Неф (лат. navis – корабль), главный объем крестово-купольного или базиликального храма. Удлиненное в плане помещение, которое в восточной части заканчивается полукружием апсиды с перекрытием – конхой, а в западной – нартексом, или притвором. Поперечная часть храма, образующая крестообразный план, именуется трансептом. Пересечение нефа и трансепта называют средокрестием (наос; хор). Нимфеум (греч. νμφαιον), в Древней Греции – храм, святилище или алтарь нимф, низших божеств природных стихий. Нимфеум всегда имел небольшой бассейн или фонтан. Одеон (греч. ωδειον, от ωδη – песня), в Древней Греции – небольшое круглое или овальное в плане здание для музыкальных состязаний. В отличие от театров, одеоны имели перекрытие. Октагон (греч. οκταγνον – восьмиугольник, от οκτω – восемь), восьмиугольное в плане здание. Восьмигранными строили баптистерии. В русской архитектуре – восьмерик. Опеон (греч. οπαιον – отверстие в крыше), круглое отверстие в перекрытии здания, в частности, в верхней части купола. В ранней античности такие отверстия устраивали для выхода дыма от очага, позднее оно имело символическое значение. Орхестра (греч. ορχστρα, от ορχομαι – плясать) – круглая площадка, окруженная зрительскими местами, место для танца, для хора в древнегреческом театре. Возвышение позади орхестры именовали скеной. Название возникло от того, что вначале на орхестре находился жертвенник и проводились дионисийские мистерии в честь бога Диониса. Палестра (греч. παλαστρα, от παλαιω – бороться), в Древней Греции – комплекс построек и площадок для спортивного воспитания юношей. Пантеон (греч. πανθειν – храм всех богов, от ραν – все и θεος – бог), тип античного сооружения, обычно круглого в плане, посвященного всем богам. Парод (греч. προδος – проход), в древнегреческом театре – проход зрителей к своим местам и проход актеров на скену. Перистиль (греч. Περιστλος – окруженный колоннами), в античной архитектуре – двор, окруженный колоннадой. Подиум (лат. podium, от греч. πος – нога, стопа), в древнеримской архитектуре – подножие, высокое основание постройки, в древнегреческой – стереобат или крепидома.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/sem-tse...

Купол и крест становятся образом, в котором, по выражению патриарха Фотия (9 век), «преодолевается антитеза». Путь «горнего восхождения», осуществляемый по горизонтали (в базилике. – Прим. ред.), получает новую пространственную координату – вертикаль, символически связывающую храмовое действо с реально видимым в действительности небом. Крест Распятия – идеальный образ Христа для выражения этого «страстного (крестного) пути» в пространстве храма в процессе его основного богослужебного действа – литургии. Предельная слитность формы с идеей Христа и реальным храмовым действом, символизирующим таинственное приобщение человека к Богу, – главное, что было достигнуто зодчими крестово-купольных храмов в аспекте их максимального приближения формы к содержательному идеалу. Купол и его подкупольное пространство в этой системе имеют свои задачи, которые следует рассматривать двуедино: и как статический противовес динамике действ со своей постоянной символикой, характером образа; и как существенный компонент этого действа или во всяком случае как его дополнительное оформление и символическое утверждение. Пространство, нанизанное на ось и предельно «сжатое» в куполе, зрительно «опускается» в храм, как бы аккумулируясь в средокрестии и рукавах креста. Это пространственное ядро, являя собой статичную центрическую структуру, обрело в общей системе храма определенную автономию. Связь купола с храмовой литургикой с ранних пор основывалась на особенностях богослужебной топографии. Все выходы на амвон, как правило, связывались с подкупольным пространством, и уже в Софии Константинопольской амвон был далеко отодвинут от алтаря в сторону подкупольной зоны. Среди различных богослужебных выходов священства в храме особое литургическое значение имеет чтение Евангелия на амвоне – кульминационный пункт средней части литургии («литургии оглашенных»). И если вершиной всего литургического действа, осуществляемого в его основной части («литургии верных»), является таинство Евхаристии в алтаре, то подкупольное пространство как бы создает и по-своему оформляет храмовую среду по вертикальной оси, в зоне произнесения Слова Божьего; действа, символизирующего выход Христа и апостолов, проповедовавших Евангелие, в мир, к народам.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Невысокий широкий барабан храма словно растворен в ступенчатой композиции и поглощен огромным вытянутым шлемовидным куполом с перехватом у основания. Был установлен лишь один крест - на главном куполе, с полумесяцем и крупным яблоком в основании. При богатстве объемных форм фасадный декор был представлен лишь аркатурным поясом на барабане в основании купола и поясами дентикул на карнизах. На месте традиционного главного входа в храм, в центре западного фасада, был размещен лишь оформленный скромным порталом вход в нижний храм; притворы, ведущие в верхний храм, располагались по сторонам трапезной. Высокие стрелы сводов, выполненные из железобетона, придавали выразительность интерьеру храма, вытянутому по вертикали. Зап. трапециевидные пристройки служили притворами-сенями. Алтарная часть занимала вост. группу из 3 конх. В вост. конхах сев. и юж. групп размещались округлые клиросы. По диагонали, в трапециевидных в плане пристройках между алтарем и клиросами, должны были находиться б-ка и читальня. В структуру этих пристроек были также включены небольшие треугольные в плане исповедальни с отдельными входами с клиросов и из алтаря. Внутреннее убранство предполагалось выполнить в традиц. формах, с 3-ярусным иконостасом. Система конх и полукуполов, расположенных ярусами, восходит к романским храмам (центрическим, а также крестово-купольным базиликам с венцом капелл), в интерьере можно предположить влияние внутреннего пространства к-польского собора Св. Софии (532-537). Но более всего центрическая композиция с безусловным доминированием купольного объема, окруженного апсидами-капеллами, близка к концепциям и проектам мастеров итал. Проторенессанса и Ренессанса (эскизы центрических храмов Леонардо да Винчи). Чередование апсид и пилонов вызывает также более отдаленные ассоциации с композициями алтарных частей готических соборов (в Иоанновском соборе подобная композиция «замкнута» до центричности); в таком случае звонницы и переходы с башнями, примыкающими к пилонам, уподобляются аркбутанам.

