Наперсный крест-мощевик. XVI в. (музей-ризницы мон-ря ап. Иоанна Богослова на патмосе) Наперсный крест-мощевик. XVI в. (музей-ризницы мон-ря ап. Иоанна Богослова на патмосе) Среди серебряных изделий XVI в. видное место занимают венецианские лампады, ренессансные ковчег для ладана в форме корабля и позолоченный потир с изображением Христа в виде виноградной лозы и апостолов, из которого Александрийский патриарх Феофил II (Панкостас) во время Греческой национально-освободительной революции причащал моряков с о-ва Псара перед морским сражением близ о-ва Нисирос (теперь этот потир используется в качестве реликвария для главы сщмч. Антипы во время крестного хода в Светлый вторник). В XVII в. в Венеции была изготовлена водосвятная купель из цельного листа серебра с тисненым барочным декором, имеющая ножки и подставки для свечей в виде фигурок ангелов,- дар Григория, митр. Дидимотихского (между 1672 и 1693). Литое кадило (серебро с участками позолоты, 1713), крышка к-рого имеет форму 7-купольного храма в стиле, сочетающем к-польское барокко с позднеготическими элементами. Из Грузии происходит золотой наперсный крест-мощевик (XVI в.) с частицей Честного Древа, украшенный жемчугом, бирюзой и др. драгоценными камнями, на лицевой стороне к-рого помещены рельефное «Распятие» и погрудные образы Пресв. Богородицы, Иоанна Богослова, 2 ангелов, а на оборотной - Пресв. Богородица и погрудные образы Пантократора и архангелов. В декоре лампады (XVI-XVII вв.) с прорезным орнаментом в виде арабесок и мастрапаса (небольшого сосуда для вина или воды; XVI в.) с гравированным зооморфным и растительным орнаментом заметны черты турецкого и персидского влияния. Большинство изделий XVII в. изготовлены в к-польских мастерских и выполнены в османском стиле: серебряный с позолотой литой посох проигум. Никифора Хартофилакса (1615-1628); потир, украшенный разноцветным стеклом, с выполненными чернью изображениями пророков (мастер Панагос, 1676); лампада, состоящая из 6 частей конической формы (мастер мон. Герасим, Патмос, литье с прорезным цветочным орнаментом, 1685). Османский стиль преобладает и в ряде др. изделий 2-й пол. XVII в., общая черта к-рых - использование эмали: в деревянных резных крестах в серебряной оправе и, самое главное, литом позолоченном посохе К-польского патриарха Дионисия IV с финифтью и бриллиантами (мастер Михалакис Франдзис, К-поль, 1667), подаренном И. Б. м. патриархом Неофитом VI.

http://pravenc.ru/text/Иоанна Богослова ...

Поль некоторое время следил за собой, но потом забылся и опять качнул стол. — Поль, ты просто невыносим! — крикнула Софи. — Я же тебе говорила, что ты мне не даешь рисовать. ПОЛЬ — Ах, ах! Ты создаешь прекрасные произведения! Это еще не причина, чтобы стеснять других. СОФИ — Я знаю, что ты вообще ни с кем не церемонишься, но ты ведь мне мешаешь, я прошу тебя не болтать ногами. ПОЛЬ (насмешливо) — А у меня ноги болтаются независимо от моего желания. СОФИ (рассерженно) — Тогда я. свяжу шпагатом твои противные ноги! Запомни, если ты опять толкнешь стол, я тебя выгоню! ПОЛЬ — Попробуй и ты узнаешь, на что еще способны мои ноги! СОФИ — Ты хочешь сказать, что ударишь меня ногой, негодяй! ПОЛЬ — Конечно, если ты пустишь в ход кулаки, то без всякого колебания! Софи пришла в такую ярость, что плеснула водой для разведения красок в лицо Полю. В ответ мальчик, тоже очень рассердившись, толкнул стол и опрокинул все, что на нем стояло. Софи ринулась к Полю и расцарапала ему лицо до крови. Поль закричал, а девочка, не помня себя, изо всех сил лупила его кулаками. Поль, не желая драться с девчонкой, убежал и заперся и соседней комнате. Софи начала стучать и дверь. Поль не открывал, постепенно девочка успокоилась и задумалась над тем, что произошло. Она вспомнила, как Поль, рискуя жизнью, защищал ее от волков. «Как я была несправедлива к Полю! Как сделать, чтобы он на меня не сердился? Мне так не хочется просить у него прощения — ужасно противно говорить: «Прости меня!». С другой стороны, вести себя так, как я себя с ним вела — это отвратительно. Да и как он может меня простить, если я не извинюсь перед ним?» Обдумав все, Софи встала, тихонько постучала в дверь, где заперся мальчик, и позвала: «Поль, Поль!» Никто не ответил. — Поль, милый, — кротко сказала она, — прости меня, я очень плохо поступила, я больше не буду, уверяю тебя. Дверь приоткрылась, Поль чуть высунул голову и подозрительно посмотрел на кузину. — Ты уже не кипятишься? — недоверчиво спросил он. — О нет, Поль, нет! Извини меня. Мне очень неприятно, что я так вела себя!

