Сейчас Татьяне Михайловне 87 лет. Но она продолжает трудиться: хлопочет по хозяйству, в воскресные дни и праздники, если позволяет здоровье, ходит в храм, учит наших родителей житейским премудростям, а нас, своих внуков, уважать старших, помогать, ценить время, помнить историю своей страны и своего рода. Листая версты дней своей бабушки, глядя на неё, не перестаю удивляться, как такие трудности и лишения могли вынести эти хрупкие женские плечи, как она смогла пережить все это и при этом остаться человеком, на самом деле, – героическим человеком, биография которого – один большой подвиг – подвиг, длинною в жизнь. Бондарев Дмитрий. «Огоньки нашей памяти», эссе. Краснодарский край, Усть-Лабинский р-н, ст. Некрасовская, Некрасовская сельская библиотека – филиал, 7 кл, рук. Жидовинова О.В. МОЯ БАБУШКА РАССКАЗЫВАЛА… В этой черкеске и кубанке моя прапрабабушка прошла кавалеристом легендарный путь Плиевской дивизии от Кубани до Праги. Уверен, что со мной согласится каждый: самое дорогое в жизни любого человека – это твои близкие и родные люди, твоя семья, твой род. И пока он вьется извилистой ниточкой, на душе у тебя спокойно и светло. Да..., я – богатый и счастливый человек. У меня есть много-много родственников. Молодых и старых, очень старых. С моего первого дня жизни они рядом со мной. Я люблю, когда все мы собираемся за одним столом: мама, папа, дедушки.., бабушки.., прабабушки… И у каждого из них за плечами своя история, своя жизнь. Всегда с интересом и любовью смотрю на свою прабабушку. Долгую, трудную дорогу пришлось ей пройти: голод, холод война. И лет ей уже много… 97, а она такая жизнелюбивая. Удивительно, как в такой хрупкой женщине столько силы и твердости. Я люблю ходить к бабушке Маше в гости, люблю слушать ее воспоминания. В ее домике, как в музее, много вещей, которыми мы дорожим. Это семейные реликвии – огоньки нашей памяти, которые бережно храним в сердце и не даем им угаснуть. У нас хранится бабушкина черкеска и кубанка. В 1946 году она в этой красивой форме пришла с войны. Бабушка очень бережно относилась к своей форме, поэтому и сохранилась она в хорошем виде. Я иногда надеваю черкеску и удивляюсь: «Какая же ты бабушка была тоненькая, если твоя форма мне в пору». Баба Маша прошла в этой военной одежде суровыми фронтовыми дорогами. Иногда мне кажется, грубое черное сукно пахнет пороховым дымом. Я нежно глажу рукой черкеску военных лет и тихо говорю: «Спасибо, что ты согревала мою бабушку в холодные осенние ночи. Я буду хранить форму бабушки всегда, а когда вырасту, расскажу всё-всё моим детям». Чтобы помнили!

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/06/po...

