под 18 окт. его отдельно стоящая фигура может напоминать о его значении первого иконописца и покровителя этого искусства. В росписи парекклисиона во имя свт. Николая Чудотворца в кафоликоне Вел. Лавры он стоит рядом со св. Лазарем Зографом (1559/60, мастер Франгос Кателанос). В позднесредневек. искусстве Московской Руси возникают уникальные сюжеты, посвященные Л. В Лицевой летописный свод (Хронографический сборник. БАН ОР. 17.17.9, 70-е гг. XVI в.) включены 3 миниатюры со сценами: казни Л. через распятие на «древе масличне плодовите», тайного погребения его тела, обретения его погребения учениками среди др. гробов по молитве и чудесному явлению («одожди Бог ножицы, имиже кровь пущают врачебныя над гробом, образы художества его»), а также перенесения его тела в К-поль, в храм св. Апостолов, в эпоху Констанция, сына имп. Константина Великого, осуществленного при участии «дукса» мч. Артемия (все лица представлены на миниатюре). Л.- в античных одеждах, у него короткие и кудрявые русые волосы, короткая борода. Изображение Л. в циклах миней (рукописных, настенных, иконных) устойчиво и встречается под 18 окт. в 2 видах: в сцене перенесения мощей и как единоличный образ. На миниатюре в наиболее раннем сохранившемся рукописном минейном комплексе - Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Fol. 121; 1-я четв. XI в., К-поль) - на архитектурном фоне с многоглавым храмом, открытым вовне нефом с колоннами (очевидно, ц. св. Апостолов в К-поле), изображено положение в гробницу тела Л. и каждение над ним; так же, но в сокращенном варианте - в Минологии деспота Фессалоники Димитрия (Bodl. gr. th. f. 1. Fol. 13v, 1322-1340 гг.). Эта же сцена выбрана для изображения на минейной иконе - т. н. Синайском гексаптихе (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в., К-поль, пинакотека мон-ря вмц. Екатерины на Синае). «Перенесение мощей» представлено и на фреске в нартексе ц. Вознесения серб. мон-ря Дечаны (ок. 1350) - служители несут закрытый саркофаг к храму, у врат к-рого его торжественно встречают. Единолично (в рост, по пояс или погрудно) Л.

http://pravenc.ru/text/2110770.html

поиск:   разделы   рассылка Владимир Желтов Андрей Кураев: " Ортодоксы напрасно клеймят Булгакова " Перед смертью автор " Мастера и Маргариты " осенил рукопись романа крестом Источник:  Смена (Санкт-Петербург) На днях в Фонде художника Михаила Шемякина профессор Московской духовной академии диакон Андрей Кураев прочел лекцию " Мастер и Маргарита " : За Христа или против " . Известный богослов считает, что " в церковных кругах принято слишком упрощенно воспринимать Булгакова и клеймо " сатанизм " ставить не на романе " Мастер и Маргарита " , но даже на самом великом писателе " . " Во многом моя позиция субъективна, – говорит священник, – но я убежден, что гений и злодейство – вещи несовместимые " . Трудный путь к Богу – Отец Андрей, роман Булгакова " Мастер и Маргарита " , его экранизации и сценические постановки овеяны мистикой. Актеры отказываются сниматься. – Я знаю, что Олег Янковский отказался сниматься у Бортко. Знаю, что Олег Басилашвили тоже сначала отказывался, но потом Бортко его переубедил. Я не скрываю, что молюсь о создателях сериала, чтобы с ними и их коллегами ничего плохого не случилось. – Я слышал, что известная актриса Елена Цыплакова сыграла Маргариту, тяжело заболела и в возрасте 36 лет обратилась к вере. Чем это можно объяснить? – В этом загадка и тайна книги Булгакова. В советские времена тысячи людей, если не миллионы, через роман Булгакова впервые для себя открывали Евангелие. А обратившись к Евангелию приходили к церковной вере. Сегодня, боюсь, те же тысячи через роман Булгакова, точнее через его экранизацию, идут в противоположную сторону. Сейчас масса молоденьких девушек мечтает познакомиться с Азазелло и в голом виде полетать над Арбатом. Увы, люди изменились.Это не было подношением Сталину – Существует версия, что роман " Мастер и Маргарита " – подношение Булгакова Сталину. Что писатель эзоповым языком пытался объяснить вождю, какому чудовищному эксперименту он подверг свой народ. – Такая версия действительно существует. И политическая линия в романе есть. Но Булгаков сам говорил: я пишу мистический роман. А в письме к Сталину Михаил Афанасьевич утверждал, что пишет роман о дьяволе. Так что для Булгакова " Мастер и Маргарита " – нечто большее, чем просто политика.

