—175— Феогноста и его общников, как оскорбителей величества 2772 ; грозил папе и Риму мщением 2773 и, главное, умалял привилегии св. престола 2774 . Рим неуважительно был назван одряхлевшим 2775 , латинский язык – варварским и скифским 2776 ; о приглашении легатов в 860 г. было сказано, что император „приказывал“ прислать их 2777 ; наконец, в письме содержались личные нападки на Николая 2778 . Даже из схематической реконструкции письма видно, что его автор стоит на той же точке зрения, какую выдвигало византийское правительство на соборе 861 года, т.е. что византийская церковь не нуждалась, в суде над Игнатием, в услугах папы, а тем более в утверждении им приговора: дело было окончательно решено к-польским собором 859 года. Провозглашая принцип, что решение поместной церкви в утверждении папы не нуждается, К-поль показывал, что папскую супрематию он не признаёт. В этом и была главная цель письма 2779 . Письмо обидело Николая до глубины души. По его словам, оно полно хулы и обид 2780 ; писавший, кажется, макал перо в змеиное горло 2781 , а уста диктовавшего источали яд 2782 . Как раз пред этим папа собирался послать —176— в К-поль письмо с дружественными увещаниями; теперь он вынужден изменить тон, чтобы дать достойный ответ на нападки императора. И папа отвечает обшир- —177— ным посланием 2783 , которое было бы еще обширнее, если бы не помешала болезнь папы и поспешность, с которой византийское посольство, в виду приближения зимы, уезжало в обратный путь. В соответствии с основной мыслью императорского письма, Николай должен был раскрывать и, главное, обосновывать привилегии своей кафедры. Если в прежних письмах в К-поль он заявлял свои притязания на верховенство, не считая нужным их обосновывать, то теперь, очевидно, он понял недостаточность голословных требований. Николай ищет аргументов. А так как твердых —178— и несомненных доказательств в его распоряжении не оказывалось, то он прибегает к очень сомнительным, к превратным толкованиям и лжеисидоровым декреталиям. „Древне-церковным воззрениям Востока папа противопоставляет систематически-развитые и подкрепленные лжеисидоровыми декреталиями принципы средневекового папства“ 2784 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что касается изданий «Божественных литургий», православные издания до БЛ К-поль. 1820, как и некоторые «латинствующие» 899 , не описывали причащение священнослужителей и потому не приводили соответствующих молитв. Другие «латинствующие» издания, включая и первопечатное Д. Дуки (1526), приводят ту же последовательность, что и вышеупомянутые первые печатные Евхологии. Униатское БЛ Рим. 1601 предписывает сверх того ещё одну молитву 900 , а БЛ С.Ч.Д. 1644 ( И , «τρα κδοσις») приводит три молитвы: «Вечери Твоея тайныя...», вариант молитвы «Ослаби, остави...», приведённой выше в XXXII .1 A , который стоит в первом лице, и одну малоизвестную молитву 901 . БЛ К-поль. 1820 приводит те же молитвы, что и в современном русском чине. Последующие издания вновь опускают описание причащения священнослужителей, тогда как молитвы, приведённые в БЛ ред. патр. Константия I (К-поль 1858 и Афины 1870), полностью идентичны молитвам в современном греческом чине. В Приложении к Пандекту 1864 сверх того добавляется молитва «Пред дверьми храма Твоего предстою и лютых помышлений не отступаю...», находящаяся в «Последовании ко Святому Причащению» и приписываемая св. Иоанну Дамаскину 902 . А в «Божественной литургии», изданной в 1892 г. Г. Кариофиллисом, помещён целый сонм подготовительных молитв и тропарей. Предписываются все молитвы и тропари современного греческого чина вместе с только что упомянутой молитвой, и добавляется указание для священника и диакона читать «тайно» тропари «Пресвятая Владычице Богородице, моли о нас грешных», «Вся небесныя силы, святых ангел и архангел, молите о нас грешных» и пр. из великого повечерия, а также молитва всем бесплотным силам 903 . БЛ С. Юлис 19.. приводит больше всего молитв из просмотренных нами богослужебных книг. Помимо элементов, предписанных в БЛ Афин. 1892 (Г. Кариофиллис), в тексте И этого издания, после последнего тропаря из великого повечерия («Непобедимая, и непостижимая, и божественная сило Честнаго и Животворящего Креста...»), существует примечание о том, что здесь могут быть прибавлены молитвенные призывания прп. Афанасия Афонского (если священник является афонским монахом), святого дня и составителя совершаемой литургии 904 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

