—250— ситета уведомляет Совет Академии, что препятствий к ходатайству об утверждении приват-доцента Университета М. М. Богословского в должности доцента Академии со стороны Университета не встречается. – 3) По § 48 устава духовных академий – «Для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». – 4) По § 81 лит. б п. 4 устава избрание кандидатов на должность доцента значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили: Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении приват-доцента Императорского Московского Университета, магистра русской истории, Михаила Богословского в должности доцента академии по кафедре русской гражданской истории. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1908 г. Сент. 28. По ст. III. Доцент Московского Университета Михаил Богословский утверждается в должности доцента Академии по кафедре Русской Гражданской Истории. Прочее смотрено». 6 сентября 1908 года 14. Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии – профессор А.П. Шостьин , заслуженные ординарные профессора – А.Д. Беляев , Н.А. Заозерский (сверхштатный) и М.Д. Муретов ; ординарные профессора – А.П. Голубцов , А.И. Введенский , С.С. Глаголев и М.М. Тареев ; экстраординарные профессора – П.П. Соколов, И.В. Попов , Н.Г. Городенский , С.И. Смирнов и А. И. Покровский . – Отсутствовали: ординарный профессор А.А. Спасский и доцент А.П. Орлов. Слушали: I. Сообщенную Правлением Академии копию сданного Его Высокопреосвященством с надписью: «1908 г. Июня 3. В Правление Московской Дух. Академии» – указа на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 30 мая за 6432: «По указу Его Императорского Величества, Святей- —251— ший Правительствующий Синод слушали: представление Вашего Преосвященства, от 25 апреля сего года за 159, по ходатайству ректора Московской духовной академии об утверждении инспектора сей академии, магистра богословия, Александра Шостьина исправляющим должность ординарного профессора, на освободившуюся за выходом в отставку заслуженного ординарного профессора Николая Заозерского вакансию. Приказали: В виду изъясненных в представлении соображений и в удовлетворение ходатайства Вашего Преосвященства, удостоить инспектора Московской духовной академии экстраординарного профессора по кафедре пастырского богословия и педагогики, магистра богословия, Александра Шостьина звания исправляющего должность ординарного профессора академии, с назначением ему дополнительного по должности ординарного профессора оклада содержания на счет суммы, остающейся свободной от вакантной в академии должности ординарного профессора; о чем и послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—54— ции помощника инспектора Академии Александра Покровского и преподавателя Уфимской духовной семинарии иеромонаха Фаддея (Успенского) допустить к соисканию премий Митрополита Московского Макария за лучшие магистерские сочинения воспитанников Академии. XVII. В виду неоднократно замечаемых в последнее время случаев недостаточно исправного посещения студентами лекций и регулярного уклонения некоторых из них от своевременной явки в Академию после рождественских, пасхальных и летних каникул под предлогом болезни или семейных обстоятельств, – рассуждали о мерах к пресечению этого нежелательного явления. Определили: Предложить академической инспекции в конце каждого учебного года доводить до сведения Совета Академии о всех студентах, по каким бы то ни было причинам не посещавших лекций в течение двух месяцев (в общей сложности), и затем о допущении таких лиц к переводным и выпускным испытаниям иметь особое суждение. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1902 г. Февр. 20. По ст. IX. Для перемещения надзирателя С.-Петербургского Александро-Невского Духовного Училища Михаила Бенеманского на службу в Московскую епархию необходимо согласие С.-Петербургского Преосвященного Митрополита. Заготовить к нему отношение (заготовлено и послано). Прочее смотрено и утверждается». 18 марта 1902 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Арсения, Епископа Волоколамского, Инспектор Академии Архимандрит Евдоким и члены Совета Академии, кроме профессоров П. Цветкова , В. Соколова , И. Татарского, А. Введенского и И. Попова . Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1902 г. Февр. 20. В Совет Московской Духовной Академии» – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 18 февраля за 1415: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали: 1) представление —55— Вашего Преосвященства, от 3 минувшего января за 8, по ходатайству Совета Московской духовной академии об утверждении преподавателя Рижской духовной семинарии, кандидата богословия Михаила Тареева в степени магистра богословия за представленное им в исправленном виде сочинение под заглавием: «Искушения Господа нашего Иисуса Христа», Москва, 1900 года, без производства новой защиты сочинения на коллоквиуме, как уже бывшей при представлении на соискание степени магистра богословия того же сочинения в первом издании и 2) отзыв о названном сочинении Преосвященного Казанского, от 29 минувшего января за 66. Приказали: Преподавателя Рижской духовной семинарии, кандидата богословия Тареева, удостоенного Советом Московской духовной академии в 1893 году за вышеназванное сочинение степени магистра богословия и исправившего, во исполнение Синодального указа, от 14 мая 1893 года 2138, означенное сочинение, утвердить, согласно ходатайству Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Архиепископа Казанского, в степени магистра богословия; о чем, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Федор Исадский. 20. Вениамин, в мон. Антоний, Николаевский. 35. Василий Помяловский. Ефим Богоявленский. Федор Гусев. Александр Любенский. Косьма Космин. Павел Покоев. Иван Жемчужин. Василий Белинский. Семен Леонтьев. 25. Павел Арсеньевский. 40. Иван Сретенский. Яков Ильинский. Филипп Другов. Константин Кладкевич. Сергей Бажанов. Филипп Саульский. Петр Цитов. Иларион Слаута. Никита Голубев. 45. Иван Успенский. Петр Леваковский. Карл Томковид. XV-ro курса Со степенью магистра: 1. Петр Сперанский. 15. Василий Орнатский. Иван Кушин. Илья Денисов. Иван Базаров. Василий Чубинский. Иван Бронницкий. Александр Долоцкий. Михаил Парнасский. 5. Иван Смирнов. 20. Николай Парийский. Матфей Глаголев. Киприян Жукович. С правом на получение степени магистра, если представят вновь свои сочинения и заслужат одобрение от начальства по должности и поведению. Сила Тапильский. Иван, в мон. Иоасаф, Пашин. Иван Терсинский. Стефан, в мон. Серафим, Ильинский. Иван Яхонтов. Александр, в мон. Анатолий, Делекторский. 10. Андрей, в мон. Александр, Добрынин. 25. Юлиан Сакович. Антон Шеметилло. Алексей Орлов. Василий Князев. Иван Гиляровский. Иван Александровский. Петр Евдокимов. Арсений Судаков. Александр Пашкевич. – кандидата: 30. Дмитрий Куницын. 45. Александр Кедров. Михаил Святославский. Петр Горизонтов. Павел Невзоров. Павел Приклонский. Гавриил Лилеин. Василий Спирихин. Федор Юцковский. Николай Войцеховский. 35. Павел Сулковский. 50. Алексей Святков. Владимир Ласточкин. Максимилиан Свидерский. Арсений Попов. Стефан Добротворский. 40. Александр Рутов. 52. Феодосий Петровский. Дмитрий Верещагин. Порфирий Малевич. Александр Сретенский. Константин, в мон. Сергий, Крылов. XVI-ro курса Со степенью магистра: 1. Иосиф Васильев. 20. Александр Романов. С правом на получение степени магистра, без повторения устного испытания и без представления вновь сочинения, если прослужат два года по дух.-училищному ведомству. Николай Добров. Константин Добронравин. Василий Бережковский. Иеромонах Рафаил. Ксенофонт Бронзов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

На сём журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г. 1 июня. Согласен». 26 мая 1893 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, Инспектор Академии Архимандрит Григорий и члены Совета Академии, кроме профессоров: Н. Субботина , Е. Голубинского и В. Ключевского , отсутствовавших по болезни. В собрании сём преподаватель Харьковской Духовной семинарии, кандидат богословия, Николай Страхов защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: «Брак, рассматриваемый в своей природе и со стороны формы его заключение». Харьков. 1893. Оппонентами были: и. д. ординарного профессора по кафедре истории философии Пётр Казанский и э.-ординарный профессор по кафедре гомилетики Василий Кипарисов . По окончании диспута Ректор Академии, Архимандрит Антоний, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: 1) По § 136 устава духовных академий «кандидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительном защищении его в присутствии Совета и приглашённых Советом посторонних лиц (коллоквиуме)». 2) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава «удостоение степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми через Епархиального Преосвященного на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Благопочтительнейше просить ходатайства Его Преосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Харьковской духовной семинарии, кандидата —121— богословия, Николая Страхова в степени магистра богословия. 2) Представить Его Преосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата богословия Страхова и копии с отзывов о ней профессоров П. Казанского и В. Кипарисова . На сём журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г. 1 июня. Согласен». 