32 См. Исх. 25, 9. Цитируемый текст близок к редакции Острожской Библии. В Елизаветинской Библии 1751 г. и в Синодальном переводе 1876 г. употреблено слово “скиния”, а не “храм”. —Ред. 33 См. Зах. 6, 12. Перевод по славянским редакциям. В Синодальном переводе — “имя Ему ОТРАСЛЬ”. — Ред. 34 Так в издании 1857 г. Возможно, ошибка публикаторов или повторяющаяся во всех рукописях описка. — Ред. 35 Ср.: Иез. 28, 17–19; Дан. 5, 20. Точного соответствия приводимой прп. Иосифом цитате обнаружить не удалось. — Ред. 36 Так в рукописях; в настоящем издании — Слово шестое. — Ред. 37 Великий миротворный круг, великий индиктион, пасхальный круг — 532-летний цикл, по завершении которого возобновляется тот же порядок чередования сочетаний лунных фаз с днями недели и числами месяцев. Началом великого миротворного круга полагается год сотворения мира. — Ред. 38 при различном расположении дней недели, т. е. в разные годы пасхального круга) крайние пределы празднования Пасхи — 22 марта и 25 апреля. — Ред. 39 Солнечный круг — 28-летний цикл, в течение которого чередуются различные сочетания дней недели с числами месяцев в простых и високосных годах. Лунный круг — 19-летний цикл, в течение которого чередуются сочетания фаз Луны с определенными числами месяца. Индикт — 15-летний период традиционного византийского летоисчисления, установленного имп. Константином Великим и включенного в церковную традицию. — Ред. 40 См. Гал. 4, 4. Цитата дана в редакции, отличной от известных славянских переводов Библии и Синодального русского перевода. — Ред. 41 См. 2 Пет. 3, 1, 3–9. В позднейших редакциях Библии употреблено выражение “сберегается огню”. В Геннадиевской Библии это место совпадает с цитатой прп. Иосифа. — Ред. 42 См. Быт. 6, 3. Цитата совпадает с редакцией Острожской Библии и отличается как от славянской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред. 43 Ср.: Иов. 28, 20. В цитировании прп. Иосифа фраза приобретает отличия от библейского текста, т. к. дополнена по смыслу (ср. также ст.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

Р. 47). – Ред. 59 Пред. Феодор говорит в данном случае о святости Римской кафедры не в абсолютном смысле, но имеет в виду то, что иконоборческая ересь господствовала на Востоке – в Византии, а на Западе – в Италии, на которую уже не распространялась власть императора ромеев, в то время сохранялось иконопочитание. – Ред. 60 В некоторых рукописях название иное: «На начало жатвы», «Месяца июня 1-го», «В пятницу». – Ред. 61 В некоторых рукописях название иное: «На 15-й день месяца июня», «На летнее воскресение». – Ред. 64 Время жатвы – время особенного труда для монахов и изнеможения их сил, поскольку спать им приходилось в этот период года еще меньше, а трудиться – больше обычного. Кроме того, и положенные молитвенные бдения не отменялись (см.: TSPC. P. 53). – Ред. 66 В некоторых рукописях название иное: «После четыредесятницы святых апостолов», «После поста святых апостолов», «Месяца июня 29-го». – Ред. 68 Студийскому братству, монастыри которого относились к Студийскому монастырю (см.: TSPC. P. 56). – Ред. 71 Преп. Мария Египетская. Память совершается 1/14 апреля и на пятой неделе Великого поста. – Ред. 72 Свт. Михаил, епископ Синадский (Фригийский), – исповедник Православия, пострадавший за иконопочитание. Участник VII Вселенского Собора. В царствование императора-иконоборца Льва V Армянина был отправлен в ссылку, где и скончался в 821 г. Память в Православной Церкви 23 мая/5 июня. Представляется, что и данное оглашение преп. Феодора может датироваться этим или ближайшим годом. В одном из списков название иное: «Месяца мая 23-го». – Ред. 73 Пред. Афанасий, игумен Павлопетрийский ( † 821–826), исповедник за святые иконы в царствование иконоборческого императора Льва V. Претерпел бичевания и изгнание. Память в Православной Церкви – 22 февраля/7 марта. Павлопетрийский монастырь находился в области Никомидии в Малой Азии. – Ред. 74 В одном из списков название иное: «На усекновение главы Иоанна Предтечи Господня. Месяца августа 29-го». – Ред. 75 В некоторых списках название иное: «На предпразднество Успения Пресвятой Богородицы», «После Успения Пресвятой Богородицы», «Месяца августа 15-го».