Покровские Селищи. Варсонофиевский монастырь. Собор Воскресения Христова. Собор. Действует.   Престолы: Воскресения Христова Год постройки:Между 2002 и 2012. Архитектор:В.В. Курбатов Адрес: Россия, Республика Мордовия, Зубово-Полянский район, с. Покровские Селищи Координаты: 54.004226, 43.000723 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью «Жемчужиной обители» по праву называют собор Воскресения Христова – десятиглавый белоснежный крестово-купольный храм с колокольней. Храм по проекту доктора архитектуры, профессора Валентина Витальевича Курбатова был заложен в 2002 году. Высота колокольни достигает 39 м. На ней - 8 колоколов различной величины, общим весом в 200 пудов. С колокольни открывается живописный вид на бескрайние сельские просторы. На праздничном стопудовом колоколе сделана надпись: “Во Славу Господа Бога и Спаса нашего в дар храму Воскресения Христова при игумене Алексии в 2004 году слит сей звон”. Длина собора с востока на запад, включая алтарную абсиду и притвор, составляет 35 метров, ширина – 20 метров, общая площадь собора - около 680 кв.м. 10 декабря 2007 года состоялось малое освящение нижнего храма собора в честь иконы Божией Матери Знамение, приделы которого буду освящены в честь святой великомученицы Варвары и святой великомученицы Анастасии Узорешительницы. Великое освящение верхнего храма во имя Воскресения Христова с приделами в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна было совершено 10 июня 2012 года, в Неделю всех Святых. Его возглавил высокопреосвященнейший Варсонофий, митрополит Саранский и Мордовский, Управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили епископ Тамбовский и Мичуринский Феодосий, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, секретари Саранской и Краснослободской епархии и сонм духовенства митрополии. Свято-Варсонофиевская женская обитель по праву гордится величественным белоснежным собором Воскресения Христова. Крестово-купольный храм с десятью главами и колокольней был заложен в 2002 году. Автором проекта выступил архитектор, профессор Валентин Витальевич Курбатов. Колокольня имеет 39 метров в высоту, а её " голос " состоит из 8 колоколов (общий вес 200 пудов). Праздничный, самый большой стопудовый колокол украшен памятной надписью.

http://sobory.ru/article/?object=37606

Храм двухэтажный, основной престол освящён в честь Державной иконы Божией Матери и находится в главном приделе, на верхнем этаже. В нижнем пределе находится храм, освященный в честь Великого Святителя белорусской земли Кирилла, епископа Туровского, своей жизнью и проповедью, озаривший все пределы Белорусской Православной Церкви. Храм построен в крестовом стиле, 5-купольный, с отдельно стоящей трёхъярусной шатровой колокольней. Высота храма 35м, площадь 560 кв.м, вместимость примерно 1000 человек. Высота колокольни 33 м, на ней 9 колоколов - самый большой из них около 2 т. Он получил название «Белорусский Царь-кололокол», потому что на тот момент, когда его отлили, он был самым большим в республике. http://hram-derjavny.by/ Зарегистрирован приход в 1990 г., в этом же году открыто Ивацевичское благочиние. Благочинным и настоятелем был назначен Протоиерей Григорий Владимирович Пилипчук. Храм Державной иконы Божией Матери в г. Ивацевичи был заложен в 1992 г. и торжественно освящён в 2006 г. Храм двухэтажный, основной престол освящён в честь Державной иконы Божией Матери и находится в главном пределе, на верхнем этаже. В нижнем пределе находится храм, освященный в честь Великого Святителя белорусской земли Кирилла, епископа Туровского, своей жизнью и проповедью, озаривший все пределы Белорусской Православной Церкви. Храм построен в крестовом стиле, 5-купольный, с отдельно стоящей трёхъярусной шатровой колокольней. Высота храма 35 м, площадь 560 кв.м, вместимость примерно 1000 человек. Высота колокольни 33 м. На ней 9 колоколов. Самый большой из них весом около 2 тонн. Он получил название «Белорусский Царь кололокол», потому, что на тот момент , когда его отлили, он был самым большим в Республике. Образ иконы Божией Матери Державной был явлен, согласно сказанию, в день отречения от престола 2 (15) марта 1917 г. императора Николая II, что в глазах русского православного народа знаменовалоДержавная икона Божией Матери передачу верховной царской власти. Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа. Икона была найдена в подвале церкви Вознесения в Коломенском и сразу же получила почитание как чудотворная. Икону возили по московским храмам, фабрикам и заводам; с нее делали копии-списки. Название иконы «Державная» соответствует ее иконографии: Богоматерь изображена как Царица Небесная, восседающая на троне, облаченная в красную царскую одежду, на голове - корона, в правой руке - скипетр, в левой - держава (шар - символ Вселенной), на Ее коленях - Отрок Христос, благословляющий правой рукой, а левой указывающий на державу; вверху в облаках - благословляющий Бог Отец.

