28 Блаженный Феодорит, епископ Кирский. Толкование на Послание ко Евреям. На гл. 8//Творения. Ч. 7. М., 1861. С. 33. 29 Афанасий Великий, святитель Александрийский. Толкование на псалмы. Пс. 39-й//Творения. Т. 4. М., 1994. С. 139. 30 Григорий Богослов, святитель Константинопольский. Слово 5//Собрание творений в 2-х томах. Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. С. 137. Ср. Иер 2:12; Плач 2:18. 32 В еврейском тексте здесь употреблено имя Божие . Согласно еврейским источникам, как, например, Раши, который опирается на различные Мидраши, Элогим знаменует принцип строгого правосудия. В данном контексте с этим следует согласиться, поскольку, чтобы стать народом Божиим и, соответственно, быть Богом этого народа, необходимо принять в своё сердце Его закон. Принцип правосудия Божия в довольно категоричной форме изображает апостол Павел в Послании к Ефесянам, когда говорит о предопределении народа Божия к усыновлению прежде создания мира (Еф 1:4–5). 34 В своём монументальном труде W. L. Holladay предлагает своеобразный взгляд на установительные слова Нового Завета (Иер 31:33–34). Для слов “внутренность” и “сердце” (см. Иер 31:33) он находит параллельные места из Священного Писания (так, например, сердцем или сердцевиной города может быть назван храм; внутренность может употребляться по отношению к городу) и, соответственно, ассоциирует их со словами “город”, “алтарь”. Holladay пишет: “Внутренность и сердце — оба предполагают город внутри страны, храм внутри города”. То же самое он проектирует и на слова: “Я буду их Богом…”, в которых вновь проведена ассоциация с храмом. В заключении анализа установительных слов профессор рассматривает их как пророчество об обновлении храмового богослужения. См. Holladay W. L. A commentary on the Book of the Prophet Jeremiah. Jeremiah 2. Chapters 26–52. Minneapolis. P. 198. 35 Блаженный Иероним Стридонский. Шесть книг толкований на пророка Иеремию. На гл. 31. Ст. 31–32//Творения. Ч. 10. Киев, 1911. С. 502. 38 Преподобный Симеон Новый Богослов. Божественные гимны. Гл. 21. Сергиев Посад, 1917 (фототипическое издание 1989 г.). С. 100.

http://pravmir.ru/novyiy-zavet-v-knige-p...

N. F. Robinson, Monasticism in the Orthodox Churches (London: Cope & Fenwick, 1916), 83. 222 Лествица, 7. 223 См. The Image of the City and Other Essays, ed. Anne Ridler (London: Oxford University Press, 1958), pp. 137–154. 224 4. 4. 2: ed. Kelley, 233. 225 Мартин Бубер. Хасидские предания. М, 1997. С. 221, 225; Tales of the Hasidim: The Later Masters (New York, Shocken Books, 1966), 93. 226 о. Александр Ельчанинов. Записи. К, 1999, с. 221. 227 Мученичество св. Поликарпа, 8. 1. 228 Neon Martyrologion, 72, lr. Papandopoulos and Lizardos, 46. 229 Neon Martyrologion, 42, tr. Papandopoulos and Lizardos, 330. 230 прот. Сергий Гаккель. Мать Мария. М. 1992, с. 34. 231 Archimandrite Lazarus Moore, St. Seraphim of Sarov: A Spiritual Biography (Blanco, TX: New Sarov Press, 1994), pp. 382–387. 232 Discourse 8: 62–64; ed. Krivochuine, 2: 90; tr. De Catanzaro, 1945 Ср. молитву св. Варсануфия (сноска 22). 233 Ap, anonymous collection 179: ed. Nau, ROC 13(1908), 269–70. Цит по Отечник, составленный св. Игнатием Брянчаниновым. М, 1996 с. 414. 234 Св. Симеон Метафраст, Житие св. Иоанникия…. Цит по: прот. Сергий Гаккель, «Мать Мария», с. 78. Аналогичный сюжет, в котором также присутствует мотив возлагания руки на шею, см; Лествица, 23. 235 См. мое введение; см. также предисловие к Ср. Достопамятные сказания…, с. 99 (Лот, 2). 236 Questions and Answers, ed. Schoinas, §§ 39, 110, 353; tr. Regnault and Lemaire, §§ 39, 187, 239, 353. 237 Св. Иоанн Лестничник. К Пастырю, 5. 238 Miscellanies 2. 20; ed. Stahlin, 170, 10f. 239 Exhortations to Matryrdom 21; tr. Greer, 55. Об аскетической жизни Оригена см: Евсевий Кесарийский, Церковная история, 6. 3. 240 On works and almsgivings, 26. 241 См. J. Ryan, Irish Monasticism (Dublin: Talbot, 1931, pp. 197–198, где приводится фрагмент так называемой Кэмбрэйской проповеди (конец VII — начало VIII века), опубликованной в: W. Strokes and J. Strachan, Thesaurus Palaeohibernicus, 3 vol (Cambridge, England: Cambridge University Press, 1901–1903), 2: 246–247. «Белым мученичеством» Райан называет начало монашеского пути, т. е. отречение от мира, «зеленым» — более высокую ступень аскетического делания. 242

