162 Изд. И. Помяловским в «Записках ист.-фил. факультета Санкт-Петербургского университета». XXXV. 1896. С. 164. 165 См., в частности: 197. С. 215–254; а также: Иванов И. Българското книжовно влияния в Русия при митрополит Киприан//Известия на Институт за българека литература. VI. София, 1958. Более ранний и более критический взгляд можно найти у Глубоковского Н.Н.: Св. Киприан, митрополит всея России (1374–1406), как писатель. Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1892. (.Январь. С. 358–424. 166 Об этой поездке в « церковь , которая питает и наставляет нас», и к ее «отцу» (патриарху Евфимию) упоминает другой болгарин, Григорий Цамблак, также будущий митрополит Киевский, в своем «Энкомионе» Киприану (изд. 195. С. 183). 169 Ильинский Г.А. Значение Афона в истории славянской письменности. 253. 1908. 11. С. 38; ср.: свежий и очень полный обзор пребывания славян на Афоне в XIV веке в: 198. С. 121–129. 170 217. С. 99; повествование Игнатия, как и других русских паломников в Константинополь, – очень важный источник для истории этого периода. Вновь опубликованы критическим изданием-97. 172 Источники, относящиеся к присутствию славянских монахов в этих трех монастырях, указаны в: 198.С. 114–115. 173 252. С. 189–194. См. также прекрасный и очень полный обзор литературных контактов Византии и Руси, составленный Вздорновым, в его «Исследовании о Киевской Псалтири». М., 1978. С. 80–91. 175 Это Стефан Новгородец (изд. 240. С. 50–59); аноним начала XIV века (240. С. 128–137); Игнатий Смоленский (изд. в: 224С.В. Арсеньевым-СПб., 1887. С. 1–33); Александр дьяк (235. С, СПб., 1848. С. 357–358) и монах Зосима (изд. Хр. Лопарев в: 224. III, 3. СПб., 1889. С. 1–26). См. новое издание всех этих текстов-93. 177 205. С. 119; общий очерк монастырской истории в России этой эпохи можно найти в: 162. С. 79–100 и 45. II. С. 195–264. 181 Об этом см.: Булгаков С. Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию//Путь. 5. Париж, 1926. С. 3–19. 182 Славянский текст см. в издании Тихонравова Н.С.: Древние жития преподобного Сергия Радонежского. М, 1892 (переиздание с полезным предисловием Л. Мюллера. Мюнхен, 1967). С. 44–45. Е.Е. Голубинский правильно предполагал, что введение общежительного устава в Святотроицком монастыре не было результатом неожиданного получения короткого патриаршего послания (как это утверждает «Житие»); ему предшествовали споры и переписка с патриархом, митрополитом Алексием (которого Сергий, согласно житию, просил перевести послание с греческого) и самим преп. Сергием (Голубинский Е.Е. Преп. Сергий и созданная им Троицкая Лавра. М., 1892. С. 22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Бородкин Михаил Михайлович, генерал 169. Буковина 195. 207. 208. 209. 210. 212. Бутру Эмиль 283. Белградский архиепископ 227. Велград 2. Белявский Николай Николаевич, генерал 87. 115. 116. 118. 119. Варшавская: епархия 150. 203; железная дорога 151. Васильев Александр Петрович, протоиерей 10. Венгерские подданные 258. Веревкин Александр Николаевич, товарищ министра Юстиции 137. Верхотурский уезд 83. Виленские: иеромонахи 310; лазареты 280. Виленское Свято-Духовское Братство 279. Вильна 310. Виноградов Филипп Иванович, начальник Отделения Канцелярии обер-прокурора Св. Синода 175. Владимирская икона Божией Матери 49. Владимир, Великий Князь 195. Владимир (Богоявленский) , митрополит 70.214. 227. Волжин Александр Николаевич, обер-прокурор Св. Синода 149. 167. 168. 170. 172. 176. Вологжане 281. Волынская: епархия 150. 200; губернская. типография 198. Волынский архиепископ 197.199.215.281.282. Волынь 211. Воронов Павел Николаевич, генерал 135. Восток 306. Восточная Галичина 203. Всероссийский: церковный сбор 132; Союз городов 178. 180. 281. 331; Земский Союз 280. 331; Съезд законоучителей 230. 