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

II класс: 6) мастер иконных дел; 7) мастер штыхованных всяких дел; 8) мастер тушеванных дел; 9) мастер граверных дел, который отправляет шпейтели. III класс: 10) мастер оптических дел; 11) мастер фонтанных дел, что надлежит до гидролики; 12) мастер токарных дел, что надлежит до токарных машин; 13) мастер математических инструментов; 14) мастер лекарских инструментов; 15) мастер слесарских дел железных инструментов. IV класс: 16) мастер плотнических дел, что надлежит до шпицов; 17) мастер столярных дел; 18) мастер замочных дел; 19) мастер типографических дел; 20) мастер обронных медных дел; 21) мастер литейных медных дел; 22) мастер оловянничных всяких дел; 23) мастер медных мелких гарнитурных дел; 24) мастер серебряных всяких дел. Всего мастеров 24 человека, учеников – 240 человек, покоев академических – 115. Петр велел архитектору Земцову сделать чертеж здания Академии Художеств. Все эти движения со стороны Нартова показывают в нем человека добросовестного, хотевшего принести возможную пользу Академии и не позволяют нам легко отнестись к этому токарю, повторять об нем отзывы людей, явно ему враждебных. Предположение, что он мог иметь хорошего советника в человеке более даровитом, только может увеличить его заслугу. К сожалению, Нартов не мог оставаться долго на своем месте и спокойно отдаться заботам об Академии, потому что дело по жалобам на Шумахера с самого начала приняло неблагоприятный для него и союзников его характер. Исследование дела было поручено особой комиссии, которая состояла из петербургского коменданта генерала Игнатьева и президента Коммерц-коллегии князя Юсупова под председательством адмирала Головина. Почему-то главным деятелем в комиссии явился князь Юсупов, что не обещало хорошего исхода для жалобщиков. Мы уже не раз встречались с этим Юсуповым, слышали жалобы вице-президента Коммерц-коллегии на его нападки и ругательства, слышали прокурорское извещение, как тот же Юсупов в присутствии ударил солдата по щеке. Пред такого-то господина являются теперь несколько мелких, ничтожных людей, которые осмеливаются обвинять своего начальника: да это неслыханное дело, это просто бунт, вроде недавнего нападения в Петербурге на святой под качелями на немецких офицеров или недавнего же бунта солдат в финляндской армии; эти явления надобно прекращать как можно скорее арестами, плетьми и ссылками.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

