В «Житиях святых» свт. Димитрия (Савича (Туптало)), митр. Ростовского, сказание о К., Дионисии, Киприане, об Анекте, о Павле и Крискенте представляет собой смешение всех известных текстов о К. (ЖСв. Март. С. 198-205). 10 марта также при Деции и Валериане пострадал мч. Кодрат Никомидийский с дружиной; совпадения имен иногда приводят к путанице между не имеющими друг к другу никакого отношения святыми. В греческой печатной Минее содержится канон К. и его дружине, составленный прп. Иосифом Песнописцем ( Рыбаков. 2002. С. 132). Также известны каноны песнописцев Климента Студита (наиболее ранний список - Crypt. D.a. 17. Fol. 35-39v; AHG. T. 7. P. 137-149) и Георгия (по списку Paris. Coislin. 309. Fol. 37v - 41; AHG. T. 7. P. 150-157). В каноне Иосифа упоминается храм в Коринфе, освященный во имя мучеников. Сведения о почитании мучеников в Коринфе в V-VI вв. подтверждаются данными археологии ( Rothaus. 2000. P. 97-98; Brown. 2008. P. 150-151). Ист.: BHG, N 357-358; ActaSS. Mart. T. 2. P. 5-12, 696-700; PG. 117. Col. 345; 149. Col. 503-520; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 3. Σ. 163; SynCP. Col. 523-528; Laty š ev. Menol. T. 1. P. 216-218; AHG. T. 7. P. 137-149; Leone P. L. M. La «Passio sancti Codrati» di Niceforo Gregora//ΕΕΒΣ. 1987/1989. Τ. 47. Σ. 275-294; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 4. Σ. 61. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 101; Delehaye H. Catalogus codicum hagiographicorum graecorum bibliothecae D. Marci Venetiarum//AnBoll. 1905. T. 24. P. 189; Ehrhard. Überlieferung. Bd. 1. S. 426-429; Bd. 2. S. 644-645; Halkin F. Saint Léonide et ses sept compagnes martyrs a Corinthe//ΕΕΒΣ. 1953. Τ. 23. Σ. 217-223; idem. Catalogue des manuscrits hagiographiques de la Bibliothèque nationale d " Athènes. Brux., 1983. P. 75-76. (SH; 66); Lucchesi G. Quadrato, Dionigi, Cipriano, Anecto, Paolo e Crescente//BiblSS. T. 10. Col. 1271-1272; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 254; ВМЧ. Март. Дни 1-11. С. 196, 199-200; Rothaus R. M. Corinth, the First City of Greece: An Urban History of Late Antique Cult and Religion. Leiden; Boston; Köln, 2000; Рыбаков В., прот. Св. Иосиф Песнописец и его песнотворческая деятельность. М., 2002; Brown A. R. The City of Corinth and Urbanism in Late Antique Greece: Diss./Univ. of California. Berkeley, 2008; Παρασκευοπολου Η. Το αγιολογικ και ομιλητικ ργο του Νικηφρου Γρηγορ. Θεσσαλονκη, 2013. Σ. 109-115.

