20 сент. 1495 г., после достаточно долгого перерыва, митрополитом был поставлен игум. Троице-Сергиева мон-ря Симон . В связи с еретиками его не обвиняли, но и о его выступлениях против жидовствующих неизвестно. В отношениях с Великим княжеством Литовским И. В. выступал как защитник Православия. От своей дочери Елены, вышедшей замуж за Литовского вел. кн. Александра Ягеллончика в 1495 г., он требовал сохранить верность Православию, а от ее мужа добивался, чтобы тот построил для супруги правосл. храм в столице Литвы Вильно. В начавшейся в 1499 г. войне с Литвой И. В. выступал как защитник правосл. населения от попыток обратить его в католичество. В этой войне проявилось и враждебное отношение московского правителя к духовенству Киевской митрополии: Брянский епископ был арестован и отвезен в Москву. Скупость летописных известий 2-й пол. 90-х гг. XV в. не позволяет в полной мере судить о характере отношений И. В. и рус. духовенства в эти годы. Исключением является известие под 1497 г. о том, как вел. князь тайно каялся перед митрополитом и др. иерархами, что по неосторожности содействовал смерти своего заключенного в тюрьму брата Андрея. (Ростовский владычный летописец отметил: ранее, опровергая слухи, что он хочет арестовать своего брата Андрея, И. В. поклялся митрополиту «небом, и землею, и Богом сильным, отцом всея твари» (ПСРЛ. Т. 24. С. 214).) Осенью 1495 г. И. В. посетил Вел. Новгород, архиеп. Геннадий торжественно встретил его при въезде в город, вел. князь молился за литургией в Софийском соборе и «ел» у архиепископа. Эти действия имели этикетный характер, И. В. не собирался отступать от намеченной им политики в отношении Церкви. После образования в 1499 г. Новгородского княжества, пожалованного И. В. сыну Василию (его кандидатура была поддержана архиеп. Геннадием), последовала выдача от имени И. В. и Василия Иоанновича жалованных грамот новгородским мон-рям, по к-рым они освобождались от суда архиепископа и подчинялись судебной власти великокняжеских наместников.

http://pravenc.ru/text/469780.html

Лихарь – лиходей, колдун Лихачевы : Матвей Алексеевич Кошка [см. Кошка] Лихачев, 1495 г., Новгород [см. Дружина, Семендяй] Лихач – удалец Лихин Василий, крестьянин, 1606 г., Белев Лиховид, Лиховидовы : Первуша [см. Первуша] Федорович Лиховидов, 1596 г., Рославль Лихой Иванов, слуга Калязина монастыря, 1523 г. Лихоманов Первый [ср. Первуша], подьячий, 1571 г., Новгород Лихоня, Лихонин : Лихоня, крестьянин, 1499 г., Владимир; Гридя [см. Гридя] Степанов Лихонин, земский дьячок, 1565 г., Переяславль Лихотниковы , вятчане, переселенные в конце XV в. в Московский уезд; Дмитрий Федорович, вотчинник, 1530 г., Московский уезд Лихохвостов Богдан Варганов [см. Варган], 1586 г., Тверь; Лихохвостовы, XVI–XVII вв., Тульский уезд Лихошерст Иван Юрьевич Мошнип [см. Мошна], вторая половина XV в., Дмитров Лихошерст – злой пес Лихутины Петр и Гаврило Онисифоровичи, 1599 г., Арзамас Личинкины, вторая половина XVI в., Кашира и Арзамас; сыновья Никиты, 1578 г., Кашира; Гаврило Михайлович, 1596 г., Кашира Личко Кирилл, крестьянин, конец XV в., Новгород Лишний Матвей Семенович Хлопов [см. Хлопов], начало XVI в. Лоб Вязовый Федор, крестьянин, 1624 г., Курмыш Лобан, Лобановы : кн. Андрей Иванович Лобан Ряполовский [ср. Ряполов], убит в 1436 г. татарами под Белевом; Петр Григорьевич Лобан Заболоцкий [см. Заболоцкий], сокольничий, 1495–1507 гг.; кн. Иван Александрович Лобан Ростовский, XV в.; от него – Лобановы-Ростовские; Иван Андреевич Лобан Колычев [см. Всеволожский, Козий Рог, Колыч, Саламыков, Турий Рог, Умной, Чечетка] Лобанец , крестьянин, 1495 г., Новгород; Лобанец Федорович Болотников [см. Болотников], 1530 г., Вязьма; Лобанец Осипович Лаптев [см. Лапоть], 1545 г. Лобанов Иван, стрелец, сотник, 1596 г., Арзамас Лобастиков Павел Тимофеев, 1565 г., Москва Лобень Лобков Неустрой [см. Неустрой] Фомич, убит в 1549 г. под Казанью [ср. Шаблыка] Лобоев Гаврило, крестьянин, 1564 г., Обонежье Ловот ( Ловоть ? – С. В.) Савва, крестьянин, 1495 г., Новгород Ловушка Игнатий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Степан Ловушкин, пушкарь, 1624 г., Зарайск

