Когда Михаил Давыдович вышел следом, тот уже бодро шагал по кладбищенской улице, закинув лопату на плечо. Вот таким было знакомство Михаила Давыдовича с Макаром. Самым удивительным для профессора было то, что он почти помнил сумбурную ночь в горячих спорах с ехидным кладбищенским рабочим, то есть в его обществе он смог погрузиться на свою тёмную сторону. А вот сегодняшнее утро хоть и было другим, но вчерашнего дня не открывало. — Вчера я опять мог быть Нероном, — с ужасом осознал новый день Михаил Давыдович. Намедни он проснулся в обществе юной девы, у которой всякий порядочный мужчина при знакомстве должен был спросить паспорт. — Что ты здесь делаешь, дитя? — содрогаясь от предполагаемого ответа, спросил он. — Ты дал мне денег, чтобы я делала то, что ты захочешь. Утром обещал ещё, — ответило дитя, закуривая прямо в постели. — Повторим? 6 Родители назвали его Пантелеем — была тогда очередная мода на редкие имена, которые считались русскими. Хотя русским это имя можно назвать условно, правильнее — христианским, от целителя и великомученика Пантелеимона, а в переводе с греческого оно означает «всемилостивый». Назвали, крестили, потому что и такая мода была, и даже иконку святого Пантелеимона купили, у изголовья кроватки детской поставили, и в храм ходили… на всякий случай. Пантелей рос кротким мальчиком. Настолько кротким, что когда его наказывали несправедливо (а с кроткими такое случается куда чаще), то он искренне переживал, потому как родителям приходится за него волноваться. Сверстники во дворе принимали его природное беззлобие за трусость, отчего Пантелея часто дразнили, обижали, пока самый сильный и самый распоясанный в их поколении — Сашка — великодушно не взял его под опеку. Именно он прекратил «доение» безотказного Пантелея, ибо тот по первой просьбе «друзей» выносил во двор конфеты, печенье и даже дорогие игрушки, которые весьма редко возвращались обратно. У Сашки было прозвище — Сажень. Дворовая молва наградила его таким именем и от фамилии Сажаев, и за комплекцию. Покорный Пантелей стал для него, с одной стороны, спутником и участником всех его выходок, с другой, был словно напоминанием о том, каким должен быть добрый человек. Так или иначе, но отношения их выросли в настоящую дружбу. При этом Сашка, поняв, что самое ценное в Пантелее, сам оберегал его от участия в «особо опасных» проделках. Пантелей не отказался бы с ним пойти хоть в какое пекло, но не стал бы никому причинять зло. Поэтому Саша предпочитал делиться с другом впечатлениями и «геройскими» поступками во дворе, попыхивая сигаретой, смакуя детали и матерные слова. От некоторых подробностей Пантелей опускал глаза, словно стыдился даже за то, что он слушает такие рассказы.

http://azbyka.ru/fiction/repeticiya-apok...