http://sobory.ru/article/?object=39478

План крестово-купольного храма символизирует не только крест, но и человека с распростертыми крестообразно руками (т.е. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп)¹. Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Нередко план крестово-купольного храма представляет собой квадрат, расчлененный на девять пространственных ячеек (компартментов) четырьмя опорами купола: четыре конца креста вписаны в квадрат. По такому плану построен пятинефный храм монастыря Акаталепта в Константинополе, датируемый концом IX века. После падения Византийской империи традиции византийского церковного зодчества в некоторой степени сохранялись в Османской империи. Турецкое мусульманское зодчество испытало на себе мощное влияние византийской архитектуры (чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить храм Святой Софии в Стамбуле и находящуюся рядом с ним Голубую мечеть). Однако подлинной наследницей Византии в плане сохранения архитектурных традиций стала Русь. Именно здесь церковное храмоздательство в период с X по XVII век достигло своего наивысшего расцвета. Особенности церковного зодчества на Руси Проектируя церковные здания, русские зодчие пользовались системой пропорциональностей, унаследованной от Византии. За основную меру чаще всего брался диаметр головного купола или (в более поздний период) сторона подкупольного квадрата. Размеры остальных элементов здания были связаны между собой системой кратных или иррациональных соотношений. Эти соотношения складывались на основе унаследованной, опять же, от Византии (а через Византию — от древней Греции и древнего Египта) системы мер, ориентированной на членения человеческого тела. Для измерения использовались различные виды саженей. В Новгороде в XII веке, например, различали сажени мерную (175,6 см), малую, или тмутараканскую (142,2 см), большую (216 см) и целый ряд других. Каждая сажень состояла из четырех локтей: соответственно, локоть мерной сажени (44 см) отличался по длине от локтей тмутараканской (35,5 см) и большой саженей (54 см).

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Обсуждение Изменить Версии Старинные купольные кресты найдены на дне реки в Алтайском крае 26.09.2011 Со дна реки Бия в городе Бийске (Алтайский край) подняты три купольных креста. По блеску в воде их заметил охранник коммунального моста, сообщает в понедельник сайт Барнаульской епархии . " Из-под арки коммунального моста поисково-спасательным отрядом подняты на поверхность три больших разрубленных старинных купольных креста, очевидно, с одного из дореволюционных храмов Бийска. Кресты подняты с трехметровой глубины " , - говорится в сообщении. Кресты удалось увидеть благодаря тому, что в этом году река поменяла русло и значительно обмелела. " Раньше недалеко от коммунального моста Бийска стояла церковь, но в 30-х годах прошлого столетия ее разрушили. Высота крестов от основания до верха составляет два метра. Судя по этим крестам, если они действительно принадлежат этой церкви, можно судить, что купола были небольшие " , - уточняется в сообщении. Находка передана для проведения экспертизы. Исследователи должны будут определить, какому именно храму принадлежали кресты. В епархии предполагают, что где-то поблизости находятся еще пять крестов. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 26.09.2011 16:34:08 Новости 01.05.2024 Скончался протоиерей Василий Зализняк, клирик Джанкойской епархии Скончался архимандрит Поликарп (Ничипорук), духовник Шамординской пустыни 29.04.2024 В Ужгороде митрополит Феодор (Мамасуев) освятил новый храм Немецкие мусульмане призвали власти создать «халифат Германии» В северной Индии христианского священника и мирянина тяжело ранили за проповеди 28.04.2024 В кировоградском селе Коробчино в Украине подожгли домовой храм прихода УПЦ Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Серафима (Пасанаева) во епископа Минусинского и Курагинского 26.04.2024 В Яранской епархии вышла в свет первая часть сборника документов Яранской епископии 1920-1937 гг. 25.04.2024 Монография «Святой Патриарх Тихон и изъятие церковных ценностей в 1922 году» вышла в издательстве ПСТГУ Спецслужбы Украины задержали наместника Успенской Святогорской лавры митрополита Святогорского Арсения Подписка Powered by DrevoWiki based on Yii