получила его имя (ныне г. Сен-Поль-де-Леон)). Оттуда святой отправился на близлежащий о-в Бата, где встретил местного комита Витура (вероятно, форма лат. имени Виктор), к-рый оказался его родственником. После того как П. А. изгнал с острова жившего там огромного змея, Витур подарил ему и остров, и расположенную там крепость. На острове святой основал мон-рь. Витур желал сделать П. А. епископом, но, боясь его отказа, пошел на хитрость. Он отправил П. А. к своему сюзерену, благочестивому «императору» Филиберту, жившему в Париже (по-видимому, в этом персонаже составитель Жития совместил черты кор. Хильдеберта I (511-558), сына Хлодвига из династии Меровингов, к-рый упоминается и в др. Житиях бретонских святых (в т. ч. в Житии св. Самсона), и св. Филиберта († 684), основателя монастыря Жюмьеж ). По королевскому распоряжению П. А. был рукоположен во епископа, его диоцез составили бретонские регионы Ах и Леон. Состарившись, П. А. рукоположил на епископскую кафедру своего ученика св. Иовина , а когда тот спустя год умер, др. ученика - Тигерномагла. Когда и Тигерномагл умер спустя год, П. А. рукоположил еще одного ученика, Кетомерина, после чего удалился на о-в Бата, где скончался 12 марта (год не указан); согласно Житию, ему было ок. 140 лет. Мощи и почитание По сообщению Урмонока, после смерти П. А. между монахами с о-ва Бата и клириками из Сен-Поль-де-Леона возник спор о месте погребения святого. Погребальная повозка чудесным образом двинулась в сторону собора в Сен-Поль-де-Леоне, где мощи П. А. и упокоились. В 50-х гг. Х в. (по разным версиям, между 952 и 960) Маббон, епископ Леона, покинул свою кафедру и удалился в мон-рь Флёри, взяв с собой большое число книг, ценных литургических облачений и др. предметов, а также реликвий, включая и мощи П. А. В церкви аббатства Флёри в честь П. А. был освящен алтарь. Во время религ. войн во Франции гугеноты, захватившие мон-рь Флёри (апр. 1562), забрали украшенную серебром раку святого, а мощи сожгли. Согласно написанной в XIII в. хронике мон-ря Сен-Флоран близ Сомюра (Анжу), при аббате Робере († 1011) из-за угрозы нападений норманнов глава П.

http://pravenc.ru/text/2578537.html

Испугавшись реакции Коментиола, епископы попросили И. Б., Феодора Аравийского и Евгения Тарсийского составить письмо об их отношении к эдикту императора. Новый документ почти ничем не отличался от прежнего, и реакция сир. монахов на него была та же. Более того, монахи пригрозили И. Б. разорвать с ним общение и анафематствовать его. Испугавшись, И. Б. произнес анафему собственному письму. Узнав об этом, Иоанн Коментиол прекратил дальнейшие переговоры и уехал в К-поль. В столице некоторые сторонники И. Б. из числа епископов-антихалкидонитов считали, что И. Б. должен вернуться в К-поль и продолжить переговоры об унии на основе имп. эдикта. Имп. Юстин направил комиту Востока Сергоне предписание отправить еп. Феодора Аравийского и И. Б. в К-поль для дальнейшего рассмотрения церковных дел. Феодор последовал имп. распоряжению; И. Б. же под давлением монахов предпочел скрыться на Востоке. В то же время разрушилось и соглашение по проблеме тритеизма. На Каллиникской конференции в К-поле был составлен 2-й «Синдоктикон», к-рый содержал больше, чем 1-й, уступок православных тритеистам. 17 мая 567 г. архимандриты и монахи Востока, собравшиеся в мон-ре Мар-Басса в Батабу, составили документ с осуждением непримиримых тритеистов, а также тех, кто отказывались признать Павла патриархом Антиохии. В это время произошел окончательный разрыв между И. Б. и сторонниками тритеистов, к-рых представляли Конон Тарсийский, Евгений Селевкийский, некий еп. Феона, а также монахи Афанасий, Авуи и Фока. Последние были готовы согласиться с православными и с противниками патриарха Павла Антиохийского как человека близкого к патриарху Феодосию Александрийскому, главному борцу с тритеистами. Об этом Павел писал И. Б. и еп. Феодору Аравийскому. Они выразили полную поддержку Павлу, а также всему, что было сделано и сказано патриархом Феодосием Александрийским. Вместе с тем еще во время конференции в Каллинике И. Б. писал еп. Евгению Селевкийскому, чтобы тот не поддерживал раскол в рядах антихалкидонитов и письменно отказался от тритеизма. Тем не менее число сторонников тритеизма на Востоке росло; распространялось сочинение «О Троице» александрийского философа Иоанна Филопона . И. Б. с трудом удалось воспрепятствовать появлению перевода трактата на сирийский. Тритеисты также распускали слухи, что И. Б. и Феодор, а также почти все архимандриты Сирии уже примкнули к ним, отрекшись от патриарха Павла Антиохийского. В этой связи И. Б. и Феодор обратились с письмом к монахам, в к-ром они заявляли о своем неприятии тритеизма и преданности патриарху Павлу. 3 янв. 568 г. предводители вост. монашества вновь собрались в монастыре Мар-Басса и издали новый «Синдоктикон» с безоговорочным осуждением тритеизма.

