своему «приходу» участок земли. Суд определил: предписать нотариусу совершить дарственную запись на участок земли подаренной Ш. «приходу». 38 Деян. 15:12, 22, 23 . Епископ Никодим указывает как на причину непринятия заключений флорентийского собора подписанных многими иерархами восточной церкви – нежелание «народа». Участие мирян в избрании духовенства основывается на Деян. 1:15; 6:2 и след. Канон (13) лаодик. собора говорит о «толпе», которой следует запретить избрание духовенства, но не запрещает этого народу или его законным представителям. 41 См. критическую оценку деятельности современных светских благотворительных обществ в циркуляре Мин. Вн. Дел. «Нов. Время», от 30 марта 1902 г. 43 Сколько нам известно, в западной канонической литературе существует солидные сочинения, посвященные изучению элементов «приходского права», и в числе этих сочинений можно, например, указать на сочинения: 1) Y. H. Böhmer " a «Jus parochiale» (editio VI, Holae, anno 1760); 2) I. B. Schefolda «Die parochialrechte», II. В. Stuttgart, 1846 г., а из новейших: на сочинение (более впрочем историческое, чем юридическое и каноническое (Imbar da la Tous, «Les paroisses rurales», Paris 1900 г., и на сочинение D. Bouix «Tractatus da parocho», Ed. II, Paris, 1867 г. Что же касается до православной канонической литературы, то надо заметить, что православное приходское право обстоятельно разработано в курсе церковного права епископа Далматинского Никодима (Спб. 1897 г.) Относительно участия мирян во всем, что касается церковной жизни, см. особенно страницы 242–250, 398–402, и в частности о самостоятельности приходов стр. 303–307, и об участии в управлении церковным имуществом светских членов прихода – стр. 537–540. 44 Проект этого устава перепечатан в журнал «Богослов. Вест» (1902 г., октябрь) в статье проф. Н. А. Заозерского : «Замечания к проекту прав. приход. управ.», а редакция киевского журнала «Руководство для сельских пастырей» сделала воззвание к своим подписчикам о сообщении посильных замечаний на этот проект. Читать далее Источник: Необходимость обновления православного церковно-общественного строя : (С проектом «приходского управления») : Второе дополненное издание/А. Папков. - Санкт-Петербург : Типо-литография В.В. Комарова, 1903. - 72 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Мне кажется это не так; ибо предхрамия не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамие есть второе место покаяния, для так называемых " слушающих " ; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия - не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак нужно, чтобы подобные предхрамия, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где бы священники проходили с Божественными Дарами, кадили, может быть, находящимся ту гробам и святым, и совершали какие-либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившиеся женщины стояли без пред осуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамии, принимала даже от архиерея молитву обручения, и - подивился тому. Впрочем в старину женщины, по-видимому, входили в алтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44-е пр. Лаодик. собора и 69-е 6-го собора; также - 17-ю новеллу императора господина Льва Философа, в которой между прочим говорится следующее: " Относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные - в просвещении, а просвещенные в причащении Пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн " . И спустя несколько опять та же новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамия, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как женам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться, так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться самим по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их " (толкование Вальсамона на 2-е пр.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1370...

