XVII в.//ОФР. 2001. Вып. 5. С. 96). Сохранилось немало напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков петровского времени, созданных в Москве, заключавших частицы мощей Л.; мощи для них были переданы, вероятнее всего, из патриаршей (позднее синодальной) ризницы или из сокровищниц кафедральных (епархиальных). Как правило, в подобных крестах находились мощи 3 евангелистов (Л., Марка и Матфея), части к-рых хранились к сер. XVII в. в государевом дворце. Эти кресты были вложены не только в нек-рые московские храмы, но и в храмы др. земель, напр. в псковские: крест московской работы из ц. погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в., ПГИАХМЗ), из неизвестного храма (нач. XVIII в., там же; Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собр. Псковского музея//Там же. С. 237, 241). Происходящие из московских храмов кресты интересны социальной принадлежностью вкладчиков. Среди них были духовник царя Петра Алексеевича, прот. московского Архангельского собора Петр Васильев, вложивший крест с мощами не только Л., но и др. святых (1701) в московскую ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (перенесен в ц. вмч. Георгия на Красной горке на ул. Моховой, ныне в ГММК), житель московской Кадашевской слободы Т. В. Корыхалов, вложивший в 1711 г. в Кириллов Новоезерский мон-рь крест-мощевик (1703, мастер Н. М. Пшеничный), и прихожане («прихоцкие люди») ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках, заказавшие крест для своего храма (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров, позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Ряд крестов 1-й пол. XVIII в. по форме (четвероконечный, с равновеликими ветвями), видимо, восходили к Кресту имп. Константина Великого, принесенному с Афона и вошедшему в число первых по значению святынь царской сокровищницы. Они близки и по составу мощей, включающих реликвии Распятия. Напр., крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастера-монограммиста НГП), крест напрестольный, заказанный московским купцом А. И. Рыковым. Мастер И. Егоров сделал 2 креста-мощевика (один в 1748, для ц. Воскресения словущего на Таганке, другой - благословенный крест с мощами святых, среди к-рых мощи Л., 1750). В напрестольный крест, происходивший из Вознесенского мон-ря Московского Кремля (1709) были тоже вложены частицы мощей Л. В личных святынях - ковчегах-мощевиках петровского времени, таких как серебряный золоченый крест-мощевик (1720, мастер Г. Ф. Копылов), подвесной серебряный 8-угольный ковчег для мощей (1-я четв. XVIII в.) с темперным изображением на лицевой стороне Божией Матери в изводе иконы Иерусалимской с ангелами, также хранились частицы мощей Л. В нек-рых произведениях находила продолжение известная в Византии традиция сопровождать вложенные мощи изображением святого, как на складне-мощевике (1720, мастер А. А. Жданов), где рядом с отдельным окошком для мощей в виде квадрифолия помещен поясной образ Л. (все в ГММК).

