«Я, – начинает своё письмо Святитель к Управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Пимену (Извекову, †1990), – получил сведения о том, что ... архиепископ Онисим (Владимирский и Суздальский, †1970. – К. С.) представил отзыв о моей статье «О поминовении усопших», в коем ходатайствует о присвоении мне за эту статью не только учёной степени магистра, но и сана архиепископа. Умоляю Вас, убедите Святейшего Патриарха этого не делать. Для меня это будет не утешение, а великое огорчение» (1:35). О магистерской степени. – «На степень магистра богословия я не имею права претендовать, даже если бы написал и значительно более солидное и действительно учёное сочинение. Я окончил Академию по второму разряду и если бы пожелал искать степени магистра, то ранее представления солидной магистерской диссертации я должен бы был ещё сдать несколько экзаменов по предметам, по коим недостаточные для первого разряда отметки. Затем, моя статья в печатном виде будет небольшая брошюра размером менее ста страниц. Таких диссертаций, вероятно, никогда не бывало. У серьёзного читателя этой брошюры легко может сложиться впечатление, что степень магистра присвоена мне ... по блату... Самой дорогой наградой для меня будет разрешение напечатать её, ... исключительно только потому, что, как мне кажется, моя статья может быть с интересом прочитана теми из наших священнослужителей, которые ревнуют о возможном приближении современного богослужения к уставному идеалу и для которых эта статья может быть небесполезна» (1:35–36). О возведении в сан архиепископа. – «Что касается присвоения мне за мою статейку сана архиепископа, то против этого я ещё решительнее возражаю, скажу сильнее, протестую, и, при всём моём сыновнем послушании Святейшему Патриарху» на этот раз я скажу: «Благодарю, но не приемлю и многое, многое вопреки глаголю»» (1:36). И святой Афанасий напоминает, что в истории нашей Церкви не было такого, чтобы епископа, находящегося на покое, возводили в архиепископа. Два великих Святителя – Феофан Затворник (†1894) и Игнатий Брянчанинов (†1867), – написавшие, находясь на покое, «горы ценнейших богословских книг», остались епископами – «О награждении их саном архиепископа тогда ни у кого и мысли не было» (1:36). – Как же быть? – Ответ предельно ясен: «Церковно-богослужебные отличия и церковные саны не должны даваться в качестве награды, а должны быть отличием определённых церковных служений. В частности, сан епископа носят викарии, а сан архиепископа должен принадлежать лишь епархиальным архиереям независимо от времени пребывания их в архиерейском сане» (1:36–37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

—13— ставить Совету Академии своё заключение о том, насколько выполнено автором, при печатании сочинения, поставленное ему Советом Академии условие признания диссертации удовлетворительною для степени магистра богословия“. Определили : 1) Допустить преподавателя Волынской духовной семинарии Фёдора Владимирского к защите его магистерской диссертации на коллоквиуме. – 2) Официальными оппонентами при защите диссертации назначить экстраординарных профессоров Академии И.В. Попова и П.П. Соколова. – 3) Предоставить Преосвященному Ректору Академии, по представлении магистрантом 65-ти экземпляров диссертации, войти с ним в соглашение относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в последнем сторонних лиц. V . Прошение ректора Вологодской духовной семинарии, протоиерея Николая Малиновского : „Представляя при сём свой труд „Православное Догматическое Богословие“, III и IV тома, на степень доктора богословия, покорнейше прошу Ваше Преосвященство дать делу надлежащее движение. Первые два тома этого труда в своё время мной были представлены в Московскую Духовную Академию на степень магистра богословия и один после уже того издан с значительными исправлениями и дополнениями, а другой приготовляется к печати в дополненном и исправленном виде. Для потребных справок прилагаю и I-й т. во втором издании“. Справка : 1) По § 173 устава духовных академий: „Лицо, имеющее степень магистра богословия, удостаивается степени доктора богословских наук по представлении признанного соответствующим цели печатного сочинения по одной из отраслей богословского ведения, без нового устного испытания и без защиты сочинения на коллоквиуме“. – 2) Воспитанник Московской Духовной Академии выпуска 1885 года (ныне протоиерей) Николай Малиновский степени магистра богословия удостоен Советом Московской же Духовной Академии за представленное и удовлетворительно защищённое им сочинение под заглавием: „Православное догматическое богословие (Часть первая. Харьков, 1895 г. – —14— Часть вторая. Первая половина. Ставрополь губернский, 1903 г.)