И вот какая мысль явилась у меня. Не найдется ли среди студентов нашей академии талантливый и благоговейный проповедник (а вместе и историк), который бы в качестве кандидатского сочинения взял тему: «Слово похвальное на Собор всех святых, в земле Русской просиявших»» 66 . К сожалению, святитель не был услышан в академии, и не только по этому вопросу. Предложения разбивались о равнодушие, если не сказать более. Владыка вынужден был в сухом официальном письме просить адресата, ставшего уже епископом, вернуть ему все предложения через нарочного. Однако были и высокие оценки трудов владыки. Когда святейший ознакомился с его солидной работой «О поминовении усопших по уставу Православной Церкви», то заметил, что автору следует присвоить звание магистра богословия. С соизволения патриарха архиепископ Владимирский и Суздальский Онисим (Фестинатов) представил отзыв об этом труде, в котором ходатайствовал о присвоении епископу Афанасию ученой степени магистра богословия и сана архиепископа. Узнав об этом, владыка немедленно пишет письмо управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Пимену (Извекову) с горячей просьбой убедить патриарха не делать этого: «…Для меня это будет не утешение, а великое огорчение. На степень магистра богословия я не имею права претендовать... У серьезного читателя этой брошюры легко может сложиться впечатление, что степень магистра присвоена мне не за жиденькую брошюру, а по каким-то другим соображениям... Для меня это будет и огорчение, и оскорбление, ибо я писал эту статью без всяких корыстных расчетов, с одной только мыслью, что, может быть, она будет кому-либо полезна. И большой наградой для меня и лучшей оценкой моей статьи были бы добрые отзывы о ней читавших ее. Если теперь и Святейший Патриарх находит ее заслуживающей внимания и доброго отзыва, то самой лучшей, самой дорогой наградой для меня будет разрешение напечатать ее... потому что, как мне кажется, моя статья может быть с интересом прочитана теми из наших священнослужителей, которые ревнуют о возможном приближении современного богослужения к уставному идеалу и для которых эта статья может быть небесполезна.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В собрании сём исправляющий должность доцента Академии по кафедре церковной археологии и литургики, кандидат богословия Александр Голубцов , защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: «Прения о вере, вызванные делом королевича Вольдемара и царевны Ирины Михайловны». Москва. 1891 г. Официальными оппонентами были ординарные профессоры: по кафедре русской церковной истории Евгений Голубинский и по кафедре русской гражданской истории Василий Ключевский . По окончании диспута О. Ректор Академии, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка : 1) По § 136 Устава духовных академий, кандидаты удостоиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашенных Советом сторонних лиц (коллоквиуме). 2) По § 81 того же Устава лит. в п. 6, удостоение степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определили : 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Высокопреосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении и. д. доцента Академии, кандидата Александра Голубцова , в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации А. Голубцова и копии с отзывов о ней ординарных профессоров – Евгения Голубинского и Василия Ключевского . На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. Дек. 15. Согласен». —407— 27 ноября. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, и. д. Инспектора, Архимандрит Пётр, и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Кудрявцева, В. Ключевского и А. Лебедева , не присутствовавших по болезни, и свящ. Д. Касицына, не присутствовавшего по домашним обстоятельствам. Слушали: 1. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1891 г. окт. 31. В Совет Академии» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 25 октября за 5219: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 8 сего октября за 282, в коем, донося, что Совет Московской духовной Академии, в собрании от 22 минувшего сентября, согласно предложению ректора Академии Архимандрита Антония, избрал Преосвященных: Архиепископов – Тульского Никандра, Иркутского Вениамина и Владимирского Феогноста и Епископов – Костромского Августина и Угличского, Викария Ярославской епархии, Амфилохия и Настоятеля Московского Заиконоспасского ставропигиального монастыря, Архимандрита Арсения в звание почётных членов академии, ходатайствуете об утверждении означенных лиц в таковом звании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Московской Софийской, на Миусском кладбище, церкви