«Не подобает жене в олтарь входити» (44–е пр. Лаодик. собора) «Если мужам–мирянам запрещено входить внутрь алтаря, по 69–му правилу Шестого собора, то еще более это может быть запрещено женщинам, у которых непроизвольно случается и течение месячных кровей» (Толкование Зонара на 44 пр. Лаодик. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Инокиня же входит, и пометает» (ст. 66 Номоканона при Большом Требнике). «Подобает инокиням входити во святый жертвенник в своих монастырях, и въжизати свеща и кандила, и украшати, и пометати» (15–е пр. св. Никифора Исповедника). Женщине, находящейся в очищении, не должно причащаться и даже входить в церковь . «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы. Ибо и жена, имевшая двенадесятилетнее кровотечение, ради исцеления, прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранено есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душею и телом» (2–е пр. св. Дионисия Александрийского ). «Еврейские женщины, во время течения месячных кровей, безмолвствуют, сидя в уединенном месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Итак святой отец, быв спрошен относительно верных женщин, можно ли им в состоянии месячного очищения входить в церковь , ответил, что этого не должно быть, и привел в пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать не должно быть воспрещено им и в такое время; а входить в храм Божий или причащаться Таин, они не должны. Несмотря на такое определение великого архиерея, мы видим ныне, что в женских отделениях церквей, и особенно в монастырях, таковые жены бесстрашно стоят в предхрамиях, украшенных различными святыми изображениями и назначенных для славословия Бога; и когда спрашиваем: каким образом это бывает? – нам отвечают, что они не в церковном собрании занимают место.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

«Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (11-е пр. Лаодик. собора). «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак, поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика «Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир» (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

«Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы» (11–е пр. Лаодик. собора). «В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак поскольку некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия, или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к Душевному спасению. А учить женщине в соборной Церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное» (толкование Вальсамона на 11–е пр. Лаодик. собора). Только при самой крайней необходимости женщина может бытъ допущена к несению послушания псаломщика. «Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собраниях и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а)      право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б)      право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссионерских и церковно–хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир» (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). Женщинам категорически запрещено входить в алтарь.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Свт. Филарет (Дроздов). Портрет. Ок. сер. XIX в. (ЦАК МДА) Вопрос о каноне ВЗ в древней Церкви выносился на решения Поместных Соборов, а также был рассмотрен в ряде святоотеческих посланий. Эти постановления вошли в собрания канонических правил Церкви. Однако практическое положение дел оказалось запутанным, поскольку предложенные определения не всегда полностью согласовывались между собой. В основу списков библейских книг визант. канонических сборников легли документы, перечисленные Трулльским Собором 691-692 гг.: 85-е Апостольское правило (IV в.), 60-е прав. Лаодикийского Собора (ок. 343), 24(33)-е прав. (нумерация разная в Афинской синтагме и «Пидалионе» за счет разделения нек-рых правил) Карфагенского Собора (419), 2-е прав. свт. Афанасия Александрийского (составлено из его 39-го Послания о праздниках, 367), правило свт. Григория Богослова (составлено из его поэтического сочинения о канонических книгах ВЗ и НЗ, IV в.) и правило свт. Амфилохия Иконийского (представляет собой его Послание к Селевку, IV в.). Число правил могло варьироваться в различных канонических сборниках от 6 до 1, «обязательным было лишь наличие 85-го Апостольского правила, что свидетельствует о его авторитетности по сравнению с другими списками» ( Семеновкер. 1995. С. 130-131). Правила отражали 2 противоположные тенденции в подходе к решению вопроса о каноне ВЗ в древней Церкви: ориентацию на иудейский канон (Лаодик. 60; Афан.; Григ. Наз.; Амф.) и практику расширенного канона (Карф. 24(33)). Особняком стоит 85-е Апостольское правило, включающее в канон и 3 Маккавейские книги. При этом в документах, к-рые отражают ориентацию на иудейский канон, перечни книг ВЗ не идентичны. Так, Лаодик. 60 и 2-е прав. свт. Афанасия упоминают Книгу прор. Варуха и Послание Иеремии, но не включают Книгу Есфири. Подобное различие, по-видимому, нельзя объяснить некомпетенцией отцов Трулльского Собора (как, напр., полагал Б. Мецгер - Мецгер. 1998. С. 213): суммирование перечня ветхозаветных книг в указанных документах в целом отвечает составу ВЗ в собрании византийских библейских кодексов, поэтому в принятом решении логичнее усмотреть утверждение той библейской традиции, которая фактически сложилась в древней Церкви и была зафиксирована составом Септуагинты.

http://pravenc.ru/text/Канон ...

