ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В 1931 году этот документ в несколько подправленном виде под названием " Русские иерархи под игом безбожников " опубликовал католический священник А. Дейбнер. Позднее этот материал в свое собрание включил М. Е. Губонин (см.: Акты... С. 406-407). Воспоминания М. Н. Ярославского (в записи священника Михаила Ардова)//Надежда: Душеполезное чтение. Вып. 18. Базель-М., 1994. С. 167. Архиепископ Серафим (Самойлович) и Е. А. Тучков: подробности взаимоотношений//Вестник ПСТГУ. II. 2006. Вып. 3 (20). С. 130. Там же. С. 130-131. Там же. С. 131-132. Там же. С. 132. " Совершенно секретно " : Лубянка - Сталину о положении в стране. Т. 5. С. 156. Воспоминания М. Н. Ярославского. С. 167. См.: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 62-63. См.: Шкаровский М. В. Судьбы иосифлянских пастырей: Иосифлянское движение Русской Православной Церкви в судьбах его участников. Архивные документы. СПб.: Сатис; Держава, 2006. С. 126. Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Православной Церкви на Украине (1917-1943). М.: Крутицкое Патриаршее подворье, О-во любителей церковной истории, 2004. С. 389. Цит. по: Фаст М., свящ., Фаст Н. П. Нарымская Голгофа: Материалы к истории церковных репрессий в Томской области в советский период. Томск-М.: Водолей Publishers, 2004. С. 60-61. См.: Там же. С. 61-62. См.: Там же. С. 62. ЦА ФСБ РФ. Д. Р-31639. Л. 55. См.: ГА РФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 263. Л. 8. В самом " Обзоре " дата указана по старому стилю - 20 марта. Документы Патриаршей канцелярии 1926-1927 годов//Вестник церковной истории. 2006. N 2. С. 99-100. Акты Святейшего Тихона... С. 571. Косик О. В. " Послание ко всей Церкви " священномученика Серафима Угличского от 20 января 1929 года//Богословский сборник. Вып. 11. М.: Изд-во ПСТБИ, 2003. С. 328-329. Акты Святейшего Тихона... С. 576. Иерей Александр Мазырин, магистр богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории Русской Православной Церкви ПСТГУ

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/0...

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края. В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России… Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. . В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»… Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась. Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.

http://pravmir.ru/protoierej-gennadij-fa...