В Житомире я пробыл недолго и в начале декабря выехал в Луцк. К тому времени сформировалась особая армия — под командой генерала Балуева, объединявшая гвардейские полки. Балуев командовал раньше 17-й дивизией, расквартированной в Холме и мы с ним были приятели. Я посылал его дивизии подарки на фронт. Теперь он просил меня объехать полки особой армии. Я прибыл в Луцк, где находился ее штаб. Город был переполнен ранеными. Лазаретов было множество (как вообще во всех городах на третий год войны). Я начал объезжать их, обходил раненых, раздавал им крестики, беседовал с ними, случалось, шутил. Помню, как-то раз подъезжаю я к лазарету, смотрю, германский аэроплан над головою кружится… Едва успел войти — раздался оглушительный удар. На улице разорвалась сброшенная с аэроплана бомба. Взрывом убило двух солдат, которые везли воз сена, а моему шоферу-солдату все лицо засыпало осколками. Я получил Георгиевскую медаль за опасность, которой подвергся. В одном из лазаретов со мной произошел смешной эпизод. Я дал крестик молодому красивому солдатику. Беседую с ним, глажу по голове, целую, стараюсь его ободрить, а кругом все смеются… В чем дело? Оказалось, что солдатик — женщина-доброволец. После лазаретов я объехал полки; видел атаки аэропланов и обстрел их из пушек. Отъезд мой из Луцка совпал со следующим обстоятельством. Я приехал на вокзал, купил газету, развернул ее — и вижу заголовок: " Убийство Распутина " … Первое впечатление, которое не изгладилось и впоследствии, — вздох облегчения. Темная сила отошла… По возвращении в Житомир я стал готовить рождественские подарки для фронта. Повез их преосвященный Аверкий, сменивший епископа Гавриила. Во время моих галицийских поездок наши отношения с преосвященным Гавриилом натянулись. Он был самолюбив, это создавало вечные конфликты, затруднявшие работу. В Петрограде я говорил о создавшемся невыносимом положении, и епископа Гавриила назначили в Челябинск. Его место занял ректор нашей Житомирской семинарии, милейший, кроткий, добрый архимандрит Аверкий. Смена произошла в то время, когда я жил в г. Дубно. Хиротония состоялась в Житомире. Я возглавлял это торжество. Прошло оно тихо, почти без гостей. Присутствовали лишь епископ Фаддей и старший брат архимандрита Аверкия — епископ Пахомий (викарий в Чернигове), которого приятели прозвали " циклопом " . Будучи студентом Казанской Духовной Академии, в припадке фанатического исступления он обжег себе глаз на лампадке. Этот порыв изуверской ревности о спасении обезобразил его физически, лишил его на этот глаз зрения, но душа у него осталась по-прежнему прекрасная. Прямолинейный, добрый человек, он добродушно отшучивался, когда кто-нибудь напоминал ему о причиненном себе увечье.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Возвращаюсь к мулу, стоит. Может, пощиплет травку и пойдет. Мул наклонил голову, взял в рот какую-то смолу, или, обугливавшийся по краям корень, подержал во рту и выплюнул. Что он этим хотел сказать, я не понял. Посылаю Никиту, чтобы угостил его чем-нибудь вкусненьким и застимулировал дальше показывать нам путь. Мул стоит, ни с места. Мне не терпится добраться до о. Салафиила. Ждать нет времени, скоро стемнеет. Да и мало ли какие заскоки могут быть у родственника ослов. Возвращаюсь к мулу. Глажу, упрашиваю двигаться дальше, ни с места. Тогда беру свой рюкзак. А то загуляет снова где-нибудь с моими вещами, документами, посылками. Стой сколько хочешь, говорю, У нас нет времени изучать особенности твоего характера. И отправляемся на самостоятельный поиск своего дальнейшего пристанища. Пролезаем по узким, плохо протоптанным, тропинкам дальше, видим поблизости похожие на келью Климеев домики и ограждения. Мне казалось, попади рядом к искомому месту, то сразу узнаю. Тем более недавно смотрел небольшой фильм о. Салафиила «Таинственное место обретения чудотворной иконы…» и там была показана памятная калитка-вход в Рождественскую келью Климеев. А тут! …Как будто глаза и память затуманила пелена. Монахи, наверное, отдыхают в своих кельях-закуточках перед ночной службой. Внизу услышал какое-то движение. Один из старых монахов выходил по своим делам. Спускаюсь и обращаюсь к нему. Геронта! Где брат Василий или Салафиил? Он гостеприимно улыбается и уходит звать других келиотов. Приходят три монаха вместе с ним. Один говорит по-русски. Спрашивает — кто мы такие? Да многое переменилось за семь лет, когда мы также под вечер прибрели сюда. Объясняю, кто мы и откуда, он понимающе кивает головой. Показывает место нашего расположения и отдыха. Зажигает керосиновую лампу, но мы отказываемся из-за тяжелого запаха. Он ропщет, что хорошего керосина сейчас невозможно найти. Позвонили о. Салафиилу, он сказал, что он идет к нам. Нас приглашают в храм на повечерье. Молимся с братьями в уютном скромном храме с шестью стасидиями, расположенными по три, по левой и правой стене.

http://azbyka.ru/palomnik/blogs/vizantij...

