какой-то мере церковная жизнь в народе существует. Некоторые даже причащаются (от одного раза в год до одного раза в несколько лет), не отдавая себе отчета, в каком великом Таинстве они принимают участие. Реальной церковной жизнью стараются жить всего лишь 1-3% россиян. Соответственно, наш православный народ и является главным потребителем массовой «духовной» культуры – активно возрождаемого язычества с его обычными атрибутами – гороскопами, гаданиями, целителями и религиозным безразличием и всеядностью. Церковная жизнь не развлекает так, как современный «мистицизм на диване» – и поэтому она не востребована. Церковности надо учиться, но это не находит отклика в душе современного человека, привыкшего потреблять «духовный фаст-фуд». С другой стороны, видимо, наша дорогая и многострадальная Церковь еще не находит в себе сил идти навстречу народу. Некоторые священнослужители и некоторые миряне из числа новообращенных считают, что Церковь должна не нисходить до современного человека, а поднимать его над погибающим миром. Это верно по смыслу, но неверно по тактике. Эти люди считают, что не надо ни к кому идти – кому надо, придут в церковь сами, и мы их всему научим (кстати, под «всем» нередко подразумеваются внешние вещи – как креститься, как стоять на службе и т.п., а богословие – оно для богословов). Также надо сказать и о православном «фаст-фуде». Существуют общины, спекулирующие на мистических чувствах современного человека, зачастую отравленного неоязычеством, и взамен настоящей духовной пищи они дают своим новым членам пищу сомнительную. Обобщенное название таких общин: «Как избежать конца света и остаться при своих». Путь таких общин явно сектантский и идет врозь со Священноначалием Церкви и здравым смыслом, но некоторых он очень привлекает, отвращая от настоящей православной церковности. Большую роль в расцерковлении невоцерковленных играют, конечно, и СМИ. Одной рукой насаждая новые (на самом деле – старые) языческие ценности, СМИ другой рукой поливают грязью возрождающееся Православие, создавая в обществе крайне отрицательный

http://pravmir.ru/pochemu-lyudi-ne-xodya...

Скачать epub pdf Приложение 2. Протоиерей Александр Классен 97 . Научно-исагогический обзор книги Екклесиаст Книга Екклесиаста привлекает к себе внимание исследователей своим загадочным и трудным для понимания содержанием. Ни одна из книг Ветхого Завета не трактовалась столь противоположно, как эта. Генрих Гейне называл её «Das Hohelied des Skeptizismus», тогда как немецкий учёный Франц Делич увидел в ней «Das Hohelied der Gottesfurcht» 98 р. 168]. Столь же широк и диапазон вариантов толкований этих замечательных размышлений великого мудреца древности. Толкование на книгу Екклесиаста сибирского библеиста и священника протоиерея Геннадия Фаста подаётся в контексте Священного Предания. Для этого используются как творения святых отцов и учителей церкви, так и источники иудейского предания. Органично и непринуждённо звучит мысль автора Толкования, его собственные размышления богато проиллюстрированы примерами из художественной литературы, мировой истории и жизненного опыта самого священника. При толковании использован древнееврейский масоретский текст книги, его греческий (LXX) и латинский переводы, а также различные переводы на русский и немецкий языки. В изложении своего толкования Геннадий Фаст использовал художественный приём – толкование ведётся на фоне образа Соломона, взятого из Агады, согласно которому стареющий царь был на некоторое время за свои прегрешения лишён престола и с посохом в руках странствовал по дорогам земли Израиля, ища во всём, что он видит, смысл жизни и её высшее содержание. Тщетность его поисков создаёт контраст, на фоне которого открывается зияющая пустота этой жизни. Вся интрига в том, что смысла жизни, кажется, вовсе нет. Что же тогда есть человек и откуда в нём острая боль этого поиска? Что об этом говорит загадочная книга Библии «Екклесиаст»?.. О Соломоне существует много еврейских, арабских, эфиопских преданий, сказаний и легенд. Многое в них сказочно и баснословно, но, как и у других народов, этот народный эпос возникал на исторической основе. Сегодня нет достоверных оснований подтверждать или опровергать то или иное сказание. ничего не знаем мы и про историческую достоверность предания Агады о том, что Соломон, оставшись с одним посохом, стал на некоторое время нищим странником. Умер он, в любом случае, будучи на царском престоле в Иерусалиме. Автор книги Екклесиаст и датировка её происхождения