http://pravenc.ru/text/1841654.html

Ист.: Минея (МП). Апр. Ч. 1. С. 233 [тропарь Е. и Х.]; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-рь и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 234-244, 263-264, 299-311; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского/Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 121-134; см. также: С. 5-24. Лит.: ИРИ. Т. 4. С. 96; Строев. Списки иерархов. Стб. 758; СИСПРЦ. С. 95, 240; Филарет (Гумилевский). РСв. Апр. С. 35-36; Верюжский И., свящ. Ист. сказания о святых, подвизавшихся в Вологодской епархии. Вологда, 1880. С. 359-362; Зверинский. Т. 2. 1159. С. 325-326; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 191-192; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 80-81; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Апр. С. 60-62; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 104-105; Голубинский. Канонизация святых. С. 150, 152-153; Ивина Л. И. Внутреннее освоение земель России в XVI в. Л., 1985. С. 179, 198, 213; Семячко С. А. Проблема изучения региональных агиогр. традиций (на примере вологодской агиографии)//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 123, 133-135; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 2. С. 1401-1402. В. И. Галко Иконография История создания первых образов Е. и Х. и их единоличные иконы неизвестны. Иконописные подлинники XVII-XIX вв. (4 авг. для обоих святых, 19 янв. для Е. и 11 апр. для Х.) уподобляют внешний облик Е. изображениям свт. Василия Великого, сщмч. Власия Севастийского или прп. Иоанна Кассиана Римлянина, а Х. сравнивают с прп. Сергием Радонежским или прп. Кириллом Белозерским. Е. «сед, брада доле Власиевы, на концы вдвоем повилась, аки Касьяна Римлянина»; Х. «рус, брада Сергиева кругла, власы просты» (посл. треть XVII в.; РНБ. Погод. 1930. Л. 130, в перечне Вологодских чудотворцев без указания дня памяти Е. назван Евмением?). Е. «подобием надсед, брада аки Власиева, на конец раздвоилась, ризы преподобническия, схима на плечах»; Х. «подобием надсед исчерна, брада шире и доле Сергиевы, ризы преподобническия и схима на плечах» (XVIII в.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66; аналогичные описания в ркп. 30-х гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 201 об.). В подлиннике кон. XVIII в. к описанию Е. добавлено: «...а инде рус аки Василий Кесарийский», а про Х. сказано: «...на плечах схима» (БАН. Строг. 66. Л. 134). В рукописи 20-х гг. XIX в. Е. «рус, брада аки у Василия Кесарийского, риза преподобническая»; Х. «в черне сед, брада шире и доле Кириловой Белозерскаго, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 98 об., 137 об.).

http://pravenc.ru/text/187778.html

Евхологий Барберини (Vat. Barber. gr. 336. Fol. 47v) Состав Б. Е.: литургия свт. Василия Великого (fol. 1-22v; утрачен значительный фрагмент анафоры (institutio, анамнесис, эпиклеза, бóльшая часть intercessio), находившийся в утраченной 8-й тетради, между листами 16 и 17 по совр. пагинации); литургия свт. Иоанна Златоуста (fol. 23-38); литургия Преждеосвященных Даров (fol. 38v - 43v); молитвы песненных вечерни, полунощницы, утрени, молитвы 1, 3, 6, 9-го часов, тритекти (fol. 44-84; см. Песненное последование ); молитвы наречения имени на 8-й и воцерковления на 40-й день по рождении ребенка (fol. 84-85v); молитва в начале оглашения (fol. 86-87v); экзорцизмы над оглашаемым (fol. 87v - 92); заключающий оглашение чин отречения от сатаны и сочетания со Христом (fol. 92v - 95); последование Крещения и Миропомазания , за к-рым совершается Евхаристия (fol. 95v - 106); молитва на омовение св. мира (fol. 106-106v); чин великого водоосвящения на Богоявление (fol. 106v - 118v); молитвы песненной паннихис (fol. 119-123v); последование освящения мира в Великий четверг (fol. 123v - 128); более торжественный вариант предкрещального чина отречения от сатаны и сочетания со Христом, совершаемый Патриархом в Великую пятницу (fol. 128-137); последования принятия в Церковь обращающихся от различных ересей (fol. 137v - 144v); молитва на основание храма (fol. 144v - 145); чинопоследование на освящение новосооруженного храма и чинопоследование положения в нем святых мощей (fol. 145-159; в более поздних рукописях и в печатных книгах оба чина объединены в один); последования хиротоний епископа, пресвитера, диакона и диакониссы (fol. 159-171v), а также поставлений иподиакона и чтеца или певца (fol. 172-173v), избрания игумена (fol. 173v - 176); молитва над мужчиной и молитва над женщиной, принимающими монашеский постриг (fol. 175-176v); чин поставления императора (fol. 176v - 179v); молитвы Патриарха о царе (fol. 179v - 183); чин поставления архонтов (fol. 183-184); разные молитвы (fol. 184-210v), в т. ч. молитвы чинопоследований таинств Брака (fol. 186-191), Елеосвящения (fol. 197-198), Покаяния (fol. 198-199); молитвы на раздаяние ваий в воскресенье Входа Господня в Иерусалим и на умовение ног в Великий четверг (fol. 210v - 215); коленопреклонные молитвы Пятидесятницы (fol. 215-222v); разные молитвы (fol. 222v - 231); чин пострижения в монахи и связанные с ним молитвы (fol. 231-241); экзорцизм (fol. 241-243); молитвы при пострижении в монахини (fol. 243-248); молитвы об усопших (fol. 248-251v); разные молитвы (fol. 251v - 253); 13 различных заамвонных молитв (fol. 253-260v); диаконские ектении на разные случаи (fol. 261-263). Как видно, Б. Е. весьма полон по составу.