ПОЛЬ — Было бы прекрасно, а тетя разрешит? СОФИ — Попроси ее сам, я не решаюсь. Поль помчался к гже де Реан и попросил у нее разрешения запрячь ослика в коляску. Она разрешила, при условии, что дети будут кататься под наблюдением няни. Когда Поль рассказал об этом Софи, та рассердилась. СОФИ — Вот еще! Няня всего боится. Она не позволит пустить осла галопом. ПОЛЬ — Ну и не надо галопом. Ты знаешь, что тетя именно это и запрещает. Софи обиделась и не отвечала, а Поль тем временем побежал сначала за няней, а потом на конюшню. Через полчаса осел, запряженный в коляску, стоял перед входом. Все еще недовольная, Софи уселась в коляску. Она дулась всю дорогу. Никакие попытки Поля ее развеселить успеха не имели. Наконец, у него лопнуло терпение. ПОЛЬ — Хватит! У тебя такой недовольный вид, что я больше не хочу с тобой иметь дело. Поехали домой! В конце концов мне просто надоело: я все время говорю, пытаясь тебя развлечь, а ты сидишь с обиженным видом. Поль направил осла к дому. Софи продолжала дуться. Когда подъехали к дому, она, выходя, зацепилась за подножку и упала. Поль соскочил на землю и бросился к ней на помощь. Девочка не ушиблась, но доброта Поля ее растрогала и она заплакала. — Тебе больно, Софи? — заботливо расспрашивал он, целуя ее, — обопрись на меня, не бойся, я тебя не уроню. — Нет, нет, Поль, милый, мне не больно! — всхлипывала Софи. — Это я от раскаяния. Ты всегда так добр ко мне, а я с тобой веду себя так грубо… ПОЛЬ — Ну перестань, Софи! Не надо из-за этого расстраиваться. Невелика заслуга, что я добр с тобой. Просто я тебя люблю, и если я могу доставить тебе удовольствие, то мне самому приятно. Софи обняла Поля за шею, расцеловала его и заплакала еще горше. Поль просто не знал, как ее успокоить. Наконец, он сказал: — Софи, если ты не перестанешь, я сам зареву; мне очень тяжело видеть тебя в таком состоянии. Софи вытерла слезы и, продолжая всхлипывать, обещала ему успокоиться. СОФИ (всхлипывая) — Знаешь, Поль! Дай мне поплакать. Это только хорошо. Я чувствую, что становлюсь лучше.

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

ПОЛЬ (подметая дорожку) — Софи, пойдем в сад, поиграем. СОФИ (тоже подметая) — А разве здесь нам скучно? ПОЛЬ — Да как-то совсем невесело, пойдем лучше в сад. СОФИ — Ну, а если Ламберт придет и приведет ослика, а мы не увидим? ПОЛЬ — Ну ладно, подождем, (продолжая подметать), только знаешь, это скучно! СОФИ — Ну, если тебе скучно — уходи! Я тебя не держу. Я могу и одна подождать. ПОЛЬ (после некоторого колебания) — Я ухожу. Слишком глупо терять целый день в ожидании. Если Ламберт приведет осла, мы тотчас это узнаем, он наверняка сразу же придет к нам в сад. А если он долго не вернется, какой смысл нам здесь скучать? СОФИ — Идите, идите, сударь, я вас не задерживаю. ПОЛЬ — Ох, ты вечно обижаешься, сама не зная из-за чего! Всего доброго, мадемуазель ворчунья, встретимся за обедом. СОФИ — Всего доброго, плохо воспитанный, противный, нетерпеливый господин! ПОЛЬ (раскланиваясь насмешливо) — Всего доброго, кроткая, терпеливая, любезная мадемуазель Софи! Софи кинулась к Полю, чтобы его стукнуть, но, предвидя это, мальчик помчался во весь дух. Отбежав на какое-то расстояние, он оглянулся, чтобы посмотреть, преследует ли его Софи и увидел, что девочка бежит за ним с палкой в руках. Поль побежал еще быстрее и спрятался в лесу. Софи, не найдя его, вернулась. — Как удачно, что Поль удрал, а я его не догнала. Я бы могла его ударить и больно. А если бы об этом узнала мама, то не видать нам ни ослика, ни тележки. Когда Поль вернется, я его расцелую. Он очень хороший, но слишком часто меня дразнит. Софи ждала Ламберта до тех пор, пока не прозвонил гонг к обеду. Расстроенная и рассерженная тем, что прождала напрасно, она пошла в дом. Поль, ожидавший ее в комнате, насмешливо осведомился: — Ты весело провела время? СОФИ — Нет, мне было очень скучно. Ты был прав, что ушел. Ламберт не вернулся. Очень неприятно. ПОЛЬ — А я тебе говорил. СОФИ — Да, я знаю. Ты был прав, но все равно — это очень неприятно. В дверь постучали. Няня крикнула: «Войдите!» Дверь открылась — появился Ламберт. Софи и Поль одновременно радостно воскликнули:

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

СОФИ — Это хорошая мысль! Надо заставить пробежаться этого лентяя. Она остановила коляску. Андре выскочил и стал срезать толстую ветку остролиста. — Софи, не надо! — предостерег Поль. — Ты знаешь, тетя запретила колоть осла. СОФИ — Ты считаешь, что палка будет колоть, как булавка? Что ты! Он даже не почувствует. ПОЛЬ — Не надо разрешать Андре срезать остролист. Почему ты это делаешь? СОФИ — Он толще, чем прут. И Софи огрела ослика по спине. Тот перешел на рысь. Обрадованная успехом, девочка ударила еще раз и еще. Осел побежал быстрей. Софи хохотала, оба мальчика с фермы тоже веселились, но Поль не смеялся. Он был обеспокоен этой затеей, боялся, что произойдет какая-нибудь неприятность и Софи будут ругать. Тем временем ослик перешел на шаг. Софи опять огрела его палкой и он пустился галопом. Софи пыталась остановить осла, но было уже поздно — он понес. Растерявшиеся дети закричали все вместе. Это еще больше испугало осла и он полетел еще быстрее. Проносясь мимо большой кучи земли, он опрокинул коляску. Дети вывалились, а осел помчался дальше, волоча за собой перевернутую коляску. Коляска была низкая и дети не ушиблись, но оцарапали себе лица и руки. Они поднялись, маленькие мальчики с фермы пошли к себе, а грустные Софи и Поль направились к дому. Софи была обеспокоена и пристыжена, Поль невесел. Они шли молча, потом Софи сказала: — О, Поль! Я боюсь мамы. Что она скажет? ПОЛЬ (грустно) — Когда ты взяла в руки палку, я подумал, что ты сделаешь больно этому несчастному ослу. Мне надо было тебя остановить, может быть ты бы меня послушалась. СОФИ — Нет, Поль! Я бы тебя не послушалась. Я думала, что трость не острая, а шкура у осла грубая. Но что скажет мама? ПОЛЬ — Господи! Софи, почему ты такая непослушная? Если бы ты слушала тетю, тебя бы не ругали и не наказывали бы. СОФИ — Я попытаюсь исправиться. Обещаю тебе, что попытаюсь. Но так скучно слушаться. ПОЛЬ — А быть наказанной лучше? Потом знаешь, я заметил, что нам запрещают опасные вещи и каждый раз, когда нарушаешь запрет, происходит какая-нибудь неприятность, а потом бывает страшно, что скажут мама и тетя.

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

СОФИ (тихо) — Спроси, не хочет ли она, чтобы мы избавили ее от труда и открыли сверток вместо нее. Гжа де РЕАН — Софи, я все слышу. Очень некрасиво изображать из себя заботливую девочку, желающую мне помочь, хотя на самом деле ты просто хочешь утолить свое любопытство и полакомиться. Если бы ты мне честно сказала: «Мама, мне хочется посмотреть на засахаренные фрукты, разрешите мне вскрыть сверток», я бы тебе разрешила. А теперь я тебе запрещаю его трогать. Сконфуженная и раздосадованная девочка пошла к себе. Поль шел за ней. — Вот видишь, к чему приводит хитрость! — сказал он. — Ты всегда так поступаешь, хотя знаешь, что тетя этого терпеть не может. СОФИ — Ты должен был сам попросить маму открыть, как я тебе и говорила. Ты все норовишь поступать умно, а выходят одни глупости. ПОЛЬ — Ничего подобного. Никаких глупостей я не делаю. Ты это говоришь, так как злишься, что тебе не достались засахаренные фрукты. СОФИ — Я злюсь только на тебя, из-за тебя меня всегда ругают. ПОЛЬ — Да? Даже в тот день, когда ты меня расцарапала? Пристыженная Софи покраснела. Они оба молчали, насупившись. Софи хотелось извиниться перед Полем, но самолюбие не позволяло. Поль тоже мучился, но не знал, как первому завязать беседу. Наконец, он придумал ловкий ход: раскачиваясь на стуле, он наклонил его сильнее, чем надо и полетел. Софи кинулась помочь ему подняться. — Ты не ушибся, Поль? — спросила она. ПОЛЬ — Нисколько. Наоборот. СОФИ (хохоча) — Что значит наоборот? Как можно ушибиться наоборот? ПОЛЬ — Я хочу сказать, что мне, наоборот, приятно — ведь на этом кончилась наша ссора. СОФИ (целуя его) — Поль, милый, ты такой добрый! Ты специально упал? Ведь ты же мог ушибиться! ПОЛЬ — Да что ты! С такого низкого стула? Ладно, мы теперь друзья, пошли играть! Они побежали в сад и, проходя мимо гостиной, увидели, что сверток по-прежнему лежит на столе. Поль поспешно увел Софи. После обеда гжа де Реан позвала детей. — Ну, давайте откроем посылку и попробуем засахаренные фрукты. Поль, принеси мне нож разрезать веревку!