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Колпаков Александр. Врата во власть//Московский комсомолец. 02.09.1993. Политическая хроника: К 75-летию злодеяния//Наша страна. 04.09.1993, 2248. Политическая хроника: Валерий Балабанов//Наша страна. 04.09.1993, 2248. Детоубийцы//Наша страна. 04.09.1993, 2248. Блажнова Татьяна. Он к нам возвращается//Книжное обозрение. 10.09.1993, 36 (1422). Наталья К. Последний император России. Так называлась выставка, подготовленная работниками Государственного архива России...//Православная Русь. 14.09.1993, 17 (1494). Солдатов Александр. Крестный ход в Троице-Сергиеву Лавру//Православная Русь. 14.09.1993, 17 (1494). Из неофициальных источников//Ореол. 16.09.1993, 37 (133). Аннинский Лев. Наша беда остается с нами. К выходу книги Э.Радзинского о гибели царской семьи//Независимая газета. 25.09.1993. Ардов Михаил, протоиерей. Отчего в Москве не спешат прославить Царственных Мучеников//Православная Русь. 28.09.1993, 18 (1495). Поменко Зинаида. Паломничество по России//Православная Русь. 28.09.1993, 18 (1495). Царь болгарский Борис III//Православная Русь. 28.09.1993, 18 (1495). Короткие сообщения: В специальном послании патриарха Алексия II и Синода, посвященном 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи, от всех чад Московской Патриархии было принесено покаяние в грехе цареубийства...//Православная Русь. 28.09.1993, 18 (1495). Короткие сообщения: Местные газеты и телевидение Екатеринбурга проводят встречи с людьми, получившими чудесные исцеления у креста, воздвигнутого на месте убиения Царя-Мученика...//Православная Русь. 28.09.1993, 18 (1495). Смирнов Ф. Тайна Царских останков раскрыта.//Медицинская газета. 29.09.1993, 77. Русский царь – защитник Сербии//Сербия. 1993, сентябрь, 1. Протопресвитер Польский Михаил. Новые мученики Российские (материал подготовил Константин Глазков)//Сербия. 1993, сентябрь, 1. Парфененков Петр, Марьянова-Давыдова Евгения. Заявление от 5 сентября 1993 года//Русский Вестник. 1993, сентябрь, 36. Антонов Роман. " Конь белый "http://Совершенно секретно. 1993, сентябрь, 9.