http://drevo-info.ru/news/11487.html

– Нас отучили. Нас долго убеждали в том, что мы должны свое сломать, забыть и быть, как Европа, а не сами по себе. Нет, конечно, национальная линия в архитектуре не исчезает еще и в XIX веке. Во многих провинциальных городках особнячки этого времени не стоят тесно друг к другу, есть усадебки такие. Эти пропорции, эта пластика, эта мягкость какая-то наша русская!.. Все в них улыбается. Вроде бы Европа, но… все переведено на русский язык. Между прочим, Россия никогда не боялась заимствований. Сложилось, например, понятие «русский ампир». Этот стиль был высоко оценен и в Европе, откуда сам пришел. В орнаменте мы можем увидеть любые мотивы – персидские, да какие угодно, но они все равно трактованы по-нашему. – Переведены на русский… – Переведены на русский… И это очень важно. Мы с жадным интересом всегда смотрели на все прекрасное, что находили во всем белом свете, брали то, что нам было симпатично, но делали по-своему. – И сейчас это тоже возможно? – Это необходимо. Слепо копировать чужую традицию не есть развитие архитектуры, это ее убийство, это потеря своей души. Стеклянные небоскребы, которые сейчас строят в Москве, искажают русское представление о том, что такое дом, что такое архитектура. – Но, как Вы уже говорили, копирование древних образцов тоже не есть развитие, важно овладеть принципами, положить в основу современного строительства родную традицию. А как стоит подходить к строительству современных храмов? Здесь тоже должно быть развитие, а не древние образцы? – Перевод богослужения на современный русский язык – тоже развитие? Я не уверена в этом. Храм крестово-купольный – образ вселенной, и в нем должна быть отражена Божественная иерархия. В архитектуре храма, в его росписях, богослужении соединяются Церковь Небесная и Церковь земная. Крестово-купольный храм сложился еще в Византии, продолжена традиция в Киевской Руси, а потом она ярко раскрылась в архитектуре Владимира. Раннемосковское зодчество продолжает развиваться в русле традиции владимирского зодчества. Это и должно лежать в основе храмового строительства. Стилизаций быть не должно, а в художественном ремесле должно быть воплощено национальное чувство пластики, пропорции и все, о чем мы уже говорили. Возьмите Соловецкий ансамбль. Это такая связь с небом и морем, такая величественная простота, такая могучая красота, которая есть в нашем народе огромном. Никакой другой народ не мог создать такую огромную страну, владеть ею, дать возможность всем народам жить своей жизнью, сохранить свои языки. Ну, кто еще это делал?