http://pravenc.ru/text/77532.html

166 О всех этих житиях — Ключевск. Древне-русск. жития святых. С. 323–332 167 Чети-Минеи Германа Тулупова — в библиотеке Троице-Серг. лавры. 665, 668, 671–677, 679, 681, 694, 695 А Милютинские Чети-Минеи — в М. Синод. библиотеке и Оглавление их напечатано местным библиотекарем о. архим. Иосифом 168 Сильвестр Медведев, составивший во 2-й половине XVII в. «Оглавление книг, кто их сложил» (напеч. в Чтен. М. истор. общ. 1846 г. назвал только два сочинения Антония Подольского: 1) Слово о пьянстве и 2) Слово о Царствии Небесном и славе святых. Первое Слово в наши дни напечатано в Правосл. собеседнике 1862. 1. 283–288, 369–385 Второе также напечатано в Правосл. собеседнике 1864. 1. 108–126, 227–246 Но ныне сделались известными еще до пяти небольших сочинений Антония Подольского, занимающих в рукописи только по нескольку четверток (рукоп. Ундольского. 526 именно: а) Послание к некоему (л. 17–24), б) «Слово о прелестнем сем и видимом нами свете» (л. 24–29), в) Слово о человеческой плоти (л. 29 об.— 33 об.), г) Слово о чести родителей своих (л. 33 об.— 34 об.), д) Слово о пиянстве и о блуде (л. 34 об.). Второе, третье и пятое Слова — не суть ли только отрывки из двух нами рассмотренных Слов Антония Подольского? Его участие в переделках Хронографа и предисловие к одному списку Хронографа — см.: Попова Обзор Хронографов. 1. 242–252 169 Родословная князей Шаховских, в Древн. росс. вивлиоф. 9. 279–281 170 Все названные семь посланий кн. Шаховского находятся в рукоп. сборн. Моск. Синод. библ. 327. Л. 68, 85, 93, 96, 105 об., 116, 198 по Опис. 2. 3. С. 696–700 171 Первое — в том же сборн. М. Синод. библ. 327. Л. 91 Второе — в рукоп. Моск. Дух. Академии. 214. Л. 185 172 Все четыре — в рукоп. Моск. Дух. Академии. 214. Л. 79 об., 116, 137 об., 189 172 Первое — в сборн. Моск. Синод. библиот. 327. Л. 163 об. Три последние — в рукоп. Моск. Дух. Академии. 214. Л. 91 об., 196 об., 204 об. 174 Первые пять — в рукоп. Моск. Дух. Ак. 214. Л. 149, 213 об., 287, 362, 387 Вторая повесть — в рукописи библиотеки москов. Чудова монастыря. 280.

