Записи: л. 414 – «Осветися олтарь Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в церков святого имярек месяца того ж имярек и числом в лето 7022 митрополитом или епископом града того имярек»; л. 2–7 «Книга Служебник Наволожского погоста церьковная домовная»; л. 5 – «Се яз Иван Емельенов», «Иван Михаилов сын»; л. 5 об. – «Служебник Наволожского погоста церкве Николая чюдотворца»; л. 535 об. «По милости Божии иже во святых отца нашего Николы архиепископа Мирликииских чюдотворца...» (далее нрзб.); л. 536 об. – «Сия книга глаголемая Служебник Наволожского погоста церьковная великого чюдотворца Николы домовная. А потписал того же Наволожского погоста церьковнои дьячек Яшка Григорьев лета 7154 июня в 9 день», «Деревня Нильское...» (далее нрзб.) На полях имеется редакторская правка. Содержание: л. 183–199 об. – чин исповеди; л. 185 об.–186 об. – вопросник мужчинам (М- Соф. 836 ); л. 187–188 – вопросник женщинам (Ж- Соф. 836 ); л. 188–189 об – поновление инокам; л. 190–193 об. – поисповедное поучение; л. 192–192 об. – поучение духовника о челяди; л. 193–193 об. – правило о епитимьях («Наставление о заповедях»); л. 193 об.–195 – поновление священникам; л. 199 об.–201 об – чин причащения больного; л. 202–203 об. – чин исповеди священноиноков; л. 202–203 – вопросник священникам (извод Основной редакции); л. 204–215 об. – чин исповеди иноков; л. 207–210 об. – поновление инокам; л. 210 об.–212 – поновление священникам; л. 212–215 об. – поновление инокам; л. 463–465 – поновление. Издание: Алмазов. Т. 3. С. 121, 243–245; Приложения ко второму тому. С. 22–23 (чин исповеди, л. 202–203 об. – только молитвы; поисповедное поучение, л. 190–193 об.; чин причащения больного). Соф. 838 . Служебник с требником. Начало XVI в. 4°. 201 л. Филиграни: 1) Сфера, не отожд. (вставная тетрадь); 2) Литера О, вид: Брике, 13220 (1499–1500 гг.); 3) Голова быка с крестом, змеёй и монограммой, близкий: Пиккар II, 3, XVI, 405 (1497–1499 гг.); 4) Голова быка с крестом и змеёй, близкий: Пиккар 11,3, XVI, 209 (1499–1500 гг.); 5) Литера Р с крестом, вид: Лихачёв, 2365 (1514 г.); 6) Литера Р с крестом, вид: Пиккар IV, 3, XI, 122 (1502–1503 гг.); 7) Рыба, не отожд.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

Как церемониймейстер, Бурхард отвечал за издание пересмотренного текста Liber Pontificalis в 1485 г. и за публикацию нового издания Caeremoniale Episcoporum в 1488 г. Однако, возможно, самым важным публикаторским трудом Бурхарда стало издание Ordo servandus per sacerdotem in celebratione Missae (1495). Эта книга прошла через ряд переизданий, пока ее содержание не было признано в качестве normae generates Римского миссала. 1144 Среди этих событий были: визит в Рим Федериго Арагонского (декабрь 1493 –январь 1494 г.), коронация Альфонса II Неаполитанского (май 1494 г.), прием в Риме французского короля Карла VIII (ноябрь 1494 – февраль 1495 г.), папское посольство в Милан к императору Максимилиану (июль – ноябрь 1496 г.), провозглашение Юбилейного года (Рождество 1499 г.). Бурхард также присутствовал при закладке краеугольного камня нового здания собора Св. Петра 18 апреля 1506 г. 1145 «Дневник» начинается изложением событий, последовавших за смертью Сикста IV. В поведении следующего папы, Иннокентия VIII, Бурхард находит «темное пятно», мимо которого не может безучастно пройти даже его равнодушное перо: обычно папских детей называют племянниками, но папа Иннокентий открыто говорил о своей дочери и внучке, и Бурхард сожалеет о том, что папа рассеял полезную иллюзию, тем более что она входила в программу выработанного раз навсегда церемониала. В центре «Дневника» – понтификат Александра VI, причем изложение охватывает не только придворные события, но и политическую и дипломатическую деятельность этого папы, его частную жизнь и семейные дела его детей. Отцовская любовь