http://pravenc.ru/text/2110770.html

«И опять померещилась ему чаша с темною жидкостью. „Яду мне, яду!“» (Мастер и Маргарита, гл. 2). Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002, с. 691. Земская Е. А. Михаил Булгаков и его родные. Семейный портрет. М.. 2004, с. 192. Чудакова М. Жизнеописание М. А. Булгакова. М., 1988, с. 670. Булгаков М. Собрание сочинений в 8 томах. Т.8. Жизнеописание в документах. Спб., 2002, сс. 106–107. Деятели Союза Советских Социалистических Республик и Октябрьской Революции. Приложение к циклу статей Союз Советских Социалистических Республик//Энциклопедический словарь Русского Библиографического института Гранат. 7е издание. Т.41. ч.1. М., 1926, стлб. 53–54 см. Соколов Б. Булгаков. Энциклопедия. М., 2003, сс. 144–145. Чудакова М. Жизнеописание М. А. Булгакова. М., 1988, с. 406. См. Лосев В. Комментарии//Булгаков М. Великий Канцлер. Князь тьмы. М., 2000, с. 508. (со ссылкой на И. Кузякину). Яновская Л. М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983, с. 316. Мудрый епископ в романе Клиффорда Саймака говорит, что «Вера – весьма разумное основание для поступка» (Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство//Клиффорд Саймак. Паломничество в волшебство. Братство талисмана. М., 2002, с. 89). Ср.: «добрые люди изуродовали его»… Так в первой же редакции, называвшейся «Копыто инженера» (1928 г.). См. Копыто инженера (1929–1930)//Булгаков М. Великий Канцлер. Князь тьмы. М., 2000, с. 54. Чудакова М. Жизнеописание М. А. Булгакова. М., 1988, с. 395. Копыто инженера (1929–1930)//Булгаков М. Великий Канцлер. Князь тьмы. М., 2000, с. 54. Князь тьмы//Неизвестный Булгаков. М., 1993, с. 20. Симпатия Берлиоза к Воланду смягчена в окончательном тексте: «иностранец Берлиозу скорее понравился, то есть не то чтобы понравился, а… как бы выразиться… заинтересовал, что ли». В фильме В. Бортко именно в журнал Берлиоза и приносит свой роман Мастер. В этом случае, правда, непонятно, почему Берлиоз не узнал текст романа при зачитывании его Воландом. Но если и в самом деле Берлиоз и есть редактор издания, в которое Мастер отнес рукопись, а издание это носило гордое имя «Богоборец», то, значит, Мастер понимал, что созданное им произведение является воинственно-атеистическим, антихристианским.

http://azbyka.ru/fiction/master-i-margar...

1 августа 1744 года для Вознесенского кремлевского монастыря по обещанию московского купца первой гильдии Артемия Ивановича Серебреникова мастер отлил колокол весом в 102 пуда 28 фунтов (1,682). В 1744 году Слизов стал хозяином колокольного завода, так что Большой колокол Сретенской обители, скорее всего, был отлит в 1745 году рядом с монастырем. Надпись на благовестнике единственная содержит вторую фамилию мастера – Чейкин. Возможно, это фамилия деда по матери, очевидно известного на Пушечном дворе специалиста, указание родства с которым тогда еще казалось Константину Михайловичу важным. 1 декабря 1745 года Слизов отлил большой колокол в 359 пудов (5,880 т) для колокольни церкви святого Иоанна Богослова Андреевского монастыря в Москве на средства графа С.Б. Шереметева. 30 октября 1746 года мастер перелил в Переяславле-Залесском из старого с добавлением 100 пудов колокол весом в 321 пуд 20 фунтов (5,266 т) для колокольни Николаевского монастыря на болоте. В 1747 году Слизов сделал предложение по переливке Царь-колокола на Ивановской площади за 78 461 рубль серебром, но на работу не нашлось денег. В том же году в Покровскую обитель на Убогих домах в Москве «стараниями иеромонаха Силы и вкладчика Данилы, Яковлева сына, Земсково и прочих христолюбивых дателей» мастер отлил колокол весом 66 пудов 27 фунтов (1,092 т). В 1748 году Слизов отлил колокол весом 30 пудов 36 фунтов (506 кг) для колокольни Никитского монастыря, что на Никитской улице в Москве. 28 марта 1750 года мастер отлил полиелейный колокол опять для Покровского монастыря на Убогих домах окладом строителя обители иеромонаха Силы, весом 130 пудов (2,129 т), колокол для Покровской церкви в Старом Левшине полку на Могильцах стараниями иерея Алексея Кирилова с приходскими людьми, весом 80 пудов (1,31 т), вседневный колокол для церкви Алексия, митрополита, на Глинищах тщанием священника Василия Сергеева. В декабре для колокольни церкви Воскресения, что в Кадашах: «Божией милостию вылит сей колокол в царствующем граде Москве к церкви Воскресения Христова, что в Кадашах, 1750 году, декабря 15-го дня, при державе благочестивейшия и самодержавнейшия великия государыни нашея императрицы Елисавете Петровне всея России, при наследнике ея внуке Петра Первого благоверном государе великом князе Петре Феодоровиче и при супруге его благоверной государыне великой княгине Екатерине Алексеевне благословением Святейшего Правительствующего Синода иждивением шелковой фабрики содержателя Ивана, Никитина сына, Садовникова при священнике Феодоре Амвросимове. Весу 400 пуд (6,552 т), а лил его мастер Константин Михайлов Слизов». На поверхности колокола изображены иконы Воскресения Христова, Успения Богородицы и Божией Матери Тихвинской – в честь престолов этой церкви.

