Все это время площадь в центре Москвы у Варварских ворот была закрыта полицией для движения повозок и экипажей, потому что утром и вечером, в любую погоду вся округа была полна богомольцами. Через три дня на площади вновь совершался молебен, и икону поднимали обратно.  В 1771 году город Владимир также был охвачен чумой. Исцеления от болезни происходили здесь от первообраза Боголюбской иконы: когда святыню перенесли в страдающий от чумы город, эпидемия прекратилась. В память об этом двадцать первого мая по старому стилю утвердился местный обычай переносить икону из Боголюбского монастыря во Владимир. От «моровой язвы» спасал список иконы в селе Юрьевском Боровского уезда Калужской губернии, а в 1848 и 1853 годах благодаря этой иконе остановилась эпидемия холеры в Малоярославце и Боровске. Холера и чума уходили также по молитве у списков Боголюбской иконы в Угличе в XVII веке и селе Зимарове Рязанской губернии. Никольская церковь в Павшино была закрыта и разорена в советские годы, а Боголюбский храм, напротив, оставался единственным действующим в городе. Благодаря этому здесь уцелели многие дореволюционные иконы, в том числе местная павшинская святыня – список XIX века Боголюбской иконы Божией Матери. Путь к восстановлению Никольской церкви был длинным. В 1980 году зданию храма присваивается статус объекта культурного наследия. 22 мая 2013 в Никольском храме была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. И лишь к 2021 году проделаны основные работы по реставрации храма: восстановлены фасады, установлен купол с крестом, вставлены окна. Сейчас эта церковь выглядит внешне даже лучше не закрывавшегося в годы гонений соседнего Боголюбского храма. С сайта: http://mosregtoday.ru/news/Истории святынь Подмосковья/Антон Саков. Храмовый комплекс в Павшино и Боголюбская икона. Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=22085

Небольшая луковичная глава на изящной глухой шейке завершает восьмигранный кирпичный шатёр звона, установленный над папертью. Шатёр имеет два ряда крупных слухов (в виде окошек, украшенных белыми колонками и фронтонами), выделяющихся на фоне зелёной крыши. Арочные проёмы звонов колокольни выполнены в форме килевидных ложных кокошников и опираются на колонки. Ещё одно достижение псевдорусского стиля - использование приёмов по формированию внутреннего пространства на принципах свободной планировки - заимствованных в " палатных " и " хоромных " сооружениях Древней Руси. Большое помещение Знаменской церкви образовано пространственными ячейками разной высоты, которая увеличивается к подкупольному центру. Трапезная перекрыта крестовыми сводами, приделы - коробовыми сводами поперечной ориентации. Приступая в 1993 году к восстановительным работам после возвращения храма в лоно Церкви, протоиерей Владимир и прихожане с особым вниманием отнеслись к его внутреннему благоукрашению. Была приглашена группа известных художников во главе с мозаистом, лауреатом Государственной премии России А. Корноуховым. С помощью разноцветной мозаики, которая стала доминирующей в оформлении, они создали уникальный и неповторимой красоты интерьер храма в русско-византийском стиле. Мозаиками выложены своды подкупольного пространства и стены. В центре купола по традиции находится изображение Иисуса Христа Пантократора (Вседержителя), на южной, северной и западной стенах центрального четверика - композиции Рождества, Успения и Распятия, на восточной стене вверху - Святая Живоначальная Троица, ниже - деисус, иконы Спасителя и Божией Матери, выполненные на тёмно-синем фоне. Мозаикой выложен только подкупольный объём. Слева и справа - восстановленные фрагменты прежней росписи начала ХХ века. Три подпружных арки украшены образами апостолов в медальонах, а четвёртая, восточная, - изображением двух архангелов. Мозаичный пол на солее выполнен с использованием изобразительных мотивов раннехристианской символики.