«Не подобает жене в олтарь входити» (44-е пр. Лаодик. собора). «Если мужам-мирянам запрещено входить внутрь алтаря, по 69-му правилу Шестого собора, то еще более это может быть запрещено женщинам, у которых непроизвольно случается и течение месячных кровей» (Толкование Зонара на 44 пр. Лаодик. собора). «Мирстии во святый олтарь да не входят, ни мужие ни жены. Инокиня же входит, и пометает» (ст. 66 Номоканона при Большом Требнике). «Подобает инокиням входити во святый жертвенник в своих монастырях, и въжизати свеща и кандила, и украшати, и пометати» (15-е пр. св. Никифора Исповедника). 4. Женщине, находящейся в очищении, не должно причащаться и даже входить в  церковь «О женах, находящихся в очищении, позволительно ли им в таком состоянии входити в дом Божий, излишним почитаю и вопрошати. Ибо не думаю, чтобы оне, аще суть верныя и благочестивыя, находясь в таком состоянии, дерзнули или приступити к святой трапезе, или коснутися Тела и Крови Христовы, Ибо и жена, имевшая двенадесятилетнее кровотечение, ради исцеления прикоснулася не Ему, но токмо воскрилию. Молитися, в каком бы кто ни был состоянии и как бы ни был расположен, поминати Господа и просити помощи, не возбранено есть. Но приступати к тому, еже есть Святая Святых, да запретится не совсем чистому душею и телом» (2-е пр. св. Дионисия Александрийского ). «Еврейские женщины во время течения месячных кровей безмолвствуют, сидя в уединенном месте, пока не пройдут семь дней и не прекратится месячное течение. Итак, святой отец, быв спрошен относительно верных женщин, можно ли им в состоянии месячного очищения входить в церковь, ответил, что этого не должно быть, и привел в пример кровоточивую в Евангелии, которая не дерзнула прикоснуться к Господу, но только к краю ризы Его; молиться же и призывать не должно быть воспрещено им и в такое время; а входить в храм Божий или причащаться Тайн, они не должны. Несмотря на такое определение великого архиерея, мы видим ныне, что в женских отделениях церквей, и особенно в монастырях, таковые жены бесстрашно стоят в предхрамиях, украшенных различными святыми изображениями и назначенных для славословия Бога; и когда спрашиваем, каким образом это бывает, — нам отвечают, что они не в церковном собрании занимают место.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

А наш Синод, к сожалению, такою авторитетности не имеет, не имеет. До сих пор мало кто обращал внимание на существо нашей синодальной формы церковного управления. Мало кто понимает в церковном обществе и всю глубину переворота, произведенного когда-то Петром Великим. Но в минуту церковного смущения, когда ощущается необходимость твердой церковной опоры, мысль невольно обращается к основам нашего церковного здания. Иерархическая власть в Церкви, по правилам православной Церкви, должны организоваться таким образом: епископы должны избираться Собором всех епископов всей области. Если же это являлось почему-либо неудобным, то, во всяком случае, при избрании и постановлении должно быть не меньше трех епископов, а остальные должны были прислать свое согласие письменно (Первого Всел. Соб. Правило 4е, апостольское пр. I-e, VII Всел. 3-е). Тут совершенно категорически утверждается, что принимать участие в избрании должны все епископы, хотя бы и не присутствуют лично (VII Всел. 3-е). При этом каноны делают особые оговорки на счет вмешательства в епископское избрание светской власти. 30-е правило апостольское, подтвержденное впоследствии неоднократно (I Всел. 4-е, VII Всел. 3-е, Лаодик. 13), говорит: " аще который епископ, мирских начальников употребив чрез них получить епископскую в Церкви власть; да будет извержен и отлучен, и все сообщающиеся с ним " . " Высшую же власть над епископскую составляет собор епископов, который должен созываться два раза, или по крайней мере раз в году (I всел. 5-е апостол. 34-е 37-е; II всел. 2-е, IV всел. 19; трул. 8, VII всел. 6, антиох. 20, лаодик. 40, карфаг. 18, 73) " . На соборе должны присутствовать все епископы области (I всел. 5). Выше собора стоит только большой собор. Старший епископ области должен почитаться за главу другими, н отнюдь не имеет права творить что-либо, касающееся других, без их согласия, как равно и они без него (апост. 34). Между прочим, апост. Правило 37-е конкретно указывает, что должно быть главным предметом соборных совещаний. Это - рассуждения о догмате благочестия и разрешение случающихся церковных прекословий. Правило же 5-е первого всел. Собора требует особенной осмотрительности при осуждении кого-либо, дабы все епископы достоверно испытывали всякое такое дело и соборно произносили решение.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=10&iid=155...

