6. Халван принадлежит к довольно редким растениям из рода зонтичных (galbanum officinale). Гальбан имеет длинные, пустые, довольно толстые стебли; листья его состоят из множества маленьких листьев, а небольшие цветы расположены зонтиком. Гальбан растят в Египте, Аравии и Сирии. Из него добывается густая, клейкая, душистая смола, известная Евреям под именем хелбенаг. Она в начале бела, но через несколько времени желтеет и покрывается белыми пятнами. Евреи употребляли халван, вместе с другими пахучими веществами, в порошке для курения в Скинии. «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. Из них искусством составляющего масти сделай курительный состав, с солью, чистый, святый, и растолки его мелко, и возлагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет у вас святыня великая. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе (для домашнего употребления): да будет оно у тебя свято для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, душа та истребится из народа своего» ( Исх.30:34–38 ; Ср. Сир.24:18 ). 7. Иссоп известен был евреям под названием эзов. Он рос на старых стенах и кучах мусора ( 3Цар.4:33 ) почти во всей Палестине, особенно в окрестностях Иерусалима. За рекой Иорданом находилась деревня Вифезор, т. е. дом иссопа, названная так потому, что жители ее преимущественно занимались возделыванием иссопа 58 . Ныне «вся плоская вершина свящ. горы Хорива в изобилии покрыта благоухающим иссопом» 59 . Крепкие стебли иссопа, выходящие прямо из корня, достигают саженной вышины. На ветках иссопа сидят небольшие, частые и пушистые листья, чрезвычайно способные удерживать на себе всякую жидкость и спускать ее от лёгкого потрясения. Пучок из веток иссопа издревле употреблялся Евреями вместо кропила при священных кроплениях и очищениях ( Чис.19:6,18 ; Пс.50:9 ). Во время праздника Пасхи ветхозаветные священники кропили переклад и оба косяка у дверей пучком иссопа омоченного в кровь пасхального Агнца ( Исх.12:22 ); пучком же иссопа производилось окропление всего очистившегося от прокажения ( Лев.14:4–7; 49:52 ). На стебле иссопа поднесли распятому Господу губку с уксусом 60 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Razum...

Встречаем упоминания о мирре в Новом За­вете так: после снятия с креста пришел Никодим и «принес состав из смирны и алоэ, литр около ста» ( Ин.29:39). Смирну смешивали с вином ( Мк. 25:23) — читаем о казни Иисуса: «И привели Его на место Голгофу, что значит: «лобное место». И давали Ему пить вино со смирною; но Он не при­нял» В числе даров, принесенных волхвами Ии­сусу, были: золото, ладан и смирна ( Мф.2:11 ), — здесь речь везде идет не о смирне 11 . Как «варят» такой ладан — то что называют этим именем (как правило, многокомпонентное вещество, в котором иногда может присутство­вать часть настоящего ладана, а может и не присутствовать)? Часто такой составной ладан делают из смол местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны — с добавлением эфир­ных масел, к примеру, розового. Кстати, в со­ставных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот, что в порошке. Так, напри­мер, делают ладан, известный у нас среди пра­вославной паствы и духовенства под названием «Иерусалимский». Его привозят обычно из Ие­русалима; ввиду своей дороговизны он доста­точно редок. Это небольшие подушечки 5–8 мм в диаметре, розового цвета, обсыпанные снару­жи порошком из смолы. При воскурении их можно услышать нежный запах розы. Ладан воскуряется на древесном угле, кото­рый является тихим и незаметным спутником, но без которого вознесение благоуханных паров невозможно. Что касается угля, у нас в России предпочитают березовый древесный уголь, ко­торый, сгорая, почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же це­лей используют уголь, получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и других аромати­ческих смол делались курительные свечки, позже известные у нас в России под именем «мона­шенок». Теперь в домах иногда для воскурения ладана используют настольную электрическую лампу — на ее стеклянную колбу кладут колеч­ко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в патрон. Сложилась даже традиция: нужна лампа в 60 ватт — если меньше, то тепла не достаточно; если больше, то ладан начинает давать горьковатый дым.