Перейдем к рассмотрению содержания толкований Зонары на Синтагму церковных правил. Изъяснение правил каждого собора Зонара начинает с исторических указаний относительно времени места и цели составления соборов 279 . Самые правила Зонара изъясняет с трех точек зрения – исторической, догматической и практической. Рассматривая известный институт церковного права, он, большей частью, делает исторические указания относительно его возникновения и сравнивает современное его положение с положением более ранним. Такого рода указания мы находим в толкованиях Зонары на 1-е Апост. пр., 6-е пр. 1-го всел. соб. и 12-е пр. Лаодик. соб. (об избрании епископов); 5-е Апост. пр. и 87-е пр.Трул. соб. (о браке и разводе) 280 ; 74-е Трул. соб. и 1-е пр. Ганг. соб. (об агапиях или трапезах любви 281 ; 98-е пр. Трул. соб. (о значении обручения); 12-е пр. Анкир. соб. (о принявших христианство , но еще не крестившихся 282 ; 11-е пр. Лаод. соб. (о пресвитеридах) 283 и др.). – Там, где правило касается какой-либо ереси, Зонара указывает на ее характерные черты, а иногда сообщает и некоторые биографические сведения об ее основателе 284 Так как в Синтагме содержался канонический материал, образовавшийся в течение нескольких столетий, то в нем было много непонятного для современников Зонары; даже самый язык, на котором были написаны правила, не был для них достаточно ясен; в тексте правил часто встречались не только отдельные слова, но и целыя выражения, требовавшие объяснений; попадались в них также юридические термины для неспециалистов совершенно непонятные. Зонара старается наполнить эти пробелы: большая часть его толкований заключает в себе точное и ясное объяснение того или другого слова или выражения изъясняемого правила, того или другого термина или технического слова, в нем встречающегося. В виду невозможности вследствие обширности привести здесь весь этот материал, составляющий значительную долю труда знаменитого канониста 285 , мы ограничимся лишь немногими примерами, из которых будет видно, какими глубокими и разносторонними знаниями должен был он обладать и как искусно и добросовестно исполнил он эту часть своей работы 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

Мне кажется, это не так; ибо предхрамия не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамие есть второе место покаяния, для так называемых «слушающих»; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия — не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак, нужно, чтобы подобные предхрамия, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где бы священники проходили с Божественными Дарами, кадили, может быть, находящимся тут гробам и святым, и совершали какие-либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившиеся женщины стояли без предосуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамии, принимала даже от архиерея молитву обручения, и — подивился тому. Впрочем, в старину женщины, по-видимому, входили в алтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44-е пр. Лаодик. собора и 69-е 6-го собора; также — 17-ю новеллу императора господина Льва Философа, в которой между прочим говорится следующее: «Относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены какому-либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные — в просвещении, а просвещенные — в причащении Пречистых Тайн, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая-нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Тайн». И спустя несколько опять та же новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поелику я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамия, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как женам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться, так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться самим по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их» (толкование Вальсамона на 2-е пр.

http://azbyka.ru/rukovodstvo-dlya-miryan

