Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьезное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприняло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать крещение в условной форме: «Крещается раб Божий (имя рек), аще не крещен». В Требнике митрополита Петра Могилы предусмотрены и совершенно особые случаи, с которыми может столкнуться священник, решающий вопрос о совершении крещения: «Аше многовиден див родится и недоумение будет, аще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие, разсуждение сицево да будет, аще едину или многия имеет главы, едины или многия перси: ибо толикожде многия будут сердца, и души, и раздельние человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет… аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегожде особно крестити, может служитель, на коегожде главе воду изливая, всех единою крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и проч… Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под конец сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий (имя рек)…» 210 . В наше время приходится сталкиваться и с более необычными случаями при решении вопроса о крещении. Речь идет о лицах, которым по их желанию хирургическими и вообще медицинскими средствами изменили пол. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных казусах: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности. «Смена пола» посредством гормонального воздействия и проведения хирургической операции во многих случаях приводит не к разрешению психологических проблем, а к их усугублению, порождая глубокий внутренний кризис. Церковь не может одобрить такого рода «бунт против Творца» и признать действительной искусственно измененную половую принадлежность.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   При возложении нательного креста священник осеняет им младенца, произнося: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа», после чего, по существующей практике, говорит следующие слова из Евангелия: «Аще кто хощет по Мне идти, — рече Господь, — да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет».    После облачения в одежды крещаемому (если взрослый) дается зажженный светильник, который знаменует славу будущей жизни и свет веры, с которым верующие, как чистые и девственные души, должны встречать Небесного Жениха.    По окончании этих действий священник читает молитву «Благословен еси Господи Боже Вседержителю», которая служит переходом к таинству Миропомазания, так как в ней выражается, с одной стороны, благодарение за благодатное возрождение новокрещенного, с другой, — моление о даровании ему печати «дара Святаго и Всесильнаго, и поклоняемаго Духа» и утверждении его в духовно-благодатной жизни.     Примечание.    Если в случае смертной опасности тяжелобольной младенец крещен мирянином, то священник дополняет Крещение молитвами и обрядами, которые относятся ко Крещению и показаны в Требнике после троекратного погружения в воду младенца. Молитвы и обряды, предшествующие погружению в воду, повторять уже нет смысла после совершения самого Крещения; само же Крещение не повторяется.    Крещение, совершенное мирянином, восполняется по следующему чину: «Благословенно Царство», великая ектения, положенная в начале чина Крещения, но без прошений об освящении воды. После возгласа «Яко подобает Тебе», — поется 31-й псалом «Блажени, ихже оставишася беззакония» и прочее последование с Миропомазанием до конца. Образ круга совершается около аналоя с крестом и Евангелием.    В случае, когда имеется сомнение, крещен ли младенец и правильно ли крещен, по разъяснению, имеющемуся в Требнике Петра Могилы, следует совершить над ним Крещение, при этом к совершительной формуле Крещения прибавлять слова: «аще не крещен есть», т. е. в полной форме: «Крещается раб Божий (имя), аще не крещен есть, во имя Отца...» и проч.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

(ст. 68 Номоканона при Большом Требнике). Согласно 84-му правилу Трулльского Собора, необходимо крестить и найдёнышей, если достоверно не известно, были ли они крещены: «Последуя каноническим постановлениям отец (83-е (72-е) правило Карфагенского Собора), определяем и о младенцах: каждый раз, когда не обретаются достоверные свидетели, несомненно утверждающие, яко крещены суть, и когда сами они, по малолетству, не могут дати потребный ответ о преподанном им Таинстве, должно без всякого недоумения крестити их, да таковое недоразумение не лишит их очищения толикою святынею». Во избежание повторного крещения в тех случаях, когда есть серьёзное основание предполагать, что то или иное лицо уже восприяло Таинство, но полной уверенности в этом нет, принято совершать Крещение в условной форме: «Крещается раб Божий (имя рек), аще не крещен». В «Требнике» митрополита Петра (Могилы) предусмотрены и совершенно особые случаи, с которыми может столкнуться священник, решающий вопрос о совершении Крещения: «Аще многовиден див родится и недоумение будет, еще един или многие суть, да не будет крещен, дóндеже разсудится сие, разсуждение сицево да будет, еще едину или многия имеет главы, едины или многия перси, ибо толикожде многия будут сердца, и души, и раздельние человецы, и в сицевом надежи, кийждо их особне да крещен будет… аще же беда смертная наступит, и скратится время, ко еже коегожде особно крестити, может служитель, на коегожде главе воду изливая, всех единою крестити, глаголя: крещаются раби Божии, имя рек, во имя Отца и прочая… Егда же есть известие, яко во диву суть два лица, якоже две главе и две перси не имать добре раздельны, тогда первее един да будет добре крещен совершен обычно, потом же другий под конец сим образом: аще несть крещен, крещается раб Божий, имя рек…» 188 . В наше время приходится сталкиваться и с более необычными случаями при решении вопроса о Крещении. Речь идёт о лицах, которым по их желанию хирургическими и медицинскими средствами изменили пол. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» содержится указание на то, как надлежит поступать священнику в подобных казусах: «Стремление отказаться от принадлежности к тому полу, который дарован человеку Создателем, может иметь лишь пагубные последствия для дальнейшего развития личности.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