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Адрес: город Одесса. Город Тула 1. Турбин Петр Александрович, год рождения 1886, национальность: русский. Протоиерей. Настоятель Всехсвятской церкви г. Тулы. Во время обстрела Тулы, при подходе врага, не прекращал богослужений, вел непрерывные патриотические беседы, призывал к мужеству, неоднократно лично подвергаясь опасностям при обстреле и бомбежке. Организовал среди верующих дружины на строительство оборонительных сооружений. Производил сборы в храме на оборону. Адрес: город Тула, ул. Свердлова, дом 76. 2. Понятский Михаил Димитриевич, год рождения 1886, национальность: русский. Протоиерей. Благочинный Тульской области. Настоятель церкви 12 апостолов г. Тулы. Совместно с П. Турбиным (см. 1) совершал в храме патриотические богослужения. Организовывал сборы в храме и по домам верующих на оборону страны. Проявлял личное мужество при обстреле г. Тулы и вдохновлял к мужеству верующих. Адрес: город Тула, ул. Свердлова, д. 76. Николай Митрополит Крутицкий, управляющий Московской епархией 137 . ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 1. Д. 3. Л. 194–198. 57. Письмо патриарха Алексия (Симанского) И. В. Сталину о внесении Патриархией 1 млн. руб. в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии 10 октября 1944 г. Москва. Патриархия Дорогой Иосиф Виссарионович! В порыве патриотического воодушевления, по призыву покойного Патриарха Сергия, клир и верующие Русской Православной Церкви в течение всего военного периода собирали средства и жертвовали их на военные нужды, в частности на танковую колонну имени Димитрия Донского, внося этим свою долю участия в великое дело борьбы, которую, под Вашим верховным водительством, так победоносно ведет весь русский народ. Ваши сердечные ответы на наши сообщения об этих патриотических взносах вдохновляли жертвователей, и их число умножалось. К настоящему времени общая цифра этих взносов доходит до 150 миллионов рублей, не считая пожертвований ценными вещами всякого рода. Несомненно, близкий конец войны уже виден; блестящие победы и стремительное продвижение нашей победоносной Красной Армии громко свидетельствуют о скором разгроме германского фашизма и на этом последнем этапе войны новые задачи встают перед нами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Аниконичность иудаизма или ислама до наст. времени рассматривается как один из вероятных источников визант. И. Подтверждением этому служит происхождение 1-го иконоборческого императора из пограничной арабо-визант. зоны, а также близость по времени мусульм. И. халифа Йазида II (721 г., см.: Vasiliev. 1956) и иконоборческих мер имп. Льва III. Однако несмотря на то что связь между иконоборцами и иудеями постоянно обсуждается исследователями, исторические свидетельства показывают, что для признания реального влияния иудаизма на раннее И. либо непосредственно, либо через ислам имеются очень слабые основания: нет данных об особой роли иудейского населения в Византии этого времени; правовое законодательство имп. Льва III содержит строгие меры против иудеев, запрещая им не только занимать высокие должности в визант. бюрократическом аппарате, но и угрожая смертной казнью в случае обрезания рабов-христиан или обращения христианина в иудаизм ( Burgmann L., Troianos S. P. Appendix Eclogae//FM. 1979. Bd. 3. S. 102, 105, 112-113; Ecloga Leonis et Constantini cum appendice/Ed. A. G. Monferratus. Athenis, 1889. P. 64-67, 72-73; A Manual of Roman Law: The Ecloga/Ed. E. H. Freshfield. Camb., 1926. P. 130-132, 137-138); имп. Лев III навязывал иудеям принудительное крещение. Как показало детальное исследование С. Геро о возникновении И., в независимых источниках (арм., сир. или христ. араб.) иконоборческие меры халифа Йазида не связываются с влиянием иудеев ( Gero. 1973. P. 60-74, 193-198). Аналогичные проблемы возникают и при рассмотрении возможного идеологического влияния иконоборческой политики Омейядов на визант. И. Иконоборческие меры мусульман были направлены как против икон, так и против Креста как публичного символа христианства и