http://pravoslavie.ru/4811.html

Были храмы смешанных типов: по внешнему виду крестообразные, а внутри, в центре креста, круглые, или по внешней форме прямоугольные, а внутри, в средней части, круглые. Господствующим в византийской храмовой архитектуре остался прямоугольный храм с выдвинутым на восток закругленным выступом алтарных абсид , с фигурной кровлей, со сводчатым потолком внутри, который поддерживался системой арок с колоннами, или столпами, с высоким подкупольным пространством, что напоминает внутренний вид храма в катакомбах. Только в середине купола стали изображать пришедший в мир Свет Истинный — Господа Иисуса Христа. Храмы отличаются несравненным великолепием, и большей внешней и внутренней детализацией. Он непременно увенчивается крестом на куполе или на всех куполах, если их несколько, как победным знамением и во свидетельство того, что Церковь, как и все творение, избранное ко спасению, входит в Царство Божие благодаря Искупительному Подвигу Христа Спасителя. Ко времени Крещения Руси в Византии складывается тип крестово-купольного храма, который объединяет в синтезе достижения всех предшествовавших направлений развития православного зодчества. Архитектурная конструкция крестово-купольного храма лишена легко обозримой наглядности, которая была свойственна базиликам. Необходимы внутреннее молитвенное усилие, духовная концентрация на символике пространственных форм, чтобы сложная конструкция храма предстала как единый символ Единого Бога. Такая архитектура способствовала преображению сознания древнерусского человека, возводя его к углубленному созерцанию мироздания. Вместе с Православием Русь приняла от Византии образцы церковной архитектуры. Такие известные русские храмы, как: киевский Софийский собор , София новгородская, владимирский Успенский собор нарочито строились по подобию константинопольского Софийского собора. Сохраняя общие и основные архитектурные черты византийских храмов, русские церкви имеют много самобытного, своеобразного. В православной России сложилось несколько самобытных архитектурных стилей. Среди них прежде всего выделяется стиль, ближе всего стоящий к византийскому. Это классический тип белокаменного прямоугольного храма, или даже в основе своей квадратного, но с прибавлением алтарной части с полукруглыми абсидами, с одним или несколькими куполами на фигурной кровле. Сферическая византийская форма покрытия куполов заменилась шлемовидной. В средней части небольших храмов имеется четыре столпа, поддерживающих кровлю и символизирующих четырех евангелистов, четыре стороны света. В центральной части соборного храма может быть двенадцать и более столпов. При этом столпы пересекающимся между ними пространством образуют знамения Креста и помогают разделению храма на его символические части.

http://azbyka.ru/xram-obryady-bogosluzhe...

Построен по проекту архит. А. Д. Захарова. Памятник имеет высокую архитектурно-художественную ценность как сооружение, в котором отразились традиции и приемы русской классической школы периода ее расцвета. Он был заложен 22 мая 1830 г. После землетрясения 1888 г. в стенах были обнаружены трещины, но здание устояло. Оно пострадало во время Великой Отечественной войны, сгорела верхняя часть колокольни. Кирпичный, оштукатуренный, крестовокупольный, одноглавый. Северная, южная и западная ветви креста замыкают шестиколонные ионические портики с фронтонами. Собор завершен большим барабаном с куполом и трехъярусной колокольней, увенчанной шпилем. Вокруг здания поставлена ограда по контуру первоначального фундамента. Проведена реставрация памятника. Завершена в 1975 г. Из книги «Памятники градостроительства и архитектуры Украинской ССР», том 2, стр. 128, издательство " Будивэльнык " , 1983-1986 год В 2015 г. свой юбилей отметил самый таинственный храм Днепропетровска, который овеян легендами о подземных ходах и масонских знаках. К 180-летию со дня освящения Преображенского собора в Днепропетровском историческом музее открыли небольшую выставку, посвященную этому знаковому для города храму. В частности, там были представлены копии проектов собора и план застройки нагорной части города 1835 г. Собор за столетия оброс многочисленными мифами и легендами, некоторые из них находят подтверждение. Копия не Петра, а Павла Как рассказал известный историк Максим Кавун, основной миф заключается в том, что храм - копия собора Святого Петра в Риме. По словам специалиста, миф появился из-за неправильного прочтения документа графа Потемкина «Начертание города Екатеринослава», поданного им на утверждение императрице Екатерине II. Там есть такая фраза: «подражание Святого Павла, что вне Рима». То есть, имелся в виду совсем другой храм. Преображенский собор должен был быть уменьшенной копией базилики Святого Павла в Риме, а не храма Святого Петра. Эта базилика была построена в IV в. н.э. императором Константином, и тогда она находилась за стенами Рима. Но до сих пор является загадкой, почему Потемкин выбрал именно этот храм, пояснил Максим Кавун. Чтобы окончательно развеять все сомнения по данному вопросу, историк нашел в Российском военно-историческом архиве первые проекты Преображенского храма и сопоставил их с планом римского собора Святого Павла, которые полностью совпали. Есть два архитектурных типа храма: базилика и крестово-купольный храм. Крестово-купольный в плане является квадратом, в центре один купол и вокруг него четыре купола. Примером может являться Троицкий собор. Точно такой же собор Святого Петра. А вот Преображенский собор это базилика с длинным продолговатым пространством нефом, - привел аргумент Максим Кавун.

