Посему если я и сознаю себя в праве претендовать на знание какого-либо языка, то не греческого, латинского или древнерусского и славянского, а только, «канонического языка» народов, оставивших канонические памятники. Вот если бы г. Бердников указал мне какой-либо недочет, неполноту и т. п. в знании мною этого языка, я принял бы с благодарностью к сведению даже и самый тяжкий упрек… Но таких указаний во всей статье я не встретил. Есть правда, в вышеприведенных цитатах г. Бердникова ценные дополнения, имеющие дов. близкое отношение к моей специальной сфере, которыми я не воспользовался. Таково толкование Пидалиона. Признаюсь, что я сделал опущение, не обратившись к нему, и тем значительнее это опущение, что оно вполне подтверждает моё разумение XIII-ro правила, а не разумение моих противников и самого г. Бердникова. Благодарю за это указание и постараюсь в конце статьи отдарить его не менее важным указанием. Что же касается других цитат – из Момсена, Куна и проч., – то на мой взгляд они менее ценны. Какой свет напр. может пролить на вопрос о значении слова χλος следующая ссылка г. Бердникова на Момсена: «слово χλος имело значение параллельное с δμος и πλθος, только с теневым оттенком»? (стр. 767). Вот если бы был указан самый этот оттенок – тогда другое дело. Теперь же, и —393— после этой ссылки приходится догадываться о качестве этого оттенка, при том же таковое употребление, по словам ссылки, слово χλος имело к концу римской республики – расстояние дов. далекое от времени издания правил Лаодик. собора. То же самое д. сказать о цитатах из Куна и проч. На наш взгляд, они мало помогают выяснению смысла занимающего правила. Это – на наш взгляд. Но может быть г. Бердников лучше нас сумел воспользоваться этими данными? Может быть. Сделаем еще дальнейшее предположение: может быть и все отмеченные нами недостатки в статье его указаны нами неверно, что вообще и его метод исследования и его критика, и его собственные изыскания во всём верны, а я кругом виноват? Допустим всё это и посмотрим к каким же выводам пришел г.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—167— первая степень священства, явствует из того, что оно почти буквально сохраняется и в ритуале Коптов-Якобитов. Заимствование с половины V века было безусловно невозможным. «Чадо! се есть первая степень ставленников и зовется точию вступление. Приложи убо ведати ее едину. Она есть едина от источника святыя церкви, сущия от Самого Бога, обильно изливающа на ню дары благодати… Да избравшии тя видят доброе житие твое и назидаются примером твоим, и тако достигнеши вящия степени» (А. П. У. Вероучения, богослужения и чиноположения египетских христиан. 1856 г., стр. 2357). Правило VII всел. собора, о котором приходилось уже так много рассуждать, в свою очередь свидетельствует нам, что со степени чтеца начинается вступление в клир. Оно же самым своим вступлением свидетельствует нам, что степень чтеца есть степень священства, как и именует её до сего времени поучение новопоставленному чтецу. «Всем явно есть, ибо порядок неразлучен от священства (τε τη ιεροσυνη) и с точностью охраняти относящиеся к священству (τας ιεροσυνης εγχειρησεις) есть Богу угодное». Итак, возведение во все степени церковные от степени чтеца до степени епископа совершается не иначе, как через хиротонию, включающую в себя и хиротесию, помимо же хиротонии, включающей в себе хиротесию, т. е. через одну только хиротесию, или другое какое чинопоследование, не возводится в церковную степень никто. 5) Г. Неселовский, рабски следуя своим образцам, различает хиротесию освящения (χεροθεσια καθιεροθεως) и хиротесию благословения (χειροθεσια ευλογιας). По отношению к первой он ссылается на толкование Вальсамона к 5 пр. Лаодик.; по отношению ко второму на соборные правила (Ник. 19; Халкид. 15; 2 Ник. 14). Остановимся, прежде всего, на правилах и посмотрим, заключают ли они хотя тень указания на «хиротесию благословения» в отличие от «хиротесии освящения»? В правиле 19 Никейск. и правиле 15 Халкид. говорится о диакониссах, при чем в последнем говорится, что они приняли рукоположение, а в первом, – что они не приняли его. Как объяснить это противоречие правил двух соборов, из коих последующие постановили почитать все постановления предыдущего?