http://pravenc.ru/text/577912.html

Кроме упомянутых окон, одного в алтарной части и двух в северной части храма, в западной части храма было еще четыре окна (см. план) и, таким образом, освещение его близко напоминает освещение крестообразного храма близ монастырской гостиницы. Это обстоятельство является тем более важным, что описываемый храм, не имея зиждительных столбов, дает повод думать что верхнее покрытие было деревянное 107 . Однако толщина стен 1 1/4 арш. и присутствие довольно широких заплечий и арочных тяг указывает на несомненное существование сводов над четырьмя ветвями креста, что, в свою очередь, требует коробового или купольного покрытия центрального пространства. Части кирпичных сводов были найдены в четырех перекрестьях при раскопках 108 . Предполагать крышу из деревянных стропил над центральной частью храма нет положительных данных, за исключением перегоревших от пожара кубиков мозаического пола непосредственно под центральным покрытием храма. Здесь могли гореть упавшие стропила деревяного верха. В алтарной части из больших блоков известкового камня сложен синтрон в три ступени. Верхняя ступень шире двух нижних в два раза. Особого приспособления для епископского седалища не найдено. Пол, по-видимому, был мраморный как в алтарной части, так и боковой капелле, выложенный из четырехугольных мраморных плит, замененных тонкими кирпичами в эпоху упадка храма. Мраморные плиты вперемежку с кирпичами устилают пол алтаря и в настоящее время. Четыре мраморные базы от кивория найдены посреди алтарной части. На поверхности их находятся углубления для железных пиронов от пилястров или колонн кивория. На месте престола 109 обнаружено углубление, вырубленное в скале с остатками мраморной облицовки для хранения ковчега с мощами, от которого найдены лишь остатки верхней крышки 110 . От внешнего обрамления алтарного пола сохранился у южной стены мраморный блок с изящно высеченным профилем и отверстием для скрепления с пилястром (рис. 81). Этот блок показывает высоту пола алтарной части сравнительно с остальным полом храма, украшенным великолепной разнообразной по своей орнаментации мозаикой.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Из сказанного очевидно – антропогенность форм византийского храма качественно отличается от античной антропоморфности. Не красота тела, а совершенство его души, внутренняя красота, определяемая христианскими добродетелями, могут быть взяты за образец и как-то идентифицированы в формах и символах храма. В этих условиях обрело особые качества само физическое пространство храма как главное средство и материал его структурирования. Эти качества порождались многоаспектностью свойств и функций пространства в храме, не только организующего и оформляющего его структуру, но и активно участвующего в богослужебном действе, взаимодействующего со светом и цветовой композицией интерьера, обретающего в тех или иных его зонах различную степень сакральности и, наконец, изменяющегося в своей семантике, в зависимости от значений самих храмовых форм, покрывающих их живописных сюжетов, динамичной смены богослужебной символики в процессе различных литургических действ. Пространство физическое, но лишенное видимой телесности, оказалось особенно привлекательным для символического выражения метафизических сущностей христианского миростроения – души, духа, горнего мира и т. п. Само пространство, как философская категория, было отмечено особой печатью «божественного произволения»; его трехмерность иногда связывалась с идеей триипостасности Всевышнего. Крестово-купольный храм – это прежде всего особая пространственная структура, сочетающая в себе основополагающую форму пространственного креста и ее завершение – купол над средокрестием. Идея центрической композиции купола в его сочетании с пространственным крестом, по-видимому, изначально явилась фундаментальной смысловой основой поисков формы, приведших к различным ее структурным типам и конструктивным вариантам. Эта идея с самого начала обрела известную автономию по отношению к идее глубинного развития пространств, следующих в основном богослужебной логике. Но одновременно она вносила свои элементы в пространственное оформление литургических процессов, которые складывались и канонизировались практически синхронно с развитием архитектурной системы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

