кн. Димитрия Иоанновича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVII в. (РНБ. F. IV. 232. Л. 698) Еще в окт. 1499 г. в заключительной записи т. н. Чудовской Кормчей (ГИМ. Чуд. 167. Л. 458) Д. И. упоминался как соправитель своего деда. Но к этому времени положение юного вел. князя существенно изменилось. 21 марта 1499 г. Иоанн III Василию «вины... отдал»: «...нарек его государем великим князем, дал ему Великии Новгород и Псково, великое княжение» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. Вып. 2. С. 531). Судя по известиям нек-рых летописных текстов, акт пожалования был повторен 29 июня 1499 г. Незадолго до этого, в нач. 1499 г., в опалу попали виднейшие бояре - князья С. И. Ряполовский и И. Ю. Патрикеев (отец Вассиана (Патрикеева) ), но вопрос о связи их с Д. И. и сопротивлении планам государя сделать Василия 2-м соправителем остается спорным. Тем не менее очевидно, что вокруг вопроса о «пожаловании» Василия шла борьба, к-рую Василий и его мать София выиграли. С этого времени сведения об участии Д. И. в управлении гос-вом исчезают, в Новгородской земле жалованные грамоты выдавались от имени 2 вел. князей - Иоанна и Василия. Хотя в источниках Д. И. продолжал упоминаться как «великий князь», Василий стал выдавать жалованные грамоты и на др. рус. земли и выступать в роли верховного судьи - фактически соправителя отца. 11 апр. 1502 г. Иоанн III наложил опалу на Д. И. и его мать, и приказал заключить их в тюрьму, «и от того дни не велел их поминати в октениах и литиах, ни нарицати великим князем», а 14 апр. «пожаловал сына своего Василиа благословил и посадил на великое княжение Володимерское, и Московское, и всеа Русии самодръжцем» (ПСРЛ. Т. 8. С. 242). Причины опалы Д. И. неизвестны. Она могла быть обусловлена активными действиями Василия в 1500 г., к-рый, «хотя великого княжения», предпринял демонстративный отъезд к Вязьме, в район боевых действий с Литовским великим княжеством . Позднее Иоанн III говорил о какой-то «грубости» внука по отношению к нему. Возможно, сыграло роль и убеждение в близости матери Д.

http://pravenc.ru/text/178203.html

Апостолов; Послания св. Апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды; Послания св. Ап. Павла; Апокалипсис. М., 1992; Т. 9: Прил.; Науч. описание. М., 1998. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 1. С. 1-164; Соболевский А. И. Переводная лит-ра Моск. Руси XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 183-189, 254-259. (СбОРЯС; Т. 77, 1); Евсеев И. Е. Геннадиевская библия 1499 г. М., 1914; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в рус. публицистике кон. XV - нач. XVI в. М.; Л., 1960 (по указ.); он же. К вопросу о «латинстве» Геннадиевского лит. кружка//Исслед. и мат-лы по древнерус. лит-ре: Сб. ст./Под ред. В. Д. Кузьминой. М., 1961. С. 66-77; Freidhof G. Vergleichende sprachliche Studien zur Gennadius-Bibel (1499) und Ostroger Bibel (1580/81): Die Bücher Paralipomenon, Esra, Tobias, Judith, Sapientia und Makkabäer. Fr./M., 1972; idem. Problems of Glossality in Newly Transl. Parts of the Gennadius and Ostrog Bibles of 1499 and 1580-1581//Medieval Russian Culture. Berkeley e. a., 1984. P. 341-364. (CalifSS; 12); Wimmer E. Zu den katholischen Quellen der Gennadij-Bibel//Forschung und Lehre: Abschiedssch. zu Joh. Schröpfers Emeritierung u. Festgruss zu seinem 65. Geburtstag. Hamburg, 1975. S. 444-458; Miller D. B. The Lubecker Bartholomaus Ghotan and Nicolaus Bulow in Novgorod and Moscow and Problem of Early Western Influences on Russian Culture//Viator: Medieval and Renaissance Studies. Berkeley, 1978. Vol. 9. P. 395-412; Копреева Т. Н. Западные источники в работе новгородских книжников кон. XV - нач. XVI в.//Фёдоровские чт., 1979. М., 1982. С. 138-152; Лёвочкин И. В. Кодикологическая характеристика Геннадиевской библии//Фёдоровские чт., 1981. М., 1985. С. 90-96; Смирнова Э. С. Лицевые рукописи Вел. Новгорода, XV в. М., 1994. С. 133-136, 387-392 и др.; Алексеев А. А. Библейская филология в Новгороде Великом//Новгород в культуре Др. Руси. Новгород, 1995. С. 22-33; он же. Текстология слав. Библии. СПб., 1999 (по указ.); Платонова И. В. О переводческой технике в Геннадиевской библии 1499 г.//Славяноведение.

