Мы сознательно сейчас не будем углубляться во весь объем возражений РПЦ на действия Румынской Церкви в далеком 1918 году, так как эти события не играют сейчас большой роли. В 1940 году, когда Бессарабия была возращена в состав СССР, вместе с этим событием произошло и возращение РПЦ на эти территории. Всего в составе Румынской Церкви Бессарабия провела 22 года. И если действия в 1918 году Румынской Церкви можно оправдать 34-м апостольским правилом, утверждая, что якобы границы Церквей следуют за границами государств, то точно эту же норму можно применить и к возврату Бессарабии в состав РПЦ в 1940 году, когда Бессарабия была возращена румынскими властями в состав СССР. Годы Второй мировой войны 22 июня 1941 года Румынское королевство вместе с Германией вступило в войну с СССР. По германо-румынскому соглашению, в румынскую зону оккупации вошли левобережные районы Молдовы, Одесская область и часть территории Николаевской и Винницкой областей. Румынская Церковь распространила на эти территории свою каноническую власть. В 1944 году Бессарабия вновь была занята советскими войсками. 12 сентября 1944 года в Москве было подписано перемирие между Румынией и СССР, в соответствии с которым была восстановлена советско-румынская граница по состоянию на 1 января 1941 года. Молдова и Северная Буковина вновь вошли в состав СССР. Южная Буковина осталась в составе Румынского королевства. На территориях, включенных в состав Советского Союза, была восстановлена церковная юрисдикция Московской Патриархии. В 1945 году в Бухаресте и в 1946 году в Москве патриархи Румынский Никодим и Московский и всея Руси Алексий I подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишинёвской епархией юрисдикции Русской православной церкви. Впоследствии, в 2008 году, Румынский Патриархат назовет передачу РПЦ данных территорий вынужденным шагом в результате «советской оккупации», что встретит негативную реакцию со стороны Русской Церкви. С 1944 до 1992 года Кишиневская епархия пребывала в составе РПЦ в течение 48 лет, без каких-либо претензий со стороны Румынской Церкви. И здесь не лишним снова будет напомнить про 17 правило IV Вселенского Собора, устанавливающее тридцатилетний срок давности для возможного рассмотрения споров о принадлежности церковных приходов и епархиальных границ, а также 25-е Правило VI Вселенского Собора.

http://pravoslavie.ru/136254.html

Межсоборное Присутствие, чей состав избирается Синодом по представлению Патриарха, в закрытом режиме вырабатывает текст. После общественной дискуссии он должен быть утвержден Архиерейским Собором, и потом отправлен на рассмотрение Поместного. Тут стоит проследить общую схему эволюции церковного управления. Если в постановлениях Собора 1917-1918 года, высшим церковным органом является Поместный собор, на котором сходятся все линии церковной власти (только право суда над Патриархом поручается собору епископов без мирян, как и в нынешнем уставе), то сегодня права Поместного собора между собою делят два: Поместный и Архиерейский. Высшие органы церковной власти, работающие в межсоборный период, сегодня отчитываются не перед Поместным Собором, а перед собором Архиерейским, который и выносит суждения об их работе. В начале века этим занимался Поместный собор, он же частично определял и состав этих органов, в первую очередь Высшего церковного совета, специализирующегося на административных вопросах. В состав Высшего Церковного Совета, воссозданного Патриархом Кириллом, входят руководители синодальных отделов и комиссий. Если он является неким подобием церковного " совета министров " , то Соборы можно сравнить с парламентом, но отчитывается ВЦС уже не перед Собором, а перед Синодом и Патриархом лично. Состав Синода, сегодня стоящего выше Церковного Совета, а в начале XX в. бывшего его противовесом, определяется Уставом, и включает по должности ряд архиереев, в том числе руководителей ключевых синодальных отделов, а также тех епархиальных архиереев, которых вызывают для временного участия в Синоде. Синод возглавляется Патриархом, отбирает кандидатов в епископский сан и утверждает архиереев на кафедры, чем де-факто формирует состав будущих архиерейских соборов. Именно он сегодня наравне с Патриархом и Архиерейским Собором имеет право инициировать проведение собора Поместного. Как избирают Патриарха: жребий в новой редакции Вторым важным документом нового собора стало " Положение об избрании Патриарха Московского и всея Руси " . В соответствии с ним, Архиерейский Собор тайным голосованием избирает кандидатов на Московский Патриарший престол, и только потом, трое кандидатур, набравшие большее число голосов, передаются на рассмотрение Поместным собора. Таким образом, первый тур голосования принадлежит архиереям, а Поместный собор участвует лишь во втором туре избрания.

