О ладане определенно говорится в Библии, в книге Исход; собственно, там содержится одни из первых в истории рецептов, как приготовить благовонное курение и как его использовать: «34. И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, 35. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; 36. И истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. 37. Курения сделанного по сему составу, не делайте себе: святыня да будет оно у тебя для Господа. 38. Кто сделает себе подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» (Исх. Гл. 30). В Библии вещество, именуемое «чистый ливан», и есть «ладан» в современном понимании. Другие три вещества тоже известны, но о них в другом месте. С истоков христианства курительный состав был четырехкомпонентный, где ладан был одной из равных составляющих частей. Со временем то, чем кадили в христианской церкви, стало называться одним словом – ладан. Так это название стало объединяющим для большой группы различных веществ и сложных составов. Хотя многие люди думают, что это что-то одно. Настоящий ладан – это смола очень редкого дерева, произрастающего в Аравии, в Восточной Африке и Индии. Латинское название его – Boswellia, оно бывает нескольких видов, незначительно отличающихся друг от друга с ботанической точки зрения, но значительно отличающихся по производимому ими продукту, а именно – тому, что называется ладаном. К остальным же видам и сортам ладана мы будем добавлять определение: «индийский», «иерусалимский», «росный», «африканский» и т.д. Но как выглядит сам ладан? Это смола в виде округлых или продолговатых кусочков диаметром от двух до десяти миллиметров. Обычно от полупрозрачно-желтого цвета до розового, иногда встречается  с зеленоватым оттенком. Запах у невоскуряемой смолы немного терпкий, смолистый, но не сильный. В торговых законах 1200 г. до Р.Х. Рамсес III постановил, что цвет благовоний может колебаться от дымчато-янтарного до нефритово-зеленого, бледного, как лунный свет, но все остальные не имеют никакой ценности.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Последствия употребления этих «безобидных солей для ванн» (под видом которых часто предлагается мефедрон): учащенный пульс, нередко сопровождающийся сильной панической реакцией; судороги, мышечные спазмы; головокружение; сужение просвета кровеносных сосудов, гипертонические кризы, инфаркты миокарда; поражение слизистой оболочки в местах контакта с веществом; сексуальная дисфункция (проблемы с эрекцией и эякуляцией), у женщин — нарушение менструального цикла; развитие бесплодия; обезвоживание и истощение организма; бессонница, ухудшение кратковременной памяти, отмирание клеток головного мозга. Вследствие перенапряжения психики и истощения организма во время «марафонов» — периодов беспрерывного употребления — появляются очень опасные последствия: дезориентация в пространстве; ощущение, что вокруг все предметы двигаются; галлюцинации — зримые и слышимые, «эффект присутствия»; потеря реальности; тяжелейшие психозы и параноидальные реакции (когда кажется, что повсюду жучки, полиция, камеры слежения, снайперы, агенты, сотрудники «мирового правительства» и прочее). Описанные выше состояния и ощущения очень часто сопровождаются «безумными» или неконтролируемыми поступками (например, разборка бытовой техники, мебели, забивание окон и дверей, дежурство у дверного глазка сутками напролет и так далее). Характерна также аутоагрессия — попытки нанести себе различные увечья, публичные обнажения и тому подобное. Из-за галлюцинаций человек просто «не ведает, что творит» — он может выйти на ходу из машины, выскочить в окно по причине иллюзорного, почудившегося ему преследования. Другой вид «новых наркотиков» — «спайсы» (курительные смеси), поставляемые в продажу в виде трав, пропитанных химическим веществом. Они оказывают сильное психоактивное действие. Продажа этих смесей осуществлялась под видом благовоний, преимущественно через интернет-магазины. По заявлениям производителей, в состав травяных смесей входят компоненты растений, содержащие биологически активные вещества с определенными психоактивными свойствами. Однако в 2009 году было установлено, что действующий компонент «спайсов» — никакие не вещества растительного происхождения, а синтетические аналоги тетрагидроканнабинола (ТГК), основного действующего вещества марихуаны. (В переводе с английского «спайс» — специя, пряность, приправа. Это белый порошок, который в кустарных условиях наносится практически на любую субстанцию, в основном на растительное сырье.) В настоящее время курительные смеси запрещены в большинстве стран мира, в том числе, и у нас.

http://azbyka.ru/zdorovie/narkotiki-i-na...

