—120— 1891 года за 4155. 3) По § 81 лит. в п. 6 академического устава удостоение степени доктора значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении экстраординарного профессора Академии по кафедре метафизики и логики, магистра богословия, Алексея Введенского в степени доктора богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод – десять экземпляров диссертации профессора Введенского и копии с отзывов о ней ординарного профессора Академии Сергея Глаголева и экстраординарного профессора Ивана Андреева . VII. Прошение помощника секретаря Совета и Правления Академии, кандидата богословия, Михаила Бенеманского: «Имею честь покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии разрешить мне переработку кандидатского моего сочинения под заглавием: « πρχειρος νμος Василия Македонянина» для представления на соискание степени магистра богословия». Справка: 1) Указом Святейшего Синода от 5 июня 1895 года за 2565 Советам Академии предписано: «дозволять удостоенным степени кандидата переделывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации с большой осторожностью и не иначе, как с особого разрешения Епархиального Архиерея». 2) Кандидатское сочинение г. Бенеманского отмечено было высшим баллом 5. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством о разрешении помощнику секретаря Михаилу Бенеманскому переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра богословия. VIII. Записки профессоров и преподавателей Академии П. Цветкова , А. Шостьина , А. Спасского и Е. Воронцов а о выписке книг, которые они считают нужным приобрести для академической библиотеки. Определили: Поручить библиотекарю Академии Константину Попову выписать для академической библиотеки, по справке с ее наличностью, означенные в записках книги и о последующем представить Правлению Академии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Его посетила жена патрикия и магистра Стефана, отравленная своими служанками и тронувшаяся в уме. Потратив много денег на докторов, но безуспешно, она была приведена к святому: Иоанникий помолился, сотворил крестное знамение и отпустил её здравою, запретив ей искать людей, ей повредивших, напротив простить всех. 462 Быть может здесь мы видим того магистра Стефана, о смерти жены которого писал Феодор Студит . 463 Затем инок Стефан, состоявший нотарием 464 стратига Ольвиана (λβινος), прибыл к святому. Иоанникий однажды сказал Стефану: надо бодрствовать, ибо неизвестно, когда придет Господь. Через восемь дней Стефан скончался. Затем посетил святого инок Фома с игуменом Евфимием, сыном патрикия и магистра, и выслушал от него, что жизнь коротка, протекает как сон: через 25 дней он скончался (§ 35). 465 С появлением при имп. Феофиле иконоборчества много епископов и игуменов бежали со своих мест в горы. Евстратий, настоятель Агаврского монастыря, был смещен и заменен одним из Агаврских монахов – Антонием. Три раза Иоанникий увещевал его, но Антоний все пребывал в ереси. Наконец святой поднялся к Антонию в четвертый раз и пригрозил ему приближением смерти через 40 дней. Антоний заболел болью в груди или в желудке (τ μισυ μρος το σματος), был поднят как труп и через 40 дней скончался (§ 36). 466 Константин, ипатик, пришел однажды к Иоанникию. Дорогою он прибил Иоанникиева пастуха. Святой заметил, что ипат (κρι πατε) поступил не хорошо, прибив пастуха. Когда сын ипата Никифор явился к Иоанникию, святой спросил его о его отце, на что Никифор только картавил. Иоанникий просил его произнести слово ρφα, и Никифор говорил λφα. Святой помолился над больным, после чего Никифор стал произносить слово правильно: ρφα и пр., и затем вернулся домой (§37). Во время постройки храма во имя Иоанна Предтечи в Антидиевом монастыре, Иоанникий пришел взглянуть на работу. Монах Антидиева монастыря Иоанн 467 сообщил народу, что святой пойдет вместе с ним. Но вот Иоанн прошел, а Иоанникия, шедшего с ним, народ не видел: по словам святого, это была воля Божия (§38).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