http://pravenc.ru/text/Геннадиевская ...

Таким образом родилась сообщество нищих, проституток, воров, бандитов и безграмотных. Кико НЕ морализаторствовал, не упрекал, но провозглашал, как умел, распятого и воскресшего Иисуса. Простые слова Евангелия, пение псалмов, молитва и конкретные свидетельства солидарности изменили таких людей, как теперь уже очень известный Жозе Агудо. Этот цыган, который никогда не занимался честным трудом, однажды поверил, что Евангелие может изменить его жизнь. Отдал украденные деньги, нашел работу, детей послал в школу, полюбил свою жену… Невозможное оказалось возможным. В бараках Кико познакомился с Кармен Эрнандес. Эта образованная женщина, которая также стремилась быть с бедными, присоединилась к Кико и до сегодняшнего дня помогает ему в евангелизации. Первую общину посетил архиепископ Мадрида Казимиро Морчийо и распознал в ней действие Святого Духа. Он поощрил Кико и Кармен пойти со своим опытом в приходы. Оказалось, что Кико открыл, сам того еще не понимая, динамику катехумената, который в первых веках Церкви был эффективным путем приготовления язычников к принятию крещения. Основная разница состояла в том, что Кико имел дело с крещеными. Его «метод» евангелизации, который опирался на произнесении Божия Слово, служении литургии и жизни в общине, ставил целью новое открытие Таинства крещения и достоинства христианина, который с этого вытекала, и поэтому речь идет о неокатехуменате. Позже на этот аспект указывал Иоанн Павел II: «Красивое название: Неокатехуменальная община. Она напоминает нам катехуменов, которые когда-то готовились ко крещению. Теперь нам этого хватает, потому христиане получают крещение младенцев. Не хватает также этого института первоначальной Церкви, то есть приготовление, которое бы нас посвящали в крещение. Крещение происходит, но нам не хватает зрелости. Для этого Неокатехуменат пробует дополнить, чего нам недостает» (проповедь в приходе св. Иоанна Евангелиста, Рим, 18.11.1979). Кико послушался архиепископа, принял приглашение двух приходских священников Мадрида и начал в них провозглашать катехезы, возникшие в бараках Паломерас. Оказалось, что в урбанистической среде возникли новые общины людей, которые начали путь обращения. Таким образом Неокатехуменальный Путь начал распространяться в Мадриде и других епархиях Испании. Это были шестидесятые годы, период II Ватиканского Собора. В Польше Неокатехуменальные катехезы начались в 1975 г. в Люблине, в храме отцов иезуитов.

http://azbyka.ru/katehizacija/neokatekhu...