http://religare.ru/2_99619.html

С начала активного освоения русскими территории совр. Пензенской обл. в кон. XVI - нач. XVII в. регион в церковном отношении подчинялся Патриаршей области , в 1721-1742 гг. входил в состав Синодальной области , в 1742 г. был включен в состав Московской епархии . По решению Синода от 26 мая 1749 г. Краснослободская десятина передана Владимирской епархии (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия ), Пензенская, Саранская и Инсарская десятины - Нижегородской епархии (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия ), Верхне- и Нижнеломовская, Керенская десятины - Суздальской епархии . 16 окт. 1749 г. Пензенская десятина включена в состав Астраханской епархии (см. ст. Астраханская и Енотаевская епархия ), в 1750 г. туда же отошел Мокшан с приписными церквами. В 1758 г. большая часть территории региона вошла в состав возобновленной Тамбовской епархии (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия ). В 1764 г. Нижегородской епархии передан Саранск. На протяжении 70-80-х гг. XVIII в. нек-рые села перераспределялись между епархиями. К 1788 г. храмы и мон-ри региона относились к юрисдикции Тамбовской, Астраханской, Казанской (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия ), Нижегородской и Рязанской епархий. К кон. XVIII в. территория региона была разделена между Тамбовской, Нижегородской, Астраханской и Рязанской епархиями. Пензенская епархия в 1799 г.- нач. XX в. Самостоятельная Саратовская и Пензенская епархия была создана согласно резолюции имп. Павла I Петровича на докладе Синода от 16 окт. 1799 г. (ПСЗ. Т. 25. С. 813, 815-816, 818. 19156). В новую епархию из состава Астраханской епархии отошли 267 церквей, из состава Тамбовской епархии - свыше 300 церквей. Первый епископ Саратовский и Пензенский Гаий (Такаов ; 1799-1808, впосл. архиепископ) получил распоряжение пребывать в Пензе, где имелся пустовавший после упразднения Пензенской губ. в 1797 г. наместнический дом. В 1801 г. Пензенская губ. была восстановлена, 4 дек. 1803 г. епархия стала именоваться Пензенской и Саратовской, до 1828 г. в ее состав входили Пензенская и Саратовская губернии. На момент основания в Пензенской епархии было 615 приходских церквей, 11 мон-рей, включая нештатные (из них 8 мужских и 3 женских), ок. 2,5 тыс. священно- и церковнослужителей, ок. 1,7 млн прихожан.