Клевета имела успех, и Иларий был сослан на Восток Местом его ссылки была Фригия, как об этом согласно свидетельствуют Иероним, Сульпиций Север и Фортунат, но изгнанник не был стеснен в передвижении. За время своей ссылки он побывал во многих городах римских провинций и мог сообщить галльским епископам, что сам наблюдал в десяти азийских провинциях. А галльские епископы оправдывали свое молчание отдаленностью его ссылки и неизвестностью его местопребывания 1701 . Епископат Галлии, так решительно присоединившийся к выступлению Илария против Сатурнина, Урзакия и Валента, остался верен ему и после его удаления на Восток Кафедра Илария оставалась незамещенной все время его изгнания, и он сносился с паствой через своих пресвитеров. Наоборот, с Сатурнином галльский епископат не вступил в общение до его окончательного осуждения после Ариминского собора в том же Битерре за ересь и другие позорные преступления. Не менее внимания уделял Иларий изучению церковной жизни на Востоке, ознакомлению с учением и богословскими мнениями различных партий и их взаимоотношением. Вероятно, для того чтобы открыть себе более свободный доступ ко всем им, он избегал всяких вызывающих выступлений против них. О себе он говорил, что во время ссылки не позволял себе ни порицания властей, ни писаний и разговоров, достойных нечестия тех, которые тогда носили личину Церкви, а потом оказались синагогой антихриста 1705 . В отношении Илария к еретикам мы не видим теперь той нетерпимости и исключительности, с которой он относился к ним, когда был моложе и выделялся как ревностный мирянин. Он не только уже обменивается с ними добрыми пожеланиями при взаимных приветствиях, не только не избегает бесед с ними, но он не осуждает и тех, кто принимает участие в молитве с ними, лишь бы при этом не допускалось общение в таинствах. Таким отношением, не согласным с канонами соборов: Лаодик. 3, Анкир. 2 и 10, Антиох. 1, IV Карф. 70,72,73, запрещающими совместную молитву с еретиками и схизматиками, он надеялся подготовить им возвращение ко Христу от антихриста через покаяние 1706 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Мне кажется это не так; ибо предхрамия не суть обыкновенные места, каковы ходы пред церквами, но Часть их, назначенные для тех жен, которым не возбраняется присутствовать в церковном собрании: каковое предхрамие есть второе место покаяния, для так называемых “слушающих”; в нем не дозволяется стоять и мужчинам, если им назначена епитимия – не участвовать в церковных собраниях, но плакать вне его. Итак нужно, чтобы подобные предхрамия, в которых должны стоять нечистые женщины, не составляли такой части церквей, где бы священники проходили с Божественными Дарами, кадили, может быть, находящимся тут гробам и святым, и совершали какие–либо молитвословия; или пусть с епископского дозволения назначены будут такие места, где бы неочистившиеся женщины стояли без пред осуждения. А я видел, что такая женщина, стоя в предхрамии, принимала даже от архиерея молитву обручения, и – подивился тому. Впрочем в старину женщины, по–видимому, входили в алтарь и причащались со святой трапезы, почему правило и упоминает об алтаре. Прочти еще 44–е пр. Лаодик. собора и 69–е 6-го собора; также – 17–ю новеллу императора господина Льва Философа, в которой между прочим говорится следующее: “Относительно родивших жен и всех тех, которые находятся в состоянии естественного очищения, определяем, чтобы те из них, которые не подвержены какому–либо страданию, угрожающему их жизни, оставались без участия некрещенные – в просвещении, а просвещенные в причащении Пречистых Таин, до исполнения сорока дней; а когда застигнет их какая–нибудь болезнь, угрожающая пресечением жизни, тогда во всяком случае они должны причащаться Таин”. И спустя несколько опять та же новелла предписывает относительно новорожденных, чтобы они, если не угрожает болезнь, были крестимы в осьмой день; а когда предстоит смерть, то чтобы были крестимы и до осьми дней. А поскольку я слышал, как некто говорил, будто отлученные миряне не должны ни слушать божественного псалмопения, стоя вне предхрамия, ни даже петь, то отвечаю ему от себя: человек, написанное в этом правиле заграждает тебе уста, если ты говоришь подобное; ибо как ясенам, которым не дозволяется присутствовать в церковном собрании, не возбраняется молиться, так и отлученным не должно быть запрещаемо молиться самим по себе и, стоя вне церковного притвора, слушать божественные псалмопения; ибо это служит к большему сокрушению их» (толкование Вальсамона на 2–е пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