По своему облику храм очень близок церкви Рождества Богоматери в с. Исаковском, построенной на 14 лет раньше. Двусветный четверик со скругленными и раскрепованными углами завершен восьмилотковой купольной кровлей с пятью луковичными чешуйчатыми главами (центральная световая). К основному объему примыкают прямоугольная в плане, чуть суженная апсида и несколько расширенная трапезная, по высоте равные нижнему ярусу четверика и также со скругленными углами. Трехъярусная четырехгранная колокольня завершена крутой гуськовой кровлей, на которой поставлена глухая главка со шпилем. Здание окружено низким профилированным цоколем и карнизом с двухступенчатыми зубчиками (для четверика и колокольни он служит межъярусным членением). Аналогичный рисунок имеет венчающий карниз четверика и карнизы колокольни. Высокие прямоугольные окна заключены в плоские рамочные наличники с ушами, подоконными нишками и надоконными досками, завершенными сандриками из трех кирпичных полочек. Аналогично оформлены и боковые входы. Углы барабанов под главами, поднятых на низких постаментах, срезаны и раскрепованы, а получившиеся таким образом диагональные грани в нижней части украшены подобием волют. Стены нижнего яруса колокольни декорированы тремя прямоугольными нишами: средняя, более широкая, служит обрамлением арок (на северном и южном фасадах заложены), а боковые — узкие вертикальные. Углы второго яруса скруглены, аналогично храму, а высокий арочный проем обрамлен двухпилястровым портиком с фронтоном над антаблементом. В третьем ярусе, также имеющем скругленные углы, профилированный полуциркульный архивольт арки, с замком в вершине, опирается на филенчатые лопатки. Главка колокольни аналогична главам храма. Храм перекрыт четырехлотковым сводом со световым кольцом в шелыге, алтарь — коробовым сводом, замкнутым лотком с востока, двухстолпная трапезная — системой коробовых сводов, укрепленных подпружными арками, нижний ярус колокольни имеет крестовый свод. В своде и в верхней части стен храма сохранилась клеевая живопись сер.

http://sobory.ru/article/?object=13396

Что же касается древнейшей грузинской храмовой архитектуры, то тип ее базилик был весьма сроден армянским зданиям. Однако и в ней наблюдается тот же процесс перехода базилик к иным формам выражения. Вначале базиликальная композиция храмов Грузии была в плане строго выдержанным продольным прямоугольником с выступающей вперед апсидой и возвышающимся средним нефом 14 . Особенностью данного типа являлось отсутствие притвора на западе (нартекса). Его заменял ряд открытых портиков с северной стороны, заканчивавшихся апсидой в восточной их части. В них, по-видимому, помещались оглашенные, впереди же в небольшом помещении приготовлялись просфоры для проскомидии 15 . Впереди, с южной стороны, примыкал к алтарю баптистерий с восточной и южной апсидой, от которого также шли портики к западной стене храма. Устройство портиков следует рассматривать в связи с архитектурой Армении, Малой Азии и Сирии. Впоследствии апсиды не всегда выступают за пределы восточной стены, вследствие чего храм получает форму прямоугольника, но со стенами, иногда имеющими тройные выступы со всех сторон. Имеют место базилики, у которых продольные нефы отделены друг от друга глухими стенами со смежными проходами между ними (так называемые трехцерковные базилики). С конца VI в. получают распространение крестово-купольные храмы, вписанные в четырехугольник, подобно замечательному храму в Джвари, особенностью которого является устройство стен с тройными выступами и прекрасное соотношение архитектурных масс между собой с соответствием внутреннего вида наружному. Строгий, четкий силуэт храма весьма характерен для сложившегося грузинского храмового зодчества. Встречаются храмы крестообразные не только в плане, но и в наружном их выражении (храм в Давели-Гаваи). Следует отметить весьма большие барабаны, часто имеющие восьмигранную форму, заканчивающиеся такими же гранеными наружными куполами. Грузинская храмовая архитектура имеет свой национальный путь развития, не зависимый от Византии. Однако для обеих культур характерна общность в развитии центрально-купольной композиции храмов, имеющих началом базилики с купольным завершением.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