Православная Европа. Статья 4 Испания: Церковь эмиграции наших дней Церковь святого апостола Андрея До Мадрида я добирался из голландского города Эйндховена сравнительно недорогим рейсом бюджетной авиакомпании. Самолет был почти полон, летели в основном испанцы: судя по всему, это испанские рабочие возвращались домой. Все-таки Испания – далеко не самая богатая страна «старого» ЕС, вдобавок в ней высок уровень безработицы (более 10 %). И испанцы охотно выезжают на заработки в Нидерланды, Бельгию, Великобританию, благо ограничений на трудоустройство они, как граждане Евросоюза, не имеют. Посадка в аэропорту «Барахас» прошла мягко и благополучно. Добравшись на метро до узловой станции «Аточа», я пересел на поезд категории «серкания» и отправился на окраину Мадрида – к месту моего размещения в районе станции «Алькоркон». Окраины испанской столицы чем-то напоминали обыкновенный советский город – наверное, однотипными многоэтажками, построенными еще во времена Франко. Мадрид начала мая порадовал меня довольно комфортной погодой: из 30-градусной голландской жары я сразу «окунулся» в испанскую прохладу – термометр показывал всего плюс 17. Справка . Королевство Испания – страна, занимающая большую часть Пиренейского полуострова. Площадь – 506 тыс. км 2 , население – чуть более 40 млн. человек. Подавляющее большинство верующих – католики. В испанских землях проповедовал Евангелие святой апостол Иаков (Зеведеев), мощи которого находятся в провинции Галисия, что на северо-западе страны. После отпадения Римской Церкви история испанского Православия прерывается до второй половины XVIII века. Ключевым и по-своему знаменательным стал 1761 год: тогда в Мадриде открылась домовая церковь при Российском посольстве, просуществовавшая до 1882 года. Ее закрытие (главным образом из-за прекращения финансирования) стало печальным знаком, ознаменовавшим исчезновение хрупкого православного присутствия в испанских пределах. Те немногочисленные православные христиане (в основном сотрудники дипломатических миссий), что жили в Испании, остались без пастырского окормления.

http://pravoslavie.ru/1414.html

Кустодиев Константин Лукич. Кандидат XXIII курса (1862.) По окончании курса определен, по заявленному им желанию, псаломщиком при русской посольской церкви в Мадриде. В 1865 г. рукоположен во священника к той же церкви, в 1870 получил сан протоиерея и в том же году перемещен на должность настоятеля православной церкви над гробом в. К. Александры Павловны в Ироме, что близ Пешта в Венгрии. Скончался в Милане 6 августа 1875 г. и погребен при Иромской церкви. Кустодиев хорошо знал европейские языки, был весьма деятелен, много читал, много писал: он перевел на испанский язык и напечатал литургии Иоанна Златоустог о и Василия Великого , и книгу Владимира Гетте : «Сравнительное изложение учения всех главных христианских церквей». Из сочинений его напечатаны следующие (в Православном Обозрении): Письма из Испании (1863, февр., апр., окт., ноябрь. 1864, янв., февр., май. 1865, июль, декабрь. 1867. июнь). Взгляд современных материалистов на душу и ее свободу (1863, апр., май). Государство и церковь в Испании (1863, июнь, окт.). Мусульмане в Испании (1863, авг., окт.). Духовные Семинарии в Испании (1864, март, апрель). Сведения о русских заграничных церквах (1864, ноябрь). От Мадрида до Лиссабона (1865, ноябрь). Исламизм французских писателей (1866, май). Княжна Зинаида Волконская (1866, июль). Жизнь сельского духовенства в Англии (1867, август). Письма о современном состоянии религиозно-церковной жизни за границей (1867, окт., ноябр. 1868, январь, июль, сентябрь, декабрь). Государство и церковь в Северо-американских соединенных Штатах (1869, январь, февраль), От Мадрида до Валенсии (1869, май-июль). Заграничные заметки (1869, июнь, авг., окт., дек.). Письма о римском соборе (1869, ноябрь. 1870, март, май, июль, авг.). Обозрение некоторых английских книг (1870, янв., июнь). Обозрение французской богословской литературы (1870, март, апр. 1871, янв., апр.). Музарабское богослужение в Толедо (1870, авг., сент.). Конгресс католиков Венгрии и Угорские русские (1871, март, апр., май, окт., дек. 1872, март, апрель),