основывались в первую очередь на неприятии Кораном божественности Христа и реальности Его жертвы на Кресте. Различие между визант. и ислам. аргументами против иконопочитания прослеживается при сравнении «Защитительных слов...» прп. Иоанна Дамаскина и трактата о христ. практике почитания икон насельника из Саввы Освященного лавры мон. Феодора Абу Курры (ок. 750 - ок. 825), писавшего неск. позже прп. Иоанна Дамаскина. Трактат датируется временем после 799 г., его основная цель - укрепление в вере христиан, оставляющих почитание икон из-за обвинений в идолослужении, исходящих из иудейского и ислам. окружения, и удержание колеблющихся от принятия ислама из-за социального давления (изд.: Arendzen. 1897; англ. пер.: Griffith. 1997; анализ исторического и социального контекста трактата см.: Griffith. 1985).

http://pravenc.ru/text/389050.html

В 1904 году от лица, пожелавшего остаться неизвестным, пожертвовано – 500 р. на вечное поминовение почивших: протоиерея Александра и Маргариты; в том же году поступило от г-жи Абрамовой, на поминовение девицы Елены, 5 р. и от священника о. Иоанна Думинского, на поминовение девицы Любови, 5 р. 2500 . δ) Близкое сходство с пожертвованиями на поминовение имеют изредка бывшие поступления в Братство по духов- —68— ным завещаниям, хотя в этих завещаниях не было оговорено, что должны быть молитвенно поминаемы Братством завещатели или родственные им и вообще близкие лица. Так в 1883 году поступили в Братство через Могилёвскую духовную консисторию 198 р. 93 к., по завещанию почившего Архиепископа Могилевского Евсевия. Так в 1886 году поступило 3000 р., по завещанию умершего диакона Московской Сергиевской, что в Рогожской, церкви Александра Феодоровича Невского. В 1900 году поступила 1000 рублей по завещанию почившего протопресвитера Большого Успенского собора в Москве Александра Семёновича Ильинского. Сюда же можно отнести 200 р., переданные Братству в 1882 году протоиереем А.М. Иванцовым-Платоновым из сумм покойного Д.А. Маслова. Исполняя волю жертвователей и считая долгом воздать благотворителям, чем может, Братство с самого почти возникновения своего имеет свой особый синодик, в который вносятся имена всех почивших благотворителей Братства, когда члены Совета Братства поставляются в известность об их кончине. Записанные в Братском синодике молитвенно поминаются за проскомидией каждой литургии, совершаемой в академическом храме; кроме того, поминаются в особо установленные Церковью для поминовения дни и на Братской панихиде, совершаемой перед началом Общего Собрания братчиков. За правильным ведением синодика долгое время наблюдал покойный член (а потом председатель) Совета Братства профессор Д. Ф. Голубинский , после же кончины его, таковое наблюдение принял на себя непременный член Совета, инспектор Московской Духовной Академии, архимандрит Иосиф. ε) После сего должны быть названы разнообразные единовременные пожертвования, не имевшие определённого назначения. Сюда относятся: а) пожертвования коллективные. Главнейшие из них суть: пожертвование в 10 руб. от некоторых профессоров Моск. Дух. Академии в 1882 г.; пожертвования от жителей Сергиева Посада: в 1880 году в количестве 202 р. 35 к. и в 1883 году в количестве 137 р. 85 к.; пожертвование в 28 р. от некоторых лиц Московского духовенства в 1882 году через священника В.П. Зверинского; пожертво-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В сказке Лескова остро сатирически изображен король Доброхот и его приспешники. Она лишена христиански-религиозной морализации и, вероятно, поэтому не удовлетворила Л. Толстого. В дневнике 12 июня 1898 года он писал: «Лесков воспользовался моей темой, и дурно. Чудесная мысль моя была — три вопроса: какое время важнее всего? какой человек? и какое дело? Время — сейчас, сию минуту; человек тот, с которым сейчас имеешь дело, и дело то, чтобы спасти свою душу, то есть делать дело любви» (Л. Толстой. Собрание сочинений, юбилейное издание, т. 53, 1953, стр. 198–199). В 1903 году на эту тему Л. Толстой написал новую сказку — «Три вопроса» (Л. Толстой. Собрание сочинений, т. 34, 1952, стр. 134–137). В критике 1890-х годов произведение Лескова оценивалось также очень сдержанно. Не осведомленный в