Макария от 26 февр. 1547 г. предписывалось во всех храмах «пети и праздновати повсюду ноября в 17 день новому чудотворцу Никону, Сергиеву ученику» (ААЭ. Т. 1. 213. С. 203). В связи с этим событием получила распространение Пространная редакция Жития Н. Ее наиболее авторитетные списки были созданы в кон. 40-х - 70-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/I. 199. Л. 490-518; РНБ. F.I.278; Соф. 1491). Тем не менее в кон. 50-х - нач. 60-х гг. XVI в. текст Жития Н. не использовался при написании «Книги степенной» . День 17 нояб. в обиходной книге Кириллова Белозерского монастыря назван: «Никонов день, уч(е)ника Сергия чюдотворца». В этот день монахам выдавались «хлебы белые, рыба с прибавкою, квас ячной; а случится в среду или в пяток - ясти икра» ( Починская И. В. «Книга обиходная Кириллова мон-ря» из собр. ЛАИ ИГНИ УРФУ//Вестн. Екат. ДС. 2015. Вып. 2(10). С. 83. Л. 18 об.). С сер. XVI в. в синодиках обителей, связанных с деятельностью прп. Сергия, начинают поминать не только Н., но и представителей его рода: отца Закхея, мать Фотинию и, по-видимому, родного брата Петра (РГБ. Гранков. 31: Синодик и вкладная книга Махрищского Троицкого монастыря. 1672-1674 гг.; Леонид (Кавелин) , архим . Махрищский монастырь: Синодик и вкладная книга//ЧОИДР. 1878. Кн. 3. Отд. 3. С. 3; РГАДА. Мазур. Оп. 1. 1710: Синодик Коломенского Голутвина монастыря. Л. 73, Список 1708 г.; и др.). Почитание Н. в Троицком мон-ре было тесно связано с именем прп. Сергия. В «Троицкой повести о взятии Казани», написанной троицким келарем Адрианом (Ангеловым) между 5 окт. 1552 и летом 1553 г., говорится, что к ее написанию автор приступил по молитвам Пресв. Богородицы и «всех святых, и всех русских чюдотворцов, и великого чюдотворца нашего, и помощника, и заступника» прп. Сергия, и «ученика его преподобнаго Никона чюдотворца». Андриан (Ангелов), племянник царского боярина С. Ф. Пешкова-Сабурова (чья семья входила в число вкладчиков Троице-Сергиева мон-ря с XV в.), пишет о Н. как о заступнике за Русскую землю, чем он был подобен своему духовному наставнику прп.

http://pravenc.ru/text/2566240.html

Наталия 2015/07/18, 04:46:12 Преподобный Сергий Радонежский! Спаси и сохрани моего внука р.б. Никиту. Будь с ним рядом и направляй его мысли и деяния на правильный путь. Помоги ему получить хорошую оценку за практику. Отче! Услыши просьбу бабушки и помоги моему внуку р.б. Никите. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Валентина 2015/07/18, 03:26:00 Отче наш Преподобный Сергий Радонежский! Благодарю за помощь твою моей дочери Екатерине. Она успешно сдала экзамен по биологии. Не оставь её на последнем экзамене по русскому языку в понедельник 20.07.15.г., будь с ней и поддержи мою дочь.Отче наш, пожалуйста,укрепи её память и сообразительность, пусть вопросы на экзамене будут лёгкими, помоги Екатерине хорошо ответить на все поставленные ей вопросы в билетах и с Божьей помощью поступить в ВУЗ.Услышь молитву матери Сергий Радонежский, умоляю помоги моей доченьке.Да будет воля твоя.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь! Людмила 2015/07/17, 13:04:17 Преподобный Отче Сергий Радонежский! Помоги моему сыну Николаю сдать экзамен,направляй его деяния и мысли.Будь с ним рядом и не оставляй.Ему очень нужна твоя защита и помощь. Помоги рабу Божьему Николаю.