Блюм Федор Александрович, петербургский ювелир — 187 Бобринский Алексей Васильевич (1831–1888) — граф; московский губернский предводитель дворянства (1875–1884); член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); член Государственного совета — 244, 254, 255, 268 Богарне, родственница Наполеона III — 86 Богданов, регент хора собора Святой Троицы Александро–Невской лавры — 198 Богданова Александра Афанасьевна — член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); жена штабс–ротмистра — 248 Богданович Евгений Васильевич (1829–1914) — генерал; член Совета министра внутренних дел; староста Исаакиевского собора; литератор — 189, 209, 213, 214, 218 Боголюбский Александр Михайлович — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1875); смотритель московского Донского Духовного училища — 289 Богомолов — учитель русского языка в Токийской школе иностранных языков — 174 Богословская Мария Михайловна — см. Лебедева М. М. Богословский Михаил Измайлович (1807–1884) — выпускник (со степенью магистра) Московской Духовной академии (1831), профессор этой академии (1840–1842), доктор богословия (с 1858 г.); протоиерей и законоучитель Училища правоведения (1835–1865); главный священник армии и флота (1865–1871); настоятель Архангельского собора (с 1871 г.), протопресвитер Большого Успенского собора и член московской Конторы Святейшего Синода (с 1879 г.) — 172, 258, 259, 265, 278, 295 Богоявленская, акушерка — 231 Болотов Василий Васильевич (1853–1900) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1879), профессор этой академии в 1880–х гг. — 99 Борисовский Николай (Никонор) Мартиньянович — мануфактур–советник Московского отделения Совета торговли и мануфактур, почетный гражданин; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.) — 252, 254 Бороздин — 307 Бортнянский Дмитрий Степанович (1751–1825) — композитор, директор Придворной певческой капеллы — 218 Боткин Петр Петрович (? –1907) — московский купец, коммерческий советник, почетный гражданин, член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); директор Товарищества Ново–Таволыжского свеклосахарного завода; гласный Московской Думы; староста кафедрального собора Христа Спасителя — 254, 288

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Совет академии нашел защиту диссертации удовлетворительной и постановил просить митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Палладия ходатайствовать пред Святейшим Синодом об утверждении диспутанта в искомой им степени-магистра богословия» (С. 16). Однако, — как писал в своих «Воспоминаниях старого профессора» А. Л. Катанский, — «по протесту из Москвы, поддержанному синодальными светскими властями», движение дела было остановлено. «Указом Святейшего Синода от 4 февраля 1895 года отклонялось ходатайство об утверждении Аквилонова в степени магистра. Прилагались отзывы митрополита Московского Сергия (Ляпидевского) и преосвященнейшего Сильвестра, ректора Киевской академии, содержавшие критику диссертации Аквилонова. «Решался, — пишет А. Л. Катанский, — немаловажный вопрос о догматическом определении Церкви. Митрополит Палладий (Раев), вместе с некоторыми из иерархов — архиепископом финляндским Антонием (Вадковским), епископом Костромским Виссарионом (Нечаевым) — стоял на стороне нового определения, намеченного в диссертации Е. П. Аквилонова, другие же (они были в большинстве) — на стороне старого» [ 149 ]. Е. П. Аквилонову пришлось писать вторую диссертацию. В 1896 году Аквилонов был удостоен степени магистра богословия за новое сочинение: «Новозаветное учение о Церкви. Опыт догматико-экзегетического исследования», которое было довольно значительной переработкой первого сочинения [ 150 ]. В своих трудах Аквилонов предложил несколько определений Церкви. Характерной особенностью этих определений является выражение (ныне весьма распространенное) «Богочеловеческий организм» . Одно из определений Аквилонова таково: «Церковь есть Богочеловеческий организм, возглавляемый Самим Господом Иисусом Христом и одушевляемый Святым Духом… основанный и управляемый Господом, по воле Бога Отца и состоящий из всех на небе и на земле верующих, стремящихся к вечной жизни во блаженном единении с Триединым Богом, а в Нем и между собой» . А. Л. Катанский сообщает, что «на основании диссертации Аквилонова преосвященный Виссарион (Нечаев) предложил следующее определение Церкви: Церковь есть от Бога установленное общество людей, соединенных в земной жизни православной верой, законом Божиим, священноначалием и таинствами, и находящихся под единым Главой Господом Иисусом Христом в союзе с ангелами и скончавшимися в истинной вере и святости людьми. Однако заявление преосвященного Виссариона о желательности исправления существующего в православном катихизисе определения Церкви было оставлено без последствий. 27. Кафоличность (или соборность) Церкви