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Помимо прихода в Мадриде, отец Андрей окормляет православные общины в Аликанте, Малаге, Овиедо, Лас-Пальмасе (Канарские острова) и Тенерифе. Батюшка постоянно в разъездах: все-таки Испания довольно большая страна. – Моя функция здесь не представительская, а пастырская, – подчеркивает он. – А службы за пределами Мадрида вы совершаете от случая к случаю? – интересуюсь я. – Нет, богослужения совершаются регулярно. В одних городах – раз в полтора месяца, в других – раз в два месяца. К сожалению, очень сложно организовать церковную жизнь без священника: люди самостоятельно не хотят собираться. Для нас важно, говоря образно, «удержать на плаву» воцерковленных христиан. Но все равно, сколько я ни езжу, почти всегда есть люди, которые приходят на богослужение первый раз. Некоторые из них остаются. В принципе, многие приходы в Западной Европе начинались с нерегулярного богослужения. А потом они «дозревали» до стадии, когда там мог появиться постоянный священник. Полагаю, что все приходы за пределами Мадрида, которые я сейчас окормляю, в будущем обретут своих священников. – Вы имеете в виду, что общины смогут их финансировать? – спрашиваю я. – С финансированием сложнее. Все мы, в общем-то, живем на деньги из России. Даже здесь, в Мадриде, доходы нашей общины позволяют только покрывать затраты на аренду помещения и жалованье сторожу. Да, богатых прихожан среди тех украинских и молдавских переселенцев, что работают на испанских стройках, действительно нет. Да и зарплаты для «гастарбайтеров» пониже, чем для местных. Сами же испанцы в православную церковь не ходили ни шесть лет назад, не ходят и сейчас. Случаи их обращения в Православие крайне редки. Факт, как мне подумалось, не очень радостный. С чем же его можно связать? – Во-первых, мы не ставим своей целью приводить испанцев в Православие, – отметил отец Андрей. – Да, мы должны о Православии свидетельствовать, но у нас нет задач по целенаправленному обращению испанцев. Во-вторых, здесь довольно молодая эмиграция. Феномен, скажем, франко- или англоязычного Православия связан с тем, что эмиграция там старая, Православие тамошним жителям известно давно. В Испании если и есть интерес к Православию, то, скорее, как к какой-то экзотике, этнической форме христианства. Кроме того, свою роль играет закрытость испанской культуры. Да и таких личностей, как митрополит Антоний (Блум), отец Сергий Булгаков, Николай Бердяев, здесь, к сожалению, не было и нет.

http://pravoslavie.ru/1414.html

В.Р.: И все эти свадьбы, банкеты олицетворяют торжество той части Романовых, которую как раз не любили Государь Николай Александрович и Государыня Александра Федоровна, от которых подальше отстраняли своих детей, как от чего-то дурного. Не делали этого Государь с Государыней никогда! Подумайте: к 1917 году у Великого князя Кирилла Владимировича было две дочки, 9 и 7 лет. Государыня отстраняла своих детей от этих невинных девочек? Это кем же нужно считать святую царицу, чтобы утверждать подобное?! В.Р.: Мы говорили, что в трагические и молитвенные Царские дни в Екатеринбурге, собирающие ежегодно тысячи людей, особенно ощущается, что все Романовы, которых мы ныне видим, намеренно предстают в комичном виде. Не по совести всех потомков государей ровнять под одну гребенку. Если бы все эти несколько десятков человек вызывали хохот, то это, конечно, была бы уникальная фамилия комиков. Но разве может такое быть, разве можно такое утверждать? На мой взгляд, подобные утверждения и являются пошлостью. В.Р.: Кто-то считает, что если русский народ и достоин царей и цариц, то только таких нелепых и авантюрных, как Мария из Мадрида и ее сын Георгий. Нелепо называть княгиню императорской крови Марию Владимировну Марьей и Марией из Мадрида. И к политическому противнику надо иметь уважение, особенно к противнику. В.Р.: Невеста и политтехнолог Ревекка Беттарини, «перешедшая в Православие», ни на одной из церемоний не надела крест на шею… Действительно, зачем такие условности – крестик надевать? В Европе так не принято. Ну, под декольте никто, кроме жениха, не заглядывал и свечей не держал, чтобы такое утверждать. А вот ирония и ёрничанье по поводу приобщения ещё одной души к православию – то, что не принято в России. В.Р.: Десяток острых сабель, занесенных с двух сторон над головами Георгия и Ревекки – это вам не пальмовые веточки, цветочки и шарики, а какое-то предупреждение на будущее… Право, мелкая угроза, недостойная христианина. В.Р.: Беттарини и должна была оставаться после миропомазания Ревеккой. Избрали имя Виктория, которого не было в русских святцах до времён патриарха Кирилла, поскольку в нашей греко-российской церкви всегда было синонимичное греческое имя Ника.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/10/28/ni...