263. Всероссийское: Общество памяти воинов русской армии, павших в войну 1914--1915 г. 120. 146; Общество попечения о беженцах 149. 169. 173. 174; Русско-Черногорское благотворительное Общество 120. 145. 146; Попечитель- ство об охране материнства и младенчества 108;. Попечительство о пленных славянах 178. 193;. Совещание пчеловодов 299. Галицийский: благотворительный Комитет 212; фронт 74. Галиция 123. 196. 167. 207. 208. 209. 211–279. 281; см. Галичина. Галицкая Церковь 213. Галицкие беженцы 212. Галицкие церкви 215. Галицко-русский народ 197. 217. Галицко-русское Общество 21. 212. 213. 214. 280. Галичане 190. 191. 197. 199. 200. 211. Галичина 194. 195. 197. 198. 199. 206. 201. 202. 203. 204. 205. 206. 207. 209. 210. 211. 212. 213. 214. 215. 217. 279. 309; см. Галиция. Галлы 45. Гарт (Archibald Clinton Harte) 183. Гатчина 58. 59. 124. Геннадий, святой 276. Геннадий (Туберозов), епископ 282. Георгиевский: крест 83; праздник 59. Георгиевский – см. Евлогий.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

150-151), он превращает эти учения в предмет для диалектических упражнений об Истине и не-Истине (толкуемых в духе трехзначной логики) (С. 130-136); конструирует для понимания Св. Троицы искусственные понятия, схемы и синтезы, противоречащие учению Церкви (С. 157-164); придает кенотической теории универсальный характер, пишет о кеносисе Ипостасей Св. Троицы в творении мира и во внутритроичной жизни; объясняет отношения Логоса и мира, Христа и Церкви муже-женственными отношениями (С. 180-182, 193); отождествляет «истинный мир» с Божией Матерью, а «совершенный мир» с «Телом Богочеловека» (С. 182); сочиняет несоответствующие правосл. т. зр. учения о природе человека и Софии Премудрости Божией. В кн. «Агнец Божий», в главе о Софии Божественной, где ставится вопрос о природе единой триипостасной Божественной Личности, прот. С. Булгаков отождествляет усию (природу) с Софией Божественной, но в отличие от своих ранних произведений теперь понимает Софию Божественную как неипостасную усию, хотя по-прежнему склонен толковать ее в качестве «вечной женственности»; на этой основе он строит неприемлемое с правосл. т. зр. учение о любви Бога к Самому Себе в Софии Божественной и к Софии и ее ответной любви к Богу (С. 127); решая вопрос об отношении Ипостасей Св. Троицы к природе или к (неипостасной) Божественной Софии, к-рую прот. С. Булгаков отождествляет со Славой Божией, он приходит к 2 выводам: «София, как Премудрость, есть самооткровение Логоса чрез самоопределение Второй Ипостаси…» (С. 131); «Слава есть самооткровение Бога в Третьей Ипостаси» (С. 133). Эти выводы, имевшие непосредственное отношение к учению о Пресв. Троице, были оспорены митр. Сергием (Страгородским) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) (в Указе Московской Патриархии Преосвященному митр. Литовскому и Виленскому Елевферию от 24 авг. 1935 г. отмечалось, что и Сын Божий называется «сиянием славы» Отца - С. 83) и В. Н. Лосским , к-рый писал, что «Божественная природа и все, что к ней относится, принадлежит нераздельно Трем Ипостасям Св. Троицы, Ее энергии и имена не определяют по преимуществу ту или иную Ипостась» (Спор о Софии. С. 28). В этой же книге прот. С. Булгаков развивает еще одно ошибочное учение: понимая Софию как Божественное человечество, он настаивает на предвечности человечества в Боге, учит о Логосе как Предвечном Человеке (С. 136-137) и утверждает, что «Богочеловечество и Богочеловек… даны предвечно в Боге (С. 137). Этой «предвечностью» во внутритроичной жизни прот. С. Булгаков объясняет Боговоплощение, сводит и в данном случае многосложную проблематику обсуждаемой темы к Софии: «…Первообраз человека, Адама, есть образ Логоса в Софии» (С. 198) - и утверждает существование во Христе двух природ: Софии Божественной и Софии тварной (С. 228).

http://pravenc.ru/text/Богочеловечестве....