http://sobory.ru/article/?object=52904

О. Н. Афиногенова Иконография Деисус с предстоящим прп. Неофитом Затворником. Роспись кельи прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Деисус с предстоящим прп. Неофитом Затворником. Роспись кельи прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Изображения Н. З. связаны с местом его подвига, с основанным им мон-рем (см. ст. Неофита Затворника преподобного монастырь на Кипре ) и кельей-церковью, предназначенной для погребения его останков (Енклистрой). В этом ансамбле сохранились 3 древнейших образа святого, к-рые различаются по типологии и изводам. Два прижизненных т. н. портрета святого находятся в алтаре пещерной церкви и в его келье (роспись 1183, мастер Феодор Апсевд). К традиции визант. ктиторского портрета восходит коленопреклоненная фигура Н. З. в Деисусе на сев. стене кельи, возле каменного ложа подвижника. Святой инок (без нимба) обеими руками поддерживает правую стопу Спасителя, сидящего на троне с подножием в виде подушки багряного цвета. Преподобный облачен в хитон песочно-красного цвета и коричневую мантию, его голова непокрыта, на макушке выбрито небольшое гуменцо (тонзура), отмеченное точками пробивающихся темных волос, длинные светлые волосы прядями заправлены за уши, узкая борода средней длины. Молитвенное обращение к Христу, Богоматери и св. Иоанну Предтече передано не только позой и жестами основателя обители, готовившего это помещение в качестве своей гробницы, но и в стихотворном тексте на греч. языке, помещенном на хартии под престолом, строго по композиционной оси («Материнскими, Христе, мольбами и/Крестителя Твоего престолу Твоему/Честному честно предстоящ(ему) [и]/У божественной Твоей ноги молитвенно/Лежащему милостив буди/Ныне и вовеки» - перевод Д. Е. Афиногенова). Вознесение прп. Неофита Затворника. Роспись Енклистры мон-ря прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд Вознесение прп. Неофита Затворника. Роспись Енклистры мон-ря прп. Неофита. 1183 г. Мастер Феодор Апсевд В верхней части вимы на зап. склоне находится композиция «Вознесение прп. Неофита на небо», которая соотносится с располагающейся по соседству сценой «Вознесение Господне».