цензурной истории сказки Лескова В. А. Гольцев писал в «Русской мысли»: «Ее односторонность… очевидна, и я не понимаю, как может впадать в такую односторонность писатель, призывающий на борьбу с общественным злом, — ведь это зло надо определить, отличить от добра, ведь для этого надо иметь сознание того, какие общественные порядки хороши, какие плохи и вредны» («Русская мысль», 1894, стр. 194). Вскоре после выхода сказки «Час воли божией» Лесков предложил «Русской мысли» напечатать такие произведения («Нашествие варваров», «Заячий ремиз» и др.), в которых общественное зло было определено с полной четкостью, и редактор «Русской мысли» В. А. Гольцев трусливо отказался их печатать (об этом см. в примечаниях к «Заячьему ремизу»). По поводу «Крейцеровой сонаты» Печатается по тексту журнала «Нива», 1899, стр. 657–564, где рассказ был напечатан под названием «Рассказы кстати» («По поводу «Крейцеровой сонаты»). Посмертный очерк Н. С. Лескова». Написано в 1890 году (см. А. Лесков. Жизнь Николая Лескова, стр. 489). По свидетельству А. Лескова, рассказ имел другое название — «Дама с похорон Достоевского», видимо отброшенное автором (там же, стр. 371). Рассказ Лескова, как свидетельствует его название, связан с повестью Л. Толстого «Крейцерова соната», над которой автор работал в 1887–1889 годах. После неоднократных цензурных запретов «Крейцерова соната» была напечатана в 1891 году. Но еще до окончательной обработки повесть разошлась во множестве литографированных и гектографированных списков. На эти списки довольна широко отозвалась периодическая пресса, как русская, так и заграничная. Появилось также несколько беллетристических произведений, большинство которых полемизировало с основной идеей повести Л. Толстого. Наиболее значительным среди них был рассказ Лескова «По поводу «Крейцеровой сонаты». Лесков познакомился с произведением Л. Толстого по литографическому списку предпоследней редакции.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Гипотеза об авторстве «Макариевского корпуса»: Wilmart 1920b, Δυοβουνιτης 1924, Dörries 1941; греческие и славянские тексты Корпуса под именем Симеона: Marriott 1920 (надписания II, 50 и 51, упоминающие Симеона), Géhin 1996, Reinhart 2001. см. также с. 1090. Избранная литература о египетском монашестве и Макарии Великом История египетского монашества Розов 1890; Лебедев 1892a-b; Троицкий 1906; Walters 1974; Regnault 1990; Martin 1993; Bagnall 1993; Vogüé 1996; Лурье 2000а (библиогр. на с. 191–239); ИАБ 4 , 1–137, 198–756, 1013–1035, 1054–1060 и др.; Хосроев 2004. Прп. Макарий Египетский Исторические сведения о Макарии Египетском Основные источники приведены у Бронзова 1899. См. также Amann 1927. Указываем здесь только доступные для широкой публики русские переводы: История египетских монахов. 1 М., 2001 [CPGS 5620]; Палладия еп. Еленопольского «Лавсаик» ... Репр. 1992, 33–39 [CPGS 6036]; Жизнь пустынных отцев. Творение пресвитера Руфина. Св.-Тр. Серг. Лавра, 1898 (репр. 1991), 97–101 [CPGS 5620; CPL, p. 63, nota (a)]; Писания прп. отца Иоанна Кассиана Римлянина . 2 М., 1892 (репр. 1993), 441–443 (Собес. 15, 3) [CPL 512]; Сократ Схоластик . Церковная история. 2 Саратов, 1911, переизд. М., 1996, 186–192 (IV, 23–24) [CPGS 6028]; Феодорит , епископ Киррский. Церковная история. М., 1993 ( 1 СПб., 1852), 158–159 (IV, 21) [CPGS 6222]. Апофтегмы Критического издания апофтегм, дошедших в разных собраниях, до сих пор нет, что значительно затрудняет обращение к важным источникам по истории египетского монашества. Готовятся к изд.: Faraggiana Ch. Apophtegmata Patrum. Die ältesten Sammlungen (под наблюдением Геттингенской патристической комиссии); Wellhausen A. Palladius, die lateinische Historia Lausaica (критич. изд. под руководством E. Mühlenberg, Геттинген). Указать здесь (даже бегло) основные изд. и труды нет никакой возможности. Общие сведения см. в CPGS 55605615; CPG III, 5560 (Collectio alphabetica=BHG 1443–4c=Азбучный патерик, CPG 5611); 5561 (Collectio anonyma=BHG 1445=Иерусалимский патерик, CPG 5612); 5562 (Collectio systematica=BHG 1442V=Скитский патерик, CPG 5610) и в «Словаре книжников и книжности Древней Руси».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Veliki...

