Разделы портала «Азбука веры» Андрей Черняк " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" Оглавление См. также: цикл лекций Андрея Черняка по катехизации в аудиоформате Лекция 1. Сотворение мира Для кого нужна катехизация Итак, сегодня мы с вами начинаем новый цикл занятий, он и для вас, и для нас новый. Что это за занятия? В истории Церкви буквально с самого начала ее существования известно, что людей нужно готовить к вхождению в Церковь, что войти в Церковь – это не просто покреститься и все, и уже там. Есть что-то очень важное, с чем человек должен прийти к этому крещению, что-то очень важное, с чем человек входит в Церковь – вера, это вера. И в истории Церкви всегда существовали занятия подготовки к крещению, наставление людей в вере, называлось это таким греческим словом катехизация. Сейчас ситуация как-то изменилась, огромное количество людей уже крещеных. Крестятся люди в младенчестве, и в этом есть свой смысл, как-нибудь об этом мы будем с вами говорить. Но, когда человек затем начинает сознательно что-то для себя решать, принимать какие-то сознательные решения в своей жизни, он обнаруживает, что ему не хватает каких-то знаний о том, что такое христианская вера. И тогда человек начинает искать, где ему такие знания могут дать. И вот для людей обеих категорий, для тех, кто еще не крещен, но хочет креститься, хочет приготовиться к крещению, и для тех, кто уже крещен, но хочет получше разобраться для себя, в чем состоит христианство, мы и организуем эти занятия. И, я думаю, вы пришли сюда именно ради этого, ради вот таких занятий. Если вы пришли сюда с какими-то другими ожиданиями, то это неправильные ожидания. Здесь речь будет идти о христианстве, здесь будут занятия по наставлению в вере – это первое. У меня есть один маленький вопрос к вам. Будьте добры, пожалуйста, поднимите руки те, кто не крещен. Понятно, спасибо. Видите, я помню, как когда-то мы начинали такие занятия. 15–20 лет назад уже такие занятия проводились, и тогда в основном на эти занятия приходили люди не крещеные, и они готовились к крещению, потом принимали крещение. Последние несколько лет ситуация диаметрально противоположная – в основном люди приходят крещеные. И здесь нет такого, что то было хорошо, а это плохо, и наоборот, то было плохо, а это хорошо. Другая ситуация, и поэтому немножечко изменились и наши занятия. Если раньше все-таки они в основном ориентированы были на тех людей, которые еще не крещены и их во многом готовили именно ко крещению, то сейчас немного по-другому, приходится больше ориентироваться на людей уже крещеных. И тогда просто небольшой сдвиг акцентов: мы не готовим этих людей ко крещению, а объясняем, во что же они крестились сколько-то лет или месяцев назад.

http://azbyka.ru/katehizacija/biblejskaj...

Если младенец уже крещен, слова в квадратных скобках пропускаются. [И аще младенец крещен есть, творит иерей воцерковление, аще же ни, творит сие по крещении. Молитвам же зде творит отпуст.] (И, если младенец уже крещен, священник совершает воцерковление. Если же нет, делает это после Крещения, а здесь произносит отпуст.) Воцерковление новокрещенного Таже прием священник отроча, начертавает крест им пред враты храма, глаголя: Затем священник, взяв младенца, начертывает им Крест пред вратами храма, говоря: Воцерковляется раб Божий, имярек, [или: раба Божия, имярек,] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь. Воцерковляется раб Божий (имя), (или раба Божия, имя), во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь. Таже вводит е во храм, глаголя: Внидет в дом Твой, поклонится ко храму святому Твоему. Затем вводит его во храм, говоря: Войду в дом Твой [Господи ], поклонюсь пред храмом святым Твоим. И входит посреде храма, глаголя: Воцерковляется раб Божий: И входит в середину храма, говоря: Воцерковляется раб Божий: Таже глаголет: Посреде церкве воспоет Тя. Затем говорит: Посреди Церкви воспою Тебя. Таже вводит пред дверьми жертвенника, глаголя: Воцерковляется раб Божий: Затем подводит его к вратам жертвенника, говоря: Воцерковляется раб Божий: И вводит е во святый жертвенник, аще будет мужеский пол: аще же женский, даже до Царских врат, глаголя: И, если младенец будет мужского пола, вводит его во святой жертвенник; если же женского, то доводит до царских врат, говоря: Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко,/по глаголу Твоему с миром,/яко видеста очи мои спасение Твое,/еже еси уготовал пред лицем всех людей,/свет во откровение языков/и славу людей Твоих Израиля. Ныне отпускаешь Ты раба Твоего, Владыка,/по слову Твоему, с миром,/ибо видели очи мои спасение Твоё,/которое Ты уготовал пред лицом всех народов:/свет во откровение язычникам/и славу народа Твоего, Израиля. И священник творит, яко обычай, отпуст. Затем: “Слава Тебе, Христе Боже:” и обычный дневной отпуст. [В греческом Требнике положен отпуст праздника Сретения Господня: В объятиях праведного Симеона быть носимым благоволивший нашего ради спасения, Христос, истинный Бог наш: с обычным упоминанием святых храма и дня.]