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

СОФИ — Давай попробуем, если ему будет почти не больно, тем лучше. ПОЛЬ — Но шпор-то нет! СОФИ — А мы сделаем шпоры из толстой булавки, которой надо проткнуть башмак. Головка булавки будет в башмаке, а острая игла будет высовываться наружу. ПОЛЬ — Да, хорошая шпора. А у тебя есть булавки? СОФИ — Нет, но можно вернуться домой, взять на кухне. Там всегда много разных булавок. Поль влез на осла и они отправились домой. К кухне подлетели галопом. Повар, считая, что Софи надо заколоть платье, дал им две булавки. Софи не захотела мастерить шпоры перед домом, понимая, что мама такое не одобрит и будет ее ругать. — Лучше пойдем в лес. Мы устроимся на траве и будем мастерить шпоры, а ослик пока попасется. Прохожие будут думать, что мы просто отдыхаем. Приехав в лес, они слезли. Осел, довольный что освободился от детей, пасся на краю дороги. Софи и Поль уселись и принялись за работу. Первая булавка проткнула ботинок, но так изогнулась, что использовать ее было нельзя. К счастью, была вторая, которая легко вошла в уже проделанное отверстие. Софи надела башмак. Поль подвел ослика, помог Софи влезть и она, сжав осла ногами, уколола его иголкой. Осел ускорил шаг. Обрадованная Софи опять начала колоть все сильней и сильней, ослик перешел на галоп и полетел так быстро, что Софи испугалась. От страха, она вцепилась в уздечку и еще сильнее прижалась к ослу, царапая его башмаком. Чем сильнее она его сжимала, тем больнее колола. Осел начал лягаться, крутиться и, наконец, сбросил Софи. Девочка лежала на земле. Поль, отставший от них, подбежал страшно испуганный. Он помог Софи подняться. Руки и нос у нее были оцарапаны. СОФИ — Что мама скажет? Что надо отвечать, когда она спросит, как это произошло? ПОЛЬ — Надо сказать правду. СОФИ — Ой нет, Поль! Не надо говорить о булавках! ПОЛЬ — Ну, а что же мы тогда скажем? СОФИ — Скажем, что осел стал лягаться и я упала. ПОЛЬ — Но он всегда был такой кроткий. Он ни за что не стал бы лягаться, если бы не эта злосчастная булавка. СОФИ — Если ты скажешь о булавках, мама нас отругает и заберет осла.