священника Георгия Богословского: «Получив в 1900 году в Московской Духовной Академии степень кандидата богословия с правом для соискания степени магистра богословия представить новое сочинение и выдержать вновь устные испытания по предметам академического курса, я осмеливаюсь почтительнейше просить Ваше —74— Преосвященство, Милостивейшего Отца и Архипастыря, разрешить мне представить для соискания степени магистра богословия новое сочинение на тему: «Христианское учение о происхождении и сущности зла в сравнении с философскими учениями о том же предмете древнего и нового мира» и, по рассмотрении его и нахождении удовлетворительным для искомой степени, допустить меня к новым устным испытаниям по тем предметам академического курса, по коим мне недостает соответствующего балла для получения сей степени». Справка: 1) Принявшие ныне священный сан воспитанники Московской Духовной Академии Дмитрий Лебедев и Георгий Богословский окончили академический курс: первый – в 1898-м, второй – в 1899-м году; оба – со званием действительного студента Академии (Лебедев – по непредставлению сочинения на степень кандидата богословия, а Богословский – вследствие признания представленного им сочинения на тему: «Нравственный смысл христианского учения о грехопадении прародителей и первородном грехе» – неудовлетворительным для сей степени) и правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений. – 2) По представлении таковых сочинений, оба они удостоены были Советом Академии и утверждены Его Высокопреосвященством (Богословский – 19 сентября 1900 года, Лебедев – 12 февраля 1904 года) в степени кандидата богословия, с правом на получение степени магистра по выдержании новых устных испытаний и представлении новых сочинений по тем предметам, по коим они в течении академического курса не оказали успехов, соответствующих сей степени. – 3) За четырехлетнее пребывание в Академии баллами ниже 4½ отмечены: а) у Лебедева – познания по 15 предметами академического курса, 2 проповеди и 5 семестровых сочинений; б) у Богословского – познания по 19 предметам академического курса, 3 проповеди и все 9 семестровых сочинений. – 4) Устава духовных академий § 171: «Кандидаты богословия, числящиеся по первому разряду, пользуются правом на получение степени магистра богословия без новых устных испытаний. Числящиеся по второму разряду должны,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

б) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «Янв. 24. В совет академии», указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 20 января за 324: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 16 апреля 1897 г. за 199, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении законоучителя Московского училища ордена Св. Екатерины, кандидата богословия, священника Иоанна Арсеньева в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Ультрамонтанское движение в XIX столетии до Ватиканского собора (1869–1870) включительно». Харьков, 1895 года. Приказали: Законоучителя Московского училища ордена Св. Екатерины, кандидата богословия, священника Иоанна Арсеньева , удостоенного Советом Московской духовной академии степени магистра богословия за вышеназванное сочинение, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Сильвестра, в таковой степени; о чём и уведомить Ваше Преосвященство указом». в) Сданный Его Высокопреосвященством с над- —4— лисью: «Янв. 28. В совет академии», указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 января за 479: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства, от 18 декабря 1897 года за 699, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении преподавателя Саратовской духовной семинарии, кандидата богословия, Александра Прозоровского в степени магистра богословия за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Сильвестр Медведев. Его жизнь и деятельность. Опыт церковно-исторического исследования». Москва, 1896 года. Приказали: Преподавателя Саратовской духовной семинарии, кандидата богословия, Александра Прозоровского, удостоенного Советом Московской духовной академии степени магистра богословия, утвердить, согласно представлению Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Тверского, в таковой степени; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Но для получения степени магистра они должны выдержать новое устное испытание по тем предметам, по коим не оказали успехов, соответствующих сей степени, и представить новое сочинение“, д) § 138: „Студенты, оказавшие в течение академического курса посредственные успехи и не представившие сочинения на степень кандидата или представившие сочинение неудовлетворительное для сей степени, получают звание действительного студента“, ж) § 139: „Если получивший степень кандидата за весь четырёхлетний курс оказал отличные успехи в науках, но не удовлетворил требованиям относительно сочинения на степень магистра, или если представил сочинение, заслуживающее сей степени, но не оказал успехов, соответствующих оной, то, при искании такими лицами степени магистра, Совет не требует от первого из них нового устного испытания, а от последнего но- . —231— вого сочинения“, з) § 140: „Применительно к сему Совет поступает и при искании действительными студентами степени кандидата“. 