http://sedmitza.ru/lib/text/436155/

177 Т. 5. С. 480. 178 См.: (1Тим.2:8). 179 Т. 2. С. 226. Ср.: Т. 5. С. 379. 180 Т. 2. С. 226. 181 Там же. 182 Т. 5. С. 473. 183 Т. 4. С. 427. 184 Т. 4. С. 508. 185 Т. 5. С. 283. 186 Там же. 187 Т. 5. С. 283. 188 Там же. 189 Там же. 190 Т. 5. С. 284. 191 Эти слова очень поучительны для «совопросников века сего», т. к. показывают, что Церковь смотрела на мощи, т. е. что они не должны обязательно представлять собой целое тело человека, а хотя бы какие-либо останки от костей святых. 192 Т. 5. С. 284. 193 Т. 5. С. 297. 194 Там же. 195 Т. 5. С. 357. 196 Т. 2. С. 730. 197 Т. 5. С. 73. 198 Т. 3. С. 394—395. 199 Т. 5. С. 453—457. 200 Т. 5. С. 454—455. 201 Т. 1. С. 290. 202 Подробнее о них будет сказано далее при изложении учения об умной молитве. 203 Т. 5. С. 469. 204 Т. 5. С. 284. 205 Т. 4. С. 360 206 Т. 5. С. 109—110. 207 Т. 4. С. 380. 208 Т. 4. С. 513. 209 Т. 5. С. 359. 210 Т. 5. С. 359—360. 211 Т. 1. С. 96. 212 Т. 5. С. 173. 213 Т. 2. С. 526. 214 Т. 2. С. 724. 215 Т. 5. С. 173. 216 Т. 2. С. 526. 217 Т. 4. С. 611. 218 Т. 2. С. 526—527. 219 Т. 3. С. 311. 220 Т. 5. С. 236. 221 Там же. 222 Т. 5. С. 345—346. 223 Т. 2. С. 526 (св. Иоанн Лествичник). 224 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 225 Там же. 226 Т. 5. С. 389. 227 Т. 5. С. 230. 228 См.: (Сир.34:23). 229 Т. 5. С. 230. 230 Т. 2. С. 225. 231 Посторонними мыслями. 232 Т. 5. С. 133—134. 233 Т. 5. С. 387. 234 Т. 5. С. 387. Ср.: Т. 2. С. 214. 235 Там же. 236 Т. 2. С. 661. 237 Там же. 238 Т. 1. С. 541 (св. Марк Подвижник). 239 Т. 2. С. 477. 240 Т. 2. С. 139. 241 Нерассеянности и отсутствии посторонних мыслей. 242 Указание на обязательное участие сердца в молитве. 243 Т. 1. С. 216. 244 Т. 5. С. 464. 245 Т. 5. С. 465. 246 Там же. 247 Т. 2. С. 137. 248 Т. 5. С. 465. 249 Т. 2. С. 229 (прп. Нил Синайский). 250 Т. 2. С. 214. 251 Т. 5. С. 467. 252 Т. 5. С. 467. 253 Т. 5. С. 474. 254 Т. 5. С. 467. 255 Т. 2. С. 134. 256 Т. 5. С. 389 (свв. Каллист и Игнатий, прп. Нил Синайский); С. 388 (св. Иоанн Лествичник); Т. 3. С. 436 (прп. Илия Екдик).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4047...