http://sobory.ru/article/?object=05280

На выезде из Трубчевска возвышается оштукатуренное каменное здание Сретенской церкви. Трудно переоценить её важное градостроительной значение. Со стороны города она замыкает перспективу удицы Ленина (бывшую Орловскую), а со стороны поля выступала в качестве единственного мощного архитектурного акцента западной панорамы города, отмечающего въезд в старинный Трубчевск со стороны Брянска. Её композиция представляет собой сложную игру объёмов, вырастающих из слабо выраженной кресчатости плана. Ветви креста лишь намечены ризалитами - выступами средних частей всех четырёх фасадов церкви, но подчёркнуты возвышенными фронтонами. Над центром объёма господствует световой четверик со срезанными углами. Четверик покрыт купольной крышей, завершённой небольшим восьмериком, на который поставлена небольшая главка с ажурным крестом на шаре. Декор фасадов церкви прост и деликатен - небольшого выноса карнизы, упрощённые обрамления окон и декоративных ниш с крупными полукруглыми окнами фронтонов ризалитов и палладианские окна светового четверика - хорошо гармонирует со сложными объёмами церкви. Интерьер памятника расчленён пилонами и подпружными арками, несущими световой барабан с восьмигранным сводом. Подкупольный зал с трёх сторон оформляют деревянные хоры, устроенные в ризалитах. Единую композицию с храмом составляет колокольня, отдельно стоящая перед её западным фасадом. Трёхъярусная колокольня, фланкированная боковыми пристройками, поставлена отдельно и вписана в ограду кладбища на манер надвратной монастырской. Её построение как бы вторит объёму церкви: нижняя часть четверика развита в боковые стороны низкими служебными помещениями и продолжающими их арочными воротами с прямоугольными калитками, прорезанными в стене. Два верхних четверика рисуют чёткий монументальный силуэт колокольни, увенчанный возвышенной купольной крышей. Сретенская церковь - это хороший образец стиля зрелого классицизма в Трубчевске. Долгие годы этот храм был единственным украшением площади Степана Разина. Недавно, на площади установили реликвии воинской славы (танк на постаменте и Вечный огонь перед мемориалом), а также разбили небольшой сквер на месте бывшей Гамовой лужи, тем самым придав художественного достоинства этой важной окраинной городской площади. Стоит сказать, что первая деревянная церковь при городском кладбище была срублена в 1730 году. В камне храм построили к 1811 году рядом с прежней деревянной на средства купца Петра Васильевича Саввина. Храм получился трёхпрестольный: главный престол был освящён в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня, два других в трапезной - в честь Рождества Иоанна Предтечи и Сретения Господня. Сей храм был выстроен по благословению епископа Орловского и Севского Досифея. В 1868 году на средства трубчевских купцов Н.М. Гамова и Н.А. Курындина в храм был приобретён и установлен главный резной иконостас.

http://sobory.ru/article/?object=00677

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010