“ и утверждён в этой степени указом Святейшего Синода от 21 апреля 1904 года за 3910. – 3) По § 109 лит. а п. 15 академического устава „распоряжение о рассмотрении диссертаций на учёные степени и оценка оных (§§ 172 и 173)“ значится в числе дел, решаемых самим Советом Академии и представляемых для просмотра местному Епархиальному Архиерею.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Отсутствовали : сверхштатные заслуженные ординарные профессоры – А.Д. Беляев , Н.А. Заозерский и М.Д. Муретов , ординарный профессор С.С. Глаголев : экстраординарные профессоры – С.И. Соболевский, П.П. Соколов, И.В. Попов и М. М. Богословский . В собрании сем директор Велико-Сорочинской учительской семинарии имени Н.В. Гоголя, кандидат богословия, Александр Волнин защищал на коллоквиуме представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Мессия по изображению пророка Исаии. Опыт библейско-богословского и критико-экзегетического исследования пророчеств Исаии о Лице Мессии». Киев, 1908 г. —2— Официальными оппонентами были экстраординарные профессоры Академии: по кафедре еврейского языка и библейской археологии священник Е.А. Воронцов и по кафедре библейской истории, в связи с историею древнего мира, – Д.И. Введенский. По окончании коллоквиума Преосвященный Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительною. Справка : 1) По §175 устава духовных академий: «Степени магистра богословия удостаиваются кандидаты богословия, по напечатании признанного Советом достаточным для означенной степени сочинения и по надлежащей защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц на коллоквиуме, а числящиеся по второму разряду, сверх того, и по успешном выдержании указанных в §174 испытаний». – 2) по §110 лит.В п.7 того же устава «удостоение степени магистра богословия» значится в числе дел Совета Академии, представляемых чрез местного Епархиального Архиерея на утверждение Святейшего Синода. Определили : 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении директора Велико-Сорочинской учительской семинарии имени Н.В. Гоголя, кандидата богословия, Александра Волнина в степени магистра богословия. – 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод – пятнадцать экземпляров диссертации кандидата Волнина и копии с отзывов о ней экстраординарных профессоров Академии – священника Е.А. Воронцова и Д.И. Введенского .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В этом эпизоде было уже предчувствие той смертоносной мощи и профессионализма немецкой армии, с которой нам придется столкнуться в 1941-м. Восхищал подвиг Гаврилы Олексича. Охваченный боевой яростью после гибели отрока Саввы, витязь крушит врага могучими ударами боевого топора,  пробивая брешь, ломая немецкий строй. А затем, закрывает собой князя, принимая на себя удар вражеских копий, направленных в спину Александру. А как в разгар битвы вылетает перед вражеским строем на огромном белом коне величественный витязь Александр Ярославич, громовым голосом властно вызывая на поединок предводителя тевтонов: " Магистра мне! " . И какую радость и восторг мы, дети, испытывали, когда в упорном поединке звенели мечи и наш князь Александр сначала обрубал один рог на устрашающем шлеме магистра, а затем  повергал его наземь ударом боевого топора. " Наша взяла! " – восклицали мы вместе с князем Александром. Известно, что в сцене битвы на мечах между Александром Невским и магистром Тевтонского ордена актеров Николая Черкасова и Владимира Ершова заменили дублеры, офицеры-кавалеристы Бучилев и Сурков.  Оба они храбро воевали в годы Великой Отечественной, Сурков стал впоследствии генералом бронетанковых войск. К съемкам фильма была привлечена кавбригада будущего героя битвы под Москвой Льва Доватора. Николай Иванович Бучилев рассказывал, как снимали поединок: " Мы сошлись в поединке с Сурковым — дублером тевтонца, дрались всерьез, забыв о камере. В какой-то момент меня охватил такой азарт, что я не удержался и со всей силой так съездил по рогам безобразного шлема моего дорогого магистра, что он едва удержался в седле. Сурков долго потом не мог простить мне этого случая " . Надо сказать, что поединок Невского и магистра смотрится замечательно. А какая радость переполняла наши сердца, когда русичи, сломив, гнали врага по льду Чудского озера!  Мы видели бесславный конец тевтонов, уходивших под проломившийся лед. Как с бульканьем воды уходил подо льдину в темную воду озера плащ последнего крестоносца. И мы понимали, что эта страшная смерть –   справедливое возмездие врагу, который пришел, чтобы поработить нашу землю.

