— Желательно. Нет, конечно, можно и без этого, но это труднее. Понимаете, историзм христианства — это очень важная вещь, потому что Христос явился в конкретный день конкретного года, в конкретной исторической ситуации, про которую мы уже сейчас так много знаем, как ни про один другой момент истории. Ведь никому неохота было раскапывать, зачем Тиберию нужны были переписи, да не одна, а три. И никто бы никогда не залез в римские анналы и не стал бы их разбирать. А вот враги Рождества раскопали. И кто бы обратил внимание на камни, которые откопали в Кесарии, и увидел бы на одном из них надпись «Pontius Pilatus»? А ради Рождества на этот камень обратили внимание, и это стало сенсацией 1961 года. Ведь до той поры очень многие полагали, что Евангелие — это совершеннейший миф, что в нем нет ничего исторического. А тексты? А кумранские рукописи? 1947 год, после войны весь мир разрушен, и вдруг на тебе — обнаружены подлинные пергаменты первого века с текстами Ветхого Завета. Почти вся Книга пророка Исаии. А источником для современных переводов Библии служит Септуагинта — текст, который был переведен на греческий язык за три века до Рождества Христова. Самый ранний текст Ветхого Завета, который у нас есть, — это пергаменты четвертого века нашей эры. — Вы имеете в виду текст всего свода? — Да хотя бы даже кусочки. Когда начали сличать Книгу пророка Исаии в Септуагинте и кумранские рукописи, никто не ожидал: там незначительная разница в огласовке. И это уже не уровень источниковедения, это уровень исторического прикосновения. Знаете, сколько у нас древних копий «Илиады» или «Одиссеи» Гомера? У нас есть копии, которые относятся к четвертому веку до Рождества Христова, а записаны они были в восьмом. Значит, расстояние между оригинальным текстом и тем, который до нас дошел, как минимум четыреста лет. А от устной традиции Евангелия (это примерно 60-год первого века) до первого текста, который у нас есть (это примерно 170-год), — сто лет. Понимаете разницу? У нас есть несколько наиболее древних рукописей «Одиссеи» и тысячи рукописей Евангелия. Это потому, что христианство всегда было очень исторично, оно всегда смотрело на факты, на предметы, на датировки: кто написал, как написал.

http://pravmir.ru/paradoksy-rozhdestva/

Собственно эсхатологический смысл, указующий на отдаленное преображение мира и суд Господень посредством ближайших исторических событий, выведенный через образ языческого царя Гога земли Магог, находится в 8-ой главе книги Иезекииля. От кровавых картин воинственных сражений пророк, конечно же, стремится перенести мысль читателя к духовной брани со злом в «последние дни» ( Иез.38:8, 16 ). Это – время особой войны и особого торжества Божиего промысла. Подобным двояким образом эсхатологический смысл передается другим библейским выражением – [йом янвэ] «день Господень». У пророка Исаии он наступает именно в «последние дни» ( Ис.2:12 ), однако передает не радость наступления мессианского царства, а грозный суд Божий над нечестивыми и грешниками: «Ибо грядет день Господа Саваофа на все гордое и высокомерное и на все превознесенное, – и оно будет унижено» ( Ис.2:2, 12 ), причем под «гордым» и «высокомерным» понимается прежде всего идолопоклонство ( Ис.2:19 −21). У Амоса этот день предстает как всеобщее возмездие Господа за нечестие: «Горе желающим дня Господня! для чего вам этот день Господень? он – тьма, а не свет, то же, как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришел домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его. Разве день Господень не мрак, а свет? он тьма, и нет в нем сияния» ( Ам.5:18 −20). Эта же идея – в пророчестве Авдия об Едоме: «Ибо близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою» ( Авд.1:15 ). Пророк Софония говорит о наказании в день Господень нечестивых жителей Иудеи и Иерусалима ( Соф.1:4 −18), причем у него наказание Божие является очищением, после которого Господь даст верным «уста чистые» ( Соф.3:8 −9) для истинного служения Ему. Таким образом, пророки отталкиваются от актуальных для их современников исторических событий, но предсказывая умаление языческих народов и истребление идолопоклонства при пришествии Мессии, через это указывают и на события конца времен – на страшный суд Божий при наступлении полноты благодати намного позже прихода Мессии. Наличие второго, эсхатологического смысла, подтверждается пониманием ветхозаветных пророчеств у священных авторов Нового Завета: «придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» ( 2Пет.3:10 ; ср. 1Фес.5:2 ; 2Фес.2 −3). Эсхатология в сектантских кумранских рукописях