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—362— гается правилом и отличие между ними. Основной состав клира, как укажем мы далее, до чтеца, получает служение через рукоположение (χεροτονια), а должностной клир – экономы, экдики, парамонарии и пр. ставятся, представляются (προβaλλονται). В основе обстоятельного во многих отношениях труда г. Неселовского «чин Хиротоний и Хиротесий» лежит непростительная ошибка, состоящая в повторении давно уже сложившегося предрассудка, многократно уже повторенного в прежние времена и через то вошедшего в состав предания искони, совершенно несогласного в этом, как и в многих других случаях, с преданием Церкви, не имеющего за собою ни литургических, ни канонических данных. Предрассудок сам по себе касается не многого, но влечет за собою весьма многие последствия по существу догматического характера. «В канонической дисциплине, говорит г. Неселовский, не указуя ни в чём выразилось, ни чем со стороны Церкви освящена эта дисциплина, принято усвоят название хиротонии только поставлению в иерархические степени; поставление в низшие степени клира принято обозначать термином хиротесии. Последний термин, как и термин хиротонии, употреблялся издревле, но не всегда в одном и том же значении. Иногда этим словом обозначалось поставление в высшие степени клира (χεροτονια καθιεροσειος Вальсамон Толкование на 5 пр. Лаодик. Антиох. 17) иногда поставления в низшие (χειροθεσια ευλογιας 1 Ник. 19, Халкид. 15, 2 Ник. 14). И только со времени VII вс. собора (ап. 14 пр.) установилась терминология, по которой хиротесия (от χειρ – рука и τιθημι – полагаю) получила значение поставления в низшие степени клира, а хиротония – поставления в высшие. Эта терминология удерживается и до настоящего времени и теперь хиротонией называется совершение самого таинства священства, а хиротесией обряд поставления низших клириков, хиротония совершается в алтаре у престола, которому должны служить лица, получающие хиротонию, а хиротесия – вне алтаря; хиротония совершается при поставлении епископа, пресвитера и диакона, хиротесия при поставлении низших клириков» (Неселовский III, IV).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Апост. 6, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VI Всел. 9; VII Всел. 10; Двукрат. 11.) Толкование Священнослужители не должны брать внаем, т. е. арендовать чужую собственность или становиться управляющими, т. е. попечителями и распорядителями (προκουρτορες) имущества мирян (сига в переводе с латинского означает «попечение» и «управление»), как определяет настоящее правило, а также они не должны добывать себе пропитание каким-либо постыдным и бесчестным занятием. Постыдное занятие – быть, например, содержателем публичного дома, а бесчестное – владеть корчемницей или лавкой по продаже благовоний или лечить и делать другое подобное. Если, по словам Павла, никакой воин не вмешивается в посторонние дела, чтобы быть угодным своему земному царю, тем более воины Божии, священнослужители, не должны связывать себя мирскими заботами, чтобы стать благоугодными своему небесному Царю. Прочти также Апост. 6 и VI Всел. 9. Правило 19 (16) Угодно было, чтобы чтецов, достигающих юношеского возраста, побуждали или жениться, или давать обет воздержания. (Апост. 26; IV Всел. 14; VI Всел. 6, 14; Карфаг. 