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 300 Цитаты из этой книги даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 301 Названия следующих ниже книг даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 302 См. Н. Лосский, Учение Лейбница о перевоплощении как метаморфозисе, в сборнике, опубликованном Русским научно-исследовательским институтом в Праге в 1931 г. на русском языке, а также см. на немецком языке в «Archiv fur Geschichte der Philosophie» XL, 1931 («Архив истории философии»). 303 См. Н. Лосский, Сотворение мира богом, «Путь», 1937, «Veber die Erschaffung der Welt durch Gomm», Schildgenossen, 1939 («О сотворении мира Богом»). 304 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 305 docta ignorantia — мудрое невежество. — Прим. ред. 306 Bei — sich — selbst — sein Гегеля. 307 Название этой книги и цитаты из нее даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 308 Названия этих произведений и цитаты из них даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 309 О. О. Розенберг, Проблемы буддийской философии, стр. 77 310 См. Гегель, Собрание сочинений, т IV, изд. II, стр. 67 311 Все эти вопросы рассмотрены в моей «Логике», стр. 30–36 (О логических законах мышления) 312 См. Н. Лосский, Метафизика стоиков как подсознательный идеальный реализм, «Журнал философских исследований», IV, 1929. (Названия статьи и журнала даны в переводе с англ. яз. — Прим. ред) 313 См. некролог, посвященный Болдыреву, в журнале «Мысль» I за 1922 г. 314 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 315 Название этой книги дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 316 Название этой брошюры дано в переводе с англ. яз. — Прим. ред. 317 «Природа сотворенная и творящая» — вторая (из четырех) стадия в учении Иоанна Скота Эуригены (ок. 810 — после 877 г.), которые проходят Бог и мир в своем развитии. 318 Высший духовный принцип, регулирующий жизнедеятельность организмов. 319 «Биосфера и неосфера», «Американский ученый», XXXIII, 1945; «Научное мировоззрение» «Вопросы философии и психологии» 1902, 320

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=731...

от Пензенской епархии: иерея Иоанна Калинина, Оленевского (1854–1951); от Саратовской епархии: священника Дионисия Щеголева (1880–1937); от Тамбовской епархии: архиепископа Тамбовского и Шацкого Вассиана (Пятницкого; 1879–1940); от Ярославской епархии: протоиерея Феодора Поройкова (1875–1938), священника Петра Зефирова (1879–1918), священника Николая Писаревского (1868–1933), священника Василия Крылова (1892–1938), священника Николая Розова (1870–1930), священника Иоанна Рудинского (1867–1930), Георгия Седова (1883–1960). 67 См. о нем: Каледа Л. Воспоминания об отце, священнике Владимире Амбарцумове//Альфа и Омега. 2000. 2(24). – Ред. 68 См. о нем: Архимандрит Георгий (Тертышников). Жизнеописание архимандрита Кронида (Любимова), наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры//Альфа и Омега. 1998. 2(16). – Ред. 71 О канонизации Собора преподобных отцев и старцев, в Оптиной пустыни просиявших, в лике местночтимых святых Оптиной пустыни, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 3(21) за 1999 г. – Ред. 72 О канонизации святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред. 75 О канонизации митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 77 О канонизации архимандрита Сергия (Шеина) см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 78 О канонизации протоиерея Иоанна Кочурова см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 79 О канонизации протопресвитера Александра Хотовицкого см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 80 О канонизации Великой княгини Елисаветы см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 81 О канонизации инокини Варвары см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 2(16) за 1998 г. – Ред. 82 О канонизации святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, см. выпуск “Патерика новоканонизированных святых” в 1(15) за 1998 г. – Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

