Зонара . И у священных апостолов в 47м правиле постановлено не перекрещивать, разве только того, кто крещен нечестивыми, и в 68м правиле определено, чтобы никто не принимал 2го рукоположения. Итак, следуя этим правилам и сии отцы постановили то же самое, то есть что никто из имеющих из начала правильное крещение не должен быть крещен вновь. А если кто был крещен еретиками не истинным крещением, того должны крестить; ибо это не есть перекрещивание, потому что крещение, каким он крещен, должно быть считаемо не за крещение, а за осквернение. Не должно быть и перепоставлениям и прехождениям епископов на иный престол, так чтобы кто-либо оставлял собственную епископию и переходил другую. И тут же представили и дело такого рода, говоря, что известный епископ презрел собственный народ и вторгнулся в другую церковь , и что он многократно был увещеваем о сем, но не захотел оставить церковь , в которую вторгся не по правилу и, следовательно, говорят, по причине непослушания его необходимо приступити к начальнику страны, дабы получивший кроткое увещание и не оказавший покорности вышел по повелению правительства. На это Аврилий сказал: « по соблюдении установленного обряда таковый да не признается принадлежащим собору »; ибо не позволительно предавать посвященных лиц светскому начальнику для наказания, если не будут они предварительно извержены. Ибо, если какой-либо посвященный достоин наказания за какой-нибудь тяжкий грех , то предварительно он лишается священнического достоинства, и, таким образом, берет его начальник для наказания. Итак, слова: « по соблюдении установленного обряда » – значат то, что если соблюден установленный обряд, то есть если были сделаны ему увещания по правилам и он не покорился, то да не признается принадлежащим собору, то есть не должен считаться в числе епископов, но уже как отверженный и изгнанный из священнического списка должен быть предан светской власти. А это предание его светскому начальнику постигло его вследствие упорства его, то есть самомнения, непокорства, по которым он с пренебрежением отнесся к оказанной ему епископами кротости.

http://azbyka.ru/pravo/karfagenskij-sobo...

Крещение, в исключительных случаях, в православной Церкви (угроза смерти при отсутствии священника) могут совершать и миряне, но оно должно быть совершено при троекратном погружении и при правильном произнесении крещальной формулы. Сам мирянин должен быть правильно крещен. Исходя из этого, признается состоявшимся протестантское крещение. Крещение подавляющего большинства сект признается несостоявшимся, так как оно производится или в одно погружение, или не во имя Отца и Сына и Святаго Духа, или лицом, которого самого, или крестивших его, крестил человек, не получивший правильного крещения. Человек сам себя крестить не может, такое крещение так же является несостоявшимся. Например, некоторые из основателей баптизма крестили себя сами. Трудно понять сектантов, не желающих совершать крещение в три погружения и во имя Отца и Сына, и Святого Духа. Основной–то момент для них именно погружение. Правда, соблюдение внешней формы крещения не сделало бы их крещения состоявшимся, так как неизвестно кем и как крещены основатели секты. Способ проверки правильности крещения Для того чтобы установить правильно ли крещен человек, необходимо узнать: как был крещен крестивший, и правильно ли были крещены лица, крестившие его и их предшественники; совершено ли было крещение в три погружения; крещен ли во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Если хоть одно из условий не соблюдено, крещение является несостоявшимся. Православная Церковь в таких случаях принимает людей через крещение, являющееся первым. Если присоединяющийся до уклонения в сектантство был православным, крещение не повторяется. Сравнение Погружательное крещение. Многие секты делают основной акцент на необходимость погружательного крещения. Но именно этому учит и Православная Церковь . Некрещение младенцев. Взгляд основывается на том, что от крестящегося требуется вера. Выдвигается утверждение, что крещение само по себе не спасает человека и для спасения не очень–то необходимо. Например, если умирающий уверует, но не сможет креститься, он будет спасен. Спасает вера.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kurs...