33) Толкование Настоящее правило определяет, чтобы чтецов, когда им исполнится 14 лет, побуждали либо жениться, либо дать обещание хранить девство и безбрачие. Это правило, вероятно, имело силу только в Африке, согласно Зонаре, а в других местах нет [ 238 ] . Смотри также Апост. 26. Правило 20 (16) Угодно было, чтобы клирик, если даст в долг деньги, те же деньги и получил, а если вещь – получил столько, сколько дал. (Апост. 44; I Всел. 17; VI Всел. 10; Лаодик. 4; Карфаг. 5; Василия Велик. 14.) Толкование И это правило, подобно 5-му правилу настоящего Собора, запрещает клирикам брать проценты. Сколько денег они одолжили, столько пусть и получают, а если дадут что-либо другое, хлеб, или бобы, или тому подобное, пусть берут обратно столько же, но не больше. Прочти также Апост. 44. Правило 21 (16) Угодно было до 25 лет в диаконы не рукополагать. (VI Всел. 4.) Толкование В диаконы никого не должно рукополагать, согласно настоящему правилу, прежде достижения 25-летнего возраста. Прочти VI Всел. 14. Правило 22 (16)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Примечания: 23. Так толкуют слово и Зонара и Вальсамон. Аристин въсвоем толковании на данное правило дает другое значение этому слову и говорит, что певцы не могут петь на амвоне иначе, как - ο εου, т.е. по его мнению, это слово означает фелонь (Аф. Синт., III,185), которую будто бы должны были надевать канонические певцы перед началом пения на амвоне, Возможно, что мнение Аристина правильно, так как, действительно, существовал обычай, подобно теперешнему, по которому все низшие клирике, поставленные епископом, надевали при богослужении некоторые предписанные церковные одежды, носящие название еелони, так как это греческое слово означало также и кожу, из которой сначала делались ети одежды. Но данное правило не упоминает об этом, а говорит только о книге. См. Suicerus, Thesaurus eccl. I,925, а также Du-Cange, Glossar. I,317,902. 24. Толкование Вальсамона в Аф. Синт., III,184-185. 25. Архиеп. Вениамин, Новая Скрижаль, III,5. 2-6. Правило 16. В субботу читати и евангелие с другими писаниями. (Ап. 66; трул. 55, 56; лаод. 29, 49, 51). В силу господствовавшего в первое время церкви взгляда на субботу (Ап. 66 и толков.), а также в силу того, что во время данного собора относительно субботы многие следовали иудеям (лаодик. 29), в некоторых церквах водворился обычай, по которому в субботу не совершалась божественная литургия или, как говорит Вальсамон, не разрешались церковные собрания (εο υε) вследствие чего в этот день не читалось св. Евангелие, как это делалось в остальные дни, и вообще не было никакого другого чтения. Этот обычай осуждается лаодикийскими отцами, которые предписывают служить в церкви и в субботу и, подобно другим дням, читать из св. Евангелия и из других свящ. книг. Примечания: 26. Аф. Синт., III,185. Правило 17. Не должно в церковных собраниях псалмы совокупляти непрерывно един к другому, но чрез промежуток по псалме быти чтению. (Трул. 75; лаод. 15). " По древнему преданию " , говорит в толковании на данное правило Вальсамон псалмы Давида пелись в церкви непрерывно, вследствие чего народ переутомлялся и выходил из церкви. В силу этого, настоящим своим правилом отцы предписывают не петь псалмов непрерывно, но среди их должны быть чтения (ε), чтобы отдохнувший народ мог вновь после этого начать пение ( ε). С этою целью вся псалтирь была разделена на несколько кафизм.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1320...