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Интересным фактом является молчание ранней Церкви об этой книге. Её не цитируют евангелисты и другие писатели Нового Завета. Мужи Апостольские тоже хранят молчание, за исключением Пастыря Ермы, где приводится увещание бояться Бога и чтить Его заповеди, что близко напоминает слова из эпилога книги Екклесиаста. Только с третьего века христианские писатели обращают внимание на эту книгу, и появляются первые комментарии на неё. Однако каноничность книги Церковью никогда не ставилась под сомнение. 85 Апостольское правило, 60 правило Лаодикийского собора помещают эту книгу в число богодухновенных. В среде церковных писателей только, пожалуй, Феодор Мопсуэстийский отвергал богодухновенность этой книги и был осуждён на Пятом Вселенском Соборе. Святые Отцы смотрели на книгу Екклесиаста через призму Нового Завета и находили в ней прямые указания к духовно-аскетической жизни, а самого Екклесиаста часто отождествляли с Иисусом Христом. Толкуя эту книгу иносказательно, отцы Церкви сумели не только оправдать её место в ветхозаветном каноне, но и гармонично связать её с Новым Заветом. Ключи к пониманию книги Екклесиаста Протоиерей Геннадий Фаст предлагает несколько подходов-ключей к пониманию книги. Ключ первый. Во второй половине шестого века христианской эры писал свои творения св. Григорий Великий , папа Римский. В его «Собеседованиях» мы находим размышления по поводу одной фразы Екклесиаста, где святитель говорит, между прочим, следующее: «Итак, кто говорит в конце книги: все будем слушать , тот сам свидетельствует, что, представляя в себе многие лица, он как бы не один говорит. Поэтому в сей книге некоторые мысли высказаны только для рассмотрения их, другие удовлетворяют уму; одни принадлежат духу человека колеблющегося и ещё преданного удовольствиям мира сего; другие, согласные с умом, предлагаются для того, чтобы удержать душу от этих удовольствий». Уже у Иероним мы находим идею, что Екклесиаст говорит на «иностранном языке», т. е. высказывает ложные взгляды и затем опровергает их. Этот экзегетический метод, назовём его intelligentia dualis, был систематизирован св. Григорием. Он называет Екклесиаста по-латински concionator (публичный оратор), а поскольку в общем собрании высказываются различные мысли, то при помощи concionamora они объединяются в нечто единое. Как мудрый concionator, Соломон позволяет звучать в своей книге самым разным мыслям, которые он затем отвергает в конце своей книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Образ Христа Распятого, Великого Страдальца и душ наших Спасителя, мне был всегда особенно близок и дорог. В 1987–88 годах, во время умилительных великопостных Богослужений, посвящённых Страстям – Страданиям Христовым, и родились в сердце моем эти проповеди , произнесённые в Успенском храме города Енисейска. Протоиерей Геннадий ФАСТ , благочинный православных церквей Енисейского округа Красноярско-Енисейской епархии.   В Православной Церкви есть обычай Великим Постом в течение четырёх воскресных вечеров совершать особые умилительные службы Страданиям Христовым. Называются они Пассии. В середине храма поставляется большое Распятие. Храм освещён только мерцающим светом лампад и возжёнными свечами. Все стоят перед Распятием. Священник, предстоящий Распятию, читает акафист Страстям Христовым. Потом читается Страстное Евангелие (в течение четырех воскресений, соответственно, по Матфею, по Марку, по Луке и по Иоанну). Поются особые стихиры и прокимен Страстям Господним. После евангельского чтения священник произносит проповедь о Страстях Христовых. Потом все трижды земно кланяются распятому Господу и Его Страданиям. Вереницей от Распятия все богомольцы подходят к священнику, и он помазывает их елеем из лампады, которая горела пред Распятием. Певчие поют стихиры о Страданиях Господа. Заканчивается служба, и в святом безмолвии расходится народ. Слово «пассия» означает страдания. А в христианстве оно неразрывно связано со Страданиями Иисуса Христа. В течение четырёх воскресных вечеров здесь, в храме пред Распятием, мы соделываемся духовными зрителями величайших Страданий. Страданий, исцеливших всякое страдание.   В бесконечных просторах Космоса нёсся безвидный и пустой шар Земли. На нём не было жизни. На нём никто не радовался и никто не страдал. И вот сотворил Бог жизнь и сотворил человека. И ожила Земля. Живое, в отличие от неживого, ощущает своё бытие. И этим ощущением является радость и блаженство. Но человек согрешил, и во тьму греха погрузился мир. «Весь мир лежит во зле» ( 1Ин.5:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

