протоиерей Николай Соколов, декан миссионерского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (2) протоиерей Павел Великанов, доцент Московской духовной академии, главный редактор портала «Богослов.ру» (2) Светозарский Алексей Константинович, профессор Московской духовной академии (2) священник Иоанн Миролюбов, секретарь комиссии Московского Патриархата по взаимодействию со старообрядчеством (2) священник Максим Плякин, секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации подвижников благочестия (2) Сладков Дмитрий Владимирович, член правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского (2) Худиев Сергей Львович, директор Библиотеки христианской литературы в г. Москве (2) Щипков Александр Владимирович, главный редактор портала «Религаре» (2) Как изменился состав комиссий? КОМИССИЯ ПО ВОПРОСАМ БОГОСЛОВИЯ Состав комиссии с 29 января 2010 Состав комиссии с 16 декабря 2010 года: Состав комиссии с 23 октября 2014 1. митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ — председатель 2. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ — заместитель председателя 3. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ — секретарь 1. митрополит Минский и Слуцкий ФИЛАРЕТ — председатель 2. архиепископ Верейский ЕВГЕНИЙ — заместитель председателя 3. протоиерей Владимир ШМАЛИЙ — секретарь Председатель: митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, председатель Синодальной библейско-богословской комиссии Секретарь: протоиерей Владимир Шмалий, секретарь Синодальной библейско-богословской комиссии 4. архиепископ Волоколамский ИЛАРИОН 5. архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский МАРК 6. архимандрит ИАННУАРИЙ (Ивлиев) 7. архимандрит КИРИЛЛ (Говорун) 8. игумен СЕРАПИОН (Митько) 9. протоиерей Валентин АСМУС 10. протоиерей Павел ВЕЛИКАНОВ 11. протоиерей Кирилл КОПЕЙКИН 12. протоиерей Владимир ВОРОБЬЕВ 13. протоиерей Максим КОЗЛОВ 14. протоиерей Олег КОРЫТКО 15. иеромонах ДИМИТРИЙ (Першин) 16. ГЗГЗЯН Давид Мкртичевич 17. МАКСИМОВ Юрий Валерьевич

http://pravmir.ru/kak-izmenilsya-sostav-...

Е.К.Никифоров: - А как история киевской Церкви? Как здесь? Вы сказали, что на территории Русского Патриархата нынешней Православной Церкви существовало две митрополии: московская и киевская. Какова история киевской, как она вошла в состав московского патриархата? о. Владислав : - Может быть, сказать, как она отделилась. Отделилась она не при святителе Ионе, он возглавлял еще всю Русскую Церковь. А вот уже после него были поставлены отдельные митрополиты. Один - как глава автокефальной по факту Московской Церкви, другой - Киевской Митрополии, оставшейся в юрисдикции или вернувшейся после Ионы в юрисдикцию Константинополя. Можно и так это видеть. А объединение, воссоединение произошло в конце XVII века. Оно произошло окончательно тогда. Дело в том, что уже после Переяславской Рады, когда левобережная Украина вошла в состав Московского государства, и титул патриарха Никона тогда был изменен - он предполагал его юрисдикцию над всей Русью, в том числе воссоединенной и той, что оставалась на правом берегу. Там ведь только Киев вошел в состав государства, все остальное правобережье оставалось еще под Польшей. Потому что та территория входила в состав Киевской Митрополии. Его титул уже обнимал и малую, и белую Русь, как и царский титул. Но реально этого тогда не произошло. Там началась большая смута. С одной стороны - вновь возобновлялась российско-польская война, во всей этой игре участвовали и другие силы: Крымское ханство, само казачество, которое доминировало политически как внутренняя сила, делилось по-всякому: были ориентация и на Польшу, и на Крымского хана, и сторонники сохранения союза с Москвой и признание Царя царем... Всё продолжалось довольно долго. И только когда ситуация там успокоилась, и Андрусовский мир с Польшей был подписан - граница более менее стала определённой, признанной. Вот тогда был принят акт о переходе Киевской Митрополии в состав Московского Патриархата. Разумеется, это сопровождалось соответствующей грамотой из Константинополя, это было им признано.

http://radonezh.ru/2018/06/04/predostavl...