Госуд. Грам. и Догов. I, 137). Рубеж Кашина с Радонежем (патриаршей области) проходил рр. Дубней, Вотреей, Тувалой, Нушпалами, поперек Просольи грязи лесом чрез р. Кунему до Кинельки (там же, 138 – названы пограничные пункты). Рубеж Клина с рузскими станами шел сухопутьем – по ямам и оврагам. На всем его пути встречаются только какой-то Черный ручей и Млечкино болото; с дмитровскими станами граничили рр. Черная, Хотишина, Захаровский ручей, Бобровское болото, Бобровский вражек, р. Сестра до Мошницы. Налево земля клинская, а направо – дмитровская (там же, 141). 198 Соб. Госуд. Гр. и Догов. IV, 128. Здесь назван еще Ржев–Володимиров.... патриаршей области. В проекте об открытии новых епархий с подчинением их епископов митрополитам предполагалось отделить Ржевскую епархию по близости к Тверской митрополии, как Торопецкую к Псковской и др.,– о чем речь впереди. 200 Арх. Св. Синода, дело 1731 г. 257. По ведомости о венечном сборе в Тверской епархии были Тверь, Кашин, Клин, Старица и Зубцов с уездами. 204 Е. Е. Голубинский . История Рус. Церкви, I т., ч. I, стр. 559. У Строева ростовские епископы не называются владимирскими.... Списки.... 329. О составе и пределах Суздальской земли и Владимиро-Суздальского княжества см. у Замысловского в объяснении к атласу, изд. 1887 г., стр. 39–40. 208 Полн. Собр. Рус. Лет. I, 185, 190. Церковно-историч. описание суздальских достопамятностей иеромонаха Иоасафа. Стр. 6. Проф. Е. Е. Голубинский так объясняет мотивы разделения Ростовской епархии на две. Ростов первоначально принадлежал к великому Влад.-Суздальскому княжению, и ростовский епископ, по желанию вел. князя, жил во Владимире столько, сколько хотелось князю. В 1207 г. Ростов отделился от вел. княжения в особый удел. Первые пять лет на великокняжеском престоле сидел отец Всеволод Юрьевич, а удельным ростовским был его старший сын Константин Всеволодович. Отец с сыном довольствовались одним епископом и епископ служил обоим. В 1212 г. великокняжеский престол занял брат Константина – Юрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Лит.: Прп. Сергий Радонежский/Авт.-сост.: Н. Н. Чугреева. М., 1992. С. 216-221, 270. 120-123; Рыбаков А. А. Вологодская икона: Центры худож. культуры земли Вологодской XIII-XVIII вв.: Альбом. М., 1995; Возрожденные шедевры Рус. Севера: Исслед. и реставрация памятников худож. культуры Вологодской обл. М., 1998. С. 36, 49, 51. Кат. 56, 104, 111; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 136-137, 296-297, 398-399, 450-451. 50, 146, 198, 225; Т. 2. С. 145-146; Петрова Т. Г. Прп. Кирилл Новозерский и памятники его иконографии в собр. Вологодского музея-заповедника//Изв. Вологодского об-ва изучения Сев. края. Вологда, 2000. Вып. 8. С. 64-71; Хрусталёв М. Ю. Прп. Кирилл Новозерский и основанный им Воскресенский Новозерский мон-рь в иконографии 1-й пол. XVII - нач. XX в.