9 апреля 1924 года патриарх встречался с председателем ЦИК СССР М.И. Калининым, у которого он просил содействовать в легализации органов церковного управления. С этой же просьбой патриарх обращался и к А.И. Рыкову при личной встрече с ним, состоявшейся 8 мая 1924 года. Обе встречи были подготовлены ОГПУ. В следственном деле патриарха имеется документ, отражающий планируемый Тучковым состав ВЦУ . В состав легализованного Синода Тучков планировал включить патриарха Тихона, архиепископов Серафима, Петра и Тихона, то есть прежних членов. В состав ВЦС, согласно мнению Тучкова, должны были войти только два представителя патриаршей Церкви: прот. А. М. Станиславский и архимандрит Анемподист (Алексеев), остальные же — представители «Живой церкви». Красницкого же Тучков видел председателем ВЦС. Кроме того, Тучков предполагал ввести Красницкого и других «живоцерковников» в состав Московского Епархиального управления. В связи с подготовкой создания Синода из 12 человек члены старого Синода архиепископы Серафим, Тихон и Петр были возведены в апреле или начале мая 1924 года в митрополичий сан. Истинную картину истории переговоров с Красницким помогает восстановить послание главных участников переговоров — митрополита Петра (Полянского) и митрополита Серафима (Александрова), посвященное опровержению той лжи, которая публиковалась на эту тему в советских газетах. Красницкий без согласования с патриархом поселился в Донском монастыре с целью создать видимость сближения с патриархом. 19 мая он подал Предстоятелю Церкви прошение, в котором просил принять его и его «собратьев» в молитвенно-каноническое общение и «благословить потрудиться над восстановлением общецерковного мира и подготовке очередного Поместного Собора в организующемся при Вашем Святейшестве Церковном Управлении, покрыв своей архипастырской любовью все, в чем я прегрешил в период церковно-обновленческого движения» . Патриарх написал на этом письме следующую резолюцию: «Ради мира и блага церковного, в порядке патриаршей милости, согласен принять в общение Протопресвитера Влад[имира] Красницкого. Св. Синоду предлагаю обсудить вопрос о его включении в состав образуемого Высшего Церков[ного] Совета. Патр[иарх] Тихон» . Как отмечают в своем послании митрополиты Петр и Серафим, «не Патриарх примирился с Красницким, а последний просил его принять в общение, простить его во всем, в чем он согрешил в период обновленческой деятельности» .

http://bogoslov.ru/article/376306

Святители: 1. Святитель Феоктист, Епископ Черниговский (+ 1123, память 5/18 августа и в Соборе Печерских Святых). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 2. Святитель Феогност. Митрополит Киевский и Московский (+1353, память 14/27 марта). Жил некоторое время в Брянске. 3. Святитель Феодосий, Архиепископ Черниговский (+1696. память 5/18 февраля и 9/22 сентября). Часть территории Черниговской Епархии входит в настоящее время в состав Брянской Епархии. 4. Святитель Иоанн, Митрополит Тобольский (+1715. память 10/23 июня). Был наместником Свенского монастыря. 5. Святитель Филофей, Митрополит Тобольский, в схиме Феодор (Лещинский; +1727, память 31 мая/13 июня и в Соборе Сибирских Святых). В 1701-1702 гг. был наместником Свенского монастыря. 6. Святитель Иннокентий (Борисов), Архиепископ Херсонский (+1857, память 25 мая/7 июня). 7. Святитель Филарет, Митрополит Киевский, в схиме Феодосий (Амфитеатров: +1857, память 21 декабря/3 января и в Соборе Сибирских Святых). Был учителем, а затем ректором Сенекой Духовной Семинарии и настоятелем Свенского монастыря 8. Святитель Игнатий, Епископ Ставропольский и Кавказский (Брянчанинов; +1867, память 30 апреля/13 мая). Подвизался послушником в Площанской пустыни. 9. Священномученик Макарий, Епископ Орловский и Севский (Гневушев; +1918, память 22 августа/4 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 10. Священномученик Митрополит Серафим (Чичагов; +1937, память 28 ноября/11 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). В 1906-1908 гг. был Епископом Орловским и Севским. 11. Священномученик Дамаскин, Епископ Стародубский (Цедрик; +1937, память 2/15 сентября и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Стародуб в настоящее время входит в состав Брянской Епархии. 12. Священномученик Серафим, Архиепископ Орловский и Севский (Остроумов: +1937, память 25 ноября/8 декабря и в Соборе Новомучеников и Исповедников Российских). Город Севск в настоящее время входит в состав Брянской Епархии.