2) Правил касательно значения неудовлетворительных баллов по ответам и сочинениям студентов академии – а) § 1: „В случае получения студентом на каком-либо сочинении, за какую-либо из проповедей, или на устных испытаниях по какому-либо предмету балла ниже 3, но не ниже 2½ , считать этот балл удовлетворительным для степени кандидата лишь в том случае, когда средний балл по сочинениям и ответам будет равняться баллу не ниже 4“. б) § 2: „Получивший в течение академического курса по одному какому-либо предмету балл ниже 2½, но не ниже 2, или по двум предметам – 2½, по окончании полного курса удостаивается звания действительного студента с правом на получение степени кандидата богословия при окончании курса или в продолжение следующего учебного года под условием удовлетворительного ответа на новом устном испытании (причём балл должно получить не ниже 4), если неудовлетворительный балл поставлен за устный ответ, или по представлении удовлетворительного сочинения (причём балл должен быть получен не ниже 3), если неудовлетворительный балл был поставлен за сочинение. Примечание. Право подвергаться испытанию предоставляется всего один раз“. 3) По § 81 лит. б п. 10 устава духовных академий „присуждение звания действительного студента и степени кандидата“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определил и: I) Окончивших полный академический курс студентов: 1) Малевича Анатолия, Туницкого Николая, Зеленцова Ивана, Струминского Василия, 5) Успенского Константина, Шестова Александра, Спасского Алексея, Воскресенского Ивана, Алмазова Михаила, 10) Головачева Потапа, —232— Фигуровского Ивана, 12) Муравьева Василия – удостоить степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра без нового устного испытания. 13) Славгородского Николая, Священника Купленского Владимира,

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—117— правляющим должность доцента иеромонахом Иосифом Преосвященному Ректору Академии представлены. Определил и: 1) Допустить исправляющего должность доцента Академии по кафедре библейской истории иеромонаха Иосифа (Петровых) к защищению его диссертации на степень магистра богословия. – 2) Официальными оппонентами при защите диссертации назначить Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, и экстраординарного профессора Василия Мышцына . – 2) Предоставить Преосвященному Ректору войти в соглашение с магистрантом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц. – 4) Постановления сии представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1903 г. Июня 1. Утверждается“. 2 июня 1903 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров: В. Ключевского , А. Введенского , А. Спасского и И. Андреева . В собрании сём исправляющий должность доцента Московской Духовной Академии по кафедре истории философии, кандидат богословия, Павел Тихомиров защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: „Пророк Малахия“, С.-Т.-С.-Л., 1903 года. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Василий Мышцын и исправляющий должность доцента Академии по кафедре еврейского языка и библейской археологии Евгений Воронцов . По окончании коллоквиума Ректор Академии Епископ Арсений, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертацию удовлетворительной. Справк а: 1) По § 136 устава духовных академий: „Кан- —118— дидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашённых Советом сторонних лиц (коллоквиуме)“. – 2) По § 81 лит. в п. 6 того же устава „удостоение степени магистра богословия“ значится в числе дел Совета Академии, представляемых, через Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Обер-Прокурора, по сему предмету, в 16 день минувшего июня, Высочайше соизволил Собственноручно начертать: „Согласен“. 