http://azbyka.ru/o-kadile-i-ladane

Встречаем упоминания о мирре в Новом Завете так: после снятия с креста пришел Никодим и «принес состав из смирны и алоэ, литр около ста» ( Ин.29:39). Смирну смешивали с вином ( Мк.25:23) – читаем о казни Иисуса: «И привели Его на место Голгофу, что значит: «лобное место». И давали Ему пить вино со смирною; но Он не принял». В числе даров, принесенных волхвами Иисусу, были: золото, ладан и смирна ( Мф.2:11 ), – здесь речь везде идет не о смирне 185 . Как «варят» такой ладан – то что называется этим именем (как правило, многокомпонентное вещество, в котором иногда может присутствовать часть настоящего ладана, а может и не присутствовать)? Часто такой составной ладан делаю из смолы местных деревьев: фисташки, можжевельника, сосны – с добавлением эфирных масел, к примеру, розового. Кстати, в составных ладанах используют настоящий ладан низкого сорта, тот, что в порошке. Так, например, делают ладан, известный у нас среди православной паствы и духовенства под названием «Иерусалимский». Его привозят обычно из Иерусалима; ввиду своей дороговизны он достаточно редок. Это небольшие  подушечки 5–8 мм в диаметре, розового цвета, обсыпанные снаружи порошком из смолы. При воскурении их можно услышать нежный запах розы. Ладан воскуряется на древесном угле, который является тихим и незаметным спутником, но без которого вознесение благоуханных паров невозможно. Что касается угля, у нас в Росси предпочитаю березовый древесный уголь, который, сгорая, почти не дает никаких посторонних запахов. В Греции, на Афоне для тех же целей используют уголь, получаемый из виноградной лозы. А в Средневековой Европе лучшим для воскурения считался липовый уголь. На его основе с добавлением ладана и других ароматических смол делались курительные свечки, позже известные у нас в России под именем «монашенок». Теперь в домах иногда для воскурения ладана используют настольную электрическую лампу – на ее стеклянную колбу кладут колечко и в него уже помещают кусочек ладана, это делается для того, чтобы растопленная смола не попала в патрон. Сложилась даже традиция: нужна лампа в 60 ватт – если меньше, то тепла не достаточно; если больше, то ладан начинает давать горьковатый дым.

http://azbyka.ru/zakon-lyubvi-kak-zhit-p...

Давида назвать храмопоклонником, ибо он говорит: «поклонюсь святому храму Твоему». Но пророк Давид, без сомнения, воздавал поклонение не стенам храма, а тому, что было в нем наиболее святого, то есть «херувимам славы, осеняющим очистилище», как называет их св. ап. Павел ( Евр. 9:5 ). «Славлю Тебя, говорит в другом псалме Давид, всем сердцем моим перед богами (ангелами) пою Тебе что Ты услышал все слова уст моих; поклоняюсь перед святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего» ( Псал. 137:1–2 ). «И вели сынам Израилевым, чтобы они приносили тебе (Моисею) елей чистый, выбитый из маслин, для освещения, чтобы горел светильник во всякое время в скинии собрания вне завесы, которая перед ковчегом откровения 17 , будет зажигать его Аарон и сыновья его, от вечера до утра, перед лицом Господним. Это устав вечный для поколений их от сынов Израилевых» ( Исх. 27:20–21; 37:17–23 ). «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну; и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас; курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святыней да будет оно у тебя для Господа; кто сделает подобное, чтобы курить им (душа та) истребится из народа своего» ( Исх. 30:34–38 см. еще гл. 30:1–8;  40:5). Можно было бы и больше привести мест св. Писания в доказательство того, что перед священными изображениями молились, воскуряли фимиам, воспевали, возжигали светильники, но довольно и приведенных для вразумления ищущих истины. 2 Не имея возможности защищать свое заблуждение об иконах доказательствами из Ветхозаветного Писания, сектанты переходят к Новозаветному, говоря, будто в Новом Завете Христос и Апостолы отменили св. изображения, бывшие в Ветхом Завете, будто даже прямо запретили их.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Египтяне с самого древнего времени занимались составлением мастей из различных специй для бальзамирования человеческих тел. Геродот говорит, что при особенно тщательном бальзамировании, они, вынув внутренности трупа, наполняли полость желудка смесью «чистейшего изрубленного мирра, кассии и всякого рода пряностей, исключая ладона» 504 . Они были также большие любители всевозможных мастей, который при жизни употреблялись ими для своего тела, и туалетный стол обыкновенно был покрыт множеством всевозможных ваз, тазов, ящиков и кувшинчиков, в которых содержались различные масти и составные косметические средства. Веселиил, который является как бы гениальным мастером на все руки, вместе с другими родами знания, обладал и аптекарским искусством ( Исх. 30:25, 35; 37:29 ); он составлял миро для священного помазания и различные курительные составы, которые вероятно были одинаковы с составами, употреблявшимися в Египте. Его священное миро состояло из одной трети кассии, одной шестой корицы, одной шестой благовонной ири и неопределенного количества оливкового масла. Его курительный состав содержал одинаковое количество ладона, галбана, древесной камеди и пахучей раковины. Составные вещества в обоих случаях предписаны были ему Моисеем, по повелении Божию, но самый способ приготовления по-видимому был предоставлен ему самому, и здесь естественно он пользовался тем знанием, которое было приобретено им в Египте от египетских аптекарей. Таким образом израильское искусство во времена Моисея главным образом основывалось на искусстве Египтян. Оно, конечно, гораздо ограниченнее, чем искусство Египетское, так как многие из предметов, высоко ценившихся Египтянами, или вполне отвергались израильтянами, или не соответствовали условиям их жизни в пустыне. Как кочевой народ, израильтяне не могли иметь никакой архитектуры в собственном смысле этого слова, а также и не имели живописи или скульптуры. Скиния была не храм, а только палатка, как означает самое ее название, и в общем при построении ее следовали правилам устроения палаток.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