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

—55— рика. Можно с нею не соглашаться, но в таком случае считаться с нею необходимо. Нельзя, далее, не указать в качестве недостатка исследования г. Тихомирова – на крайнюю специализацию предмета, допущенную автором, вероятно, ввиду стремления его к научной точности и – вследствие сего – на некоторую неполноту исторического освещения исследуемого предмета, а именно: почитая (на наш взгляд не совсем верно) образование Галицкой митрополии и борьбу за права её делом политики галицко-русских, литовских и польских князей, г. Тихомиров оставляет совсем в стороне изображение религиозной жизни православного народа, населявшего древнюю Галицию, внутреннее церковное устройство её за рассматриваемое время. Быть может, обратив внимание на эти обстоятельства, автор в них указал бы более глубокие и естественные причины происхождения Галицкой митрополии и её странной судьбы, чем какие им указаны. Во всяком случае, восполнив этот пробел в своей книге, автор с большим, чем какое имеет теперь, правом назвал бы свою книгу историей Галицкой митрополии. Тем не менее, и в предлежащем виде признаю сочинение г. Тихомирова серьёзным, не бесполезным в научном отношении и достойным допущения к защите на соискание учёной степени магистра богословия». Справка : 1) По § 29 Положения об испытаниях на учёные степени «если диссертация будет признана удовлетворительной, то Совет допускает кандидата к публичной её защите». 2) По § 32 того же Положения «ищущие степени магистра обязаны представить ректору академии по крайней мере за две недели до защиты 50 экземпляров напечатанной диссертации», что г. Тихомировым и исполнено. Определили : 1) Допустить преподавателя Починковского духовного училища, кандидата богословия, Никандра Тихомирова к защите его диссертации на степень магистра богословия. 2) Официальными оппонентами при защите диссертации назначить ординарных профессоров Василия Ключевского и Николая Заозерского . 3) Предоставить о. ректору академии войти в соглашение с маги- —56— странтом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Справка : 1) Устава духовных академий § 66: «Профессоры Академии должны иметь ученую степень доктора богословских наук. – Примечание. Экстраординарными профессорами могут быть и лица, имеющие степень магистра богословия». – 2) По § 110 лит. в. п. 2 того же устава «избрание кандидатов на должности доцентов и профессоров» значится в числе дел Совета Академии, представляемых чрез местного Епархиального Архиерея на утверждение Св. Синода. Определили : 1) Об утверждении и. д. доцента Академии священника Е. А. Воронцова в ученой степени магистра богословия внести в послужной его список и выдать ему установленный диплом па означенную степень. – 2) Избрать и просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении со дня избрания, т.-е. с 1 сентября 1910 года, исправляющего должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии, магистра богословия, священника Е. А. Воронцова в звании экстраординарного профессора Академии. IV. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1910 г. Авг. 18. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 17 августа за 10964: «По указу Его Императорского Величества, Святей- —306— ший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 21 минувшего Июля за 227, по ходатайству Совета Московской духовной академии о разрешении оставить студента III курса названной академии Николая Кронтовского, пробывшего, по причине болезни (neurasthenia gravis), в течение двух учебных лет в доме родителей, в числе своекошных студентов означенного курса на третий год. Приказали: Не усматривая оснований, как по уставу духовных академий 1884 г., так и по новому академическому уставу, к удовлетворению ходатайства Совета Московской духовной академии об оставлении студента Николая Кронтовского в числе студентов III курса на третий год и принимая во внимание тяжелый характер болезни названного студента, Святейший Синод определяет: изъясненное ходатайство отклонить; о чем послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XIII. Прошение бывшего И.