Мысли отцов Церкви о Имени Божием. Материалы к выяснению Афонского богословского спора. СПб., 1913. 87 с. 388 . Куст отрока. (Афонское предание). – ДухБ., 1859, 38, с. 112. О происхождении названия «Ватопед». 389 . Лавров П. А. Записка о путешествии по славянским землям. – ИИАН, 1895, т. 3, 3, с. XXXVIII–XLIII. Обзор рукописей Хилендарского, Зографского, Пантелеимонова, Павлова монастырей. 390 . Лаврский А. Афонские грамоты. – ВВ, 1898, т. 5, с. 483–493; 1899, т. 6, с. 446–459; 1902, т. 9, с. 122–137. 391 . Лебедев А. П. Великая Церковь и Святая Гора. М., 1902. Отд. отт. из ж. «Вера и Церковь », 1902. 392 . – История греко-восточной Церкви под властью турок: от падения Константинополя (в 1453 г.) до настоящего времени. Сергиев Посад, 1896. Изд. 2-е. СПб., 1904. То же. В кн.: Лебедев А. П. Собр. церк-ист. соч. Т. 8. Изд. 2-е. СПб., 1903. 393 . – О состоянии греческого монашества вообще, и афонского в особенности, в XVII веке. По свидетельству иноземных писателей. – ХЧ, 1870, т. 2, с. 964–978. Об Афоне: с. 970–978. 394 . Лебедева И. Н. Греческие рукописи с Афона в собрании БАН СССР. – В кн.: Сборник статей и материалов по книговедению. Ч. 2. Л·, 1970, с. 268–278. 395 . – Описание рукописного отдела Библиотеки Академии наук СССР. Т. 5. Греческие рукописи. Сост. И. Н. Лебедева. Л., 1973. Об афонских рукописях: сс. 26, 48, 50, 51, 60, 61, 74, 85, 86, 89, 90, 94, 129, 137, 150, 164, 173, 198, 201. 396 . Леонид, иеромонах (Поляков Л. В.) Литературное наследство Паисия Величковского . – ЖМП, 1957, 4, с. 57–61. Приведен краткий обзор богословско-аскетических произведений старца Паисия, в частности «Послания Афонскому старцу Афанасию», написанного в период 1758–1763 гг. по настоянию отцов Духовного Собора Святой Горы. 397 . – Святой Афанасий и преобразование им афонского монашества. (Очерки по истории афонского и русского монашества XI–XVIII вв.). – «Голос Православия», Берлин, 1953, 8/12, с. 40–47. 398 . Леонид, архимандрит (Поляков Л. В.) Афон и русское монашество. – ЖМП, 1958, 8, с. 60–65.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Службы русским святым: 1) сентября 27 – Савватию Соловецкому (13 об.–32 об.); 2) февраля 11 – Димитрию Прилуцкому (157 об.–186); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (187–214); 4) апреля 17 – Зосиме Соловецкому (224–242 об.); 5) мая 3 – Феодосию Печерокому (251–275 об.); 6) мая 23 – Леонтию Ростовскому (275 об.–293); 7) июня 1 – Дионисию Глушицкому (293–314); 8) июня 9 – Кириллу Белозерскому (314–336 об.); 9) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (348 об.–363 об.). Службы русского происхождения Пресвятей Богородице: 10) ноября 27 – Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (33–51 об.» и 11) августа 26 – Сретению иконы Владнмирския Пресвятыя Богородицы (420 –437 об.). 825. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала (от нескольких начальных листов сохраниились незначительные обрывки), полууставом нескольких почерков и скорописью XVI–XVII вв., в дощатом с тисненою кожею переплете; 1–20 листы порваны с ущербом для текста. Скорописью писаны листы: 18, 57, 83, 89, 101, 160; нет нескольких листов между листами: 17 и 18, 100 и 101, 115 и 116, 206 и 207, 242 и 243. Прнписки внизу на полях листов: 73 об. – «провлено», 198 об. – «правлено», 344 – «канун правлен», 358 – «правлен». Службы: 1) июня 2 – Иоанну Сочавскому (1–17 об.) и русским святым: 2) июля 1 (?) – митрополиту Петру (18–33 об.); 3) июня (?) 5 – Сергию Радонежекому (58–73 об.); 4) июля 11 – княгине Ольге (74–82 об.); 5) июля 14 – Стефану Махрищскому (90–100 об.); 6) июля 15 – равноапостольному князю Владимиру (101–115 об.), без конца; 7) июля 24 – Борису и Глебу (128–137 об.); 8) августа 2 – Василию юродивому Христа ради Московскому (191–204 об.); 9) августа 21 – Авраамию Смоленскому (232–242 об.), без конца; 10) сентября 7 – Иоанну архиенископу Новгородскому (251–263 об.); 11) сентября 19 – князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (299–319 об.); 12) сентября 20 – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (320–331 об.); 13) сентября 25 – Сергию Радонежскому (332–343 об.). 