В разрешении вопроса, как совершать крещение младенцев-уродов? Руководит статья в Требнике м. Петра Мегилы имеющая заглавие; «О крещении дивов или чуд родящихся» (стр. 10). «Аще же многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие; разсуждение сицево да будет, еще едину или многия имеет главы, едины или многия перси, ибо толикожде многия будут сердца и души, и раздельние чсловецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будут, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, коеже коегождо особне крестити, инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во виду суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, и крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». По правилам Православной Церкви, над крещаемым, непосредственно после крещения, должно совершаться миропомазание (Лаод. Соб., прав. 46). Миропомазание Миропомазание есть таинство, в котором верующие, при помазании святым миром частей тела во имя Св. Духа, получают дары Св. Духа, возращающие и укрепляющие в жизни духовной (Прав. Катех.), чтобы им быть крепкими, твердыми и непоколебимыми в православной вере, любви и надежде, со дерзновением без страха непостыдно исповедовать пред всеми имя Христа Бога, возрастать во всех добродетелях (Ектения в Чин миропомазания еретиков), избавляться от лукавого и всех начинаний его, в чистоте и правде душу соблюдать (Требн., молитва при миропом.).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

– Ирина Петровна! Ведь Ганя и в самом деле не был крещен. Затем из рассказа его выяснилось следующее: Придя к куму, Лебедев подробно рассказал ему видение жены и потом спросил, правда ли, что Ганя не был крещен? Очевидно было, что такое неожиданное и необычайное обличение поразило кума, смутило его, и он тут же сказал, что Ганя, действительно, не был крещен. «В этом грех наш», – добавил он, и тут же объяснил причину противозаконного проступка. Он, т.е. П. И. Иванов, имел незаконную связь с женою своего сослуживца, с тою именно, которая вместе с ним приглашена была Лебедевым в восприемники при крещении его сына Гавриила. Отказаться от приглашения без видимой к тому причины они не решились из ложного опасения, чтобы через отказ не догадались о противозаконной между ними связи и, сознавая свой грех, который не допускал им быть восприемниками при совершении святого Таинства Крещения, они условились между собою, да и бабку к тому же подговорили, чтобы младенца не крестить, а только сделать вид, что он крещен, но не в церкви, а на квартире у бабки. Так они и сделали. Собрались и ушли как бы в церковь крестить младенца, а пробыли несколько времени у бабки и потом возвратились. Последовавшая в тот же день смерть младенца, как видно, доставила облегчение совести его мнимым восприемникам, оправдав их надежды «развязала их грех», и потому крестная мать не могла даже скрыть своего душевного настроения, когда она приготовляла к погребению младенца. Отпевал его священник, дававший новорожденному молитву и нарекший ему имя, которого крестный отец постарался предупредить, что младенец «не дожил до крещения в церкви и что крестила его бабка». Похоронив крестника, мнимые восприемники его совсем успокоились при мысли, что поступок их окончательно скрыт, погребен вместе с младенцем, и никто о нем не узнал и не узнает. Но вот – через восемь лет, когда стали забывать о содеянном грехе, лишившем невинного младенца благодатных даров св. крещения – неожиданно является обличение в том грехе и обличение необыкновенное – из загробного мира! Совесть не допустила Иванова утаить совершенный им тяжкий грех – и он в нем сознался (П. И. Иванов, которого я лично знал, уже не подлежит суду земному: он скончался года три или четыре тому назад. Другой участницы — кумы Н. П. Ивановой — не было в Баку в то время, когда случилось это открытие: через два года после смерти младенца Гавриила, муж её вышел в отставку, и она с ним тогда же уехала на родину ближайшие участницы его: Н. П. Иванова – жива или нет и где находится – неизвестно; а бабка тоже окончила земное бытие и предстала на суд Царя Небесного. – Авт… ) -

http://azbyka.ru/fiction/tajny-zagrobnog...