http://religare.ru/2_47504.html

Брыка – бричка, крытая повозка Брыло ( Брыла, Брылка ), Брылкины : Брыла, крестьянин, 1627 г., Курмыш; Тимофей Никонович Брыло Бутурлин [см. Бутурля], 1639 г.; Иван Акимов Брылка, крестья нин, 1527 г., Звенигород; Василий Шумилов [см. Шу мило] Брылкин, 1596 г., Ярославль; Иван и Потап Брылкины, приказчики боярина В. И. Морозова, 1640 г. Брыла – верхняя губа, ср. bryla – глыба, ком земли (польск.) Брыснев Пахом, крестьянин, 1495 г., Новгород Брысь – прочь, окрик на кошку Брюхатый, Брюхатые, Брюхатово : Яков Афанасьевич Брюхатый, псковский посадник, 1495 г.; кн. Иван Андреевич Брюхатый-Ростовский; Брюхатовы в XV в. новгородские бояре, в вв. в Коломенском уезде Брюхач, Брюхачевы : Брюхач, крестьянин, 1545 г., Новгород; Дружина [см. Дружина] Брюхачев, 1565 г., Казань Брюхо, Брюховы : Семен Иванович Брюхо Морозов, вторая половина XV в.; от него – фамилия Брюховых-Морозовых [см. Мороз], вымершая в середине XVI в. Брюшев Максим, крестьянин, 1612 г., Арзамас Брязга Михаль, крестьянин, 1537 г., Бежецк Брянцевы : Логгин Брянцев, 1475 г., старец Троицкого монастыря; Аким Власьевич, 1596 г., Владимир; другая (? – С. В.) фамилия Брянцевых в XVI в. в Мещовске Брянчининов Василий, дозорщик посада, 1623 г., Вологда; Борис Любачев, 1649 г., там же Бубариковы : Григорий Андреевич Кот [см. Кот], конец XV в., Кашин; Матвей Иванович, 1560 г., Бежецк Бубен, Бубновы : Василий Бубен, крестьянин, 1546 г., Новгород; Иван Бубнов, подьячий, 1685 г., Москва Бубенник Иван, 1495 г., Новгород Бубенчик кн. Андрей Михайлович Шаховской [см. Шаховские], XVII в. Бубеня Мина, крестьянин, 1495 г., Новгород Буборов Степан, крестьянин, 1495 г., Новгород Бугай , Бугаевы : Бугай, крестьянин, 1498 г., Новгород Бугай –1) племенной бык, 2) выпь, болотная птица, 3) одежда, вроде сарафана Бугайло ( Бугайко ? – С. В.) Данилов, крестьянин, 1564 г., Заонежье Будай , Будаевы : Будай Федорович Скобельцын [см. Скобельцын], 1544 г.; Будай Яковлевич Новокщенов [см. Новокщеновы], 1550 г., Новгород; Будай Иванович Баскаков [см. Баскаковы], 1564 г.; Иван Васильевич Будай, 1578 г., Кострома [см. Кучук]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСТОРИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ (Москва, Красная пл., 1), первый и крупнейший в России музей исторического профиля, располагающий богатейшим собранием различных источников по истории и культуре страны и РПЦ. История строительства Основан в 1872 г. как Музей им. Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в Москве в честь вел. кн. Александра Александровича (впосл. имп. Александр III ). С 1881 г. назывался Императорский Российский Исторический музей, с мая 1895 г.- Императорский Российский Исторический музей им. имп. Александра III в Москве, с нояб. 1917 г.- Государственный Российский Исторический музей, с февр. 1921 г.- Государственный Исторический музей (ГИМ). Организован по инициативе создателей Севастопольского отдела Политехнической выставки, проходившей в Москве с 30 мая по 3 сент. 1872 г.: земского деятеля полковника Н. И. Чепелевского (1834-1886); министра гос. имуществ, участника обороны Севастополя ген.-адъютанта А. А. Зелёного (1820-1880) и председателя Московского археологического об-ва гр. А. С. Уварова . 9 февр. 1872 г. последовало Высочайшее соизволение на устройство музея. Экспонаты Севастопольского отдела стали первыми поступлениями в фонд музея. Др. московский музей, к-рый также обязан своим рождением данной выставке,- Политехнический. 3 янв. 1873 г. были высочайше одобрены «Общие основания Музея имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича» (проект этого программного документа был составлен Уваровым). Почетными президентами музея были вел. кн. Александр Александрович, с 1881 г.- вел. кн. Сергей Александрович , с 1905 г.- вел. кн. Михаил Александрович. Непосредственное руководство музеем осуществляли товарищи председателя, с мая 1881 г.- А. С. Уваров, с апр. 1885 г.- И. Е. Забелин , с февр. 1909 г.- кн. Н. С. Щербатов. Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) Исторический музей. Фотограф Р. Ю. Тиле. 1889 г. (ГИМ) В 1873 г.

