См. подробнее: О возможности совершения Таинства Крещения мирянами в случае смертной опасности Можно ли Креститься во второй раз? Крещение – это духовное рождение, а оно, как и физическое, может быть только одно. В Православном Символе веры четко сказано: «Исповедую едино (одно)  крещение…». Грехи, совершённые после Крещения, омываются в Таинстве Покаяния (исповеди) . Это Таинство образно называют вторым Крещением, так как при сердечном раскаянии в своих грехах, человек получает прощение от Самого Бога. Можно ли Креститься, если неизвестно, был ли крещён ранее? Согласно указанию Православной энциклопедии, «Если о младенце неизвестно, был ли он крещён (т. е. нет свидетелей, которые могли бы точно сообщить об этом), он может быть крещён обычным чином без каких-либо ограничений ( Карф. 83 ; Трул. 84 ). Опираясь на это же правило, разрешается крестить подкидышей» (Православная энциклопедия. Том 38. М., 2015. С. 656). Соответственно указанию «Настольной книги священнослужителя», «Если взрослый человек, желающий креститься, не знает, был ли он крещен в младенчестве, и нет возможности навести справку об этом, то священнику следует крестить его, так как второе Крещение по неведению не вменяется в вину крещаемому. Так же следует поступать и в тех случаях, когда младенец был якобы крещен мирянином, но не удалось установить, правильно ли было совершено Таинство. В некоторых областях России в подобных сомнительных случаях совершают так называемое “условное Крещение”, при котором в тайносовершительную формулу добавляют слова:  « аще не крещен есть» . Такую форму Крещения предлагает Требник митрополита Петра Могилы . Однако, по мнению специалистов в области литургического богословия, древняя Церковь не знала условного Крещения. У католиков условное Крещение вошло в обычай с древних времен» (Настольная книга священнослужителя. Т. 4. М., 1983. С. 236). О страхе Креститься Еще в четвертом веке многие жители Византии отказывались принимать Крещение, мотивируя это тем, что не смогут отказаться от привычного образа жизни, любимых дел и увлечений. И в том, что христианская жизнь по Евангелию вовсе не потребует от них столь радикального отказа, убеждал людей в ту пору не кто-нибудь, а сам святитель Иоанн Златоуст: «…Зачем ты убегаешь? Так, скажешь, я не могу соблюсти заповедей. Но разве Бог заповедал невозможное? Разве не позволяется тебе заниматься делами? Разве я отвлекаю тебя от жены? Удерживаю тебя только от прелюбодеяния. Разве от пользования имуществом? От любостяжания только и хищения. Разве принуждаю раздать все? Только немногое, по мере возможности, уделять нуждающимся. Разве принуждаем поститься? Запрещаем только предаваться опьянению и пресыщению. Устраняем то, что причиняет тебе бесчестие, что и сам ты еще здесь, прежде геенны, уже признаешь постыдным и ненавистным. Разве запрещаем веселиться и радоваться? Только бы это было не постыдно и не бесчестно». Нужны ли крёстные взрослому человеку?