 - Вопрос у нас, батюшка.  -Алле. Добрый вечер. Мы вас слушаем.  -Здравствуйте, уважаемые батюшки.  -Здравствуйте.  -У меня два вопроса. Вопрос первый. За что отлучают от церкви? И почему крещеные Ленин и Сталин не были отлучены от церкви из-за своей ненависти к Богу и церкви? И вопрос второй. Отец Димитрий, как вы относитесь к новому переводу Священного писания, несколько лет назад изданного Библейским обществом?  -Не могу никак относиться, потому что не читал. Хотя если будет время, надеюсь, когда-нибудь в старости, если сохраню способность соображать, обязательно прочту. Потому что мне вообще-то это интересно. Просто моя всепоглощающая занятость не оставляет таких интеллектуальных сил, чтобы хотя бы вечером открыть этот перевод. В принципе меня всегда интересовали переводы, чтобы лучше понять смыслы. По поводу отлучения от церкви. Отлучить от церкви можно человека, который ей принадлежит. Вот Мишку Денисенко отлучили. И еще там ряд товарищей. Они были членами церкви. А перечисленные вами персонажи отечественной истории никогда церкви не принадлежали.  -Но они же были крещены. Значит, через крещение вошли в церковь?  -Нет, по канонам церкви, если человек год не причащается, то он не член церкви.  -Автоматически…  -Ну, нельзя про церковные вещи говорить «автоматически», то- есть реально. Так же мы можем сказать, почему там Берия, Ежов…  -Длинный список можно составить…  -Ну, можно до бесконечности. Вот, например, почему не отлучается Владимир Владимирович Познер? Он же крещен в католической церкви. Ну, крещен, ну мало ли кто крещен? Мартин Лютер крещен был. Поэтому если человек выходит из церкви, заявляет о своем атеизме или какую-то ахинею несет, например: я верю в человека. Или: я верю в стакан лимонада - то этим самым он перестает быть членом церкви. А церковь отлучает только людей, к ней принадлежащих. Поэтому даже Льва Николаевича Толстого, про которого с упорством достойным лучшего применения, так называемая русская интеллигенция упорно твердит, что его отлучили от церкви.

http://radonezh.ru/text/pogovorim-o-stra...