http://pravenc.ru/text/1237671.html

Выставка «Историческое паломничество Царской Семьи в 1913 году. К 110-летию юбилея Императорского Дома Романовых»  - первый  крупный выставочный проект в России, посвященный историческому путешествию царской семьи по русским городам в 1913 г., в ознаменование 300-летия дома Романовых. Путешествие включало в себя: поездку по железной дороге от Санкт-Петербурга до Нижнего Новгорода и обратный путь по Волге на пароходе до Ярославля с последующим возращением поездом в  Царское село. В мае 1913 г. Император Николай II посетил исторические места, связанные с воцарением династии Романовых, поклонился православным святыням во Владимире, Суздале, Боголюбове, Нижнем Новгороде, Костроме, Ярославле, Ростове Великом, Петровске, Переславле-Залесском и Троице-Сергиевой Лавре и Москве. Специалистам Фонда ЕСПО, при содействии музейного коллектива ГМЗ «Ростовский  кремль», удалось подготовить уникальную экспозицию, в которой представлено более 700 музейных предметов. В экспозиции принимают участие 13 музеев: Государственный музей заповедник «Ростовский кремль», Государственный исторический музей, Владимиро-Суздальский музей-заповедник, Костромской государственный музей-заповедник, Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, Сергиево-Посадский музей-заповедник, Павлово-Посадский музейно-выставочный комплекс, Переславский государственный музей-заповедник, Ярославский художественный музей, Ярославский государственный музей-заповедник, Музей имени В.Ю. Орлова (Ярославль), Музей Императора Николая II. Свои экспонаты предоставили Государственный архив Ярославской области, Московская духовная академия, частные коллекционеры. Корпорация «РЖД» привнесла в музейную композицию VR формат: в одном из залов посетителей ждёт  VR- «Путешествие в императорском поезде». Надев специальные очки, можно заглянуть внутрь вагонов, служивших нескольким российским императорам. С помощью современных технологий в виртуальной реальности в мельчайших подробностях воссозданы исторические интерьеры вагонов одного из первых поездов царской России.

http://radonezh.ru/2023/05/24/v-rostove-...

Кострома. Музей деревянного зодчества. Музей деревянного зодчества.    Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Костромская область, г. Кострома, ул. Просвещения, д. 1, Ипатьевский монастырь Координаты: 57.775434, 40.889331 Проезд:автобус 14 до остановки " Ипатьевская слобода " Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Монастырь расположен близ города Костромы, на старой ярославской дороге, проходившей ранее по левому берегу реки Волги. Ипатьевский монастырь избежал обычной участи храмов после революции. Он не был разрушен или превращен в складские помещения. На его территории был устроен музей-заповедник. В его помещениях расположились музеи. Обычный для небольших городов краеведческо-исторический музей, богатая коллекция церковной утвари и икон и даже, как ни странно, музей естествознания. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали. В 1958 году в Ипатьевском монастыре создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. На реставрацию выделены значительные средства. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, вернуть им первоначальный вид. Музей-заповедник включал организованный на территории монастыря и в прилегающей местности Музей народной архитектуры и быта. Зеленые насаждения на монастырской территории появились около ста шестидесяти лет назад. Разросшиеся дубы и лиственницы обрамляют памятники древнего зодчества. В настоящее время все строения Ипатьевского монастыря отреставрированы и взяты под государственную охрану. В 1958 году комплекс зданий и сооружений отнесен к числу республиканских историко-архивных музеев-заповедников. Рядом с монастырем расположен Музей деревянного зодчества под открытым небом. Свайные баньки, ветряные мельницы, избы воспроизводят облик северной русской деревни. Многообразны церкви разных типов и объемов. Часть экспозиции музея находится на территории монастыря. При подготовке статьи использованы материалы с www.kostroma.ru 

