Дальнейшие сведения о К. с. противоречивы. По свидетельству Адомнана, аббата Ионы , в 80-х гг. VII в. еп. Аркульф видел реликвию в Иерусалиме, где она хранилась в портике храма Гроба Господня (базилики Константина). Речь шла о целом копье, древко которого было расколото на 2 части ( Adamnan " s «De Locis Sanctis»/Ed. D. Meehan. Dublin, 1958. P. 48-51). По др. сведениям, после разорения Иерусалима персами (614) К. с. было вывезено в К-поль. В Пасхальной хронике под 614 г. сообщается, что святыню доставили из Иерусалима в К-поль и на несколько дней выставили для поклонения в соборе Св. Софии (Chron. Pasch.//PG. 92. Col. 987-990). Возможно, это свидетельство на самом деле относится к событиям 629-630 гг., когда византийцы одержали верх над персами и заставили их вернуть святыни, захваченные в Иерусалиме. По указанию имп. Ираклия часть Св. Креста, губку и К. с. скорее всего отправили для поклонения в К-поль, затем вернули в Иерусалим, но после взятия города арабами (637) снова вывезли в столицу империи (см.: Klein. 2001; Idem. 2006. S. 88). Впосл. К. с. хранилось в ц. Пресв. Богородицы Фара, построенной в сер. VIII в. и входившей в комплекс Большого дворца в К-поле . Об этом упоминается в трактате «О церемониях», составленном по указанию имп. Константина VII Багрянородного (944-959): обряд выхода императора в Великую пятницу включал поклонение К. с. ( Const. Porphyr. De cerem. I 43 (34); о реликвиях Фаросской церкви см.: Bacci M. Relics of the Pharos Chapel: A View from the Latin West//Восточнохрист. реликвии/Сост.: А. М. Лидов. М., 2003. С. 234-248). Самое подробное описание реликвии принадлежит Николаю Месариту (1201). По его свидетельству, К. с. имело «вид обоюдоострого меча... в форме крестного знамения», на его наконечнике были заметны следы засохшей крови (Реликвии в Византии и Др. Руси: Письменные источники/Сост.: А. М. Лидов. М., 2006. С. 204). Среди реликвий, обнаруженных крестоносцами в дворцовой капелле визант. императоров, Робер де Клари называл «железный наконечник от копья» (le fer de la Lanche - Робер де Клари. Завоевание К-поля/Пер.: М. А. Заборов. М., 1986. С. 59).

http://pravenc.ru/text/2057216.html

Понтиан Тенский в послании просил императора отозвать эдикт ради мира Церкви. Еп. Репарат и ряд др. церковных деятелей обращались к известному богослову диак. Ферранду Фульгенцию Карфагенскому за объяснениями. Ферранд ответил от себя лично, что нельзя осуждать тех лиц, к-рые были оправданы IV Вселенским Собором (451), и их сочинения, т. к. подобное осуждение означает пересмотр решений Собора и ставит под вопрос его авторитет. Несомненно, еп. Репарат придерживался того же мнения. Африкан. епископы написали об этом папе Вигилию , к-рый находился в 546 г. на Сицилии по пути в К-поль. Еп. Факунд Гермианский (из Бизацены), пребывавший в К-поле, разорвал общение с патриархом Миной и выступил с апологией осужденных эдиктом иерархов. 11 апр. 548 г. папа Вигилий в К-поле под нажимом императора издал «Judicatum», поддерживавший эдикт о «Трех Главах». Находившиеся в К-поле африканцы во главе с аббатом Феликсом объявили об отлучении папы от Церкви. В 550 г. еп. Репарат сумел созвать Собор в К., к-рый выступил в защиту осужденных эдиктом о «Трех главах» и поддержал отлучение папы Вигилия, о чем известил в послании императора. В 551 г. еп. Репарат Карфагенский был вызван в К-поль. Кроме него в африканскую делегацию входили епископ Типасы Фирм и представители митр. Бизацены Боэция (епископы Примасий Гадруметский и Верекунд Юнкский). Репарат проявил себя ревностным защитником «Трех Глав» и не соглашался на их осуждение Собором. Вскоре он был низложен и сослан в Евхаиты в М. Азии, где умер 10 лет спустя. Представители Бизацены бежали в Халкидон, откуда вновь заявили о своем несогласии и осудили папу Вигилия. На место Репарата в К-поле был избран его диак. Примасий (Примос), к-рый, однако, не был принят жителями К. Его поставление на кафедру было проведено с применением военной силы. Опасаясь в таких условиях покинуть город, в 553 г. еп. Примасий отправил на V Вселенский Собор в К-поль делегацию епископов во главе с Секстилианом Тунисским, к-рая утвердила имп. декрет и соборное постановление против «Трех Глав».