http://azbyka.ru/kreshhenie

Тут же сделано замечание, что если младенец болен, то не следует дожидаться восьмого дня, а сразу по рождении его, «токмо омыти», «и абие крестити, да не скончается непросвещен», то есть сразу крестить, дабы он не умер некрещеным. Если младенец родился мертвым, то и на этот случай есть особая молитва — «Молитва жене, егда извержет младенца», в которой иерей молится о родившей мертваго младенца, как о впадшей в убийство «волею или неволею», прося о прощении ее грехов. Молитвы родильнице по четыредесяти днех В сороковой день по рождении младенца родильница должна придти вместе с своим новорожденным младенцем, независимо от того, крещен ли он уже или нет, в храм для прочтения над собою и над ним особых молитв. Если младенец за это время умер, то родильница все равно должна придти одна для прочтения молитв над нею. Чин этот по отношению к новорожденному младенцу называется «Воцерковлением», то есть введением в церковь, а по отношению к матери–родильнице имеет значение очищения от естественной скверны после рождения. До сорокового дня по рождении младенца родившая мать не может входить в церковь и не допускается ко св. причащению, кроме случая смертельной опасности. Чин этот состоит из начального возгласа иерея, чтения предначинательных молитв от Трисвятаго по « Отче наш», пения отпустительного тропаря дня или святого и чтения 4–х молитв. Первая молитва состоит из двух частей: первая половина касается матери, а вторая младенца, каковая не читается, «аще не обретается в живых младенец». Если младенец не крещен, то по прочтении 4–ой молитвы произносится отпуст, а если он уже крещен, то сряду же совершается воцерковление его. Иерей берет младенца на руки, трижды произнося: « воцерковляется раб Божий» такой-то, причем произносит это, начертывая младенцем крест, сначала пред вратами храма в притворе, затем, войдя в храм, на середине храма, и, наконец, в третий раз перед царскими вратами, добавляя и подходящие случаю стихи из псалмов. Если младенец мужеского пола, то вносит его и в алтарь и там у северной или южной стороны престола также творит младенцем крест. Затем, произнося « Ныне отпущаеши», полагает младенца перед царскими вратами и произносит отпуст, как обычно принято, Сретения Господня, в подражание каковому событию и совершается весь этот чин. 3. Крещение

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=899...

Тут же сделано замечание, что если младенец болен, то не следует дожидаться восьмого дня, а сразу по рождении его, «токмо омыти», «и абие крестити, да не скончается непросвещен», то есть сразу крестить, дабы он не умер некрещеным. Если младенец родился мертвым, то и на этот случай есть особая молитва – «Молитва жене, егда извержет младенца», в которой иерей молится о родившей мертваго младенца, как о впадшей в убийство «волею или неволею», прося о прощении ее грехов. Молитвы родильнице по четыредесяти днех В сороковой день по рождении младенца родильница должна придти вместе с своим новорожденным младенцем, независимо от того, крещен ли он уже или нет, в храм для прочтения над собою и над ним особых молитв. Если младенец за это время умер, то родильница все равно должна придти одна для прочтения молитв над нею. Чин этот по отношению к новорожденному младенцу называется «Воцерковлением», то есть введением в церковь , а по отношению к матери-родильнице имеет значение очищения от естественной скверны после рождения. До сорокового дня по рождении младенца родившая мать не может входить в церковь и не допускается ко св. причащению, кроме случая смертельной опасности. Чин этот состоит из начального возгласа иерея, чтения предначинательных молитв от Трисвятаго по " Отче наш«, пения отпустительного тропаря дня или святого и чтения 4-х молитв. Первая молитва состоит из двух частей: первая половина касается матери, а вторая младенца, каковая не читается, «аще не обретается в живых младенец». Если младенец не крещен, то по прочтении 4-ой молитвы произносится отпуст, а если он уже крещен, то сряду же совершается воцерковление его. Иерей берет младенца на руки, трижды произнося: «воцерковляется раб Божий» такойто, причем произносит это, начертывая младенцем крест, сначала пред вратами храма в притворе, затем, войдя в храм, на середине храма, и, наконец, в третий раз перед царскими вратами, добавляя и подходящие случаю стихи из псалмов. Если младенец мужеского пола, то вносит его и в алтарь и там у северной или южной стороны престола также творит младенцем крест. Затем, произнося «Ныне отпущаеши», полагает младенца перед царскими вратами и произносит отпуст, как обычно принято, Сретения Господня, в подражание каковому событию и совершается весь этот чин. 3. Крещение