Александра VI была такова, что он раздал земли, которые в течение целых восьми веков принадлежали церкви. «Пипйнов дар» был нарушен. От него ничего не осталось бы, если бы ближайший преемник Александра VI, папа Юлий II, не взялся за восстановление Папского государства, успешно решив эту сложную задачу. Однако деятельность Юлия II лишь в незначительной степени отразилась в «Дневнике» Бурхарда: Бурхард умер 16 мая 1503 г. и мог говорить лишь о первых трех годах понтификата Юлия II. Он питал к нему глубокое чувство благодарности, по–видимому, главным образом за то, что папа дал ему сразу две епископии – в Орте и Чивита Кастелляна, а также ряд других доходных мест. Мечтам Бурхарда о кардинальской шапке не суждено было осуществиться. Похоронен Бурхард в римской церкви Санта Мария дель Пополо у Фламиниевых ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все они были православные. Правда, и в Москве князь Бельский клеветал на митрополита Иосифа, якобы он совращал в унию православных и самую Литовскую Великую Княгиню Елену, дщерь Великого Князя Ивана Васильевича, выданную в 1495 г. за Великого Князя Литовского Александра Казимировича. Но сие заключали из того, что тогда сей митрополит якобы не умел или не хотел отвратить в Литве притеснения ей вообще православным не от униатов, коих не было, а от папистов, которые строили церкви среди селений православных, насильно обращали их жен и детей в римскую веру и самой Великой Княгине Елене не позволили иметь при дворе своем греко-российской церкви, в договоре при браке ей обещанной, а указали ходить в ближнюю приходскую; наконец выслали из Вильны и духовника ее священника Фому, с двумя его причетниками. Оскорбленный тем Великий Князь Иван Васильевич поднял с 1499 г. на зятя своего войну, и завоевал все восточные его области до Днепра, кроме Смоленска, и тем сию часть иерархии возвратил к Московской митрополии. Во всем сем митрополит Иосиф не имел участия и, напротив того, успешно защищал права и вольности русского духовенства перед Литовским Великим Князем Александром и в 1499 г. при самом вступлении на митрополию исходатайствовал у него подтверждение вполне всей грамоты судебной, данной русскому духовенству еще Великим Князем Киевским Ярославом Владимировичем в 1051 г., а в 1511 г. получил подтвердительную грамоту и от Сигизмунда I 114 . В Иосифово время составился на Днепре народ казаков из гонимых в Польше и Литве за веру россиян и сделался впоследствии времени ревностнейшим защитником православия; как ниже доказано будет. Митрополит Иосиф скончался в Вильне в 1517 г. 40 . ИОНА II был прежде архимандритом Виленского Вознесенского монастыря, устроенного, или по крайней мере, именем снабженного от Великой Княгини Литовской Елены Ивановны; Палинодия, Коссов и за ними каталог Киевский полагают избрание и посвящение его в митрополиты Киевские в 1516 г. по благословению Константинопольского патриарха Пахомия.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Псков. Церковь Варлаама Хутынского на Званице. Карта и ближайшие объекты Церковь Варлаама Хутынского на Званице. 1495 г. — 19 в. Местность, где находится церковь, издревле называлась «Варлаамовский край», или улица Званица (также Званница, ныне улица Леона Поземского). Первоначальная церковь была деревянной, поставлена по обету для избавления от «великого варлаамовского мора» 8 декабря 1466 года.