" Аще многовиден див родится, и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже рассудится сие; разсуждение сицево да будет, аще едину или многие имеет главы, едины или многие перси: ибо толикожде многие будут сердца, и души, и раздельния человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет, коемуждо на главе воду изливая и глаголя: крещается раб Божий во имя Отца и проч.; аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегождо особне крестити, может служитель, на коегождо главе воду изливая, всех единой крестити, глаголя: крещаются. раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч. Но убо сию множественную форму в сих точию, и в иных смертных бедах, в крещении многих единою, и яже время быти не может, ко еже коегождо особне крестити: инакоже никако николиже да употреблена будет под смертным грехом и казнию правильною. Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под кондицией сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий, имя рек, во имя Отца, аминь; и Сына, аминь; и Святого Духа, аминь; и ныне, и присно, и во веки веков, аминь». Могут быть крещаемы таковые уроды (т.е., имеющие две головы и две груди, отчётливо разделённые) и оба вместе чрез погружение в воду, но с произнесением совершительной формулы крещения во множественном числе и отдельным наименованием каждого из них: «Крещаются рабы Божии» (такие-то) и т.д. 451 (Практ. Рук., 184 стр.). Восприемники при крещении При крещении как возрастных, так и младенцев должны быть восприемники . 452 При крещении возрастных восприемники служат к тому, чтобы: 1) быть свидетелями и поручителями веры и обетов крещаемого и таким образом устранить в крещении их всякий обман, подлог, лицемерие и проч.; 2) отвечать при крещении за таких, кои по болезни не могут сами за себя дать ответов. При крещении младенцев восприемники бывают для того, чтобы произносить вместо их Символ веры и необходимые ответы и впоследствии иметь попечение о научении вере и нравственности воспринятых ими 453 (VI, 53; Карф. 54., Требн., «Увещание от иерея к восприемнику»; Кн. о долж., 80, 87; Ук. Св. Син. 1836 г., V, 23; 1853 г., V, 25; Кур. цер. законовед. Арх. Иоанна, 2 т., 433 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Родионцев попросил водворить тишину и стал так говорить: Братия-христиане! Вы слышали, что сейчас прочитано Василием Ефимовичем, – самое главное у них доказательство за крещение Амвросия заключается в том, что м. Амвросий сам о себе засвидетельствовал, что он крещен в три погружения, и такое свидетельство будто бы оправдывается соборным уложением. Но я совершенно не придаю никакого значения свидетельству м. Амвросия о самом себе и даже отвергаю это на следующем основании: м. Амвросий не мог помнить своего крещения, ибо он крещен обычно в младенческом несмыслии, а не взрослый; притом же, у родителей и родных ему, Амвросию, до сделки с Павлом Белокриницким, не было надобности расспрашивать, как он крещен, – в три ли погружения, или чрез обливание; я же сомневаюсь, было ли на самом деле со стороны Амвросия заявление о самом себе пред иконами, – не вернее ли будет, что это вымысел Павла Белокриницкого? Что же касательно до ссылки на Соборное Уложение п. Филарета, то я знаком хорошо с Соборным Уложением и не видал в оном никакого оправдания м. Амвросию. Сейчас мы прочитаем всю 9-ю главу Соборного Уложения. Родионцев требует Филаретовский или Иоасафский Потребник; но Гусев и Мельников стали говорить, что нет нужды читать всю главу Соборного Уложения; Родионцев же настаивал читать. За Родиоцева закричали ветковцы и в несколько голосов просили его прочитать. Родионцеву подали книгу, и он стал читать 9-ю главу. По прочтении всей главы, Родионцев заявляет: – Из прочитанного мною видно, что п. Филарет со всем российским собором заповедовал не только одних католиков крестить, но и всех униатов; а униаты весь закон держали греческий, а не латинский. Совершенно же крестить униатов заповедано потому, что у них при крещении, кА и у греков, по местам допускается и обливание; а что у греков действительно 2-х родов крещение совершалось еще при п. Филарете, это видно из следующего определения Соборного Уложения: которые иноземцы... в расспросе про себя сами скажут, яко они... в своей земле крещены в христианскую веру греческого закона, а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят, а миром и маслом помазуют... и таковых подобает совершенно крестити в три погружения; а иные иноземцы сказывают про себя сами же, что они в греческую веру крещены в три погружения и миром и маслом помазаны, и тех крестити не подобает (Собор. Улож. 9 гл.). Из этих двух определений очевидно, что по греческому закону крещение совершается разнообразно, чрез погружение и обливание: следовательно, вопрос еще не решен, как был крещен м. Амвросий, – в три ли погружения, или чрез обливание.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