http://religare.ru/2_25635.html

Тематика первых двух круглых столов сходна с прошлогодней. На первом круглом столе – «Роспись в храме как текст Священного Предания Церкви» – мы будет говорить о вопросах богословия образа, о высокосодержательной стороне изобразительного искусства. Уже из названия понятно, что речь пойдет именно о смысловой составляющей росписи, иконы. Второй круглый стол – «Интерьер и экстерьер православного храма». Здесь так же, как и в прошлый раз, будут обсуждаться вопросы сотворчества архитектора и художника, стилистические вопросы, которые возникают в этом сотворчестве: художественные, вкусовые и так далее. На этом круглом столе соберется множество и архитекторов, и художников. Мне кажется, будет очень интересно. Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые занимаются этими вопросами Третий круглый стол будет посвящен сохранению, консервации храмов, в которых не совершается богослужение. Попросту говоря, речь пойдет о заброшенных храмах. Это действительно большая проблема. Нет четкой системной каталогизации подобных объектов, находящихся на территории России. Хотя этим вопросом занимаются многие организации – это и Министерство культуры, и Общество охраны памятников, и разные фонды. Мне кажется очень важным, чтобы мы все встречались на разных площадках и обсуждали волнующие всех вопросы, связанные с этой проблемой, обменивались опытом. Мы, повторю, не ждем каких-то резолюций. Наша главная задача – очерчивание проблем и знакомство друг с другом людей, которые этими вопросами занимаются. – В этом году на фестивале также заявлены мастер-классы. Как они будут проходить? – У нас две разновидности мастер-классов. Одни – мастер-классы известных мастеров, профессионалов высокого уровня – таких, например, как Евгений Николаевич Максимов , Игорь Самолыго , Юлия Смирнова. Думаю, эти мастер-классы полезны непосредственно художникам, которые смогут расширить диапазон понимания профессии, диапазон мастерства. Вторая разновидность мастер-классовмастерские, организованные для взрослых и детей, с разным уровнем художественного образования или без него. Задача этих мастерских – вовлечение людей в культуру с помощью собственной работы, прикосновение к основам сложного мастерства. Мне кажется, это очень интересно и очень важно. Тем более на выставке, в окружении примеров церковного искусства! Такие мероприятия важны для популяризации церковной культуры, для того, чтобы люди стали больше интересоваться ей.