Прошу тебя,как мать Наталья 2015/07/17, 06:59:24 О, Преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! Услышь молитву матери, прошу, Тебя помоги, спаси и сохрани мою дочь рабу божью Марию. Прошу тебя Преподобный Сергий Радонежский пошли Марии помощь свою Святую. Преподобный Сергий Радонежский верую в тебя, в твою силу и скорую помощь. ПОМОГИ моей дочери, рабе божьей Марии поступить на бюджетное (бесплатное) обучение в УРФУ. Прошу тебя помоги! Не оставь в трудный день, в трудный час, в трудную минуту! О преподобне и богоносне отче наш Сергее, заступись за рабу божью Марию своими молитвами, ты всегда был рядом с нами в трудные минуты, не оставь нас и в этот раз. Аминь. раба Божья Галина 2015/07/17, 04:08:04 Преподобный Сергий Радонежский! Будь рядом с моим внуком р.б. Никитой и помогай ему в трудную минуту. Направляй его на правильные мысли и деяния. Спасибо тебе, О,Сергие.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Свт. Димитрий существенно сократил текст пространной редакции, представленный в ВМЧ митр. Макария, отдав предпочтение исторической стороне жизнеописания: «Виждь, читателю любезный, яко сего святаго Нифонта житие особная в Четиях обретается немалая книга. Не все убо зде житие положися величества ради истории, но мало от многих списася, яко точию на едино чтение довлети. Хотящь же уведати все до больших Четий Миней Макария митрополита Московского отсылается» (Жит. Ниф. ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. XVIII в. Л. 312). Ростовский митрополит внес также существенные изменения в стиль и язык Жития, переработав пространный текст в удобный для проповеди рассказ о великом милосердии Божием к раскаявшимся грешникам: «К сему же, да и мы, грешные, имамы образ, еже не отчаятися нам, во многия беззакония погруженным, но да исправим [ся] покаянием, яко же и сей, о коль исправил есть себе добре…» (ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. Л. 312). На основе Жития Нифонта в редакции свт. Дмитрия Ростовского «в посаде Пучеже» в 1857 г. был составлен «Акафист прп. Нифонту, еп. Констанции, града Кипрскаго» (нач.: «Избранный Христом, Сыном Божиим, на прославление Неизреченнаго Его Милосердия…»), сочинителем к-рого был П. И. Серебренников (РГБ. Троиц. II/268. Л. 386 об.- 393 об.). О душеполезности Жития Н. говорят мн. выписки из этого текста, а также записи и пометы на книгах, напр., «О, сколь сия книга душеполезна, исполнена умиления и покаяния душевнаго!..» (РГБ. Ф. 199. 694. XVIII в. Л. 1). Ист.: РГБ. Ф. 178. 1832. Кон. XII - нач. XIII в. Л. 1-33; ГИМ. Муз. 340. 2-я четв. XVI в. Л. 1-163 (350 миниатюр); БАН. 34.6.61. четв. XVI в. Л. 1 - 193 + 8 (384 + I миниатюры); РНБ. ОЛДП (из собр. П. П. Вяземского) Q 17. XVI в. Л. 1-432 об. (396 миниатюр); Житие Нифонта/Ред. свт. Димитрий Ростовский; ЛАИ ИГНИ УрФУ. XI. 74 р/1648. Л. 310 об.- 333; Житие св. Нифонта, лицевое XVI в.// Щепкин В. Н. Описание памятников: Имп. Рос. исторический музей им. Имп. Александра III. М., 1903. Вып. 2. Лит.: Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Раба Божья Галина 2015/07/24, 05:07:04 Преподобный Сергий Радонежский! Спаси и сохрани р.б. Никиту. Помогай ему во всех делах и начинаниях. Спасибо тебе, Отче Сергие, за помощь моему внуку р.б. Никите. Будь с ним рядом и направляй его на правильные мысли и деяния. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Валентина 2015/07/23, 19:24:00 О, Преподобный Сергий Радонежский!!!! Прошу помоги мне завтра сдать экзамен по практике. Пошли мне лёгкий вопрос и благосклонность преподавателей. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б. Ольга 2015/07/23, 19:04:01 Святой Преподобный Отче Сергий Радонежский!Спасибо тебе за все, за помощь твою, за то что молишься за нас.Прости нам наши грехи вольные и невольные.Прости мою доченьку р.б.Ирину и помоги ей при сдаче экзаменов,помоги, чтобы ей хватило силы и здоровья ,ума и терпения,спокойствия и усердия на экзаменах.