//Там же. С. 58-63; Прп. Димитрий Прилуцкий, Вологодский чудотворец: К 500-летию Сретения чудотв. образа 3 июня 1503 г. М., 2004. С. 92-93, 95, 101. Кат. 37, 38, 40, 48; Петрова Н. В. Иконописные образы прп. Кирилла Новоезерского в собр. КБМЗ//Кириллов: Краевед. альманах. Вологда, 2005. Вып. 6. С. 217-227; Соловьёва И. Д. Житийная иконография прп. Кирилла Новоезерского//От Средневековья к Новому времени: Сб. ст. в честь О. А. Белобровой. М., 2006. С. 365-384; Куликова О. В. Древние лики Рус. Севера: Из музейного собр. икон XIV-XIX вв. г. Череповца. М., 2009; Карбасова Т. Б. Кирилл Новоезерский: История почитания: Исслед. и тексты. М.; СПб., 2011. Я. Э. Зеленина Рубрики: Ключевые слова: ИОСИФ (Санин Иван; 1439 - 1515), Волоцкий, прп. (пам. 9 сент., 18 окт.- обретение мощей, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, в 1-ю Неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ИРИНАРХ († 1628), прп. (пам. 17 июля, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых), Соловецкий КИРИЛЛ [Косма] (1337 - 1427), Белозерский, прп. (пам. 9 июня, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых, в Соборе Костромских святых, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/1840279.html

Об этих событиях см.: 67, с. 192–197. 423 См. гл. 3. 424 176. с. 604–605. 425 78, с. 137. 426 В письме 1347 года Кантакузин совершенно ясно говорит, что Феодор пришел в Константинополь «недавно», чтобы добиться своего назначения (102. I, 265). 427 102, I. с. 263. 428 Hist. Byz., XXVIII, 35–36, ed. Bonn, III, с. 199–200. 429 102, I, с. 264–265. Симеон также получил из Константинополя разрешение на развод со своей второй женой и на брак с Марией, дочерью одного из злейших в прошлом врагов Москвы Александра Тверского. Митрополит Феогност сначала противился этому браку, как по очевидным каноническим причинам (237. 57), так и потому, что этот брак не соответствовал его собственной политике по отношению к Твери (46, с. 230). 430 102, 1. 265. 431 227, с. 79–81. 432 217, с. 221. Судьба митрополита Феодора неизвестна. Можно сомневаться в том, что он согласился с формальным каноническим осуждением, которое пришло от патриарха Исидора (102, I, 271). 433 Две дочери Александра Тверского — Мария и Ульяна — вышли замуж соответственно за Симеона Московского (1347 г.) и Ольгерда Литовского (1349 г.); ср. 46, с. 225–240. 434 Ср. 6. с. 431–469: 80. с. 331–359. Обе статьи дополняют упоминавшуюся библиографию. 435 Ср. гл. 3. 436 218, с. 361. 437 Ср. 78, с. 143–177. Автор явно благосклонно относится к польской экспансии; однако он приводит достаточно фактов, которые, если глянуть на них с византийских или русских позиций, оправдывают горечь новгородского летописца. 438 167. с. 107–109. 439 218. с. 363. 440 Ср. 102. с. 57. 441 В эпоху Феогноста византийские источники говорят о Литовской митрополии как о «незамешенной», а не «упраздненной». (51, с. 261); ср. также 239, с. 271. 442 В июле 1354 года патриарх Филофей писал о прибытии Феодорита в Константинополь в 1352 году. (102, 1, 350). О событиях 1352–1354 гг. см. 103. 443 246, с. 371. 444 Эта ситуация хорошо обрисована в 136, с. 529–530. 445 Ср. 117. с. 198–202 и. того же автора, 214. 446 Ср. 102, I, 436–442. 447 Согласно посланию патриарха Филофея, написанному в июле 1354 года. Феолорит прибыл в Константинополь и «бежал» в Тырново «два года назад», т. е. в 1352 г. (102, I. 350). 448

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010