http://pravoslavie.ru/156922.html

В кон. 20-х гг. в прессе все чаще стали публиковаться негативные отзывы о творчестве Б., в 1929 г. были запрещены все спектакли по его пьесам. Писатель неоднократно обращался к правительству СССР с просьбами о разрешении на отъезд за границу или о предоставлении ему возможности работать. После телефонного разговора с И. В. Сталиным (18 апр. 1930) Б. получил место режиссера-ассистента во МХАТе, где работал в 1930-1936 гг.; с 1936 г. до конца жизни являлся либреттистом-консультантом Большого театра (создал либретто опер «Минин и Пожарский», «Петр Великий», «Черное море», «Рашель»). В 30-х гг. Б. написал ряд произведений, опубликованных после его смерти, в т. ч. романы «Жизнь господина де Мольера» (1932-1933), «Записки покойника (Театральный роман)» (1936-1937). Б. похоронен на московском Новодевичьем кладбище. Арх.: РГБ ОР. Ф. 562. Соч.: Драмы и комедии. М., 1965; Избр. проза. М., 1966; Мастер и Маргарита//Москва. 1966. 11; 1967. 1; Собр. соч.: В 5 т. М., 1989-1990; Письма. М., 1989; Великий канцлер: Черновые редакции романа «Мастер и Маргарита». М., 1992; Неизвестный Булгаков. М., 1993; Дневник. Письма, 1914-1940. М., 1997; Оперные либретто. Павлодар, 1998; Собр. соч.: В 8 т. СПб., 2002. Лит.: Иоанн (Шаховской), архиеп. Предисловие// Булгаков М. А. Мастер и Маргарита. П., 1967. С. 7-9; Чудакова М. О. М. А. Булгаков - читатель//Книга: Исслед. и мат-лы. М., 1980. Сб. 40. С. 164-186; она же. Жизнеописание М. Булгакова. М., 1988; Гаврюшин Н. К. Литостротон, или Мастер без Маргариты//Символ. 1990. 23. С. 265-278; Дневник Е. С. Булгаковой. М., 1990; Творчество М. Булгакова. Л., 1991. Кн. 1; СПб., 1994-1995. Кн. 2-3; Першин М. «Мастер и Маргарита»: Глазами очевидца//Альфа и Омега. 1999. 4 (22). С. 334-346; Петелин В. В. Жизнь Булгакова: Дописать раньше, чем умереть. М., 2000; Яблоков Е. А. Художественный мир М. Булгакова. М., 2001. Н. В. Шапошникова Рубрики: Ключевые слова: АМФИТЕАТРОВ Александр Валентинович (1862-1938), писатель, лит. критик, драматург, публицист револ.-демокр. направл.

http://pravenc.ru/text/153627.html

Значит, не только Булгаков, но и Мастер не сочувствует тому Иешуа, который появляется на страницах романа о Пилате. А Мастер еще не очень-то по сердцу и Булгакову: «Вы – писатель? – спросил с великим интересом Иван. – Я – мастер, – ответил гость и стал горделив, и вынул из кармана засаленную шелковую черную шапочку, надел ее, а также надел и очки, и показался Ивану и в профиль, и в фас, чтобы доказать, что он действительно мастер» . Согласитесь – странный способ доказывать свою литературную талантливость… Итак, Булгаков явно не ставит себя в ученики «этого самого Га-Ноцри». Образ Иешуа вопреки восторженным заверениям образованцев, не есть икона. Это не тот Лик, в который верит сам Булгаков. Писатель создает образ вроде-бы-Христа, образ довольно заниженный и при этой не вызывающий симпатий у самого Булгакова. Тогда – одно из двух. Или Булгаков отождествил Иешуа с Иисусом Христом, причем в Христе он видел своего личного врага, а потому и высмеял Его так жестоко. Но если это именно булгаковский взгляд на Христа – то он непонятен именно биографически. Почти все детали и сюжетные повороты московских глав романа так или иначе разрабатывались Булгаковым в других его произведениях. Но ничего похожего на «пилатовы главы» из-под его пера не выходило. Ни рассказов, ни статей, ни фельетонов, в которых затрагивалась бы евангельская тематика, прежде у него не было. Неужели человек, который отказывался писать атеистические сценарии по госзаказу, решил это сделать по порыву сердца? Неужели тот, чье сердце отвращалось от атеистических карикатур, в своем закатном произведении, произведении, о котором он знал, что оно – последнее – стал осваивать новый для себя жанр травли верующих? Но если ранее от себя Булгаков никогда ничего подобного не писал, то и пилатовы главы нельзя просто вырвать из «Мастера и Маргариты», напечать их в атеистическом журнале и при этом в качестве автора указать имя М. А. Булгакова. Значит, не свой взгляд на Христа передал Булгаков. Тогда чей? Чью ненависть ко Христу он ословесил? В чьих глазах Христос превращается в Иешуа? И можно ли этого «другого» назвать единомышленником Булгакова?

http://azbyka.ru/fiction/master-i-margar...