Помоги,чтобы преподаватели к ней отнеслись благожелательно и с пониманием.Помоги чтобы на все вопросы она смогла хорошо и спокойно ответить.Моли Господа нашего о моей девочке моли Пресвятую Богородицу и всех святых о моей доченьке Иринушке.Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!Аминь! р.б.Татьяна 2015/07/23, 18:31:13 Преподобный Сергий Радонежский! Спаси и сохрани моего внука р.б. Никиту. Будь с ним рядом и направляй его мысли и деяния на правильный путь. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. Валентина 2015/07/23, 16:12:44 Преподобный Сергей Радонежский! Спасибо за помощь в экзаменах прошедших, помоги нам в этих экзаменах предстоящих, в этой трудной ситуации. Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Аминь. 2015/07/23, 12:24:58 Преподобный Сергий Радонежский! Прости нам грехи наши вольные и невольные! Услышь молитву матери, очень прошу, Тебя, помоги. О, Преподобный Сергий Радонежский пошли Марии помощь свою Святую. Верую в тебя, в твою силу и скорую помощь. ПОМОГИ моей дочери, рабе божьей Марии поступить на бюджетное (бесплатное) обучение в УРФУ. Прошу тебя помоги! Не оставь в трудный день, в трудный час, в трудную минуту! О преподобне и богоносне отче наш Сергее, заступись за рабу божью Марию своими молитвами, ты всегда был рядом с нами в трудные минуты, не оставь нас и в этот раз. Аминь.

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

В разделе «Публикации» впервые публикуется текст проповеди на праздник Акафиста Богородице анонимного автора XVII в. Данная проповедь — одна из самых лирических и торжественных в рукописном сборнике «Статир», рукопись которого сохранилась в единственном экземпляре. Автор публикации — доктор филологических наук, профессор УрФУ им. первого Президента России Б.Н. Ельцина Лариса Степановна Соболева. Во втором материале раздела публикуются письма профессоров Московской духовной академии профессору Петроградской духовной академии Николаю Никаноровичу Глубоковскому, написанные в 1902–1921 гг. Публикуемые письма не просто дополняют, но углубляют представления о трагических изменениях, происходящих в русской культуре, в духовной сфере в послереволюционное время. Авторы публикации — Татьяна Александровна Богданова (доктор церковной истории, старший научный сотрудник Российской национальной библиотеки) и Александр Константинович Клементьев (историк, архивист, автор исследований по истории Русской Православной Церкви в эмиграции). В разделе «Персоналии» к юбилею Ирины Леонидовны Маньковой — известного специалиста по истории Церкви на Урале и в Западной Сибири — опубликована статья, посвященная ее вышедшей в прошлом году монографии, в которой рассматривается история формирования православного ландшафта (системы институциональных и символических культовых объектов) городов, появившихся в период русского освоения Урала и Западной Сибири в XVII в. Автор статьи — священник Иван Никулин, доцент, кандидат богословия, кандидат исторических наук, доцент кафедры церковной истории и филологии Екатеринбургской духовной семинарии, клирик храма во имя великомученика Георгия Победоносца г. Белостока (Польша). Каждый публикуемый материал снабжен аннотацией и ключевыми словами на русском и английском языках. Всего в издании 346 страниц. Ознакомиться с содержанием и скачать электронную версию журнала можно на сайте семинарии. «Вестник ЕДС» — научно-богословский журнал, издающийся Екатеринбургской духовной семинарией с 2011 г. Выходит ежеквартально. С 2018 г. журнал входит в список ВАК и ERIH PLUS. Подробнее о журнале можно прочитать на страницах издания.