74 Солнечный круг — 28-летний цикл, в течение которого чередуются различные сочетания дней недели с числами месяцев в простых и високосных годах. Лунный круг — 19-летний цикл, в течение которого чередуются сочетания фаз Луны с определенными числами месяца. «Индикт» — 15-летний период традиционного византийского летоисчисления, установленного имп. Константином Великим и включенного в церковную традицию. — Ред. 75 Среднегреч. skura — решетка (для жаренья). Так называли разграфленные таблицы пасхалий, включающие святцы. 76 Цитата дана в редакции, отличной от известных славянских переводов Библии и Синодального русского перевода. — Ред. 77 В позднейших редакциях Библии употреблено выражение «сберегается огню». В Геннадиевской Библии это место совпадает с цитатой прп. Иосифа. — Ред. 78 Цитата совпадает с редакцией Острожской Библии и отличается как от славянской Библии 1751 г., так и от Синодального перевода 1876 г. — Ред. 79 В цитировании прп. Иосифа фраза приобретает отличия от библейского текста, т. к. дополнена по смыслу (ср. также ст. 23). — Ред. 80 Цитируемый прп. Иосифом текст несколько отличается от всех доступных нам списков славянской Библии. — Ред. 81 Цитата приводится по: Мф. 4:7; Лк. 4:12 82 Цитируемый прп. Иосифом текст отличается от других списков и изданий славянской Библии, в которых читаем: «Столпы же ее колеблются»: 83 Цитата близка к редакции Острожской Библии. Различия с редакцией славянской Елизаветинской Библии 1751 г. — в ст. 12; отличие от русского Синодального перевода достаточно велико. — Ред. 84 Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 85 Цитата-пересказ следует за славянским переводом Библии, отличающимся от Синодального русского перевода. — Ред. 86 Цитата имеет текстуальные различия с доступными нам славянскими редакциями Библии, но близка к ним по смыслу; различие с Синодальным русским переводом значительнее. — Ред. 87 Небольшое текстуальное отличие цитаты от доступных нам списков славянской Библии. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

705 Написано во второй половине 816 г. Преп. исповедник Фаддей скончался 22 ноября или 29 декабря 816 г.; память преп. Фаддея Студита совершается 29 декабря/11 января. Ред. 707 В 815 г. Игнатий добровольно пришел в Саккудион, где находились в ссылке свт. Иосиф Фессалоникийский, преп. Навкратий и другие студиты. Позднее он удалился оттуда. Ред. 712 В ТФС отсутствует фраза: «Прошу тебя, не посрами меня, лучше же сказать, подвизающегося [с тобой] Христа». Ред. 725 Эконом Иосиф, виновник михианской смуты, после недолгого сопротивления примирился с иконоборцами. Ред. 739 Вероятно, это письмо написано в конце 816 начале 817 г, как и письма 206, 207. К этому же Петру адресовано письмо 353. Очевидно, он общался с патрициями, к которым направлены следующие два письма преп. Феодора: 206, 207. Кроме того, можно предполагать, что сам Петр происходил из рода патрициев. Ред. 740 Для писем 208 и 209 нет точных данных для установления времени написания. Приблизительный период: 816­818 гг. Ред. 741 Написано в 815–818 гг. Судя по эпитетам: «отец мой», «священная и честная глава» и т. д., письмо адресовано к епископу (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 302, примеч. 2). Ред. 743 Одно из значений греческого слова μσχος «аромат» (ср. русское «мускус»). Почившему адресовано одно из посланий преп. Феодора (88). Ред. 749 По предположению Ж. Паргуара, имеется в виду преп. Иларион Далматский, бывший экзархом столичных монастырей. Ред. 750 Вероятно, разумеется подписка (не собираться друг с другом и не учить православному почитанию святых икон), о которой говорится в письме «К монашествующим» (149). Письмо датируется 815–818 гг. В S в заглавии добавлено: «Вероучительное о святых иконах». Ред. 756 Нет хронологических данных для точной датировки письма. Его можно отнести к 815–818 гг. Из письма 138 известно, что Мелетий пал во время иконоборческого гонения, но под влиянием монаха Иоанна снова присоединился к Православию. Из письма 327 узнаем, что Мелетий оставил падшего монаха Григория, с которым вместе находился. Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  Эпилог: Елена Ямпольская , заместитель главного редактора газеты «Известия». Возвращение с войны. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2010. – С.99. – (рубрика « Эпилог »). О материалах пасхального номера «Фомы».         ДОБРАЯ Специальное приложение (помещено между С.82-83). – C.I-XXXII (на заставке – живопись Елены Черкасовой)   один раз в три месяца: предыдущие выпуски см. в за 2009 г.; за 2010 год.   