В храме Христа Спасителя состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта Июн 10, 2018 Взаимоотношения с общественными организациями , Новости Москва, 10 июня . В среду, 6 июня 2018 года в Красном зале кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве состоялось первое заседание Патриаршей комиссии по вопросам физической культуры и спорта, которая была учреждена решением Священного Синода от 24 декабря 2015 года (журнал 107). Заседание возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. В заседании приняли участие А.Д. Жуков, первый заместитель председателя Государственной Думы ФС РФ, с 2010 года по 2 мая 2018 года — президент Олимпийского комитета России; епископ Североморский и Умбский Митрофан; П.В. Новиков, заместитель министра спорта Российской Федерации; В.Р. Легойда, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Димитрий Рощин, руководитель Управления по работе с общественными организациями Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ; протоиерей Андрей Алексеев, настоятель храма святого благоверного великого князя Димитрия Донского в Северном Бутове г. Москвы; В.И. Старшинов, российский хоккеист, заслуженный мастер спорта; В.А. Третьяк, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи, президент Федерации хоккея России, заслуженный мастер спорта; А.А. Карелин, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по международным делам, заслуженный мастер спорта; С.С. Журова, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, заслуженный мастер спорта; Б.И. Скрынник, президент Федерации хоккея с мячом России; Н.С. Валуев, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва, член Комитета Государственной Думы ФС РФ по физической культуре, спорту и делам молодежи, чемпион мира по версии Всемирной боксерской ассоциации, заслуженный мастер спорта; А.В.

http://sinfo-mp.ru/v-hrame-hrista-spasit...