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/molitvy-r...

Собор 1620 года решил также вопрос о том, как следует поступать с православными из Белоруссии, Литвы, Малороссии, Польши. Тех, кто пребывал там в униатских общинах, кто был крещен обливанием, кто был крещен погружением, но от священника, поминавшего римского папу, повелевалось вторично крестить в три погружения. Тех, кто утверждал, что крещен правильно и в унии не был, тех принимать без перекрещивания. Основанием для такого решения в значительной мере послужило свидетельство патриарха Филарета о том, что он сам наблюдал в течение почти восьми лет пребывания в Польше. «Я видел многие церковные несогласия у самих христиан, которые называются там белорусцами, – говорил святейший. – В одном доме у них, у отца с детьми, у мужа с женою, у господина с рабами три или четыре веры: один держит веру христианскую, другой папежскую, третий лютерскую, иной кальвинскую, иной новокрещенскую, иной арианскую и все вместе на одной трапезе едят и пьют и совокупляются браком, иные вместе и молитву творят. Многие из них молятся за... папу во время литургии... и называются униатами потому, что приняли унию или соединение с папежниками... Иные там ради напастей и гонений покорились папе; многие омрачились еретичеством... а иные терпят беды и напасти ради нашей христианской веры и пребывают непреклонными в папино учение» 20 . Во всех этих документах часто «христианством» называется только православие. Следовательно, в те времена в России католиков, протестантов и униатов не считали вовсе христианами. Ошибочное присвоение «латынству» таких ересей, каких в католичестве вообще не бывало, как будто говорит о недостаточной осведомленности даже столь образованных людей, как патриарх Филарет. Однако при более внимательном взгляде оказывается, что он и другие русские хорошо отличали «папежскую» веру от «лютерской», «кальвинской», «униатской». Следовательно, здесь имеет место не невежество русских относительно западных вероисповеданий. Под «латынством» русские умышленно понимают все западное христианство вообще, которое настолько чуждо вере «святых апостол и святых отец», что должно содержать в себе (и содержит!) все языческие, иудейские, мусульманские и все еретические заблуждения, какие только есть и могут быть на свете, и потому нет нужды особенно тщательно разбирать, какие из этих заблуждений относятся собственно к «папежникам», какие – к «лютером» или «кальвином»...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Конечно, маленький ребенок еще не может выразить своей веры, но это не значит, что родители должны пренебречь его душой. Далеко не всегда учитываются желания маленьких детей по многим важным для них вопросам. Например, некоторые дети боятся и не хотят посещать больницу, но ведь родители, даже вопреки их желанию, лечат их. А таинства Церкви, первое из которых – Крещение, есть духовное врачевство и то духовное питание, в котором нуждаются дети, хотя они еще и не осознают это. 25.13. Только ли священник может совершать Крещение? – В исключительных случаях, например, при смертельной опасности для новорожденного младенца или взрослого человека, когда невозможно пригласить священника или диакона, допускается, чтобы Крещение совершил мирянин – то есть любой верующий православный христианин, понимающий важность Крещения. Однако после этого уже священник должен прочесть над крещенным все полагаемые молитвы и совершить таинство Миропомазания. 25.14. Как в случае смертельной опасности окрестить человека без священника? – Для этого необходимо сознательно, с искренней верой, с пониманием важности дела точно и правильно произнести формулу таинства Крещения – тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (раба Божия) (имя) во имя Отца (первое погружение или окропление водой), аминь, и Сына (второе погружение или окропление водой), аминь, и Святаго Духа (третье погружение или окропление водой), аминь». Если смертельная опасность проходит и человек остается жив, то священник должен восполнить Крещение положенными в чинопоследовании молитвами и священнодействиями. В случае смерти человека будет молиться Церковь во время отпевания, совершения панихиды и поминать за богослужением (после подачи родными записок об упокоении). 25.15. Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен и не у кого об этом спросить? – Если взрослый человек точно не знает, был ли он крещен, и узнать об этом не у кого, то в таком случае следует обратиться к священнику. Существует древняя церковная практика в подобных случаях в момент крещения произносить тайносовершительные слова: «Крещается раб Божий (имя), аще (если) не крещен».