http://pravenc.ru/text/200315.html

К. в залог того, что сдержит свое обещание, дал преподобным свой перстень. Когда К. стал императором, Никита и Иоанн приехали в К-поль, чтобы напомнить ему о данном им обещании. Тот предложил выбрать в качестве образца для строительства монастырского храма любую церковь, кроме Св. Софии. Преподобные остановились на «малом храме святых Апостолов», к-рый X. Бурас считает мавзолеем Константина Великого, находящимся с вост. стороны знаменитой ц. св. Апостолов. Император отправил на Хиос архитектора и строительные материалы. Имп. хрисовулы обеспечили материальное благосостояние мон-ря, и обитель освободили от налогов ( Σκαμπαβας Κ. Η Να Μον Χου: Ιστορα και τχνη. Αθνα, 2004. Σ. 6-8). Известны значительные пожертвования и грамоты К., подтверждавшие права и привилегии мон-рям на Св. Горе Афон: Великой Лавре (1048; RegImp, N 886, 907), Иверскому монастырю (RegImp, N 881а, 885a-b, 928с), Ватопеду (RegImp, N 928g), мон-рю Иера близ г. Сампсон (Приена, Фракия; RegImp, N 909a-b). В 1045 г. К. утвердил новый устав-типикон для всех мон-рей Св. Горы, уточнявший многие правила типиконов X в. (RegImp, N 874, 876a, 879; Actes du Protaton. N 8. P. 216-232). В 1053 г. К. поддержал мон-рь прп. Лазаря Галисийского, разрешив его общине занять гору Галесий (близ Эфеса) для основания своего монастыря, а спустя год утвердил его типикон (RegImp, N 911a, 920а). В 1052 г. по инициативе Никиты Стифата , поддержанной К-польским патриархом Михаилом I Кируларием (1043-1059), в К-поль были перенесены мощи св. Симеона Нового Богослова. Главным объектом интересов К. как мецената в К-поле был мон-рь вмч. Георгия Победоносца в Манганах. На территории мон-ря размещались 2 храма, помещения для монахов, дворцовые покои К., а позднее и других императоров. Мон-рь получил полный иммунитет от выплат в казну; ему предписывалось давать кров монахам горы Олимп Вифинский и мон-ря Неа-Мони во время их поездок в К-поль. В праздник св. Георгия рядом с мон-рем совершались крестные ходы. При мон-ре была организована большая б-ка, к-рой при К.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