У православных же не тако, но по свидетельству божественного писания: приходящих спрашивать накрепко, как крещен, – в три ли погружения крещен? И буде скажет, что в три погружения крещен, хотя вчера, и того не перекрещивать. А буде скажет, что он обливан или во едино погружение крещен, хотя в старых летах, и того перекрещивать». Возражение само по себе веское, но оно обходило молчанием вопрос о том смысле, какой защитники перекрещивания соединяли с указанием на число «лет». Оно или заставляло сойти с точки зрения учения раскола, или теряло всякую силу. «И о сем, – продолжало послание, – прочтите изложение святейшего патриарха Филарета Никитича. Да и отец Аввакум тому же подобно к некоему священнику писал: младенцев-де, от новиков крещенных, аще отрицал и погружал, не перекрещивай, токмо молитвы старые проговори и маслом помажь, и что новик не действовал, ты доверши; а буде отрицание и погружение не было, и ты сызнова крести совершенно». Действительно, Аввакум дал такое наставление, но ведь оно являлось крайне непоследовательным с точки зрения раскола. Что же касается ссылки на «Соборное изложение» патриарха Филарета, то на такой же ссылке основывались и перекрещенцы, и не без основания, так как по «изложению» все вообще еретики подлежат перекрещиванию. Таким образом в данном пункте возражение поповцев против безпоповцев было бессильно. Зато безпоповцы оказывались безответными в другом пункте, когда поповцы подходили к вопросу с другой стороны. Суть дела заключалась здесь в следующем. Можно указать из истории церкви не мало примеров в пользу того, что по нужде может и мирянин совершить крещение человека некрещенного; можно доказать это и прямыми свидетельствами Писания. Но нельзя найти свидетельства, ни указать святоподобия, из которых было бы видно, что лицо неосвященное может совершить крещение над человеком уже крещенным, хотя бы и еретическим крещением. Перекрестить крещенного в ереси значит принять его в церковь первым чином. Совершить такой чиноприем может, по правилам, только архиерей или иерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:41 Чтобы не уходить от темы, о разнице п. Варфоломея и Римского папы есть смысл поговорить лишь когда вы подтвердите, что Церковь учит о возможности 2-го крещения человека, о котором доподлинно известно, что он истинно крещен, либо признаете, что это ошибочное учение, ведущее к отвержению догмата о Святости Церкви. Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:39 Итак, ясно видно, что ваше учение о возможности 2-й раз крестить того, о котором известно, что он крещен, ведет к отвержению догмата о Святости Церкви. Вы можете это опровергнуть только если покажете какие Соборы или отцы учили о возможности 2-й раз крестить еретика, о котором известно, что он крещен. Ваши собственные размышления на эту тему – заблуждение и сектанство. Учение Церкви о икономии вы называете манихейством. Но это учение Церкви подтверждено Соборами и отцами. Вы не сможете понять суть этого учения, пока вы готовы признать Церковь несвятой и кощунствующей, оно будет для вас закрыто Святым Духом, действующим в Той Церкви, Которую вы уничижаете. Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:37 2-й ваш тезис - «Таинства без обряда не бывает». Вы даже называете манихейством практику икономии в Церкви, освященную Соборами, подтвержденную Вселенскими Соборами и учением Отцов. Итак, в ваших глазах решение Карфагенского Собора запечатленное согласием 6-го Вселенского Собора является манихейством. Вот это решение Карф. Собора относительно обращающихся от ереси к Церкви, и не получивших крещения в Православной Церкви: «Господь, по милосердию своему, силен даровать им прощение и тех, кои, быв приняты в Церковь, в Церкви же и опочили, не лишить даров Церкви Своей» (акты Собора). Это решение принято Церковью и отцами, раскрывается преп. Никодимом Святогорцем. Но для вас это – манихейство. Иван С. Вадиму 9 апреля 2019, 18:36 То есть, абсолютно очевидно, невозможно «повторно распять и осмеять Сына Божьего» крещая младенцев, о которых неизвестно крещены ли они. Но именно тогда, когда Церковь крестит еретика, гарантированно происходило бы «повторное распятие и осмеивание Сына Божьего», если б еретик имел истинное крещение. Важно, что ни один из Соборов Церкви, ни один из Отцов Церкви, никогда и нигде не утверждал, что можно крестить того, о ком доподлинно известно, что он крещен. Это ваше учение, Вадим, оно от Доната. Его корни находятся вне Православной Церкви. И это ваше учение выставляет нашу Церковь на позор ибо делает Ее кощунствующей на протяжении всей Своей истории. Ваше учение говорит, что Церковь не Свята.