http://pravenc.ru/text/1681203.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ II КИПРСКИЙ (1241, Кипр - 1290, К-поль), патриарх К-польский (28 марта 1283 - июнь 1289), богослов, писатель. Мирское имя Георгий. «Автобиография» - основной источник сведений о жизни Г. К. Род. в семье богатых и знатных киприотов, утративших состояние и положение после завоевания острова латинянами (1191). Первые годы жизни провел на Кипре; первоначальное образование получил дома, в 1250/51 г. поступил в лат. школу в Лефкосии (Никосии), однако не достиг больших успехов, т. к. не владел в достаточной степени лат. языком, на к-ром велось преподавание. Ок. 1257/58 г. тайно от родителей покинул Кипр и для получения образования на родном греч. языке сначала отправился в Птолемаиду Палестинскую (совр. Акко), а затем переехал на земли Никейской империи. В Эфесе ему не удалось стать учеником Никифора Влеммида , и через полгода Георгий отправился в Никею. Однако и здесь он не смог найти учителей по риторике и философии, чтобы завершить образование. В 1261 г. К-поль был освобожден никейскими войсками. Имп. Михаил VIII Палеолог прилагал немалые усилия для восстановления статуса столицы, в т. ч. и как центра просвещения. В это же время в К-поль перебрался Георгий и поступил писарем на службу в имп. канцелярию; это дало ему право учиться в к-польской школе, где преподавал ученый и историк Георгий Акрополит . В 1261-1266 гг. он изучал философию Аристотеля, геометрию Евклида, арифметику Никомаха, в 1266/67-1273/74 гг. занимался риторикой и проявил себя как писатель. После окончания обучения Георгий избрал духовную карьеру, жил в к-польском мон-ре Спасителя Акаталепта, где среди проч. занимался лит. трудами и преподаванием. В 1273 г. он был произведен в чин протоапостолария. При жизни Михаила VIII Георгий поддерживал его унионистскую политику, однако после смерти императора (1282) отказался от прежних взглядов. 26 дек. 1282 г. пролатински настроенный патриарх Иоанн XI Векк был вынужден отречься от престола.

http://pravenc.ru/text/166693.html

Андроника, мон. Иакинфа, сестры императора мон. Марфы и др. Причиной раскола послужило ослепление по имп. приказу 11-летнего Иоанна IV Дуки Ласкаря (25 дек. 1261), который являлся наследником имп. Феодора II Дуки Ласкаря (1254-1258) и был ранее отстранен от власти Михаилом VIII. Патриарх отлучил императора от Церкви и, несмотря на его мольбы о прощении, отказывался отменить это решение; через некоторое время патриарх Арсений Авториан был низложен. Новый патриарх Герман III (1265-1266), избранный Собором при прямой поддержке Михаила VIII, также отказался отменить епитимию; ему пришлось уйти на покой, но он сохранил добрые отношения с императором. Лишь патриарх Иосиф I Галисиот снял с Михаила VIII церковное отлучение. Однако, несмотря на близость к императору, патриарх являлся противником унии. Позднее, уже после заключения Л. у., и арсениты, и сторонники Иосифа I активно критиковали объединение Церквей на условиях, которые были предложены папой Римским. 25 окт. 1272 г. папа Римский Григорий X отправил в К-поль посольство, к-рое состояло из Джироламо Маши д " Асколи (впосл. папа Николай IV (1288-1292)) и 3 членов ордена францисканцев ; послы должны были прибыть в город в сопровождении Иоанна Парастрона и засвидетельствовать принятие К-польской Церковью католич. исповедания веры. Поскольку внешнеполитические замыслы Григория X не были связаны с интересами Анжуйской династии, сторонники короля Сицилии в Римской курии практически не имели возможности повлиять на понтифика и обеспечить поддержку им похода на Византию, к-рый Карл I планировал осуществить в 1273 г. Карл Анжуйский в итоге принял решение содействовать переговорам с византийцами. 26 окт. 1272 г. он направил в Бриндизи одного из командующих своим флотом, к-рый должен был доставить папское посольство в К-поль. Весной 1273 г., после того как послы прибыли в К-поль, в храме Св. Софии состоялся Собор, на к-ром обсуждались главные условия заключения церковной унии: поминовение папы Римского во время богослужения, признание первенства Римского понтифика и права апелляции к нему.