М., 1860. Ч. 1. С. 198-208; Николо-Кочановская церковь в Новгороде. Новг., 18652; Ключевский. Древнерусские жития. С. 268-269; Филарет (Гумилевский). РСв. СПб., 18823. Т. 2. Май-авг. С. 442-447; он же. РСв. 2008. С. 424-426; Строев. Словарь. С. 417; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 398-400; Игнатьев Р. Церковь св. блж. Николая Кочанова в Новгороде. Новг., 18822; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 52-53; Никольский К. Мат-лы для истории исправления богослуж. книг: (Об исправлении устава церковного в 1682 г. и месячных миней в 1689-1691 гг.). СПб., 1896. С. 45-48; Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М., 1899; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Дек. С. 165; Ковалевский И. Юродство о Христе и Христа ради юродивые. М., 1902. Ч. 3. С. 197-203; 2013р; Голубинский. История канонизации. С. 85, 109, 424-425; Соколова Л. В. Чудеса Николы Кочанова//СККДР. Вып. 2. Ч. 2. С. 511-512 (библиогр. доп.: СККДР. Вып. 2. Ч. 3. С. 426); Иванов С. А. Блаженные похабы: Культурная история юродства. М., 2005. С. 245; Святые Новгородской земли, X-XVIII вв./Сост.: В. Н. Несмеянова, Г. С. Соболева. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 393-398; Галкин А. К. Никола Качанов и Николай Романов//Новгородика-2006: К 100-летию акад. Д. С. Лихачева: Мат-лы междунар. науч. конф. 20-22 сент. 2006 г. Вел. Новг., 2007. Ч. 2. С. 52-60; Спасский Ф. Г. Русское литургическое творчество. М., 2008. С. 69, 308; Крылов Г., прот. Книжная справа XVII в.: Богосл. минеи. М., 2009. С. 376, 404-405; Туминская О. А. Юродивые Новгорода в священном пространстве своего города//Изв. РГПУ им. А. И. Герцена. 2012. Сер. Культурология. 145.С. 137-144; Петров А. В. Новгородские юродивые Николай Кочанов и Федор и их «распря»//Др. Русь: Во времени, в личности, в идеях. СПб., 2014. Вып. 2. С. 58-73. А. А. Романова Иконография Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Церковь вмч. Пантелеимона (Николо-Кочановская) в Вел. Новгороде. 1554 г. Фотография. Нач. XX в. Н. вместе с гораздо более редкими образами др.

http://pravenc.ru/text/2565936.html

С. 137—139. 198 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 74—75, 80. 199 Шлоссер. Всеобщая история. Т. IV. С. 330—331. 200 Григорий Богослов. Там же. С. 78. 201 Он же. Надгробное слово брату Кесарию/Твор. его. Т. I. С. 246. 202 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. IV. С. 79. 203 Он же. Надгробное слово брату Кесарию/Твор. его. Т. I. С. 247. 204 Он же. Надгробное слово Василию Великому/Там же. С. 66 205 Там же. С. 77. Поэтому-то Юлиан стал питать такую непримиримую ненависть к христианам, когда увидел, что христиане овладевают школами. 206 Он же. Надгробное слово брату Кесарию/Там же. С. 247. 207 Творения Василия Великого. Т. VII. С. 343. 208 Там же. С. 346. 209 Филарет Черниговский. Историческое учение об отцах Церкви. СПб., 1859 Т. И. С. 309. 210 Созомен. Церков. история. Кн. VIII, гл. 22. 211 Сократ. Церков. история. Кн. III, гл. 13. 212 Евсевий. Церков. история. Кн. VI, гл. 4. 213 Ruinart. Acta martirium. Ratisb., 1859. P. 105—107. 214 Григорий Богослов. Надгробное слово брату Кесарию/Твор. его. Т. I. С. 253. 215 Евсевий. О палестинских мучениках, гл. 4. 216 Августин. Исповедь. Кн. I, гл. 10. 217 Григорий Богослов. Надгробное слово Василию Великому/Твор. его. Т. VI. С. 80. 218 Григорий Нисский. О жизни Григория Чудотворца/Твор. его. Т. VIII. С. 141—145. 219 Актов этого собора до нас не сохранилось. Но, несомненно, они существовали в свое время. Их читал патр. Фотий и сделал из них извлечения, которые и заменяют для нас акты этого собора. Эти извлечения напечатаны у Манси: Concilia. Т. III. Р. 1141—1148 (здесь же помещены более существенные отрывки из «Жизни Златоуста», описанной Палладием, р. 1149—1154). Кроме этого издания, в нашей статье мы будем пользоваться следующими сочинениями: Hefele. Conciliengesch. Bd. II; Neander. Der heilig. Iohan. Chrys.; Thierry. St. Jean Chrysost.; Tillemont. Memoires. T. XI и некоторыми другими. 220 Они были и в самом деле родными братьями и отличались необыкновенно высоким ростом.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2641...