Например, мама варит суп, а ребенок хочет лепить белку. Можно сказать: «Грей пластилин, неси дощечку, а я пока порежу в суп морковь, заодно потом и с белкой поделюсь. Принес? Катай колбаску». (Отвлекшись от супа на пару минут, можно успеть показать весь дальнейший процесс.) И вот, слепив белку, дитя уже хочет изготовить клетку, «чтоб не убежала». Элементарно! Тут же даем «творцу» ворох горелых спичек или ватные палочки (можно и зубочистки, но это опасно). Показываем, как из шарика пластилина сплющить основание клетки, и пять минут спокойно режем капусту, пока чадо втыкает в основание спичечные «прутья» и прилаживает сверху пластилиновую «крышу»… Чаще всего после такого небольшого, но своевременного развивающего импульса ребенок самостоятельно переходит к «драматургической» игре, разыгрывая с братьями и сестрами сценки и целые истории со своей белкой до тех пор, пока хвост не отвалится…      Для обучения рисованию в дошкольном возрасте требуется вообще немного: почти свободный доступ к разным художественным материалам и готовность мамы изредка показать ребенку новую технику: рисунок карандашом и пастелью – на белом и цветном фоне; красками – кистью, пальцем и кусочком губки для посуды; аппликацию; «рисование» из пластилина; превращение шишки в «ежика» и т.п. А также требуется смелость. Дело в том, что дети часто ставят перед собой и мамой сложные творческие задачи («Хочу нарисовать, как фламинго рыбу ловит, а я его глажу по спинке!»). Мама может испугаться: «Я сама-то не умею!» – и ответит: «Подожди, мне некогда». Но у большинства детей, которые с двух лет привычны часто «малевать», годам к пяти просыпается интуитивное умение фиксировать на бумаге основные признаки и пропорции предмета. Важно только показать ребенку принцип рисования с натуры – и вскоре он уже сам запросто нарисует любое животное, стоит только ему посмотреть на соответствующую фотографию. Есть у детей (по крайней мере, у тех, кто не смотрит мультфильмы в современном безумном колорите) и врожденное чувство цвета: если их не сбивать и не «подсказывать», они мастерски используют в работе дополнительные (контрастные) цвета. На всякий случай можно специально познакомить дитя с принципами контраста: например, в аппликации вырезать желтые предметы для синего фона, оранжевые для фиолетового и т.п. Но если родитель сомневается в своем чувстве цвета, можно просто купить качественные краски и вполне довериться ребенку…

http://pravoslavie.ru/75887.html

Один из играющих становится водящим. Он выходит из комнаты. В его отсутствие дети договариваются о том, какие действия будут изображать. Водящий возвращается и обращается к ним с такими словами: – Здравствуйте, дети! На вопрос мне ответьте: – Что вы делали сегодня? Дети отвечают: «Что мы делали, не скажем, но сейчас тебе покажем!» И начинают изображать любые действия (плавают, подметают, играют на скрипке). По их движениям ведущий угадывает, чем они занимались. Если угадает – то выбирают другого ведущего, а если нет – то водящий снова удаляется и дает играющим возможность задумать другое действие. К нам приехала тетушка Эту игру придумали в Эстонии. Дети садятся в круг. Один из участников начинает игру, обращаясь к соседу справа: «К нам приехала тетушка из Таллина». Сосед спрашивает: «А что привезла?» Начавший игру отвечает: «Веер» – и помахивает рукой, изображая веер. Все участники должны повторить это движение. Затем сосед справа продолжает игру, обращаясь со словами о тетушке к своему соседу, между ними происходит тот же диалог, но тетушка каждый раз должна приезжать из другого города или страны и привозить новый предмет, а движения не должны повторяться. В конце игры ведущий спрашивает у участников: «Откуда тетушка что привезла?» Игроки должны ответить, изобразив соответствующие предмету действия. Изобрази! Выбираем двух участников и предлагаем им изобразить мимикой, движениями, жестами: 1) больного на приеме у врача; 2) пассажира, ждущего автобус на остановке в сильный мороз; 3) персонаж известной сказки; 4) тарзана; 5) ученика-выскочку. Желательно, чтобы участники не видели друг друга. Зрители оценивают, у кого получилось убедительнее. Что это, кто это? По желанию выбираем участников. Каждому из них даем задание – движениями и жестами изобразить какое-либо действие, например: 1) я держу на руках и глажу котенка; 2) я леплю пирожки из теста; 3) я глажу белье; 4) я чищу картошку. Зрители должны угадать, что делают участники. Побеждает тот, чьи действия были убедительнее.

http://azbyka.ru/deti/razvivayushhie-igr...