22 февр. 1937 г. назначен епископом Пензенским и Саранским. Фактически И. управлял единственным оставшимся у православных этой епархии кладбищенским храмом во имя св. Митрофана Воронежского на окраине Пензы. На Пасху 1937 г. маленькая церковь могла вместить лишь часть верующих, остальные стояли на улице. 22 дек. 1937 г. арестован в Пензе с клиром прихода. Вместе с И. по делу о «контрреволюционной церковно-монархической организации» проходили обновленческий Пензенский «архиепископ» Сергий Сердобов с группой обновленческого духовенства. И. содержался в пензенской тюрьме, во дворе к-рой был расстрелян вместе с др. осужденными по решению Особой тройки НКВД по Тамбовской обл. (Пенза в 1937-1939 входила в состав Тамбовской обл.). Казнь И. была засекречена. После того как Патриарх Сергий обратился к советским властям с просьбой об амнистии осужденных архиереев, 11 янв. 1944 г. председатель Совета по делам РПЦ Г. Г. Карпов сообщил, что И. относится к тем, кто «отбыли свое заключение по суду и освобождены, но местонахождение их в настоящее время неизвестно». Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 81; ГА Томской обл. Ф. Р-236. Оп. 2. Д. 96; ГА Иркутской обл. Ф. 485. Оп. 3. Д. 11; Архив УФСБ по Иркутской обл. Д. 17462; Архив УФСБ по Пензенской обл. Д. 9305-п. Лит.: Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 40-41; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 526; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 340-341; Одинцов М. И. Рус. патриархи XX в.: Судьбы Отечества и Церкви на страницах арх. док-тов. М., 1999. Ч. 1. С. 307; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 669; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: Тихон (Затёкин), игум., О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 486; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в советский период. Томск; М., 2004. С. 37-42, 135, 136, 357, 385; Бажков С. Иркутская епархия в советский период//http://www.pravoslavie.ru/sm/44165.htm [Электр. ресурс]. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/673853.html

Образ круга вовсе не так однозначен, как это представляет прот. Геннадий Фаст. По кругу движутся в воинственной пляске мусульмане. Круг присутствует в радениях мистических сектантов и в оккультных практиках. Так что сам по себе круг ещё ничего не доказывает, скорее наоборот. Хотя образ Церкви как круга даёт нам и авва Дорофей (см.: Добротолюбие, т. 2, Свято-Троицкая Сергиева Лавра , 1992, Подвижнические наставления аввы Дорофея, п. 42, с. 617). Но этот образ говорит против общинной философии прот. Фаста. По авве Дорофею, Церковь есть круг, в центре которого Бог. Точки на окружности – люди. Если они идут к Богу (по радиусу!), то они сближаются и друг с другом. Если идут (в радиальном направлении) от Бога, то и друг от друга отдаляются. Дополним образ, данный аввой Дорофеем – ведь можно двигаться и вбок, вправо или влево. То есть, вместо движения к Богу, люди движутся друг ко другу, одновременно удаляясь от тех, кто у них за спиной. Так и создаются общины вокруг авторитетных батюшек. Единая Церковь распадается на общины – круги, центром которых становятся – вместо Бога! – авторитетные священники: священник Георгий Кочетков, или протоиерей Геннадий Фаст. Это не моя фантазия, это реальный план сатаны по разрушению Церкви. Осуществляться он начал ещё в апостольские времена, и бороться с этим искушением довелось апостолу Павлу: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и одних мыслях…. Я разумею то, что у вас говорят: “Я Павлов”; “я Аполлосов”; “я Кифин”; “а я Христов”. Разве разделился Христос? Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?... Кто Павел? Кто Аполлос? Они только служители, чрез которых вы уверовали, и притом поскольку каждому даровал Господь. Я насадил, Аполлос поливал, но возрастил Бог; посему и насаждающий и поливающий есть ничто, а всё Бог возращающий… Итак никто не хвались человеками, ибо всё ваше… Вы же – Христовы, а Христос – Божий» (1 Кор. 1, 10, 12-13; 3, 5-7, 21, 23). Как же нужно бояться сбиться с правильного пути – думая, что идёшь к Богу, придти к грешному человеку, пусть он и облечён благодатью священства. Цель – идти к Богу, а Церковь – в форме ли прихода, или в виде общины – это рука Божия, протянутая к нам, чтобы помочь нам дойти к Нему (а не куда-то в сторону!).

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/27/...