http://pravenc.ru/text/2579938.html

Е. Грачева: Как раз на уровне прихожан не будет ли это своего рода расколом? Как будет теперь строиться их духовная жизнь? Как они будут ходить в храм и что для них вообще поменяется, если кто-то перейдет в состав Московского Патриархата, а кто-то решит остаться с Константинополем? Митрополит Иларион: Что характерно для этой структуры, это ее монолитность и сплоченность вокруг правящего архиерея. Также характерно, что в большинстве приходов существует единодушие между клиром и прихожанами. Ведь никто насильно не тянул ни архиепископа Иоанна, ни подведомственные ему приходы к нам — наоборот, они сами просят о вхождении в состав Русской Православной Церкви. И каждый приход принимал самостоятельное решение. Настоятель этого прихода, прихожане вместе обсуждали этот вопрос, и они принимали решение о том, что последуют за архиепископом. Соответственно, никакого раскола не будет, а просто будет восстановлена историческая справедливость. Когда создавался этот экзархат, он создавался на временной основе. И митрополит Евлогий, создатель этой структуры, говорил о том, что она временно входит в состав Константинопольского Патриархата, и Константинополь не один раз упразднял эту структуру. Уже был случай в 1965 году, когда Патриарх Константинопольский Афинагор упразднил эту структуру и предписал ее приходам войти в состав Русской Православной Церкви. Но тогда не было для того, видимо, достаточно предпосылок. Архиепископия некоторое время, если можно так выразиться, провисела в юрисдикционном вакууме, а потом снова оказалась в составе Константинопольского Патриархата. А сейчас большинство духовенства, мирян во главе с архиепископом приняли такое решение, и мы радуемся этому, потому что действительно речь идет, по сути, о завершении процесса, который длился около ста лет, ведь церковное разделение в русской эмиграции началось вскоре после революции. Важным этапом было воссоединение Русской Зарубежной Церкви с Московским Патриархатом. Ну и фактически последним этапом является нынешнее воссоединение.

http://patriarchia.ru/db/text/5508899.ht...

В храме присутствовали президент Республики Саха (Якутия) Е.А. Борисов, председатель Государственного собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) В.Н. Басыгысов, постоянный представитель Республики Саха (Якутия) при Президенте РФ А.К. Акимов, руководитель администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) Ю.С. Куприянов, депутат Государственной Думы ФС РФ VI созыва М.Е. Николаев, духовенство и миряне из Якутии, приехавшие в Москву на празднование 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства. За богослужением пели хор Храма Христа Спасителя (регент — И.Б. Толкачев), хор детской музыкальной хоровой школы «Соловушка» г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) (руководитель — Т.А. Седельникова). За Литургией Евангелие читалось на церковнославянском и якутском языках, часть возгласов и песнопений прозвучали на якутском языке. Святейший Патриарх Кирилл совершил иерейскую хиротонию иеродиакона Герасима Войцеховского, насельника  Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря . По окончании Божественной литургии Святейший Владыка  напутствовал  епископа Филарета на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новорукоположенный иерарх преподал верующим первое архипастырское благословение. Затем Святейший Патриарх обратился к собравшимся с  Первосвятительским словом . В честь 380-летия вхождения Якутии в состав Российского государства и во внимание к вкладу в развитие сотрудничества с Якутской епархией Святейший Патриарх Кирилл наградил президента Республики Саха (Якутия) и Е.А. Борисова орденом «Славы и чести»  II cmenehu. Во внимание к многолетним трудам в деле становления Православия в Якутии, в связи с 380-летием вхождения Якутии в состав Российского государства, а также по случаю 75-летия со дня рождения Святейший Патриарх Кирилл вручил первому президенту Якутии, депутату Государственной Думы ФС РФ VI созыва М.Е. Николаеву орден «Славы и чести»  II cmenehu. «Вместе с нами сегодня молились представители всех дальневосточных епархий, потому что праздник Якутии — это праздник для всего российского Дальнего Востока, — отметил Святейший Владыка. — Как и в Якутии, церковная жизнь была разрушена на всем Дальнем Востоке, будто кто-то специально делал все, чтобы оторвать эти земли от Руси. Были уничтожены все храмы, и только в послевоенное время кое-где они открылись. В настоящее время на Дальнем Востоке созданы две митрополии —  Приморская  и  Приамурская , открыты епархии во всех субъектах федерации, находящихся на Дальнем Востоке. В этих епархиях сегодня происходят очень важные перемены. И архиереи наши, и духовенство трудятся в этих непростых условиях не покладая рук для воссоздания Православной Церкви на Дальнем Востоке».

http://patriarchia.ru/db/text/2614530.ht...