1 июня 1993 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, Инспектор Академии Архимандрит Григорий, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н. Субботина , В. Ключевского и П. Горского, отсутствовавших по домашним обстоятельствам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В собрании сем преподаватель Тульской духовной семинарии, кандидат богословия Василий Яворский защищал представленную им на соискание степени магистра богословия диссертацию под заглавием: „Символические действия пророка Осии. (Последовательное толкование первых трёх глав книги пророка Осии)“. Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор Академии по кафедре пастырского богословия и педагогики Александр Шостьин , и экстраординарный профессор Академии по кафедре Священного Писания Ветхого Завета Василий Мышцын . – По окончании коллоквиума, Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: 1) по § 136 устава духовных академий „кандидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительной защите его в присутствии Совета и приглашённых Советом сторонних лиц (коллоквиуме)“. 2) По § 81 лит. в п. 6 того же устава удостаивание степени магистра богословия значится в числе дел Совета Академии, представляемых, через Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высокопреосвященства перед Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Тульской духовной семинарии, кандидата богословия Василия Яворского в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству один экземпляр, а в Святейший Синод десять экземпляров диссертации кандидата Яворского и копии с отзывом о ней профессоров Академии Александра Шостьина и Василия Мышцына . На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: „1904 г. Февр. 12. Согласен ходатайствовать. —23— 19 марта 1904 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, члены Совета Академии, кроме о. Инспектора Академии Архимандрита Иосифа и профессоров: В. Ключевского , Н. Заозерского , М. Муретова , А. Введенского , В. Мышцына и М. Тареева . Слушали: I. а) Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: „1904 г. Янв. 29. В Совет Московской Духовной Академии“ – указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 27 января за 777:

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

«Я, – начинает свое письмо святитель к Управляющему делами Московской Патриархии архиепископу Пимену (Извекову, 1990), – получил сведения о том, что... архиепископ Онисим (Владимирский и Суздальский, 1970. – К. С.) представил отзыв о моей статье „О поминовении усопших», в коем ходатайствует о присвоении мне за эту статью не только ученой степени магистра, но и сана архиепископа. Умоляю Вас, убедите Святейшего Патриарха этого не делать. Для меня это будет не утешение, а великое огорчение» (1:35). О магистерской степени. – «На степень магистра богословия я не имею права претендовать, даже если бы написал и значительно более солидное и действительно ученое сочинение. Я окончил Академию по второму разряду, и если бы пожелал искать степени магистра, то ранее представления солидной магистерской диссертации я должен бы был еще сдать несколько экзаменов по предметам, по коим недостаточные для первого разряда отметки. Затем, моя статья в печатном виде будет небольшая брошюра размером менее ста страниц. Таких диссертаций, вероятно, никогда не бывало. У серьезного читателя этой брошюры легко может сложиться впечатление, что степень магистра присвоена мне... по блату... Самой дорогой наградой для меня будет разрешение напечатать ее... исключительно только потому, что, как мне кажется, моя статья может быть с интересом прочитана теми из наших священнослужителей, которые ревнуют о возможном приближении современного богослужения к уставному идеалу и для которых эта статья может быть не бесполезна» (1:35 – 36). О возведении в сан архиепископа. – «Что касается присвоения мне за мою статейку сана архиепископа, то против этого я еще решительнее возражаю, скажу сильнее, протестую, и, при всем моем сыновнем послушании Святейшему Патриарху, на этот раз я скажу: „Благодарю, но не приемлю и многое, многое вопреки глаголю“» (1:36). И святой Афанасий напоминает, что в истории нашей Церкви не было такого, чтобы епископа, находящегося на покое, возводили в архиепископа. Два великих святителя – Феофан Затворник (1894) и Игнатий Брянчанинов (1867), – написавшие, находясь на покое, «горы ценнейших богословских книг», остались епископами – «О награждении их саном архиепископа тогда ни у кого и мысли не было» (1:36). – Как же быть? – Ответ предельно ясен: «Церковно-богослужебные отличия и церковные саны не должны даваться в качестве награды, а должны быть отличием определенных церковных служений. В частности, сан епископа носят викарии, а сан архиепископа должен принадлежать лишь епархиальным архиереям независимо от времени пребывания их в архиерейском сане» (1:36 – 37).