2) Учёных степеней удостоены Советом Академии следующие лица: А. Степени магистра богословия – священник Московской Сергиевской, в Рогожской слободе, церкви, кандидат богословия, Иоанн Орфанитский, представивший диссертацию —22— под заглавием: „Историческое изложение догмата об искупительной жертве Господа нашего Иисуса Христа“, Москва, 1904 г. и защитивший её установленным порядком в присутствии Совета Академии и приглашённых последним сторонних лиц. – Указом Святейшего Синода от 30 апреля 1905 года за 4396 священник Орфанитский утверждён в искомой степени. Б. Степени кандидата богословия удостоены Советом Академии, с утверждения Его Высокопреосвященства, 50 студентов, окончивших в отчётном году полный академический курс; из них 14 – с правом на получение степени магистра без нового устного испытания, если представят диссертации на степень магистра и защитят их установленным порядком; остальные 36 – с правом на получение означенной степени по выдержании новых устных испытаний по тем предметам, по коим они не оказали успехов, соответствующих степени магистра, и представлении нового сочинения. – Кроме того, утверждены в отчётном году в степени кандидата богословия, по удовлетворительном выполнении поставленных им при окончании курса условий, 3 действительных студента Академии выпусков 1902 (1) и 1904 (2) гг. В. В звании действительного студента утверждены 3 студента, окончивших в отчётном году академический курс; все – с правом на получение степени кандидата богословия по представлении удовлетворительных кандидатских сочинений. 3) А. В 1904–1905 академическом году библиотека пополнилась 1873 названиями книг и журналов в 5463 томах и тетрадях. Из них 698 названий в 1107 томах и тетрадях приобретены покупкой, а 1175 названий в 4356 томах и тетрадях поступили в библиотеку частью в дар от разных учреждений и лиц, частью в обмен на академический журнал, частью, как присланные в редак- —23— цию академического журнала для отзыва, и частью, как академические издания и диссертации на учёные степени. – В отчётном году куплены следующие ценные издания: а) Московская Церковная Старина, тома 1 и 3, Москва, 1904 г. – 60 рублей и б) Monumenta ecclesiae liturgica, ed. Cabrol, vol. V – 75 frr. – Из изданий, поступивших в библиотеку даровым путём, можно отметить поступление через редакцию „Богословского Вестника“, в обмен на академические издания, – изданий Ватиканской Библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Летом 1882 г. Ж. приехал в С.-Петербург для работы в древлехранилищах. 2 окт. 1883 г. советом С.-Петербургского ун-та утвержден в степени магистра рус. словесности и 26 окт. 1883 г. назначен экстраординарным профессором Историко-филологического ин-та, 1 сент. 1891 г. избран ученым секретарем ин-та. С 1893 г. ученый читал лекции на с.-петербургских Высших женских курсах и в Александровском лицее. 29 дек. 1893 г. Ж. был избран членом-корреспондентом имп. АН по Отд-нию рус. языка и словесности. 23 апр. 1895 г. защитил докт. дис. «Русский былевой эпос». В исследовании былевого эпоса Ж. стремился отличать «историческо-былевую основу» былин, сказок и «побывальщин» от их поздних литературных модификаций. Ж. дистанцировался от «мифологической школы» в литературоведении и отдавал предпочтение методу Т. Бенфея и А. Н. Веселовского, которые в противовес учению о самобытности народных мифологических представлений выдвинули «теорию позднейшего заимствования путем международных сношений» (Соч. Т. 1. С. 398-408; Чебышев. 1902. С. 16). В диссертации Ж. изучены сюжеты о принесении царских регалий Ивану Грозному из Вавилонского царства, былины о царе Иване и его сыне, о Василии Буслаевиче и Волхе Всеславьевиче, песни о князьях Романе и Михаиле. С 27 апр. 1895 г. Ж. читал лекции в С.-Петербургском ун-те на кафедре рус. словесности в звании приват-доцента, 15 сент. назначен ординарным профессором рус. словесности в Историко-филологическом ин-те, 29 июня 1896 г. стал ординарным профессором кафедры рус. языка и рус. лит-ры в С.-Петербургском ун-те. 4 дек. 1899 г. избран ординарным академиком АН Отд-ния русского языка и словесности. Ж. преподавал рус. язык и лит-ру детям имп. Александра III Николаевича: цесаревичу св. Николаю (см. Николай II Александрович ), вел. кн. Михаилу Александровичу, вел. кнж. Ольге Александровне. Ж. погребен на Новодевичьем кладбище в С.-Петербурге. Арх.: ИРЛИ (ПД). Ф. 379 (И. Н. Жданов). 114 ед. хр., 1863-1904. Соч.: Очерк умственной жизни России в XVI и XVII вв.: Лекции. СПб., 1891 [Литогр. ркп.]; Повести о Вавилоне и «Сказание о князех владимирских». СПб., 1891; Рец. сочинений А. С. Архангельского: «Творения отцов Церкви в древнерус. письм-сти...» и «К изучению древнерус. лит-ры». СПб., 1892 [Отт. из «Отчета о 34-м присуждении наград гр. Уварова»]; Рус. былевой эпос: Исслед. и мат-лы. I-V. СПб., 1895; Екатерининский период рус. лит-ры. СПб., 1898 [Литогр. ркп.]; Ист. рус. лит-ры: Н. В. Гоголь: Лекции. СПб., 1904 [Литогр. маш.]; Соч. СПб., 1904. Т. 1; 1907. Т. 2.