Заметили это и прихожане, и более благоразумные из них пришли к сознанию необходимости исправить икону; вместе с тем они стали убеждать и противников исправления в необходимости и не греховности оного. Такую аргументацию употреблял для этого один старичок, – ревностный христианин: «если у человека на лице появятся какие-нибудь болячки, ужели ему будет грешно вылечить эти болячки? Так точно не будет нам никакого греха, если мы поправим лик и на иконе Николая Угодника». Наконец, весной настоящего года, большинство прихожан согласились на исправление иконы, но чтобы она исправлена была во всем согласно с прежним ее видом. Стали искать подходящего мастера и по предложению одного из здешних старообрядцев, пригласили сюда какого-то Казанского раскольнического иконописца. Прежде, чем переписывать икону Николая Чудотворца, вздумали увериться в искусстве этого мастера; а потому предложили ему исправить ветхую икону Спасителя. За 20 руб. мастер переписал икону Спасителя и представил ее в церковь на оценку прихожан. Посмотрели и хотя остались, как-будто бы довольны исправлением этой иконы, но все-таки не решились на этот раз отдать икону Николая Чудотворца, чтобы исправить ее; а еще отдали ему старую икону, –Иерусалимской Божией Матери на вторичную пробу, тоже за 20 рублей. И эта икона в исправленном виде оказалась удовлетворительной на взгляд прихожан. На исправление первой иконы мастер употребил 3–4 дня, а исправление второй иконы он протянул вдвое дольше. Следовало уже отдавать икону Николая Чудотворца, для которой собственно и был приглашен мастер. Но прихожане заявляют мне: «теперь настает сплошная неделя (дело было в Троицын день), гораздо лучше будет, если икону будут писать во время поста; в следующее воскресение отслужите нам всенощное бдение; мы помолимся и передадим св. икону иконописцу; пусть он с понедельника, в посте и начнет ее исправлять». На Троицкую неделю, мастер наш уезжал в Казань, откуда явился сюда в начале поста. Узнавши, что один богатый прихожанин давно обещался уплатить свои деньги за исправление этой иконы, чего бы то ни стоило, мастер отказывается писать ее за условленную цену, – 20 р., а просит 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Антиевангелие Михаила Булгакова 21.02.2006 1220 Время на чтение 8 минут " Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает " . Слово Иисуса Христа в Евангелии (Мф. 12, 30). Любопытные вещи происходят в культуре ХХ века. Вот большой мастер литературы, которого мир не читает, написал пошленькую повесть " Лолита " про извращенцев. И после этого весь мир признал В.Набокова великим, и только тогда стали читать его действительно выдающиеся произведения, которым " Лолита " в подметки не годится. Другой крупный писатель, известный в России, был долго безразличен Западу, пока он в конце своего писательского пути не сочинил антихристианский роман " Мастер и Маргарита " . Тотчас признали М. Булгакова великим, а ЮНЕСКО даже объявило " год Булгакова " . Предлагаем самим читателям дать оценку этому многозначительному явлению. Сегодня " Мастер и Маргарита " издается, переиздается, иллюстрируется, инсценируется и экранизируется. На нем ученые, двигая науку, защищают множество диссертаций, один кандидат филологии работает над монографией " Влияние запятых на уточнение образного начала во всемирно известном романе " Мастер и Маргарита " . Вот только неизвестно, как теперь на том свете относится раб божий Михаил к популярности своего романа. Там-то на блат у Воланда рассчитывать не приходится!.. До того, как Булгаков сочинил " Мастера и Маргариту " ... А, может, он и не сочинял, может, ему было продиктовано откуда-то слева из-за спины писателя? Нет, в выдающемся таланте Михаила Афанасьевича мы не сомневаемся. Но уж больно хитро ввинчивается в сознание читателей, не знающих Евангелие, что прототипом добренького, но жалкого дервиша по имени Иешуа является Сын Божий Иисус Христос- Спаситель человечества. Желал ли сам Булгаков, чтобы читательская масса слепо поверила, что его Иешуа и есть Сам Христос, Тот, от Чьего Рождества весь мир уже два тысячелетия отсчитывает время новой эры своего жития? Еще до " Мастера и Маргариты " Булгаков написал повесть-предупреждение " Роковые яйца " . Предупреждение о том, какие бедствия могут возникнуть, если человек найдет яйцо древнего дракона и, обеспечив согревание его, даст возможность дракону вылупиться из яйца. И вот, будучи автором такого тревожного анализа, писатель вдруг сам посвящает остаток своей жизни, чтобы высидеть яйцо дракона. И вылупился из яйца роман " Мастер и Маргарита " . Роман антихристианский по всем параметрам, а в значительной мере- сатанинский. При этом талантливо сделанный, потому и получивший популярность среди людей, неграмотных в области христианских знаний и не способных прочитать Евангелие.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/0...