http://pravicon.com/info-1882

II вселенский собор не имел вообще представителей папы, папа Вигилий отказался принять участие на V соборе, на VI и VII соборах не присутствовали все восточные патриархи. Поэтому мы вправе утверждать, что количественный состав собора не являлся формальным условием ни признания собора вселенским, ни его авторитетности. Действительно, количественный состав имевших место вселенских соборов очень сильно колеблется.    Согласно установившейся традиции, идущей еще из до- константиновской эпохи, представителями церкви на соборах были епископы. Мы не имеем возможности здесь рассматривать в силу каких исторических или догматических условий возникла эта традиция. К началу эпохи вселенских соборов она была вполне установившейся. Только епископ был полноправным представителем церкви на соборе. Если епископ в силу каких-либо условий не имел возможности присутствовать на соборе, он вместо себя посылал другое лицо. Мы довольно часто видим на соборах пресвитеров, дьяконов и даже чтеца, которые представляют «лицо своего епископа». Они части собора в такой же самой степени, в какой и любой епископ, но они не представители церкви, а представители своих епископов. Тем не менее, у нас нет оснований утверждать, что епископальный состав собора необходимое условие вселенского собора. Наоборот, у нас есть данные, указывающие на изменение состава вселенского собора по сравнению с чисто-церковным собором. Государственная власть в лице императора постепенно расширяет состав собора, вводя в него тех или иных лиц с разными правами. Впервые Феодосий вводит на Разбойничий собор 449 г. архимандритов, из которых один был безусловно полноправным членом собора. Это нововведение не сразу привилось и с монахами, которых членами собора мы встречаем только на 6 и 7 вселенских соборах. Право участия на соборах в качестве его членов с правом голоса признается за ними самим собором. Это уже был шаг, меняющий чисто епископальный состав собора и меняющий его в сторону мирян. С точки зрения канонического права монахи не принадлежат клиру, но и не рассматриваются, как простые миряне.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Справка: Священный Синод в своем заседании от 24 марта 2022 года учредил организационный комитет празднования 400-летия со дня основания Успенского Вышенского монастыря и утвердил состав упомянутого комитета. ПОСТАНОВИЛИ: Включить в состав организационного комитета празднования 400-летия со дня основания Успенского Вышенского монастыря:   ЖУРНАЛ 113 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ об утверждении устава Ереванско-Армянской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить устав Ереванско-Армянской епархии. 2. Управлению Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья при необходимости оказать содействие в регистрации устава и осуществлять дальнейшее попечение о деятельности епархии в рамках, предусмотренных Положением об упомянутом Управлении.   ЖУРНАЛ 114 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Антония, председателя Отдела внешних церковных связей, о составе Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством. Справка: Согласно статье 3.1 Положения о Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством (утверждено Священным Синодом 16 июля 2005 года, журнал 62), ее состав назначается Священным Синодом. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить следующий состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством:   ЖУРНАЛ 115 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении председателя Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах. Справка: Священный Синод в своем заседании 25-26 декабря 2012 года (журнал 114) учредил Межведомственную координационную группу по преподаванию теологии в вузах и утвердил ее состав. ПОСТАНОВИЛИ: Председателем Межведомственной координационной группы по преподаванию теологии в вузах назначить протоиерея Максима Козлова, председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. ЖУРНАЛ 116 ИМЕЛИ СУЖДЕНИЕ о назначении ректора Николо-Угрешской духовной семинарии и наместника Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. ПОСТАНОВИЛИ: Ректором Николо-Угрешской духовной семинарии и наместником Николо-Угрешского ставропигиального мужского назначить иеромонаха Мефодия (Зинковского), клирика Гатчинской епархии.