http://pravenc.ru/text/2565024.html

Церковь Рождества Христова в Палашах Построена примерно в 1537 году в слободе, где изготовляли холодное оружие. В память об этом давнем поселении оружейников остались названия Большой и Малый Палашевские переулки. Согласно преданию прихожанин этой церкви, молодой мастер, стал участником Азовского похода Петра I. Попал в плен. Долгие годы провел в неволе в Турции, Персии и еще какой-то стране, о которой в Палашах и не слыхивали. Хозяева на чужбине узнали, что он мастер-оружейник, и заставили его изготовлять кинжалы, сабли, ножи, наконечники для копий. Через много лет ему удалось вернуться на родину. В слободе его не забыли, встретили радушно. Вот только оружейники не знали, как снова пристроить к делу своего вернувшегося из плена товарища. Ослеп на чужбине мастер. И тогда сказал он палашевским оружейникам: - Обузой ни для кого не буду. Хоть ничего не вижу, а навыки свои не утратил. Уговорил товарищей. Оборудовали они ему в подземелье мастерскую. Попросил слепой оружейник, чтобы она была вблизи от приходской церкви Рождества Христова. - Вы проверяете клинки взором, а я - слухом. И помогут мне в этом удары колоколов, - заявил слепой мастер. И заработал слепой мастер в подземелье неподалеку от церкви Рождества Христова в Палашах. И клинки у него выходили на славу. Вот только не сверкали они на солнечном свете, как другие, потому что были черного цвета. Беда пришла неожиданно. Вдруг охрип главный колокол церкви Рождества Христова в Палашах. С того часа опустились руки мастера - не давалась ему работа. Удивлялся народ в слободе: чего слепец пригорюнился? Почему не работает и к воде, и к еде не прикасается? Известно, что мастеру без дела долго не прожить. Так случилось и со слепым оружейником. Спустились однажды к нему в подземелье товарищи, а тот не дышит. Похоронили мастера, вместе с ним и секрет незвонкого черного клинка. Но к XIX веку исчезла слобода оружейников, а в 1936 году была снесена церковь Рождества Христова в Палашах, и история о слепом мастере забылась. Вот только его незвонкие черные клинки еще хранятся у некоторых коллекционеров. А автору этих строк довелось видеть в Ливане один подобный кинжал.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Совершенно очевидно, что приуготовляется осквернение Божественной литургии. Готовится финальное действие, ради которого и прибыл в Москву Воланд: не только убедиться в том, что Москва ­– новый Иерусалим – стала атеистической, но и совершить тут черную мессу. Если во время литургии происходит бескровная жертва – пресуществление (преобразование) святых даров – хлеба и вина – в плоть и кровь Спасителя, то что происходит на балу у сатаны? Кровная жертва барона Майгеля! Кровь его превращается в вино, которое пьют из чаши-головы Берлиоза. Пьет в том числе и Маргарита, королева. Происходит еще одна профанация святыни. Иисус Христос – Царь Иудейский, противоположность Ему – королева Марго – осознанная жертва, готовая «пострадать за други своя», точнее за друга своего. Они ведь не только не венчаны, но и не женаты! К тому же, уйдя от законного мужа, она разрушила «малую Церковь» – семью. Поэтому она может пострадать только за возлюбленного своего. Все богослужение в храме происходит в настоящем времени. Тем самым мы становимся соучастниками всех событий и действий, которые когда-то происходили в Иерусалиме. Для этого во время литургии обязательно читается Евангелие! Значит, Воланду необходимо было антиевангелие, искажающее сущность Христа – Богочеловека. Так появляется роман об Иешуа Га-Ноцри, в котором искажается Истина! Человек сотворен по образу и подобию Божию и несет в себе образ Божий. С одной стороны, это самовластие – проявление свободы воли, с другой – умение творить. Сатана, или Люцифер, или падший ангел, не имеет телесной природы и не имеет возможности творить. Он – не творец! А вот человек – творец, и поэтому сатана завидует человеку и не может простить ему, что тот носит в себе образ Божий. Первое сотворчество человека Богу было в раю, когда Адам давал имена всему сотворенному Творцом: то, что Господь подумал и сотворил, Адам увидел и назвал. Это и есть со-творчество. И каждая литургия есть сопереживание Христу. Это тоже очень важный посыл для понимания романа. Поскольку же Воланд не способен творить, то он не может даже записать собственное «евангелие», он только рассказчик и поэтому нуждается в Мастере. Ему подходит Мастер, который отказался от Бога и от ангела-хранителя. Мастер, которого легко соблазнить Маргаритой. Мастер, который улавливает помыслы, исходящие от Воланда, то есть Мастер, который может стать апологетом Воланда, его отражением!