Три повествования из «Лимонария» входят в состав сир. Apophthegmata Patrum ( Chadwick . 1974. P. 46). Краткое содержание и основные темы Сборник историй, входящих в «Луг духовный», дает представление о жизни христиан в Восточной Римской империи в VI-VII вв. (см.: Baynes . 1947. P. 402-414), о христ. нравственности, подвижничестве, ведущем к деятельному общению с Богом. В повествованиях затрагиваются разнообразные темы, актуальные в церковной среде того времени - литургические, обрядовые, догматические,- и вместе с тем приводится фольклорный материал (напр., главы 157, 158, 185). Мн. рассказы посвящены плотской и духовной брани (главы 105, 136, 152, 154, 159, 161, 179, 204, 209 и др.), ее необходимости и действенности в деле спасения. Отказ от брани лишает христианина благодатных даров Божиих. Пресвитер мон-ря Конон при крещении женщины был обуреваем блудным помыслом; он покинул мон-рь и воззвал к Иоанну Предтече, чтобы тот освободил его от брани с похотью. Я желал, чтобы ты получил награду за эту брань, сказал ему Иоанн Предтеча, но так как ты не захотел, я избавлю тебя от брани, но ты лишаешься и награды за подвиг (гл. 3). О любви к ближнему, доходящей до самопожертвования, рассказывается в гл. 112. Гл. 108 посвящена особому виду аскетического подвижничества мирян - воздержанию в браке: этот подвиг существовал уже с первых веков христианства (см.: Rufin. Hist. mon. 30). Пример подвига послушания представлен в гл. 56: ученик, посланный старцем на работу, не притронулся к данному ему хлебу, ибо не получил от старца повеления принимать пищу. В «Луге духовном» многочисленны сказания о жизни святых, к-рым Господь открывает истину (главы 127, 128, 130, 131, 137, 139, 146 и др.) и к-рых Он наделяет способностью творить чудеса (главы 70, 133, 173). О силе таинства Крещения говорится в гл. 198: «...носящие печать крещения, хотя бы и получили его в расчете на какое-либо благо, считаются крещенными». В гл. 176 приводится случай с иудеем, к-рый находился при смерти в пустыне, но, желая предстать перед Господом христианином, умолил спутников крестить его; вместо воды они трижды посыпали голову юноши песком, произнося: «Крещается раб Божий...» Он воспрянул и смог продолжать путь. Когда же путники пришли в город и рассказали епископу о случившемся, тот после долгих совещаний с клиром, колебавшимся признать (ввиду знамения - выздоровления) или не признать действительность крещения юноши (ср. гл. 197 об игре детей), послал его креститься в водах Иордана. Здесь же И. М. приводит «исчисление всех образов крещения» свт. Григорием Богословом: «Моисеево - в воде, а раньше - в облаке и в море, затем крещение Иоанново, которое, впрочем, уже не было иудейским, потому что состояло не в одном погружении в воду, но сопровождалось покаянием, далее - крещение Иисуса - Духом Святым, и это совершенный образ крещения»; о 4-м образе крещения говорится как о крещении «исповедничеством и кровью», о 5-м - слезами.