http://pravoslavie.ru/120312.html

Но что же должно думать о католичестве, принявшем новые учения, как догматы? Что должно думать о различных исповеданиях, утерявших ряд догматов или изменивших канонический строй, как это мы находим в различных видах протестантизма? Можно ли эти «исповедания» считать? «церквами»? Где границы истинной Христовой Церкви — совпадают ли они с границами Православия, так что те исповедания, которые находятся за пределами Православия, уже не могут признаваться церквами, а суть только «исповедания»? Церковные Разделения. Чтобы разобраться в этом очень сложном и запутанном вопросе, надо прежде всего обратить внимание на то, что условием вхождения в Церковь Христову является крещение во имя Св. Троицы . Все, кто крещены во имя Св. Троицы, уже принадлежат Церкви, — причем надо иметь в виду, что крещение имеет, по нашему церковному сознанию, силу таинства и в том случае, если оно было совершено не священником, а мирянином, который сам был крещен. В силу этого лица из одного «исповедания» принимаются в другое без перекрещивания : если католик или протестант принимает православие, то его не надо еще раз крестить. Признание силы таинства за крещением в других исповеданиях означает, что в Церковь Христову входят все, кто был крещен во имя Св. Троицы. Это все касается индивидуального вхождения в Церковь Христову тех, кто крещен во имя Св. Троицы. Это значит, что для нас, православных, и католики, и протестанты суть члены Христовой Церкви, входящие в ее состав. Этот факт ведет, конечно, к усложнению понятия Церкви — как будто приходится признать две стороны в понятии Христовой Церкви: в Церковь Христову, по признаку крещения, входят все исповедания, а с другой стороны, разделения внутри христианского мира тоже есть реальность. Как же согласовать это? Необходимо понять, что все разделения, какие возникали и возникают внутри христианского мира, как бы ни были они печальны, и даже трагичны, не разрушают единства Церкви . Они его нарушают, потрясают, — но все, кто был крещен во имя Св. Троицы, остаются членами Христовой Церкви. Этого ничто не может ни зачеркнуть, ни ослабить... Конечно, дело идет только о тех, кто принял св. Крещение; не принявшие св. Крещения остаются за пределами Церкви, как бы ни были высоки их моральные качества, чистота и духовность их внутреннего мира. Мы, конечно, не можем сказать, что те, кто не вошел в состав Христовой Церкви, что они не будет спасены — нам не дано это знать. Нам, однако, указан путь спасения — он выражен как раз в св. Крещении; то же, что происходит за пределами Церкви, ведомо одному только Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

Собрал этот человек вокруг себя таких же ревнителей-светильников. Но с одним вышла проблема. Он сильно возжелал сана ради проповеди всех этих безумств и ежедневного причащения, но беда – он троеженец (кстати: ни в одном браке не сохранял верность). Как быть? Архимандрит посоветовал креститься, дабы смыть все грехи, в том числе и троебрачие!!! Но – кандидат крещен! Архимандрит отправляет его к какой-то бабе, ветхой деньми, которая «видит» – крещен или не крещен человек. Баба определила с порога – не крещен. И вот этот деятель, берет свою третью жену, двоих детей, брата (а все они крещены) и везет к архимандриту. Тот, не задумываясь, крестит. Дети тут же отправлены в мир. Жена заточена в женском монастыре, а сам ревнитель, - теперь уже целибат, - стал послушником под крылом архимандрита. За три месяца «послушаний» он стал иноком. А еще через три месяца – диаконом. Началась уислення подготовка к священству.   Во всей этой психушке, меня интересует, как сюда попал епископ? А вот как. Архимандрит предоставил ревнителя епископу, как достойного сана. Тот, вместо того, дабы исполнить элементарное церковное право, связаться с епископом епархии, с которой прибыл кандидат и узнать о нем с его уст, или же с уст священника, где тот причащался, - тупо рукопологает его в диаконы.   О чем все это говорит? О невежестве, о поверхности, о наглости, о непонимании своего служения – и причиной этому «выгорание», которое случилось задолго до того, как совершились данные действия. А это говорит о том, что никто не контролирует все эти притоны. Видно - и там «выгорание».        monk from USSR 25 июля 2013г. 02:47 Вы наивно полагаете, что, описывая  подобные «страсти», для кого-то «открыли Америку»? Могу Вам рассказать и более «интересные» вещи в великом множестве. И что??? Давайте теперь все дружно «выгорим» синим пламенем?!  Констатировать факты недостаточно. Мне любопытно, каким образом Вы предлагаете разрешать подобные проблемы? Я не стремлюсь «не видеть проблем»,но  я считаю, что подобным образом их не только не решить, но можно ещё и усугубить.