Поскольку, как доказано, пост Четыредесятницы ничем не отличается от поста в среду и пятницу, соответственно и послабления для немощных в оба этих поста одинаковы. Как Тимофей в 8-м и 10-м правилах позволяет родившей в Четыредесятницу жене пить вино и есть достаточно пищи, воздерживаясь при этом настолько, сколько она может понести, а сильно истощенному тяжелой болезнью разрешает в Четыредесятницу вкушать масло, «ибо, – говорит он, – употреблять масло совсем истощенному есть дело правое», точно так же в среду и пятницу тому, кто истощен тяжелой болезнью, следует разрешить вкушать только масло и вино. Потому и божественный Иероним говорит: «В среду и пятницу нельзя разрешать пост без великой нужды». То же самое говорит и священный Августин [ 502 ] . Но поскольку привязанные к плотскому люди, желая нарушить пост Четыредесятницы и пост в среду и пятницу, или отговариваются тем, что они больны, хотя на самом деле здоровы, или, будучи действительно больны, говорят, что для подкрепления сил им недостаточно только масла и вина, постольку из-за этих отговорок нужно спрашивать какого-нибудь опытного и вместе с тем богобоязненного врача о том, какой пищи им достаточно для подкрепления себя в болезни. И потому в зависимости от предписания врача архиерей или духовник пусть позволяет больному разрешать пост, но не доверяет одним отговоркам больных, особенно если эти больные из числа так называемых благородных особ. Согласование И правило Лаодик. 49, запрещающее совершать в Четыредесятницу полную литургию, и правило 51, в котором говорится, что в Четыредесятницу нельзя праздновать дни рождения мучеников, и правило 52 того же Собора, определяющее, чтобы в Четыредесятницу не заключали браков, – все эти правила имеют одинаковый смысл с изложенными выше правилами, ибо и они также подтверждают, что святой Четыредесятнице подобают пост и печаль. Поэтому во время нее не разрешается праздновать свадьбы и дни рождения мучеников, как доставляющие повод к радости и нарушению поста. Далее, и правило VI Всел. 89 определяет, чтобы дни святых Страстей мы проводили не только в посте, но и в молитве и сокрушении сердца, ибо пост сам по себе не приносит пользы, согласно Златоусту, который говорит (Беседа 3 к антиохийскому народу): «Будем воздерживаться не только от яств, но и от грехов» 503 . Пишет также Исидор в письме 403: «Воздержание в пище не приносит никакой пользы тем, кто не постится всеми чувствами, ибо подвижники воздерживаются от всего 504 » 505 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

В 14-м правиле Василий Великий говорит, что если тот, кто получает проценты, разделит нищим эту неправедную прибыль и впредь оставит сребролюбие, то он может стать иереем. Прочти и 18-ю гл. книги прор. Иезекииля, в которой сказано, что тот, кто помимо прочих добродетелей серебра своего в рост не отдает и прибыли не берет 432 , считается достойным жизни. Тот же, кто сверх прочих своих пороков еще и в рост одалживает, считается достойным смерти 433 . Наконец, «Апостольские постановления» (кн. 4, гл. 6) предписывают иереям не принимать от берущих проценты ни приношений, ни плодов 434 . Правило 45 Епископ, или пресвитер, или диакон, только помолившийся вместе с еретиками, да будет отлучен. Если же он позволил им совершить что-либо как клирикам, да будет извержен. (Апост. 65; III Всел. 2,4; Лаодик. 6, 9, 32–34, 37; Тимофея Александр. 9) Толкование Настоящее правило определяет: тот епископ, или пресвитер, или диакон, который вместе с еретиками только помолится, хотя и не будет служить с ними, да будет отлучен. Ибо тот, кто молится вместе с отлученными (а еретики именно таковы), должен и сам быть отлучен вместе с ними, согласно 10-му правилу самих апостолов. Если же он позволил этим еретикам еще и совершить какое-либо служение как клирикам, то да будет извержен, поскольку того клирика, который служил с изверженными (а к таким относятся и еретики, согласно III Всел. 2 и 4), извергают и самого вместе с ними, по Апост. 