Сарапула Удм. Респ. Ф. 17. Оп. 1. Д. 60. [Ведомости о церкви, священноцерковнослужителях, прихожанах, о приходе и расходе денежных средств Троицкой ц. с. Челны за 1917 г.]; ГААК. Ф. П-7. Оп. 9. Д. 40; Ф. Р-02. Оп. 7. Д. 6153, 7818; Ф. Р-536. Оп. 1. Д. 73. Лит.: Отчет о состоянии Попечительства во имя свт. Варсонофия о недостаточных воспитанниках Казанских миссионерских курсов, что в Спасо-Преображенском мон-ре г. Казани, за пятый - 1905 год существования//Изв. по Казанской епархии. 1906. 25. С. 767-779; Куглеев Н. П. Миссионерская экскурсия в крещено-татарские селения Елабужского уезда//Вятские ЕВ. 1911. 49. Отд. неофиц. С. 1039-1050; Извлечение из отчета Епарх. инородческого миссионера о состоянии инородческой миссии в Вятской епархии за 1910 год//Там же. 1913. 4. Отд. неофиц. С. 95-104; Отчет Вятского Комитета Правосл. миссионерского об-ва за второе полугодие 1911 г. и за 1912 год//Там же. 1913. 23. Отд. офиц. С. 1-51 (2-я паг.); Отчет Вятского Комитета Правосл. миссионерского об-ва за 1914 г.//Там же. 1915. 27. Отд. офиц. С. 1-28 (2-я паг.); Журнальные постановления Барнаульского епарх. съезда староцерковников от 15-18 февр. 1927 г. Барнаул, 1927; Док-ты по истории церквей и религ. объединений в Алтайском крае (1917-1998)/Отв. сост.: Н. И. Разгон. Барнаул, 1999. С. 174-175, 177; Дамаскин. Кн. 5. С. 148, 153, 168; ЖНИР. Июль. С. 332-353; Гришаев В. Ф. Невинно убиенные: К истории сталинских репрессий правосл. духовенства на Алтае. Барнаул, 2004. С. 9, 140, 163, 165-167; Фаст М. В., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Мат-лы к истории церк. репрессий в Томской обл. в советский период. Томск; М., 2004. С. 78, 90; Давиденко Д. А., свящ. История храма Сретения Господня г. Бийска (1914-2015 гг.)://Выпускная квалиф. работа/Барнаульская ДС. Барнаул, 2016. Архим. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ИАКОВ (Маскаев Яков Иванович; 1879-1937), архиеп. Барнаульский, сщмч. (пам. 16 июля, в Соборе Алтайских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИКИТА (Прибытков Николай Григорьевич; 1859 (по др.

http://pravenc.ru/text/2580144.html

ThgYtb 3=Феогност (Пушков), архим. Соборность или кафоличность?//URL: http://www.youtube.com/watch?v=Ox1DdItoZDA (2018) Ωρολογιον 1772=Ωρολογιον κατα την εκπαλαι ταξιν της μονης της κρυπτοφερρης. Συντωψαλτηριω, Τυπικον. Romae, Congregatio de propaganda Fide, MDCCLXXII. Кесич 2006=Веселин Кесич. Первый день нового творения. Воскресение и Христианская Вера./Пер. с англ. С. М. Бортника. — К., КДА; «Пролог», 2006. Фаст 2010=Геннадий Фаст, прот. Кто Она для нас? — М. «Никея», 2010. Лосский 2012=Лосский В. Н. Толкование на Символ веры М, «Русская неделя», 2012//URL: (2022). Юдин 2016=Далмат (Юдин), иером. Молитвы утренние и вечерние в составе печатных сборников частного молитвенного обихода: возникновение и путь в московскую книжность//URL: http://bogoslov.ru/article/5233602 (2022). ПКПВЕ 2007=Пастырская конференция «Подготовка верующих к участию в Евхаристии» (М, Данилов монастырь, 27-29.12.2007)//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1331/ (1);//URL: http://www.cdrm.ru/index.php?p=3-1&dn=172 (2);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/events/1409/ (3);//URL: (4);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1410/ (5);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1405/ (6);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1408/ (7);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1407/ (8);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1411/ (9);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1414/ (10);//URL: http://kiev-orthodox.org/site/worship/1324/ (11);//URL: http://www.kiev-orthodox.org/site/meetings/1198/ (12). Примечания 1. Преподобный Исаак Сирин. Слова подвижнические. Т. 1, слово 5-е. 2. Подробнее по вопросу о богослужебном языке в историческом и богословских ракурсах см. мои очерки: sThg 67, sThg 47, sThg 48. 3. Кстати, рекомендую для изучения истории становления утренних и вечерних молитв в качестве домашнего правила монахов и мирян: Юдин 2016. 4. πσκεψις это не только визит, посещение, но еще и медицинский осмотр. А поскольку дальше говорится о недугах (σθνεια), то слово «посещенье» тут явно не к месту.

http://predanie.ru/book/221363-molitvosl...