17 нояб. 1495 г. Г. торжественно встречал в Новгороде вел. кн. Иоанна III. Однако после победы придворной партии кнг. Елены Волошанки Новгородский архиепископ попал в немилость. Г. не был приглашен на состоявшееся 4 февр. 1498 г. венчание провозглашенного наследником Димитрия Иоанновича , внука вел. князя, хотя во время торжественного обряда в Успенском соборе присутствовал весь освященный Собор. В Москве хорошо знали о симпатии Г. придворной группировке, возглавляемой вел. кнг. Софией Фоминичной и княжичем Василием, к-рые также отсутствовали на венчании. (Г. поддерживал тесные связи с братьями Траханиотами, входившими в свиту вел. кнг. Софии, обвинял в ереси дьяка Курицына - влиятельного сторонника партии кнг. Елены Волошанки и Димитрия внука. В кон. 1504 - нач. 1505, вероятно не без влияния сведенного уже с кафедры Г., в Новгороде был сожжен архим. новгородского Юрьева мон-ря Кассиан, ранее при поддержке братьев Ф. и И. Курицыных пользовавшийся большим влиянием в Новгородской епархии.) В янв. 1499 г. в Новгородской земле после 20-летнего перерыва возобновилось изъятие у Церкви недвижимой собственности (с 1491/92 велось описание Новгородской земли московскими писцами, с 1495/96 сохр. писцовые книги отдельных новгородских пятин - Писцовые книги Новгородской земли. М., 1999. Т. 1). Только в Деревской пятине Новгородской земли кафедра лишилась 75% владений, мон-ри и церкви потеряли 27% земель, но получили частичную компенсацию ( Фролов. Конфискации вотчин. С. 60). Одновременно ряд новгородских мон-рей был освобожден от подсудности архиепископу и от уплаты налогов в софийскую казну, архиерейским слугам запрещалось въезжать в монастырские владения, ставить там на прокорм архиерейских коней. В 1499 г. Иоанн III пожаловал грамоты с такими льготами Клопскому и Коневскому мон-рям, в следующем году - Успенскому Волотовскому мон-рю. Ранее, в февр. 1492 г., «повелением великого князя Ивана Васильевича» из Новгородской епархии Пермской кафедре были переданы храмы в Вологде (см. Вологодская и Великоустюжская епархия ).

http://pravenc.ru/text/162054.html

Италию и вместе с сестрой Екатериной купил (ок. 1465) замок во Фриуле (около г. Удине), названный Белградом, где прожил в нужде 10 лет до самой смерти, не участвуя в политической жизни. Он имел 2 сыновей Георгия (Джордже) (1461-1516), Иоанна (1462-1502) и дочь Марию (ок. 1465-1495). После смерти мужа Ангелина обратилась за покровительством к имп. Фридриху III Габсбургу и получила от него замок Вайтерсфельд в Каринтии. При посредничестве императора в 1485 г. был заключен брак ее дочери Марии с монферратским маркизом Бонифацием V. В 1485 г. после смерти Вука Огненного Змея венг. кор. Матьяш Хуньяди пожаловал его владения и титул деспота Георгию Стефановичу. Вдова и сыновья Стефана Слепого переехали в Венгрию, взяв с собой его нетленные мощи, к-рые были положены в основанном ими мон-ре ап. Луки в Купинове, где прославились чудотворениями. В 1487 г. Матьяш выдал за Георгия Изабеллу, родственницу своей жены Беатрисы Неаполитанской. Ок. 1498 г. Георгий принял монашество с именем Максим в основанном им мон-ре в Купинове. Во иеродиакона и иеромонаха он был рукоположен Софийским митр. Калевитом. Деспотом стал его брат Иоанн, к-рый во время турецко-венг. войны 1501-1503 гг. вторгся с войском в Сербию и Боснию и нанес туркам большой урон. Он был женат на Елене Якшич († после 1529), дочери серб. воеводы Стефана Якшича. Через 3 года после смерти он стал почитаться как святой. Иоанн был ктитором мон-ря Дивоша, вместе с братом Максимом он восстановил мон-ри Привину-Главу , Шишатовацкий и Фенекский . Ангелина и ее сыновья покровительствовали афонским мон-рям св. Павла, Хиландарскому и Эсфигменскому (грамоты 1495, 1498 и 1499). Ок. 1499 г. она приняла монашеский постриг. После смерти деспота Иоанна Ангелина и Максим переехали в Валахию, где их принял воевода Раду IV Великий. Там ок. 1505-1507 гг. он был хиротонисан во митрополита Унгро-Влахийского изгнанным св. К-польским Патриархом Нифоном II. Неоднократно Максим выступал как миротворец, ему удалось примирить Раду IV с молдав. господарем Богданом III Слепым и Михню I Злого с чешско-венг.