97 . Ковалевский Иоанн, священник, Юродство о Христе. М., Изд. книгопродавца А.Д. Ступина, 1902. 98 . Крифт Питер, Три толкования жизни: суета, боль, любовь. Журнал «Мир Библии», 1995/1 99 . Lohfink N., Kohelet,Würzbufg, 1980. 100 . Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская патристика. М., Изд. «Мысль», 1979. 101 . Марцинковский В.Ф., профессор. Смысл страдания. Германия, гарц, 1925, Тамиздат. 102 . Мелье Жан, Завещание, т. I, М., 1954. 103 . Мир философии: Книга для чтения (антология), ч. 1, Исходные философские проблемы, понятия и принципы. М., Изд. политической литературы, 1991. 104 . Мир философии: Книга для чтения (антология), ч. 2, Человек. Общество. Культура. М., Изд. политической литературы, 1991. 105 . Нестор Летописец , преподобный. Повесть временных лет. Древняя русская литература, хрестоматия, сост. Н.И. Прокофьев. М., «Просвещение», 1980. 106 . Осипов А.и. , профессор МДА. Путь разума в поисках истины (Основное богословие). Изд. «Даниловский вестник», М., 1997. 107 . Рижский М.И., профессор. Книга Экклезиаста: В поисках смысла жизни. Новосибирск, «Наука», Сибирская изд. фирма РАН, 1995. 108 . Рогозин П.И. Психея. Изд. «Свет на востоке», 1988. 109 . Schouten van der Velden Adriaan. Tierwelt der Bibel. Deutsche Didelgeselschaft, Stuttgart, 1992. 110 . Серафим/Роуз/, иеромонах. Душа после смерти. Изд. «Макао и К о », М., 1991. 111 . Скорина Франциск и его время. Екклесиаст: Предисловие. «Белорусская советская энциклопедия» им. Петруся Бровки, Минск, 1990. 112 . Тихий свет Зерцал. Жизнь и посмертная слава праведного старца Даниила Ачинского. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2006. 113 . Толковая Библия. Издание преемников А.П. Лопухина , т. V. Проф. В. Мышцин. Книга Екклесиаста. СПб, 1908. 114 . Фаррар Ф.В., доктор богословия. Соломон, его жизнь и время. Hope of Salvation Mission, 2005. 115 . Фаст Геннадий , протоиерей. Толкование на книгу Песнь Песней Соломона. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2000. 116 . Фаст Геннадий , протоиерей. Этюды по Ветхому Завету, кн. 1. Изд. «Енисейский благовест», Красноярск, 2007.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Осталось добавить, что в древности целование мира преследовало цель примирения и непамятозлобия (это, ссылаясь на свт. Кирилла Иерусалимского, указал в этом пункте прот. Фаст). Этой цели современная Церковь добивается уставными (и внушаемыми ею неуставными) просьбами о прощении, которыми пронизано православное богослужение. Недаром русские люди при расставании говорят друг другу «прощайте!» Пункт 4. «Оглашеннии, изыдите!» Странно требовать реального ухода оглашенных из храма, когда в него в любое время – и во время Литургии верных! – входят иноверцы и неверные («резвость» телевизионщиков, наверное, всё-таки надо как-то ограничивать). А по телевизору Литургию могут видеть и слышать даже сатанисты. Поэтому надо этот возглас расценивать как призыв – всем! – к сознанию своего недостоинства (см.: Благодатный Огонь, 2009, 19, с. 78 ). Насчёт «ухода в секты»! Стараниями прот. Геннадия Фаста в его приходе создавалась секта типа кочетковщины. Будем надеяться, что стараниями владыки Антония и его сотрудников сектантский дух этого прихода постепенно выветрится. Пункт 3. Историческая обусловленность формы оглашения и этнофилетизм В этом пункте прот. Геннадий Фаст обвиняет владыку Антония в уклонении в этнофилетизм. Но по тому, что здесь утверждает о. Фаст, его приходится упрекнуть в противоположном – в русофобии. Наш народ, оказывается, «убил царя, создал безбожное государство, учинил в невидимых размерах гонения на всякую веру и поругался над всякой святыней». В последние два десятилетия он повинен «в нравственном беспределе, плотской распущенности и впитывании всех без разбору языческих учений со всех концов планеты». Владыка Антоний судит о нашем народе иначе: «Кто приходит к нам креститься? Те, коих генетический фонд, продолжавшийся со времён всего тысячелетия христианства на Руси, подвигает к этому, ибо это… наши собратья, вышедшие из недр нашей общероссийской православной жизни». Кто из них прав? Если иметь в виду отдельных представителей народа, то правы оба. Русского царя-страстотерпца убили люди, говорившие на русском языке.

http://ruskline.ru/analitika/2011/05/27/...