http://sobory.ru/article/?object=00607

В 40-х гг. XIX в. в Г. были переселены молокане. Первая группа в количестве 1365 чел. поселилась в Вост. Грузии, в районах Сигнаха и Сагареджо (деревни Красногорск и Ульяновка). Молокане проживали также в Тифлисе (районы Кукиа, Дидубе и Нахаловка), где их число к 1902 г. достигало 11,3 тыс. чел. Рус. сектанты создали своеобразный общественно-экономический строй, специфические обряды, фольклор, в определенной мере превратившись в этническую группу. Позднее мн. молокане и нек-рые духоборы стали прихожанами тифлисской баптист. церкви. После распада СССР духоборы и молокане переехали в Россию. Небольшая группа молокан Тбилиси перешла в баптист. церковь; часть (преимущественно пожилые люди) по-прежнему проживает в поселках Ульяновка (Сигнахский р-н) и Красногорски (Сагареджойский р-н). В XIX в. в Зап. Грузию, Гурию и Мегрелию (Поти, деревни Григолети, Малтаква, Уреки), были переселены старообрядцы. К концу века в их числе появились грузины. Первое баптист. крещение состоялось в Тифлисе 20 авг. 1867 г. Нем. баптист М. Кальвейт окрестил в р. Куре рус. молоканина Н. И. Воронина , что стало началом рус. баптист. общины в Г. В марте 1919 г. в тифлисской баптист. церкви состоялось первое богослужение на груз. языке, к-рое провел И. М. Канделаки. После объединения баптистов и евангельских христиан (1945) в Тбилиси первым пресвитером из грузин был рукоположен Р. П. Кочорадзе. В наст. время баптисты есть во всех регионах Г.: Картли, Кахети, Самцхе-Джавахети, Юж. Осетии, Аджарии, Мегрелии и т. д. Существует неск. национальных групп: самая многочисленная груз., затем рус., арм. и осет., совершающих богослужение на родном языке. Число паствы и храмов за постсоветский период значительно выросло (с 13 церквей к 1991 до 60 церквей в 2006). Церковь имеет колледж для изучения Библии с 2-летней программой, семинарию с 6-летней программой, издаются газеты «Голос Господа», «Свободный», «Мы», ж. «Вифлеем», бюллетень «Эхо»; выходят радиопередачи на канале «Друг». С янв. 2006 г. выпускается личный бюллетень епископа груз. баптист. церкви «Амбион». Представители баптист. церкви, принимая во внимание груз. традиции, разрешили своим прихожанам потребление вина, над церковью в Тбилиси воздвигли груз. крест. Радикальное крыло, сформировавшееся в советское время и отказывающееся от сотрудничества с властью в любой форме, составляет, по неофиц. данным, ок. 100 чел. (в Тбилиси и Батуми). Церковь была одним из инициаторов создания рабочих групп христ. церквей (КЕСДЖ), в к-рую также вошли Евангелическо-лютеранская, Баптистская, Армянская и Римско-католическая церкви Грузии. ГПЦ и религ. христ. орг-ции при поддержке общественных орг-ций Г. подписали соглашение о сотрудничестве.

http://pravenc.ru/text/168205.html

  Дмитрий Володихин. Как на Руси появился царь? Царский титул и Церковь . Ил.: Символы царской власти: шапка Мономаха и держава; Иван Ш. Гравюра А. Теве из книги «Космография». 1575; Обряд осыпания золотыми монетами царя Ивана IV после венчания на царство. Миниатюра XVI в.; Иван Грозный. Иллюстрация из Большой государственной книги. 1672 г.; Икона «Москва – Третий Рим». 2011 г.; Печать Ивана Грозного. 1583 г.//Фома. - – июль 2013. – С.82-85. – (раздел « Культура »).   Строфы:   Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».   Александр Солодовников (1893-1974). Путями скорби и любви . Подборка стихотворений 1919-1968 гг. («Чистая Дева Мария…»; «Как Ты решаешь, так и надо…»; «Как дерево в саду Ты подстригал меня…»; «Дорожу я воспоминаньем…»; «Храни свое сердце от злой суеты…»; «Я не устану славить Бога…»; «Мы в огненном кольце…»; «Путь познанья»). Автор вступ. заметки Павел Крючков , заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунок Наталии Кондратовой//Фома. - – июль 2013. – С.86-87. – (раздел « Культура », рубрика « Строфы »).   Обзоры : Что читать: Представлены и отрецензированы издания: Протоиерей Константин Островский . Вечность – у дверей. Заметки священника . – Красногорск: Успенский храм, 2010. – 126 с./Представляет Наталья Богатырёва //Фома. - – июль 2013. – С.88. – (раздел « Культура », рубрика « Обзоры. Что читать »). Каждый по-настоящему верующий человек помнит о смерти и готовится предстать пред Страшным судом. Чтобы выдержать этот серьезный экзамен, надо жить по заповедям Божиим. Тот, кто будет отлынивать, рискует провалиться. И не куда-нибудь, а в преисподнюю. О том, как этого избежать, отец Константин рассказывает с присущим ему спокойным юмором и рассудительностью. Он ведет разговор о выстраивании отношений с духовником, о пользе молитвы, о борьбе со страстями, терпении, умении прощать людей. В общем, о вещах мало-мальски воцерковленному человеку известных. Но чтение книги от этого не становится менее увлекательным, потому что автор находит убедительные слова, неожиданные сравнения и сильные аргументы.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-7-123-...