Без терпения и любви не устоять ни одной семье, ни одному народу, ни одному государству. Ошибочно при этом полагаться только на внешние силы и обстоятельства. Необходимо еще наличие внутреннего содержания, духа. «Единство, – возвестил оракул наших дней, – Быть может спаяно железом лишь и кровью…» Но мы попробуем спаять его любовью, – А там увидим, что прочней»…. Эти строки Федора Ивановича Тютчева можно считать пророческими. Еще во второй половине XIX века (в 1870 г.) в них великий поэт предсказал Первую и Вторую мировую войны, в которых испытание на прочность проходили два единства – «железом и кровью» и «любовью». Ответ на пророческое стихотворение Тютчева был дан в мае 1945 г. водружением Знамени Победы над Рейхстагом. Единство любви победило единство «железа и крови». И в семейной жизни никакой диктат, никакое насилие не способно сохранить единства в той мере, в той степени, в которой на это способны терпение и кротость. Поэтому в заповеди блаженными названы не сильные и властные, а кроткие, ибо «они наследят землю». Друг к другу в семейной жизни следует относиться мудро. Не стоит забывать о том, что в каждом человеке есть достоинства и недостатки. То, что вы стали замечать определенные недостатки в характере своего супруга или супруги, которые для вас раньше были незначимы, не означает, что этот человек лишился всех положительных качеств. Просто вы стали к ним относиться по-другому. Следует научиться воспринимать его (или ее) реально, со всеми особенностями характера, что порой бывает трудно, не пытаться насильственно переделывать другого человека на свой лад. Без терпения и любви не устоять ни одной семье, ни одному народу, ни одному государству В этом вам может помочь притча «Молоток и Море»: «Однажды Молоток спросил у Моря: – Почему у тебя камешки такие гладкие, а у меня такие острые? – Потому что ты по ним бьешь, а я их глажу, – ответило Море». С другой стороны, редко встречаются семьи, в которых не бывает конфликтов. Говорят, что «нет худа без добра». Если конфликты не становятся повседневным фоном жизни, то могут сыграть даже положительную роль.

http://ruskline.ru/opp/2021/02/04/blazhe...

