Сортировать по Исключить новости Если ребенок не хочет креститься, и если родители против крещения — как поступить? Протодиакон Андрей Кураев о том, стоит ли крестить ребенка против его воли, и можно ли крестить ребенка без согласия на то родителей 4 июля, 2014 Протодиакон Андрей Кураев о том, стоит ли крестить ребенка против его воли, и можно ли крестить ребенка без согласия на то родителей Протодиакон Андрей Кураев Поведение ребенка нужно учитывать. Нет необходимости крестить ребенка во что бы то ни стало и в плаксивом его настроении. Я понимаю, что родители приготовились: касса уплачена и поляна накрыта, кумовья позваны. Но неужели плач ребенка в праздничный для него день ничего для них не значит? Лучше выбрать другую дату и подождать. А в эти дни поводить ребенка в храм, чтобы ему было интересно, чтобы он увидел: здесь ничего страшного не происходит. Пусть на свечки посмотрит, сам их зажжет… Дождаться когда у него будет солнечное настроение. А потом, уже подготовленными, прийти. У детей есть вполне понятная пугливость — идти на руки к незнакомому дяде. Значит — надо заранее познакомить трехлетнего человека с миром бородачей в черных платьях. Кроме того, если до трех лет ребенка никогда не водили в храм, можно предположить, что родители явно малоцерковные люди. И это снова повод для откладывания крестин. Это повод уже для родителей задуматься — для чего они крестят ребенка, собираются ли вводить его в церковную жизнь или просто следуют традиции? Отказ от крещения нецерковной семье вполне правомерен. Случаи, когда ребенка крестят против воли родителей (по одностороннему решению бабушки или няни) даже странно обсуждать. Мы крестим детей по вере их родителей, а не соседей. Если мы заранее уверены в том, что в семье нет малой Церкви, знаем, что родители не в состоянии будут дать ребенку церковного воспитания, то зачем тогда превращать таинство введения в Церковь в некий шаманский обряд? Записала Оксана Головко Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/kreshhenie-rebenka-ne-...

-Батюшка как бороться с унынием? Уныние от маловерия и как его преодолеть? -Любая страсть преодолевается только благодатью Божьей. У нас есть 4 источника благодати Божьей: чтение Священного писания, молитва, церковные таинства, добрые дела. Больше никаким способом благодать Божью нельзя привлечь. Поэтому если ты унываешь, не можешь молиться-хорошо, читай Писание как вот эта женщина. Может, и Священное писание подскажет ей, как поступить в этой ситуации. Но не просто автоматически прочитал-как некое магическое заклинание. Если и это не помогает-вот читаю, и ничего в голову не лезет, ну тогда причащаться нужно. Некоторые говорят-вот я причащаюсь, и ничего хорошего. Тогда делай добрые дела. Какие? Ну, вымой свой подъезд или купи 8 банок краски и покрась его, или возьми лед поколи, чтобы быстрее растаял-все люди будут только радоваться, и дворник спасибо скажет. Ну, что- нибудь доброе сделай -всегда есть возможность и повод, и масса есть нуждающихся людей. Или взять и дать объявление - посижу с ребеночком. -Бесплатно. -Ну, допустим-50 рублей в час, это гораздо дешевле, чем обычная рыночная цена, и вот уже будет благодеяние и для этого ребеночка, и, может, папы у него нет. Именно ради Христа- вот, Господи, для тебя делаю, и Господь поможет. Многие люди, пошедшие этим путем, свидетельствуют, что очень быстро уходит и отчаяние, и уныние, и возвращается интерес к жизни. Очень еще помогает уборка квартиры-шкафы разгрести, антресоли, выкинуть ненужные вещи, старую обувь. Если жалко выкидывать   - то на дачу отвезти, пусть там валяется. Вот что - то такое по дому, что -   то конструктивное, потому что был кавардак,   а стал порядок-это же доброе дело. Пусть это не направлено на население города, где ты живешь, а направлено только на твою семью -   все равно благо. -Возможно ли следовать по ступеням лествицы святого Иоанна Лествичника современному мирянину, или это руководство для монахов? -Нет. Это руководство для всех. Ну, просто там рассказывается о большой высоте. Есть такая поговорка, которую часто наш педагог в институте повторял: умный и у дурака может чему -   то научиться. Иоанн Лествичник очень умный человек, поэтому любой мирянин может для себя очень много у него почерпнуть. Поэтому не надо эту книгу откладывать -   мол, это для монахов. Никакой принципиально особой разницы нету- духовная жизнь одинакова, ее принципы одни и те же. Просто это образы жизни разные - один ангельский, а другой семейный. Кому что удобней для спасения   - тот то и избирает.

http://radonezh.ru/text/esli-zadadut-vop...