Д. доцента Академии по кафедре латинского языка (ныне, за закрытием названной кафедры, состоящего за штатом), кандидата богословия, С.П. Знаменского: «Представляя при семь (в рукописи) сочинение под заглавием: «Древнехристианские латинские надгробия и их формулы», прошу Совет Академии принять его на рассмотрение в качестве диссертации на степень магистра богословия». Справка: По § 110 лит. а п. 16 устава духовных академий «распоряжение о рассмотрении диссертаций на ученые —45— степени и оценка оных» значится в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею. Определили: Магистерскую диссертацию кандидата богословия С.П. Знаменского передать на рассмотрение экстраординарному профессору Академии по кафедре греческого языка С.И. Соболевскому. XIV. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом вышеозначенной магистерской диссертации кандидата богословия С.П. Знаменского он назначает члена Совета – экстраординарного профессора по кафедре греческого языка с библейской археологией священника Е. А. Воронцова. Определили: Принять к сведению. XV. Прошение законоучителя Одесской 2-й мужской гимназии священника Александра Введенского : «Честь имею покорнейше просить Совет Московской Духовной Академии возвратить мне обратно сочинение мое, поданное мною на соискание степени магистра: «Комментарий 4:1–16 ст. кн. Бытия». Определили: Сочинение священника А. Введенского под вышеуказанным заглавием возвратить автору и дело о соискании им степени магистра богословия считать прекращенным. XVI. Телеграмму Преосвященного Ректора С.-Петербургской Духовной Академии Епископа Георгия: «Глубоко скорбя о смерти незабвенного знаменитого историка русской церкви, бывшего профессора Московской Духовной Академии и почетного члена С.-Петербургской Духовной Академии, академика Евгения Евсигнеевича Голубинского , С.-Петербургская Духовная Академия выражает Московской Академии свое искреннейшее соболезнование».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) Проедр. Этот чин, по словам Зонары, 1114 явился при Никифоре Фоке и первый был возведен в него Фокой паракимомен Василий. В наш период упоминаются следующие проедры: евнухи Николай, Никифор и Симеон при Константине VIII, 1115 евнух Феодор при Феодоре, 1116 Роман Склир при Мономахе и Стратиотике, 1117 Феодосий Мономах, 1118 Константин Лихуд и Феодор Алопос, послы Стратиотика к Комнину, 1119 Михаил Пселл , тоже посол, чин, вероятно, получивший при Комнине, 1120 Константин Дука перед возведением на престол, 1121 претор Ксир, 1122 Павел Катепан, 1123 Феодор Али-ат, приверженец Романа Диогена, 1124 Алексей Комнин при Парапинаке, 1125 Константин Хиросфакт и Михаил Атталиот при Вотаниате. 1126 Диоген возвел в чин проедра турка Хризоскула, победителя Мануила Комнина. 1127 7) Магистр. Это слово, некогда обозначавшее должность, гражданскую или военную, 1128 в XI в. имело титулярное значение. Чин магистра имел при Константине VIII Прусиан Болгарин. 1129 В этот чин возведены были при Михаиле Пафлагоне: Алусиан за услугу, оказанную грекам в борьбе с болгарами, 1130 » и племянник царя Константин; 1131 при Калафате Георгий Маниак; 1132 при Мономахе: Роман Склир, 1133 итал Аргир по прибытии в Византию, 1134 Михаил Ясит. 1135 Упоминаются магистры при Мо-номахе: Василий Феодорокан, 1136 Константин Аррианит, 1137 Иоанн, заведовавший прошениями, 1138 Константин Алан; 1139 при Стратиотике: Никифор Вотаниат, 1140 Михаил, сын Анастасия, Исаак Комнин и Катакалон Кекавмен. 1141 Последние два просили Стратиотика повысить их в следующий чин проедра, но просьба не была уважена. Евдокия возвела в магистры Романа Диогена, 1142 Диоген – Петра Ливеллия, укрепившего Иераполь. 1143 При Романе Диогене в чине магистра состояли: Никифор Вриенний, 1144 Василакий, 1145 Евстратий Хиросфакт. 1146 Носили еще этот чин: Константин Керулларий, 1147 Епифаний Филарет (современник Пселла), 1148 Михаил Атталиот до возведения в проедры. " 1149 Чин давался также иностранным князьям. При Романе III он дан был Димитрию, сыну Георгия-абасга и Алды-аланки, 1150 при Михаиле Пафлагоне эмиру Сицилии Абулафару Мохамеду, заключившему мир с Византией, 1151 при Константине Мономахе Какигу после уступки им Ания, 1152 при Константине Дуке венецианскому дожу Доминику Контарено. 1153 Просил Стратиотика дать ему чин магистра и норманн Эрве, но получил отказ. 1154