http://sedmitza.ru/text/10064407.html

Впоследствии Эдесса на некоторое время вновь обрела независимость, но с III по VI вв. по Р.Х. подпала под власть Римской Империи. В эту эпоху город Эдесса был значительным центром Христианства. Широкую известность здесь приобрела эдесская богословская школа, основанная в IV в. св. Ефремом Сирином . В конце V в. в городе распространилось учение монофизитов (получивших здесь наименование яковитов). В начале VII в. Эдесса захвачена персами, но по миру 629 г. возвращена Византии. В первой половине VII в. завоёвана арабами, отвоёвана в 1031 г. византийцами. В 1083–1086/87, 1095–1098 гг. Эдесса в составе государств, основанных армянскими феодалами. В это время город в основном был заселён сирийцами, армянами и греками; также значительный центр арабской и армянской культуры (в XII в. здесь жил известный армянский историк Матэос Урхаеци). В 1098 г. Эдесса, захваченная крестоносцами, стала центром эдесского графства. В 1144 г. подпала под власть правителя Мосула и Халеба Имад-ад-Дина Зенги, в 1182 г. Салах-ад-Дина. Затем переходила от одних властителей к другим, в 1637 г. завоёвана Османской Империей, переименована в Урфу. Ныне же Эдесса в пределах Турции. 4 Св. Абгар V Аршакуни, или бар Ману Уккама, царь Эдессы, столицы Осроэнского царства, правил с 4 г. до Р.Х. до 7 г. по Р.Х., и во второй раз с 13 по 50 гг. по Р.Х. Личность этого легендарного монарха окутана весьма многими тайнами, а порой и мистикой. До сих пор историкам всего мира не удалось до конца выяснить, кто же был этот царь Абгар? Одно можно сказать определённо, что царь Абгар происходил из династии Аршакидов и был в близких родственных связях с царским домом Армении. Однако, несмотря на это, (при переложении предания о св. Абгаре с сирийского языка на армянский язык) древняя армянская историография делает св. Абгара царём Великой Армении, празднование его памяти уже в древности было внесено в календарь Армянской Церкви. Память св. царя Абгара V Аршакуни Вселенская Православная Церковь празднует декабря 31 (января 13) (о св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1749 год. Антиохийский патриарх Сильвестр, убежав из Алеппа в Константинополь, всячески домогался сломить тамошних папистов, и с помощью подаяний христиан получил разные султанские указы против них, но напрасно. В бытность его в Валахии паписты заняли патриархию и передали её паписту Кириллу, выхлопотав ему Берат у Емира Ливанской горы. Когда же Сильвестр возвратился в Константинополь, тогда при помощи тамошнего патриарха Кирилла притиснул оное зло, и возобновил свою патриархию, а в Алепп с султанскими указами послал епископа Геннадия. Но Алеппинцы прогнали его. Посему он, не имея другого епископа, у иерусалимского Парфения выпросил Птолемаидского архиерея Софрония, и с султанскими указами послал его в Алепп. Софроний, знавший лучше всех языки арабский и турецкий, поучал Алеппинцев в каждое воскресенье и в праздники всему, что необходимо для возвращения их в православие, но бесполезно. Сильвестр же, обошедши многие места для сбора милостыни, получив много, но и издержав много на указы и мупасириды против папистов, и нимало не успевши, напротив утомившись многими трудами, неудачами и большими издержками при получении указов, кои не были приводимы в исполнение по причине корыстолюбия и лживости пашей и кадиев и пронырства папистов, и отчаявшись исправить все, что требовало исправления, уехал в Дамаск и там успокоился. 