http://pravenc.ru/text/2110516.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ ВРИЕННИЙ [греч. Ιωσφ Βρυννιος] (1359, К-поль - ок. 1436 или 1438), визант. мон., писатель и антилат. полемист. В К-поле получил прекрасное образование, был знаком с сочинениями Фомы Аквинского. И. В. довольно рано принял монашеский постриг, вероятно, в Студийском мон-ре. В 1382 или 1383 г. И. В. был отправлен патриархом К-польским Нилом в качестве миссионера на о-в Крит, находившийся под властью венецианцев со времени 4-го крестового похода. Миссионерская деятельность И. В. продолжалась 20 лет в сфере взаимодействия с населявшими остров правосл. греками, антилат. полемики, духовного образования и дисциплинарной реформы для правосл. клира, монашества и церковного народа. Однако присущее И. В. чрезмерное рвение, с к-рым он обличал критский клир, особенно монахов, вызвало неприязнь к нему правосл. греков. И. В. был заключен под стражу и вынужден вернуться в К-поль в 1402-1403 гг. После возвращения в К-поль, пребывая в Студийском мон-ре, И. В. занимал должность проповедника имп. двора. В 1406 г. патриарх К-польский Матфей I (1397-1410) назначил И. В. своим местоблюстителем (τοποτηρητς) во главе делегации, уполномоченной подробно исследовать запрос греч. клириков Кипра, официально подчинявшихся лат. иерархии (греч. архиепископская кафедра была упразднена папой Александром IV в 1260), но желавших тайно соединиться с К-польской Церковью. 8-29 июля 1406 г. И. В. в Фамагусте возглавил синод кипрских епископов. Предприятие не увенчалось успехом по причине строгих правосл. установок И. В. Он полагал, что это объединение бессмысленно и может лишь принести вред, поскольку киприоты живут в теснейшем единении с латинянами и даже в случае присоединения к Великой церкви не собираются разрывать церковное общение с католиками, а значит, и дальше будут следовать еретическим догматам. Со своей стороны латиняне и визант. латинофроны воспользуются фактом объединения с киприотами в своих целях и будут считать, что уния Церквей уже состоялась. Соч. «Выступление (Μελτη) о воссоединении киприотов с православной Церковью», произнесенное И. В. через 7 лет после его поездки на Кипр на заседании К-польского синода, является единственным известным источником, сообщающим об этом событии.

http://pravenc.ru/text/673665.html

251 об.-639), М. в паре с архим. Сергием (Азаковым) сопровождает митр. Пимена на пути в К-поль. Оба спутника митрополита изображены почти одинаково - старцами в монашеских мантиях и темных куколях, слегка различается лишь форма их бород. Сцены путешествия уникальны тем, что помещены в пейзаж, в изображении которого художник стремился следовать описаниям автора «Хождения», во время плавания по Дону М. вместе с др. спутниками митр. Пимена наблюдает за прибрежной фауной, видит татарские поселения с многочисленными стадами, заброшенное городище. По прибытии в К-поль миниатюрист изображает М. поклоняющимся правосл. святыням вместе с митр. Пименом. После преставления Пимена М. покидает К-поль и возвращается в Москву в свите свт. митр. Киприана, среди спутников которого М. идентифицировать невозможно. Последняя миниатюра с образом М. посвящена его преставлению и погребению в стенах Троице-Сергиева мон-ря, святой изображен в мантии с источниками и темном куколе (Л. 644 об.). Рубрики: Ключевые слова: ИГНАТИЙ († ранее 1219), еп. Смоленский, свт. (пам. в воскресенье перед 28 июля - в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) ДИОНИСИЙ († 15.10.1385), архиеп. Суздальский, Нижегородский и Городецкий, свт. (пам. 26 июня, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский МИТРОФАН (мирское имя Михаил; нояб. 1623 - 1703), еп. Воронежский, свт. (пам. 7 авг., 23 нояб., 23 июня - в Соборе Владимирских святых, 4 сент.- в Соборе Воронежских святых, 7 июня - в Соборе Иваново-Вознесенских святых, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 10 сент.- в Соборе Липецких святых) АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ еп. Рязанский († 1294 или между 1356 и 1360), свт. (пам. 12 апр., 3 июля, 10 июня - отдельная и в Соборе Рязанских святых, 21 мая - совместно с Муромскими чудотворцами блгв. кн. Константином и чадами его Михаилом и Феодором, 23 июня - в Соборе Владимирских святых)

