После Мисаила митрополитом киевским, по благословению константинопольского патриарха, был Симеон из полоцких архиепископов, скончавшийся в 1488 году. После Симеона, на митрополию избран был в 1488 году полоцкий же архиепископ, Иона Глезна. 253 Об утверждении его на митрополии и посвящении посылан был с челобитной в Царьград слуцкий троицкий архимандрит Иосиф Болгаринович, сам бывший впоследствии митрополитом киевским. М. Иона скончался в 1492 году. После него в митрополиты киевские посвящен был в Вильне западнорусскими епископами архимандрит виленского троицкого монастыря Макарий. 254 После посвящения, за благословением в Царьград посланы были старцы Дионисий и Герман диакон-инок. Патриарх Нифонт прислал благословенные листы, но приказал вперед не поставлять митрополита до испрошения благословения. Епископы оправдывались церковными правилами и бывшим примером (поставления Григория Цамвлака), но, не желая входить в пререкания, сказали, что сотворили то по нужде. – Важным событием во время святительства Макария был брак великого князя литовского Александра с дочерью великого князя московского Uoahha III Еленой (1495 г.). Макарий жил в Вильне; но решившись посетить Киев, на пути убит татарами 1 мая 1497 года. Тело его, вместе с отсеченной главой, перенесено было в Киев, где и почивает нетленно в киево-софийском соборе. 255 В 1498 г. на престол митрополии возведен был Иосиф Болгаринович. 256 Прежде того он был слуцким архимандритом и ходил в Царьград, за благословением для избранного на митрополию Ионы Глезны; 257 в 1494 г. посвящен в смоленские епископы, а в 1499 г. избран в митрополиты. Престол митрополии он купил изменой православию. Великий князь литовский Александр употребил его орудием к совращению в латинство своей жены – Елены и своих русских подданных. «В нашего владыку смоленского-писали из Вильны в 1499 г. – дьявол вселился, и вместе с Сапегой отметником они восстали на православную веру. Великий князь неволил государыню нашу, великую княгиню Елену, на проклятую латинскую веру. Да и все наше православное христианство хотят окрестить; оттого наша Русь с Литвой в самой вражде». 258 Вслед затем Иосиф вошел в сношение с Папой, заявляя готовность принять унию. Но вскоре умер. «Посла на него Бог недуг-расслабу и едино лето пребысть в том сану, и изменися живота». 259

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Нижнетагильский музей изобразительных искусств vk fb tw ok @ g+ lj Матвеев Н.С. Насильственный постриг (Против воли постриженная). 1887 Музей истории религии, Санкт-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Лебедев К.В. К боярину с наветом. 1904 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С. Боярский возок. 1908 Саратовский художественный музей vk fb tw ok @ g+ lj Иванов С.В. Приезд иностранцев Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Васнецов А.М. Московский застенок. Конец XVI века (Константино-Еленинские ворота московского застенка на рубеже XVI и XVII веков). 1912 Музей Москвы Раздел 5. XVIII век. От Петра Великого до Екатерины Великой Исторические персонажи XVIII столетия, времени становления Российской империи, окружены в живописи романтическим ореолом. Художники черпали сюжеты, посвященные жизни и правлению Петра Великого и Екатерины II, придворным заговорам и интригам эпохи дворцовых переворотов, таинственным узникам и самозванцам, в литературных произведениях и исторических сочинениях. vk fb tw ok @ g+ lj Лагорио Л.Ф. На берегу пустынных волн. 1897 Государственный мемориальный музей А.В. Суворова, С.-Петербург vk fb tw ok @ g+ lj Зауервейд Н.А. Петр I усмиряет ожесточенных солдат своих при взятии Нарвы в 1704 году. 1859 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Горелов Г.Н. Сцена из времен Петра I. (Похороны на свиньях) Музей Российской академии художеств vk fb tw ok @ g+ lj Ге Н.Н. Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе. 1874 Новгородский музей-заповедник vk fb tw ok @ g+ lj Суриков Василий. Меншиков в Берёзове. 1883 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Неврев Н.В. Княжна Прасковья Григорьевна Юсупова перед пострижением. 1886 Государственная Третьяковская галерея, Москва vk fb tw ok @ g+ lj Творожников И.И. Поручик Василий Мирович у тела Иоанна Антоновича 5 июля 1764 года в Шлиссельбургской крепости. 1884 Курская галерея им. Дейнеки vk fb tw ok @ g+ lj