Примеч. Для пеленок приготовляются три полотнища из холста поперек и столько же вдоль; продольный холст должен быть вдвое длиннее трупа; концы этих полотнищ – поперечных и продольных – связываются с двух сторон, а оконечности каждого полотнища снова разрезываются на три ленты. Тюфяк, набитый хлопчатой бумагой; он в длину и ширину бывает больше тела умершего; если нет ваты, тюфяк набивается грубой древесной бумагой. Ватное одеяло по длине и ширине гроба. Подушка, набитая тростником, в виде конского седла. Вещи для устройства гроба. Сырой лак, фарфоровый порошок, измельчённый и просеянный чрез сито; в крайности сказанный состав заменяется порошком из новой черепицы. Каменное масло (ши-гао), состав ли-цин. Для этого состава требуется немного порошка из устричных раковин и воску; эти два вещества, в соединении с постным маслом, кипятятся на огне. Когда этот состав, вскипевши, будет готов, – им заливают четыре угла во внутренности гроба. Если гроб внутри и извне обит холстом и несколько раз был натираем лаком и фарфоровым порошком, в таком случае можно обходиться и без состава ли-цин. Дно гроба настилают древесною бумагой пи-чжи и ею же закладывают трещины во гробе. Вещи, полагаемые в рот умершему. Жемчуг, драгоценные камни, порошок из золота и серебра, или вместо всего вышесказанного один порошок из серебра, или даже два зерна растения ши-цзюнь-цзы. Вещи для жертвоприношения умершему. Стол, курительные свечи, рюмки для вина, чайные чашки, плоды, приправы к кушаньям, сухие мяса, супы из мяса (все это раскладывается на столе, по воле распорядителя) и скатерть для покрытия жертвенных вещей. Примеч. Скатерть сплетается из бамбукового дерева в виде квадратной крыши и обертывается сверху флером, или другою шелковою материей. Её единственное приложение – накрывать собою вино и жертвенные вещи на столе. Вещи, нужные для седалища души. Кукла мертвеца из белой шелковой материи (хунь-бо), именное знамя умершего (минь-цзин), стул, стол, подушка для сиденья, полный костюм платья, сосуд для омовения, полотенце, кровать для души, снабженная пологом, одеялом, тюфяком, подушкой, циновкой и башмаками, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

54 .       Поэтому необходимо иметь попечение о том, чтобы наши добрые дела не были бы малочисленны или не исследованы. Итак, необходимо иметь попечение о том, чтобы наши добрые дела не были бы малочисленны, чтобы они не были бы не исследованы, дабы мы не оказались бесплодными, делая немногое, или не пребывали безрассудными, оставляя после себя неисследованные дела. И действительно ничто подлинно не является добродетелью, если не будет соединено с другими добродетелями. О чем справедливо Моисею говорится: «Возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего по весу одинаково, и сделай из них с искусством парфюмера курительный состав, смешанный, чистый» ( Исх. 30:34–35 ). Разумеется, воскурение мы делаем из ароматов, соединяя их воедино, когда на жертвеннике добрых дел воскуряем множество добродетелей. Такой состав приносится [в жертву] будучи смешанным и чистым, потому как настолько добродетель с добродетелью соединяется, насколько воскурение добрых дел более чистым является. И далее хорошо прибавлено следующее: «И когда истолчешь смешанное в очень мелкий порошок, тогда полагай нечто из него перед Ковчегом Завета» ( Исх. 30:36 ). В мелкий порошок стираем смешанные ароматы, когда наше добро как бы в ступке сердца толчем скрытым исследованием, и если оно действительно окажется добром, тогда вновь все обстоятельно обдумываем. Следовательно, перетирать в порошок – значит исследованием перетирать добродетели и снова призывать к точности скрытого испытания. Так же необходимо заметить, что еще об этом порошке говорится: «Тогда полагай нечто из него перед Ковчегом Завета» ( Исх. 30, 36 ). Бесспорно, наше добро будет иметь успех в глазах судьи тогда, когда ум, вновь все более обстоятельно обдумав, его разотрет и принесет [в жертву] словно нечто от порошка ароматов, дабы не было то добро, которое мы делаем, грубым и неприятным, дабы всякий раз как сильная рука мысли его раздробляла, все же не рассеивала совсем благоухание. Поэтому справедливо добродетель невесты гласом жениха прославляется, когда говорится следующее: « Кто эта, восходящая от пустыни как бы столб дыма из ароматов миррою и ливаном, из всяких порошков мироварника » (Песнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Dvoes...