Также о. Андрей Кураев аргументирует свое утверждение тем, что «спонсировал» написание романа Воланд: «деньги, на которые Мастер творил свое произведение, он нашел в грязи» ( Кураев А.Ор. cit. С.62). Но почему тогда Воланд ничего не знал об им же «спонсированном» романе и о его содержании? Возможно, лукавил … А откуда знал о существовании романа Иешуа Верховный Цензор, взявший его на прочтение? Во всяком случае, ясно, что Булгаков намеренно запутывает вопрос об источнике «спонсирования». Аналогичный прием Булгаков уже опробовал в пьесе «Александр Пушкин»: автор как бы уклоняется от того, чтобы вывести на сцену эту священную для русского человека личность, и главный герой перед зрителем ни разу не появляется. Он невидим, но именно влияние его личности определяет все, что происходит в спектакле. Как считает М. Петровский ( Петровский М.С. Городу и миру. Киев, 1990), Булгаков здесь ориентировался на пьесу великого князя Константина Константиновича Романова (К.Р.) «Царь Иудейский». Ключевой христианский символ возникает в момент милосердного прощения: «Послышался вопль Фриды, она упала на пол ничком и простерлась крестом перед Маргаритой» ( Б.;276). Догадку о том, какая таинственная связь существует между Маргаритой и Фридой и почему именно Маргарита имеет власть прощать Фриду, я высказала в статье «Парадоксы Зазеркалья в романах Г. Гессе, В. Набокова и М. Булгакова» (Вопросы литературы. 2008, С.216-217). Здесь, как и в случае прощения Пилата, действует тот же принцип: прощать виновника своих страданий может только жертва. Булгаков М.А. Собр. соч.: В 5 т. М., 1989 - 1990. Т.5. С.29. Ссылки на это издание даны в тексте статьи. См.: Лесскис Г.А. Триптих М.А. Булгакова о русской революции. «Белая гвардия», «Записки покойника», «Мастер и Маргарита». Комментарии. М., 1999.С.286; Сухих И. Евангелие от Михаила: 1928-1940. «Мастер и Маргарита» М. Булгакова//Звезда. 2000. С.213-225; Альми И.Л. Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» и традиции русской классики// Альми И.Л. О поэзии и прозе. СПб., 2002. С.414-421; Зеркалов А. Этика Михаила Булгакова. М., 2004. С.225-236; Ребель Г.«Что есть истина?» Истоки и смысл образа Иешуа Га-Ноцри в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»//Ф.М. Достоевский. Материалы и исследования. СПб., 2010. Т.19. С.246-258 и др.

http://bogoslov.ru/article/2837343

Часть мощей М. со времен Киевского митр. Петра (Могилы) находилась в соборе Св. Софии Киевской, для нее и др. святынь в 1824 г. был устроен ковчег в сев. стене напротив придела во имя Трех святителей Московских, Петра, Алексия и Ионы ( Евгений (Болховитинов), митр. Описание Киевософийского собора и Киевской иерархии. К., 1825. С. 47). От петровской эпохи дошел целый ряд напрестольных (воздвизальных) крестов-мощевиков, созданных в Москве и содержащих частицы мощей 3 евангелистов, в т. ч. М.: крест из церкви погоста Пятиусово Торопецкого у. Псковской губ. (кон. XVII - нач. XVIII в.), из неизв. храма (нач. XVIII в., оба - в ПИАМ), из московской ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (1701, перенесен в ц. вмч. Георгия Победоносца на Красной Горке на ул. Моховой, ныне - ГММК), из ц. Успения Пресв. Богородицы в Кожевниках (20-е гг. XVIII в., мастер Ф. Никифоров; позднее находился в московской ц. Успения Пресв. Богородицы на Рогожском кладбище). Заключавшие в себе мощи 3 апостолов и евангелистов московские кресты 1-й пол. XVIII в. могли повторять форму ватопедского «креста царя Константина» (четвероконечные, с равновеликими ветвями): крест благословенный 1-й трети XVIII в. (мастер-монограммист), напрестольный крест мастера Никифорова из Успенской ц. в Кожевниках, напрестольный крест работы мастера И. Егорова для ц. Воскресения словущего за Таганскими воротами (1748) и благословенный крест работы того же мастера (1750). Мощи М. и ап. Луки были помещены в напрестольный крест из Вознесенского монастыря в Московском Кремле (1709, мастер-монограммист ЕСБ, все - ГММК). Мощи М. находились в предметах личной святости петровского времени: в серебряном золоченом кресте-мощевике (1720, мастер Г. Ф. Копылов), в складне-мощевике (1720, мастер Алексей Авдеев Жданов), вмещавшем некогда 62 частицы вселенских и русских святых, в ковчеге для мощей с образом Иерусалимской Божией Матери на лицевой стороне (1-я четв. XVIII в.), в ковчеге-мощевике (2-я четв. XVIII в., ныне в ГММК, мощи не сохр.), служившем в 1617 г. как «моление келейное» матери царя Михаила Феодоровича, старицы Марфы Иоанновны.

http://pravenc.ru/text/2562632.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010