Мф. 15, 8. Архимандрит Рафаил. Тайна спасения. М., 2001, с. 298. Цит. по: Путь умного делания. Архиепископ Антоний (ГолынскийМихайловский) о молитве Иисусовой и божественной благодати. Красногорск, 2000, с. 356. Еф. 5, 19. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой в письмах… М., 2005, с. 37. Добротолюбие, указ. изд., т 5, с. 217, 218). Лавсаик, указ. изд., с. 69 – 70. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 110 – 111. Преподобный Максим Исповедник. Подвижническое слово. Добротолюбие, указ. изд., т. 3, с. 146. Новосибирский Сергий (Соколов). Рим. 8, 26. См. Святитель Феофан Затворник о молитве Иисусовой в письмах к схимонаху Агапию, архимандриту Агафангелу и схиигумену Герману. М., 2005. Преподобный Исаак Сирин. О божественных тайнах… указ. изд., с. 151, 166. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 231. Свами Нараянананда. Практические наставления по достижению Самадхи. М., 2003, с. 70 – 73. Монах Иосиф Дионисиатис. Наставник молитвы Иисусовой. М., 2005, с. 203 – 204. Святой Григорий Синаит. Наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 224. Архимандрит Софроний (Сахаров). О молитве. М., 2002, с. 201 – 202. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 386. Лк. 9, 10 – 11. Преподобный Феодор Санаксарский. Наставления духовным чадам. РождествоБогородичный Санаксарский монастырь, 2003, с. 137. Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. Указ. изд., с. 70. Святитель Феофан Затворник. О молитве Иисусовой… указ. изд., с. 40. Иноков Каллиста и Игнатия наставление безмолвствующим. Добротолюбие, указ. изд., т. 5, с. 308. Святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты. Собр. соч., указ. изд., т.1, с. 271. Святитель Филарет Московский. Призовите Бога в помощь. Указ. изд., с. 331. Мф. 22, 37. Творения аввы Исаака Сирина. Указ. изд., с. 114. Дионисий Ареопагит. Корпус сочинений. СПб., 2006, с. 187. Преподобный Максим Исповедник. Избранные творения. Указ. изд., с. 120. С. Большаков. На высотах духа. М., 1995, с. 5 – 6. Перевод Е. Рейна.

http://pravmir.ru/o-sovremennom-monashes...

В 1871 году деревянный храм был расширен: в теплой трапезной были устроены приделы Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. Старый Успенский храм за два столетия сильно обветшал и, кроме того, к концу XIX века уже не мог вмещать всех желающих. Дело постройки новой каменной церкви в селе Чернево взял на себя церковный староста Яков Александрович Поляков вместе с братьями и отцом потомственным почетным гражданином Александром Яковлевичем Поляковым. В 1893 году Поляковы получили разрешение епархиального начальства на строительство, а 10 июля 1894 года состоялась торжественная закладка нового храма. В день закладки храма протоиереем московской Космодемьянской церкви М. В. Соловьевым была отслужена литургия в Петропавловском приделе. В конце богослужения священник села Чернево Д. И. Успенский сказал проповедь, в которой высоко оценил вклад Полякова не только в богоугодное дело строительства нового храма, но и другие благотворительные учреждения полезные для окрестных жителей. Попечением купца Полякова за короткое время в приходе Успенской церкви были построены дом трудолюбия, школа для детей рабочих, приют для сирот и больница. Вот что священник Димитрий Успенский сказал в день закладки новой церкви: «Вашею ревностию и благочестием быстро шествует к величию и славе богоспасаемая весь наша Эта постройка храма, место селения Бога живаго, великолепное произведение зодчества, каким он может быть и каковыми могут похвалиться немногие веси и грады, на далекое пространство, веселя сердца и очи всех окрестных жителей, из рода в род возвестит хвалу вашу». Спустя три года 15 июня 1897 года состоялось освящение построенного храма Успения Божией Матери. Чин освящения возглавил все тот же московский протоиерей М. В. Соловьев, которому сослужили благочинный, настоятель церкви села Чашникова И. Соколов и местные священники. На клиросе пел знаменитый Чудовский хор при протодьяконе храма Христа Спасителя. После богослужения старосты деревень, входивших в приход Успенской церкви, преподнесли храмоздателям Поляковым в дар икону Знамения Божией Матери в серебряной ризе и по русскому обычаю – хлеб и соль. Слова благодарности были сказаны также священнику Успенскому, который содействовал постройке храма.