Эти престарелые кокетки были для архиепископа предметом истинного отвращения. Он преследовал их в церкви, где угрожал им отлучением и запрещением входа в священное место, если они не раздадут бедным денег, которые тратили на свое обезображивание. «Предупреждаю вас, – говорил он им в одной из своих проповедей, – и я это делаю не в виде простого увещания, но как мое вам повеление: предупреждаю вас, что, если вы не исправитесь, я изгоню вас отсюда, затем, если я услышу, что, изгнанные из моей церкви, вы найдете убежище у еретиков, я отступлюсь от вас, и тех, кто будет меня за это осуждать, прошу не защищать меня перед судилищем Бога, когда я предстану пред Ним». Он преследовал таких женщин и в самих домах их. «Следуя наставлению апостола Павла, – рассказывает Палладий, биограф святителя, его близкий друг и товарищ в гонениях, – Златоуст входил в частные жилища учить честной жизни женщин, которые в том нуждались, в особенности же тех, которые, будучи старыми, делали все, чтобы казаться молодыми». Тогда у константинопольских дам была мода зачесывать наперед волосы, завитые в букли и закрывать ими лоб от одного виска до другого. От низших слоев общества, потому что это была обычная прическа публичных женщин, эта мода перешла и к классам высшим: ее переняли молодые матроны, и первая из них – Евграфия, как знак своей неизменной юности. Эта прическа, оставлявшая волосы открытыми, оскорбляла христианское чувство приличия, как оно понималось на Востоке, в особенности у вдов и пожилых женщин, которым обычай предписывал носить платы или покрывала. Появление Евграфии в этом наряде вывело Златоуста из терпения. «Для чего, – сказал он ей, – ты стараешься свое тело помолодеть, когда это для него невозможно? Ты опускаешь свои волосы на лоб по образцу блудницы, дабы обмануть видящих тебя, поверь, ты этим только более выдаешь свои морщины». И он повторял ей одни и те же речи всякий раз, как встречал ее так причесанной. Такие увещевания, конечно, не очень-то нравились кокеткам, подобным Евграфии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Недавно они прислали мне на экспертизу проект " Современные науки и православная традиция " . Их очень интересует изучение каких-то связей, взаимодействий, корреляций религии и науки. Надо сказать, что в этом проекте задействовано немало участников – из Америки, Румынии, Англии – один англичанин, принявший православие и ставший диаконом, из России и Украины. Но, естественно, мода есть мода. Я из заявки на этот проект вычитал много риторических заявлений, что ранее изучалось лишь взаимодействие западных конфессий с наукой, что не задействованы богатейшие православные ресурсы. Но посмотрел, что они понимают под " православными ресурсами " . Оказалось, то что для православия больше, чем для западного христианства, характерен панэнтеизм (учение о том, что мир – не творение Бога, но, скорее, его тело). Я написал, что там, где пантеизм, нет православия, а там, где православие, трудно говорить о пантеизме. Я предложил им разъяснить, что они имеют в виду. Если софиологию Владимира Соловьева, о. Павла Флоренского и о. Сергия Булгакова, то там есть элементы панэнтеизма, но это учение никогда не считалось собственно православным. Поэтому прежде чем говорить о ресурсах православия в диалоге с наукой, надо определиться, что понимается под православием. Так что видите, что, с одной стороны, интерес большой, но не все, так сказать, фильтруется. Иером. Адриан: Наш портал Богослов.Ru недавно опубликовал Вашу статью " Христианство как религия политкорректности в современной Европе " . Статья вызвала интересную полемику. Вы делаете довольно апокалиптические выводы. Действительно ли такова общая картина в Европе или это всего лишь вырванные факты, и какова ситуация в Америке? В.К. Шохин: Та информация, которую я получаю, например из Euronews, из бюллетеней ОВЦС, из интернета, свидетельствует о том, что то, что я пишу, к сожалению, не преувеличение. Ну, например, совсем недавно в английской системе образования уволили одного чиновника. И знаете за что? За то, что он заикнулся, что, мол, не надо из школы до конца изгонять креационизм, так как, по крайней мере, десять процентов английских семей еще придерживаются этих религиозных убеждений.