http://pravenc.ru/text/153337.html

Халезов Андрей, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Матвей Халезов, подьячий, 1675 г., Москва Халтура ( Холтура ), сотский, пачало XVI в., Гороховецкая волость; Холтура, крестьянин, 1499 г., Владимир Халяна Степан Иванов, крестьянин, 1615 г., Арзамас Хамтала Вассиан, игумен Благовещенского монастыря на Унже (Унорже? – С. В.) Костромского уезда, около 1500 г. Ханыков Григорий Воинович , дворянин, 1660 г. Ханя, Ханин : Ханя, холоп, 1539 г., Новгород; Ханя Никифоров, посадский человек, 1595 г., Псков; Ханины, крестьяне, 1624 г., Курмыш Хапало кн. Василий Матвеевич Шаховской [см. Шаховские], конец XVI в. Хапать – хватать Хапугин Иван, подьячий, 1625 г., Москва Хапуга – хам, холуй, попрошайка (Даль) Харабурда Федор Федоров, посадский человек, 1646 г., Казань Ср. хараборы – мохры, края обтрепанной одежды [Ср. Холобурда] Харамза Иван Игнатьевич Измайлов [см. Измайлов], вторая половина XV в., Тверь; Иван Харамза, крестьянин, 1495 г., Новгород Харапуга Василий Иванович, крестьянин, 1604 г., Соль Вычегодская Харазин Шишка [см. Шишка] Карпович, середина XVI в., Кострома Харзеев Иван Григорьев, царский сытник, 1572 г. Харибут, Харибутов : Харибут, холоп радонежского князя, ключник; Иван Харибутов, крестьянин, 1495 (1496? – С. В.) г., Заонежье (Обонежье? – С. В.) Харилов Третьяк [см. Третьяк] Иванов, подьячий, позже дьяк, 1571 г. Харица , крестьянин, конец XV в., Новгород Харпылев Андрей, крестьянин, 1627 г., Белев Харуза см. Хоруза Харя, Харин : Харя Лагирь [см. Лагирь], холоп кн. Юрия Дмитриевича, середина XV в.; кн. Семен Иванович Харя Шаховской [см. Шаховские], 1616 г.; Парамон Харя, холоп, 1594 г., Новгород; Иван Харин, крестья нин, 1646 г., Вологда Харя Угреватая см. Угреватый Хахилев ( Хихиль, Хихилев ) Вассиан, троицкий старец, около 1440 г.; Карп Петров, писарь, 1445 г.; Хихиль, XV в., Радонеж Хахаль – плут, обманщик, волокита, щеголь Хвалимир Шатилов [см. Шатило], помещик, 1614 г., Одоев Хварушка Иванов сын Захеин [см. Захеин], крестьянин, 1670 г., Каргополь Хват, Хватов : Иван Хват, крестьянин, 1495 г., Новгород; Артемий Хватов, подьячий, 1620 г., позже, в 1634 г., дьяк, Москва

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010