http://sobory.ru/article/?object=01059

Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о состоявшемся Первосвятительском визите в Московскую область. Справка: 6 августа 2020 года, в Неделю 10-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил город Красногорск Московской области, где совершил чин великого освящения храма святителя Николая Чудотворца в Павшинской пойме и Божественную литургию в новоосвященном храме. Его Святейшеству сослужили: Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Воскресенский Дионисий; епископ Видновский Тихон; епископ Серпуховской Роман; епископ Зарайский Константин; епископ Луховицкий Петр; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протопресвитер Владимир Диваков; личный секретарь Патриарха Московского и всея Руси архимандрит Алексий (Туриков); секретарь Московского областного епархиального управления протоиерей Михаил Егоров; духовенство Москвы и Московской области. На богослужении, в частности, присутствовали губернатор Московской области А.Ю. Воробьев и председатель Московской областной Думы И.Ю. Брынцалов. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Сообщение принять к сведению. 2. Благодарить Предстоятеля Русской Православной Церкви за труды и принесенную радость молитвенного общения архипастырям, пастырям, монашествующим и мирянам областной части Московской епархии. 3. Выразить признательность митрополиту Крутицкому и Коломенскому Ювеналию, а также губернатору Московской области А.Ю. Воробьеву за внимание и теплый прием, оказанные Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и сопровождавшим его лицам.   ЖУРНАЛ 48 СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла относительно отчетов синодальных учреждений об их деятельности в 2019 году. Справка: Согласно пункту б статьи 29 главы V Устава Русской Православной Церкви: «Осуществляя руководство синодальными учреждениями, Священный Синод… утверждает годовые планы работы синодальных учреждений и принимает их отчеты».

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

сергей штейников, киев 04 ноября 2009г. 14:29 около месяца назад в связи с проведением фестиваля православных СМИ Украины я тоже писал свои мысли о прессе http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/2037 где отмечал желательность создания Общей газеты (электронный, бумажный, видео или др. вариант). Какой она будет - это вопрос для обсуждения, принципиальной должна остаться, на мой взгляд, возможность предоставлять разные церковные взгляды на одну проблему/тему. Если кто-то обсуждает создание такого ресурса, то слава Богу. Мне не совсем понятно, почему так свысока Сергей Валерьевич комментирует такие попытки. Если кому-то не удалось создать такое издание, то пусть кому-то удастся! Хорошие образцы православной журналистики уже демонстрируют Фома, Нескучный сад, Милосердие.ру, Православие и мир. Добавить к этому ленты церковных новостей - и уже есть некая платформа для создания общего ресурса (сайта, в первую очередь). Как известно, одни ищут возможность решить проблему, а другие рассказывают, почему у них не получается. В принципе, и то и другое важно. Однако в любом деле акцент должен быть смещен в сторону оптимизма. Иначе Гагарин не сможет полететь в космос, а Левша подковать блоху... Роман, Красногорск 05 ноября 2009г. 14:45 Автор пишет: " спокойный и честный разговор не вызывает интереса " - дело в том, что массовому читателю неведомо, что о церковной жизни возможен-таки спокойный и честный разговор. Вот, о боголюбовском деле - ни в одном церковном СМИ я пока не видел " спокойного и честного " обсуждения. Церковные СМИ или молчат, или реагируют надоевшими клише: " Церковь хотят дискредетировать " , " наших бьют " , " на самом деле все обвинения ложны " . И волей-неволей обращаешься к СМИ нецерковным, чтобы разобраться, в чем вообще суть вопроса-то? Кто кого в чем обвиняет? Андрей из Москвы зрит в корень: " готово ли Священноначалие к открытому, серьезному и публичному обсуждению насущных проблем не только общества, но и самой Церкви? " Не только должно быть готовым, но и показывать примеры такого обсуждения.