И тут, опять, совершенно неожиданно для нас, 26 января 2011 года, за два дня до проведения Генерального Синода ЕЛЦ АИ, в адрес руководства ЕЛЦ АИ, от Архиепископа Августа Крузе, был послан новый Протокол о намерениях. С предложением рассмотреть его на Генеральном Синоде, избрать совместную комиссию по объединению двух Церквей, и определиться со сроками. Вот дословное содержание документа, который по факсу из С.Петербурга прислал Архиепископ Август Крузе: " 1. Стороны исходят из того, что их общим интересам соответствует объединение в единую Евангелическо-Лютеранскую Церковь путем вхождения ЦРО ЕЛЦ АИ в состав ЦРО ЕЛЦ на правах других, уже входящих в состав ЦРО ЕЛЦ Церквей. 2.В этих целях каждая из сторон: а) проводит консультации со всеми заинтересованными сторонами; б) предлагает время и место для проведения промежуточных переговоров; в) готовит предложения по внесению изменений и дополнений в действующие Уставы 3.Для принятия окончательного решения о возможности вхождения ЦРО ЕЛЦ АИ в состав ЦРО ЕЛЦ уполномоченные представители сторон встречаются не позднее " " 2011 года для обсуждения всех условий, способствующих заключению соответствующего договора " . ЕЛЦ АИ вопрос о вхождении в состав ЕЛЦ никогда не рассматривала, в силу его малой вероятности, но если нам это предложили, мы, конечно, единогласно на Синоде с этим предложением Архиепископа Августа Крузе согласились. Следующее обвинение Заявления – непричастность к историческому лютеранству. Здесь требуется вначале ответить на важные вопросы: Какие общины относятся к историческому лютеранству? Какие общины, входящие в Церковь, создают историческую лютеранскую Церковь? На сегодня в российском государстве нет общепризнанного определения, какие церкви и общины считаются историческими. Как мы представляем, историческими общинами считаются те общины, которые существовали до 1991 года или в состав которых входят прихожане, имеющие лютеранские корни. Соответственно эти общины и составляют историческую церковь. То и другое условие в ЕЛЦ АИ выполняются. То есть по этим критериям, ЕЛЦ АИ может называться исторической лютеранской Церковью. Если есть другие критерии отнесения к историческому лютеранству, что же, можно обсуждать. Но пока не заявлено иное, по вышеперечисленным критериям историческому лютеранству ЕЛЦ АИ соответствует в той же мере, как и другие братские лютеранские церкви России.