http://pravoslavie.ru/30256.html

2-й художник предпринял попытку восстановить согласованность рассказа и сопровождающих его миниатюр. Так, внизу л. 88 поверх первоначальной миниатюры «Книгописная мастерская при Софийском соборе в Киеве», к-рая иллюстрировала текст о мудром правлении кн. Ярослава, появилась наклейка с миниатюрой «Поход на Ямь. Мор коней в войске Владимира». В ней 2-й мастер повторил в основном композицию своего предшественника, представленную на л. 88 об. внутри текста о походе на К-поль (также была скрыта соответствующей тексту наклейкой), отказавшись от изображения в левой части фигуры князя. Этот рисунок 1-го мастера был в точности повторен им же на л. 95 об., слабо согласуясь с текстом о нестроениях на Руси (усобицы, нашествия, знамения), впосл. его закрыли наклейкой с изображением знамения о «Младенце, выловленном неводом». На л. 89 1-й мастер представил эпизоды К-польского похода: вверху - «Взятие кн. Владимира на корабль воеводы Ивана Творимича» (В. Я. помогают взойти на ладью; платье князя красного цвета подобрано выше колен, чтобы не замочить в воде); справа - фигуры оставленных на берегу воинов; внизу - «Победа Владимира над греками. Отплытие на Русь». 2-й мастер переместил эти сюжеты на один вверх (Л. 88 об., Л. 89 верх), создав наклейки, аналогичные по иконографии первоначальным рисункам. На оставленном внизу на л. 89 «свободном месте» он поместил изображение, завершающее историю К-польского похода В. Я.,- «Ослепление греками русских пленных. Возвращение воеводы Вышаты в Киев». Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Прп. кнг. Анна и блгв. кн. Владимир Яро-славич Новгородские. Фрагмент иконы «Собор святых великих князей, княгинь и княжон». XIX в. (Собор во имя равноап. кн. Владимира, С.-Петербург) Сведений о написании образа В. Я. в связи с установлением его почитания в 1439 г. свт. Евфимием II не имеется. Опись новгородского Софийского собора 1749 г.

http://pravenc.ru/text/154991.html

Делегация Александрийской Церкви из 48 епископов на Собор допущена не была, после чего Афанасий отказался от участия в заседании и немедленно отправился в К-поль, чтобы вновь доказать свою невиновность лично К. В нач. осени 335 г., когда император с эскортом проезжал по городу, свт. Афанасий неожиданно вышел из толпы перед К. Император первоначально воспринял поступок Афанасия как наглость и отказался с ним разговаривать, но вскоре все же принял его и после объяснений святителя понял необходимость вмешаться в ситуацию на Соборе. К. направил послание к участникам Собора, в к-ром выразил свое недовольство ведением заседаний и приказал представителям Церкви явиться в К-поль для разбора результатов Собора и обстоятельств конфликта между Афанасием и евсевианами (Ibid. 86-87; Socr. Schol. Hist. eccl. I 34). В нач. нояб. в К-поле состоялось совместное заседание церковных партий в присутствии К. По его итогам 7 нояб. К. объявил о низложении еп. Афанасия и его ссылке в Августу Треверов. Т. о., прежде неизменно доброжелательное отношение императора к Афанасию в этот момент поменялось. Древние историки и совр. исследователи предлагали различные варианты объяснения этого решения К. Сам Афанасий писал, что гнев К. вызвали сведения о том, что он якобы угрожал прекратить экспорт хлеба из Египта в К-поль ( Athanas. Alex. Apol. contr. ar. 87). Это объяснение было принято Сократом Схоластиком, Феодоритом Кирским и большинством других церковных историков и визант. хронистов ( Socr. Schol. Hist. eccl. I 35; Theodoret. Hist. eccl. I 31; Theoph. Chron. P. 32). Тем не менее подобные действия в то время явно были вне компетенции и возможностей еп. Афанасия и всей Александрийской Церкви. Обвинения в адрес свт. Афанасия и аргументы его противников скорее всего, как и ранее, не произвели впечатления на К., иначе наказание для святителя было бы куда более суровым, чем ссылка. Крещение имп. Константина Великого. Гобелен по эскизу П. Рубенса. 1625 г. (Художественный музей, Филадельфия) Крещение имп.