Христос Вступление от Редакции . Ил.: Икона «Воскресение Христово (Пасха)»//Фома. - – апрель 2010. – C.II. – (специальное приложение « Добрая воля »). Пасхе - центральном событии не только для Церкви, но и для всего человечества.   Проповедь: Митрополит Антоний Сурожский. Больше, чем памятная дата . Беседа о церковных праздниках . Печатается по материалам сайта www. mitras.ru. В оформлении использованы иконы А. Рублева//Фома. - – апрель 2010. – C.III-IX. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Проповедь »).   Свидетель: Человек высокого полета. Парашютист-испытатель Петр Задиров о вере в Бога , экстремальной профессии и православном храме в Антарктиде . Беседовал Константин Мацан . Фото из архива П. Задирова//Фома. - – апрель 2010. – C.X-XV. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Свидетель »).   Законный путь: Глафира Базурина . Испытание для всей семьи. Несколько фактов о семейных и родительских правах осужденных. Выражена благодарность за помощь О. В. Филимонову, начальнику правового управления ФСИН РФ. Фото ИТАР-ТАСС//Фома. - – апрель 2010. – C.XVI-XVII. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Законный путь »).   События:   Епископ Брянский и Севский Феофилакт посетил осужденных . Пресс-служба УФСИН России по Брянской области//Фома. - – апрель 2010. – C.XVIII. – – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « События »).   Икона, написанная в тюрьме . Денис Сурашев, отбывающий наказание в исправительной колонии ГУФСИН России по Республике Башкортостан, занял 2-е место в III Всероссийском православном конкурсе иконописи «Канон». Пресс-служба ГУФСИН России по Республике Башкортостан//Фома. - – апрель 2010. - C.XVIII. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « События »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-84-a...

Часть тиража включает дополнительный материал: ДОБРАЯ ВОЛЯ. Специальное приложение (помещено между С.82-83). – C.I-XXXII. (на заставке – фото священника Игоря Палкина) Продолжение специального проекта «Добрая воля», обращенного прежде всего к тем, кто пребывает сегодня в местах лишения свободы. Первый выпуск опубликован в части тиража январского номера журнала «Фома» за 2009 год (между С. 66-67). Второй выпуск, пришедшийся на апрель месяц, когда православные отмечают праздник Пасхи, напоминает о Том, Кто делает нас по-настоящему свободными в любых жизненных обстоятельствах, и ради Кого воистину стоит изменить себя и свою жизнь. Приложение «Добрая воля» печатается один раз в три месяца. Проповедь: Протоиерей Димитрий Смирнов . Об исповеди. Фото Александра Болмасова, Владимира Ештокина//Фома. - – апрель 2009. - C.II-V. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Проповедь »). Свидетельство веры: Константин Кинчев , музыкант, поэт, композитор. «Господь спас меня от гибели» . Подготовила Елизавета Киктенко . Фото Александра Бедарева//Фома. - – апрель 2009. – C.VI-VII. – (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Свидетельство веры »). Имеются биографическая справка « Константин Кинчев » (C.VI) и дополнительные материалы: « Любимая цитата из Библии » (C.VII) и информационная справка « Святой: Константин Великий » с ил.: Св. Император Константин I Великий. Мозаика храма святой Софии. Конец Х в., Константинополь (C.VII). Дорога к храму: Протоиерей Павел Гирёв , настоятель храма Успения Пресвятой Богородицы в городе Усть-Кут (Иркутская епархия). С разбойником на кресте . Записал Вадим Сергиенко . О жизни и роли духовенства в местах заключения. Фото из архива автора//Фома. - – апрель 2009. – C.VIII-XI. - (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму »). Имеется биографическая справка « Протоиерей Павел Гирёв » (C.VIII). Алексей Соколов . Имя храма. В связи с освящением в центральной больнице для осужденных УФСИН по республике Мордовия православного храма во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона приводятся развернутые сведения об этом святом. Фото предоставлено ГУФСИН по Республике Мордовия//Фома. - – апрель 2009. – C.XII-XIII. - (специальное приложение « Добрая воля », рубрика « Дорога к храму»).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-4-72-a...