Если не знать этих языческих верований в статуи как место обитания божеств и как источник магических воздействий на человека, то будет непонятно то дерзновение, с которым христиане врывались в языческие храмы и разрушали статуи 837 . С точки зрения «светской», это поведение кажется варварством, разрушением памятников искусства «церковными мракобесами». Но дело в том, что христиане видели в этих статуях именно то, что видели в них сами же язычники – не произведения искусства, а колдовские талисманы… Оккультисты уверяют, это магическое искусство животворения статуй ими не утрачено. Джорджано Бруно заверял – «В самом деле, я вижу, каким путем эти мудрецы могли делать для себя близкими, милостивыми и кроткими богов, которые голосами, исходящими из статуй, давали им советы, учение, откровение и сверхчеловеческие установления» 838 . Е. П. Блаватская подтверждает – «Власть над оккультными силами природы давала иерофантам древности возможность оживлять статуи и заставлять их действовать и говорить, как живые люди» 839 . Это достоверно установленный факт, что кардинал Бено публично обвинил папу Сильвестра III, что он колдун и заклинатель. Медная «голова-оракул», изготовленная его святейшеством, была из того же рода, как и изготовленная Альбертом Магнусом. Последнюю разбил на куски Фома Аквинский – разбил не потому, что ее изготовил или в ней обитал «демон», но потому, что закрепленная месмерической силою внутри головы сущность говорила беспрерывно, и ее многословие мешало этому красноречивому святому заниматься своими математическими проблемами. Эти головы и другие говорящие статуи, трофеи магического искусства монахов и епископов, представляли собою факсимиле «оживленных» богов храмов древности Изида т.2. Наконец, известна и такая технология изготовления терафимов: Маймонид описывает ее так: «Берут голову человека, после того как плоть его истлела, и осторожно подымают ее, затем делают воскурение пред нею, – и тогда слышат эту голову говорящей, – по заявлению заклинателей, – так, как это слышат от мертвого чрез искусство заклинателя мертвецов (об)». В Мишна-Тора (61) Маймонид дает еще подробное объяснение об: «Заклинатель возжигает известный курительный состав, держит в руке миртовую ветвь, которую он подымает вверх, и говорит тогда тихо известные слова, – столь долго, покуда ему не покажется, что как будто кто-то говорит с ним и отвечает на его вопросы из-под земли, и даже таким слабым голосом, что кажется, что его воспринимаешь не ухом, но просто силою воображения. Берут также голову мертвеца, перед которой курят известные вещества, и говорят определенные формулы, покуда не уверятся, что воспринимают очень тихий голос, который проходит между рук заклинателя и отвечает на поставленные вопросы».