Исследователи этой замечательной эмблемы итальянский археолог Каведони, Поль Дюран и де Росси 44 заметили, что это наименование искусственно сложилось из текста Послания Ап. Павла к Ефесянам VI, 15, приглашающего к «готовности благовествовать мир» или к «приготовлению евангелия мира» и псалмов IX, 8 и LXXXVIII, 14, которые воспевают Господа, «уготовавшего на суд престол Свой». Первый по времени, Каведони (еще не знавший случаев изображения «гетимасии» с надписью: τοιμασα το ϑρνου, как знали Поль Дюран и де Росси) остановился на предположении, что эмблема относится к реальному церковному обычаю, по случаю торжественных вселенских соборов, полагать книгу Евангелий на великолепном троне (ср. изображена на мозаиках 45 ), тогда как прочие исследователи полагали возможным, согласно господствовавшему при них взгляду на символизм древнехристианского искусства, объяснять происхождение этого сюжета сложною символизацией идеи Страшного Суда и воздвижением на троне Судии Креста (иногда увенчанного), копия и трости с губою, также Евангелия (в рукописи Hortus deliciarum, сгоревшей в Страссбурге, с надписью: liber justicie. Следующий исследователь Поль Дюран заметил, что престол с орудиями Страстей Господних изображается на греческих иконах «Всех Святых», как «Воздвижение Креста» или прославление Креста. Судить об отношениях греко-восточного искусства в IV–V стол, к римско-западному можно и путем сравнения однородных памятников, каковы, напр., мозаичный пол из Тира и мозаики в своде церкви Св. Констанцы в Риме 46 : та и другая мозаика носит исключительно декоративный служебный характер, но в первой исследователи и за ними составители многочисленных ныне руководств по истории христианского искусства согласно видят великолепный и художественный памятник, лучшие классические формы, греческий антик в его расцвете, во втором – едва находят общие признаки античного искусства; там живые по своей реальности сцены и фигуры животных, птиц, превосходного рисунка, изящно и в смелых ракурсах представленные, а здесь или скучную, бесконечно повторяемую схему немногих композиций, или ремесленно-варварские декорации, с рассыпанными по плафону ветками, сидящими на них птичками, вазами, рогами изобилия и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

После отречения Михаила I и восшествия на престол имп. Льва V (813-820) Прокопий был оскоплен по приказу нового правителя, опасавшегося его притязаний на трон (в действительности были оскоплены сыновья Михаила I Феофилакт, к-рый вскоре скончался, и Никита, буд. Патриарх К-польский свт. Игнатий ). Прокопий, однако, получил блестящее образование и проявил себя как одаренный писатель: его считают составителем «Слова на Введение во Храм Пресв. Богородицы», канона 40 мученикам и канона Честному Кресту. Несмотря на мирскую славу и оказываемые ему почести, Прокопий решил посвятить жизнь служению Богу. Он покинул К-поль под видом нищего и отправился на Афон. Там он принял постриг с именем Павел и поселился в монастыре, по преданию, основанном имп. св. Пульхерией († 453; пам. 10 сент.), сестрой имп. Феодосия II (408-450). Ко времени прихода П. обитель была разорена араб. пиратами, и подвижник устроил себе келью на развалинах. Вскоре о нем узнал прот (монах в чине главного администратора и председателя совета по управлению на Св. Горе) и стал расспрашивать о его происхождении, на что П. ответил, что является нищим иноком из Ксиропотамского мон-ря. Якобы с тех пор обитель св. Пульхерии и начали называть Ксиропотам (т. е. «сухая река» или «сухой поток»), хотя есть сведения, что это название употреблялось со времени основания обители, первоначально посвященной мч. Никифору, под к-рым следует понимать мч. Никифора Антиохийского (пам. 9 февр.). Через нек-рое время П. разыскал вступивший на престол Роман I Лакапин и вызвал его в К-поль, чтобы поручить прославленному подвижнику царского рода воспитание своих детей. П. исцелил болеющего императора, однако отказался жить в столице. Роман отпустил П. на Афон и пожертвовал большую сумму на возобновление разоренной обители св. Пульхерии. Сохранившийся хрисовул Романа I Лакапина (924) считается неподлинным (RegImp. N 600), в отличие от документа о дарении Ксиропотаму большого участка земли при имп. Константине VII Багрянородном и его сыне, Романе II в 956 г. (Actes de Xéropotamou. P., 1964. N 1), из чего следует, что к этому времени обитель уже была возобновлена. Во вновь отстроенную обитель стало стекаться множество иноков, но П. уклонился от славы и почестей и, поручив руководство мон-рем достойному кандидату, удалился в др. место. Однако и туда к нему стали собираться ученики. Вскоре их число достигло такого количества, что назрела необходимость построить добротные кельи для размещения братии и защиты от возможных пиратских набегов. Имп. двор вновь сделал пожертвование на новую обитель, посвященную вмч. Георгию Победоносцу и называемую также мон-рем прп. Павла. Спустя непродолжительное время после основания этой обители П. мирно скончался в кругу духовных чад, преподав им последние наставления. Его мощи были перенесены в К-поль, где их встретила торжественная процессия во главе с императором.