http://religare.ru/2_93521_1_21.html

Сам термин «этнос» (θνος), использованный в каноне, приобрел значение «национальный» лишь в ХХ веке. До этого он применяется именно в значении общности населения: «члены общности ассоциируют себя с особой географической территорией и им присуще чувство групповой солидарности». Толкование 34-го правила Апостолов по национальному признаку не знает ни одна из Поместных Церквей. Более того, оно входит в прямое противоречие со всеми каноническими нормами, которыми руководствуется Вселенское Православие: 2 правилом II Вселенского Собора, 22 правилом Антиохийского Собора, 16 правилом Двукратного Собора, 3 правилом Сардикийского Собора и другими канонами, запрещающими смешение Церквей и епархий на одних и тех же территориях. Конечно, оригинальный национальный подход к интерпретации 34-го Апостольского правила открывает удивительные возможности для желающих их найти. Так, например, митрополит Петр Пэдурару – как глава «Бессарабской митрополии» в 2005 году подписал «указ о создании благочиния Бессарабской митрополии в Москве». «1 ноября 2007 года, комментируя решение синода Румынской православной церкви об учреждении трех новых неканонических епархий " Бессарабской митрополии " с резиденциями в Бельцах, Кантемире и Дубоссарах, Пэдурару заявил, что это решение временно. " Когда сложится благоприятное время, резиденции Бельцкой и Кантемирской епархий переместятся в украинские города – Хотин, Измаил, Белгород-Днестровский», – заявлял в 2008 году представитель митрополии Анатолий Гончар. В 2011 году митрополит Петр (Педурару) в селе Камышовка Одесской области при участии делегации румынских чиновников освятил храм в честь свв. ап. Петра и Павла, что вызвало протест со стороны Украинской Православной Церкви. Буковина Северная Буковина также находилась под властью Османской империи до 1774 года. На фоне Русско-турецкой войны она была оккупирована Австрийской империей и включена в состав Галиции. С 1784 года созданная на этих землях епархия вошла в состав Карловацкой Митрополии (автокефальная Митрополия, позднее вошедшая в состав Сербской Церкви). В состав Румынской Церкви, также как и Бессарабия, Буковина попала в 1918 году. В 1940 году северная Буковина была передана румынскими властями СССР. После чего, согласно 34-му Апостольскому правилу на нее была распространена юрисдикция РПЦ. В 1941-44 годах, в период румынской оккупации, данные территории были заняты румынской армией, вслед за которой пришли и представители Румынской Церкви. В 1944 году ситуация вернулась в довоенное состояние. Впоследствии Черновицкая область была включена в состав самоуправляемой Украинской Православной Церкви. По данному поводу Румынская Церковь не выражала своих претензий РПЦ, что является определяющим фактором в данном вопросе.