http://religare.ru/2_66209.html

Хотя надо честно признать, что у большинства людей это чувство истинной красоты, по причине греховного образа жизни, давно уже атрофировано. Стоит ли тогда удивляться странным и нелепым представлениям о красоте современного человеческого общества, когда в музыкальных конкурсах предпочтение отдается существам неопределенного пола, пахабщина и матерщина на сцене выдается за высокую культуру, а молодые люди прокалывают себе тело и лицо булавками и кольцами? Казалось бы, люди прожили уже большую часть жизни, которая уж должна их чему-то научить, сделать серьезными; а кто-то из них уже много лет черпает от истинной мудрости церковной. Но почему тогда, при всем при этом, многие женщины по-прежнему так зависимы от стихий суетного мира, к коим относится и так называемая мода? Такое ощущение, что мода на них оказывает магическое воздействие подобно дудочке Нильса из известной сказки Г.Х.Андерсена. Не подобные ли явления имел в виду апостол Петр, называя в своем послании женщин «немощнейшим сосудом» (1Пет. 3:7)? Но ведь для того и нужна каждому человеку помощь Церкви Христовой, чтобы преодолевать силой Божией всякую немощь, всякую зависимость от нашего падшего естества. И получается то, что называют «невинной слабостью», нетрадиционный для христианки внешний вид, обнаруживает в женщине ее зависимость от суеты мира сего, ее неуспех в духовной жизни. Всякая внешняя форма не случайна. Она всегда есть следствие соответствующего внутреннего нравственного содержания души человека. Именно, об этом заявляет известная мудрость: «Дух творит себе форму». Отсюда, по внешнему виду человека, как он одевается, можно увидеть какого он духа. Это подтверждает и поговорка: «Лицо есть зеркало души». То есть по лицу человека, даже незнакомого, часто нетрудно узнать о его образе жизни, чем живет его душа. Поэтому традиционная одежда женщин в христианских народах на протяжении тысячелетий явилась внешним выражением их внутренней религиозной жизни. Платье, юбка, покров на голове, одежда, старающаяся, по возможности, прикрыть все тело, говорили о правильном отношении женщины к Богу и окружающим людям, показывали ее настоящее положение в обществе. Традиционная женская одежда напоминала о подчиненности женщины по отношению к мужу, о ее покорности Богу, учила смирению. А, как известно, смирение есть фундамент правильной духовной жизни: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1Пет. 5:5).

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

Когда сыновья принялись бранить при нем моду и условность, как бранят их либеральные юноши, он резко сказал: «Мода, мода! Да это же цивилизация!» В другой раз они баловались пессимизмом, который так хорош в счастливые дни молодости, осуждая благодарения в молитвеннике, поскольку у многих нет причин благодарить Создателя. Дед, такой старый, что он уже с трудом говорил, молчал, молчал — и произнес: «Я благодарил бы Бога за то, что Он меня создал, даже если бы оказался погибшей душой». Об отцовской родне я расскажу позже, в моих собственных воспоминаниях, о материнской же говорю здесь, потому что многое о ней знаю из вторых рук. Ведь эта глава посвящена тому, что мне предшествовало и только отбрасывало тень на самое начало пути; тому, что я видел скорее в отражении, чем в действительности. Такого в материнской семье было больше, особенно если говорить об историческом роде Кийтов, интерес к которому смешивался с моим интересом ко всем историческим родам. Предания были и у отца. Самый близкий по времени и самый интересный из его предков — капитан Честертон , прославившийся тюремными реформами. Он был приятелем Диккенса и, наверное, чем–то вроде диккенсовского персонажа. Однако и ранние воспоминания, и слухи подсказывают мне, что при Диккенсе таких персонажей было много. Я знаю, что из этого следует; ведь среди этих персонажей много ханжей и пустозвонов. Нечестно говорить все то, что я сказал о среднем классе викторианской эры, не прибавив, что он порождал и велеречивое пустозвонство. Важный друг моего деда гулял по воскресеньям с молитвенником, нимало не собираясь зайти в церковь, и спокойно объяснял, подняв руку: «Я делаю это, Чесси, в назидание людям». Бесспорно, он был диккенсовским типом, что, на мой взгляд, во многих отношениях лучше, чем быть типом современным. Мало кто из нынешних ханжей отважится на такую наглость. Я не уверен, что дедушкин друг фальшивей человека, которому хочется поиграть в гольф. Лицемерие было честнее, во всяком случае — смелее. Эпоха эта дышала вкусом к жизни, который можно теперь уловить только в звонких и забавных речах Свивеллера или Микобера. Тогда, что очень важно, он был у множества достойных и неприметных людей — куда более достойных, чем дедушкин Пексниф с молитвенником, куда менее приметных, чем чудаковатый капитан, который с успехом, даже со славой реформировал тюрьмы. Радости эти были знакомы не только джентльменам. Я думаю, их порождал народный юмор, последняя из наших национальных институций, который использовал то, что осталось от ораторов XVIII века и велеречивых поэтов XIX, вроде Байрона или Мура . Во всяком случае так говорили самые простые, бедные люди, особенно клерки торговых домов. Позже клерков стали изображать пошловатыми и косноязычными, но тогда многие из них изъяснялись фразами, закругленными, как рождественская чаша.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=707...