Рубинштейн объяснял близким, что это ему нужно для того, чтобы знать – покупать ли в Минской губ. леса или нет? Вернувшись, Распутин, будто бы, рассказывал сыщикам, приставленным к нему («надо сказать, что трезвый он ничего не рассказывал»): «приезжаю я в Царское – вхожу: папашка сидит грустный. Я его глажу по голове и говорю: «что грустишь?». Он говорит: «все мерзавцы кругом». Сапог нет, ружей нет – наступать надо, а наступать нельзя... «Когда же будешь наступать», – спрашивает Распутин. «Ружья будут только через два месяца: раньше не могу». «Нужны ли Рубинштейну, – добавлял Хвостов, – эти сведения, чтобы купить лес или чтобы по радиотелеграфу сообщить в Берлин, и чтобы потом могли послать 5–6 корпусов на верденский фронт – это трудно установить». 100 Чернов почти текстуально повторяет то, что писала Гиппиус в своем этюде «Анин Домик». Писательница исходила из теоретической предпосылки, что немцы слишком точно знали русские «секретные планы», и слишком «последовательны были русские неудачи». Очевидно, немцам сообщали «конфиденциальные планы», с большими подробностями. Отсюда следовал голословный вывод, что «кое-что» может быть отнесено на Гришкино «пьяное бахвальство», где-нибудь на Вилле Родэ и тд. 102 Припомним, что о возможности немецких бомб говорила А.Ф. и в более ранних письмах, убеждая Царя выезжать, никого не предупреждая: «3 простых автомобиля не будут особенно заметны». 103 Среди разговоров о «дворцовом заговоре» фигурировал проект бомбардировки царского поезда с аэроплана. (См. «На путях к дворцовому перевороту»). 105 Чернов изобразил так, что А.Ф. дает директивы, называя даже соответствующие военные части. Фантазия человека, не потрудившегося обратиться к подлиннику! 106 «Друг» нашел, напр., что старого Фредерикса не надо брать в Ставку – «все может случиться». «Он может внезапно принять тебя за кого-нибудь другого (напр. за Вильгельма) – и выйдет скандал». «Я не знаю, почему Он это говорит» (8 ноября 15г.). Из воспоминаний Мосолова явствует, что престарелый министр Двора после кровоизлияния в мозг временами терял совершенно память и действительно никого не узнавал.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Фото: instagram/fiverprimorye Одевают детей на улицу тоже по очереди, начиная с самых шумных и непоседливых. Когда детям было два месяца, бабушка уехала, Александр еще не вышел в отпуск по уходу за детьми, и Анастасия целых три месяца была с ними одна. – Сама не знаю, как я продержалась, потому что мы живем в собственном доме, надо было и печку топить. Была зима, я детей одевала, открывала в комнате окно, так и гуляли по три часа. Естественно, дом за это время выстужался, окна закрывала и бежала печку затапливать. Целый день Меркуловых посвящен в основном детским делам. Но есть и время, чтобы поговорить – вечер. И в этом тоже помогает режим. – Вечером, когда мы уложим детей спать (строго в девять), у нас есть два часа, мы и еду спокойно приготовим, и поговорим. Готовят супруги оба, когда кому сподручнее, другой в этот момент с детьми. А порой, например, Александр занимается ремонтом, Анастасия готовит, дети играют рядом, под присмотром. Фото: instagram/fiverprimorye – Спят малыши тоже по-разному. Когда-то спят хорошо, иногда – нет, особенно если зубки режутся и они плачут ночью. Тогда, если три часа поспим, уже хорошо. Вообще, мне кажется, если дети растут вместе, они не так восприимчивы к крику других детей. Хотя, бывает, начинают все разом кричать, и мы вдвоем с мужем бегаем от кроватки к кроватке. Болеют дети чаще всего тоже одновременно, один раз даже все пятеро лежали в больнице с мамой. Постепенно малыши начинают осваивать окружающее пространство. Меркуловым в этом смысле проще – они живут в собственном доме, так что во дворе папа огородил безопасное место, где они могут гулять. Но им уже мало отведенного места, они все больше и больше хотят узнавать мир. – Сейчас за детьми нужен глаз да глаз, так и норовят куда-то залезть, потому не расслабишься. Стало легче в том смысле, что уже нет грудного вскармливания. Да и то, что дети скоро пойдут, – большой плюс. У меня позвоночная грыжа, из-за которой сложно таскать подросших детей, тем более по двое, так что будет лучше, когда они «слезут с рук». Да, начнут бегать – разбегаться, но у нас убегать особо некуда, свой двор, делаем его максимально безопасным. Я заморачиваюсь и глажу все детские вещи

http://pravmir.ru/vyihodi-tam-tebya-pyat...