http://pravoslavie.ru/139872.html

Барнаул. 2-я премия - «...Более, чем художник...»: к 150-летию со дня рождения Алексея Козьмича Денисова-Уральского» Екатеринбургский музей изобразительных искусств, г. Екатеринбург. 3-я премия - «Афганская баллада» Тольяттинский краеведческий музей. Специальная премия «Духовный подвижник» - «Сергий Радонежский. К 700-летию со дня рождения» Государственный музей истории религии, г. Санкт-Петербург. Специальная премия «Хранители» - «Жизнь, посвященная дворцу...» Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Царское село», Санкт-Петербург, г. Пушкин (проект посвящен заслуженному архитектору России А.А. Кедринскому). Специальная премия «Ратоборцы» - «Творцы паритета» Северодвинский городской краеведческий музей (проект посвящен ракетчикам, корабелам, и подводникам, которые создавали ракетно-ядерный щит СССР ). Специальная премия «Творцы» - «М.Н. Чернышевский - хранитель, просветитель, летописец» Музей-усадьба Н.Г. Чернышевского, г. Саратов. Специальная премия «Земляки» - «Творец жизни Духа» Краеведческий центр «Дом Няна» Няндомского центра культуры и спорта, Архангельская обл. (проект посвящен святому великомученику митрополиту Петроградскому и Гдовскому Вениамину (Казанскому). Специальная премия «Собиратели» - «Слава вам, шагнувшим в бессмертие!» Музей гимназии имени Подольских курсантов, г. Климовск, Московская область (проект создания кластера памяти Подольских курсантов на Родине увековечивания героев). В награждении и поздравлении лауреатов премии участвовали - вице-губернатор Санкт-Петербурга А.Н. Говорунов, епископ Царскосельский Маркелл, генеральный директор ОАО «Талион» А.И. Ебралидзе, председатель Союза писателей России, заместитель Главы Всемирного Русского Народного Собора В.Н. Ганичев; член-корреспондент РАН, советник РАН Николай Скатов, директор Всероссийского музея А. С. Пушкина Сергей Некрасов, председатель правления Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России, поэт Борис Орлов, критик Валентина Ефимовская, главные редактора журнала «О, Русская земля» Марина Ганичева, издательства «Ихтиос» Сергей Котькало, директор Государственного музея А.С.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/13/...