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

– Септуагинта, преимущественно, цитируется в книгах Нового Завета, чем подтверждается ее богодухновенный авторитет. – Септуагинта истолкована в Духе Святом святыми отцами церкви. – Септуагинта, и переводы с нее, читаются за богослужением в Православной церкви. – Тексты кумранских свитков отклоняются, местами, от масоретского текста в пользу Септуагинты. Текст Септуагинты III в. до Р.Х. не дошел до наших времен. Древнейшими манускриптами Септуагинты являются фрагменты из нее, найденные в Кумране (II в до Р.Х.). Но эти новейшие находки древних текстов еще никак не отразились в богословии и в экзегетике. Христианский мир в течение веков пользовался текстами, восходящими к следующим древнейшим кодексам Септуагинты. Синайский кодекс LXX восходит к сер. IV в. по Р.Х., является древнейшим из известных ныне, не считая кумранских рукописей. Обнаружен он был в 1844 г. Тишендорфом на Синае в монастыре св. Екатерины. Находится ныне в Британском музее Лондона. Ватиканский кодекс Септуагинты так же восходит к IV в. по Р.Х. , находится в библиотеке Ватикана. Александрийский кодекс датируется V в. по Р.Х., находится в Лондоне. Библейская текстология стоит не только перед задачей восстановления первоначального текста Св. Писания, но и перед задачей восстановления первоначального текста Септуагинты. Подобные текстологические исследования в христианской церкви начал великий александрийский учитель Ориген , в III в. по Р.Х. Для восстановления, как еврейского первоисточника, так и, в особенности, Септуагинты, Ориген составил свои знаменитые гекзаплы и октаплы. В гекзаплах Ориген расположил все Св. Писание параллельно, рядом, в шести столбцах: – подлинный еврейский текст; – еврейский текст, записанный греческими буквами; – греческий перевод Акилы; – греческий перевод Симмаха; – перевод Септуагинты; – греческий перевод Феодотиона. В октаплах Ориген добавил еще два перевода неизвестных переводчиков: – иерихонский; – никопольский. К сожалению, этот колоссальный текстологический труд Оригена не дошел до нас, но был уничтожен во время арабских завоеваний.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

С другой стороны, анализ содержание рукописей указывает на то, что многие из них возникли вне ессейской среды. Во-первых, библейские рукописи, а также такие широко известные апокрифы, как «Книга Еноха» и «Книга Юбилеев», – явно не сектантского происхождения. Во-вторых, в Кумране в качестве официального богословского языка использовался древнееврейский 21 – поэтому справедливо будет рассматривать рукописи на арамейском языке как произведения, возникшие вне сектантского движения и пригодные для оценки религиозных взглядов и верований палестинских иудеев. Подобным образом можно квалифицировать и многие рукописи на древнееврейском, не содержащие сектантских мотивов. Конечно, взгляды ессеев повлияли на формирование состава библиотеки: так, например, отсутствуют маккавейские книги и фарисейские произведения, поскольку ессеи находились в оппозиции к этим движениям. Кумранская община, говоря словами Дж. Коллинза, «имела свою собственную литературу, в которую могли входить эзотерические произведения, неизвестные за пределами сектантских кругов. Однако теперь ясно, что далеко не все прежде неизвестные работы являются специфически сектантскими». 22 Вывод о том, что кумранская библиотека сохранила немалое количество произведений, возникших и имевших хождение в широких кругах палестинского иудейства, имел огромные последствия для библеистики. Появилась возможность использовать рукописи Мертвого моря для экзегетического анализа многих ветхозаветных и новозаветных книг с учетом верований иудеев, живших накануне Рождества Христова. Чтобы продемонстрировать значение такого подхода, имеет смысл рассмотреть два наиболее ярких примера. Известно, что на вопрос учеников Иоанна Крестителя «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?», Христос ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется 23 ; и блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф. 11:2–6 , Лк. 7:19–22 ). Здесь Господь Иисус Христос явно ссылается на пророчества из книги Исаии, который говорит о делах будущего Мессии в 35 главе: «вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых , и уши глухих отверзутся . Тогда хромой вскочит , как олень, и язык немого будет петь » (35:4–6), а также на указание в 61 главе на то, что Мессия будет « благовествовать нищим » и " исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение и узникам открытие темницы, проповедовать лето Господне благоприятное и день мщения Бога нашего» (61:1–3). Однако Христос не только указывает на все дела, которые должен исполнить Мессия согласно пророчеству Исаии, но и говорит о том, «мертвые воскресают», чего в тексте пророчества нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