Мирянам когда дозволяется совершать крещение (отд. III, §§ 23, 27)? Младенцы мертворожденные могут ли быть крещаемы (отд. II, § 13). Нужно ли об их рождении записывать в метрической книги (отд. VII, § 27)? О младенцах подкинутых и найденышах (отд. VIII, § 67). Молитву жене-родительнице как и где читать по рождении ею дитяти (отд. I, § 1)? Правильно ли поступают те из священников, которые не крестят детей прежде чем не обмолитвят родильницу на дому у нее (там же, § 2)? Или нельзя ли при этом крестить детей когда понадобится, а молитву жене-родильнице откладывать на неопределенное время, покуда священнику не случится посетить ее в доме ее (там же)? Обязательно ли необходимо чтение молитв жене-родильнице при всяком рождении и крещении детей безусловно, или можно ограничивать чтение их только желанием родильницы и окружающих ее и обращением их к священнику и просьбой о том (отд. I, § 3)? – И каким, примерно, временем должно быть ограничиваемо чтение этих молитв, когда к священнику обращаются за сим не тотчас после рождения младенца (там же)? – Следует ли читать молитвы жене-родильнице иноверной или неправославной, состоящей в замужестве с лицом православного исповедания, когда рожденного от нее младенца надобно крестить по чиноположению церкви православной (отд. I, § 4)? Следует ли читать молитву жене-родильнице подкинутого младенца (там же, § 5)? О чтении молитвы жене-родильнице, когда она «извержет отроча», т. е. родит дитя мертвое (отд. I, § 6). Нужно ли непременно прочитывать всякий раз все молитвы, полагаемые в чине оглашения (отд. V, § 37)? О чтении известной молитвы «Благоутробный, Милостивый Боже», когда священник сам совершает крещение без диакона (отд. V, § 40). Монахи могут ли быть восприемниками (отд. IV, § 34)? Место , где должно быть совершаемо крещение (отд. II, § 19). Н. Найденышей и подкидышей крещение (отд. VIII, § 67). Какие давать им фамилии? Насильно могут ли священники кого-либо крестить (отд. II, § 13)? Г. Незаконнорожденным какие давать фамилии при крещении (отд. VIII, § 67)?

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Hojnack...

Евгений 4 июля 2014, 05:50 Насчет Иоанна Златоуста могу сказать что абсолютно напрасно спикулируют тем фактом, что он крестился во взрослом возрасте. Тогда, в 4 в. была традиция не столько взрослых крестить, сколько крестить на Пасху, да еще при участии епископа. Но в детстве и юности св. Иоанна православие подвергалось гонениям от еритичествующих императоров-арианцев, от язычника Юлиана Отступника... И фактически 20 лет в одном городе не соединялись три фактора - наличие православного епископа, прибывание Иоанна в городе и праздник Пасхи. Т.е Иоанн крестился бы раньше - но не мог! Отцы каподокийцы - старшие его современники тоже призывали не откладывать крещение, поскольку это грозит вечной гибелью. Младший его современк св. Августин Иппонский горько сожалел, что его не крестили в детстве (отец был против), и призывал крестить всех младенцев. Понимаете, если крестились в смерть Христову, то искуплены Христовой смертью. Искупление Христом человечества факт. А в факт можно верить, можно не верить, это факту все равно, он состоялся. Если Христос умер за нас - мы, крещенные, искуплены. Можем конечно погибнуть - согрешив, но у нас есть ВОЗМОЖНОСТЬ спастись. Её нам дал Бог. И если священник кого-то отказывается крестить - он отнимает у этого человека возможность спасения. Фактически становится человекоубийцей, и даже больше - убийцей бессмертной души человека, которая дороже всего мира. Не страшно ли? Олег Беликов 3 июля 2014, 23:54 Здравствуйте отец Олег! Почти во всем согласен с Вами! Но как быть со словами Спасителя, что если кто не родится от воды и Духа Святаго, не войдет в Царствие Небесное. Именно вера в это и подгоняет родителей поскорее крестить свое чадо, ведь Таинство Крещения снимает с новорожденного прародительский грех. Любовь родительская хочет максимально ,с самых первых ,дней очистить ребеночка и привить ему искру жизни, т.к. Христос и есть настоящая жизнь в самых ее лучших проявлениях . Как быть с этим? Эдуард 3 июля 2014, 23:47 Вот Наталия (13:29) вы более точно выразили, что я хотел сказать. Совершенно соглашусь.