http://sobory.ru/article/?object=00521

Намеченные нами два момента в истории наследуемых имуществ слишком резко отличаются один от другого. За церквами по Писцовой Книге состоит в 1499 году 24 двора, 37 человек, 24 ½ обжы; за попами – 9 дворов, 12 человек, 11 обеж; за монастырями 914 дворов, 1365 человек, 1080 ½ обеж; за владыкою – 32 двора, 42 человека, 33 обжы. Хотя Писцовая Книга и различает церкви, попов, монастыри, владыку; но слишком очевидно, что во всех этих случаях истинным владельцем является единое, собирательное целое – церковь ; и за нею по Писцовой Книге состоит в Водской пятине 979 дворов, 1456 человек, 1149 обеж. Однако, Писцовая Книга отмечает среди оброчных и поместных – «земли, что были церквей, монастырей и владыки», и их мы нашли: церковных 105 дворов, 144 человека, 116 ½ обеж; монастырских 1327 дворовъ, 1946 человек, 1459 обеж; владычних 1444 двора, 2177 человек, 1944 ½ обжи; – всего же «бывших» до 1499 года за церковью – 2876 дворов, 4267 человек, 3520 обеж. Теперь соединяя цифру церковных имуществ по Писцовой Книге 1499–1500 года с цифрою церковных имуществ, отшедших в земли оброчные и поместные, мы получаем для имуществ церкви в Новгороде в момент его падения приблизительную цифру (ибо по «новому» писму) – 3855 дворов, 5723 человека, 4669 обеж. Приведенные цифры сами по себе не так еще сильно говорят, как они же, переведенные в отношения %-ные. А в переводе на эти отношения, – церкви до падения Новгорода принадлежало – 25,5% общего количества дворов, 27,28% общего количества людей, 30,25% общего количества обеж в пятине. Иначе говоря – 1/4 дворов и без малого 1/3 обеж в пятине находились в руках владельца – церкви! И тем более резкой кажется перемена, происшедшая в имущественном положении церкви к 1499 году. Количество церковных дворов составляет лишь 6,47% общего их количества в пятине, количество людей – 6,94% общего количества их, количество обеж – 7,44% общего их количества в пятине. – Очевидно сразу же, что церковь лишилась не менее ¾ своих дворов, людей и обеж. И действительно дворов от церкви взято 74,03% общего количества церковных дворов в пятине, людей – 74,56%, обеж 75,38 общего количества церковных обеж в пятние до падения Новгорода.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