– Более краткие критические замечания сделаны также Зонарой в толкованиях: на 10-е пр. Сардикийского собора, 55-е и 91-е пр. св. Василия Вел., 8-е пр. Григория Нисского . Рассматривая известный поступок, Зонара обсуждает его с точки зрения мотивов, смотря по которым одно и тоже действие может быть в одних случаях осуждаемым, а в других даже похвальным 305 , и высказывает в высшей степени гуманное положение: «Лучше оставлять грех ненаказанным, нем наказывать кого-либо без вины» 306 . Поставив себе задачей написать толкования только на Синтагму церковных правил, а не на Номоканон, Зонара в своем труде совершенно не входит в рассмотрение вопроса об отношении канонов к законам. В заключение, для полноты характеристики толкований Зонары, укажем еще на следующие особенности его комментария. Обладая обширными знаниями, Зонара, где представляется возможность, спешит поделиться ими с читателем; в своих толкованиях он сообщает некоторые сведения по истории гражданской и церковной 307 , знакомит с древними церковными обычаями; иногда описывает нравы и обычаи современного ему общества, будничную и праздничную жизнь его; порицает некоторые виды зрелищ и увеселений, на которые были весьма падки его современники; жалуется на упадок церковной дисциплины и на несоблюдение церковных правил, неудовлетворительное состояние нравов духовенства, суеверия и предрассудки общества, и рисует, таким образом, в своих толкованиях картину общественной жизни XII века (1-го всел. соб. 5-е; 4-го всел. 3-е, 12-е, 26-е; Трул. 51-е, 96-е; Неокес. 7-e; Лаодик. 36-е, 40-е; в хр. св. Апост. 5-е) 308 . Нельзя при этом не поставить в заслугу знаменитому канонисту той независимости в суждениях, которая проглядывает в его толкованиях; в смелых выражениях высказывается он о царской власти того времени: «Царская власть, – говорит он, – перешла в тиранию, а сенат стеснен и потерял свое значение» 309 , и открыто порицает нарушителей церковных правил, не обращая внимания на важность занимаемого ими положения в обществе. Так, в толковании на 3-е пр. Халкид. соб. он пишет: « ... И до ныне это зло (занятие духовных лиц мирскими делами) бывает, и никто оного не пресекает, ни патриарх, ни царь, ни епископ: в пренебрежении оставляется толикое количество правил, и с лицами, подлежащими в силу этих правил извержению, вместе служат и имеют общение патриархи и епископы»; в толковании на 7-е пр. Неокес. соб., воспрещающее пресвитеру пиршествовать на браке двоеженца, говорит: «... но так на письме; а мы видели и патриарха, и различных митрополитов, пиршествовавших с царем, вступившим во второй брак».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Krasnoz...

—364— χειροτονιαι μονον γινονται): диакона, пресвитера и епископа (Sym. Thenal cap. XIII). Во всех приводимых у Дмитриевского чинопоследованиях рукоположения чтеца (около 20 за несколько веков вплоть до 17-го) говорится не иначе, как χειροτονια του αναγνωστου (Указатель стр. 10). Только в Чиновнике архиерейского служения названный чин, по догматическим вероятно соображениям, назван почему-то чином поставления, хоть и помещен с чинами хиротонии В евхологии Гоара тот же чин носит наименование хиротонии, а не хиротесии (Goar. 195–197). Хиротонией же, а не хиротесией называют его епископ Барберинский (IX века) (Неселовский 42). Если в древнерусских рукописных чиновниках говорится не о хиротонии, а о поставлении чтеца (напр. «устав бываемый на поставление чтеца») (Неселовский 55), то потому только, что тот же термин применяется и для рукоположения в другие степени (Напр. «Чин бываемый на постановление епископа») (Неселовский 274). Итак, 14 правило VII вс. собора никакого различия между хиротонией и хиротесией не установило, вследствие чего оба термина эти в течении ряда веков безразлично применялись к рукоположению всех степеней клира, высших и низших. 2) «Термином хиротесия, говорит г. Неселовский, рабски следуя своим образцам, обозначалась в древности иногда поставления в высшие степени, иногда в низшие». Следуют опять указания на каноны (Лаодик. 5; Антиох. 17; 1 Ник. 19; Халкид. 15). Это опять совершенно неверно. Надо было сказать, что термином хиротесия, как и термином хиротония в соборных постановлениях безразлично именуются все рукоположения в клире, как в высшие, так и низшие степени, но только тогда, когда вообще имеет место рукоположение. Прежде всего необходимо отметить, что на сотню приблизительно раз, когда в правилах соборов возведение в церковный чин обозначается через хиротонисание или хиротонию, всего, если не ошибаемся, пять раз говорится о хиротесии: епископа (Антиох. 10, 17), диаконисы (Халкид. 15), чтеца или анагноста (2 Ник. 14), пресвитера, диакона или вообще состоящих в церковном чине – των εν τω εκκλησιαστικω τογματι (Халкид. 6). Причина, почему при безусловно господствующем значении