Результатом работы по изучению текста Совместного заявления Православно-лютеранской комиссии от 2–9 ноября 2007 года, стало соответствующее Заключение Синодальной богословской комиссии, о котором мы уже упоминали. В этом Заключении, в строгом соответствии с учением Православной Матери-Церкви, отвергнуты идеи борцов с пресуществлением и выражено православное учение о сущностном преложении хлеба в Тело и вина в Кровь за Божественной Литургией. Благодать Духа Святого вновь сохранила православное богословие от искажений. Глубоко и разносторонне вопросы, связанные с Евхаристией, рассмотрены в XVII moмe «Православной энциклопедии». Сущность Евхаристии выражена здесь в строгом соответствии с учением Святой Церкви. Издаваемое Русской Православной Церковью при участии других Православных Церквей, это авторитетное издание является выражением вероучительного единомыслия всех Поместных Церквей, в частности, по евхаристическому вопросу, а также свидетельством отрицания православной полнотой различных идей евхаристического антиреализма. Причины относительного успеха евхаристического антиреализма «Модные» 224 учения, как и всякая мода, увлекают человека, стремящегося «быть как все» и «идти в ногу со временем». В области богословия, как и в ряде других областей, это не всегда хорошо. Мода проходит, а истина пребывает вовек. Многие богословы прежних времен обвиняются теперь в подверженности тем или иным инославным влияниям именно в силу того, что в своё время подчинились веянию богословской «моды». Время всё расставит на свои места. Сейчас модно во всём либеральничать. Это нынче признак образованности и хорошего тона, тогда как стремление следовать традиции рассматривается в качестве показателя узколобости или непримиримости. Но, как говорил ещё протоиерей Георгий Флоровский , «непримиримость – это лишь другое, неодобрительное название убеждённости» 225 . Достоинство богослова, по разуму Православной Церкви, состоит не в том, чтобы склоняться под ветром всякого новомодного учения, и не в том, чтобы писать что-то принципиально новое. Напротив, оно – в способности правильно уяснить, в свою меру, и по возможности верно передать для своих современников глубину и красоту Православия, дать, с позиций православного богословия, чёткий ответ на те или иные вопросы современности. Богословие призвано не рассеиваться веяниями времени, а, напротив, предоставить человеку любой эпохи надёжный якорь принадлежности к вечности и к истине.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/cht...

Я совсем отчаялся и опустился. Пил по-прежнему и вскоре потерял способность различать: где кошмары видений, а где действительность. В храмы Божии меня не пускали и выталки-вали вон, потому что, как только хор запевал антифоны, я ста-новился на четвереньки и выл волком. А когда выносили чашу с Дарами, кто-то изрыгал из меня матерную брань и я бросался с кулаками на священника. Постепенно я оброс волосами, обно-сился и бродил по улицам, изрыгая мат на всех и вся. Свояк, отчаявшись, выставил меня из своего дома. Я стал побираться. Нищенствовал молча, просто протягивая руку за подаянием. Одежду и обувь находил на помойках. В полях, вдали от людс-ких глаз, я передвигался на четвереньках и жевал траву как древ-ний Вавилонский царь Навуходоносор. О доме и жене своей я совершенно забыл, будто их никогда и не было. Ночевал в кана-вах, стогах сена, на кладбищах. Однажды, проходя Черниговскую область, где много святых мест, я вышел к Троицко-Ильинскому монастырю. Так как я не мог открыть рта, чтобы не изрыгнуть матерной брани, то я по-казывал монахам и богомольцам картонку, на которой было на-писано, что я ищу старца-пустынника. Но никто ничем не мог мне помочь. Тогда я решил войти в собор в честь Живоначаль-ной Троицы, где была чудотворная икона Божией Матери " Руно орошенное " с чудодейственным истечением слез, но какая-то не-ведомая сила выбросила меня из притвора на паперть. Я запла-кал, тогда из храма вышел иеромонах с кропилом и стал гонять-ся за мной по двору и кропить святой водой. Я чуть не задохнул-ся от бешенства и запустил в него кирпичом. Богомольцы сгреб-ли меня и потащили к святому источнику. Вода была ледяная, в ней, погруженные по грудь, сидели мужики и бабы. Из будки вышел иеромонах и позвенел колокольчиком - пора было выле-зать. Многие окунулись с головой и побрели к берегу. Но неко-торые женщины берегли прически и окунулись лишь по шею. И я увидел, что на их сухих головах сидела целая куча бесов. Я стал кричать, что зря они сидели в святой купели. Оглядевшись, я увидел, что на ближайших кустах и деревьях висят разноцвет-ные тряпочки, ленты, кое-что из одежды, костыли, посохи Это мода такая у исцелившихся - развешивать что-то в знак благо-дарности. Мода эта пришла к нам с католического Запада, где у источников и чудотворных икон принято вывешивать серебря-ные и золотые изображения исцелившегося органа. Бесы, сидев-шие во мне, глумились и хохотали. Ко мне направился иеромо-нах, намереваясь ожечь меня крестом, и я убежал в лес. А ночью опять отправился на поиски неведомого святого старца.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2080...