http://pravoslavie.ru/71935.html

но это не освобождение от всех временных наказаний за грех: ХВ 577, 612, 831, 847; примирение с Церковью. Послание папы Льва Великого Феодору, Епископу Фрежюса (11 июня 452 г.) Вопрос о том, можно ли в опасности смерти сразу прощать грехи кающимся, стал причиной этого послания. Действительно, древние предписания, повторенные I Никейским Собором в Каноне 13, продолжали оставаться бездейственными, особенно в Галлии. Папа напоминает, что невозможно отказать умирающим в покаянии, о котором просили раньше [ХВ 795/5, 795/6]. Но прежде он определяет Таинство Покаяния как Божественный дар, власть актуализировать который была доверена Христом Церкви [ХВ 795/4]. (2) Милосердие Божие в своих многообразных проявлениях так хорошо врачевало проступки людей, что не только благодать Крещения, но также врачевание покаянием позволили обрести надежду на вечную жизнь: тот, кто осквернил дары возрождения [к новой жизни], смог, осудив сам себя, получить прощение своих грехов. Божественная благость распорядилась этими возможностями так, что Божие прощение может быть достигнуто только через ходатайства священников. «Посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» [ 1Тим 2, 5 ] доверил эту власть предстоятелям Церкви, чтобы они назначали епитимью тем, кто исповедался, и чтобы тех, кого очистило спасительное удовлетворение, допускали к приобщению Таинствам, открывая им дверь к примирению. (4) Что касается тех, кто в случае необходимости и ввиду непосредственной опасности взывает к помощи покаяния и немедленного примирения, то им не следует ни запрещать покаяние, ни отказывать в примирении, поскольку мы не можем определить ни пределов, ни времени милосердия Божия, которым подлинному обращению незамедлительно дается прощение... (5) Таким образом, надо, чтобы всякий христианин испытывал свою совесть, не откладывая ежедневного обращения к Богу, не думая, что он принесет удовлетворение в конце жизни, ни, тем более, тогда, когда он может заслужить более полное удовлетворение, выбрать скорбный момент, когда на его исповедь и примирение, полученные через священника, остается мало времени.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/hris...

В последнее время она много думала о своей жизни, о странных совпадениях и обстоятельствах, ей сопутствующих, о том, почему именно теперь был послан ей этот ребеночек, и никак не могла отрешиться от мысли, что все случившееся с нею произошло вопреки тому, что зовется судьбою, ребенка у нее быть не должно и законы природы, к человеку безжалостные и бесстрастные, эту ошибку могут в любой момент исправить. А потому, если у нее родится ребенок, то произойдет это лишь неким чудесным образом. Размышляя так, она решила, что не может носить и родить, будучи некрещеной, но всякий раз, когда она приближалась к церкви и входила в холодное, пустынное здание с его заунывным пением, возгласами причта и шепотком молящихся, ее охватывал озноб. Она не хотела туда — там все было слишком чужое и немилосердное, там пугали ее и взгляды святых на иконах, и колючие взгляды церковных старух, и, постояв несколько минут, она торопливо выходила на улицу. Но в ту ночь она почувствовала, что откладывать дальше нельзя, она была слишком встревожена тягостным сном, в котором ее дитя жаловалось. Женщина нежно поглаживала живот и смотрела за окно, где уже совсем рассвело и давешняя громадная баржа ушла в водохранилище. Утро было туманным и тихим, обещая солнечный день — один из тех редких теплых дней начала октября, какой посылает природа людям, прежде чем замереть, и она подумала, что если не решится креститься сегодня, то не сделает этого никогда. 4 Когда женщина вошла в храм, шло причастие в алтаре. По случаю воскресенья народу было много, люди томительно переминались, что-то невнятно бубнил чтец возле левого клироса, и от духоты и запаха ладана ей стало дурно. Она подошла к старухе в черном халате, стоявшей за свечным ящиком, и та сказала ей, что крестить будут после службы в крещальне. Мужчины, женщины, патлатые парни и орущие младенцы с крестными и вопреки запрету пробравшимися родителями, видеокамеры, фотоаппараты, вспышки — десятка три или четыре человек набилось в небольшое помещение с бассейном, недавно выстроенное возле храма. И все, что последовало затем, когда пришел монашествующий батюшка с большой залысиной и редколесной бородкой, выстроил всех в круг, раздал свечи и, торопливо обходя собравшихся, стал совершать таинство — действие, менее всего к этому слову подходящее, а потом сначала мужчины, затем женщины окунались в маленький бассейн-купель с мутной водой, — поразило ее своей грубостью, суетливостью и полным несоответствием тому, что она от этого дня ждала, и подумалось даже, не обман ли это и можно ли считать такое крещение вступлением в пугавшую ее Церковь.