[/p] [р]По обыкновению, церковь заменили на каменную, в 1495 г. Во время штурма Пскова войсками шведского короля Густава-Адольфа, 9 октября 1615 г., духовенство совершало молебны на паперти, — и яростная атака на Варлаамовские ворота оказалась безуспешной. К началу 18 века церковь обветшала, но была вновь перестроена в 19 веке. В советские годы храм много претерпел (здесь был склад, затем кинотеатр, купола снесли). Ныне это действующая, приходская церковь. Основной четверик храма имеет одну главу, одну апсиду, четыре столпа с пониженными подпружными арками. На западной стороне притвора — двухпролетная звонница; южный придел 1859 г., сторожка с кладовой — 1875 г. Апсида и барабан декорированы орнаментом бегунца и поребрика, дополненным аркатурным поясом из поливных зеленых изразцов 17 века. Цельность и крупность прослеживаются во внешнем облике здания, со всех сторон обстроенного приделами и притворами 18–19 вв. Массивная апсида упрощает объем и делает храм приземистым. Видимо, освящение церкви во имя новгородского святого Вармаама Хутынского объясняет некоторые «новгородизмы» в ее облике. Этот значительный памятник на границе города, у северной дороги, составляет единое целое с крепостными сооружениями Варлаамовского угла. Т.В. Шулакова, Л.Ю. Дудченко. «Храмы Пскова». По некоторым данным, Званицею называлась нынешняя улица Леона Поземского (Нарвская улица). В 1466 году здесь была поставлена однодневная Варлаамовская церковь, деревянная. Поводом к ее сооружению был страшный мор, названный впоследствии Варлаамским. По-видимому, это была чума: «аще у кого явится железа, то на другий или на третий день умраше». В 1495 году сооружена нынешняя каменная. В истории этой церкви особое значение имеет 1615 год, знаменитый отбитием Густава-Адольфа. Главным пунктом атаки были находящиеся близ церкви Варлаамовские ворота, над которыми возвышалась особая башня. По этим воротам была открыта сильнейшая бомбардировка, причем башня была совершенно разрушена. Летопись повествует, что шведы были изумлены сильною пальбой, происходившей из церковного купола и поражавшей их «богоранными стрелами». 9 октября, во время самого приступа, духовенство бесстрашно совершало молебны на паперти Варлаамовской церкви.

http://sobory.ru/article/?object=00258

640 Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI века. М.; Л., 1960. С. 251–254, 453. 641 Между тем до сих пор появляются исследования, в которых данные жития Евфимия некритически переносятся в жизнь русского общества XIV в. (при этом используются тексты даже не Краткой, а позднейшей Пространной редакции), ср.: Дмитриевский С. М. Агиографические источники о роли Нижегородского Печерского монастыря в общежительной реформе XIV века Древнерусская книжная традиция и современная народная литература: (Тезисы докладов Международной научно-практической конференции, состоявшейся 14–16 октября 1998 года). Н. Новгород, 1998. С. 18–22. 642 О правильной хронологии событий см.: Кучкин В. А. Русские княжества и земли перед Куликовской битвой Куликовская битва. М., 1980. С. 67–68. 643 Симеоновская летопись опубликована: ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. Исследование о Симеоновской летописи см.: Клосс Б. М. Никоновский свод и русские летописи XVI-XVII веков. М., 1980. С. 25–29. 644 Первоначальный вид перечня иерархов Русской церкви Симеоновской летописи составлен в 1495–1496 гг. К этому выводу приводят следующие данные: в каталоге митрополитов последним записан Симон Чиж (1495–1511 гг.), среди Ростовских архиепископов -Тихон Малышкин (1489–1503 гг.), среди Коломенских епископов-Авраамий (1490–1501 гг.), среди Пермских епископов – Филофей (1471–1501 гг.), в перечне Сарских епископов последним числится Селиван (1493–1495 гг.), но поставленный 18 декабря 1496 г. Евфимий не указан. 645 После Иоанна и Симеона в каталоге Суздальских епископов Симеоновской летописи значатся имена Владимирских епископов (но Суздаль входил тогда во Владимирскую епархию): Серапион (1274–1275 гг.), Федор (1276–1286 гг.), Иаков (1288–1295 гг.). Характерно, что пропущен упомянутый выше Симеон (1295– 1299 гг.), поставленный в перечне за Иоанном. 657 О редакциях Жития Сергия Радонежского, написанных Пахомием Логофетом, см.: Клосс Б. М. Избранные труды. Т. I. Житие Сергия Радонежского. С. 160–212.