Понятно, что собрания христиан на всенощные молитвы и песнопения были преимущественно накануне великих праздников. Так, с самых первых времен Церкви Христовой был встречаем величайший и светлейший из праздников – Пасха. Вечер и всю ночь великой субботы христиане, так сказать, стояли на священной страже, и проводили их в чтении св. писания, в пении псалмов и слушании назидательных поучений, и в этих святых занятиях встречали утро воскресения Христова. Мало по малу, такой порядок богослужения был отнесен Церковью и к другим великим праздникам, а отсюда окончательно утвердилось обыкновение начинать церковный день накануне, с вечера, и продолжать его до вечера следующего дня. Когда церковные богослужения были приведены в настоящий, определенный состав, тогда положено всенощные бдения совершать во все двунадесятые праздники, во дни особенно славных святых Божиих (например, ап. Петра и Павла, Иоанна Предтечи, трех святителей 30-го января и т. п.) и в воскресные дни. Впрочем, нужно заметить, что в воскресные дни могут быть и не быть всенощные бдения, о чем будет сказано дальше. С течением времени ревность христиан ко всенощным молитвословиям и песнопениям ослабевала. Поэтому Церковь , всегда милосердая и снисходительная к немощам чад своих, значительно сократила всенощные бдения, но древний состав его оставила в неприкосновенной целости. Главные части его доселе остаются те же, именно: великая вечерня, лития с благословением хлебов, утреня и первый час. Здесь для подробного рассмотрения всенощного бдения я возьму службы воскресные первого и шестого гласов. О бдениях накануне великих праздников говорить особенно нет никакой нужды, потому что ход и состав их такой же, как и воскресных; есть небольшие отличия, на которые и буду указывать, где нужно. Состав бдения Всенощное бдение начинается всегда с особенною торжественностью. Усиленный звон, освещение церкви предшествуют ему, затем отверзаются царские двери, и иерей с кадилом в руке возглашает славословие пресвятой Троицы: «Слава святей, и единосущней, и животворящей, и нераздельней Троице, всегда, ныне и присно, и во веки веков (клир отвечает – аминь). Потом иерей, также в алтаре призывает всех прийти поклониться и припасть ко Христу – Царю и Богу нашему, пением следующих стихов: «Приидите поклонимся Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Христу Цареви нашему Богу, приидите поклонимся и припадем Самому Христу Цареви и Богу нашему, приидите поклонимся и припадем Ему». Вслед за этим при каждении всей церкви поют псалом 103: «Благослови душе моя Господа», с припевом после каждого стиха «Благословен еси Господи».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Belyusti...

Отец привез сына в Кутаиси и отдал на службу в царский дворец. Юноша поступил в распоряжение кн. Георгия Церетели, к-рый, увидев склонность Иессея к духовной жизни, направил его к высокообразованному архим. Геронтию (Сологашвили), подвизавшемуся в мон-ре Джручи . Архимандрит продолжил его воспитание, а также обучил Иессея чистописанию, грамматике, арифметике и проч. светским наукам. Через 3,5 года Иессей вернулся к кн. Георгию и спустя 3 года поступил на службу во дворец писцом по приказным делам. По настоянию имеретинского царя святого Соломона II (1789, 1790-1810) женился и принял сан пресвитера, став придворным духовником и царским советником. Прот. Иессей занимался умиротворением княжеских междоусобиц и участвовал во всех переговорах св. Соломона II, в основном связанных с процессом вхождения груз. земель в состав России. Осенью 1803 г. вассал Имерети правитель Мегрелии кн. Григол Дадиани принял российское подданство. Поскольку св. Соломон II не имел наследника, между ним и Александром I 25 апр. 1804 г. было заключено соглашение, по которому Имерети после кончины св. Соломона II войдет в состав Российской империи и рус. войска получат возможность проходить по территории Имерети к границе с Турцией и пользоваться поддержкой груз. войск. Кн. Григол Дадиани и имеретинский подданный кн. Зураб Церетели, желая немедленного свержения св. Соломона II, создавали у Александра I и главнокомандующего в Грузии ген.-адъютанта А. П. Тормасова представление о св. Соломоне II как о неблагонадежном правителе, препятствующем водворению мира на Кавказе. Прот. Иессей неоднократно обличал Церетели в предательстве своего монарха и советовал св. Соломону II не покидать Кутаиси. Воспользовавшись отъездом прот. Иессея на похороны жены Марии, Церетели убедил царя встретиться с Тормасовым на нейтральной территории, в Сурами. Тормасов же направился в принадлежавший Российской империи Тифлис (Вост. Грузия вошла в состав империи на основании манифеста Александра I от 12 сент. 1801), за ним был вынужден последовать и св. Соломон II. В Тифлисе он был взят под домашний арест с предписанием в течение 2 месяцев выехать на постоянное место жительства в С.-Петербург. Поняв, что он теряет престол, св. Соломон II 11 мая 1810 г. бежал в принадлежавший Турции Ахалцихе. Он рассчитывал на военную помощь тур. султана Махмуда II, к-рый позволил св. Соломону II проживать в Эрзеруме (Эрзурум). Тормасов, прибыв в Кутаиси, объявил об упразднении Имеретинского царства и о вхождении его в состав России. Прот. Иессей находился с царем, тщетно пытавшимся собрать военные силы для возвращения престола, вплоть до его кончины в Трапезунде 7 февр. 1815 г.