http://azbyka.ru/fiction/rozhdenie-aleks...

Особенно здесь, в новом месте, христиане и пред язычниками стараются показать наружными знаками выражения уважения важность своего кёоси – и можно ли не дозволять им этого? Хотел было опереться я на Священное Писание, что-де скромность подобает духовному лицу, но и Священное Писание против меня в сем случае: Спаситель не запретил самарянам выйти к нему навстречу, не изъявил неодобрения, когда из Иерусалима далеко вышли навстречу Ему. Итак, сказал я вновь о. Семеону, Игнатию Мукояма и Петру Унно, что пусть себе христиане встречают и выражают усердие, как хотят, – не будем им мешать в сем; нужно только останавливать нелепости вроде мчания на тележках по три в ряд по улицам, как было в Карасуяма. К шести часам прибыли в Тасино. Христиане собраны были в доме Петра Такигами, где устроена молитвенная комната, и христиане обыкновенно собираются для молитвы; недаром однако, оплата 4 ены в год Петру за комнату. Начали всенощную. Пение здесь хорошо знает Любовь Унно, дочь бывшего катехизатора Петра; она обучила нескольких девочек, и пение довольно сносно; только папенька мешал своей дочери, бася все время не в лад, что под конец стало совсем невыносимым, и я остановил его; пели и ирмосы, и тоже порядочно. По окончании службы по метрике проверили Церковь . Крещеных по ней 110 человек. Из них христиан: в Томиока (домов 100): 11, в том числе 2 охладевших; но в Томиока еще из других мест 7, всего 18 христиан в 8 домах. в Тасино (60 домов в селении): 44, из них охладевший 1, в 8 домах; в Фукусима: 8 человек, в 5 домах, 1 охладевший; 3 чё от Тасино, всего домов 300; в Курокава: 2 человека, 1 дом; 1 1/2 ри от Тасино, домов 100; в Нандзяе: 3 человека, в 3-х домах; 3 ри от Тасино; домов 150; в Нанукаиии: 1 человек; 1 ри от Тасино; домов 370; в Ивазаки: 1 человек; 1 ри от Тасино; домов 200; в Дзимбо: 2 человека; в 2 домах; 2 1/2 ри от Тасино; домов 100; в Обата: 1 человек; 1 ри от Тасино; домов 150; в 3 человека в 1 дома; 2 1/2 ри от Тасино; домов 350; в Такасе: 1 человек; 1 ри от Тасино; домов 200; в Вараби: 3 человека (ныне инде) в 1 доме; 1 ри от Тасино; домов 50; в Каннохара: 1 человек; 2 1/2 ри от Тасино; домов 200; Ныне в других местах 14 человек. Умерли 15. Сицудзи еще нет в Тасино. На молитву собираются в субботу и воскресение человек по 14; читают Иоанн и Павел Такигами. Поют. В Томиока по субботам бывает общая молитва в доме Петра Унно, но приходят человека два; в воскресение – не бывает. В Тасино жертвуют на содержание священника 40 сен в месяц; на плату за молитвенную комнату 4 ены в год. Всего в год жертвуют ен 10 – Думают ли о приобретении недвижимого церковного имущества на содержание Церкви? Думают: завели «мудзин»: 12 человек сложились по 10 ен; и кто вытащит выигрыш, тот откладывает из него 10 ен на Церковь ; мудзин этот на десять лет; значит, чрез десять лет будет у Церкви капитала 120 ен; ныне есть 10 ен. Долго ждать Церкви в Тасино средств на покупку недвижимого имущества!