http://pravoslavie.ru/136254.html

167 ...Иларион митрополит... – Киевский митрополит, автор «Слова о Законе и Благодати» (см. наст, изд.: Т. 1. С. 2661, 480486). По сообщению «Повести временных лет», он был «мужь благ, и книжен, и постник, и хожаше с Берестового на Дьнепр на холм, кде ныне ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бе бо лес ту велик. Иськопа печеръку малу 2-саженю...» (см. наст, изд.: Т. 1. С. 196:198). 171 Исакий – Киево-Печерский монах, святой; юродивый; ему посвящено «Слово о проподобном Исакии Пещернике», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 474483. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст об Исакии чуть короче и находится в Другом месте статьи. 175 Дамиан – Киево-Печерский монах, святой; о нём говорится в «Слове о первых чернецах печерских», входящем в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 348351. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Дамиане находится в другом месте статьи. 177 Иоанн Затворник – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о многотерпеливом Иоанне Затворнике», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 412417. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст об Иоанне находится в другом месте статьи. 179 Марк – Киево-Печерский монах, святой; ему посвящено «Слово о преподобном Марке Пещернике, повелений которого мёртвые слушались», входящее в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 434443. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Марке находится в другом месте статьи. 180 Феофил – Киево-Печерский монах, святой; о нём говорится в «Слове о преподобном Марке Пещернике, повелений которого мертвые слушались», входящем в состав Киево-Печерского патерика, см. наст, изд.: Т. 4. С. 438443. В «Цветнике священноинока Дорофея» текст о Феофиле находится в другом месте статьи. Фрагмент, начиная с рассказа об Исакии и заканчивая рассказом о Феофиле, в «Цветнике священноинока Дорофея» читался несколько позже. В публикуемой редакции текста в результате его перемещения был сформирован единый блок рассказов о подвижниках Киево-Печерского монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Высокопреосвященный Иннокентий (Борисов), как профессор богословия Киевской духовной Академии Источник Среди многих даровитых молодых людей, принятых в состав первого курса преобразованной в 1819 году Киевской духовной Академии, Иван Алексеевич Борисов, впоследствии высокопреосвященный Иннокентий, бесспорно был выдающеюся величиною. Эминентом, надобно думать, он считался еще в семинарии; по крайней мере, из шести прибывших и поступивших в состав первого курса Киевской духовной Академии Орловских семинарских воспитанников только у него одного в семинарском аттестате имеется отметка: «исправлял должность лектора греческого языка (рачительно)» 1 . Списка, составленного после приемного экзамена поступивших в состав первого курса семинарских воспитанников, в архиве Киевской духовной Академии не имеется, но в архивных делах встречается нечто в роде составленного после этих экзаменов академическим правлением акта, 2 пункта которого гласит: «из сих (экзаменовавшихся) студентов Иоакима Лелявскаго, Якова Осиповскаго, Ивано Борсова, Николая Страхова и Афанасия Лотоцкаго, как оказавшихся особенно надежными, сделать старшими» и проч. 2 Можно думать, что в указанном здесь порядке этими пятью студентами и начинался список принятых в состав первого академического курса семинарских воспитанников, составленный после их приемных экзаменов. Но уже в общем разрядном списке, составленном после полугодичного экзамена в декабре 1819 г., Борисов занимает первое место 3 ; на первом месте он стоит в общем разрядном списке, составленном за младший курс после июньских экзаменов 1821 года 4 ; первое же место, наконец, занимает он и в общем разрядном списке, составленном после выпускных экзаменов 1823 года 5 . В аттестате Борисова за четырехгодичный академический курс стоит ни у кого потом не встречающаяся отметка: способностей «особенных»; успехов в науках богословских и философских, церковном красноречии и языках еврейском, греческом и французском «отличных пред всеми» 6 . Казалось бы, в то время, когда настояла нужда пополнить состав профессорской корпорации новыми силами, Академия должна была прежде всего удержать Борисова дома, но, оставив у себя бакалаврами менее даровитых Ставрова, двух братьев Грузиных, Михайлова, Орлова и Граникова, самою крупною и дорогою своею жемчужиной она поступилась для других. Может быть, во внимание именно к своим блестящим дарованиям, для которых нужен был более широкий, чем провинциальный, горизонт, Борисов, по окончании курса, получил 17 сентября 1823 г. почетное назначение на должность инспектора С.-Петербургской духовной семинарии 7 , откуда с небольшим через год, 13 декабря 1824 г., был перемещен инспектором и бакалавром в С.-Петербургскую Академию 8 . В родную Академию он возвратился 15 ноября 1830 г. 9 , в сан архимандрита и со степенью доктора богословия 10 , на пост ректора и профессора богословских наук, на котором и оставался по 10 октября 1839 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Yastr...

Глава восьмая Малороссийские и западнорусские епархии в XVIII в. Положение Киевского митрополита, после подчинения его Московскому патриархату в 1685 – 1686 гг. I. Киевская митрополия-епархия, её общий состав и границы в конце XVII и начале XVIII в. Протопии Борзенская, Глуховская и Конотопская: спор из-за них между киевским митрополитом и черниговским архиепископом. Укрепление их за Киевской епархией в 1691 г. II. Открытие Переяславского викариатства (коадъюторства) Киевской епархии (1700 г.); область ведения переяславского епископа. Постепенное освобождение переяславских епископов из-под власти киевских иерархов и преобразование Киевского коадъюторства в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию (1733 г.). Состав Киевской епархии до 1764 г. Число церквей и монастырей в ней – собственных и заграничных. Попытка назначить викария киевскому митрополиту (1758 – 1762 гг.). Состав и пределы самостоятельной Переяславской епархии до 1764 г. Присоединение к ней Новосербии с крепостью св. Елизаветы и слободами (1756 г.) и двух протопопий – Крыловской и Новомиргородской (1756 г.). Неудачная попытка ген.-лейт. Хорвата учредить в Новосербии самостоятельную епископию с «единонациональным» епископом (1759 – 1762 г.). Состояние заграничной части Переяславской епархии. III. Черниговская и Новгород-Северская епархия. Постоянство её территории и состава. Неудачная попытка снова возвратить от Киевской епархии три протопопии. Число церквей и монастырей в ней. Состав малороссийских епархий в 1764 г. и после до 1775 г. Изменение состава Киевской и Переяславской епархий в 1776 г. в связи с образованием Славянской епархии (1775 г.). Устройство Новой Днепровской линии и падение новой Запорожской Сечи (1775 г.). IV. Белорусская (Могилевская) епархия, образовавшаяся в пределах России после первого раздела Польши (1772 г.). Гражданское и церковное устройство новоприсоединенной части Белоруссии. Губернии и епархии Псковская и Могилевская (Белорусская). Положение православных в пределах Польши после первого раздела ее. Мысль об открытии заграничной православной епископии с кафедрой в г. Луцке. Проект 1784 г. о переделе малороссийских епархий, соответственно губернскому делению. Упразднение самостоятельной Переяславской епархии с перенесением епископской кафедры в Новгород-Северск, предположение учредить переяславское викариатство Киевской епархии. Осуществление проекта 1784 г. с изменениями его по указу 31 марта 1785 г. Заграничная Переяславская и Бориспольская епархия, коадъюторство киевское, с кафедрой в г. Луцке (1785 г.). Деятельность епископа Виктора (Садковского) на пользу православия в Польско-литовских областях. Его страдания – арест и освобождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