Паломничество в Антирелигиозный музей О том, где все-таки находились мощи преподобного Серафима после того, как были вывезены в Москву, пишет историк и краевед из Сарова Валентин Степашкин (один из авторитетных исследователей жизни саровского старца, благодаря трудам которого был установлен точный год рождения Прохора Мошнина, в монашестве Серафима). В выпущенном им в серии «Жизнь замечательных людей» жизнеописании преподобного Серафима историк рассказывает, что весной 1927 года, когда мощи оказались в Мос­кве, Центральный государственный антирелигиозный музей только значился в проектах. В одном из архивов Степашкин обнаруживает запись, что мощи поместили сначала на по­дворье Серафимо-Дивеевского монастыря, а когда в стенах соборного храма закрытого Страстного монастыря открыли Антирелигиозный музей, мощи перенесли туда. Историк приводит интересные документы, свидетельствующие, что музей пользовался большой популярностью в первые годы своей работы, что его посетило немалое количество людей. Приходили не из праздного любопытства, а чтобы поклониться мощам преподобного Серафима. То есть в Антирелигиозный музей начинается настоящее паломничество. В 1937 году постройки монастыря были снесены в связи с начавшейся реконструкцией улицы Горького, и музей переехал в закрытый для богослужений Никольский храм в Новой Слободе на Долгоруковской улице. С началом войны здание музея передается под общежитие бойцов местной ПВО. Фонды музея законсервированы, и их судьба во время войны неизвестна. На этом след святых мощей терялся. После окончания войны музей так и не возобновил свою работу и был присоединен к ленинградскому Музею истории религии, который располагался в здании Казанского собора. Как выяснилось спустя много десятилетий, мощи саровского старца вместе с музейными экспонатами переехали в Ленинград и уже не выставлялись, а хранились в запасниках. Кто укрыл святыню в Казанском соборе Ленинграда, неизвестно. Только в музейных фондах она не значилась. Возможно, это и спасло ее, поскольку в документах 1920 года говорилось, что мощи изъяты для «уничтожения или помещения в музей».

http://e-vestnik.ru/history/serafim_saro...

Нач. XVIII в. Тип «Умиление и посещение…». Государственный музей палехского искусства, Палех Василий Васильевич Васильев. 1891 г. Точный список иконы из часовни при стеклянном заводе. Ярославский художественный музей Филатьев Тихон Иванов. Ок. 1703 г. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Школа Оружейной палаты. Кон. XVII-haч. XVIII в. Тип Тронной Богоматери, повторяющий гравюру Л.Бунина. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва 1713 г. (?). Москва. Тип «Мизерикордия». Церковно-археологический кабинет, Сергиев Посад Середина XVIII в. Кострома. Развернутый вариант типа «Мизерикордия». Ярославский художественный музей Иван Михайлов. 1801 г. Москва. Государственный музей истории религии, СПб Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Государственный Исторический музей, Москва Школа Оружейной палаты. Нач. XVIII в. Музеи Москвского Кремля 1760-е г. Вариант, соединяющий детали иконографии «Всех скорбящих Радость» и «Покров». ГосНИИР, Москва Мастерская Богатыревых. 1800–1810-е г. Невьянск. Тип Тронной Богоматери без Младенца. Екатеринбургский музей изобразительный искусств 2-ая половина XIX в. Тип Тронной Богоматери без Младенца и страждущих. ГосНИИР, Москва Сергей Карпычев. Нач. XX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех 1-я половина XVIII в. ЦМДРИ им. А.Рублева, Москва Покров Богородицы. Никита Образописов. Середина XIX в. Мадонна делла Мизерикордия. Симоне Мартини. Начало XIV в. Мадонна делла Мизерикордия. Пьеро делла Франческа. Ок. 1460 г. Центральная часть полиптиха. Коммунальная пинакотека,Сан-Сеполькро У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 11 октября, 2023 22 сентября, 2023 26 мая, 2023 24 мая, 2023 23 мая, 2023 14 апреля, 2023 8 июня, 2022 3 июня, 2022 7 апреля, 2022

http://pravmir.ru/ikona-bogorodicy-vsex-...