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

6 октября 1481 г. у Ивана Васильевича родился сын — наречен Дмитрием в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 10 октября 1483 г. у Ивана Ивановича родился сын Дмитрий — наречен в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 21 марта 1487 г. у Ивана Васильевича родился сын Симеон — назван повидимому в честь Симеона епископа Персидского (17 апреля). 5 августа 1490 г. у Ивана Васильевича родился сын Андрей — крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). Заметим также, что в 1530 г. 25 августа (в день Варфоломея и Тита) у Василия III родился сын Иван — крещен в честь Иоанна Предтечи (усекновение главы — 29 августа), а обряд крещения состоялся 4 сентября в Троице–Сергиевом монастыре. Из приведенного обзора следует, что крестильное имя в княжеских семьях выбиралось в большинстве случаев по дню святого, отстоящему от дня рождения в пределах одной–двух недель. Сам же обряд крещения мог происходить и на 40 день после рождения, и раньше — это зависело от состояния здоровья ребенка и от других факторов. Интересен случай с крещением будущего Василия III — он был крещен 4 апреля 1479 г. (на 10 день после рождения), но ранее 12 апреля — памяти святого Василия Парийского, в честь которого было выбрано крестильное имя. Возвращаясь к истории с Сергием Радонежским, можем сказать, что родился он незадолго перед 11 июня 1322 г. (чем и вызван выбор крестильного имени — Варфоломей), но его предопределение Святой Троице было связано, скорее всего, с рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа (29—30—31 мая). Такое объяснение, на наш взгляд, более естественное, потому что легенда, изложенная Епифанием («преже рождениа его избран Богом и пронаречен» — МДА, 88. Л. 287), имеет более литературное происхождение  , чем реальные основания. Сосредоточимся теперь на основных моментах биографии Варфоломея—Сергия. Когда–то имение боярина Кирилла «богатством многым изобилуя», но впоследствии «оскудело». Когда же стол великого княжения занял Иван Калита и его доверенные лица, собирая «выход» для Орды, устроили настоящее «насилие и гонение» в Ростове, то Кирилл предпочел за лучшее со всем семейством переехать в пределы Московского княжества (именно — в волость Радонеж), где переселенцам давали некоторую «льготу».