Test. 1854. Bd. 1. S. 271 ffi). Фимиам был смесью смол (rogach ma’asc rogeach) и состоял из: а) nataph, στακτ т. е. не из очищенного и переваренного сока благовонной мирры, как думал Цельс, (Hierobot. 1, 529. Розенмиллер schol. adexod. 30, 34 и др.), но вероятно из подобного мирре вида стираксы, которая, будучи высушена, употреблялась как фимиам для каждения (Гартманн, d. Hebrâerin 1, 307. III, 110 ff. Розенмил. Alterthk. IV, 1. S. 163. Гезен, thés. II, 879 и Винер R. W. II. 512 и 535). b) Schechelet, что значит не растительная смола βδλλιον, как полагал Бохарт, (Hieroz. III, р. 798 изд. Розенмил.) и Бэр, (1, S. 422 f.), νοξ (LXX) unguis odoratus, так называемый Seenagel, клапан одного рода улитки, подобной пурпуровой улитке, с приятным запахом, живущей в Красном море и Индейском (Dioscorides, II, с. 10; слич. Бохарт. Hieroz. III, р. 794 sgg., Винер. R. W. II, 594. Гезен. Thés. III, 1388). c) Chelbenah, χαλβνη, galbanum камедь, которая добывается из растущего в Сирии, Аравии и Абиссинии кустарника, ferula, чрез надрезы на коре; это–сочная, тягучая, зернистая, сначала белая, потом желтоватая смола с острым, горьким вкусом и запахом; будучи смешана с другими благовонными веществами, усиливает запах и очень долго сохраняет его (Dioscorid. III, 97, у Цельса в Hierob. 1, 267 sgg. и Винера R. W. I, S. 386). d) Lebonah zakah– чистый ладон, λβανος или λιβανωτς;–это бледножелтая, полупрозрачная, горькая на вкус и, при сожжении, приятно благоухающая смола, добывавшаяся из неизвестного еще определенно дерева счастливой Аравии или Индии (слич. Цельса Hierob. 1, 231 sgg. и Винера R. W. II, S. 681 ff.). Относительно приготовления фимиама Исх.30:34 замечает: bad bebad jehjeh, что не значит: σον ισω εσται, т. е. чтобы по ровной части взято было из различных веществ, но (по Абарбанелу, Абен-Езре и другим) указывает, что каждый состав должен был прежде всего отдельно быть истолчен и изготовлен и только тогда смешиваться с другими, так как приготовление каждого из них не было одинаково. (Розенмил. Scholl, odh. I). Кроме того курительный состав должен был быть соленым, чистым и священным, т. е. приправляться солью, не смешиваться с другого рода составными частями и назначаться только для священного употребления; приготовленный из такой смеси фимиам обращать во всеобщее употребление lehariah bah было запрещено под страхом истребления ( Исх.30:34–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnicki...

Итак, род священный выше человеческого рода, как причастный Христу, Который выше твари. Посему-то, возводя нас к высшему естества достоинству и как бы отделяя от земного, Он присоединяет к вышним; ибо говорит: «и отцом себе не называйте никого на земле: ибо один у вас Учитель-Христос, все же вы-братья» ( Мф.23, 9, 8 ). Наказываются потреблением дающие от него (елея) иноплеменнику, ибо сказано: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями» ( Мф.7, 6 ): потому что передавать беззаботно неверным еще сокровенное и приличествующее одним святым есть дело полное опасности, ибо не освящается еще не посвященное и чрезмерно недугующее нечистотою, но уже очищенное святым крещением. П. Правда. К. Таким же образом и на одинаковом основании повелел делать состав и фимиама, говоря: и ты «возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им,... истребится из народа своего» ( Исх. 30, 34–38 ). И об этом речь опять показывает нам, что изрядное и свойственное высшему всех естеству не принадлежит существенно ничему из сотворенного и, что касается до достоинства и превосходства почестей, совершенно ничего нет общего у твари с Творцом и Владыкою. Вспомним же сказанное нами о том, что и золотой алтарь и самый «сложеный и благовонный» фимиам есть Христос и что тем и другим знаменуется для нас Сам Еммануил. Итак, относя фимиам (ибо он чрезвычайно благовонен) ко Христу, не будем делать себе фимиама подобного ему: другого, кроме Его, совершенно никого не примем, как несчастные иудеи – сыны беззакония: ибо они изобличены будут как составившие для себя фимиам наподобие того благовонного и истинно избранного фимиама, который от Бога и Отца, явившего нам воню разума Своего в Сыне, чрез Которого и мы благоухаем, не составивши сами себе фимиама благовонного, но будучи причастниками того фимиама, помазанные благодатью Духа и стараясь Стяжать себе славу жизнью во Христе.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