http://mospat.ru/ru/news/89714/

Эта мысль, принимаемая многими древними богословами, не является бесспорной для некоторых богословов нового времени, например, известного русского богослова В. Несмелова : «Как воскреснут умершие и с каким именно телом они возвратятся к жизни? Дело в том, что материальный организм умершего человека разлагается на свои составные элементы, и эти элементы могут быть рассеяны по всему лицу земли. Весьма сомнительно, конечно, чтобы ограниченный дух человека мог следить за судьбой каждого атома своего бывшего тела, и еще более сомнительно, чтобы в одно мгновенье ока он мог собрать все эти атомы со всех концов земли. В силу же возможности и основательности этого сомнения, даже в период апостольской проповеди христианства находились некоторые христиане, которые понимали учение о воскресении в смысле аллегории и совершенно отвергали действительное возвращение к жизни умершего человека в сложном составе его психофизической природы ( 1Кор.15:2 ; Тим.2:17–18). Тело умершего человека, напр., может войти в состав растения, а растение может войти в состав тела животного, а тело животного может войти в состав тела человеческого... Поэтому в полной мере возможно, что одни и те же элементы материи побывают в телесном составе многих миллионов людей, и в полной мере возможно, что в телесном составе какого-нибудь современного человека нет ни одного атома, который бы в течение минувших веков не входил бы в состав живого тела какого-нибудь другого человека. Следовательно, в момент будущего воскресения, если только дух человека непременно должен будет соединиться с тем самым телом, с которым он жил на земле, на одни и те же элементы телесной организации могут явиться сотни и сотни претендентов, и могут оказаться такие люди, телесный состав которых весь без остатка был разобран по частям его первоначальными хозяевами. На самом деле тождество человека создается исключительно только единством его личности. Поэтому при всех изменениях своего тела, сам человек остается одним и тем же, и то тело, с которым он уходит в могилу, в действительности, является ничуть не менее его собственным телом, чем то тело, которое он получил в день своего рождения от матери своей, хотя тело смерти, если только человек переживет период своего младенчества, будет вовсе не то же самое тело, с которым он родился на свет. И потому, если бы в день воскресения, по голосу всемогущего Сына Божия, он получил возможность и силу образовать себе новое тело, то это новое тело его было бы ничуть не меньше его собственным телом, чем то тело, с которым он умер, хотя бы на самом деле оно и было не тем самым телом, с которым он умер» (Несмелов, В. Наука о человеке. Т. 2. Метафизика жизни и христианское Откровение/ В. Несмелов . – Санкт-Петербург, 2000. С 400, 401, 403, 406, 407).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Bashk...

XIII. Первоначальный состав Св. Синода при Петре I и последующие в нем изменения при ближайших приемниках Петра I Представляя Духовную Коллегию учреждением для заведования церковными делами государства под авторитетом учредившей его государственной власти, Реформа Петра Великого, наперед определяла судьбу сего учреждения и предуказывала возможность изменений в его составе и положении. История существования Св. Синода, со времени его учреждения, представляет не мало моментов, когда Синод, по указаниям учредившей его власти, испытывал те или другие изменения в своем составе и положении. По предначертаниям Духовного Регламента состав Святейшего Синода был определен следующим образом. «Правительствующих особ» в Духовном Коллегиуме полагалось 12. Они должны были принадлежать к лицам разного чина, т. е. избираться из архиереев, архимандритов, игуменов и протопопов; между ними архиереев полагалось три, прочих же чинов «сколько которых достойных сыщется». При этом предписывалось наблюдать, чтобы назначаемые в состав членов Духовного Коллегиума архимандриты и протопопы не находились в подчинении заседавшего в Коллегиуме архиерея, как объяснил Регламент потому, что «таковой архимандрит или протопоп будет непременно наблюдать, к которой стороне судимой приклонен есть епископ, к той и тот архимандрит, или протопоп приклонен будет, и так две или три персоны будут един человек». По именному учредительному указу 25 января 1721 г. определено выть в Духовном Коллегиуме «единому президенту, двоим вице-президентам, четырем советникам, четырем асессорам»; при этом повелевалось президенту иметь «един с прочими равный голос» на основании, что по Духовному Регламенту, он должен был подлежать суду своей братии, «аще в чем знатно погрешит» 295 .В предначертанный Духовным Регламентом и определенный учредительным указом состав Духовного Коллегиума, при его открытии, были назначены членами следующие лица: президент Стефан (Яворский) , митрополит рязанский и муромский, бывший местоблюститель патриаршего престола, два вице-президента: Феодосий (Яновский), архиепископ велико-новгородский и велико луцкий, Феофан (Прокопович) , архиепископ псковский и нарвский, составитель Духовного Регламента, четыре советника, архимандриты первейших монастырей: Симонова-Петр Смелин, Ипатского-Гавриил Бужинский; Новоспасского-Иерей Прилукский и Высокопетровского-Леонид; четыре асессора: протопопы Троицкого собора-Иоанн Семенов и Петропавловского-Петр Григорьев, иерей Анастасий Кондоиди, впоследствии, согласно его прошению, по указу Святейшего Синода, постриженный в монашество с именем Афанасия, и иеромонах Варлаам Овсяников, вскоре (10 марта 1721 г.) игумен Угренский, исполнявший до 1 января 1722 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Священник Николай был расстрелян 19 августа 1937 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Включить имена священника Павла Кушникова и священника Николая Заварина в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 2. Память новопрославленных святых совершать в дни их мученической кончины: 3. Честные останки священномучеников Павла Кушникова и Николая Заварина, в случае их обретения, считать святыми мощами и воздавать им достодолжное почитание. 4. Писать новопрославленным святым иконы для поклонения, согласно определению VII Вселенского Собора.   ЖУРНАЛ 32 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, о целесообразности пополнить состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством при Отделе внешних церковных связей. Справка: Комиссия по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством создана при Отделе внешних церковных связей на основании определения Архиерейского Собора Русской Православной Церкви (3-8 октября 2004 года) «О взаимоотношениях со старообрядчеством и о старообрядных приходах Русской Православной Церкви». Согласно Положению о Комиссии (утверждено Священным Синодом 16 июля 2005 года, журнал 62), ее состав назначается Святейшим Патриархом и Священным Синодом (п. 3.1). Действующий состав Комиссии утвержден Священным Синодом на заседании 9 марта 2017 года (журнал 11). С тех пор преставились ко Господу двое членов Комиссии: архиепископ Можайский Григорий и архимандрит Дионисий (Шишигин). Со стороны представителей старообрядных (единоверческих) приходов Русской Православной Церкви высказывались пожелания расширить состав Комиссии за счет духовенства этих приходов, что было поддержано и на заседании Комиссии 25 декабря 2018 года. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить следующий состав Комиссии по делам старообрядных приходов и по взаимодействию со старообрядчеством:   ЖУРНАЛ 33 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Волоколамского Илариона, председателя Отдела внешних церковных связей, об изменении в составе Рабочей группы по сотрудничеству Русской Православной Церкви с Евангелическо-лютеранской церковью Финляндии.