Чувствующий потребность в общении со сверстниками молодой неофит вынужден либо мимикрировать к этой стилистике благочестия, либо тщательно скрывать свойственную ему форму поведения. Естественно, что во втором случае о возможности какого-либо искреннего контакта не может быть и речи. Кроме того, новообращенные, как известно, существа не бесполые, и очень редко кто-то из них достигает вершин бесстрастия на первых этапах своей церковной жизни. Бесспорная изуродованность сознания в вопросах пола, с которой приходит большинство молодых людей в церковь, к счастью, чаще всего остается за порогом храма, однако впадение во внешнее благочестие чревато заменой одной фальшивки другою. Впрочем, когда вы, обратившись в православие, поймете, что для жизни в церкви вовсе не обязательно подражать образу жизни и манерам студентов семинарии прошлого века, наверное, сможете не обращать внимания на эти игры. Ведь многие из замотанных в черные платки дам и бородатых юношей окажутся при ближайшем рассмотрении интересными и искренними людьми. Ведь вдруг возникшая массовая мода на православную архаику несомненно пройдет, как проходит всякая мода. Останется то, что не зависит от стильной длины юбок. Однако, если вам все-таки не удалось завязать дружеских отношений с кем-нибудь из своего прихода, и околоцерковные собрания пришлись вам не по нраву, хорошо подумайте, стоит ли расстраиваться по этому поводу. Отсутствие и прочных, и шапочных знакомств еще никому не помешало воспринимать церковное богослужение, и даже наоборот. Как известно, труднее всего телевизионно-компьютерному поколению, выросшему в перенаселенных квартирах, дается внутренняя жизнь. Может быть, не стоит упускать возможности наконец-то помолчать, когда вы направляетесь к храму? Ведь среди обилия условностей общения, разговоров и встреч может и не произойти той самой, единственной Встречи, ради которой вы сюда пришли./.../ ПОСТСКРИПТУМ " ФОМЫ " " За кадром " статьи осталась одна из важнейших проблем, с которой новообращенным необходимо " разобраться " . Это - поиск священника, который стал бы духовным руководителем и помощником неофита в его воцерковлении. Если такой руководитель обретен - вряд ли молодому христианину всерьез грозят вышеперечисленные опасности.

http://foma.ru/pamyatka-molodomu-neofitu...