См. подробнее:  Таинство Крещения . Русская Церковь приняла чинопоследование совершения Таинства Крещения от Византийской Церкви. 1. Чинопоследование Таинства Крещения было принято Русской Церковью в том виде, в котором оно существовало в Византии, к концу X века. 2. На Руси это Таинство, как и в древние века, претерпевало некоторые изменения в своем строе, но они не носили принципиального характера. См. подробнее:  Таинство Крещения . Таинство Крещения не может совершить язычник. 1. Язычник, как человек некрещеный, не может совершать Таинство Крещения. 2. В обычных жизненных обстоятельствах Таинство Крещения совершают епископы и священники Православной Церкви. 3. Следует знать, Таинство Крещения – единственное из семи Таинств Православной Церкви, – которое при определенных обстоятельствах может совершить и диакон, и псаломщик, мирянин или мирянка. Это может произойти в случае реальной угрозы жизни крещаемого (например, при опасной болезни ребенка). См. подробнее:  Таинство Крещения . Если не известно, был ли человек крещен, и нет возможности это узнать, то он может креститься. 1. Таинство Крещения не повторяемо, при этом если у человека нет уверенности в том, что он был крещен (например, многих младенцев крестили в советское время тайно), над таким человеком Церковью будет совершаться Крещение. 2. В подобных сомнительных случаях Требник митрополита Петра Могилы предлагает добавлять в тайносовершительную формулу слова: «аще не крещен есть». 3. Если человек уже был крещен (но не знает об этом), то второе «Крещение» не будет иметь силы Таинства Крещения (совершаемого лишь однажды), и его совершение не вменится в вину ни тому, кто его совершал, ни тому, кто «крестился». См. подробнее:  Таинство Крещения . Крестные родители крещаемого называются восприемниками. 1. Восприемник – крестный, человек, взявший на себя обязанность (с благословения пастыря) наставлять крестника в духовной жизни, молиться о нем, следить за его воспитанием, учить благочестивой жизни, трудолюбию, кротости, воздержанию, любви и другим добродетелям.

http://azbyka.ru/quiz/kreshhenie/

Каким бы ни был священник, только через него можно получить разрешение от грехов. А за свои дела каждый сам отвечает перед Богом – и наставник, и повинующийся. А кто презирает священника, тот дойдет и до оскорбления Бога. 13. О Таинстве Крещения 13.1. Что такое Крещение и для чего оно необходимо? – Крещение – это священное действие, в котором верующий во Христа через троекратное погружение тела в воду с призыванием имени Святой Троицы омывается от первородного греха, а также от всех грехов, совершенных им до Крещения, духовно умирает для жизни плотской, греховной и, вновь рождаясь, облекается в благодать Божию для жизни святой, по Евангелию. Апостол говорит: «Мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни» ( Рим. 6:4 ). Без Крещения нельзя вступить в Церковь Христову и стать причастником благодатной жизни. 13.2. Сколько раз можно креститься? – Крещение – это духовное рождение, которое, как и рождение плотское, не может повториться. Как при телесном рождении раз и навсегда заложен внешний облик человека, так и Крещение кладет на душу неизгладимую печать, которая не стирается, хотя бы человек совершил и бесчисленное множество грехов. 13.3. Что делать человеку, который не знает, был ли он крещен, и не у кого об этом спросить? – Если желающий креститься взрослый человек точно не знает, был ли он крещен в детстве или он был крещен мирянином, но неизвестно, правильно ли это было совершено, то в таком случае следует принять Крещение у священника, предупредив его о своих сомнениях. 13.4. Что необходимо для Крещения? – Для принятия Крещения от взрослого человека требуется добровольное и сознательное желание стать христианином, опирающееся на крепкую веру и сердечное покаяние. 13.5. Как подготовиться к Крещению? – Подготовкой к Святому Крещению является истинное покаяние. Покаяние – это неотъемлемое условие того, чтобы Крещение было принято достойным образом, во спасение души. Такое покаяние состоит в признании своих грехов, в сожалении о них, в исповедании их (в доверительной беседе со священником), в оставлении греховной жизни, в осознании необходимости Искупителя.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