http://patriarchia.ru/db/text/5404829.ht...

Чеченская Республика Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь Рождества Христова (Наурская) Чеченская Республика (чеч. Нохчийн Республика, Нохчийчоь) — субъект Российской Федерации, республика в её составе; располагается в восточной части Северного Кавказа (Северо-Восточный Кавказ). Граничит со следующими субъектами РФ: на западе — с Ингушетией (граница точно не определена, после разделения ЧИ АССР в 1992 году стороны отложили решение вопроса на будущее), на северо-западе — с Северной Осетией и Ставропольским краем, на северо-востоке, востоке и юго-востоке — с Дагестаном; на юго-западе ЧР граничит с самостоятельным государством — Грузией. Население более 1,4 млн человек, столица — Грозный . Содержание Православие в Чечне [ править править код ] Исторически территория Махачкалинской епархии входила в состав Астраханской епархии (Астраханская и Ставропольская епархия (1723–1799 гг.); Астраханская и Моздокская епархия (1799–1803 гг.); Астраханская и Кавказская епархия (1803–1829 гг.)). С 1829 по 1842 гг. она входила в состав Новочеркасской и Георгиевской епархии, а с 1842 по 1885 гг. – Кавказской епархии (Кавказская и Черноморская (1842–1867 гг.); Кавказская и Екатеринодарская (1867–1885 гг.)). С 23 апреля 1885 г. происходит отделение Терской области от Ставропольской епархии и присоединение ее к Владикавказской епархии. В этот самый момент Владикавказская кафедра становится самостоятельной в составе Грузинского Экзархата. А с 10 сентября 1894 г. епархия была выделена из подчинения Грузинскому Экзархату. В 1922 г. епархия прекратила существование. В 1945 г. территория епархии вошла в состав Ставропольской епархии (Ставропольская и Бакинская (1945–1994 гг.); Ставропольская и Владикавказская (1994–1998 гг. (до 2011 г. – территории Чеченской Республики и Республики Ингушетия))). 28 декабря 1998 г. территория Дагестана вошла в состав Бакинской и Прикаспийской епархии. 22 марта 2011 г. Дагестан, Чечня и Ингушетия вошли в состав восстановленной Владикавказской и Махачкалинской епархии.