http://azbyka.ru/katehizacija/praktiches...

– Признав правильным воззрение восточное относительно крещения Константина, автор естественно встречается с тем затруднением, которое и до сих пор не достаточно распутано в науке. В самом деле: если Константин получил крещение от Евсевия Никомидийского, то он скончался, исповедуя не православие, а арианство? Автор, разумеется, отнюдь не склонен делать такого вывода. А для того, чтобы устранить этот вывод, необходимо дать такое толкование факта Константинова крещения Евсевием, которое бы сохраняло неврежденным православие первого христианского императора. Так и поступает Флашь. Он говорит: «Уже с 328 года (т. е. со времени возвращения Евсевия из религиозной ссылки) Константин отметает всякое подозрение о Евсевии в отношении к арианству» (155–158).... следовательно? Что же: следовательно? Неужели, из того, что Константин считал Евсевия не арианином, вытекает заключение, что Константин крещен был, как надлежит православному? Не думаем. Неужели нужно было бы признавать Константина крещенным по православному и в том случае, если бы он принял крещение от руки самого Ария, которого он даже соглашался торжественно воссоединить со вселенскою церковию? Нам кажется, что Флашь своим разъяснением не достиг желанного результата. Не считая удобным оставлять затронутый вопрос не решенным, мы осмеливаемся указать на то решение его, которое принадлежит нам лично и которое было выражено нами в 1886 году в одном из духовных журналов. Опровергая тоже самое мнение, которое опровергает и Флашь, —386— т. е., что Константин крещен арианином и есть сам арианин, мы говорили: «Но историк Евсевий Кесарийский не говорит, что Константин был крещен Евсевием Никомидийским, а утверждает ясно, что он крестился от собора епископов (V. С. IV, 61). Из кого состоял этот собор неизвестно. Весьма вероятно, что в этом соборе участвовал и Евсевий Никомидийский, но едва ли ему принадлежало первенствующее место здесь: Константинополь близко от Никомидии; поэтому есть основания полагать, что патриарх столицы св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:35 а) в случае непомнящего младенца либо нет крещенного (если он не крещен), либо (если он крещен) нет распинающего и осмеивающего, если только кощунственно не приписать эту роль Церкви; б) тогда как в случае крещения еретика, о котором известно, что он «крещен» (напомню, мы исследуем вопрос при условии признания действительности «крещения» у какого-либо еретического сообщества), было бы трое распинающих и осмеивающих Сына Божьего - это еретик, пресвитер, который крестит, и епископ, который разрешает крестить. Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:34 1-й тезис вы обосновываете тем, что Церковь постановила крестить младенцев о которых неизвестно крещены ли они и которые сами не помнят («не могут дать ответ») о своем крещении (84 пр. 6-го Вселенского Собора). И из этого учения Церкви вы теперь делаете свой собственный вывод: «Нет никакого кощунства, если требуют обстоятельства крестить человека во 2-й раз», распространяя этот подход на крещение и еретиков без опасности «повторно распять и осмеять Сына Божьего». Но абсолютно очевидно, что крещение младенцев о которых неизвестно крещены ли, и крещение еретиков о которых известно, что они «крещены» (если б они имели действительные «таинства») это две разные ситуации: Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:33 Итак, Вадим, вы упорствуете и желаете доказать, что у еретиков «таинства» действительны. При этом вы именно пытаетесь «объяснить на языке человеческой логики» ваше понимание без ссылок на учение Церкви, напротив, отбрасываете учение Церкви применяя к нему эпитет «человеческие хитросплетения». Что же – это ваш собственный выбор, который требует от вас выдумывать свое учение, которого не знает Церковь. Главных тезисов в вашем учении два: 1-тезис Вадима: «Нет никакого кощунства, если требуют обстоятельства крестить человека во 2-й раз.» 2-й тезис Вадима: «если еретик некрещен, как Церковь его приобщает себе без крещения? Таинства без обряда не бывает, это какое-то манихейство.» Вадим К. 9 апреля 2019, 11:23

