумалась о возведении Храма в честь Серафимо-Понетаевской иконы. Но дело продвигалось медленно. Не было даже земли. «В 2004 году по благословению Патриарха Алексия II из Курска в Дивеево шёл крестный ход, он заходил и в Понетаевский скит, — вспоминает Валентина Юрьевна. — Куряне несли иконы Божией Матери «Умиление» Локотскую и Курскую Коренную «Знамение», а также мироточивую икону Царя-Мученика Николая. Проходя мимо этого места духовник крестного хода иеромонах Анастасий (Манин) остановился. Вместе с другим священником он благословил его тремя иконами и сказал: «Здесь будет церковь!». «На чём её строить?» — недоумевала я тогда. Но батюшка сказал: «Придёт время, этот участок вам отдадут». Действительно, вскоре Валентина Юрьевна стала собственником земли, поставила молитвенный дом, а несколько лет назад передала и землю, и домовой храм в собственность Лысковской и Лукояновской епархии. С тех пор особое попечение о понетаевском приходе имеет протоиерей Василий Лютянский, благочинный Шатковского округа. По словам священника, несмотря на возрождение Понетаевского скита, приходской храм здесь нужен, а на вопрос, почему именно в честь Серафимо-Понетаевской иконы, отвечает: «Есть такой обычай: если икона являет чудотворную силу, то ей устраивают особое почитание. Сооружают красивый киот, ризу и ставят храм. Мы видим, что Серафимо-Понетаевской иконе до сих пор нет храма».

http://ruskline.ru/opp/2020/11/21/wit_i_...

Кружевная церковь бела, как плат Пресвятой Богородицы, изображаемый на Покровской иконе. Над четвериком – двадцать два кокошника: по пять с юга и севера, по шесть – с востока и запада. Ниже этого венца кокошников – пояс фигурных кирпичей, по форме имитирующих изразцы (настоящих, цветных изразцов у храма нет). Изящны наличники окон: каждый – как маленький двускатный домик в разрезе. Всё это объёмное кирпичное кружево, казалось бы, совсем простенькое, необычайно роскошно смотрится в солнечный день: лучи и тени рисуют ослепительный и невесомо-тонкий рельеф. Потоки света, особенно утром, словно бы надувают резьбу, делают её воздушной, облачной... Кокошники надуваются, как паруса. Все выступающие грани сахаристо сверкают. И невесомая церковь светится такой белизной, что ломит глаза: как будто смотришь в ясный зимний день на искрящийся сугроб! Маленькие купола с ажурными крестами-якорями расцвели над широкой крышей. Четыре из пяти привстали над самыми углами. Когда-то они были размещены более купно – но раздвинуты при одной из позднейших перестроек. К позднему времени относится и верх небольшой колоколенки, перестроенной в XIX веке в стиле провинциального классицизма. Тем не менее, весь комплекс храма смотрится удивительно цельным. Главной святыней храма до революции был чудотворный список Петровской иконы Божией Матери(1). Икона была семейным достоянием калужских купцов Сапожниковых. В 1792 г. от неё получила чудесное исцеление дочь Петра Алексеевича Сапожникова 16-летняя Пелагея, которая «после некого странного происшествия» более года была парализована на правую руку и ногу и не могла говорить. Божия Матерь сказала ей во сне: «Пелагея, узнай, когда празднование сей Моей иконе, и празднуй всегда этот день! Я дам тебе руку, и ногу, и язык». После этого исцеления, слух о котором пронёсся по городу, «икона сия сделалась предметом особенного почитания со стороны граждан города Калуги ... так что дом, в котором находилась она, обратился в молитвенную храмину, где почти во всякое время можно было встретить усердно молившихся». В 1894 г. Сапожниковы пожертвовали эту икону в Покровскую церковь. С тех пор в приходе особо чтится не только 24 августа – всероссийский праздник в честь Петровской иконы, – но и 22 ноября – местный праздник перенесения этой иконы в храм (даты – по ст. стилю).

http://sobory.ru/article/?object=00912

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010