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Первая рукопись (л. 1–94 об.) содержит Псалтырь, Четвероевангелие и другие более мелкие произведения, переписана двумя писцами: 1-ым писцом написаны л. 1–26, 2-й писец, начав с последних двух строк на л. 26, переписал весь(!) текст на л. 27–94 об. Предисловие к пасхалии на л. 93 об. – 94 он писал еще в сжатой манере, поскольку на последнем листе тетради (л. 94) необходимо было разместить оставшуюся пасхалию (безнадежная задача!), но он вышел из положения тем, что начал пасхальные таблицы не с 7001 г., а с 7004 г. (т. е. с того года, в котором он переписывал текст) – поэтому стал писать в более свободной манере (л. 94–94 об.). Это обстоятельство и ввело в заблуждение Н. В. Синицыну, посчитавшую, что текст пасхалии выполнен особым почерком. На самом деле пасхальные таблицы на л. 94–94 об. переписаны тем же 2-ым писцом: характерная лигатура «бого» присутствует и в предыдущей части (л. 56, 56 об., 87), индивидуальные варианты написания высокого «б» и «в» с характерной петлей видны в предшествующем тексте (л. 76 об., 80 об., 90 об., 91), и др. Следовательно, первая рукопись сборника Троиц., 46 написана около 1495 г. (филигрань: Три горы под крестом – типа Лихачев, 1272 (1497 г.) – не противоречит высказанной датировке). Переработка пасхальных таблиц определяет вторичность того варианта Предисловия к пасхалии, который содержится в Троиц., 46 (с чтением «новый Рим»), и датирует его 1495 г. Внесу лишь уточнение в вывод Н. А. Тихонюка о месте создания рукописи. Почерки сборника Троиц., 46 не принадлежат писцам Троице-Сергиева монастыря – следовательно, рукопись создана не в Троицком монастыре, а, скорее всего, при московской митрополичьей кафедре 264 . Попадание кодекса в собрание Троице-Сергиева монастыря вполне объяснимо – ведь с начала 1495 г. троицкий игумен Симон по сути дела являлся «нареченным» митрополитом и исполнял функции главы Русской церкви. В других списках Предисловия к пасхалии заглавия нет, но в Троиц., 46 киноварный заголовок надписан по верхнему полю л. 93 об.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

50 . Христос и ангелы (Евхаристия). Мозаика 1043–1046 гг. Киев, собор св. Софии. 51 . Омовение ног. Мозаика. 1-я четв. XI в. Фокида, монастырь Хосиос Лукас. 52 . Омовение ног. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко-архитектурный музей-заповедник. 53 . Моление о чаше. Мозаика. Ок. 1220 г. Венеция, собор Сан-Марко. 54 . Моление о чаше. Таблетка из собора св. Софии в Нов­ городе. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 55 . Поцелуй Иуды. Миниатюра константинопольской рукописи. Лекционарий 1059 г. Монастырь Дионисиат. Афон. 56 . Предание Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 57 . Целование Иуды. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 58 . Поругание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 59 . Христос перед Каиафой и Анной. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 60 . Отречение апостола Петра. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 61 . Отречение Петра. Миниатюра армянского евангелия 1397 г. Фрагмент. Ереван, Матенадаран. 62 . Христос перед Пилатом. Миниатюра византийской рукописи Евангелия. XIII в. Петербург, Российская национальная библиотека. 63 . Приведение Христа на судилище к Понтию Пилату. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. ГТГ. 64 . Бичевание Христа. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 65 . Ведение на казнь. Икона. Кон. XIV в. Синай, монастырь св. Екатерины. 66 . Ведение ко кресту. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник. 67 . Восхождение на крест. Таблетка из собора св. Софии в Новгороде. Кон. XV – нач. XVI в. Новгородский историко­архитектурный музей-заповедник.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/osnovy-i...