По отношению к числу пророческих книг иудейская и христианская традиции имеют неодинаковое суждение, как и по отношению состава сборника этих книг. Это относится, в первую очередь, к большим пророкам. Книги пророков Исаии, Иеремии и Иезекииля одинаково признаются книгами больших пророков в обеих традициях. Однако существуют различия по отношению к книгам Даниила и Иеремии. Во–первых, книгу пророка Даниила, которую вся христианская традиция относит к числу книг больших пророков, иудейская традиция, признавая, что многие ее главы носят пророческий характер, тем не менее, включает в состав сборника «Писаний». Причина этого, скорее всего, состоит в том, что в целом эта книга носит назидательном характер. Во–вторых, прослеживается неодинаковое отношение к так называемому корпусу Иеремии, в состав которого в христианской традиции входят, помимо собственно книги пророка Иеремии, еще книги: Плач Иеремии, Послание Иеремии и книга пророка Варуха, ученика Иеремии. Хотя книга пророка Варуха и Послание Иеремии считаются в православной и католической традиции книгами второканоническими, они включаются в состав корпуса пророческих книг Иеремии, т. е. их косвенно относят к большим пророкам. При этом в разных изданиях Библии способ их включения в корпус неодинаков. Иногда Послание печатают как приложение к собственно книге Иеремии; нередко его присоединяют к книге Варуха в качестве ее последней главы, а иногда обе книги включают как добавление к книге Иеремии. Отметим, что иудейская, а вслед за ней и протестантская традиции в свои издания эти две книги не включают. Иудейская традиция, равно как и протестантская, признавая каноничность книги Плач Иеремии, относит ее не к пророческим книгам, а включает в состав сборника «Писаний». Что касается сборника малых пророков, то в иудейской и во всей христианской традиции в его состав включаются одни и те же книги. Это пророческие книги, в заглавии которых стоят имена: Осия Иона Софония Иоиль Михей Аггей Амос Наум Захария Авдий Аввакум Малахия