На мой взгляд, страшным грехом является – всех, кто бреет бороду, только за это считать грешниками. На призыв архипастыря оставить это новшество непокорный батюшка отвечает: «Странно звучит укоризна Архиепископа, что я ввёл “новшество”, противостоя брадобритию. Это не “новшество”, а скорее старообрядчество». Да, о. Геннадий, – старообрядчество, но одновременно и обновленчество («новшество»!), и протестантизм. Для всех этих трёх явлений характерно пренебрежение к власти архиерейской и одновременно взгляд в старину. Для старообрядцев это была совсем новая «старина», а обновленцы и протестанты устремили свой взор в Древнюю Церковь Апостольских времён, пытаясь по скудным сведениям сохранившихся источников восстановить практику Древней Церкви. История показала бесплодность и даже вред этих попыток. Протестантство породило множество ответвлений и сект, а обновленчество начала ХХ-го века – опозорив себя связью с безбожниками – и вовсе сошло с исторической сцены (неообновленчество – это кем-то предпринимаемая попытка оживить труп обновленчества). Интересно, что одна из организаций обновленцев звалась СОДАЦ, что означает: Союз Общин Древле-Апостольской Церкви. К этому же источнику притекает и прот. Геннадий Фаст, пытаясь оправдать своё бородопоклонничество. Не зная общей практики того времени, мы не можем оценить достоинство приводимых текстов Древней Церкви. Но слово Священного Писания, которое приводит прот. Фаст: «Не порти края бороды твоей» (Лев. 19, 26–27), мы можем прочитать в контексте: «Не ешьте с кровью, не ворожите и не гадайте. Не стригите головы вашей кругом, и не порти края бороды твоей. Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев. 19, 26–28). Ясно, что здесь речь о каких-то древних языческих ритуалах, которые и запрещены потому, что они – знаки служения чужим богам (см. также Иерем. 9, 25–26 и толкование в Толковой Библии Лопухина). К практике прихода о.Фаста в г. Енисейске этот текст не имеет никакого отношения, тем более, что Апостольский Собор (см. Деян. 15, 5–29) отменил все обрядовые предписания Моисеева законодательства. За мою многолетнюю практику очень редкие наши прихожане носили бороды и, если они носили её из-за благочестия, то оно имело у них довольно явственные признаки духовной прелести. Выделяться бородою, чтобы люди считали тебя благочестивым по внешности твоей, неправильно. Лучше быть благочестивым, чем казаться им, и тогда «Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф.6, 4).

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/27/...

Что касается мнения прп. Иосифа о явлениях Бога в виде ангела или человека, то оно, безусловно, справедливо. Ангел же не может называть и являть себя Богом – верно! Однако, приведенные нами ранее тексты св. отцов показывают, что, едва ли они, в данном случае, думали так, как бы это хотелось прп. Иосифу. Все-таки они не просто по-разному говорили, но и по-разному толковали. Так, св. Иоанн Златоуст определенно говорит: «Здесь, в куще Авраама, явились вместе и ангелы, и Господь их» 632 , т.е. он отличает двух ангелов, как служебных духов от их Господа. Далее, о двух ангелах, направившихся в Содом, Златоуст говорит: «потом ангелы, как служители, посланы были на погубление тех городов». Богословие же и, особенно, икона, молитвенное созерцание православного Востока явно избрали путь прп. Андрея Рублева, прп. Иосифа Волоцкого и благоговейно зрят тайну Троичного Богоявления под дубом Мамврийским. ...Но остается экзегетическая загадка, оставленная нам святыми отцами, может быть, навсегда. 597 PG, t 87, 363 – цит. по Философия русского религиозного искусства вв. Антология. М.: Изд. группа «Прогресс», 1993, с. 179. 604 Сергий (Голубцов), архиепископ. Воплощение богословских идей в творчестве прп. Андрея Рублева. Богословские труды, сборник 22. Изд. Московской Патриархии, М., 1981. 606 De tempore Serm. LXVII, n. 2, et LXX, n. 4 – цитируется по «Макарий, архиепископ Харьковский, доктор богословия. Православно-догматическое богословие», т. 1, c. 169. 612 De Abraham. lib. 1, сар. 5, n. 33; цит. по Макарий, архиепископ Харьковский, доктор богословия. Православно-догматическое богословие, т. 1, с. 169. 614 Амвросий, епископ Медиоланский, святой. «Об обязанностях священнослужителей» II, гл. 21, п. 107. 618 Андрея, арх. Критского, преподобного Канон покаянный, переложенный в стихи иереем-слепцом Гавриилом Пакатским. Изд. пятое Афонского Русского Пантелеймонова монастыря, Типография прп. Иова Почаевского , Holy Triniti Monastery, Jordanville, 1973, с. 44. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010