Свт. Геннадием был составлен «Окозрительный устав» (или «Последование церковного пения и собрания вселетнего»), призванный облегчить практическое применение введенного в XV в. в Новгородской епархии Иерусалимского устава. Кроме того, ко времени архиерейского служения свт. Геннадия относится 1-е свидетельство (в «Повести о белом клобуке») совершения рус. архиереем «шествия на осляти» в Вербное воскресенье. В дек. 1492 г., после несбывшихся эсхатологических ожиданий, свт. Геннадий по просьбе митр. Московского Зосимы составил новую пасхалию на 70 лет, разослав ее по епархии с посланием соборному духовенству (ПДРКП. Стб. 801-803. 119). Важнейшим достижением книжников и переводчиков, работавших при Новгородском владычном дворе в кон. XV - нач. XVI в., т. н. Геннадиевского кружка (см. в ст. Геннадий , свт., архиеп. Новгородский), стало создание к 1499 г. Геннадиевской Библии - 1-го полного свода библейских книг в истории слав. кириллической письменности. Несмотря на то что вслед. конфискационной политики московских властей Дом Св. Софии нуждался в средствах, на Новгородского владыку была возложена обязанность финансирования строительства нового каменного Детинца, которое было начато в 1484 г. еще при архиеп. Сергии, и закончено, вероятно, в 1490/91 г. ( Мильчик М. И. Итальянские мастера - строители Ивангородской крепости//НИС. СПб., 1995. Вып. 5(15). С. 186-188, 201; Гордиенко. 2001. С. 49, 100): треть средств должен был выделить архиепископ, две трети - вел. князь (ПСРЛ. Т. 18. С. 270; Т. 43. С. 209; Т. 4. Ч. 1. С. 459). В дек. 1499 г. свт. Геннадий в сопровождении новгородского духовенства дважды ходил крестным ходом «около города новаго каменного» и «около города старого... деревеного» с молением «о государех великих князех (об Иоанне III и о его сыне Василии.- М. П.), и о всем православном христианстве» (ПСРЛ. Т. 30. С. 152-154). С 1491/92 г. велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 г. сохранились писцовые книги отдельных новгородских пятин (Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). В янв. 1499 г. на Новгородской земле после длительного перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности - «поимал князь великои в Новегороде вотчины церковные, и роздал детем боярским в поместье, монастырьские и церковные, по благословению Симона митрополита» (ПсковЛет. Вып. 2. С. 252). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и отдельные храмы потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию (реальная убыль составила 16%), всего Церковь лишилась 48% вотчин ( Фролов. 2004. С. 58-60).

http://pravenc.ru/text/2577765.html

В Риохе также есть пещерные монашеские комплексы, относящиеся к вв. В Сории недалеко от центра города находится пещера, где подвизался преподобный Сатурий, покровитель Сории. 38 Интересно посетить храм Сан-Бауделио де Берланга в 78 км от Сории (часть фресок из которого сейчас находится в музее Прадо): романский храм стоит прямо над монашескими пещерными кельями. Путешествуя из Мадрида в Сантьяго, можно свернуть в сторону, не доезжая до Оуренсе, и посетить пещерный монашеский комплекс Сан-Педро де Рокас, относящийся к VI в. В 127 км на север от Мадрида находится «Пещера семи престолов» (Cueva de Siete Altares): no мнению ученых, такие пещерные храмы были центрами «лавр», где собирались для богослужения отшельники, живущие в округе, также пещеры служили местом их погребения 39 . Ни один из общежительных монастырей того периода в целостности не сохранился. Тем не менее ученые предполагают, что некоторые из сохранившихся вестготских храмов VII в. были монашескими, в частности Санта-Мария де Мелке в 30 км от Толедо и Санта-Комба де Банде – удивительной красоты храм в материковой Галисии. Паломнику, направляющемуся от Оуренсе в село Банде, чтобы увидеть храм Санта-Комба, непременно следует остановиться в Селанова, где в стенах монастыря находится дороманский храм в честь архангела Михаила. Сам монастырь связан с именем свт. Рудезинда (в современном прочтении, Розендо) (907–977) – его основателя, рукоположенного в епископский сан в возрасте 18 (!) лет. 40 Важное имя для истории общежительного монашества на Иберийском полуострове – имя свт. Мартина Браганского (Думийского) (ок.515–580), епископа города Бракара Августа в Галеции (нынешней Браги, Португалия). Он был рожден в Паннонии, на территории нынешней Венгрии, и после принятия монашества на Святой земле обосновался в Галеции. Здесь он основал несколько монастырей (Думийский – главный из них), участвовал в первом Браганском соборе, председательствовал на втором и сыграл ключевую роль в обращении свевов из арианства в православие 41 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010