http://radonezh.ru/2021/11/01/aleksandr-...

Отсутствовали: И. д. ординарного, заслуженный профессор А.П. Шостьин , ординарные профессоры – С.И. Соболевский и С. С. Глаголев ; экстраординарные профессоры – С.И. Смирнов и А.П. Орлов. Слушали: I . а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «27 июля 1913. В Совет Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 22 июня за 9744: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 27 Марта сего года 141, по ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии об утверждении преподавателя Волынской духовной семинарии, кандидата богословия, Феодора Владимирского в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение «Антропология и космология Немезия, Епископа Емесского, в их отношении к древней философии и патристической литературе. Приказали: Согласно ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии, и представлению Вашего Преосвященства, Святейший Синод определяет: утвердить преподавателя Волынской семинарии, кандидата богословия, Феодора Владимирского в степени магистра богословия за помянутое сочинение; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом». б) Сданный Преосвященным Анастасием, Епископом —470— Серпуховским с надписью: 1913 г. Августа 13. В Совет Императорской Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 9 августа за «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление Вашего Преосвященства, от 17 июня сего года 321, по ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии об утверждении и. д. доцента сей Академии по кафедре истории русской литературы, кандидата богословия, Николая Туницкого в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение: «Св. Климент, Епископ Словенский. Его жизнь и просветительная деятельность», и в должности доцента академии, и 2) отзыв Преосвященного Финляндского о названном сочинении, от 29 июля 1913 года. Приказали: Согласно ходатайству Совета Императорской Московской духовной академии, представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Финляндского, Святейший Синод определяет: утвердить и. д. доцента названной академии Николая Туницкого в степени магистра богословия за помянутое сочинение и в должности доцента академии; о чем уведомить Ваше Преосвященство указом».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—238— Согласен ходатайствовать; заготовить бумагу. По ст. XX. Преподавателю Екатеринославской Духовной Семинарии Петру Соколову разрешается переработать его кандидатское сочинение для соискания степени магистра богословия. По ст. XXII. Согласен ходатайствовать; заготовить бумагу. – Прочее утверждается». 27 августа 1901 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, члены Совета Академии, кроме Инспектора Академии Архимандрита Евдокима и профессоров: В. Ключевского , И. Татарского и А. Введенского , находящихся в отпуске, Н. Каптерева и И. Андреева , не присутствовавших по болезни, и И. Попова , командированного заграницу. В собрании сем преподаватель Уфимской духовной семинарии, кандидат богословия, иеромонах Фаддей (Успенский) защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: «Единство книги пророка Исаии». Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор Академии по кафедре пастырского богословия и педагогики Александр Шостьин и экстраординарный профессор Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Василий Мышцын . – По окончании коллоквиума, Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: 1) По § 136 устава духовных академий «кандидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц (коллоквиуме)». 2) По § 81 лит. в п. 6 того же устава удостоение степени магистра богословия значится в числе дел Совета Академии, представляемых, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Уфимской духовной семинарии, кандидата богословия, иеромонаха Фаддея (Успенского) в степени ма- —239— гистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод десять экземпляров диссертации кандидата иеромонаха Фаддея и копии с отзывов о ней профессоров Академии Александра Шостьина и Василия Мышцына .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—95— 12 мая 1894 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н.И. Субботина , Е.Е. Голубинского и В.О. Ключевского , не присутствовавших по болезни. В собрании сем и. д. доцента Московской Духовной Академии кандидат богословия В.