http://pravenc.ru/text/2563464.html

Фридрих II сразу после женитьбы на Изабелле в Бриндизи (9 нояб. 1225) сместил И. Б. с поста регента Иерусалимского королевства, объявив себя его законным правителем. И. Б. укрылся в Риме, найдя союзника в лице нового папы Григория IX , отлучившего Фридриха II от Церкви 29 сент. 1228 г. Когда годами уклонявшийся от выполнения своего обета участвовать в крестовом походе император в 1228 г. все же отправился в Св. землю, И. Б. возглавил армию папы Григория IX и одержал в Италии ряд побед над войсками Фридриха II. Вернувшись из Палестины в июле 1229 г., император разбил армию папы. По заключенному в авг. 1230 г. мирному договору захваченные И. Б. Монте-Кассино и Гаэта были возвращены Фридриху II. При поддержке Григория IX И. Б. занял трон правителя Латинской империи. После смерти Роберта де Куртене в янв. 1228 г. титул латинского императора К-польского перешел к его 11-летнему сыну Балдуину II де Куртене (1228-1261). Сначала бароны хотели сделать регентом при малолетнем императоре болг. царя Ивана Асеня II, но затем предпочли кандидатуру И. Б. Тот согласился принять предложение при условии, что Балдуин женится на его дочери Марии. По соглашению, заключенному в Риети с представителями баронов Латинской империи и утвержденному папой Римским 19 апр. 1229 г., И. Б. также получал в наследственное владение (апанаж) Никомидию (текст договора см.: Urkunden zur älteren Handels- und Staatsgeschichte der Republik Venedig/Hrsg. G. L. Fr. Tafel, G. M. Thomas. Amst., 1964r. Tl. 2. S. 266-270). В 1231 г., по прибытии в К-поль, И. Б. был коронован императором. Латинская империя на тот момент находилась в кризисном положении. Ее территория сократилась до К-поля и его окрестностей, Болгарское царство, Никейская империя и Эпирский деспотат вели политику, направленную против «латинян». Мн. зап. рыцари покидали Латинскую империю. В 1233 г. И. Б. совершил военную экспедицию на территорию Никейской империи, высадившись в Лампсаке и захватив ряд крепостей; однако результаты похода закрепить не удалось. В 1235 г. никейский имп. Иоанн III Ватац и болг. царь, заключив союз, осадили К-поль. Несмотря на малочисленность городского гарнизона (не более 160 рыцарей), И. Б. удалось отстоять город благодаря поддержке венецианского флота. В следующем году Иоанн Ватац и Иван Асень предприняли повторную попытку отвоевать К-поль у «латинян», но греко-болг. флот был разбит венецианцами.

http://pravenc.ru/text/469840.html

Эту подмену понял один из героев первой книги, отец Поль Дюре. Ему, католическому священнику в изгнании, предстояло обнаружить крестоформ на все той же загадочной планете Гиперион. Встретив небольшое племя Бикура, отец Поль стал узнавать тайны, неизвестные остальному человечеству: некогда Техно-Центр решил испытать свое изобретение на потерпевших крушение семидесяти путешественниках. Эксперимент прошел не так удачно, как ожидалось. Те, кто выжил, стали бесполыми и умственно отсталыми гуманоидами. Получается, первоначально воскресение посредством крестоформа максимально уродовало человека, в отличие от того Воскресения, которое ожидал отец Поль. Поэтому, после получения насильственным путем крестоформа, он не стал смиряться с судьбой бикура, с ложным воскресением. Вместо бессмысленной жизни было выбрано распятие на дереве Тесла . Смерть была долгой и мучительной, крестоформ просто не давал нормально умереть католическому священнику, но для него это был благой и истинно христианский подвиг. Именно христианский: для любого христианина воскресение может быть только со Христом, только с Богом, а не с бездушной машиной, желающей подчинить и уничтожить все живое.   Католическая Церковь Тема Воскресения и Креста – спорные моменты в тетралогии. В двух последних книгах прежней Католической Церкви и христианства практически не осталось, так как римский папа заключил договор с Техно-Центром, который предоставил всем крестоформ. Истинное Воскресение и Крест были навсегда заменены паразитирующим компьютером и воскресением. Христа католики променяли на искусственного бога. Наступила эпоха Империи Пасема. Католическая Церковь взяла бразды правления в свои руки. Прежняя сеть или Гегемония исчезла из истории, когда человечество сделало решительный шаг по отношению к ИскИнам: разрушили всю сеть нуль-т-порталов. За этим последовало разрушение объединенного человеческого государства и появление церковной империи, получившей власть от Техно-Центра. После этого переломного момента в истории компьютерным разумам стало проще контролировать человечество, так как все были обязаны носить крестоформ. 