Это понятно мне сразу, без уточнений. То же странное чувство стыда и личной ответственности я испытала летом тридцать седьмого в Бутырках, попав в камеру к иностранным коммунисткам. Я глажу Таню по костлявому, совсем неживому плечу и тихонько шепчу: – Понимаю, Танюша. Мне самой в Бутырках до смерти стыдно было перед Кларой. Немецкая коммунистка… Чудом вырвалась из гестапо. Все мне казалось: я в ответе за то, что она в Бутырках. Духота сгущается, становится скользкой. Ее можно пощупать. Как назло, июль все жарче. Крыша седьмого вагона раскалена, не успевает остыть за ночь, не помогает и то, что на ходу поезда двери вагона закрыты неплотно и в широкую – с ладонь – щель пробивается ветерок. Перед каждой остановкой на станциях, когда состав еще больше замедляет свой черепаший ход, конвоиры идут вдоль вагонов (вдвое быстрее поезда), захлопывают до отказа двери, укрепляют дверные болты. Потом, отъехав от станции, поезд снова останавливается в чистом поле и конвоиры восстанавливают спасительную щель в двери. Сидеть у этой щели можно только в порядке строгой очереди. Остальные, кому не дошел черед ни до оконца, ни до дверной щели, лежат обессиленные на нарах, избегая лишний раз пошевелить растрескавшимися губами. В головах у каждой – неуклюжая глиняная кружка, похожая на детскую песочницу. Она – источник страшных волнений. Как уберечь воду от расплескивания? При толчках вагона. При неосторожном движении соседок. Некоторые предпочитают выпить всю дневную порцию с утра. Те же, кто бережет воду, чтобы время от времени пропускать по глоточку до самого вечера, – не знают ни минуты покоя. Все смотрят на кружку, дрожат за нее. То и дело возникают конфликты, грозящие полным разрывом отношений между вчерашними друзьями. Теоретики седьмого вагона – Сара Кригер и Лена Кручинина – лежат сейчас спинами друг к другу. Не разговаривают. Кровная вражда. Сара полезла в карман своего бушлата, чтобы достать бинтик, выпрошенный еще у ярославской медсестры. У Сары в кровь стерты ноги. Из-за бахил. Она маленькая, ей надо тридцать третий номер, а выдали мужские – сорок четвертый. Полезла, да и толкнула локтем Ленину кружку. Пролила часть воды. Порядочно. Со столовую ложку. Вспыльчивая Лена чуть не ударила Сару. Та округлила глаза, зашелестела громким шепотом, перекатывая во рту картавое «рр-р»:

http://azbyka.ru/fiction/krutoj-marshrut...

Фото: freepik.com «Если я еще не совсем взрослый, Дед Мороз мне что-нибудь подарит. А если уже взрослый, то… все» Мой 9-летний сын впервые не написал новогоднее письмо 23 декабря, 2021 Мой 9-летний сын впервые не написал новогоднее письмо Фото: freepik.com В этом декабре мой девятилетний сын впервые не написал письмо Деду Морозу. Не составил список подарков, из которых добрый волшебник должен выбрать на свое усмотрение. Не караулил морозилку, уже забрал этот зимний партизан мое послание или нет. Лёля Тарасевич — Фух, — обрадовалась я, — одной головной болью меньше. И усвистела по многочисленным делам. Декабрь же. Цейтноты, дедлайны и прочие иностранные слова, обозначающие крайнюю степень задолбанности. Тоже мне мать! Да еще и психолог! Где чуйка? Где опыт? Усвистела она… А тут ему вчера задали вопрос. Простой такой. Детский. Обычный. Мол, написал ли ты письмо Деду Морозу? Нет, говорит ребенок, не написал. Если я еще не совсем взрослый, то Дед Мороз сам мне что-нибудь подарит. А если уже взрослый, то… всё. На последнем слове голос предательски дрогнул, хоть никто и не заметил. А я заметила. Потому что все-таки мать. Да еще и психолог. Есть чуйка, есть опыт. — Кажется, эта тема тебя зацепила… — бросаю я пробный камень. И тут же он обнимает подушку и усиленно кряхтит, чтобы не плакать. А потом все-таки плачет. Я сижу рядом и молча глажу пятку — единственное, что мне доверили гладить в момент грусти и печали. Раньше мне было очень сложно вот так. Молча. Долго. Монотонно. Было ощущение, что на ладони тут же натирается мозоль от глаженья. Пошли я быстро сейчас решу твои проблемы, куплю тебе игрушку, выдам петушок на палочке, но больше не буду вот так сидеть. А сейчас я могу. Сначала выслушать. Потом разделить чувства. Быть рядом. Давать время и пространство. Ему для слез, себе для подумать. И только потом говорить. — Тебе очень хочется уже быть взрослым. И ты себя чувствуешь взрослым. Но тебе кажется, что со взрослыми не случается чудес. Так я поняла? Это тебя так печалит?

http://pravmir.ru/esli-ya-eshhe-ne-sovse...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010