Н. Мышцын защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: «Учение Св. Апостола Павла о законе дел и законе веры». Сергиев Посад. 1894 г. Оппонентами были: ординарный профессор по кафедре Священного Писания Нового Завета М.Д. Муретов и экстра-ординарный профессор по кафедре греческого языка и его словесности И.Н. Корсунский . По окончании диспута Ректор Академии Архимандрит Антоний, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительною. Справка: 1) По § 136 устава духовных академий кандидаты удостаиваются степени магистра не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашенных Советом посторонних лиц (коллоквиуме). 2) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостоение степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении и. д. доцента Академии кандидата богословия В. Н. Мышцына в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата В.Н. Мышцына и копий с отзывов о ней ординарного профессора М.Д. Муретова и экстра-ординарного профессора И.Н. Корсунского . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «Мая 17. С первым пунктом согласен; второй к исполнению». 19 мая 1894 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Архимандрита Антония, И. д. Инспектора иеромонах Сергий и члены Совета Академии, кроме профессоров: Н.И. Субботина ,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—614— Определили : Выслать в Императорское Общество Любителей Древней Письменности и в Правление Тамбовской духовной семинарии просимые рукопись и книгу на трёхмесячный срок. XVI . Прошение заштатного священника Воскресенской на посаде г. Коломны церкви, кандидата Московской Духовной Академии выпуска 1888 года, Петра Смирнова: „В 1888 году я окончил курс Академии 4-м магистрантом. Кандидатское сочинение моё было – „Об источниках для истории древнего монашества на Востоке“. Служба в многолюдных Московских приходах и неблагоприятно сложившиеся семейные обстоятельства – не дали возможности обработать моё сочинение на магистра. Открытие Коптских источников коренным образом перевернуло исследуемые мной вопросы и дало другие результаты. На мою тему и было написано и представлено сочинение на магистра в Московскую Академию. Пастырское служение моё между прочим привлекло особенно моё внимание на послания Св. Апостола Павла к Тимофею и Титу. Я стал усиленно заниматься изучением этих посланий. Когда же один из моих знакомых Π.Ф. Полянский взял тему – Первое послание Св. Апостола Павла к Тимофею и защитил это сочинение на магистра, – я особенно занялся посланиями 2-м к Тимофею и Титу. Долголетний труд мой над этими посланиями приходит к концу. А потому и прошу Ваше Преосвященство разрешить мне – представить вместо моего сочинения „Об источниках для истории монашества на Востоке“ – исследование: „Послания Св. Апостола Павла 2-е к Тимофею и Титу“. Мной при исследовании обращено внимание главным образом на изъяснение текста в виду того, что предварительные сведения (о подлинности и т. п.) подробно исследованы г. Клитиным, Троицким и др.“ Определили : Разрешить священнику Петру Смирнову представить на соискание степени магистра богословия сочинение на указанную в его прошении тему, -- о чём и представить предварительно на Архипастырское утверждение Его Высокопреосвященства. XVII . Отзывы о кандидатском сочинении действительного· —615— студента Академии Давыдова Алексея на тему: „Литургические ветхозаветные одежды“.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

VII. Прошение преподавателя Суздальского духовного училища Евгения Воскресенского: «Имею честь представить при сем в Совет Академии на соискание степени магистра богословия рукописное сочинение под заглавием: «Религиозно-нравственные, исторические и политическая воззрения древнерусских летописцев. Опыт изложения». Справка: 1) Преподаватель Е. Воскресенский окончил курс в Московской Духовной Академии в 1897-м году со степенью кандидата богословия и правом при искании степени магистра не держать нового устного испытания. – 2) § 81 лит. а п. в устава духовных академий. Определили: Магистерскую диссертацию преподавателя Суздальского духовного училища Евгения Воскресенского передать для рассмотрения доценту Академии по кафедре русской церковной истории С.