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Западное христианство пришло на эти земли гораздо позже, после Кревской унии 1385 года 1 . Первый костел, строительство которого подтверждается документами, был возведен в Гродно в XVI веке. Распространению римо-­католичества и переходу в него знати, что автоматически влекло и ополячивание, способствовали Люблинская государственная уния 1569 года 2 и Брестская церковная уния 1596 года 3 . В результате этих событий в XVII веке православные храмы оказались у греко-католиков. Когда в 1795 году после третьего раздела Речи Посполитой Гродно вошел в состав Российской империи, на этой территории не было ни одного православного храма. В XIX веке началось активное строительство православных храмов, униатские храмы возвращались Православной Церкви. Большой костел в центре города — Пресвятой Девы Марии, так называемый Фара 4 Витовта, — был передан православным, реконструирован, освящен в честь Софии Премудрости Божией и стал кафедральным собором. Вполне возможно, на этом месте в древности был православный храм с княжескими захоронениями. Взорвали этот собор во время хрущевских гонений в 1961 году. До 1914 года епархия была обширной, она насчитывала 356 приходских храмов, а с приписными, домовыми, гарнизонными и часовнями — более 600. В состав епархии входили такие теперь уже самостоятельные епархиальные центры, как Брест и Белосток (сейчас в составе Польши). В 1915 году, во время Первой мировой войны, православное духовенство и часть населения эвакуировали из Гродно. В 1921 году эти территории вошли в состав Польской республики — Второй Речи Посполитой, и так продолжалось до 1939 года. Сложно дать однозначную оценку этому недолгому периоду: с одной стороны, началась политика ревиндикации, то есть отнятия храмов, окатоличивания, ополячивания православных, однако данные гонения не шли ни в какое сравнение со сталинскими репрессиями в тот же период в СССР. В 1939 году Западная Беларусь вошла в состав СССР, а после начала Великой Отечественной войны и нацистской оккупации Беларуси немцы присоединили эти земли к Восточной Пруссии. Правящим архиереем в то время был владыка Венедикт (Бобковский), который носил титул архиепископа Белостокского и Гродненского, Экзарха Белорусской Православной Церкви в Восточной Пруссии. Архиепископ Венедикт вошел в историю как принципиальный сторонник сохранения церковного единства восточнославянских народов и убежденный противник белорусского автокефального движения. В 1944 году, при приближении советских войск, он был эвакуирован на Запад и вместе с другими белорусскими иерархами, не желая быть в подчинении у представителей белорусских эмигрантских политических и общественных организаций, вошел в состав РПЦЗ.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 31 мая 2007 года (журнал 56) преосвященный Антоний, епископ Бориспольский назначен ректором Киевской Духовной Академии и Семинарии. 14 ноября 2007 года постановлением Священного Синода УПЦ ( журнал 105 ) назначен председателем Синодальной Каноническо-богословской комиссии. На Архиерейском Соборе УПЦ, прошедшем 21 декабря 2007 года в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре под председательством Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, епископ Бориспольский Антоний как Председатель Каноническо-богословской комиссии УПЦ возглавил рабочую группу по подготовке изменений к действующему Уставу УПЦ. Указом Президента Украины от 24.03.2008. включен в состав организационного комитета по подготовке празднования 1020-летия крещения Киевской Руси. Постановлением Кабинета министров Украины от 23.04.2008 включен в состав наблюдательного совета Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Решением Священного Синода УПЦ от 8 мая 2008 года ( журнал 40 ) назначен на должность председателя Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ и освобожден от руководства Богословско-канонической комиссией УПЦ. 24 сентября 2008 года возведен в сан архиепископа. Принимал участие в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви, прошедшего 27–29 января 2009 года в храме Христа Спасителя. 27 мая 2009 года решением Священного Синода РПЦ ( журнал ) включен в состав Комиссии по образованию Межсоборного присутствия РПЦ. Решением Синода УПЦ от 9 сентября 2009 г. ( журнал ) вновь назначен на должность председателя Богословско-канонической комиссии при Священном Синоде УПЦ и включен в состав Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по диалогу с УАПЦ и рабочей группы по подготовке диалога с представителями УПЦ КП. В ходе состоявшегося 29 января 2010 года первого заседания президиума Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, прошедшего под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, где были утверждены тринадцать комиссий Межсоборного присутствия и их состав, решением президиума Межсоборного присутствия возглавил комиссию по вопросам духовного образования и религиозного просвещения.

http://bogoslov.ru/person/372863

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010