http://pravoslavie.ru/120312.html

А затем прошел целый период времени, в течение которого Иоанн Креститель продолжал свою проповедь, а Христос совершал Свое дело. В какой-то момент Иоанн взят в тюрьму и оказывается перед лицом смерти. И он задумывается, вероятно, над тем, чем была его жизнь. Его жизнь была отречением от всего, что составляет простую, невинную радость человека. Он юношей ушел в пустыню, жил подвижником, настолько ушел в Бога, что Евангелие от Марка говорит, что он глас Божий в пустыне (Мк 1:3), это не человек, говорящий слова Божии, а Божий голос, звучащий будто через трубу. Он находится перед лицом смерти, задумался над всей своей жизнью, и ему пришло последнее страшное искушение: испытание его верности, не веры, которая ему открыла, что Христос – Агнец Божий, а верности до конца, до смерти включительно. И мне представляется, что вдали от всего, в одиночестве он мог себе поставить вопрос: не обманут ли я, не ошибся ли я? Я всю свою жизнь отдал на это, а вдруг я ошибся и в своей миссии, и в том, что я проповедал, и в Том, Кого я исповедал Агнцем Божиим? Вдруг все это самообман или обман злыми силами?.. И он тогда посылает ко Христу своих учеников, которые должны Ему поставить вопрос: Ты ли Тот, или нам ждать другого? И Христос не лишает его предельного и последнего подвига веры, то есть уверенности в том, что было ему открыто от Бога: скажите ему: хромые ходят, слепые прозревают, глухие слышат, и блажен тот кто не соблазнится о Мне (Мф 11:6). Христос его, последнего пророка, отсылает к древним пророчествам о Нем самом. И последнее, героическое действие Иоанна Крестителя: он отдает свою жизнь из чистой веры и верности. Однажды при мне старушка посмотрела на ребенка, которого к ней привезли, и сказала: «Да что вы, он же не крещен». Значит, есть какая-то печать? С другой стороны, я знал человека, который не был крещен, в 1920-е годы родился, – хороший, светлый человек… Я мог бы вам ответить, как мне раз ответил один человек: спроси Господа… Я отвечу, как умею. Во-первых, когда говорят старушки или святые, им дано просто видеть, что человек во Христе или вне.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-sur...