А о строении теперь и не знаю, что сказать, не зная, что Вы до сих пор сделали. Готическим вкусом прельщают Вас едва ли к лучшему. Это архитектурная мода теперешнего времени; а мода скоро проходит. Тогда скажут, может быть: " Смешно, что вкус иностранный, иновременный, неестественный принят за образцовый " . Но это не так важно. Важнее то, что от навязываемого вам готического вкуса строение будет дороже и менее прочно, по причине мелочных и торчащих украшений. По моему мнению, для пустыни хорошо то строение, которое соответствует назначению, дешево и прочно. За сим выбирайте вкус, какой хотите. Брать в долг на построение подворья - дело очень сомнительное. Надежда на прощение неверна, и не хорошо делать долг с надеждой не платить. По моему мнению, лучше не иметь ни подворья, ни долга, нежели иметь с подворьем тягость и заботу долга. И в Спасской пустыни не имеем постоянного града (Евр.13:14), а мы еще в городе хотим иметь твердое жилище! Если Бог даст, хорошо; благословен Он. А домогаться сего предлагаемым образом не считаю свойственным пустыне. Уповайте на Бога, на то, что Он даст вам в Москве странноприимца, если и подворья не будет. 31 августа 1838 г., Санкт-Петербург.   38. Именем Господним благословение и мир преподобной игумении Марии со всеми подвизающимися в обители! О Досифее молитесь, но молитесь миром, как велит Церковь, и тогда подастся мир душе взволнованной. О Марии молитесь и подумайте: кажется, око ее довольно привыкло смотреть в мир и надобно искусство и труд, чтобы обратить его к безмолвию обители. Помнится, я говорил Вам и прежде, что Москва ей не полезна. Паки мир вам и спасение. 3 сентября 1838 г., Москва.   38. Безначальному Младенцу да воздадутся хвалы и поклонения ваши в вере и любви с младенческой простотой, и да примет Он их предстательством Пречистой Своей Матери, и да благословит Он вас быть и пребыть непорочными пред Ним. Не завидуйте тем, которые рано постригаются. Может быть, тем труднее будет управлять. Радуюсь, что Бог помогает Варваре Ивановне Колесовой входить на путь послушания с отложением всякой посторонней тяжести.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=769...

«Я еще не пришел к этому». Чтобы прийти, нужно идти. Ну так иди. А куда идти? Конечно, в храм. Прием четвертый: «Не хожу в церковь, потому что это модно» Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала: - Я не хочу креститься, потому что это мода такая. - А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? — пришлось спросить у нее. — А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым? Вы — юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите: она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу. Говорят, что если бы таблица умножения затрагивала духовную сферу, то шли бы споры о том, что дважды два – четыре. Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше — если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде? Но и тогда дьявол научит — и кто-то скажет: «Я изменяю мужу, потому что стало модно хранить супружескую верность». Прием пятый: «В церковь стало ходить много людей напоказ, политики стоят со свечками в руках, ходят бандиты — не хочу им уподобляться» Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей — они все ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ. Только Господь, только Матерь Божия, все русские святые могут избавить нас от гибели, на которую нас постоянно толкают дьявол и слуги его. И тут ни одна молитва, в том числе и твоя, не лишняя.

http://azbyka.ru/33-prichiny-ne-xodit-v-...

Кстати, самая важная и заметная часть тогдашнего мужского туалета, надеваемая на плечи, именовалась КАФТАНОМ, а вовсе не камзолом, как это можно прочитать у многих современных литераторов. КАМЗОЛ надевался под кафтан, то была, как правило, безрукавка наподобие современного жилета, но длиннее; в камзоле без кафтана или фрака в свет не выезжали. Вспомните: в «Капитанской дочке» Пушкина Гринев и Швабрин перед дуэлью « сняли мундиры, остались в одних камзолах ». В камзолах драться на шпагах было гораздо легче. Когда с Петром I из Западной Европы пришло верхнее одеяние, то, недолго думая, назвали его не французским «роб» или немецким «рокк», а привычным русским словом «кафтан», хотя кроенный в талию европейский кафтан, расшитый и нарядный, из бархата или плотного шелка, сильно отличался от русского кафтана — просторного, долгополого одеяния, которое до самого XX века можно было видеть на крестьянах, купцах, ямщиках… Как вид одежды кафтан, по назначению одинаковый, четко разделялся по виду, покрою и ткани на западноевропейский и русский. Вообще же русский костюм развивался по двум линиям: костюм народный, дошедший из глубины веков, который видоизменялся очень медленно, и костюм имущих классов общества — здесь царствовала, по словам Пушкина, « лихая мода — наш тиран, недуг новейших россиян ». Городская мода не только меняла фасоны, но и вводила в обиход новые предметы туалета, с непривычными на первых порах названиями. Чаще всего они приходили в Россию с Запада, реже — с Востока. Западноевропейский костюм влиял на народный, постепенно вытеснял национальную одежду, а к нашим дням почти совершенно вытеснил ее, даже в деревнях. Мужские костюмы 1800е годы, словно считаясь с календарным началом века, быстро изменили городскую моду: парики, немецкие кафтаны и штаны с пряжками продолжали носить только старцы вроде князя Николая Болконского в «Войне и мире» или князя Тугоуховского в «Горе от ума». Правда, «екатерининские костюмы» долго еще оставались парадной форменной одеждой придворных, но смотрелись они уже как условный, театральный реквизит.