11. Ведь мы должны ненавидеть еретиков и отвращаться от них, а не молиться вместе с ними или позволять им исполнять какое-либо церковное служение как клирикам или иереям. Согласование Правило Апост. 65 говорит, что вошедший в собрание еретиков для молитвы, если он клирик, да будет извержен, если же мирянин, да будет отлучен. Лаодикийский собор в своем 6-м правиле не позволяет еретикам входить в церковь , а 32-е правило того же Собора говорит, что не должно брать у еретиков благословений, которые являются суесловием, а не благословениями, равно как не следует и молиться с еретиками или раскольниками, по Лаодик. 33. А правило Лаодик. 34 анафематствует тех, кто оставляет мучеников Христовых и идет к лжемученикам еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

1 на с. 283 «Синодикона», в 18-м деянии VI Вселенского собора (Синодикон. Т. 2. С. 650), в деяниях Карфагенского собора, у Сократа (кн. 1, гл. 8) (PG 67, 68АВ) и вообще везде. А поскольку эти слова прибавил II Вселенский собор, смотри также предисловие к нему. Еще отметь, что этот Никейский Символ по одним кодексам содержит слова «и седяща одесную Отца», a по другим нет. Как достойное упоминания отметим здесь и то, что Символ веры читался в древней Церкви только в Великую пятницу, когда епископ наставлял оглашенных, готовившихся креститься в ночь Великой субботы, на рассвете дня Пасхи, как повествует об этом Феодор Чтец во 2-й кн. «Церковной истории» (Theod. Lect. Eccl. hist. II, 32//PG 86a, 201A). Затем Тимофей Константинопольский при императоре Анастасии в 515 г. предписал читать его за каждой литургией, как говорит тот же Феодор. Позднее, в 545 г., император Юстиниан первым определил и то, в какое время на литургии он должен читаться во всех церквах Востока, а именно перед молитвой Господней «Отче наш». 10 Время оглашения не все определяют одинаково. «Апостольские постановления» предписывают оглашаемому проходить оглашение в течение одного года (Const. Ap. VIII, 32//PG 1, 1132B. Вероятно, авторы «Пидалиона» допустили ошибку: время оглашения по «Апостольским постановлениям» продолжается три года, а не один). 42-е правило Поместного собора, созванного в испанском городе Эльвире незадолго перед I Вселенским собором, – в течение двух лет. 144-я новелла Юстиниана назначает два года самарянам, приходящим к вере. 25-е правило Поместного собора в Агате, созванного в 506 г., назначило 8 месяцев для обращающихся иудеев. Правило VII Всел. 8 требует, чтобы мы принимали не тех евреев, которые веруют лицемерно, а лишь тех, кто верит истинно и порицает еврейские обычаи. Некоторые же считают, что оглашение длилось лишь столько дней, сколько составляет Великая Четыредесятница. Такой вывод они делают из правила Лаодик. 45, послания Иеронима к Паммахию и 1-го огласительного поучения Кирилла Иерусалимского . Но из них, пожалуй, следует только то, что в Великую Четыредесятницу совершалась заключительная и самая существенная часть оглашения, потому что в те времена оглашаемые принимали крещение в ночь с Великой субботы на Пасху. Впрочем, время оглашения иногда по вынужденным обстоятельствам сокращалось. Так, оглашаемые, если находятся при смерти, принимают крещение прежде срока, установленного для оглашения, по Неокесар. 12, Лаодик. 47, Карфаг. 52, Василия Велик. 5, Кирилла Александр. 5. Бургузы, или бургунды, народ в Галлии, ради проявленной ими горячей веры во Христа и необходимости выступить против своих врагов, гуннов, готовились к крещению всего семь дней, а на восьмой их крестил епископ одного галльского города (Сократ. Кн. 7, гл. 30) (PG 67, 805С).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