1751 год. – Алеппский паша, под предлогом папизма втюрмив некоторых богатых Алеппинцев, греков по роду, обущербил их денежным побором с них. А они, вообразив, что повредил им Софроний своим наушничеством паше при посредстве его Терзипаси, когда этот паша выехал из Алеппа ради черды, позвали Софрония в суд, и присудив его к уплате 40 пунгов (20,000 пиастр.) в вознаграждение оного побора, посадили его в тюрьму в железных оковах. Тогда он писал мне (Комнину) в Урфу, оплакивая свое злополучие и прося помочь ему освободиться. Рассказал я все это дело господину моему Рахиб паше. А он дал предписание Алеппскому мулле такое тонное, что Софроний выпущен был из тюрьмы, однако папистам дал ходжет – расписку в том, что если он когда-либо воротится в Алепп, то внесет 40 пунгов в мечеть Зекерри. (Это была великолепная церковь с пространным местом и с домами около неё, построенная христианскими царями и чествуемая во имя пророка Захарии). Софроний, освободившись от оков, уехал в Лаодикию, а оттуда морем на остров Патмос, где провел два года, и потом отправился в Константинополь. Паписты же, по изгнании его, привели с Ливанской горы убежавшего туда лжемитрополита своего Максима, который имел родного брата потурчившегося, по имени Мансур Ефенди, врача в султанском дворце, и передали ему церковь и библиотеку со всем архиерейским имуществом.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

IX. Это произошло во времена Шамского эмирства, по ту сторону реки Евфрат, в городе Руцапе. А через семь лет игумен Абраам, он же Артавазд, взяв с собой несколько человек из братии и спустившись в Сирию, дошел до города Калиникоса; там, в городе, он остановился в монастыре, именуемом Дерман Заккэ, в котором нас приняли с большой любовью и посоветовали идти к месту с большими предосторожностями, чтобы не попасть в руки врагов и не быть наказанными и убитыми. Оставив братьев и лошадей там и взяв с собой одного человека, шел он, преодолевая огромные трудности, целый день и всю ночь и к рассвету достиг места смерти [святого]. Войдя в часовню св. мученика, он возблагодарил Христа и вознес [ему] хвалу. И Теофил, он же Абу Степан, с большой любовью и участием пошел нам навстречу и устроил нас, с его помощью дал нам Бог войти к святому. Мы помолились Господу в часовне св. Саргиса и повидали епископа, мужа праведного и богобоязненного; он с большой любовью и радушием принял нас. Затем созвал знающих людей, которые занимали видное [положение] при дворе и были хорошо осведомлены о мученичестве святого. Мы узнали достоверно [историю мученичества святого] и получили от них житие славного мученика на греческом языке. Любовно простившись с епископом и другими [монахами], помолившись в часовне св. Ваана, мы воздали хвалу милости Христовой и на обратном пути, перейдя реку Евфрат, захватили с собой братьев и прибыли в город Урфу. Мы попросили епископа перевести написанное на армянский язык. А оттуда, накануне праздника Богоявления, возвратились в Армению. И, найдя наших братьев в здравии, с миром вознесли хвалу Богу, который меня, недостойного, сподобил этой чести. И вот я принялся излагать, откуда надлежало, присовокупив мученичество св. Ваана для поощрения всех верующих, во славу и хвалу Божью которому честь и держава во веки веков. Аминь. X. Это случилось после того, как Армянская страна в 152 г. армянского летосчисления г.] испила чашу бед. 34 года оставались армяне в плену, до 186 г. г.], в котором и случилось мученичество святого Ваана, исповедовавшего Господа Иисуса Христа, Сына Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Аминь! Лариса 2018/05/06, 17:39:32 Преподобный Сергий Радонежский, Матрона Московская, Ксения Петербургская, Матрона Босоножка, Отец Зосима, Николай- Чудотворец, молитесь о здравии р.б.Петра, р.б.Ольги ,пусть их сердца будут благосклонны к р.б.Анатолию, р.б.Аполинарии, а злость и ярость ушли за три, девять земель.Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б .