В силу приведённых рассуждений наиболее правильным вариантом идентификации Слуги Ягве в четырёх выделенных песнях является традиционное христианское и отчасти древнеиудейское представление о Слуге Ягве как пророчески предвозвещённой личности Мессии. Понятие «коллективной личности» способно объяснить, почему Мессия приносит Себя в «жертву умилостивления» за весь Израиль и за весь человеческий род. Идея ходатайственного страдания и смерти одной личности за грехи других была присуща не только народу Израилеву, но и всему человечеству. Эта идея была более всего развита на древнем Востоке и основывалась на «признании внутренней, нравственной связи между всеми членами общества, по силе которой страдание общества принадлежит вместе и каждому отдельному лицу – будет ли это общество рассматриваться как семья, или как государство, – пишет Иоанн Алексеевич Орфанитский. – Для человека на Востоке, где личная, индивидуальная жизнь была слабо развита по сравнению с жизнью общинной, идея ходатайственного страдания была ближе к сознанию человека, казалась ему естественной и справедливой – истины чего с известной точки зрения и нельзя отрицать» 434 . По словам И. А. Орфанитского, «человек трактуется здесь не только как строго обособленная личность, но всякий в равной мере есть и коллективная личность в том смысле, что в нём должны отражаться и состояния всех других людей, как свои собственные, и эти состояния не должны быть для него только предметом холодного умозрения, но он должен усваивать их себе, как свои собственные, и потому должен становиться к ним в такие же жизненные, деятельные отношения, как к своим собственным. Такие отношения основывались на коренном еврейском понятии о человеке, которое выражено в книге Бытия (1:27–28), и которое кратко и ясно выразил ап. Павел: «От одной крови [Бог] произвел весь род человеческий» ( Деян. 17:26 )». 435 Теократическое еврейское общество было одной большой семьёй, отцом которой был Сам Господь, а Его видимым представителем – священническое сословие.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Во-вторых, не выдержала критики красивая теория Ролана де Во о кумранском скриптории, где переписывались книги. На развалинах найдена лишь одна чернильница, в то время как экспертиза почерков показала, что тексты написаны более чем пятьюстами разными людьми! Таким количеством переписчиков не мог похвастаться ни один даже самый крупный средневековый монастырь. Сегодня очевидно, что рукописи Кумрана – не результат деятельности монастырских писцов, а библиотека. Точнее даже, библиотечные фонды, скорее всего, вывезенные сюда из Иерусалима незадолго до начала осады города римлянами в 68-м году по Р.Х. Их отвезли в разные места Иудеи и там для сохранности уложили в сосуды, чтобы потом вернуться и использовать вновь. Возможно даже, что иудеи эвакуировали библиотеку, которая находилась непосредственно в иерусалимском Храме, и найденное в Кумране – ее небольшая часть. Окончательно ессеев «выселили» из Кумрана после публикации всех манускриптов в 1991-92 гг., когда вслед за гипотезой монастырского скриптория рухнул миф о том, что библиотека принадлежит общине ессеев. В Кумране было найдено около 900 текстов. Все они датируются III в. до Р.Х. – началом I в. по Р.Х. Из них «ессейскими» оказалось всего лишь несколько десятков. Говоря современным языком, четыре сектантских свитка, которые были опубликованы первыми и ввели всех в заблуждение, оказались частью «спецхрана» большой библиотеки. В основном же свитки Мертвого моря – это хорошо известные нам библейские тексты, в которых представлены в отрывках почти все книги Ветхого Завета, а также небиблейские несектантские рукописи. Ессеи – религиозная секта, возникшая в Иудее во 2-й половине II в. до Р.Х. и просуществовавшая до I в. по Р.Х. Согласно античным авторам (Филону Александрийскому, Плинию Старшему, Иосифу Флавию, св. Ипполиту Римскому), ессеи жили по всей Палестине, в том числе – в городах, довольно обособленными общинами, для которых характерны общность имущества, коллективность труда и быта. Осуждали войны, рабство и торговлю, отвергали кровавые жертвоприношения, имели особый обряд ритуальных омовений. Некоторые ессеи вели безбрачный образ жизни.