http://pravenc.ru/text/2581813.html

Свт. Лев Катанский. Фрагмент картины «Свт. Лев Катанский повергает волхва Илиодора». Круг худож. Маттео Дезидерато. XVIII в. (ц. Санта-Мария-ди-Ликодия в Катании, Сицилия) Центральное место во всех без исключения агиографических текстах, посвященных Л., занимает история мага Илиодора, представляющая собой один из самых ранних примеров т. н. фаустовского сюжета в европ. лит-ре ( Kazhdan A. Hagiographical Notes//Erytheia. Madrid, 1988. N 9. P. 205-208). Илиодор был сыном благочестивой и знатной женщины Варвары, имевшей чин патрикии, и очень хотел получить должность эпарха (градоначальника). Поскольку ему это не удалось, он пригласил некоего еврея-колдуна, и тот рассказал ему, как продать душу диаволу в обмен на сверхъестественное могущество. Сделка совершилась, и Илиодор обрел магический дар, а также получил в помощники демона по имени Гаспар (согласно стихотворному Житию (BHG, N 981c), Ган). На потеху своим друзьям он стал совершать «злые чудеса», напр. заставлял проходящих женщин задирать подолы, внушая им, что они не идут по улице, а переходят через бурный поток. После того как Илиодор, придавая камням и дереву вид золота и серебра, расстроил всю торговлю в городе, эпарх написал письмо императорам в К-поль с жалобой на зловредного мага. Государи отправили на Сицилию чиновника Ираклида. Илиодор переместил всю его свиту и себя вместе с ними в К-поль. Узнав о способе их прибытия, императоры приказали сразу же предать мага смерти, но тот, попросив выпить воды, погрузился в чашу и исчез, посоветовав искать его опять в Катане. Туда был вновь направлен Ираклид, и Илиодор опять обещал доставить его обратно в столицу. В назначенный срок маг нарисовал на песке корабль со всей оснасткой, рассадил на нем Ираклида с его людьми, и бес за 1 день переправил их в К-поль. Там жена Ираклида Ефалия (Фалия) прилюдно оскорбила Илиодора, и он сделал так, что во всем городе погас огонь, а зажигать новый можно было только у Ефалии между ног, после чего опять перенесся в Катану. Наконец, во время скачек Илиодор подменил Хрису, племяннику Л., коня, на к-ром тот одержал победу. Когда конь внезапно исчез, Хриса арестовали, но дядя добился у эпарха его оправдания. Уверенный в собственной неуязвимости, Илиодор в праздник вошел в храм, где служил Л., стал забавлять народ прыжками и ужимками и пообещал, что заставит скакать самого святителя. Тогда тот накинул Илиодору на шею свой омофор и потащил на место, где совершались казни. Епископ вынудил мага признаться во всех совершённых им злодеяниях. После этого Л. велел разложить большой костер и вошел в него вместе с Илиодором. Там маг сгорел дотла, а Л. остался невредимым, причем даже омофор его не обгорел.