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Разумеется, весьма желательно было бы видеть книгу О. Арсеньева без таких и подобных промахов, недосмотров и ошибок; темь не менее, и при них книга эта должна иметь значение в нашей богословской литературе, как восполняющая ранее указанный пробел. Потому осмеливаюсь думать, что она может давать право автору на искомую степень». Справка : 1) По § 29 Положения об испытаниях на учёные степени «если диссертация будет признана удовлетворительной, то Совет допускает кандидата к публичной её защите». 2) По § 32 того же Положения «ищущие степени магистра обязаны представить ректору академии по крайней мере за две недели до защиты 50 экземпляров напечатанной диссертации», что священником Иоанном Арсеньевым и исполнено. Определили : 1) Допустить священника Иоанна Арсеньева к защите его диссертации на степень магистра богословия. 2) Официальными оппонентами при защите диссертации назначить экстраординарных профессоров Василия Соколова и Александра Шостьина . 3) Предоставить о. ректору академии войти в соглашение с магистрантом относительно дня коллоквиума и пригласить к участию в нём посторонних лиц. 4) Постановление сие представить на Архипастырское благоусмотрение Его Высокопреосвященства . VI. Прошение преподавателя Тульской духовной семинарии иеромонаха Палладия. «Представляя при сем моё сочинение: „Преподобный Пахомий Великий и первое иноческое общежитие (по новооткрытым коптским документам)“, покорнейше прошу Совет академии принять это сочинение в качестве диссертации на степень магистра богословия». Справка : 1) иеромонах Палладий окончил курс в —42— МДА в 1891 г. со степенью кандидата богословия и с правом при искании степени магистра богословия не держать нового устного испытания. 2) По § 81 лит. а. п. 6 устава духовных академий «распоряжение о рассмотрении диссертаций на учёные степени и оценка оных» значится в числе дел, окончательно решаемых самим Советом академии. Определили : Диссертацию преподавателя Тульской духовной семинарии иеромонаха Палладия передать для рассмотрения доценту академии по кафедре общей церковной истории Анатолию Спасскому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

На сём журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1891 г. дек. 28. Исполнить». Протоколы (Журналы) Совета Московской Духовной академии за 1892 год//Богословский вестник. 1892. Т.2. 7. С. 1–12 (5-я пагин.) —1— 31 января. Присутствовали, под председательством Ректора Академии, Архимандрита Антония, все члены Совета Академии. Слушали: I. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1891. дек. 19. В Совет Московской духовной Академии для зависящего распоряжения» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 16 декабря минувшего года за 5911: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление предместника Вашего Преосвященства, от 14 октября за 292, об утверждении экстраординарного профессора Московской духовной Академии по кафедре древней гражданской истории, магистра богословия Николая Каптерева , согласно удостоению Совета Академии, в степени доктора церковной истории, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)» Москва 1891. Приказали: Экстраординарного профессора Московской духовной Академии, магистра богословия Каптерева, удостоенного академическим Советом за сочинение: «Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством (1669–1707 гг.)». Москва, 1891 г., степени доктора церковной истории, согласно представлению Преосвященного Митрополита Иоавникия, утвердить в таковой степени, о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ». —2— II. Сданный Его Высокопреосвященством с надписью: «1892. Янв. 4. В Совет Академии для распоряжения» указ на имя Его Высокопреосвященства из Святейшего Синода от 31 декабря минувшего года за 6062: «По указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали представление предместника Вашего Преосвященства, от 13 минувшего ноября за 312 об утверждении окончившего курс в Московской духовной Академии кандидата богословия Сергея Белокурова , согласно удостоению Совета Академии, в степени магистра богословия, за представленное им на соискание сей степени сочинение под заглавием: « Арсений Суханов . Ч. I. Биография Арсения Суханова». Москва, 1891 г. Приказали: Окончившего курс в Московской духовной Академии кандидата Белокурова, удостоенного академическим Советом за сочинение: « Арсений Суханов . Ч. I. Биография Арсения Суханова» (Москва. 