          Все знают, что в конце жизни Толстой был в поиске. Он все-таки понял, хоть и очень-очень тяжело, это решение Церкви. Это доказывает его приход перед смертью в Оптину пустынь, к старцу Амвросию. Там он хотел исповедаться. Но старец Амвросий, конечно, не хотел навязываться – как и Церковь никому не навязывается. И Толстой не попал к старцу Амвросию. Около двух часов он гулял перед его кельей, но не попал к старцу. Это грустная история – со Львом Толстым…           - Владыка, у нас звонок от телезрителей: «Сегодня я была на поминках, и стол, конечно, был не постный. А день постный. Я спиртное не пила, но пришлось все равно съесть суп, второе и пирог. Правильно ли я поступила, или нет, и что мне теперь делать?»           - Хорошо было бы, чтобы вы со своим духовником об этом поговорили, который следит за вашей духовной жизнью. Все-таки мы знаем, какой порядок по уставу церковному на дни поста. Надо соблюдать пост, как Типикон прописывает. Но если случится, как у вас, потом надо и исправиться, побольше попоститься.           - То есть надо сходить к своему духовнику, исповедаться, наверное…           - Да, сходить к своему духовнику, исповедаться.           - Татьяна Ивановна из Екатеринбурга спрашивает: «Муж татарин. Прожили вместе 33 года. Зарегистрированы, но не венчаны. Муж не знает, крещен он или нет. Как можно это узнать? И венчаться он тоже не против». Можно ли им венчаться?           - Конечно, можно венчаться. Если муж не знает, крещеный или нет, тогда нужно найти какое-то свидетельство, что он крещен. А если нет, тогда можно, чтобы батюшка его крестил. Тогда говорится при Крещении: «Аще не крещен, крещается раб Божий имярек». После Крещения, конечно, им надо венчаться. Венчание никогда не поздно. Венчание – благословение Божие. У меня так случалось, что я венчал людей и в 80 лет.           - Они не говорили, что их привело в 80 лет венчаться?           - Знаете, очень разные случаи бывают. Вот одного человека забрали немцы во время войны в Германию. Осталась жена дома. И он долго оставался за границей. Не хотел возвращаться в Югославию во время коммунизма. Так прошло 30 лет. Я познакомился с ним, когда учился в Греции. Он мне рассказал, что он без венчания и не видел свою невесту 30 лет. Они пожили, может быть, несколько месяцев вместе. Я ему сказал: «Вот, дорогой, ты должен». Он говорит: «Ну, как же? Старую клячу венчать?». – «А нет, для этой святыни ты молодой, тебе 20 лет. Ты должен». И когда пришла его жена, мы их обвенчали. В маленькой церквушке это было. Очень интересно. Он был такой толстый, она была маленькая, очень симпатичная. Она еще живет, но он умер. Царство ему Небесное.

http://pravoslavie.ru/37152.html

Иван С. Вадиму 11 апреля 2019, 14:34 Очень хорошо, что вы решились обратиться к правилам Соборов Церкви. Повторим: 1. то, что можно крестить человека если НЕизвестно крещен ли он (84 пр. 6-го Вселенского Собора) - вы усвоили хорошо, 2. то, что невозможно 2-й раз крестить того, о котором доподлинно известно, что он истинно крещен (Ев. 6:4-6, Еф. 4:5, Ап. 47, Символ веры 10-й член и т.д.) – вы не усвоили. Так как п.2. вы пока не усвоили, то приходиться признать, дорогой Вадим, что либо вы не понимаете суть запрета в Церкви повторного крещения истинно крещенного по какому-то недоразумению, либо намеренно искажаете позицию Церкви и не считаете Православную Церковь Святой. «Невозможно снова распять Сына Божия» (св. Иоанн Зл) Вадим К. 10 апреля 2019, 14:12 как внешних судит Бог, по слову ап. Павла. Вадим К. 10 апреля 2019, 14:11 Справедливости ради нужно обратить внимание и на толкования к 47-му апостольскому правилу. В них говорится о необходимости крещения приходящих из ереси, но не потому что еретическое крещение равно нулю и ничего не значит, так что получившего его оставляет как язычника, но потому, что нечисто. Потому и кажущееся противоречие с правилами 2-го и 6-го Соборов, предписывающих крестить не всех еретиков, разрешает так: для некоторых и миропомазания достаточно, чтобы эту еретическую скверну очистить. Думается, что добавить: а для иных и покаяния достаточно - не будет неправильным. Остаются ли недоумения? Для меня остаются. Но оно для меня несомненно: спасение только в Церкви, а умерших вне нее Вадим К. 10 апреля 2019, 14:02 получив неправильно получили его не по уставу православной Церкви, почему св. отцы и почитают их как бы изначала некрещенными. Вальсамон: " это правило еретиков, приходящих к Церкви, разделяет на 2 разряда: одних повелевает помазывать миром,... а других определяет ПРАВИЛЬНО крестить " и это, например, " суть евномиане, крещаемые в одно погружение " . Сказано им там же и о вторичном крещении: " мне кажется, что правило определяет это (крещение вновь, анаваптисмос) преимущественно к тем из православных, которые впали в ересь павликиан и приняли крещение по их нечистому обряду,...а не... с самого начала был павликианином " . Что отсюда видим? Если человек правильно крещен в ереси, не перекрещивается.

http://pravoslavie.ru/120312.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010