Итак, если арианин не может сообщить Духа Святого, не может он и крестить; потому что крещение церковное без Духа Святого ничтожно. Ты же, который принимаешь крещенного и потом призываешь (не принимаемого) Духа Святого, ты должен или крестить его, потому что он не мог быть крещен без Духа Святого, или, если он крещен в Духе, перестань призывать на него Духа, которого он принял во время своего крещения. Л. Но помилуй, разве ты не читал в Апостольских Деяниях, что крещенные уже Иоанном, когда на вопрос апостолов отвечали, что они даже не слышали, что такое Дух Святой, получили потом Духа Святого? Из этого видно, что иной может быть крещен, и не иметь Духа Святого. Пр. Полагаю, что слушатели не так невежественны в божественных Писаниях, чтобы для решения этого возраженьица нужно было говорить много. Но прежде чем стану отвечать я на твои слова, послушай, какая путаница по твоим понятиям оказывается в Писаниях. Что это значит, что Иоанн в крещении своем не мог другим дать Духа Святого, когда дал Его Христу? И кто таков сам Иоанн? «Глас вопиющаго в пустыни, уготовайте путь Господень, правы, творите стези Бога нашего» ( Ис.40:3 ; Мф.3:3 ). – То он говорил: «се агнец Божий вземляй грехи мира» ( Ин.1:29 ). Скажу короче, то он из чрева матери взывал: «и откуду мне сие, да приидет мати Господа моего ко мне?» ( Лк.1:43 ). И он не дал Духа Святого, которого дал Филипп диакон евнуху ( Деян.8 ), которого Анания дал Павлу ( Деян.9 )? Но быть может, покажется, что я дерзко превозношу Иоанна пред всеми. Послушай слова Господа: «не воста в рожденных женами болий Иоанна Крестителя» ( Мф.11:11 ). Никому из пророков не суждено и предвозвещать Христа, и указать его перстом. И какая необходимость мне вдаваться в похвалы такому мужу, когда сам Бог Отец называет его ангелом? " Се аз, – говорит он, – посылаю ангела моего пред лицем твоим, иже уготовит путь твой пред тобою» ( Мф.11:10 ). Действительно, он был ангел, – он, который после матернего чрева нашел приют в пустыне, для которого забавою детскою была игра со змеями 3 , он, который глазами зревшими Христа, считал недостойным смотреть на что либо другое, который словами Божиими, сладчайшими меда и сота, обучил свой, достойный Бога, язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

   Все почтеннейшие епископы воскликнули: «это канон правый; это канон святых отцов». Знатнейшие сановники и знаменитый сенат сказали: «по вашему прошению, не смотря на сопротивление почтеннейших епископов, поданные вами челобитные прочитаны. Итак скажите, желаете ли вы согласиться с догматами всего святейшего собора». Почтеннейший архимандрит Карос сказал: «веру 318-ти отцов, собиравшихся в Никее, в которой и крещен я, знаю: потому что иной веры я не знаю. Епископы они, и власть имеют и отлучать и низлагать, и если что захотят, имеют власть (сделать); более этой (власти) я не знаю иной. Меня крестил святой Феотим в Томах, и когда окрестил, повелел мне никогда не мудрствовать как-нибудь иначе». Почтеннейший архимандрит Дорофей сказал: «пребываю в вере 318-ти святых отцов, бывших в Никее, в которой (вере) и крещен я, и (следую) определению низложивших в Ефесе Нестория, и так верую, и кроме этой иной веры не знаю». Почтеннейший монах Варсума чрез своего человека, который переводил его речь с сирского, сказал: «так верую, как 318, и так крещен — во имя Отца и Сына и Святого Духа, как научил Господь самих апостолов». Монах Елпидий сказал: «я верую, как 318 отцов, бывшие в Никее, и (как) бывшие в Ефесе, которые низложили Нестория; и пребываю (в согласии) с определением, изложенным святыми отцами». Все другие монахи сказали: «и мы говорим то же».    Аетий, архидиакон святейшей константинопольской церкви, подошедши к нему, сказал: «этот святой и великий собор так верует, как изложили святые отцы 318, собиравшиеся тогда в Никее, и этот символ и сами хранят и всех приходящих научают. А так как в промежуток (этого времени) некоторые произвели несогласия, и вооружившиеся против них святые отцы Кирилл и Келестин и ныне святейший и блаженнейший папа Лев издали послания, объясняющие символ, (а) не веру или догмат излагающие, которыми доволен и с которыми согласен весь вселенский собор, и дает перевод их желающим научиться: то и ваша любовь согласна ли с мнением всего святого собора, и анафематствует ли Нестория и Евтихия, как нововводителей, или нет»? Почтеннейший монах Карос сказал: «зачем я стану анафематствовать Нестория, когда однажды и дважды и трижды и много раз я анафематствовал его и осуждал»? Аетий, почтеннейший архидиакон константинопольской церкви, сказал: «и Евтихия анафематствуешь ли так же, как святой собор, или нет»? Почтеннейший монах Карос сказал: «не написано ли тебе: «не суди, да не будешь осужден» (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека. Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься? О. Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: « Я не достоин, Господи, сделай меня достойным ».

http://azbyka.ru/prichastie

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010