http://azbyka.ru/palomnik/Чечня

Ростов-на-Дону Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… 47.222078; 39.720358 Россия, Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону, Ростовская область Россия Троицкий храм Свято-Иверского женского монастыря Ростов-на-Дону — крупнейший город на юге Российской Федерации, административный центр Ростовской области и Южного федерального округа. Город воинской славы. Основан грамотой императрицы Елизаветы Петровны от 15 декабря 1749 года. Расположен на юго-востоке Восточно-Европейской равнины, на берегах реки Дон, в 46 километрах от места её впадения в Азовское море, в 1092 километрах к югу от Москвы. Население — 1 114 806 чел. (2015), это десятый по численности населения город России. Содержание Православие в Ростове-на-Дону [ править править код ] Сведения о духовном окормлении Донской земли восходят еще к XIII веку, к середине которого земли по течению реки Дон вошли в состав Сарской епархии, учрежденной митрополитом Кириллом. В середине следующего столетия, при святителе Алексии, митрополите Московском, левобережье Дона вошло в состав Рязанской епархии, а правобережье осталось в Сарской. С конца XIV века Область Войска Донского входила в состав Воронежской епархии. В начале XVIII столетия Земля Донских казаков усилиями Петра Великого включена в состав России. Это событие совпало с церковной реформой царя. Серьезное беспокойство царя вызывало то, что Дон превратился в один из основных центров старообрядчества, борьба с которым тогда отвлекала значительные силы государства. Для эффективного управления донскими приходами и искоренения раскола правительство решило приблизить к ним архиерейскую власть. Так появился царский указ от 8 марта 1718 г. о включении Донской земли в состав Воронежской епархии. После преобразования 1842 года Донская епархия все равно оставалась одной из самых обширных. Период с 1917 по 1989 годы был очень сложным периодом в жизни Православной Церкви. Закрывались и разрушались храмы. Так, к 1940 году на территории епархии были закрыты все ранее действующие монастыри и 620 храмов.

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

Глава девятая Второй раздел Польши (1792 – 1793 гг.). V. Учреждение Минской, Изяславской и Брацлавской епархии 13 апр. 1793 г.). Перевод на нее Виктора Садковского с заграничной переяславской кафедры. Переяславское викариатство Киевской епархии в пределах России. Деятельность Виктора Садковского на новой кафедре в деле воссоединения униатов. Третий раздел Полыни (1794 – 1795 г.). Вопрос об открытии новых епархий в пределах Минской архиепископии – второклассной Брацлавской и Подольской и викариатства Минской епархии – епископства житомирского (на Волыни). VI. Житомирская епархия и её состав. VII. Брацлавская и Подольская епархия: их устройство и состав. Территория Минской епархии после образования Брацлавской и Житомирской епархий. Причины непостоянства и спутанности территорий западнорусских епархий в конце XVIII в. Отписка Полоцкой губернии от Псковской епархии и присоединение её к Могилевской епархии 10 янв. 1795 г., переименованной в Могилевскую и Полоцкую. Затруднения по обращению униатов в православие в Могилевской епархии при преемнике Георгия (Конисского) Афанасии (Вольховском). Изменение территорий малорусских, южных и отчасти западнорусских епархий в связи с образованием новой Вознесенской губернии и изменением состава соседних с ней губерний – Киевской, Екатеринославской. Брацлавской и др. (17 марта – 18 июля 1796 г.). Состав епархий: Киевской, Минской (в её территорию вошли еще новые губернии – Виленская и Слонимская). Екатеринославской, в состав которой вошла Вознесенская губерния, обнимавшая собой, между прочим, земли, приобретенные от Турции. Церковноепархиальное управление Молдо-влахийской митрополией. Викариатство Белградское-Бендерское (1791 –1792 г.). Колонизация Северного Кавказа. Распространение и восстановление христианства среди народов Северного Кавказа, особенно осетин и кабардинцев. Осетинская Духовная Комиссия. Ее деятельность и внутреннее неустройство. Преобразования в Комиссии. Открытие Моздокского и Моджарского (Можарского) викариатства Астраханской епархии (1793 г.). Епископ Гаий (Такаов – 1793 – 1799 г.). Устройство Моздокского викариатства; власть Моздокского епископа в пределах Кавказской области, составившей территорию Моздокского викариатства. Значение его в деле распространения христианства на Северном Кавказе. Преждевременное прикрытие Моздокского викариатства (1799 г.) и присоединение его территории к Астраханской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010