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

—93— Второй премии (в 300 руб.) удостаиваются лучшие из сочинений, написанных на степень магистра, если эта степень получена в Московской Духовной Академии, и, если автор сочинения окончил курс в сей же Академий». б) п. 6: «Сочинения, написанные на степень магистра, хотя бы авторы их состояли в числе наставников Московской Духовной Академии, не могут быть представляемы на первую премию, ни полную, ни половинную, а только на вторую; а сочинения, написанные ими на степень доктора, могут»; в) п.п. 13–15: Чрез два месяца после январского заседания Совета, в мартовском заседании происходит обсуждение достоинства представленных на премию сочинений и присуждение самых премий. Если в распоряжении Совета есть сумма для того, чтобы назначить кроме полной премии половинную, то Совет может в том же заседании назначить за сочинение второе по достоинству половинную премии. В том же заседании Совета решается вопрос, какое из сочинений, написанных на степень магистра, заслуживает премии». Определили: 1) Премию из процентов с капитала Митрополита Московского Макария за лучшие печатные труды наставников Академии в 485 руб. разделить на две равные части – по 242 руб. 50 поп. каждая – и назначить их заслуженному ординарному профессору Академии Николаю Каптереву и экстраординарному профессору Александру Беляеву. 2) Премию из процентов с того же капитала в 291 рубль назначить Инспектору Академии Архимандриту Евдокиму за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». Сергиев Посад, 1898 г. 3) Назначение премии Епископа Курского Михаила в 201 рубль отложить до следующего года. 4) Постановления сии представить на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XXI. По случаю приближающегося окончания учебного года рассуждали о вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LVIII) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка: 1) § 109 устава духовных академий: «Совет Академии пред началом академического года, по рассчи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Соболевский и М. М. Богословский ; экстраординарные профессоры – П.П. Соколов, И.В. Попов , С.И. Смирнов , священник Е.А. Воронцов, Д.И. Введенский , А.П. Орлов и священник Д. В. Рождественский . Отсутствовали: ординарные профессоры – С.С. Глаголев , А.А. Спасский и М.М. Тареев и экстраординарный профессор священник В.Н. Страхов. Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «27 сент. 1913. В Академию» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 23 сентября за 15129: —540— «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушал: 1) представление Вашего Преосвященства, от 17 июня 1913 года за 322, по ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии об утверждении и. д. доцента академии, кандидата богословия, священника Ильи Гумилевского в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение «Учение Святого Апостола Павла о душевном и духовном человеке» и должности доцента академии по занимаемой им кафедре литургики, и 2) отзыв Преосвященного Пензенского о названном сочинении, от 22 сего Сентября за 35. Приказали: Согласно ходатайству Совета Императорской Московской Духовной Академии, представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Пензенского, Святейший Синод определяет: утвердить и. д. доцента названной академии, кандидата богословия, священника Илью Гумилевского в степени магистра богословия за помянутое сочинение и должности доцента академии по занимаемой им кафедре литургики, о чем уведомить Ваше Преосвященство указом». б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «14 окт. 1913. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 12 октября за 16351: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушал: 1) представление Вашего Преосвященства, от 16 Сентября сего года 479, по ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии об утверждении и. д. доцента сей академии по кафедре церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, кандидата богословия, Николая Протасова в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение: «Св.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010