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/uroki-se...

Исх. 30:1 . И сделай жертвенник для приношения курения; из дерева ситтим сделай его. 7 . На нем Аарон будет курить благовонным курением: каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им. 35 .И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; 36 .И истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе, это будет святыня великая для вас. 37 .Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. 38 . Кто сделает подобное, чтобы курить им, (душа та) истребится из народа своего. Исх. 31:11 . И елей помазания и курение благовонное для светилища: все так, как Я повелел тебе, они сделают. Лев. 24:4 . Па подсвечнике чистом должны они ставить светильник пред Господом всегда. (См. Исх. 37:17–29. 40:25 . Лев. 24:2 . Числ. 8:2 – 3. 16:46–47 . 3Цар. 7:49 . Прем. 18:21 . Сир. 45:20 . Пс. 140:2 . Да направится молитва моя, как фимиам, пред лице Твое, воздеяние рук моих, как жертва вечерняя. Мал. 1:11 . Ибо от востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будуть приносить фимиам имени Моему, чистую жертву. В Новом Завете нигде не говорится об отмене употребления светильников и фимиама, но в пользу их было сказано следующее: Деян. 20:8 . В горнице, где мы собрались, было довольно светильников. Мф. 2:11 . И, вошедши в дом, увидели Младенца с Мариею, матерью Его, и падши поклонились Ему: и, открыв сокровища свои, принесли ему дары: золото, ладан и смирну. Фил. 4:18 Я получил все, и избыточествую; я доволен, получив от Епафродита посланное вами, как благовонное курение, жертву приятную, благоугодную Богу. Откр. 1:12 . Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившисьувидел семь золотых светильников. 13 . И посреди семи светильников подобного Сыну человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. Откр. 5:8 . И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

На восточном дворе – медная жаровня для сожжения молитвы приносимой предкам, шелка для них и их родственников. На западе находится другая жаровня для сжигания шелка, приносимого заслуженным офицерам и чиновникам. При воротах, с фронтовой части выставлены 24 старинных копья. Задний зал содержит таблицы прадеда и прабабушки Шунь-чжи и трех предшествующих поколений. Книги, из которых извлечены настоящие подробности о сообщаемых церемониях, были изд. в 1721 г. по P. X., с некоторыми переменами в новейших изданиях. Когда, по докладу, император узнает о времени рассмотрения молитвенной формулы, то немедленно отправляется в «Бао-хо-тянь» или «Чжун-хо-тянь» – два государственных зала во дворце; ему представляется молитва, писанная на желтой таблице и тут же одобряется. Жертвы приносятся в среднем и заднем залах храма предков одновременно, по чину общему для всех императорских предков; все устрояется как можно ближе, чтобы все могли получить радость и честь. Таблицы императоров и императриц располагаются попарно, в каждой рядом поставлены супруг и супруга. Жертвы расставляются пред каждой четой супругов; каждый император занимает восточную сторону, слева полагается одежда и шелк, тогда как справа императриц полагается одеяние, но нет шелка. Самые жертвенные вещи располагаются в следующем порядке. Таблицы Императриц Стол и скамьи Три кубка с вином, с одеждою, Две чаши с супом. Таблицы Императоров Три кубка с вином. Два куска шелка, стол Две чаши с супом. и скамья с одеждою. Двадцать восемь блюд с кушаньем Стол чтеца. Поросятина. Говядина (коровье и бычачье мясо). Баранина. Шелк. Свеча зажженная Ладан и курительная Зажженная свеча в подсвечнике. свеча. в подсвечнике. Нельзя не заметить китайского обычая: при жизни, император и императрица имеют стол отдельный, и только по смерти им дается право вкушения жертвенной пищи, рядом друг с другом, но отдельно от всех прочих гостей и лиц их свиты, располагаемых по таблицам, которые ставятся несколько поодаль. Молитва для чтения пред столом полагается на юго-западной части, так как пункт этот почитается весьма смиренным, тогда как восточная сторона есть самая почетная.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Vinogr...