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

6 октября 1481 г. у Ивана Васильевича родился сын – наречен Дмитрием в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 10 октября 1483 г. у Ивана Ивановича родился сын Дмитрий – наречен в честь Дмитрия Солунского (26 октября). 21 марта 1487 г. у Ивана Васильевича родился сын Симеон – назван повидимому в честь Симеона епископа Персидского (17 апреля). 5 августа 1490 г. у Ивана Васильевича родился сын Андрей – крещен в честь Андрея Стратилата (19 августа). Заметим также, что в 1530 г. 25 августа (в день Варфоломея и Тита) у Василия III родился сын Иван – крещен в честь Иоанна Предтечи (усекновение главы – 29 августа), а обряд крещения состоялся 4 сентября в Троице-Сергиевом монастыре. Из приведенного обзора следует, что крестильное имя в княжеских семьях выбиралось в большинстве случаев по дню святого, отстоящему от дня рождения в пределах одной-двух недель. Сам же обряд крещения мог происходить и на 40 день после рождения, и раньше – это зависело от состояния здоровья ребенка и от других факторов. Интересен случай с крещением будущего Василия III – он был крещен 4 апреля 1479 г. (на 10 день после рождения), но ранее 12 апреля – памяти святого Василия Парийского, в честь которого было выбрано крестильное имя. Возвращаясь к истории с Сергием Радонежским, можем сказать, что родился он незадолго перед 11 июня 1322 г. (чем и вызван выбор крестильного имени – Варфоломей), но его предопределение Святой Троице было связано, скорее всего, с рождением в дни празднования Сошествия Святого Духа (29–30–31 мая). Такое объяснение, на наш взгляд, более естественное, потому что легенда, изложенная Епифанием («преже рождениа его избран Богом и пронаречен» – МДА, 88. Л. 287), имеет более литературное происхождение 23 , чем реальные основания. Сосредоточимся теперь на основных моментах биографии Варфоломея-Сергия. Когда-то имение боярина Кирилла «богатством многым изобилуя», но впоследствии «оскудело». Когда же стол великого княжения занял Иван Калита и его доверенные лица, собирая «выход» для Орды, устроили настоящее «насилие и гонение» в Ростове, то Кирилл предпочел за лучшее со всем семейством переехать в пределы Московского княжества (именно – в волость Радонеж), где переселенцам давали некоторую «льготу».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Протоиерей Игорь Фомин Усыновила ребенка, не знаю, крещен ли. Можно крестить? Я усыновила ребенка 4 лет, но я не знаю, крещенный он или нет. Могу ли я его покрестить? Вы можете покрестить усыновленного ребенка. Священник в этом случае во время совершения Таинства предваряет крещальную формулу словами «аще не крещен». Священник Евгений Мурзин Вопросы о крещении взрослых Нужны ли крестные взрослому? Нужны ли крестные мать или отец взрослому человеку, желающему креститься? Каковы обязанности крестного родителя взрослого человека? Изначально каждому вновь крещаемому полагался один восприемник: мужчине – отец, женщине – мать. Духовный родитель молился за неофита, наставлял его в вере. И отвечал за него перед Богом и церковной общиной. И сейчас точно так же кто-то должен брать на себя духовную ответственность даже за взрослого, приходящего в Церковь. Именно поэтому крестный взрослому тоже нужен. Лучше всего, если это будет человек, который сможет подсказать, помочь, а где-то и настоять на том, чтобы новокрещеный вел себя по-христиански, ведь с крестного за это спросится. Однако, по сложившейся церковной практике, обычно у взрослых не бывает крестных. Это связано с тем, что взрослый человек приходит к Таинству осознанно, исповедуется перед крестинами священнику и, в нормальной ситуации, становится его прихожанином. В этом случае функции крестного целиком ложатся на духовника. Если же взрослый человек не готов продолжать духовную жизнь после Крещения, то священник не должен его крестить даже при наличии крестных. В любом случае, каждая конкретная ситуация требует отдельного внимания и совета священника. Хорошо ли заставлять креститься родственника? Я вышла замуж в 18 лет за 34-летнего мужчину, он был не крещен, и я в силу своего возраста и глупости заставила его креститься, надавив на него тем, что уйду от него, и он не увидит ребенка (я на тот момент была беременна). Он крестился и упрекал меня в том, что я его заставила. Теперь я многое переосмыслила, собираюсь на первую исповедь, муж же сам не хочет посещать храм Божий. Родители у него буддисты, и он более расположен к буддизму. Подскажите, что делать?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Есть еще одно обстоятельство, которое свидетельствует о том, что артист все-таки был крещен. Специально на его отпевание в Москву прилетел монах из Греции. Он присутствовал на отпевании, после которого ко мне подошли родственники Андрея Панина, познакомили меня с греческим монахом, сказали, что он приехал ради почившего и привез с собой освященное масло. Затем они обратились ко мне с просьбой излить это масло по древнему греческому обряду на гроб, спущенный в землю. Я, разумеется, дал свое разрешение. Если бы Андрей Панин был некрещеным человеком, то вряд ли бы греческий монах прилетал в Россию на его отпевание. Вспоминается много случаев, когда меня спрашивали, как поступить с умершим человеком, который был верующим, но не успел креститься. Конечно, отпевать такого человека нельзя, но можно самому помолиться о покойном и предать тело земле, посыпав его с молитвой землею. В таких случаях чин отпевания не служится. Но никто не запрещает его родным молиться о человеке, просить Господа об упокоении души верующего, но не крещеного человека. Таких людей можно причислить к разряду оглашенных. Богу все известно. За те 34 года, что я служу в священном сане, ни разу не было так, чтобы кого-то пришлось отпеть некрещеного. Если кто-то так сделал, то взял на себя страшный крест, который будет нести до конца своих дней. Если он знал, что человек не крещен, но утаил об этом, и усопшего отпели, то этот его поступок негативно на нем отразиться. Хочу напомнить читателям «Русской народной линии», что Церковь - наша мать. Мы идем к родной маме с большой радостью, и она нас принимает, стремится прижать к своей груди, к сердцу, чтобы мы почувствовали ее теплоту. Мать, обнимая сына, хочет почувствовать тепло его сердца. Так и наша мама-Церковь примет нас, приголубит, ей тоже нужно наше горячее сердце. Мы в Церкви приходим к Богу, Он принимает нас с распростертыми руками. В преддверии Прощеного воскресенья желаю всем примириться с собой, с близкими и с Богом, чтобы не было озлобленности, но ощущалась простота и благодать Божия. Нужно стремиться хранить чистоту через внимание, анализ не только своих поступков, но и мыслей.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/15/vo...