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Japons...

4 . Следовательно, Он – человек от человека и Бога, рожденный от сошествия Святого Духа на Деву и зачатый от того, что Ее осенила сила Всевышнего ( Лк.1:35 ), и, как не можешь отрицать, что именно человеческий и Божий Сын был крещен. Следовательно, если Он крещен, Он и назван, поскольку непременно назван тот, кто крещен. Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. Разве кто-нибудь может сказать более ясно и отчетливо? Христос крещен; Христос выходит из воды; небеса отверзаются над принявшим крещение Христом; ради Христа на Него спускается голубь; в телесном обличии присутствует Дух Святой; [ Col. 75 ] Отец обращается ко Христу. 5 . Если ты осмелился отрицать это сказанное о Христе, остается еще, чтобы ты утверждал, что Христос не был крещен, что Дух не сошел, что Отец не говорил. Но сама истина упорствует и попирает тебя: как ты ее не хочешь признать, так и опровергнуть не можешь. Что же говорит евангелист? Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды. Кто крестился? Несомненно, Христос. И се, говорит, отверзлись Ему небеса. (284) Кому же, если не Он крещен? Несомненно, Христу. И увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. Кто увидел? Именно Христос 38 . На кого ниспускался? Конечно, на Христа. И се, глас с небес, глаголющий. О ком? О Христе, конечно. Что же последовало? Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 6 . Чтобы стало ясно, ради Кого все это свершилось, послышался голос, говорящий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, то есть: «Вот Тот, из-за Кого все это совершилось. Вот Сын Мой, ради Которого отверзлись небеса, ради Него Мой Дух сошел, ради Него Мой голос раздался. Так вот Мой Сын». Говоря же: Сей есть Сын Мой, – кого Он имел в виду? Конечно, Того, Кого коснулся голубь. К кому же прикоснулся голубь? Конечно, ко Христу. Следовательно, Христос есть Сын Божий. Обязательство мое, как я полагаю, выполнено. 7 . Теперь видишь, наверное, о еретик, знамение, данное тебе с неба, но даже не одно, а многие и исключительные? Одно имеешь в отверстых небесах, другое – в сошествии Духа, третье – в голосе Отца. Все это очевиднейшим образом обозначает, что Христос – Бог, поскольку и раскрытие небес указывает, что Он – Бог, и сошествие на Него Духа Святого подтверждает, что Он – Бог, и речение Бога Отца подкрепляет, что Он – Бог. И ведь небо если не в честь Господа своего, то не раскрылось бы. Или если не на Сына Божия, то Дух в телесном обличье не сошел бы, [ Col. 76 ] и Отец если не истинного Сына, то Сыном бы не объявил, особенно со знамениями Его Божественного рождения, которые не только подтвердили истину добродетельной веры, но и пресекли порочность губительных мнений.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kassian_...