http://pravenc.ru/text/182205.html

«Московская Св. Синода контора имела рассуждение, что Синодальный ризничий иеромонах Савва, по возведении в Московской духовной академии на степень магистра будучи определен по указу Св. Синода 1850 года августа 22 дня в настоящую должность, в продолжение оной, оказал особенную деятельность и усердие к службе, а именно: 1) по перенесении из прежнего помещения Синодальной библиотеки в новое, привел в совершенный порядок как рукописи сей библиотеки, так и находящиеся в оной во множестве раскольнические книги; 2) отчетливо заведовал значительным денежным сбором с жильцов Синодальных певческих домов с 1850 года по сентябрь 1853 года; 3) при возобновлении Синодальной 12 Апостолов церкви трудился над составлением проектов для написания икон и стенной живописи и за правильным исполнением сего до ныне неутомимо надзирает; 4) по настоящее время составил вчерне описание до 200 греческих рукописей Синодальной библиотеки и 5) составил историческо-археологическое описание замечательнейших предметов, хранящихся в Патриаршей ризнице и библиотеке, под заглавием: «Указатель для обозрения Московской Патриаршей ризницы и библиотеки», – каковое сочинение, как известно, быв одобрено Комитетом цензуры для духовных сочинений при Московской духовной академии, представлено в Св. Правительствующий Синод. Определено: С прописанием сего, и приложением послужного списка о Синодальном ризничем иеромонахе Савве представить донесением Св. Правительствующему Синоду, не благоугодно-ли будет, во уважение примерной деятельности и особых трудов его, ризничего, равно честного поведения, возвести его лично в сан архимандрита. О чём Св. Правительствующему Синоду Московская оная контора сим благопочтеннейше и представляет, препровождая у сего и послужной список о Синодальном ризничем. На подлинном подписали: Филарет митрополит Московский. Архиепископ Евгений. —137— Новоспасский архимандрит Агапит. 1407 Успенский протопресвитер В. Платонов». 29-го ч. писал я в Муром теще Пр. Степановне Царевской: «Приношу вам и, в лице вашем, всем родным мою усерднейшую благодарность за приветствие меня с праздником. В свою очередь, поздравляю вас и всех родных с наступающим новым годом. Да сохранись вас Господь в грядущем лете здравыми и благополучными!

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

278 Начавший эту речь из военных – отставной Генерал-Майор, отличающийся действительно всегда прямотою своих суждений, и бывший в прекрасных отношениях с преосв. Антонием и, что замечательно, занимавшийся в последнее время специально-научными исследованиями по Свящ. Писанию исключительно с Еврейского текста. Первый же труд его был – перевод с Французского, составленного о. Владимиром Гетте труда: «Изложение учения Правосл. Католической Церкви и разногласий с ним других христианских церквей. Этот свой труд он представлял преосв. Антонию ещё в рукописи для поверки и затем напечатал в 1869 г. в Казани, посвятив его, как изложено в самом предисловии, братчикам и братчицам Казанского Братства св. Гурия, которого он состоит доселе в звании члена-учредителя. Во время уже печатания нашего труда, – этот истинно достоуважаемый Ген.-Майор Петр Николаевич Арцыбышев скончался – именно 13 Апреля 1885 г. 279 Мы уже сказали выше, что описываемое здесь лицо занимался и доднесь занимается специально изъяснением, избираемых им, замечательных мест св. Писания В.З., собственно по Еврейскому подлиннику. Указываемое теперь здесь, толкование пророчества Даниила о седмидесяти седминах вызвало его к личным занятиям этого рода – именно после только что прочитанного им в рукописи моего сочинения под заглавием: «Богооткровенная речь Архангела Гавриила к Пророку Даниилу», ( Дан. 9:21–27 ). «Историческо-экзегетический – в частности филологический опыт нового толкования сего места св. Писания». Сочинение это приготовлено было в 1866–1867 г. на степень Магистра, но по обстоятельствам это дело не состоялось. Но как он не знал или точнее не видал до этого времени, ни аза Еврейского в глаза, а между тем видел, что вся сила и значение моего труда заключались в Еврейском языке, в его филологическом анализе, – то он решился, несмотря на свои годы, во чтобы то ни стало, изучить Еврейский язык. И действительно, после трех, много пяти лет, он овладел знанием этого Еврейского языка уже удовлетворительно, а в последнее время, при постоянных усидчивых занятиях, превзошёл и учителя своего...

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Amfite...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010