Спецобъект " Склады МГБ " в Бутове ЖМП 3 март 2020 /  3 января 2020 г. 12:48 В Бутове создается общероссийский музей стояния за веру " РУССКАЯ ГОЛГОФА " ЖДЕТ ЭКСПОНАТОВ ИЗ РЕГИОНОВ, КОТОРЫЕ РАССКАЖУТ О ПОДВИГЕ СВЯТЫХ И ПРОСТЫХ ВЕРУЮЩИХ По итогам состоявшегося 10 декабря 2019 года заседания Совета по развитию гражданского общества и правам человека Президент Российской Федерации Владимир Путин рекомендовал властям столицы и Подмосковья создать новый музей на Бутовском полигоне. Как следует из опубликованного 29 января на веб-сайте главы государства документа, обеспечительные меры «при участии Московской Патриархии» мэру Москвы Сергею Собянину и главе подмосковной администрации Андрею Воробьеву рекомендуется разработать достаточно быстро — в девятимесячный срок. Пока трудно сказать, будет ли функционировать будущее учреждение культуры как государственный музей либо как общественный, со смешанной формой собственности. Однако внимание, уделенное этому вопросу, не оставляет сомнений: воплощаться в жизнь этому начинанию предстоит как общероссийскому. А возможно и в более широком измерении, объединяющем все пострадавшее в годы Большого террора постсоветское пространство. PDF-bepcuя «Как нам кажется, этот музей следует посвятить не только новомученикам и исповедникам, но стоянию за веру как историческому феномену всей советской эпохи, — считает настоятель храма Новомучеников и исповедников Церкви Русской на Бутовском полигоне протоиерей Кирилл Каледа. — Его экспозиции должны рассказать обо всех жертвах большевистского режима — от прославленных в лике святых церковных иерархов до рядовых прихожан, сохранивших православную веру в те страшные десятилетия и донесших ее огонек до нас». Пока государственные органы только подступаются к мысли о создании музея, в Бутове на средства президентского гранта уже ведется работа над его концепцией. «Мы мыслим этот проект не как музей истории Церкви ХХ века, но как музей подвига и исповедничества. Крайне своевременно высказанная главой государства идея — редкий шанс объединить рассказывающие о подвижниках веры советской эпохи региональные музейно-выставочные начинания, подняв их на высокий общероссийский уровень, — считает директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый.

http://e-vestnik.ru/society/butovo_russk...

Полное или частичное копирование Г. Б., активно шедшее после 1493 г., прервалось в 1504 г. в связи с удалением архиеп. Геннадия с кафедры и со ссылкой его в Чудов мон-рь. Интерес к Г. Б. как к полному библейскому кодексу возродился в 50-х гг. XVI в., возможно в связи с зарождением на Руси книгопечатания. Известно 3 полных списка Г. Б., относящиеся к 50–60-м гг. XVI в.: Иоакимовская Библия (ГИМ. Син. 21, написана в 1558 мон. суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря Иоакимом по заказу царя Uoahha IV Васильевича), ГИМ. Увар. 652 (50–60-е гг. XVI в.) и ГИМ. Син. 30 (60-е гг. XVI в.). 2 первых списка тождественны по составу с наиболее ранним полным списком Г. Б. ГИМ. Син. 915; кодекс ГИМ. Син. 30 восходит к рукописи БАН. 33. 10. 4. Текстологические данные свидетельствуют о том, что библейские кодексы XVI в. написаны с др. оригиналов, нежели список 1499 г., что позволяет говорить как минимум о 2, а скорее о неск. первоначальных списках полной рус. Библии. При издании Иваном Фёдоровым в 1580/81 г. Острожской Библии была использована несохранившаяся копия Г. Б., полученная из Москвы. Отдельные тексты были заново переведены с греческого, нек-рые книги отредактированы, исключены комментарии, предисловия блж. Иеронима и дополнительные статьи. Изд.: Библия 1499 г. и Библия в синод. переводе. Т. 4: Псалтирь. М., 1997; Т. 7: Господа нашего Иисуса Христа Св. Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. М., 1992; Т. 8: Деяния св. Апостолов; Послания св. Апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды; Послания св. Ап. Павла; Апокалипсис. М., 1992; Т. 9: Прил.; Науч. описание. М., 1998. Лит.: Гор­ский, Не­вос­тру­ев. Опи­са­ние. Отд. 1. С. 1–164; Со­бо­лев­ский А. И. Пе­ре­вод­ная ли­т-­ра Мо­с­к. Ру­си XIV-XVII вв. СПб., 1903. С. 183–189, 254–259 (СбОРЯС; Т. 77, 1); Евсеев И. Е. Геннадиевская библия 1499 г. М., 1914; Лурье Я. С. Идеологическая борьба в русской публицистике конца XV – начала XVI в. М.; Л., 1960. (по указ.); он же. К вопросу о «латинстве» Геннадиевского лит. кружка//Исслед. и мат-лы по древнерус.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Novgo...