14) сентября 27 – Савватию Соловецкому (344–357 об.); 15) сентября 30 – Григорию Пельшемскому (358–367 об.); 16) июля 27 – Николаю Кочанову юродивому Христа ради Новгородскому (368 об. 381); 17) июля 10 – «на положение ризы еже есть хитон вели Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа» (382–398 об.)· В отпусге на литургии читаем: «и положение честныя и славныя и многоцелебныя ризы Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа еже есть хитон в славнем и преименитем царствующем граде Москве и всех святых помилует и спасет нас яко благ и человеколюбец» (398 об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

719. Там же, гл. 1 (С. 9—11). 720. Там же, гл. 1 (С. 11—12). 721. См. цитаты в Главе II нашей работы. 722. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13). 723. Там же, гл. 1 (С. 14—15) 724. Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 198—204. 725. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.: Дорофей Газский. Поучение 1–е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав–вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 19—25). 726. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137). 727. Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35). 728. Там же, гл. 3 (С. 35—37). 729. Там же, гл. 4 (С. 37—38). 730. Там же, гл. 5 (С. 39—42). 731. Там же, гл. 6 (С. 43–48). 732. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи–их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16). 733. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26). 734. Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29). 735. Там же, гл. 26 (С. 31). 736. 1 Фес. 5:17. 737. Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39). 738. См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6. 739. Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707. 740. См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169.

http://predanie.ru/book/86663-svyaschenn...

Там же, гл. 1 (С. 11—12). 721 См. цитаты в Главе II нашей работы. 722 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 1 (С. 13). 723 Там же, гл. 1 (С. 14—15) 724 Там же, гл. 2 (С. 18). Учение преподобного Исаака Сирина о чистой молитве рассмотрено нами отдельно. См.: Иларион (Алфеев), игумен. Духовный мир преподобного Исаака Сирина. Изд. 2–е. СПб., 2001. С. 198—204. 725 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 18—19). Ср.: Дорофей Газский. Поучение 1–е (Рус. пер. в: Преподобного отца нашего ав–вы Дорофея душеполезные поучения и послания. Изд. 10–е. Шамордино, 1913. С. 19—25). 726 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 23—24). Ср.: Григорий Полома. Беседа на Введение во Святая Святых Пречистой Владычицы нашей Богородицы (В кн.: Беседы иже во святых отца нашего Григория, архиепископа Фессалоникийского, Паламы. Пер. с греческого архим. Амвросия (Погодина). Т. 3. Монреаль, 1984. С. 85—137). 727 Паисий Величковский. Об умной или внутренней молитве, гл. 2 (С. 34—35). 728 Там же, гл. 3 (С. 35—37). 729 Там же, гл. 4 (С. 37—38). 730 Там же, гл. 5 (С. 39—42). 731 Там же, гл. 6 (С. 43–48). 732 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 11 (Цит. по: Крины сельные или Цветы прекрасные, собранные вкратце от Божественного Писания. О заповедях Божи–их и о святых добродетелях. Архимандрита Паисия Величковского. 2–е издание русского Свято–Ильинского скита на Афоне. Одесса, 1912. С. 15—16). 733 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 23 (С. 25—26). 734 Паисий Величковский. Крины седьмые, гл. 24 (С. 28—29). 735 Там же, гл. 26 (С. 31). 736 1 Фес. 5:17. 737 Паисий Величковский. Крины сельные, гл. 28 (С. 39). 738 См.: Четвериков Сергий, протоиерей. Молдавский старец Паисий Величковский. С. 5—6. 739 Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Об именах божественных. В кн.: Святитель Феофан Полтавский, Новый Затворник. Творения. СПб., 1997. С. 684—707. 740 См.: Филарет (Дроздов), митрополит Московский. Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия. М., 1867. Сочинение написано и 1816 году. О нем см. в: Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. С. 169. 741