Теревинфы еще и доселе в большом изобилии растут в Палестине: путешественники 138 нередко видели их целыми рощами на долине Мамврийской, около Хеврона, – в роскошных лощинах, идущих от Хеврона к Брекуд, – вокруг небольшого селения Мальха, загородного поместья греческой братии в Иерусалиме, – также в садах около Яффы, – на дороге между Рамлею и Иерусалимом и на горе Фавор. На месте бывшей Maмbpiйckoй рощи, у развалин Константиновой церкви, А. С. Норов видел два или три теревинфа, на которых был виден отпечаток глубокой древности 139 . Между Иерусалимом и Вифлеемом до половины XVII века стоял ветхий теревинф, под которым Пресв. Богородица, как уверяет предание, часто отдыхала на пути своем из Вифлеема в Иерусалим 140 . Это дерево было в большом уважении у магометан; рассказывают, как один из них видел его в пламени. Но в 1646 г. тамошние жители зажгли соседние поля, и пламя распространилось так широко, что от него обратилось в золу и самое дерево. А. С. Норову 141 показывали уже отросток от этого дерева, знаменитого и по своей долговечности и по соединенным с ним историческим событиям. К семейству теревинфовых дерев принадлежало дерево 142 , которое выделяло из своей коры ливан, по-евр. левонаг, по-греч. ливанос, хорошо пахучую смолу белого цвета 143 , и отличалось высоким ростом и небольшими светло-бурыми цветами. Оно встречалось в Палестине только изредка ( Песн.4:6,14 ), но преимущественно росло в Аравии ( Ис.60:6 ; Иер.6:20 ). Отсюда-то Евреи привозили значительное количество ливана, весьма необходимого им для исполнения законных предписаний о жертвах ( Ис.66:3 ; Иер.41:5 ). При Неемии был у Евреев даже особенный дом, где хранились все жертвенные принадлежности, в числе которых упоминается и ливан ( Неем.13:5 ). Чистый ливан входил в состав курительного порошка, назначенного для постоянного употребления на алтаре кадильном или жертвеннике курений. «Сказал Иегова Моисею: возьми себе благовонных лвеществ: стакти, ониха и хальваиса душистого, и чистого ливана, всего поровну. Из них искусством составляющего масти, сделай курительный состав, с солью, чистый, святый; и растолки его мелко и возлагай его пред Откровением в Скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет у вас святыня великая» ( Исх.30:34–36 ). В самом деле этот курительный порошок составлял священную принадлежность одной Скинии и никогда не мог изготовляться и быть в домашнем употреблении у кого-либо из сынов Израиля. «Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: да будет оно у тебя свято для Иеговы. Кто сделает подобное ему, чтобы курить им, истребится из народа своего» ( Исх.30:37,38 . Слич. Сир.24:18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Червленый – алый, светло-красный цвет. Червленая, алая краска, кармин, добывается из червей, или насекомых, называемых кошенилью 219 Святое Святых представляло собою совершенно правильное кубическое пространство 10 локтей длины, ширины и высоты, а Святилище, при той же высоте и ширине, имело 20 локтей длины (4,2 м и 8,4 м соответственно – редакция) 220 Курительный состав из благовонных веществ: стакти (смола, сама собой вытекающая каплями, или росинками, из миррового, или стираксового дерева), ониха (ароматическая кора одного индийского растения), халвана (душистая смола одного кустарника, растущего в Аравии), душистого и чистого ливана (ладана). Такого курительного состава никто не должен был делать для обыкновенного употребления, под страхом смерти ( Исх. 30:34–38 ) 222 Если еврейский талант принять равным 2 пуд. 26 фунт. 54 золотн. и 45 долям, а сикль 3 золотн. и 393 3/8 долям, то на устройство скинии использовано было золота 77 пуд. 36 фунт. 37 золотн. и 3/4 доли, а серебра 267 пуд. 39 фунт. 75 золотн. и 86 5/8 долей (≈ 1253 кг золота и 4300 кг серебра – редакция) 223 Урим и туммим в Святом Писании нигде подробно не описаны. Одни (на основании Исх. 28:30 ; Лев. 8:8 ) полагают, что они были чем-то вещественным, что посредством урима первосвященник мог вопрошать Господа ( Чис. 27:21 ). По мнению других, урим и туммим – имя, усвоявшееся наперснику, или собственно камням наперсника, указывавшее на ясность и истинность ответов, которые получал от Бога первосвященник, одетый в ефод с наперсником. Нигде в Святом Писании не указывается, каким образом первосвященнику сообщались божественные ответы 224 Белая одежда священников означала чистоту жизни, которая от них требовалась; голубая одежда первосвященника, украшенная звонцами и яблоками, означала, что он есть благовестник и служитель закона Божия, имеющего небесное происхождение и составляющего духовную пищу человека. Драгоценные одежды и венец первосвященника означали его власть судить и управлять народом Божиим 225 Миро, или елей помазания, – состав из благовонных веществ: смирны самоточной (мирры, благовонной смолы бальзамного дерева), корицы, тростника благовонного, кассии (благовонной коры одного дерева из рода лавровых) и масла оливкового.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svjashe...