Наконец, в приведенной выше записи на списке слова святителя Афанасия Александрийского тот же Герасим Поповка отмечает себя диаконом во владычнем дворе, причем брат его Митя исполняет его поручение о переписке книги. Нет сомнения, что архидиакон инок Герасим, распорядитель или, по-нынешнему, редактор Геннадиевского свода Библии 1499 года, есть тот самый, который именовал себя в записях черньчишкою в 1487 г. и 1489 г. и диаконом в том же 1489 г. и жил при дворе новгородского архиепископа, выполняя его специальные книжные поручения. По окончании работы по составлению Библии Герасим Поповка переселился в Москву, где был назначен игуменом Богоявленского монастыря на Никольской улице. Здесь он и умер в 1503 году. От последнего года его жизни известна вкладная запись на книге Дионисия Ареопагита, данной им в Пафнутиевский монастырь и ныне хранящейся в Румянцевском Музее 22 . По языку давно уже признано, что добавочные тексты с латинской Вульгаты в Геннадиевскую Библию внесены из новых переводов, современных составлению свода 1499 года. На общем фоне старых церковнославянских текстов эти новые переводы пестрят, как новые, довольно неуклюжие заплаты на старом платье. Автором этих переводов был доминиканец Вениамин. Об этом свидетельствует следующая запись в рукописи Погод. ПБ XVI в., помещенная вслед за Маккавейскими книгами: (ciu книги м)акав’еискы#а (преведош]а) с латинска языка (на —а го по cdeмu (тысу)щахъ повелнниемъ г]на apxie]nna ген’ади#а w ннкоего мужа пачежъ мниха —об’ители с‘таго –именемъ behiaмuha родомъ ведуща лат’инъскы —языкъ. и вндущажъ —и греческаго —языка и м]ца —авг]ута д‘нь ‘а. Итак, переводы Маккавейских книг, последних в ряду переведенных с латинского, сделаны в 7001 (1493) г.; по записи на наклейке в рукописи Румянц. Муз. 93 видно, что Вениамин находился в Новгороде уже в 1491 г. Можно думать, что всю свою работу по переводу книг с латинской Вульгаты он совершил в промежуток 1491–1493 гг.; в крайнем случае начало перевода Вениамина может быть отнесено к 1490 г., то есть ко времени после послания Геннадия к Иоасафу и после беседы Геннадия с этим послом, когда, надо думать, прибыл в Новгород с цесарским послом доминиканец Вениамин.

http://pravmir.ru/gennadievskaya-bibliya...