евдокия 1 ноября 2014, 23:01 Слава Богу, что добрых комментариев процентов 50. Значит, не все потеряно...добрых по отношению к детям и мамам :))) ну а неприязненные ( " что за мода таскать в храм часто " ... " эгоисты " ..) от -что примечательно-исключительно женщин -просто зависть. Женщины, рожайте, рожайте больше, тогда не будет никаких ни у кого никаких вопросов!!!! Надя 1 ноября 2014, 17:56 Меня дети не раздражают. Пусть ходят. 31 октября 2014, 00:40 Замечаний к храму и служителям церкви можно предъявлять, конечно, много. Но мне, кажется, в первую очередь мы (родители) должны ребенка сами готовить его к приходу в храм разъяснять и Литургию, и причастие, и все другие моменты в жизни церкви. Все притензии к храму и священослужителям объясняются, по моему мнению, не подготовленностью самих родителей . У меня внук в воскресенье всегда ходит в храм и с удовольствием присутствует всю Литургию. Уже второй год. Но я его всегда и ежедневно готовлю . Библия, Евангелие, понятие греха, любви, заповеди, притчи и все связано с жизнью Спасителя и т. д. А ему 4 года. Причем родители Хоть и не ве рующие , но поддерживают меня. А СЕЙЧАС СКАЖУ ВАЖНОЕ!!!! В нашем приходском Богородском храме на Краснобогатырской ул. Каждое воскресение служится Литургия ДЛЯ ДЕТЕЙ!!!!! Она сокращенная! Детей очень много, если не сказать все дети! А для взрослых Литургия проводится позже или ранее. Храм теплый, все дети раздеты, Исповедь и Причастие проводится очень организованно, с большим тактом. Хотелось бы еще, чтобы проповеди для детей были бы более адаптированы!Мне кажется эта работа Храма и его служителей достойна распространения и должной оценки Патриархии. А так ОГРОМНОЕ спасибо Храму, Священникам. Они делают большое дело. Да поможет им Бог! Спаси Господи. Катя 30 октября 2014, 13:20 Спаси Бог за статью. У нас в храме просто мода какая-то обязательно причащать детей еженедельно? по воскресеньям. Причем, судя по поведению, мало кто из родителей понимает зачем сам-то ходит в церковь. Например, вполне " естественным " у них считается при пении Херувимской повернуться задом к алтарю, нагнуться и довольно громко сюсюкать с любимым чадом.

http://pravoslavie.ru/74603.html

Рейтинг: 9.8 Голосов: 248 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Презентация книги протоиерея Николая Чернышева «Образы и образ» состоится 14 октября в 19:00 в Историко-культурном центре ПСТГУ (Москва, Лихов пер., дом 6). На презентацию нужно регистрироваться заранее тут:   http://pstgu.timepad.ru/event/1443033/ скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Юрий Осипов 7 декабря 2021, 20:00 Смотрю на фресковый образ Одигитрии с Архагелами,- пробелы нет, иконография хромает, образы как бы очерченные. Особенно смущает Архангел Михаил с десницей в три локтя. Скажу, - не каждому, даже очень хорошему иконописцу даются фресковые образы...С Рождественским Постом и Вмч. Екатериной, поздравляю всех. Эксперт по древне-русскому искусству, б.хранитель ЦАМ ПСТГУ - Осипов Ю.А. Галина 17 октября 2020, 09:49 Ну если не будет спроса на китайских и бездуховных " иконописцев " , то и предложение прекратится. Мы порой сами виноваты в небрежности по отношению к нашей вере. А,о недопустимости изображений икон где попало нужно кричать во все рупоры каждый день, пока не дойдет, люди просто не знают, что можно, а что нет. Возможно, и жизнь так наша складывается от нашего кощунственного отношения к святыни. Очень понравились ответы батюшки, спасибо, что поднимаете эти вопросы. Наталия Ростова 13 октября 2020, 09:12 Мэл Гибсон уже 4 года пытается снять фильм-продолжение " Страстей Христовых " , под рабочим названием " Воскресение " . В Голливуде сейчас мода на супер-героев и мало кого интересуют фильмы на библейскую тематику. Но работа потихоньку идёт. Я считаю, что это хорошая идея, снять продолжение. Ведь логично же, люди увидели, что и Богу было больно и Он претерпевал чудовищные мучения, и Его предали и убили, как могут поступить с любым человеком. А что потом? Для чего эти страдания? Не напрасны ли мучения? И нужен ответ. Нет, не напрасны. Дальше Воскресение и Жизнь Вечная без боли и страданий. И подрастающее поколение, растущее на иных " ценностях " , узнает Историю, которая может перевернуть их жизнь...

http://pravoslavie.ru/134471.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010