http://pravoslavie.ru/37832.html

Ессеев долгое время считали предшественниками христиан. Однако сходство – исключительно внешнее. Их религиозные воззрения и духовная практика имеют мало общего с учением Иисуса Христа. Что прочли После публикации всего кумранского корпуса манускриптов стал очевиден ответ на вопрос: опровергают ли они евангельскую историю. К великому сожалению любителей сенсаций: нет. Более того, свитки Кумрана полностью ее подтверждают. «Учитель праведности» оказался персонажем, характерным лишь для сектантских свитков, в то время как несектантские рукописи исполнены пророчеств о грядущем Мессии, Которого напряженно ждали и о котором писали иудеи той эпохи. Последние тексты, найденные в Кумране, были созданы незадолго до Рождения Иисуса Христа, поэтому они очень точно отражают тогдашние настроения той эпохи. Иудейский народ ждал дня рождения Мессии, но об этом мы знали и до Кумрана. Однако рукописи Мертвого моря очень ясно свидетельствуют о том, почему, дождавшись Христа, иудеи Его отвергли. Среди свитков Кумрана были найдены рукописи «Мессианский сборник» и «Мессия неба и земли». Это – свод библейских пророчеств и небиблейских текстов, которые показывают, какого именно Мессию ждали иудеи. И здесь, опять же, Кумран не дал ничего нового. Мессия из небиблейских текстов Кумрана – это политический и военный вождь, который чудесным образом победит всех врагов и поработителей Израиля и поставит иудеев во главе народов мира. Интересно, что среди рукописей присутствует и библейская книга пророка Исаии, которого называют ветхозаветным евангелистом. Как раз у Исайи и содержатся пророчества о том, что Мессия, будучи Богом, станет человеком, бессемянно родившись от девственницы, что Он возьмет на себя грехи мира и добровольно примет смерть за людей. На эти пророчества постоянно ссылаются авторы Евангелия. Но идея страданий Мессии не пользовалась популярностью у иудеев. Ни в одной из кумранских небиблейских рукописей нет описания страдания Спасителя за грехи Своего народа – только описания Его власти, славы и могущества.

http://pravoslavie.ru/37832.html

Игорь Цуканов . Ученые открыли новый факт о кумранских рукописях . Это ударит по христианам ? [Кумранские свитки — древнейшие из дошедших до нас рукописей библейских книг. Они были найдены в пустыне в окрестностях Мертвого моря. Считалось, что созданы они там же. Но недавно ученые нашли сильные аргументы против этой версии. Их открытие может ударить по христианской картине мира? «Фома» разбирает этот вопрос по пунктам]. Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала протоиерея Димитрия Юревича, зав. кафедрой библеистики Санкт-Петербургской православной духовной академии. Ил.: На развороте к материалу - поселение Кумран. Основано в 134-104 годах до Р. Х., разрушено римлянами в 68 году (фomo­_Derek Winterburn/Flickr/CC BY-ND 2.0); В таких керамических кувшинах с крышками хранились многие из свитков Кумрана. Фото//Фома. - — сентябрь 2021. - С.26-31. - (раздел « Вера »). - Имеются две важные иллюстративно-информационные вставки: « Свиток Исаии ». Развернутый свиток Исаии. Фото. Это единственный свиток Кумрана, который сохранился почти полностью, содержит почти всю Книгу пророка Исаии, за исключением некоторых небольших поврежденных частей. Написан на иврите, на 17 листах пергамента. Его длина 734 см, высота — 27 см. Датируется II веком до Р.Х. Входит в число первых семи свитков, обнаруженных бедуинскими пастухами в 1946 году в пещере 1; Кумран, пещера 1 . Фото. Отсюда началась история открытий свитков Мертвого моря; Фрагмент свитка. Фото: «Вот, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему — Эммануил» (Ис 7:14). Самое известное место из пророка Исаии: пророчество о рождении Христа от Девы; Архиепископ Афанасий Йешуа Самуил. Фото.— предстоятель Сирийской Православной Церкви в Антиохии в Иерусалиме (1946-1949 гг.). У него в руках фотокопия свитка Исаии. Архиепископ Афанасий первый понял ценность найденных свитков. В 1947 году он купил первые рукописи у тех самых пастухов-бедуинов. - С.29; « Кумран, пещера 4 ». Здесь было найдено 90% всех свитков Мертвого моря. Фото StateofIsrael/Flickr/CC BY 2.0; Сегодня в Кумране национальный парк. Он находится в 43 км от Иерусалима (см. на географической карте); В таком виде в керамических горшках было найдено большинство рукописей. Фото. Разворачивать такие свитки — сложная и кропотливая работа; Пещеру 4 обнаружил в 1952 году историк, археолог и католический священник Роланд де Во . Фото; С 1949 по 1956 год под руководством Роланда де Во были найдены тысячи фрагментов свитков, раскопаны 267 пещер и само поселение Кумран. Фото. - С.31.

http://foma.ru/bibliografija-foma-9-221-...