– Если человек не знает, крещен он или нет, может ли он стать крестным родителем? – Нет, крестным может быть только крещеный человек. Если человек не знает, был ли он крещен в детстве, ему нужно обратиться к священнику и креститься чином «аще не крещен». Только после него человек может стать крестным. – Обязательно ли наличие двоих крестных? – Нет, не обязательно. Наличие двух восприемников является русской традицией. По правилам Церкви достаточно одного восприемника: крестного отца для мальчика и крестной матери для девочки. На практике допускается несоответствие пола. – Какого возраста должны быть крестные родители? – Крестным можно стать, начиная с 14 лет. В этом возрасте Церковь считает ребенка уже достаточно взрослым для принятия важных решений в его жизни. Верхнего ограничения возраста не существует, если, конечно, у потенциального крестного нет умственных отклонений или каких-то тяжелых болезней. Родители не могут быть восприемниками собственных детей. Вообще, супруги не могут быть крестными у одного ребенка. – Если подытожить, каковы, если можно так выразиться, основные требования к крестным? – Во-первых, они должны вести благочестивую жизнь. Во-вторых, они должны осознавать всю глубину предстоящей ответственности. В-третьих, безусловно, будущие крестные должны быть или стать воцерковленными людьми, регулярно участвующими в церковных Таинствах Исповеди и Причастия. Крестные должны заниматься духовным воспитанием ребенка, научить вере, приучить его к молитве, Причастию и церковной жизни, читать ему соответствующую литературу, чтобы Церковь стала частью жизни ребенка. Исходя из этого, родители ребенка и должны выбирать крестных, а не просто потому, что эти люди им хорошо знакомы. Родители должны быть уверены, что в крестных для своего ребенка они не ошибутся. – То есть на крестных и родителей крещаемого ребенка ложится большая ответственность? Просто зачастую в жизнь людей факт крещения их ребенка не привносит никаких изменений. – Да, и эта ответственность велика. К сожалению, многие относятся к вере как к чему-то абстрактному, как к обычной философской теории. Но если человек не будет стремиться к воцерковлению, в его жизни и после крещения вряд ли что изменится. При погружении в купель человек освобождается от всех грехов, в том числе и от первородного. И в дальнейшем от человека зависит, совершать новые грехи или вести борьбу с ними. И ответственность родителей и крестных очень большая: они должны научить ребенка жить по-христиански, по заповедям Божиим. Если восприемники не сделают этого, грех нарушения клятвы ляжет на них. В таком случае они оставляют ребенка без своей защиты. Если крестный не выполняет своих обязанностей, то смысла в нем как в восприемнике нет совершенно. Человек, когда он становится крестным, обязательно должен понимать глубину и важность происходящего события.