Для Нового Иерусалима необходима коммюнотарность, братство людей, и для этого необходимо еще пережить эпоху Духа Св., в которой будет новое откровение об обществе. В России это подготовлялось. 1948 4 Бегуны, или странники – одно из крайних течений в беспоповщине, созданное в конце XVIII в. солдатом Евфимием, основной упор в котором делался на наступление конца света. – Прим. ред. 5 Кенозис (от греч. kenosis – уничижение, истощение) – самоуничижение Христа через воплощение в человеке и принятие крестного страдания. – Прим. ред. 6 Идея о Москве как о Третьем Риме была сформулирована в письмах монаха Филофея Василию III в конце XV в. и утверждала преемственность ведущей роли Москвы, Российского государства в православной христианском мире после утраты ее Константинополем. – Прим. ред. 8 Латинство (латинствующие) – направление в русской религиозно-философской мысли 2-й половины XVII в., деятели которого связывали необходимость изменений в духовной жизни России с распространением западноевропейского опыта, рационализма, светской науки и светского образования, приобретшее значительное влияние при дворах царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и царевны Софьи. – Прим. ред. 9 «Нетовщина» – одно из течений в старообрядчестве, в основе учения которого лежит утверждение, что в настоящее время нет и не может быть спасительных тайн и общественного богослужения, так как благодать взята на небо. Последователи ее признают Православную церковь еретической, отрицают священников и церковные таинства. – Прим. ред. 10 Согласно учению диакона Федора, одного из сподвижников Аввакума, в 1666 г., когда на церковном соборе старообрядцы были преданы анафеме, все духовенство изменило Христу и лишилось благодати, воцарился антихрист. – Прим. ред. 14 Розенкрейцеры – религиозно-философский кружок (орден братьев Креста и Розы), основанный в XVII в. в Германии под влиянием Я. Бене и И. В. Андреэ. – Прим. ред. 15 Иллюминаты (от лат. illuminatio – озарение, просвещение) – жестко организованная по принципу ордена иезуитов масонская организация мистико-теософического направления. Основана в 1776 г. А Вейегауптом. – Пром. ред. 16 Мартинисты – мистическая секта во Франции, основанная маркизом де Сен-Мартеном, учеником Мартинеса де Паскуалиса, члены которой считали себя визионерами, т.е. способными иметь сверхъестественные видения. – Прим. ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Berdya...

22 Ливианы монастырь, находившийся предположительно на северном склоне вифинской горы Олимп. Таким образом, выйдя в начале февраля из Саккудионского монастыря, преп. Феодор вместе с товарищами по ссылке останавливался в монастырях по дороге из Никомедии в Никею (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 11). Ред. 23 Левки небольшое поселение недалеко от Никеи, откуда ссыльные направились к Пруссе, возле которой должен был располагаться Фирей (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 12). Ред. 24 Нам известно имя одной из сестер Платона Феоктисты, но идет ли здесь речь о ней или о другой сестре, имя которой неизвестно, неясно. Ред. 26 Лупадион небольшое поселение примерно в 50 км от Пруссы, расположенное на реке Риндак (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144, anm. 15). Ред. 28 Город Парий упомянут у Геродота (История. V, 117). Возможно, отсюда ссыльные продолжили путь уже морем (см.: Fatouros. Pars I. Prolegomena. S. 144). Ред. 31 Древний город на азиатском побережье Геллеспонта (пролив Дарданеллы), откуда вели морские пути в Европу. Ред. 32 Город на европейском побережье Геллеспонта, на южной оконечности Херсонеса Фракийского (Галлипольский полуостров). Ред. 38 Это письмо и следующее (5) написаны немного раньше отправления преп. Феодора в первую ссылку по поводу того, что некоторые убеждали его не восставать против незаконного брака императора. Как показывает А. П. Доброклонский (Ч. 2. С. 158), письмо должно быть датировано концом зимы 795–796 гг. или началом весны 796 г. В это время император Константин VI пытался при помощи посредников успокоить возмутившихся монахов Саккудионского монастыря. Ред. 42 Стефан Асикрит (греч. (δ)σιηκρτις, лат. a secretis) личный секретарь императора или одного из министерств (секретов). Датируется, согласно А. П. Доброклонскому , периодом между зимой 795–796 гг. и сентябрем 796 г. Вероятно, это письмо можно отнести ко времени протеста преп. Феодора против брака Константина VI (см.: Доброклонский. Ч. 2. С. 159). Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010