Впрочем, далее «Книга правил» в том же толковании на 85-е Апостольское правило замечает: «Указание священных и для церковного чтения назначенных книг содержат еще следующие правила: Лаодик. соб. 60-е; Карф. 33-е. Также св. Афанасия праздничное послание 39-е и стихи Григория Богослова и св. Амфилохия». Обращаясь теперь к содержанию правил указанных соборов: 60-го Лаодик. и 33-го Карфаг., а также св. Афанасия (празд. посл. 39) и Григория Богослова и св. Амфилохия, мы находим в них более точное разграничение книг на канонические и неканонические. Все указанные правила исчисляют только 22 книги Ветхого Завета, кои должно читать в церкви. Аристин, в своем толковании 60-го правила Лаодикийского собора, говорит: «Частные псалмы или неканонические книги в храмах не поются и не читаются, но канонизованные книги Ветхого и Нового Завета, каковые суть следующия» ... Аристин далее и перечисляет двадцать две канонические книги Ветхого Завета. Еще яснее об этом говорит 33-е правило Карфагенского собора. «Постановлено такожде, да не читается ничто в церкви под именем Божественных писаний, кроме писаний канонических. Канонические же писания суть сии …» и далее перечисляются 22 книги Ветхого Завета и канонические книги Нового Завета. Аристин в толковании на это правило говорит: «Ничего кроме канонических писаний в церкви читать не должно. Кроме канонических книг Ветхого и Нового Завета, другия книги, с ложными надписаниями нечестивых, не должны быть читаемы в церквах, как святые; но делающий это клирик должен подвергнуться извержению, к ак говорит и 60-е правило святых Апостол и многие другие». То же желание перечислить только боговдохновенные книги Ветхого Завета, внесенные в канон и переданные нам, как божественные, выражает в предисловии своего послания св. Афанасий, Архиепископ Александрийский: «изволися и мне, убежденному и наученному искренними братиями, исчислить с начала по порядку все книги, внесенные в канон, преданные нам , как божественные, и таковыми при знанные, чтобы всякий, если вовлечен в обман, осудил предавшихся заблуждению, а если пребыл чистым, порадовался при новом сем напоминании» 426 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

А кто преступит сие определение святого Собора: тот да подлежит епитимии по правилам. Правило говорит о церковнослужителях, что в некоторых церквах дозволялось им вступать в брак, разумея брак после принятия их в клир церковный. Вероятно, это не во всех местах допускалось, хотя Апостольские правила положительно дозволяют чтецам и певцам вступать в супружество после сопричтения к клиру (Апост. 26). Но сущность халкидонского правила состоит в том, что а) цер- ковнослужителям запрещается вступать в супружество с иноверными лицами, из язычников или Иудеев, также с еретичествующими; б) тем, которые вошли уже в такие смешанные браки, повелеваетя всех детей, рожденных от таких браков, крестить в православной Церкви, а крещенных уже в еретичестве, возвращать к Церкви; в) детям их также запрещается вступать в смешанные браки, разве в таком только случае, когда лице иноверное, или неправоверное, обратится к прав. Церкви. – То, что здесь запрещается церковнослужителям, правила других Соборов не позволяют и всем православным Христианам (Лаодик. 10. 31. Карф. 30. VI Всел. 72). Основание этих важных постановлений понять не трудно. Если вообще всякое безразличное общение православных с людьми, чуждыми вере или отлученными от Церкви, не может быть одобрено Церковью , которая печется о сохранении в своих сынах нравственной чистоты мыслей, чувств, всей жизни (Аност. 45. 65. 71. Лаодик. 32–37. 39. и пр.): тем мение она может дозволять между ними брачные союзы, которые по свойству своему должны теснейшим образом соединять сочетавающихся, и след, будут в них – соединять разномыслящих в самых важных предметах (в вере и благочестии) души, в едином союзе их смешивать чистое с нечистым свет с тьмою, преданность вере с враждою против нее. При этом Церковь не может не опасаться, что смешанные супружества могут открывать путь совращению христиан в иноверие, православных в еретичество; особенно же опасаться за детей, чтобы под чуждым вере влеянием они не воспитались в духе лжи и злочестия, и чрез такое воспитание новых поколений вера Христова, вместо распространения, не оскудевала, а неверие или лжеверие, вместо уничтожения, не усиливалось в мире.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