http://azbyka.ru/fiction/chto-neponyatno...

С одной стороны, наверно, потому, что взгляд наш уж очень «пристрелянный» на неправду. Приученный везде и во всем видеть вранье. И он «помогает» нам быстро найти, выхватывать во внешней стороне жизни, в том числе церковной, отрицательные факты, коих, по нашему мнению, вполне достаточно, чтобы «вынести окончательный приговор». Какие это факты? Ну, например, тот «факт», что верить сейчас МОДНО, модно креститься, крестить, освятить офис, свечку поставить, чтобы все твои желания — неважно, плохие или хорошие — «исполнились». В моде мы справедливо видим суетность, неправду, поэтому появление «моды на церковность» мы зачисляем в минус Церкви… Не учитывая, что в жизни большинства истинно верующих людей (а это, по сути, и есть Церковь) никакая мода ничего не меняет, да и никогда не меняла. Как была жизнь очень непростой, так и осталась, даже еще сложнее стала. А значит — нет для них никакого такого факта — моды на Церковь. И еще забываем мы, что мода кратковременна, а Церковь существует тысячелетия — вне или даже вопреки не только моде, но и прямым гонениям со стороны государства и большинства общества. Еще повод для недоверия: «театральность» православных обрядов, служб и Таинств… Нам ведь ничего не понятно! — а мы привыкли к рациональности, к практическому подходу. А где здесь, в церковном обряде — ПРАКТИЧЕСКИЙ подход?! Даже в нынешнем море религий — сколько делается для нас «полезного»! Экстрасенс обязательно чего-нибудь вылечит, колдун снимет порчу, йог научит телом владеть так, что делай телом что хочешь! А в Церкви — все чисто метафизическое, все непонятное, все как бы не для человека, а для Бога! Но подлинный апофеоз недоверия наступает, если вдруг какой-либо церковный деятель сделает что-то, с нашей точки зрения, зазорное. Мы переносим на всю Церковь ответственность за любой, с нашей точки зрения, дурной поступок священника, а иногда даже и простого прихожанина (достаточно вспомнить пресловутых «злых» старушек, которых мы неизменно «поминаем», ругая почему-то Церковь)! Мы требуем от Нее кристальной чистоты и ставим это условием нашей благожелательности к Ней… Хотя в данном случае, если разобраться, не мы спасаем Церковь, а сами теряем время, данное нам для спасения.

http://pravmir.ru/era-nedoveriya-ili-mes...