http://pravenc.ru/text/471388.html

При уклонении юго-западных епископов в унию два епископа: Гедеон Львовский и Михаил Перемышивский оставались в православии: л. 210. Феофан иерусалимский в 1620 г. в Киеве поставил для русской церкви митрополитов и епископов: л. 214. Отступающий от патриарха заблуждается: л. 226. Российскому народу слушати восточного константинопольского патриарха спасительно есть: 231. Не слушающий четырех восточных патриархов отметается и не слушает Христа: 232. III. О причащении О необходимости св. причащения: 51, 52, 54, 248. IV. О миропомазании Без миропомазания крещение не совершенно есть: 245. 287. V. Об Илии и Енохе Во время пришествия антихриста посланы будут Илия и Енох и Иоанн евангелист: 270 об. VI. Об антихристе Антихрист –человек будет: л. 270. » родится от девки-жидовки: 270. » будет царствовать 312 года: 270. » от предтеч своих отличается: 269, 270. VII. О римской церкви Римская церковь предана проклятию собором восточных патриархов в 1056 г.: 198 л. VIII. Об обрядах церковных Об изменении литургии: л. 107. О прибавлении церковных песней: 136–7. «Аще мы или ангел» – о догматах веры – 195–6. О кресте четвероконечном: 69, 67. О перстосложении: л. 74. О хождении против солнца: 137. О неписанном не подобает мудрствовати: 41 об. IX. О нравственных недостатках У еретиков больше воздержания, чем у христиан: л. 216, а посему церковь познается не по житию, а по писанию: 216, 560. Православные во многом соединились с католиками: л. 256, 255 об. Не хранят посты – 103 об. Курят табак и упиваются – 128. X Осьмой вселенский собор был в 879 г.–165. Пение тропарей (для иноков) не полезно есть: сими бо тропари диавол уловляет иноки – 144. По седми тысящах кончина мира – 271. Осьмой век – будущий – 137. Книга Кириллова (напечатана в Москве в 1644 году протопопом Михаилом Роговым при патр. Иосифе. Названа Кирилловой от первой, помещенной в ней статьи: 15 огласительного поучения св. Кирилла Иерусалимского , объясненного С. Зизанием). Книга именуемая Кириллова , св. Кириллу Иерусалимскому не принадлежит –лл. 1, 17 об. 26 об. 31, 54, 64, 79 об., 138, 167 об.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

388. Минея, месяц август , в четвертку, 301 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. Недостает нескольких листов. Между прочими под 24-м августа служба Петру митрополиту (207–220). 389. Минея, месяц август , в четвертку, неполная, 102 л., полууставом XVI в., без переплета; порваны со значительным ущербом для текста листы: 1–11,15, 64 и 65. Рукопись начинаетея службою 1-го августа, оканчивается службою Успению Пресвятыя Богородицы. 390. Минея, месяц август , в четвертку, 77 лл., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном передлете, разбита. Нет служб на 7–30 числа августа, службы на 6 и 31 числа августа неполныя; на 76 и 77 л.л. «богородичники на осм гласов певаемые по славах святым». 391. Минея, месяц август , в лисг, неполная, 198 л.л., полууставом XVI–XVII веков, без переплета. 392. Минея, месяц август , в лист, 198 лл., без конца, полууставом XVI–XVII в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–2 приписка скорописью: «От церкви Николая чудотворца что в селе Туронтаеве». Рукопись оканчивается неполною службою 31-го августа. Отметим службы: 1) 24 августа Петру митрополиту (137 об.–150); 2) 26 августа – «последование похвално ко Пресвятей Богородици певаемо внегда великое паче надежа избавление наше бысть преславным образом Богоматери от нашествиа безбожных агарян» (156– 167). 393. Минея, месяца август , в четвертку, 388 лл., полууставом XVI–XVII вв., в дощатом с остатком кожи переплете. На полях внизу листов 1–5 приписка: «Минея месячная августа Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что на Валухе». Службы русским святым: 1) 2 августа – Василию «Нагому» (37–50 об.), 2) 24 августа – Петру митрополиту (270–282), 3) 27 августа – Сретению икояы Владимирския Божия Матери (312–322), 4) 30 августа – Александру Свирскому «новому чудотворцу» (356–379 об). 394. Минея, месяц сентябрь , в четвертку, 246 лл., полууставом XV в., в кожаном переплете, растрепана; верхняя часть всех листов слева повреждена, с ущербом для текста 1–25, 243–246 листов. На полях внизу листов 1–4 приписка позднейшею скорописью: «Сия книга месяц сентябрь Вологодского уезду церкви Архангела Михаила на Болше Елме».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010