http://bogoslov.ru/article/494563

В 1980 году зданию Никольской церкви присваивается статус объекта культурного наследия. 3 ноября 2003 года здание Никольского храма передаётся в пользование Местной православной организации прихода Никольской церкви города Красногорска Московской области Русской Православной Церкви. В мае 2013 года над куполом церкви наконец был установлен крест, и 22 мая 2013 года была отслужена первая после закрытия в годы гонений Божественная Литургия. В Боголюбском храме богослужения не прекращались всё время существования СССР. Но он так и остался приписным к Никольской церкви. В настоящее время в Боголюбском храме богослужения совершаются ежедневно, всенощное бдение - по субботам и накануне праздников. Никольский храм, являющийся памятником культурного наследия, как уже было сказано, передан верующим, но находится в неудовлетворительном состоянии. Завершены проектные работы по его восстановлению. Сметная стоимость реставрационных работ - 80 млн. руб. Ремонтно-восстановительные работы ведут реставраторы, аккредитированные при Министерстве культуры Московской области. Можно надеяться, что вскоре Никольско-Боголюбовский храмовый комплекс будет вновь радовать прихожан и мало что будет напоминать павшинцам о долгих десятилетиях разрухи, и возрождённый из небытия Никольский храм, как и несколько веков назад, вновь будет являть пример торжества Православия. Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2019 Первое упоминание о Никольском храме в селе Павшино относится к XVI веку. Храм тогда был деревянным и, конечно, со временем обветшал. Перед прихожанами встал вопрос о его обновлении. В начале XIX века было принято решение о строительстве каменной церкви во имя святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Строительство велось на средства прихожан и благотворителей. Новая церковь была закончена к 1821 году. Освящена церковь, как и прежняя - во имя Николая Чудотворца. Был сооружён в новой церкви и придел Пророка Илии. Старый, обветшалый храм разобрали - и по благословению Московской консистории древесину употребили на обжиг кирпичей для ограды нового храма.

http://sobory.ru/article/?object=01722

В новом храме, вмещавшем до двух с половиной тысяч человек, был установлен двухъярусный иконостас из полированного мореного дуба работы московского мастера Москалева. Стенную живопись выполнил известный иконописец И. С. Чириков. Церковь была расписана орнаментом из цветов и листьев по образцу древнего храма Данилова монастыря в Москве и Спасских ворот московского кремля. Горнее место в алтаре украшало изображение Божией Матери – копия «Нерушимой стены» из Софийского собора Киева. К сожалению, все это великолепное внутренне убранство было утрачено после закрытия храма в тридцатые годы. В начале XX века к Успенской церкви в Чернево был приписан Знаменский храм в Знаменском-Губайлово. В этот период священники черневского храма служили в Знаменской церкви всего несколько раз в году. Старинные иконы из Знаменского храма были также перенесены в Чернево. Среди реликвий Знаменской церкви была интересна икона в киоте из красного дерева, на которой были изображены святой Василий Блаженный и евангелист Лука. Апостол сидел на камне с надписью: «Василий Николаевич Долгоруков родился 1822 года, октября с 17 на 18 в 2 часа ночи». Это была, видимо, семейная икона прошлых владельцев усадьбы Знаменское-Губайлово, перенесенная впоследствии из барского дома в церковь. В Знаменской церкви также была икона, подписанная именем сподвижника Петра I фельдмаршала Василия Владимировича Долгорукова, который известен тем, что в царствование Елизаветы Петровны был президентом Военной коллегии. Икона состояла из четырех медальонов, в которых были изображены сюжеты Воскресения, Вознесения, Рождества и Распятия Христова. Другой известный представитель фамилии владельцев усадьбы князь Василий Михайлович Долгоруков- Крымский в 1770 году взял Феодосию – древнюю Кафу в ходе войны с Турцией (отсюда и прибавление к фамилии «Крымский»). Из похода он привез два любопытных мраморных барельефа великомученика Георгия Победоносца и святой Марии Магдалины. Последний барельеф, по-видимому, был создан в XIV веке генуэзцами, которые были основателями Феодосии. Оба барельефа хранились сначала в Знаменской церкви, а затем – в конторе Полякова. Александр Яковлевич Поляков (1822-1907) был главой «Фабрично-торгового товарищества Знаменской мануфактуры» – крупного шерстоткацкого предприятия, которое обеспечивало благосостояние семьи. Один из сыновей черневского храмоздателя Сергей Александрович Поляков (1874-1943) на протяжении четверти века был близким другом и сотрудником по журнальной работе поэта Валерия Брюсова. Книги Брюсова, благодаря которым он стал известен, выходили под маркой издательства «Скорпион», владельцем которого и был купеческий сын, полиглот и переводчик С. А. Поляков.

http://sobory.ru/article/?object=01059

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010