С севера и юга к А. обычно примыкают помещения, предназначенные для совершения проскомидии (жертвенник) и хранения приношений (диаконник), развившиеся из древних пастофориев . Они связаны с А. проемами в боковых стенках апсиды (в визант. и западноевроп. памятниках часто имеют и внешние входы, в т. ч. с запада). В правосл. традиции их также включают в понятие «А». Снаружи у них может не быть апсидных закруглений, но изнутри они, как и алтарная апсида, полукруглые в плане, со сводчатым завершением ( конхой ). В стенах диаконника, жертвенника и алтарной апсиды устраиваются стол для совершения проскомидии (в РПЦ его принято называть жертвенником), стенные шкафчики-«печуры», умывальник, ниши для хранения углей и ссыпания пепла, полки для хранения богослужебных книг, часто - приспособления для хранения литургических облачений и проч. Боковые апсиды А. (к-рых в многонефных храмах может быть более 2) часто используются для размещения дополнительных престолов (особенно в юж. апсиде) и т. о. становятся приделами . В визант. и западноевроп. традициях под алтарным пространством могла помещаться крипта , для РПЦ нехарактерная. на Западе оно иногда окружалось амбулаторием . Если храм имел более одного этажа, на Руси под ним устраивали подклет , к-рый занимал и пространство под А. Стены и конхи А. обычно имеют мозаичную, фресковую или иную роспись, содержание к-рой определено особой сакральной значимостью этой части храма (см. Храмовая декорация ). Каноническое право правосл. Церкви разрешает входить в А. только рукоположенным священно- и церковнослужителям (Лаодик. 19) и правосл. царям (VI Всел. 69), на практике исключение делается для пономарей и алтарников , что может быть оправдано на основе 14-го прав. VII Всел. Собора. Правом причащаться в А. обладают только диаконы , пресвитеры и епископы , а также лица царского достоинства. Женщинам входить в А. запрещается (Лаодик. 14), однако в жен. мон-рях немолодым монахиням позволяется входить в А. и исполнять обязанности пономаря (Ник. Исп. 15).

http://pravenc.ru/text/115236.html

Правда, это правило изложено в нашей кормчей в противоположном смысле: «не подобает инокиням входить в святой алтарь, ни вжигати свещи»: еп. Никодим, следуя 44 пр. Лаодик. Соб., считает такую редакцию Никифорова правила более верной. Однако приведенный у него текст, разрешающий инокиням вход в алтарь, заверен Арменопулом (в каноне Афинск.); за первоначальность этого чтения высказался и авторитетнейший из наших отечественных канонистов – проф. А. С. Павлов (см. его Номоканон при Б. Требнике, коммент. К ст. 66. Изд. 2. С. 189). Во втором Киевском издании Номоканона правило Никифора приведено в редакции Арменопула, где сказано: «достоит инокиням в  монастырях своих  входити во святой алтарь и вжигати свещи и кадила и украшати храм» (ср. II, р. 44). ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 316. Л. 287–300 об. (машинопись). Постановление соединенного присутствия Патриарха, Синода и ВЦС от 20 июня 1919 г. Постановление 7 (20) июня 1919 г. Св. Патриарх, Св. синод и ВЦС в соединенном присутствии слушали рапорт преосвященного Орловского от 24 мая (8 июня) 1919 г. за 6337 с ходатайством о преподании указаний по вопросу о праве женщин входить в св. алтарь 3 . Обсудив вопрос о праве женщин входить в св. алтарь и приняв во внимание, что канонический (Лаодик. пр. 44) запрет в практике церковной не имел безусловного значения, т. к. допускались изъятия в отношении диаконисс и инокинь, постановил представить на утверждение Св. Собора следующие положения: 1) женщинам, достигшим 40-летнего возраста, а в исключит. случаях и ранее 40 лет, отличающимся высокою религиозною настроенностью и горячей любовью к храму Божию, епархиальным архиереем может быть предоставлено право входить в св. алтарь для наблюдения за чистотою и для прислуживания при богослужении; 2) в женских учебных заведениях воспитанницам, отличающимся глубокою религиозною настроенностью и особою любовию к храму Божию, может быть дозволен вход в св. алтарь, под условием общего благословения епархиального архиерея и с особого разрешения настоятеля церкви по соглашению с начальницею заведения.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010