Единственное основание для суждения о том, что из себя представляли монастыри, упомянутые в Писцовой Книге, – это их земельные владения. Размером бывших у монастыря земель определяется более или менее точно его общее состояние. Но сравнивая монастыри в этом отношении, мы невольно должны установить два исторические пункта: монастыри по писму 1499 года и монастыри до 1499 года. По писму 1499 года землей владели 36 монастырей. Наибольшее количество земли (в обжах – 230 ½ обеж) принадлежало монастырю Спасскому Валаамскому, Пречистые Коневскому (– 208 ½ обеж), Никольскому Вяжищскому (139 ½ обеж) и Спасскому Хутынскому (68 обеж). Значительными владельцами являлись монастыри Никольский из Орешка (67 ½ обеж), Никольский из Корелы (48 ½ обеж), Никольский из Ладоги (37 ½ обеж), Ивановский из Ладоги (28 ½ обеж), Лазаревский из Новгорода (25 ½ обежт), Пречистые из Орешка (24 ½ обжи). Что же касается других монастырей, то земельные владения их еще менее (20, 18 ½, 13, 13, 13, 12, 11 ½, 11, 9, 9, 8 ½, 8, 8, 8 обеж). Для некоторых же монастырей они спускаются даже до одной обжы (Рождественский из Ладоги – 4 ½ об., Антониев с Боженки – 3 обжы, Троицкий с Верхутна – 2 обжы, Духовский – 2 об., Успенский Тесовский – 1 ½ обжы, Покровский Городенский – 1 ½ обжы. Борисоглебский – 1 ½ обжы, Климентовский из Ладоги – 1 обжа, Богословский с Череменца – 1 обжа). – Во всяком случае, как бы ни различны были размеры монастырских владений в 1500 году, – заслуживает большого внимания тот факт, что в числе 36 монастырей – владельцев мы видим новгородских монастырей только 7; и лишь два из них Вяжищский и Хутынский являются владельцами значительными; среднего размера владения у Лазаревского, и особенно у Павловского и Клопского монастырей; ничтожные – у Духовского и Борисоглебского. Все же другие владельцы – монастыри – или из городов Ладоги, Орешка, Ямы, Копорья, Корелы, или – из разных уездов пятины. В числе 29 находятся и такие владельцы, как монастыри Валаамский и Коневский. Что же касается прочих 32 монастырей, из которых 29 – новгородских, 1 ладожский и 2 – из Обонежской пятины, – то земли за ними по Писцовой Книге вовсе нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

36 . Филипповский монастырь с Нутной улици у Зверинского не упоминается, у Прозоровского (стр. 51) относится в разряд церквей. Однако, Писцовая Книга, описав деревни Варваринского монастыря, Отинского монастыря, Филипповское и Перынского монастыря, – в итоге говорит: «а старого доходу шло со всех монастырщин» (III, 200). Хотя летописи действительно говорят о церкви Ап. Филиппа на Нутной улице; но нам кажется, что при написании Книги при этой церкви мог быть монастырь. Основание церкви относится к 1194 году, основание каменной – к 1383 году. В 1527 году снова освящается церковь Ап. Филиппа на Нутной улице. Постройки новых церквей следовали большей частью за пожарами прежних. Монастырю в Дм. Городенском погосте принадлежало в д. Радгостицах 5 дворов, 9 человек, 6 обеж (III, 199). «А с Филипповских старого доходу шло десять денег, а хлеба поспом пятнадцать коробей ржы, пятнадцать коробей овса, четыре коробьи ячмени, две коробьи пшеници» (III, 200). Соединяя все земли, бывшие за монастырями ранее 1499 года, но в это время, по указанию Писцовой Книги, от них уже взятые, мы видим, что до 1499 г. владели в пятине следующие монастыри и в следующих размерах: 1. Антониев из города 90 чел. 74 ½ об. Аркажский монастырь Благовещенский из Горнч. к. Богоявленский с Вотцк. д. 5. Борисоглебск. с Загзенья Варваринский мон. Вознесенский мон. Воскресенский из Горнч. к. Деревян. Корел. с Микит. ул. из Слов. к. Десятинский мон. Духовский из Неревск. к. 15. Константино-Оленский Михайловск. с Сковород. Никольский Вяжищ. из Неревск. к. с Острова 20. Папоротцк. с поля, кон. Лег. Отенский монастырь Перынский монастырь 28 чел. Пречистые с Лисич. Горки 25. Михалитцк. м. Рожд. Пречистые с Мик. ул. Спасский Ковалевский с Вотцкие дор. Нередитцк. 30. Хутынский Троицкий Колмовский Троицкий Колмовский Успенский Волотовский Юрьев монастырь с Лубян. 35. Якимоанский монаст. Филипповский монаст. За всеми же 36 монастырями в разных погостах Водской пятины ранее 1499 года могло состоять, но к этому году отобрано

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010