То же говорят пророки. В их понимании этот Потомок Давида – Мессия, Который возродит Израиль, будет могущественным земным царем. Вот, например, как мыслит об этом пророк Иеремия: Воротами сего города будут входить цари и князья, сидящие на престоле Давида, ездящие на колесницах и на конях, они и князья их, Иудеи и жители Иерусалима, и город сей будет обитаем вечно ( Иер. 17:25 ). Или другой текст: В те дни и в то время возращу Давиду Отрасль праведную, и будет производить суд и правду на земле. В те дни Иуда будет спасен и Иерусалим будет жить безопасно, и нарекут имя Ему: “Господь оправдание наше!” Ибо так говорит Господь: не прекратится у Давида муж, сидящий на престоле дома Израилева, и у священников-левитов не будет недостатка в муже пред лицем Моим, во все дни возносящем всесожжение и сожигающем приношения и совершающем жертвы ( Иер. 33:15-18 ). В более позднее время, во II-I веках до Р. Х., мысль о том, что Спасителем мира будет Потомок из рода Давидова, новый великий Царь, или «Сын» Давидов, прочно закрепляется. Указания на это мы находим в иудейской литературе межзаветного времени (времени между Ветхим и Новым Заветами). Особенную помощь в реконструкции иудейских представлений того времени нам оказали кумранские рукописи. В документе, названном «Благословение патриархов» (в науке этот документ обозначается как 4Q РВ), мы читаем: «He переведется властитель из племени Иуды …[не ис]коренится сидящий на престоле Давида… До пришествия Праведного Помазанника (Мессии), отпрыска Давида, ибо ему (Давиду) и потомству его дан завет царства (над) его народом на вечные поколения…» А вот отрывок из другой рукописи: 4Q 174(Flor) I. 10-13: «Господь [го]ворит тебе (Давиду), что “Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки. Я буду ему отцом, и он будет Мне сыном” ( 2 Цар. 7:13-14 ). Это – Отрасль Давида… которого [восставит] на Си[оне в кон]це времен, как сказано: “И восставлю упавшую скинию Давида”. То – упав[шая] скиния Давида, [кот]орую восставит (Господь) во спасение Израилю».

http://azbyka.ru/parkhomenko/pokinul-li-...

Эта концепция разъясняет, почему Второисаия попеременно обращается к Слуге то как к Израилю, то как к конкретной личности, но она всё же не решает окончательно проблему идентификации данной личности. Указанные в предыдущем пункте цари или пророки, за исключением, может быть, Моисея, вряд ли могут воплощать в себе характерные черты народа Израилева. Но Моисей уже выполнил свою историческую задачу к моменту написания второй части книги Исаии, а в песнях Слуги Господня (особенно в четвёртой) речь идёт о грядущих событиях. Рудольф Киттель (Rudolf Kittel) считал, что Слуга – это неизвестный пророк, современник Второисаии, описывая которого, Второисаия имел в виду грядущего Мессию. 430 Такое прообразовательное понимание песней Слуги хотя и представляет интерес, однако, в данном случае, неверно – описанные деяния Слуги по искуплению человеческого рода ( Ис. 53:5 ) могут быть совершены только необычной личностью, которая не имела на себе греха или порока, и, поэтому, вряд ли могла бы остаться неизвестной. Как указывает Дж. Фишер, «стих Ис. 53:9 говорит о Слуге, что он «не сделал греха» и «не имел лжи в устах Своих». Этого нельзя сказать об Израиле ( Ис. 29:13 ) или о каком-то другом народе. Для «жертвы умилостивления» в стихе 53:10 используется термин («ашам»), что означает, согласно 5-ой главе книги Левит, что жертва должна быть совершенной, без порока. Ни один народ или человек не подходит под данное определение (см. 65:1–7). Все свидетельства указывают на то, что предметом пророчества является невинная личность – Мессия». 431 Отмечая общность ряда черт в описании Второисаией народа Израилева и Слуги Господня, некоторые исследователи допускают, что личность Мессии прообразовал не безымянный пророк , выведенный под именем Слуги Ягве, а лучшая часть народа Израилева. 432 Василий Никанорович Мышцын (1866–1936) усматривает, на основании книги Исаии, две группы лиц в народе Израилевом накануне вавилонского плена и в плену: стремящихся к благочестию и согрешающих. Претерпевая страдания в изгнании и желая сохранить благочестие, лучший Израиль, также называемый Слугой Ягве, «искупал недостоинство своего народа, – пишет В. Н. Мышцын . – Он взял на себя тяжесть грехов нечестивого Израиля, братьев своих, и ради них понёс тяжкое бедствие. Он выстрадал для народа своего то право на Божьи обетования и на завет Божий, которое попрали называющиеся именем Израиля». Таким образом, « благочестивый Израиль в плену вавилонском предыизобразил в самом себе будущего Искупителя мира ». 433

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010