http://pravenc.ru/text/1841980.html

Церковь и визант. власти. Уже в 969 г. имп. Никифор II Фока приказал привезти яковитского патриарха Иоанна VII в К-поль для богословского диспута и держал его в столице под надзором (RegImp, N 718a). Однако вскоре, после убийства Никифора Фоки, патриарх получил возможность вернуться в К., где благоприятное положение для яковитов сохранялось в течение еще неск. десятилетий. В 1003 г. православные похитители яковитского еп. Мелитины Мар Иванниса и вывезли его в К-поль, безуспешно пытаясь помешать избранию очередного яковитского патриарха. В 1029-1030 гг. яковитский патриарх Иоанн VIII Бар-Абдун и ряд др. епископов были привезены в К-поль на новый богословский диспут. В результате прений епископы-яковиты Игнатий Мелитинский и Исаак из Арки приняли православное вероисповедание; К-польский Собор осудил яковитское учение как ересь, а упорствовавший патриарх Иоанн был отлучен, сослан в мон-рь на горе Ганос во Фракии, где умер в 1033 г. (RegPatr, N 838-840). В К. начались преследования яковитов; они покинули Мелитину, укрывались в горных местностях и в 1034 г. избрали нового патриарха Дионисия IV в дер. Таманин. Его резиденцией стала Амида, находившаяся под управлением мусульман. Мавзолей Хунат Хатун в Кайсери. XIII в. Мавзолей Хунат Хатун в Кайсери. XIII в. Яковиты в Восточной К., как и все остальные христ. общины, во многом пострадали от разграбления сельджуками Мелитины и мон-ря Бар-Гагай в 1058 г. Угроза сельджукского нашествия не изменила религ. политику византийцев в К. После церковных актов 1063 г. гонениям подверглись не только на яковиты, но и на армяне, отказывавшиеся признавать халкидонское православие. Предписывалось изгонять еретиков из Мелитины, а их книги и храмы сжигать (RegPatr, N 890-891). После окончательного падения византийского правления в К. резиденцией яковитских патриархов стал монастырь Бар-Саума к юго-востоку от Мелитины (до 1293). После завоевания К. тюрками яковиты оказались в гораздо более выгодных условиях, чем при византийцах. В кон. XI-XIII в.

http://pravenc.ru/text/1470351.html

Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. Мученичество сщмч. Климента, еп. Анкирского, и с ним пострадавших. Роспись ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны. 1348–1350 гг. К. устойчиво включается в состав святых на лицевых рукописных минеях под 23 янв. В мучении (усечение головы) вместе с мч. Агафангелом он изображен на миниатюрах в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. P. 346. К-поль, 1-я четв. XI в.); таким же образом - в Минологии на год с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч. Димитрия Солунского (Bodl. f. 1. Fol. 44v. Фессалоника, 1322-1340 гг.). Миниатюра в Императорском минологии на янв. (Walters. 521. Fol. 207v. К-поль, 2-я четв. XI в.) буквально следует тексту Мученичества - казнь К. совершается во время Евхаристии в алтаре, усеченная голова падает на престол, окропляя его кровью, за престолом - обезглавленные тела диаконов Христофора и Харитона. В рост вместе с мч. Агафангелом К. представлен в Синаксаре (Минеях) из Давидгареджийской пуст. (Кекел. А 648. Fol. 30v (60), Афон, 1030 г.), в месяцеслове Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 295, К-поль, кон. XI в.), в Минологии, происходящем из монастыря прп. Саввы Освященного в окрестностях Иерусалима (Paris. gr. 1561. Fol. 95, XIII в.), в греко-груз. рукописи, т. н. Афонской книге образцов, под 23 янв. (РНБ. O.I.58. Л. 97, кон. XV в.; там же на Л. 157 есть еще один ростовой образ свт. Климента без уточняющей титулатуры, атрибутирован Л. М. Евсеевой как К., см.: Евсеева. С. 193). В соответствии с днем своей памяти он изображается под 23 янв. и в настенных минологиях балканских храмов; наиболее часто встречается сцена мученической кончины К. вместе с мч. Агафангелом. На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония (1317-1318), оба святых стоят на коленях, над их головами занесены мечи, голова К. усечена. В росписи ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), воин, совершив судилище, вкладывает в ножны меч, у его ног обезглавленные тела стоящих на коленях К.

http://pravenc.ru/text/1841335.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010