Оккультисты уверяют, это магическое искусство животворения статуй ими не утрачено. Джорджано Бруно заверял – «В самом деле, я вижу, каким путем эти мудрецы могли делать для себя близкими, милостивыми и кроткими богов, которые голосами, исходящими из статуй, давали им советы, учение, откровение и сверхчеловеческие установления» . Е. П. Блаватская подтверждает – “Власть над оккультными силами природы давала иерофантам древности возможность оживлять статуи и заставлять их действовать и говорить, как живые люди” . Это достоверно установленный факт, что кардинал Бено публично обвинил папу Сильвестра III, что он колдун и заклинатель. Медная “голова-оракул”, изготовленная его святейшеством, была из того же рода, как и изготовленная Альбертом Магнусом. Последнюю разбил на куски Фома Аквинский — разбил не потому, что ее изготовил или в ней обитал “демон”, но потому, что закрепленная месмерической силою внутри головы сущность говорила беспрерывно, и ее многословие мешало этому красноречивому святому заниматься своими математическими проблемами. Эти головы и другие говорящие статуи, трофеи магического искусства монахов и епископов, представляли собою факсимиле “оживленных” богов храмов древности Изида т.2. Наконец, известна и такая технология изготовления терафимов: Маймонид описывает ее так: " Берут голову человека, после того как плоть его истлела, и осторожно подымают ее, затем делают воскурение пред нею, — и тогда слышат эту голову говорящей, — по заявлению заклинателей, — так, как это слышат от мертвого чрез искусство заклинателя мертвецов (об) " . В Мишна-Тора (61) Маймонид дает еще подробное объяснение об: " Заклинатель возжигает известный курительный состав, держит в руке миртовую ветвь, которую он подымает вверх, и говорит тогда тихо известные слова, — столь долго, покуда ему не покажется, что как будто кто-то говорит с ним и отвечает на его вопросы из-под земли, и даже таким слабым голосом, что кажется, что его воспринимаешь не ухом, но просто силою воображения. Берут также голову мертвеца, перед которой курят известные вещества, и говорят определенные формулы, покуда не уверятся, что воспринимают очень тихий голос, который проходит между рук заклинателя и отвечает на поставленные вопросы " .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Перед ковчегом совершались поклонения и благодатные приношения. Так, Иисус Навин «разодрал одежды свои, пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы и посыпали прахом головы свои» (Ис. Нав. 7, 6 ). Перед ковчегом завета совершались всесожжения и приносились жертвы ( 3Цар. 3:15 ). Сам Господь объясняет, как следует совершать сие: «сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко и полагай его перед ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня для вас. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им, истребится из народа своего» ( Исх. 30:34–38 ). Писание свидетельствует, что перед священными изображениями молились, воскуривали фимиам, воспевали, зажигали светильники. Итак, очевидно, что ветхозаветное Писание запрещает делать изваяния ложные, но признает допустимость изображений истинных. В этом случае сектанты, предпочитая «забыть» о Ветхом Завете, апеллируют к Новозаветным текстам, в которых якобы нет прямых указаний о поклонении перед образами. Но они в Новом Завете есть, и при внимательном рассмотрении только подтверждают необходимость богопочитания через вещественные образы. Апостол Павел пишет: «Еще не открыт путь во святилище, доколе стоит прежняя скиния. Она есть образ настоящего времени, в которое приносятся дары и жертвы, не могущие сделать в совести совершенным приходящего, и которые с яствами и питиями, и различными омовениями и обрядами, относящимися до плоти, установлены были только до времени исправления» ( Евр. 9:8–10 ). Ветхозаветные обряды и жертвоприношения имели место до времени Новозаветной Благодати, после наступления которой даны были обряды и жертвы, относящиеся к Духу. Новозаветные обряды и жертвы (Таинства) очищают человеческую душу от греха, чего не могли сделать ветхозаветные. Вот в чем смысл упомянутого евангельского стиха.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010