Река начинается с ручья, хотя и не равна ручью. Но без первого ручья реки нет — вливаться не во что. Российская империя была многокровной единой нацией, а не конфедерацией меньшинств. Сторонники второго строят свою «империю» на песке. Опричник из кулинарного техникума Я долго колебалась, стоит ли об этом писать, но все же решила: а стоит! Повод смехотворен, зато проблему обнажает весьма существенную. Итак, Михаил Леонтьев открыл в Москве ресторан под многозначительным названием «Опричник». Эмблема ресторана — пёсья голова и метла. Что ж, чего-то подобного я и ожидала. Мода на этих бесстрашных борцов с безоружным мирным населением, борцов с русскими людьми и трусов перед вооруженным иноземцем, мода, давно уже витавшая в нашем воздухе, ищет предметных воплощений. «Ресторан «Опричник» не политическая организация! Мы просто готовим русскую кухню», — заявлено на главной странице ресторанного сайта. Это ложь. Вместе с кухней населению пытаются скормить за его же деньги идеологию очень неаппетитного содержания. Если я ошибаюсь, пусть мне объяснят кулинарную необходимость размещения на ресторанном сайте псевдоисторического очерка митрополита Иоанна (Снычёва) — главного сторонника канонизации Ин. 4 и автора одиозных газет «Завтра», «Русь православная» и «Русский вестник». Казалось бы, на идее этой канонизации был поставлен крест еще в 2004 году, когда митрополит Ювеналий, председатель Синодальной комиссии по канонизации, обвинил в своем итоговом докладе почитателей Грозного царя в том, что они «не понимают разницы между православным церковным вероучением и государственно-политической тоталитарной идеологией, произрастающей из человеческого мифотворчества». Очень, между прочим, точно сформулировано. Но почитатели убийцы, на личном счету которого двое русских святых — митрополит Филипп и Корнилий Псково-Печерский чудотворец, — решили поднажать на Церковь снизу, через, так сказать, народные массы. Пример сего и очерк Снычёва, помещенный там, где трудней всего ожидать лицезреть труды богословов.

http://azbyka.ru/fiction/mechet-vasiliya...

- Для многих театр АТХ до сих пор остается загадкой. Например, тот факт, что почти все его актеры разными путями пришли в Православие, стали воцерковленными людьми... - Почему - загадка? АТХ - это был театр-семья, где все мы были друг другу интересны, прежде всего как личности. Многие актеры даже не подозревают, что в театре такое возможно, когда спектакль рождается именно из общения, из соприкосновения душ, из живого человеческого интереса друг к другу. Не случайно почти весь АТХ впоследствии пришел к вере. Я много думал на эту тему. Искренность, открытость, творческая свобода, но при этом - безусловное подчинение авторитету, каким для всех нас был режиссер Иван Иванович Верховых. Сочетание личностей в спектакле - как краски на палитре у художника. И что-то похожее, но только возведенное в степень, многие из нас нашли в храме, где тоже есть сопричастность, братская любовь... - В последнее время многие знаменитые актеры говорят о своем православном вероисповедании. Евгений Миронов, Владимир Конкин, Станислав Любшин, Николай Бурляев, Сергей Безруков, Дмитрий Дюжев, Алексей Петренко - всех и не перечислишь. В Москве это если не мода, то заметная тенденция. А что можно сказать о театральной среде Саратова? - У нас в Саратове такая " мода " не слишком заметна. Хотя, может быть, я просто недостаточно общаюсь с коллегами. Но когда бываю в Москве, там, действительно, актеры много говорят на тему религии, для многих храм стал важнейшей частью жизни. Мне повезло играть в спектакле " Валентинов день " , который поставил московский режиссер Виктор Рыжаков. Он верующий человек, у него и брат священник, но при этом - современный, неординарно мыслящий. Было очень интересно вместе поработать. Мое глубокое убеждение, что актеры должны крепко держаться за веру, иначе может унести куда угодно, и концов не найдешь. Например, у нас в АТХ был довольно темный период увлечения дуэндо... - А что это такое - дуэндо? Какое-то учение? - Ну не совсем. Испанский поэт Гарсиа Лорка в свое время придумал такую штуку. Это некий демонический образ, который творческий человек, в частности актер или поэт должен в себе воспитать. Как бы родить в своей душе некоего " черного человека " , который поможет обрести в творчестве безграничную свободу, развязать в тебе духовные силы...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010