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Ниже предложены и другие 7 правил, которых нет в Святогорских рукописных книгах, но которые содержатся в книгах печатных: «Деяниях» (Т. 2, С. 918) и так называемом «Греко-Римском праве» (С. 196) Правило 1 Не следует отправляться в путь в воскресенье без нужды и необходимости. Правило 5 Тот, кто преднамеренно убьет своего отца, должен быть наказан на 35 лет. Правило 6 В случае необходимости и простой монах, не имеющий священнического сана, может крестить ребенка, равно как и диакон 444 . Правило 7 Некрещенных младенцев, если не окажется священника, должен крестить кто угодно. Даже если крестит их собственный отец или кто-либо другой, лишь бы он был христианином, – не погрешит. Вопросы неких монахов, подвизавшихся вне города 445 , и ответы на них святого Константинопольского собора, состоявшегося при патриархе Николае 446 и императоре Алексее Комнине, в переложении на простой язык Вопрос 1 Подобает ли монаху входить в святой алтарь? Правила VI Всел. 69 и 33 это запрещают, причем последнее не позволяет, чтобы какой-либо монах, не имеющий запечатления, пел или читал с амвона. О том же говорят правила Лаодик. 15 и VII Всел. 14. Ответ Монаху, не имеющему хиротесии, исполнять служение чтеца на амвоне запрещено, но входить в святой алтарь, чтобы возжигать свечи и лампады, монаху, не повинному ни в каком преступлении, запрещать, по моему мнению, не следует, из уважения к монашескому образу 447 . Вопрос 2 Подобает ли не преклонять колен в субботу, подобно тому как мы не преклоняем колен в воскресенье и во дни Пятидесятницы? (Апост. 64; VI Всел. 55, 90.) Ответ Правилом это не запрещено 448 , однако, поскольку в субботу не полагается поста, то, следовательно, многие и не преклоняют колен. Вопрос 3 Подобает ли нам соблюдать августовский пост? Ответ Первоначально этот пост приходился на август, но позднее был перенесен, чтобы он не совпадал с постами язычников, которые они совершают в это время. Однако и ныне многие соблюдают этот пост в августе 449 . Вопрос 4 Подобает ли причащаться тому, кто беснуется: Тимофей об этом говорит одно, божественные апостолы – другое, а позднейшие отцы еще иное?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

2705 Подробн. обсуждению данного вопроса посвящена наша статья – «Один из больных вопросов приходской жизни» (Богосл. Вестн. 1907 г. 8 Один из немногих оппонентов на неё (Прих. жизнь 2, 1908 г.) заметил, что деление священников на настоятелей и помощников имеет целью поставить младших под непосредственное руководство старших, якобы более опытных в служении. На это замечание отвечаем ему примерами из самой жизни, в одном соборн. храме настоятелем состоит протоиерей 70 л.; помощником его также протоиерей, одинаковых лет и одинакового образования; в другой сельской церкви настоятель и помощник – оба молодые однокурсники. И так в жизни – в большинстве. Где же здесь место руководительству старшего, и где его преимущественная опытность?! 2706 Имеем в виду свою статью: Смысл и значение т. н. 13-го правила Лаодик. собора. Богословский Вестник 1907, кн. 4. Есть и отдельный оттиск. Стр. 1–23. 2708 Заметим от себя: в понятие паства епископа входит и клир, и монашество; стало быть «паства епископа» и «мирской элемент паствы» – понятия не тождественные. 2709 Заметим от себя; но разве ο χλοι нед. соответствовать словам: turba, толпа, чернь, сборище народа? Если же так, то каким греческим словом д. будет обозначать эти термины. 2711 К сожалению, в статье г. Бердникова нет никаких точных указаний и на этот замечательный факт в жизни древних христиан. 2714 Свою догадку основываю на том соображении, что всюду, где автор Ап. Постановлений ведет речь об Иудеях как Богом избранной нации, он неизменно употребляет термин λας. Таких мест очень много во всех 8-ми книгах Постановлений, так что данное место представляет единственный случай такого необычного употребления слова χλος. 2715 Более мы не будем приводить цитат из Апостольских Постановлений просто во избежание опасности наскучить читателю. Читатели, глубоко интересующиеся вопросом, пусть сами потрудятся над изучением Апост. Постановлений. От себя рекомендуем им для славянского текста РКП. Киево-софийской библиотеки 63, для греческого – издание Функа (Funk: Didascalia et constitutiones Apostolorum. Vol. I. Paderbornae 1906).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010