http://pravenc.ru/text/389217.html

С  резкой критикой экспансионистских действий Румынской Православной Церкви выступила Православная Церковь Молдовы. Как  сообщил глава ОВЦС митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл , в настоящее время по поводу действий Румынской Церкви готовится заявление Русской Православной Церкви, которое будет принято синодально. Справка После вхождения Бессарабии в состав Российской империи по Бухаресткому договору 1812 года, в 1813 году была создана Кишиневская епархия Русской Православной Церкви. Это произошло задолго до того, как по решению Берлинского Конгресса 1878 года было создано независимое румынское государство, и до дарования в 1885 году Константинополем автокефалии Румынской Православной Церкви. В 1918 году, после оккупации Бессарабии Румынией, Кишиневская епархия была в одностороннем порядке включена в состав Румынской Православной Церкви, в связи с чем Патриарх Московский и всея Руси Тихон в октябре 1918 года выразил Синоду Румынской Православной Церкви протест. В 1940 году, после вхождения Бессарабии в состав СССР, Кишиневская епархия была возвращена Русской Православной Церкви. С 1941 по 1944 год, во время румынской оккупации Бессарабии, Кишиневская епархия вновь была включена в состав Румынской Православной Церкви и получила название «Бессарабской митрополии». В мае 1945 года в Бухаресте и в 1946 году в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий I и Блаженнейший Патриарх Румынский Никодим подтвердили каноническую обоснованность восстановления над Кишиневской епархией юрисдикции Русской Православной Церкви. Однако в 1992 году синод Румынской Православной Церкви возобновил свои притязания на Кишиневскую епархию и образовал, без согласия Московского Патриархата, на территории Молдавии «Бессарабскую митрополию». В течение 10 лет власти Молдавии не признавали это решение. Только в 2002 году, по решению Европейского суда по правам человека, власти Молдавии вынуждены были все же зарегистрировать «Бессарабскую митрополию», а также признать ее правопреемницей Бессарабской митрополии, действовавшей на территории страны до 1944 года. При этом в учредительных документах «Бессарабской митрополии» было оговорено, что она обязуется не претендовать на имущество других церквей. На тот момент «Бессарабская митрополия» включала 24 прихода (Молдавская митрополия Русской Православной Церкви — 1080 приходов).

http://patriarchia.ru/db/text/316765.htm...