144 ГРМ, инв. ДРТ-233. Под 1555 г. он значится по Вкладной книге Кирилло-Белозерского монастыря 1602, л. 8 об. (см. о нем: Лебедева 1956. С. 54–56). 145 Покров «Авраамий Ростовский» (Ростово-Ярославский музей, инв. 921/849) в начале XIX в. был набит на южные двери иконостаса ростовского Богоявленского Авраамиева монастыря. В 1980 г. реставрирован (см. о нем: Сиякин 1988. С. 160–161, кат. 331, ил. с. 161. Автор, на наш взгляд, не вполне правомерно сравнивает его с покровом «Никита Переславский»). О покрове «Леонтий Ростовский» (тот же музей, инв. 922/752) см.: Пуцко 1980/1981. С. 58–60, рис. 5. 148 Переславский музей, инв. 1687. Возможно, вклад хоругви был связан с рождением у Марии Темрюковны в 1563 г. сына Василия (род. 21 марта, ум. 3 мая). 152 Стороны хоругви разъединены. Новгородский музей, инв. 6145/1987 и 6146/1988 (см.: Свирин 1963. С. 122–124; Маясова 1971 (1). С. 30–31, ил. 50; Маясова 1971 (3). С. 121–122). 154 Хранится в Покровском соборе старообрядческого Рогожского кладбища (см.: Борин 1915. С. 70; Маясова 1971 (3). С. 20–121). 163 См. иконы дионисиевского чина из Ферапонтова монастыря (Антонова, Мнева 1963. Т. 1, ил. 217). Иконографический тип преподобного Зосимы похож на святого Власия на иконе XV в. из Петрозаводского музея (см.: Смирнова 1964. С. 110, рис. 56). Примечательно, что другие произведения, выполненные в это время в Новодевичьем монастыре, имеют совершенно иной характер, нежели упомянутые покровы (см.: Маясова 1973 (2). С. 137–147). 164 У царицы Ирины Федоровны в июне 1592 г. родился единственный ребенок – дочь Феодосия, но в начале декабря 1593 г. она умерла. 168 Сергиево-Посадский музей, инв. 401 (см.: Там же. С. 130). На покрове нет вкладной надписи. Монастырское предание относит его к вкладу 1610 г. царя Василия Шуйского. Однако по характеру шитья покров следует считать работой царской мастерской 1580-х гг. 169 Новгородский музей, инв. 1620 (см.: Маясова 1960 (1). С. 63–64; а также: Маясова 1976. С. 40–41, ил. 1). 170 Музей «Покровский собор», ими. (см.: Маясова 1976. С. 45–46, ИЛ.3:4). О «двойном покрове», вложенном в Троице-Сергиев монастырь царем Федором Ивановичем в 1592 г., но выполненном при участии мастериц Евфросинии в 1569 г., см. выше.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

И музей, как память о предках, память живая, воплощенная в музейном творчестве, ведет к воскрешению: музей воспитывает, музей – школа. Музей – действительная литургия оглашенных. Как богословие – родословие, так храм небесный – храм земной, кладбищенский. Но музейное творчество – художественное воскрешение предков! Как перейти от художественного к действительному воскрешению, к литургии верных. Музейное творчество воплощает в себе полноту знания, чувства и воли, и в этой полноте лишь подобие действительного воскрешения. Музейное творчество не выводит из мipa подобий, а лишь зовет к образу, к жизни. Где же предел, где же имманентного воскрешения, если в самых глубинах обряда-проекта наличен разрыв мысли и дела, подобия и образа? Как регуляция внутренняя косвенно зависит от регуляции внешней, так музейное творчество зависит от познания природы. Музейное творчество – начало регуляции внутренней; а так как основная рознь – рознь человека и природы, то все человечество, как субъект музейного сыновнего творчества, ждет избавления от победы над природой, от знания природы. Но натуралистическое истолкование психократии, как мы видели, не решает психологической задачи, не ведет нас от логического к бытийному, от идеального к реальному, от художественного к действительному. У Федорова храм-музей становится проектом системы естественнонаучного знания. Остается тайна единства души и тела, регуляции