1891 г.) степени магистра богословия, согласно представлению предместника Вашего Преосвященства и отзыву Преосвященного Экзарха Грузии, утвердить в таковой степени; о чём, для зависящих распоряжений, послать Вашему Преосвященству указ».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—181— ческого курса посредственные успехи и не представившие сочинения на степень кандидата, или представившие сочинение неудовлетворительное для сей степени, получают звание действительного студента. – Если получивший степень кандидата за весь четырехлетний курс оказал отличные успехи в науках, но не удовлетворил требованиям относительно сочинения на степень магистра, или если представил сочинение, заслуживающее сей степени, но не оказал успехов, соответствующих оной, то, при соискании такими лицами степени магистра, Совет не требует от первого из них нового устного испытания, а от последнего нового сочинения. – Применительно к сему Совет поступает и при соискании действительными студентами степени кандидата». 2) По § 81 лит. б п. 10 того же устава, «присуждение звания действительного студента и степени кандидата» значится между делами Совета Академии, представляемыми на утверждение Епархиального Преосвященного. 3) Студенты – Алексей Целебровский, Геннадий Спасский и Аркадий Азбукин не оставались на второй год ни в одном курсе. Определили: 1) Благопочтительнейше представить Его Высокопреосвященству об утверждении студентов IV курса: 1. Ивана Попова, Ивана Николина , Павла Борисовского, Ивана Тюрнина, 5. Николая Брянцева, Василия Георгиевского , Николая Князева, Михаила Дядькова, Евгения Цветкова, 10. Николая Попова , Василия Грекова, Александра Прозоровского, Алексея Волкова, Алексея Сосновского, 15. Петра Ярустовского, Константина Богданова и Николая Козлова – в степени кандидата богословия с предоставлением им права на получение степени магистра богословия без нового устного испытания; 2) об утверждении студентов: иеромонаха Иоанна (Рахманова), Алексея Тихова, Ивана Воронцовского, Якова Элпидинского, Михаила Шувалова, Александра Лепорского, Сергея Троицкого , Василия Сибирского, Петра Полянского , Григория Орлова, Павла Европина, Дмитрия Андреева, Евгения Бречкевича, Александра Товарова, Константина Несмелова , Алексея Цветкова, Сергея Верещагина, Семена Шишаева, Якова Яцковского, Александра Яхонтова, Александра Тарелкина, иеромонаха Дионисия (Сосновского), Николая Патакина, Дмитрия Ромашкова, Петра Исикамэ, Алексея Нечаева и Евфимия Апостолиди – в степени кандидата богословия с правом на получение степени магистра по исполнении требований, означенных в §§ 137 и 139 академического устава; 3) об

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Голубинского и Гр. Воскресенского иметь в виду при назначении премий в мартовском собрании Совета Академии. 2) Право на соискание премии за лучшие магистерские сочинения признать за и. д. Инспектора Академии иеромонахом Григорием. На сем журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г. 8 Февр. Утверждается». 31 января Присутствовали, под председательством Ректора Академии Архимандрита Антония, члены Совета Академии, кроме профессоров: Н. Субботина , Е. Голубинского , Б. Ключевского, протоиерея Д. Касицына и И. Татарского, не присутствовавших по болезни. В собрании сем преподаватель Вифанской духовной семинарии, кандидат богословия, Николай Виноградов защищал представленную им на степень магистра богословия диссертацию под заглавием: «Притчи Господа нашего Иисуса Христа. Москва. 1892 г.» Официальными оппонентами были: экстраординарный профессор по кафедре библейской истории Андрей Смирнов и доцент по кафедре священного Писания Нового Завета Митрофан Муретов . По окончании диспута Ректор Академии Архимандрит Антоний, собрав голоса членов Совета, объявил, что Совет признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительной. Справка: 1) По § 136 устава Духовных Академий кандидаты удостаиваются степени магистра богословия не иначе, как по напечатании сочинения и удовлетворительной защите его в присутствии Совета и приглашенных Советом посторонних лиц (коллоквиуме); 2) По § 81 лит. в. п. 6 того же устава удостаивание степени магистра богословия значится между делами Совета Академии, представляемыми, чрез Епархиального Преосвященного, на утверждение Святейшего Синода. Определили: 1) Просить ходатайства Его Преосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении преподавателя Вифанской духовной семинарии Николая Виноградова в степени —39— магистра богословия. 2) Представить Его Преосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата Виноградова и копии с отзывов о ней профессора А. Смирнова и доцента М. Муретова . На сем журнале резолюция Его Преосвященства: «1893 г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010