Напротив, г. Василь и 4 церкви его округа, 7 церквей в Макарьевском окр., 2 – в Починковском и 7 – в Ардатовском – все Нижегородского наместничества – находились в других епархиях. Им удобнее быть в Нижегородской епархии. Тогда же епископ Дамаскин узнал от благочинных, что по указу 17 мая 1788 г. из Владимирской епархии в Казанскую епархию отписаны села Симбирского наместничества: Ардатовского на Алатыре окр. – Розоватово, Никулино, Курмышского – Болтнино, а в Тамбовскую епархию отписаны Пензенского наместничества, Шешкеевского окр. села Сучкино и Лемдеевский Майдан. Все они внутри Нижегородской епархии, ближе к Нижнему, чем к Казани и Тамбову. Поэтому епископу Дамаскину хотелось, чтобы дальние села были отписаны от его епархии, а ближние приписаны к ней. Св. Синод 17 января 1789 г. отказал просителю, ссылаясь на то, что, преследуя «общую цель» распределения епархий по губерниям и руководясь указом 6 мая 1788 г., он занят распределением церквей только Суздальской и Владимирской епархий, между тем как Дамаскин возбудил дело о приходах, принадлежавших к другим епархиям и наместничествам. 840 Отказав епископу Дамаскину, Св. Синод не трудился 16 января 1790 г. приписать к Костромской епархии два села Вятской епархии Ветлужского заказа, ведомства Яранского Дух. Правления – Какшинское в 245 верстах и Хмелевское в 305 верстах от Вятки. Вследствие бездорожья туда нельзя было посылать указов и наблюдать за тамошним духовенством и прихожанами, к тому же Ветлужский заказ вошел в состав Костромской епархии, а самый город Ветлуга, Унженской области, входил в состав Костромского наместничества. 841 Очевидно, в упорядочении территорий центральных епархий введением их в границы губерний Св. Синод был больше заинтересован, чем отдаленными от центра и окраинными епархиями, в состав которых входили церкви в самых глухих углах тогдашней России, хотя польза дела требовала обратного отношения к окраинной церковной жизни, всегда и во всем терпевшей больше неудобств чем центр. На заводе во время народного бунта сожгли церковь во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

В марте 1923 г. Орловский губисполком отмечал, что большая часть общин Орла и губернии присоединилась к обновленчеству, но в Ельце и Болхове «большинство духовенства держится за старую церковь благодаря агитации епископов Даниила... и Николая». Летом 1923 г. обновленцы по указанию раскольничьего синода пытались склонить на свою сторону настоятеля Иверской ц. прот. Аркадия Оболенского, предложив ему возглавить орловских обновленцев. Однако прот. А. Оболенский категорически отказался от предложения, поскольку считал обновленчество «не каноническим, идущим в разрез с его религиозными убеждениями». В том же году прот. А. Оболенский был арестован и выслан в Витебск на 3 года (вернулся в Орёл в 1928). Обновленческую Орловскую епархию (в 1928-1934 входила в состав раскольничьей Центрально-Чернозёмной митрополии, в 1934-1936 - в состав Курской митрополии) возглавляли: Болховский еп. Даниил (Троицкий; июнь - 30 авг. 1922; в. у.), «архиепископ» Леонид (Скобеев ; 4 окт. 1922 - февр. 1923), «епископ» Александр Монастырёв (27 марта 1923 - 29 окт. 1926; с кон. 1925 «архиепископ»), «епископ» Нил (Ушаков; 29 окт. 1926 - 26 янв. 1928), еп. Гервасий (Малинин; 26 янв.- май 1928), «епископ» Николай Рубцов (май 1928 - 4 сент. 1928), «епископ» Анатолий Левицкий (сент. 1928 - апр. 1929, в этот период стал «архиепископом»), «архиепископ» Серапион (Сперанцев; апр.- 19 нояб. 1929), «архиепископ» Петр Успенский (17 марта 1930 - 1933), «архиепископ» Арсений Покровский (нояб. 1933 - 29 дек. 1934), «архиепископ» Георгий Константиновский (кон. дек. 1934 - 29 окт. 1936). В обновленческой Орловской епархии существовали Болховское (1922-1934), Малоархангельское (1923-1924, 1927-1928), Ливенское (1923-1927), Дмитровское (1923-1928) викариатства. С 1927 г. действовало обновленческое Елецкое вик-ство Орловской епархии, в 1929 г. оно было преобразовано в самостоятельную епархию в составе раскольничьей Центрально-Чернозёмной митрополии, в состав которой входило в 1929-1934 гг., с 1934 по 1937 г. епархия входила в состав Воронежской митрополии. Обновленческая Елецкая епархия пресеклась в 1937 г.

http://pravenc.ru/text/2581549.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010