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

131 Сказ. Соврем. о Дим. самоз. I, 340 стр. Петр. Истор. о Велик, княж. Москов. 210 стр. Аделунг. II, 129 стр. 144 Посеевин напр.просил у Грозного построить в Москве костел, но царь сказал ему: «церквей римских у нас не было и не будет» (Карамз. IX, 194 стр.). Того же права добивались католики при Бор. Годунове (см. Instrukcya Leonowj Sapiezie. Сборник кн. Оболен.1838 г. 9 стр.), но опять без успеха. 149 Но Лжедимитрий оказался неуступчивым по вопросу о своем царском титуле и, как увидим ниже, об отношении Марины к православию, об исполнении ею обрядов православной церкви. 165 Говорят, в Польше Лжедимитрию предлагали невесту и получше Марины – или княжну Трансильванскую иди сестру Сигизмунда. Солов. V1I1, 119 стр. Костом. Смутн. время I, 111 стр. 169 Лжедимитрий отправил к Мнишку до 23 писем. См. Собр. гос. гр. и дог. И, 104–106, 109, 110, 112, 113, 116–120, 123, 127–129, 131–137 Сказ. совр. о Дим. сам. II, 133, 134, 135 стр. 177 Hist. Russ. mon. II, LXIII. Обряд, совершенный в Кракове (в ноябре 1605 г.), и у современников (см. Сказ. соврем, о Дим. самоз. I, 51, 175, 207, 299, 342 стр. II, 134 стр. Сказание, еже сод... 20 стр.), и у позднейших историков (Сол. VIII, 119, Карай. XI, 230) обыкновенно называется обручением Лжедимитрия с Мариной; но в существе дела он был и венчанием по уставу римской церкви, как и назван в церемониале (Рус. Ист. Биб. I, 51–71 стр.). А так как папа благословил Савицкого повенчать царя в великий пост, то нужно думать, онъ хотел сообщить еще большую санкцию браку Марины непосредственно с Лжедимитрием, которого в Кракове заменял посол. 187 В наказе, составленном для Лжедимитрия второго, выражено желание окружать государя католиками, которые «не сближали бы его с еретиками, не подсовывали книг арианских и кальвинских» (Солов. VШ, 198 стр.). Значит, при Лжедимитрии 1 бывали такие случаи. 189 Мы утверждаем (вопреки преосв. Филарету, Костомарову, Карамзину, Соловьеву), что попытка сделать Марину православною только по наружности была делом Лжедимитрия и патриарха, а не всего духовенства, См. об этом в моей статье: «Игнатий, названный патриарх Москов.» Стран. 1881 г. III, 210–212 стр. Сл. Изб. Поп. 272 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

98 «Книга Максима Грека . Сказание, како знаменатися крестным знамением. Глава 40... по Спасову божественному гласу». – Вероятно, Фирсов имел под руками книгу Максима Грека бывшей Соловецкой библиотеки 494, 4°, 766 л., XVI–XVII в., где «Сказание» это находится на л. 477 и след. и по-видимому, составляет 40-ю главу. (Сравн. Описание рукоп. Солов. монастыря, 1, е. с., с. 473–478 и 483–484. При описании рукописи 494, по-видимому, опущено «Слово о книжном исправлении» между л. 158 и 198?) 99 Под упоминаемой здесь книгою « Чиновник» следует, очевидно, разуметь так называемую «Скрижаль», изданную в Москве, 4°, в 1656–1656 году. Наименования «Скрижаль», как известно, эта книга в послесловии не имела, почему, вероятно, Фирсов, сообразуясь с ее содержанием и начальными словами предисловия («Чин боголепный») и мог называть ее «Чиновником». – Об этой книге см.: А. Родосский , о. с., с. 265–267. 111 В старопечатном издании: «Дамаскин Николай Малакс, о нем же не слышахом... яко он и откуду и в кая лета бысть и что есть мудрование его» (л. 116 об.). В «Скрижали» (M., 1655–1656 r.; свидетельство Николая Малакса вплетено между страницами 817–818); свидетельство же Дамаскина монаха см. на с. 756–789. 