16. Общество школьных учителей содержит на свои средства миссионерские учреждения в Северном Ассами. 17. Общество Траппистов содержит свои миссионерские монастыри в Англии, Канаде, Соединённых Штатах, в Боснии, в южной Африке. 18. Общество св. Иисуса в 1903 году содержало на свои средства 1728 священников и 1140 братьев миссионеров, не имеющих священного сана. 19. Китайский миссионерский союз имеет миссии только в Китае. 20. Северо-Американский союз содержит своих миссионеров среди американских негров. Вот двадцать Обществ из трёхсот католических миссионерских Обществ и союзов. По кругу деятельности этих Обществ можно уже заключить, что католическая миссия охватила все страны мира и что преданные Церкви католики изыскивают все средства для поддержания миссий и считают это своей обязанностью. Вот чем сильна католическая миссия! Е. А. О крещёных татарах Вятской губернии и миссии среди них В обширной Вятской губернии, обильно населённой инородцами, встречаются и крещёные татары. Ближайшими их соседями почти везде являются мухаммедане, находящиеся с ними в постоянных торговых и вообще деловых сношениях. Каждому известно, что всякий татарин-мухамеданин – торговец в душе, одновременно и не плохой миссионер. Можно быть уверенным, что влияние таких дельцов на крещен очень велико. Факты на лицо: нежелание некоторых крещен принимать священника с иконами, с крестом, с св. водой и постоянная встреча в их домах татар-портных, покупателей, продавцов и т. д. Поэтому недружелюбное отношение таких пасомых к пастырю нельзя объяснять проникновением в их среду социалистических, материалистических и т. под. учений новейшего направления; это было бы только смешно. Религиозный индифферентизм крещен находится в связи с влиянием на них мухаммеданской пропаганды, способной проникать всюду и увлекающей кажущеюся простотой религиозно-нравственных требований менее стойких в вере. Спрашивается: на сколько крещены в настоящее время обладают стойкостью в вере? Этот вопрос решается не одинаково: местное русское духовенство считает всякое опасение об отпадении крещен лишённым основания, но пастырь-инородец, входящий в близкое соприкосновение с ними и знакомый с положением дела в иных губерниях до отпадений, а затем проследивший картину отпадений и причины их, не может удовлетвориться таким ответом; он считает положение вещей серьёзным, требующим вдумчивого отношения к делу; он поражается невежеством крещен в вопросах христианской религии; он страшится повторения возможных ошибок прошлого в истории отпадений, при том отношении, какое питает много уважаемых отцов духовных к инородцам и миссии среди них.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потребник, 1651 года. л. 580 об.–581. 26 Все эти «данные» заимствованы из того же «Соборного Изложения». Потребник 1651 года, л. 586–587. 27 Взгляд Герасима на принятие белорусцев, как оно понимается «Соборным Изложением», совершенно правильный. Пришедшего белорусца «Изложение» повелевает, прежде всего, спросить: «как верует? и что вера его? и истинно ли крещен в три погружения, и не обливан ли»? И если кто скажет, что он «крещен в христианскую веру греческого закона, а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят... и таковых подобает совершенно крестити в три погружения». Если же кто скажет, что «крещен в греческую веру, в три погружения, и миром и маслом помазыван, и тех крестити не подобает, и миром и маслом не помазывати, но токмо велети им поститися неделю... и велети его исповедати, и о том его допрашивати зело накрепко: правду ли он сказал про себя, что крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван»? А кто скажет, или свидетели заверят, что «не по истине крещен, но обливан, а про миро и про масло не ведает, или он не помнит, и такового подобает крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати». Одним словом, в «Соборном Изложении» настойчиво проводится мысль, что поливательное крещение подлежит повторению, если принявший его переходит в православную веру. 28 В рукописи О. И. 365 далее есть еще приписка, принадлежащая, быть может, и не автору послания. Именно здесь говорится: «В лепоту рещи о таковых крещенцах, еже совершенное крещение в три погружения, бывшее на себе, еще же от православных иереев крещени быша, и се отринута и проклята, и от оных прелестников и нерукоположенцев второе, по-священнически, приемших: таковии не суть крещении, но раскрещении, и несть на них святого крещения, и ниже дара Духа благодатного, от Духа Свята. Но якоже невернии пребывающе, и некрещени, и отступницы, и попратели святого своего древнего крещения. И аще таковии и впредь в таковей прелести без исправления и обращения пребудут, таковии да не будут прияты, по божественным правилом, от святыя церкви, в христианы, и ниже с православными причтени и поминовены... И да не будет нами, православными, таковая тьма прелести, вместо света благочестия, предпочтена, и прията, и святой церкви предана, и да не почтется». 30 Об этом можно догадываться на основании одного выражения в описании этого собеседования, составленном неизвестным беспоповцем. Именно, говоря о том, что Артемий Андреев вел и ранее беседы с московскими беспоповцами, описатель-беспоповец говорит: «А оный Артемий, прежде в Москве бывши с нами на беседе, оные ответы Понизовские православными исповедал. А ныне, на второй беседе, от них отперся и не приемлет, и отнюдь слушати, со своими единомышленники, купно не восхотеша». Рукопись Публичной Библиотеки О. I. 356, лл. 104–104 обор. Читать далее Источник: Смирнов П.С. Споры в расколе по вопросу о приеме приходящих в раскол в первой половине XVIII века.//Христианское чтение. 1908. 6-7. С. 815-851.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010