http://bogoslov.ru/article/3673556

Совершенно иначе процесс проходит на востоке. Отделение от всего, от чего можно было отделиться, включая киевское православие, которое было литовским и враждебным. При Иване III, середина 15 века, Литва становится не другим русским государством для московских политиков, она становится главным врагом. То, что там еще сильно православие, тем хуже, потому что оно претендует на объединение всей русской земли, а Москва не хочет с ними объединяться. Почему? Потому что мы единственное православное царство. Литва стала в основном католической, значит, она ушла в латинство. К-поль завоеван. Где еще православные царства? Их нет. И возникает теория Москвы – Третьего Рима. Первым об этом пишет иеромонах Симеон Суздальский в середине 15 века. Он еще князя Василия Васильевича, отца Ивана III, именует царем всея Руси и белым царем, говорит в Руси православие более всех. Он уже после падения К-поля начинает разговоры, что Русь – это единственная православная держава. И когда Иван III становится великим князем, и особенно, когда вдовеет в первом браке, он всё более и более мыслью стремится утвердить этот принцип единственного православного царства. Для этого он сватается к племяннице последнего византийского императора Константина XI Софье Палеолог. В 1472 году, т. е. через 19 лет после падения К-поля, Софья Палеолог вступает в брак с Иваном III. Но этот брак только по видимости является воссоединением с Византией, только по форме. Да, с Софьей Палеолог на Русь приезжает двуглавый орел, который с этого времени становится геральдическим символом Руси, и многие обычаи византийского двора. Князь все больше отделяется от своих бояр, он уже не первый среди равных, он принципиально иной. Что внушали всегда греки, митрополиты и патриархи, русским, что вы русские князья не равняйтесь с к-польским императором, таких как вы князей много, а царь один во всей вселенной. Как писал патриарх Антоний еще великому князю Василию Дмитриевичу в самом начале 15 века: невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя, ибо царство и церковь находятся в тесном союзе и невозможно отделить их друг от друга. Конечно, канонически это абсолютная чепуха. Но к тому времени так уверены в этом греки. К-поль тогда еще не пал, и смысл письма заключается в том, что вы не обращайте внимание, что К-поль слаб, что остался всего один город, окруженный турками. Все равно в нем царь всего православного мира. Он ваш глава и он в соединении с патриархом управляет всей православной церковью.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В личных письмах Иоанну, отправленных одновременно с соборной грамотой, И. называл Иоанна единственным прибежищем для Вселенской Церкви, пребывающей в угнетении, благодарил царя за поддержку в обновлении Патриаршей резиденции в К-поле, сообщал об открытии школы при Великой ц. (Россия и греч. мир. 2004. С. 268-275, 129-130). Отправляя митр. Иоасафа в Москву, И., вероятно, предполагал, что Иоасаф от его имени проведет повторную церемонию коронации Иоанна. Однако в Москве митрополит попал под подозрение в тайных контактах с кор. Польши и Литвы Сигизмундом II Августом . Царь Иоанн был удовлетворен привезенными Иоасафом из К-поля грамотами, но отказался от устроения церемонии и даже не принял митрополичьего благословения. Несмотря на то что Иоасафу удалось доказать свою невиновность (Челобитная митр. Иоасафа о посещении им Литвы; см.: Россия и греч. мир. 2004. С. 275-280, 132), подозрение в отношении его литов. связей сохранялось, и он был отпущен в К-поль лишь осенью 1564 г. окольным путем через Грузию и Трапезунд (проезд через Литву или Крым был уже невозможен из-за начавшейся Ливонской войны) (см.: Там же. С. 280-287, 133-138). В 1565 г. митр. Иоасаф скончался в Грузии, а все подарки, отправленные царем Иоанном с ним в К-поль, были присвоены царем Кахети Левоном (Там же. С. 287-288, 140). В период Патриаршества И. предпринимались не увенчавшиеся успехом попытки наладить диалог с лютеранами. Лютеранский богослов Ф. Меланхтон через выступившего посредником диак. Димитрия отправил И. личное послание, а также греч. перевод Аугсбургского исповедания . Димитрий прибыл в К-поль в кон. 1559 г. и был принят И., однако, ознакомившись с документами, патриарх решил не давать ответа и позже утверждал, что документы получены не были ( Benz. 1949. S. 71-72; Runciman. 1968. P. 246-247). В то же время сохранившееся в составе Никоновской летописи под 1561 г. послание И. митр. Макарию, «обличая злославимую и богомерзкую Люторскую ересь», выдержано в резком тоне и свидетельствует о решительном неприятии И. лютеранства (ПСРЛ. Т. 13. Ч. 2. С. 334-339).

http://pravenc.ru/text/578118.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010