Аполинария 2018/05/06, 17:30:52 Преподобный Сергий Радонежский, Матрона Московская, Ксения Петербургская, Матрона Босоножка, схиархимандрит Зосима, простите грехи вольные или невольные р.б.Анатолию.Молитесь о здравии р.б. Анатолия ,чтобы справедливость и правда торжествовала по отношению к нему. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь. р.б .Аполинария 2018/05/06, 11:05:34 О преподобный отче Сергий Радонежский! Благодарю тебя за помощь! За то, что не оставил нас, поддержал! Помог дочери - рабе божией Дарье сдать экзамен! Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Аминь! раба божия Любовь Любовь 2018/05/06, 10:09:28 О, Преподобный Сергий, игумен Радонежский и Всея России Чудотворец! Благодарю тебя за помощь, оказываемую нам каждый раз, когда она так необходима! Верю тебе и в молитву твою за нас пред Богом. Молю тебя о милосердии к сыну моему р.б. Михаилу, который пишет дипломную работу. Прошу тебя молитвой своей и способностью творить чудеса помочь нам сдать госэкзамен, написать и защитить дипломную работу и получить диплом об окончании УрФУ. Уповаю на тебя, твою любовь к нам, Преподобный Отче, во имя Отца и Сына и Святага Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь раба Божия Вера 2018/05/05, 14:25:11 СергийРадонежский очень прошу твоих молитв за мою дочь Анастасию.Помощи ей в сдаче экзамена. Татиана 2018/05/05, 10:38:14 Преподобный Сергий Радонежский! Услышь меня рб божию и прими мое моление о внучке Анне.Помоги закончить учебу как она хочет отлично,Защити,заступи,пошли свое милосердие,она заслужила своим отношением к учебе ,старается,пошли ей уверенность,терпение,веру.Батюшка Отче Святый помоги ей умоляю,благослови ее.Аминь!

http://isihazm.ru/?id=384&pid=1&iid=689&...

Далее выступил священник Александр Мазырин, доктор церковной истории, доктор теологии, кандидат исторических наук, профессор, главный научный сотрудник научно-исследовательского отдела новейшей истории Русской Православной Церкви, профессор кафедры общей и русской церковной истории и канонического права Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Отец Александр подготовил доклад «Церковная дипломатия и межправославные отношения в эпоху гонений: опыт святого Патриарха Тихона». Пленарное заседание завершилось докладом «Сборник проповедей XVII века " Статир " : исследовательские проблемы и пути их решения», который представила Л.С. Соболева, доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы Уральского федерального университета. Научно-богословский форума продлится до 11 февраля, его работа будет проходить на четырех площадках: Екатеринбургская духовная семинария (ул. Розы Люксембург, д. 57), Миссионерский институт (ул. Карла Маркса, д. 12), Уральский гуманитарный институт УрФУ (ул. Тургенева, д. 4) и Уральский государственный горный университет, кафедра теологии (ул. Куйбышева, д. 39). На конференции выступят участники из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Астрахани, Биробиджана, Вологды, Воронежа, Ишима, Казани, Костромы, Кыштыма, Нижнего Новгорода, Нефтеюганска, Новосибирска, Омска, Орла, Оренбурга, Перми, Петропавловска-Камчатского, Саратова, Сергиева Посада, Смоленска, Сыктывкара, Томска, Челябинска, Шадринска. Ближнее зарубежье представлено учеными из Минска, Алма-Аты, Петропавловска, Бишкека. С полной программой конференции можно ознакомиться по ссылке . Екатеринбургская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III). Мчч. Петра Жукова и Прохора Михайлова (1918); сщмч. Иоанна Бойкова пресвитера (1934); сщмч. Иакова Бойкова пресвитера (1943); прп. Севастиана Фомина, исп. (1966).

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010