И. Смирнову. VIII. Заявление Преосвященного Ректора Академии о том, что вторым рецензентом вышеозначенной магистерской —236— диссертации преподавателя Воскресенского он назначает члена Совета – заслуженного ординарного профессора по кафедре русской гражданской истории В.О. Ключевского . Определили: Принять к сведению. IX. Прошение Ставропольского епархиального миссионера, кандидата Московской Духовной Академии выпуска 1895 г., протоиерея Симеона Никольского : «Имею честь почтительнейше просить Совет Академии разрешить избрать темой для сочинения на соискание степени магистра: «История церквей Антиохийской и Константинопольской, за время святого Иоанна Златоуста , по его творениям». Справка: 21 февраля текущая 1906 года Советом Академии постановленно было: «Разрешить на будущее время всем окончившим академический курс перерабатывать их кандидатские сочинения в магистерские диссертации под собственною ответственностью, без предварительного испрошения на то согласия Совета Академии». Определили: Изложенное в справке сообщить о. протоиерею Сммеону Никольскому, предуведомив его, вместе с тем, и о том, что для получения степени магистра богословия, помимо признания Советом удовлетворительною самой диссертации, он, согласно требованиям § 137 устава духовных академий, должен будет сдать новые устные испытания по 14 предметам (Священному Писанию Ветхого Завета, Священному Писанию Нового Завета, введению в круг богословских наук, патристике, общей церковной истории, русской церковной истории, педагогике, церковной археологии и литургике, метафизике, истории философии, психологии, еврейскому языку и библейской археологии, истории русского раскола и русской гражданской истории), по коим он не оказал в течение академическая курса успехов, соответствующих сей степени, и представить новые семестровые сочинения по 7 предметам (древней гражданской истории, еврейскому языку и библейской археологии, метафизике, патристике, общей церковной истории, церковному праву и истории русского раскола), причем как на устных испытаниях, так и на сочинениях необходимо будет получить баллы не ниже 4½.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Что же касается упомянутого противодействия, то здесь любопытна позиция ректора академии епископа Феофана (Быстрова) , известного своими консервативными взглядами, который был против как самой защиты, так и присуждения А.Н.Котовичу степени магистра богословия. В Российском государственном архиве сохранился ответ обер-прокурора С.М.Лукьянова на письмо владыки Феофана, которое тот направил, находясь на лечении на юге. Из ответа видно, что владыка был обеспокоен событиями, связанными с защитой А.Н.Котовича . Сергей Михайлович Лукьянов отвечает: «Впоследствии телеграммы Вашего Преосвященства из Ялты о том, что Советом С.-Петербургской Духовной Академии принято на соискание богословской степени сочинение Котовича, цензурой Вашего Преосвященства задержанное, честь имею уведомить Вас, Милостивый Государь и Архипастырь, что Святейший Синод, коему означенная телеграмма была доложена мною, определением от 15-го сего мая за постановил: приняв сию телеграмму к сведению, иметь ее в виду при рассмотрении дела об удостоении Котовича степени магистра богословия по поступлении такового дела в Святейший Синод» 40 . Письмо было подписано 19 мая 1910 г., т.е. уже после состоявшегося коллоквиума и присуждения советом академии А.Н.Котовичу магистерской степени. Действительно, дальнейшие события показали, что радость по поводу успешной защиты была преждевременной. Вопрос о присуждении А.Н.Котовичу ученой степени магистра богословия был рассмотрен на заседании Св. Синода 18 января 1911 г. за На основании отзыва ректора академии епископа Феофана (Быстрова) от 18 ноября 1910 г., а также отзывов епископа Рижского и Митавского Иоанна (Смирнова) 41 от 23 июля 1910 г. и епископа Минского и Туровского Михаила (Темнорусова) от 27 октября 1910 г. было принято следующее решение: «Обсудив настоящее дело, Святейший Синод, на основании бывших суждений, определяет: изъясненное ходатайство Совета Санкт-Петербургской духовной академии об утверждении кандидата богословия Котовича в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Духовная цензура в России (1795–1855)», отклонить» 42 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kotovi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010