http://pravenc.ru/text/2463221.html

«Жемчужина царства небесного» (Маргарит аркайутян еркри. К-поль, 1866) представляет собой толкование на Нагорную проповедь из Евангелия от Матфея (Мф 5-7), разъяснение ее морально-этических предписаний. Как в этом, так и в др. трудах, посвященных Свящ. Писанию, М. Х. избегает аллегорических иносказаний, беря за основу традиции гомилий свт. Иоанна Златоуста. Толкования М. Х. так же просты, как народные наставления и нравоучения. Этот труд М. Х. преподнес в дар св. престолу Эчмиадзина по случаю своего рукоположения во епископа. В кн. «Страстная неделя и Проповедь Креста» (Верчин шабат ев Хачи чарэ. К-поль, 1876) описан Крестный путь Спасителя, к-рый вспоминается на Страстной седмице: от Тайной вечери и Гефсиманского моления до Воскресения Христова, торжества и победы Креста. Кн. «Таинство времени» (Жаманак ев хорурд юр. К-поль, 1876) представляет собой философские размышления о неотвратимом течении времени, где чувствуется влияние 3-й гл. Екклесиаста книги . Время здесь предстает не только как духовно-философская категория. Автор связывает его с судьбоносным событием - ожидаемым принятием конституции в Османской империи. Рассматривая исторический путь от Рождества Христова до 1876 г., когда был представлен проект конституции, М. Х. обращается к Основному закону и определяет главные направления его действия в провинциях Армении. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. в Зап. Армении произошла массовая резня армян. В связи с этими событиями М. Х. издал брошюры «Скорбная весть из Вана» (Ван гуйж. 1877) и «Трагические известия из Армении» (Айгуйж). Оправдались самые серьезные опасения М. Х.; связанные с конституцией волнения турок переросли в армянские погромы. В брошюре «Скорбная весть из Вана» он пишет, что Конституции Османской империи во что бы то ни стало была необходима жертва, и в жертву ей был принесен арм. народ. Три последних труда М. Х.- сборники религиозно-этических поучений, к-рые имеют ярко выраженную социальную направленность. Первый из них, «Семья по образу рая» (Драхти энтаник), состоит из 18 проповедей. Три первые проповеди посвящены библейским сюжетам от Адама и Евы до Ноя. Согласно концепции армянской средневековой историографии, армяне произошли от сына Ноя Иафета, поэтому, начиная с 4-й проповеди, история человечества излагается М. Х. как история армянского народа. От одной сюжетной линии к другой прослеживается путь становления традиции армянской семьи. Главная идея книги состоит в том, что под крышей каждого армянского дома должна жить воистину райская семья, а само понятие семейного счастья есть не что иное, как райское блаженство.

http://pravenc.ru/text/2563852.html

В эти годы право занять кафедру К-поля оспаривали П. и пресв. Македоний (см. ст. Македоний I ), каждого поддерживали значительные группы горожан. Согласно Сократу и Созомену, и П., и Македоний были названы свт. Александром, когда он находился при смерти, как возможные преемники (Ibidem; Sozom. Hist. eccl. III 3). Неясно, носила ли эта борьба между П. и Македонием догматический характер. Свт. Афанасий и нек-рые церковные историки склонны видеть в П. последовательного сторонника никейского Православия, а в Македонии - еретика. Однако вероятно, что такое размежевание на основе богословских споров произошло уже существенно позднее, во 2-й пол. IV в., когда Македоний стал известен как один из лидеров ариан-омиусиан и пневматомахов (см. ст. Духоборчество ). Избрание П. произошло в отсутствие имп. Констанция II, к-рый в то время вел войну на Востоке. По возвращении в К-поль император выразил крайнее неудовольствие избранием П. и сместил его. Поводом для низложения стали процедурные нарушения, допущенные при возведении П. на кафедру. П. был рукоположен группой находившихся в столице епископов, но без согласия епископа Ираклии Фракийской Феодора, в юрисдикцию к-рой тогда все еще входил недавно основанный К-поль. В результате П. был низложен Собором, а его место занял еп. Евсевий Никомидийский. П. был отправлен в ссылку в диоцез Понт (охватывавший большую часть М. Азии); точное ее место неизвестно. Ни Евсевий, ни имп. Констанций в то время не воспринимали П. как серьезную фигуру, поэтому ему было позволено проживать относительно свободно и недалеко от К-поля. После смерти еп. Евсевия († 341/2), в 342 г., П. смог быстро беспрепятственно вернуться в К-поль, вновь в отсутствие имп. Констанция. П. занял кафедру, поддержанный большим числом народа. В противовес П. епископы Феогнис Никейский и Феодор Ираклийский, сторонники арианства, рукоположили Македония. Паства оказалась разделена, и в К-поле неоднократно происходили уличные столкновения, с обеих сторон были жертвы ( Sozom. Hist.

http://pravenc.ru/text/2578509.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010