внешней и внутренней, тайна имманентного воскрешения. Но эта тайна не отвечает на вопросы души чувствующей действительность смерти и жаждущей действительная воскрешения. Храм-музей лишь овеществляет жажду жизни, но не утоляет ее. Как художественный проект, храм-музей еще ярче выражает требования духовного, а не естественно-природного, таинства, а не тайны, храма – Тела Христова, а не музея-кладбища… —310— Итак, вместе с Федоровым, мы пришли к тайне плоти, к тайне естественного воскрешения сынами человеческими своих отцов и братьев: имманентное воскрешение, по основному своему устремлению, по характеру полноты естественного знания и излучает какой-то мистический свет.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Утро последнего дня пребывания в Константинополе мы посвятили обозрению музеев. Музеев в Константинополе три. Музей оружия – в бывшей церкви св. Ирины, где происходил 2-ой вселенский собор. В этот музей доступ возможен только с разрешения самого султана и требует много хлопот. Далее – музей янычар, в котором собрана коллекция чучел, представляющих собою старинную одежду и вооружение янычар. На осмотр этого музея у нас не хватало времени, да и он сам, по словам Преосвященного, посетившего его в первый приезд в Константинополь, не представляет ничего особенно интересного. Гораздо интереснее третий музей, музей древностей, собранных из всех стран востока, прилегающих к Средиземному морю, т.е. из тех стран, в которых совершалась древняя история. Музей древностей находится в Стамбуле, в двух зданиях – старом и новом. В саду, примыкающем к музею, много древних гробниц и скульптурных изображений греческих богов, но всё это в страшном запустении: гробницы заросли травою, боги – с отбитыми носами. Внутри музей несколько благоустроеннее и содержится опрятно. Здесь собрана довольно богатая коллекция образцов скульптуры и керамики греков, есть прекрасные статуи греческих богов, много мумий и скульптурных изображений древнего Египта; среди них прекрасно сохранившийся в течение нескольких тысячелетий скелет египетского царя Тибинета, помещенный под стеклом. Есть очень древние находки, покрытые куническими клинообразными письменами, которые мы, не без успеха, пробовали разбирать. Но более всего обращают на себя внимание в музее древние греческие саркофаги, – особенно один из них, чудной работы, известный под именем саркофага Александра Македонского. Громадный бело-мраморный саркофаг прекрасно —713— сохранился. С четырех сторон он украшен высеченными из мрамора горельефами, изображающими сцены из жизни умершего: охоты, пиры, битвы. Изящество отделки и оригинальность замысла, тонкий художественный вкус делают этот древний саркофаг образцом совершенства. Мраморные миниатюрные фигуры людей и животных на саркофаге кажутся живыми. Живший несколько тысяч лет тому назад творец этого саркофага не только прекрасно знал анатомию, но и был величайшим художником, способным вдохнуть жизнь в холодный мрамор. Изображения людей дышат жизненностью; они индивидуальны, лица вполне выражают те мысли и чувства, какие соответствуют окружающей обстановке; вообще художественности работы в праве позавидовать любой современный скульптор. Есть в музее и отдел христианских древностей: иконы, кресты и пр., но очень не велик для древней Византии. В общем наличность музея, принимая во внимание историческое значение древней Византии и мест, прилегающих к Мраморному, Ионическому и Средиземному морям, могла бы быть значительно богаче, чем теперь. Но сравнительная бедность его находит отчасти объяснение в том, что турки только в последнее время стали несколько интересоваться археологией.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010