118 «Книга Стоглав, глава первая... святии отцы рекоша». Ср. соответствующия главы Стоглава в Московском издании его (Царские вопросы и соборные ответы о многоразличных церковных чинах, М. 1890) на с. 12, 66–67, 134–137. В Казанском издании (Казань, 1862) – на с. 18, 68, 131–135. 120 Статья о крестном знамении по словам Фирсова находится в Грамматике, изданной «в Вильне в друкарне Братской, в лето 7103го»... 12-го февраля. Но это – ошибка. Статья эта напечатана (как нам указал И.А. Бычков) на л. 40 об. в Азбуке, напечатанной в Вильне в 1596–7104 году, в типографии Братской, 8°, на 40 л. (экземпляр Азбуки см. в И.П.Б.А.И, 7, 12; сравн.: Каратаев. Описание сл. русск. книг, напеч. кирилловскими буквами, т. 1. С 1491–1652 г., СПб. 1863, с. 271–272). Текст статьи Фирсовым приведен довольно точно. Вместо: «учить, и (за) з, вчеловичився, воскрес, изнесуть», в издании 1596 года: «учить, и за з вчеловечився, вскрес, изнесут». – В старопечатном издании текст менее исправен.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

См.: Пальмов И.С. Болгарская экзархийская Церковь , первоначальное и современное ее устройство. СПб., 1896; Скурат К.Е. История Поместных Православных Церквей: В 2 т. М., 1994. Т. 1. С. 245–334. 937 В России в XIX в. существовали четыре духовные академии: Санкт-Петербургская, Московская, Киевская и Казанская. Коренная реформа русского духовного образования, разработанная Комитетом об усовершении духовных училищ в 1807–1808 гг. и осуществляемая под руководством Комиссии духовных училищ в последующие годы, предусматривала разделение всей территории страны на четыре духовно-учебным округа, которые должны были возглавить четыре высших духовных учебных заведения – академии. Санкт-Петербургская академия была преобразована по новому уставу в 1809 г., Московская – в 1814 г., Киевская – в 1819 г., Казанская – в 1842 г. (до 1842 г. средние и низшие духовные школы Казанского округа находились в ведении МДА). Вопрос о создании пятой духовной академии (на западе – в Вильне, или на востоке, в Сибири – в Иркутске или Томске) вставал неоднократно, но так и не был решен. 938 ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 251 Л. 21–22 об. Подлинник. Рукопись. Письмо Московского митрополита Владимира от 18 марта 1900 г. 939 Платон (Иованович), иеромонах, сербский уроженец. Окончил курс Белградской ДС. Согласно указу Св. Синода от 01.09.1897 г. за 4742 принят в МДА без экзаменов (см.: Протоколы заседаний Совета за 29 сентября 1897 г./Журналы Совета МДА за 1897 г. Сергиев Посад, 1897. С. 299–300). В феврале 1900 г. иеромонах Платон за «бесчинное поведение» и дерзости Сербскому митрополиту Иннокентию (Павловичу) был вызван на духовный суд в Сербию (см.: ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 257. Л. 19–19 об. Подлинник. Рукопись. Письмо архиепископа Белгородского и митрополита Сербии Иннокентия (Павловича) от 26.02.1900 г.). Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1901), см.: Протоколы заседаний Совета за 5 июня 1901 г./Журналы... МДА за 1901 г. 1902. С. 72–73, 136–137, 166. 940 Дионисий (Марангудакис), греческий архимандрит. Окончил курс Халкинской богословской школы. Согласно указу Св. Синода 3270 от 30.06.1898 г. принят в МДА в сане иеродиакона по ходатайству епископа Рефимносского и Авлопотамского (о. Крит) Дионисия без экзаменов (Протоколы заседаний Совета МДА за 1898 г./БВ. 1899. Т. 1. 3. С. 197–198). По собственному прошению остался на второй год на первом курсе из-за плохого знания русского языка (см.: Журналы... МДА за 1899 г. 1900. С. 117–120). Летом 1901 г. в Аркадском монастыре (о. Крит) рукоположен во иеромонаха и возведен в сан архимандрита, с разрешением участвовать в священнодействиях Русской Православной Церкви. Окончил МДА со степенью кандидата богословия (1903), см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2294. Личное дело студента МДА; Протоколы заседаний Совета за 5 июня 1903 г./Журналы... МДА за 1903 г. 1904. С. 160–165, 231–232.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010