30:22–33. Миро помазания. Здесь представлен рецепт приготовления из смеси драгоценных благовоний (смирны, корицы, тростника и кассии) с оливковым маслом вещества для помазания священников, скинии и всех ее принадлежностей. Этот процесс состоял из вымачивания благовоний в воде, кипячения воды и последующего выдерживания отвара с маслом до пропитывания ароматом всего его объема. Миро предназначалось для обозначения святости священников и священных пределов, поэтому для обеспечения его высокого качества приготовление поручалось профессиональному парфюмеру. 30:23,24. Благовония. Ввиду того что все благовония, необходимые для приготовления миро помазания, импортировались, они стоили чрезвычайно дорого. Благовония доставлялись из Южной Аравии (смирна), Индии и Шри-Ланки (корица) и из других далеких стран (о благовонном тростнике см. в Иер. 6:20 ) морем или традиционными караванными маршрутами. Благовония смешивались в ароматические масла гильдиями профессиональных парфюмеров и предназначались как для личного пользования, так и для помазания священников и священных мест. 30:30–33. Священный рецепт. Рецепт приготовления миро помазания предназначался для священных нужд. Священное вещество, источающее особое благоухание, принадлежало только скинии и ее служителям и не могло использоваться в мирских целях. 30:34–38. Рецепт курительного состава. Благовоние, воскурявшееся на золотом жертвеннике курений в скинии, составлялось по рецепту, пользоваться которым в посторонних целях было строго запрещено. В этот состав входило четыре ингредиента: смола бальзамника, оних из желез моллюсков, халван – ароматическая смола из Персии, придающая остроту другим ароматам, и ливан (ладан) из Южной Аравии. 31:1–18 Приготовление к работам по сооружению скинии 31:1–11. Искусство обработки дерева и металла. Получив наставления о строительстве скинии и изготовлении ее принадлежностей, Моисей избирает мастеров для исполнения этой задачи. В тексте сказано, что работать по металлу, камню и дереву их научил Бог . Идея передачи божеством сокровенных знаний, необходимых для воплощения священного замысла, отражена в сказаниях о боге Эа, который обучил искусству мастеров, создавших культовую статую города Сиппар (IX в. до н. э.). Избранные Моисеем мастера возглавили затем артель квалифицированных ремесленников, которые изготовили различные детали скинии, покрыли золотом ее священные принадлежности, сшили покрывала, завесы и одежды священников и выгравировали камни для эфода и наперсника.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

30 помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. 31 А сынам Израилевым скажи: это будет у Меня миро священного помазания в роды ваши; 32 тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте [сами себе] подобного ему; оно - святыня: святынею должно быть для вас; 33 кто составит подобное ему или кто помажет им постороннего, тот истребится из народа своего. 34 И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину, 35 и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, 36 и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; 37 курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа; 38 кто сделает подобное, чтобы курить им, [душа та] истребится из народа своего. 31 1 И сказал Господь Моисею, говоря: 2 смотри, Я назначаю именно Веселеила, сына Уриева, сына Орова, из колена Иудина; 3 и Я исполнил его Духом Божиим, мудростью, разумением, ведением и всяким искусством, 4 работать из золота, серебра и меди, [из голубой, пурпуровой и червленой шерсти и из крученого виссона], 5 резать камни для вставливания и резать дерево для всякого дела; 6 и вот, Я даю ему помощником Аголиава, сына Ахисамахова, из колена Данова, и в сердце всякого мудрого вложу мудрость, дабы они сделали всё, что Я повелел тебе: 7 скинию собрания и ковчег откровения и крышку на него, и все принадлежности скинии, 8 и стол и [все] принадлежности его, и светильник из чистого золота и все принадлежности его, и жертвенник курения, 9 и жертвенник всесожжения и все принадлежности его, и умывальник и подножие его, 10 и одежды служебные и одежды священные Аарону священнику, и одежды сынам его, для священнослужения, 11 и елей помазания и курение благовонное для святилища: всё так, как Я повелел тебе, они сделают. 12 И сказал Господь Моисею, говоря:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/443/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010