http://pravoslavie.ru/48414.html

Будучи безгрешен и чист, Христос не нуждался в очищении от грехов: Крещением Своим Он «потопил водами человеческий грех», как поет Святая Церковь, и «освятил естество водное» 3 , оскверненное грехом первых людей и последующих поколений. Воспоминая это священное событие, Святая Церковь и теперь силою Святого Духа совершает освящение воды, которую с благоговением употребляют верующие люди. В день Пятидесятницы апостолы получили Крещение Духом Святым и сами стали совершать Таинство Крещения над уверовавшими во Христа и желающими покаяться, изменить свою жизнь согласно Его учению (см.: Деян.2:38; 8:38; 10:47–48; 18:8; 19:1–5 ; 1Кор.1:14–16 ). Так как Крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это Таинство может совершаться только один раз в жизни . Иногда бывает так, что человек не знает: крещен ли он в детстве или нет. Он должен сообщить об этом священнику перед началом Таинства, и тогда формула Крещения будет звучать иначе: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть…». И если человек был крещен ранее, то Таинство не совершится над ним, ибо Единому Богу известно и сокровенное. Крещение невозможно без веры желающего принять Таинство. Спаситель сказал: Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет ( Мк.16:16 ). Приходящему к купели Крещения не следует искать здесь здоровья, успешности или решения семейных проблем: Ищите прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам ( Мф.6:33 ). Цель Крещения — соединение с Богом, получение Его спасительной благодати. Крещение — Таинство великое и страшное, здесь Сам Бог, сами Ангелы предстоят, принимая наше исповедание веры и нашу готовность утвердить ее покаянием и решением жить свято. Апостол Павел, говоря о сокровенной силе Таинства, открывает верующей душе основную истину христианства: крестившись, вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе ( Кол.3:3–4 ). Приняв Святое Крещение, мы… умираем. Умираем для греха. И воскресаем, рождаемся заново для добродетели силою Божией, о чем говорится в Апостольском чтении, звучащем при совершении Таинства: Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились? Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; ибо умерший освободился от греха. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим.6:3–11 ).

http://azbyka.ru/rozhdenie-v-vechnuyu-zh...

к Нов. Зав., состав. П. Гильтебрандтом , стр. 1635). Мы имеем указания, свидетельствующие, пожалуй, что Златоуст, при поставлении во священника, действительно был почти юноша. Но эти показания неудобно принять, как достоверные. В славянской четьи-минеи под 13 числом ноября – «Житие иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустог о, патриарха Константина града, сокращенно собранное от Георгия, Архиепископа Александрийского, от Царя Льва Премудрого, от Метафраста, от Никифора Каллиста – книга 13-я, от Сократа Схоластика – книга 6-я, от Эрмия Созомена – книга 8-я и от прочих достоверных историков» – сказано о Златоусте: «родися в лето по Рождестве Христове 354-е». По этому счету заключение, что Св. Иоанн на 27-м году был диаконом – 381 г., на 32-м – 386 г. – священником, на 44-м году – Архиепископом, и на 53 году от рождения скончался, – так естественно. Георгий, Архиепископ Александрийский свидетельствует о Златоусте: «яко б возрастом лет осмнадесяте, крещен бысть Мелетием, Архиепископом Антиохийским, и поставлен чтецем» (Жит. Св. Иоанна Златоустог о при «Маргарите», изд. Моск. 1764 г. лист 114-й на обороте). И эти мнения можно бы принять, но одна несообразность сбивает с толку: надо признать, что Св. Иоанну было 15 лет, даже и того менее, когда он в 369 году был крещен и поставлен в чтеца, как это свидетельствует и Палладий – его друг. Не забудем: Св. Иоанн, оставив Ливания, был адвокатом и все еще не был крещен. Так неудобно принять ни 344 год, ни 354 – за время рождения Св. Иоанна и мы склонны думать, что 347-й год есть год рождения Златоуста, соглашаясь, что Св. Иоанн был поставлен священником на 39-м году жизни (Фаррар и проч. сторонники этого мнения и Малышевский, 31 стр.). На этом мы и покончим наши исследования о времени рождения Св. Иоанна Златоуста , повторяя общее убеждение, что год рождения Св. Иоанна с точностью определить трудно (о. В. Лебедев, стр. 170). § IV-й. Название «Χρυσοστομος», замечает Фаррар (1108 стр.), впервые было употреблено Иоанном Мосхом около 630 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010