http://bogoslov.ru/article/3105573

Спустя двенадцать дней после того как подписано было соборное изложение о способе принятия латинян-поляков и других в православную Церковь, патриарх Филарет вновь созвал Собор, чтобы решить еще, как принимать «самих белорусцев, приходящих от Польскаго и от Литовскаго государства в православную веру нашу греческаго закона, в державу Московскаго государства и хотящих быти с нами вкупе христианы (т. е. православными)». Это было, можно сказать, лишь второе заседание прежнего Собора, потому что на нем присутствовали все те же святители вместе с митрополитом Сарским Ионою, и к ним прибавился только один недавно произведенный архиепископ Сибирский и Тобольский Киприан. В начале заседания Филарет сказал присутствовавшим: «Когда я был в Польском и Литовском государстве, я видел многие церковные несогласия у самих христиан (т. е. православных), которые называются там белорусцами. Они именуются православными, а многие из них не соблюдают правил и преданий святых апостолов, святых Соборов и святых отцов. В одном доме у них у отца с детьми, у мужа с женою, у господина с рабами три или четыре веры: один держит веру христианскую (православную), другой папежскую, третий лютерскую, иной кальвинскую, иной новокрещенскую, иной арианскую, и все вместе на одной трапезе едят и пьют и совокупляются браком, а иные вместе и молитву творят. Многие из них молятся и за низверженного папу во время литургии, на ектениях и литиях и называются униатами, потому что приняли унию, или соединение, с папежниками. Архиереи их и все духовенство признают над собою власть папы и древнее предание святых апостолов и святых отцов не все содержат. Иные там ради напастей и гонений покорились папе, многие омрачились еретичеством и влаются всяким ветром учения, противного истинной вере христианской, а иные терпят беды и напасти ради нашей христианской веры и пребывают непреклонными в папино учение». Объяснив таким образом, почему необходимо разрешить вопрос, как принимать в православную Церковь белорусцев, между которыми существует столько разноверия, патриарх занялся вместе с Собором обсуждением этого вопроса и наконец соборне приговорил: а) когда кто-либо придет к нам, в Русскую державу, из Польского и Литовского государства и скажет, что он, белорусец, и есть истинный христианин греческого закона, то такого прежде испытывать, как он верует и истинно ли крещен в три погружения или крещен чрез обливание; если сам скажет, что он крещен в своей земле, а у них в крещении обливают, а не погружают, то его при принятии в православную Церковь совершенно крестить в три погружения, и если не миропомазан, то и миропомазать; б) равно если белорусец скажет, что он крещен в христианскую веру, но поп, крестивший его, поминает папу за Божественною литургией (т.

http://sedmitza.ru/lib/text/436125/

Скачать epub pdf Всенощное бдение под Обрезание Господне и память святителя Василия Великого Сегодня Святая Церковь празднует память святителя Василия Великого и великий праздник Обрезания Господня. Вообще каждое событие в жизни Спасителя важно для Церкви, потому что в них раскрывается для нас спасительный смысл. Вот на Обрезание в восьмой день по закону израильскому Матерь Божия принесла Спасителя в храм, чтобы совершить этот древний обряд. Творец неба и земли обрезался, как простой, обыкновенный младенец, по закону, который был необходим для всех детей, рождавшихся в этом народе. Обрезание в Древнем Израиле было знаком завета с Богом. Теперь, в Новом Израиле, в Церкви Божией, знаком этого завета стало святое крещение. Кто крещен, тот имеет завет с Богом, кто не крещен, тот этого завета не имеет. Кто крещен, тот причастен Новому Израилю, Церкви, кто не крещен – не причастен. И конечно, Господь Иисус Христос, родившийся от Самого Отца Небесного, наитием Духа Святаго, не имел нужды иметь внешний знак завета с Богом. Он Сам сказал: «Я и Отец – одно». Он с Богом был постоянно вместе, в Нем Самом Божество пребывало неизменно, неразлучно, неслиянно и нераздельно. И тем не менее Господь это исполнил. Зачем? Если обрезание для Него не имело никакого смысла, зачем промыслом Божиим было так устроено, что Он подвергся этому обряду? Вот в этом-то и заключается смысл данного праздника, потому что здесь проявляется знак любви Спасителя к нам, еще один знак. Первым проявлением этой любви было то, что Господь пришел во плоти. Будучи Богом, смирил Свое Божество до того, что стал человеком. Хоть как-то понять, чем же было Рождество Христа Спасителя во плоти, мы можем через сравнение. Представим себе, что кто-нибудь из нас добровольно стал бы тараканом или муравьем, добровольно обрек себя на муравьиную жизнь или даже не муравьиную, а хотя бы собачью: тридцатиградусный мороз – а ему там в будке, на снегу спать, и есть то, что дадут, и на цепи весь день сидеть или в вольере бегать, только ночью выпускают, да еще на ограниченное время. Вот нечто подобное сделал Господь, сделал с одной-единственной целью: спасти нас, потому что иначе нас спасти нельзя. Чтобы мы Его послушали, Он должен был явиться в образе, подобном нам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010