" Не должно поставляти в Церкви так именуемыя пресвитериды (старицы), или председательницы " (11-е пр. Лаодик. собора). " В древности некоторые женщины, занимая места пресвитерид в соборных церквах, наставляли, вероятно, в благочинии прочих женщин. Итак поелику некоторые терпели вред от сообщества с таковыми, которые не добро пользовались добром из высокомерия, или из корыстолюбия, то отцы совершенно запретили быть в церквах таким женщинам, называемым пресвитеридами, или председательствующими. Но не скажи: каким образом это бывает в женских монастырях, и одна женщина, то-есть игуменья, имеет начальство над всеми? Ибо услышишь, что отречение ради Бога и пострижение делает то, что многие считаются единым телом, и все, что касается их, направляется только к душевному спасению. А учить женщине в соборной церкви, где собирается множество мужей и жен различных мнений, есть дело самое неприличное и пагубное " (толкование Вальсамона на 11-е пр. Лаодик. собора). 2. Только при самой крайней необходимости женщина может быть допущена к несению послушания псаломщика. " Признавая полезным привлечение женщин к деятельному участию на всех соответствующих их призванию поприщах церковного служения Священный Собор Православной Российской Церкви определяет: 1) Сверх предоставленного Священным Собором права женщинам участвовать в приходских собрание и приходских советах и занимать должности церковных старост, предоставить им также: а) право участия в благочиннических и епархиальных собраниях; б) право занимать должности во всех епархиальных просветительных, благотворительных, миссирнерских и церковно-хозяйственных учреждениях, за исключением благочиннического и епархиального советов и учреждений судебных и административных, и 2) в исключительных случаях допускать женщин к исполнению должности псаломщика, со всеми правами и обязанностями псаломщиков, но без включения в клир " (Определение Священного Собора Православной Российской Церкви от 7(20) сентября 1918 года). 3. Женщинам категорически запрещено входить в алтарь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

кан. з»; Неокесар. 6-е надписывается: «никейск. соб. кан. 45». Халкид. соб. 1-е надписывается: «Лаодик. соб. кан. 1». Ефесскаго 6-е надписывается: «Амоського, или Емского собор, кан. 1» 11 . Что касается самого текста правил, то и он носит следы неисправности переписки; встречается, хотя и редко, прямо бессмыслица: напр, «святии оубо Господни ученицы Клименьтом предашася» 12 . В общем, перевод отличается буквальною близостью к подлиннику и весьма многие греческие слова оставляет без перевода, напр., экзарх, анагност, кафоликия, причем доходит иногда до непонятного излишества; напр. оставляет без перевода такие слова: мардоурии ли птихии (μαρτυρων πτωχεων) 13 . Но тем неожиданнее выступают нередкие случаи слишком свободного отступления от подлинника в отдельных словах и фразах. Напр. «мольбы честныя»=πρεσβεα τς τιμς, «второму риму ναν μην; «людска власть»=ρωμακ ρχ: «се устав и се рок»=οτος ρος; «дети и уноты»=ο νοι; «да стязаются сами о пьщевании книжнем и о правой вере»=νακριντωσαν λλλοις τ δγματα; «экзарха, строящего церкви»=ξαρχον τς διοικσεως 14 . Сюда же относится и занимающая нас славянская версия, просмотренная к удивлению и Срезневским и Соболевским. Встречаются случаи значительного сокращения сравнительно с греческим текстом. Напр. Апост. прав. 18; Прав. 13-е Анкир. соб. дает только первую половину: «Хор епспом не достоит прозвутер, ни диакон на свещение», – вторая половина опущена. В 85 Апост. правиле при перечислении книг Ветхого Завета опущены книга Судей и Руфь и т.п. И наоборот, в двух правилах сделано дополнение к подлиннику. Так в конце 52 прав. Лаодик. собора сделано непонятное дополнение: «говеющих и постящихся в субботу». В конце Апост. прав. 37 присоединены след. слова: «сиречь по Егюптяном мсця данофи в кі, и по Римляном октября в . анафема г " 15 . Относительно языка, на котором сделан перевод, еще А. X. Востоков высказался: «язык перевода во многих местах сохранен древнейший, по коему несомненно заключить можно, что сие собрание церковных правил есть первое на языке словянском, за коим уже следовали другие, кои отчасти из сего заимствовались» 16 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010