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

Через четверть часа гжа де Реан поднялась и, позвав детей, пошла дальше. — Софи, — обратилась она к дочери, — как ты считаешь, была я права, запрещая тебе отставать? СОФИ — О, да, мама! Прошу вас простить меня! за непослушание! И тебя, Поль, прошу, не сердись на меня за то, что я назвала тебя трусом. Гжа де РЕАН — Трусом? Ты назвала его трусом? Ты знаешь, что когда мы побежали спасать тебя, Поль был впереди. Ты не видела, что когда из чащи выскочили волки, Поль, вооруженный палкой, которую он где-то подобрал, пытался кинуться на помощь собакам и я с огромным трудом его удержала. А пока шла борьба между волками и собаками, Поль загораживал тебя от волков, это ты заметила? Теперь ты понимаешь, кого ты называла трусом? Софи кинулась на шею Поля и расцеловала его, говоря: — Спасибо, Поль, милый храбрый Поль, я всю жизнь буду тебя любить! Когда они вернулись, все были поражены их бледными лицами. Домашние увидели разодранное волком платье Софи. Гжа де Реан рассказала об их ужасном приключении. Все хвалили Поля за послушание, осуждали Софи и восхищались собаками, которых обласкали и наградили роскошным обедом из мяса и костей. На другой день гжа де Реан подарила Полю полный костюм зуава. Обрадованный мальчик тотчас же его надел и пошел к Софи. Она отчаянно закричала от страха, увидев входящего турка в тюрбане с саблей в руках, с пистолетом за поясом. Но когда Поль расхохотался, Софи его узнала и нашла, что его костюм прекрасен. Софи не наказали за непослушание. Мама сочла, что страх, перенесенный девочкой, был достаточным наказанием и должен впредь послужить ей уроком. Глава 14. Оцарапанная щека У Софи был еще один недостаток, о котором мы пока не говорили: она была очень вспыльчива. Однажды она занималась раскрашиванием тетрадки с картинками, а Поль вырезал картинки, чтобы склеить из них корзиночки, столы, скамейки. Они оба сидели за маленьким столиком друг против друга. Поль, качая ногой, задел стол. — Осторожней, — недовольно сказала Софи, — ты толкаешь стол и мешаешь мне раскрашивать.

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

— Ничего подобного! — возразил Поль. — Если бы ты не была такой нетерпеливой и подождала бы, пока я сам тебе ее отдам, то коробка была бы цела. СОФИ — Ты — эгоист! ПОЛЬ — А ты яришься, как индюк на ферме. СОФИ — Я совершенно не ярюсь, сударь. Я просто считаю вас гадким мальчишкой! ПОЛЬ — Вы говорите ерунду, мадемуазель, а вот я вам скажу правду: когда вы краснеете от гнева, вы точь-в-точь вылитый индюк с красными гребешками. СОФИ — Не желаю я играть с таким скверным мальчишкой, как вы, сударь! ПОЛЬ — Да я и сам не буду играть с такой отвратительной девчонкой, как вы, мадемуазель! И они разошлись по углам, страшно разобиженные. Софи очень скоро стало скучно, но ей не хотелось показывать это Полю. Она принялась напевать и снова стала ловить мушек. Это было непросто: мушек осталось мало, да и те в руки не давались. Тут она заметила большую пчелу, неподвижно сидевшую в углу окна. Зная, что пчела может ужалить и что не надо ее трогать руками, девочка взяла свой носовой платок, накинула на пчелу и схватила прежде, чем та смогла спастись. Поль, которому тоже надоело дуться, увидев, что Софи взяла пчелу, спросил: — Что ты с ней собираешься делать? СОФИ (резко) — А это тебя не касается. Отстань от меня. ПОЛЬ (с иронией) — Извините меня, мадемуазель злючка, за то, что я обратился к вам. Как я мог забыть, что вы — плохо воспитанная и нахальная девчонка! СОФИ (насмешливо приседая) — Я передам маме, сударь, что вы считаете меня плохо воспитанной девчонкой. Поскольку именно она меня воспитывает, то ей это будет особенно интересно услышать. ПОЛЬ (с беспокойством) — Перестань, Софи. Ничего не говори маме — меня будут ругать. СОФИ — Скажу обязательно. Если тебя будут ругать — тем лучше. Я буду этим только довольна. ПОЛЬ — Какая же ты гадкая! Я больше никогда с тобой не, буду разговаривать. Поль развернул свой стул так, чтобы не видеть кузину. Софи, очень довольная, что испугала Поля, опять занялась пчелой. Чуть приподняв краешек платка, она зажала пчелу между пальцами, чтобы помешать ей двигаться, и вытащила из кармана свой ножичек.

http://azbyka.ru/fiction/prodelki-sofi/?...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010