Многоглавие русских храмов проявило себя в ранних памятниках храмового зодчества, и это было неслучайно. Кругом в городе высились остроконечные верхи гражданских строений: дворцовых, крепостных башенных деревянных строений. Окружающий городской ансамбль сам по себе подсказывал оригинальное завершение храмовой деревянной и каменной архитектуры в виде многоглавия и нарастающей вверх монументальной храмовой конструкции зданий. Деревянное зодчество в ту пору было на высоком уровне развития. Очень рано в деревянном храмовом зодчестве возникает шатровое завершение храмов – прямое наследие гражданской деревянной архитектуры. Перенесение принципов деревянного строительства в каменную храмовую архитектуру привело к расцвету храмового зодчества на Руси, обогатило его формы местными народными традициями, создало русскую национальную архитектуру, породило местные строительные школы в последующие эпохи. Придание храмам особой одухотворенной красоты путем сложных конструктивных их завершений было все более возрастающим желанием русских зодчих на протяжении ряда столетий. Получило развитие нарастание архитектурных масс в их стремлении кверху. Появились так называемые закомары со ступенчатым их построением, которое отразилось не только снаружи, но и внутри на сводах. Произошла смена прежней крестово–купольной системы на ярусную 24 . Закомары впоследствии переходят в декоративное наружное оформление храмов. Шатровое завершение храмов в соединении с ярусом закомар приводит к столпообразной конструкции (храм в селе Коломенском XVI в.). Групповое их соединение создает изумительную красоту, например храм Святого Василия Блаженного в Москве. Подобное же развитие проходят купола от сферической формы через шлемовидную к луковичному их выражению. Происходит развитие колокольного звона: на смену скромным примитивным звонницам вырастают красивейшие высотные колокольни, имеющие на всех ярусах богатейший набор колоколов, которые создают изумительные трезвоны во славу Божию. Изменения происходят и с крестами на храмах. Равноконечная форма византийского креста на русской почве переходит в удлиненную восьмиконечную с необычайно изящными соотношениями частей. Впоследствии, в позднейшее время, крест сопровождается сиянием и украшается ветвями как процветшее древо бессмертия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vyrazhen...

Божественная скрипка Полностью сформировалась современная скрипка лишь в 16 веке, и сегодня до нас она дошла лишь с незначительными изменениями. Именно итальянские мастера придали скрипке существующий облик, и они же первыми организовали несколько школ скрипичного производства, и лишь затем, последовав их примеру, мастера в других странах стали образовывать собственные школы. Стиль одежды «в духе традиций» У каждого народа свои традиции, связанные с бытом, культурой, ремесленничеством и одеждой. Через поколение в поколение передаются национальные костюмы, в которых прослеживается история племен и народностей. Особая самобытность свойственна русской национальной одежде, которая красочно рассказывает о традициях, связанных с праздниками, обрядами, повседневной и боевой жизнью древних славян. Антиквариат - для ценителей истории и традиций Русский антиквариат классифицируют по двум большим группам: дореволюционные и советские предметы. Буквально десять лет назад советские изделия еще не представляли особой ценности. Прежде всего, это объясняется тем, что у большинства людей в то время всевозможные значки, плакаты и музыкальные инструменты были в изобилии. Деревянное зодчество в России Одним из тех российских регионов, где в полной мере проявляет себя раннее русское зодчество, является Брянская область. Здесь в некоторых районах до сих сохранились постройки, которые возводились мастерами, что называется, без единого гвоздя. Архитектурные традиции православной Руси История архитектуры православной Руси началась со строительства первой каменной православной Десятинной церкви, возведенной в Киеве примерно в 989-996 гг. Крестово-купольный тип являлся основным стилем при строительстве храмов. Православный храм: Свет и светильники Большое богослужебное и таинственное значение имеют многочисленные источники света в храме. Они бывают трех видов: окна, лампады и свечи. Богослужебный Устав, ныне в точности не соблюдаемый по отношению к светильникам, предусматривает в одних случаях возжжение всех светильников, в других - только некоторой части, в третьих - полное погашение почти всех светильников и затем снова возжигание.

http://zavet.ru/obs/mx/fact/

Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Колоннада алтаря кафоликона мон-ря Ишхани Храм св. Нерсеса III являлся в регионе наиболее ранним образцом тетраконха с обходной кольцевой галереей. К церквам аналогичного типа относят храмы в исторической Грузии (Бана), в исторической Армении (храмы Звартноц, св. Григория Просветителя в Ани (Сурб-Григор, Гагика)) и Албании Кавказской (в с. Лекит). Все эти строения представляли в плане тетраконх значительного размера, окруженный обходом в виде круглого коридора. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Южный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Восточный фасад кафоликона мон-ря Ишхани. Рисунок экспедиции прав. Евфимия Такаишвили. 1917 г. Кафоликон XI в.- это крестово-купольное сооружение с удлиненным зап. рукавом (форма креста ясно читается снаружи), отличающееся крупными размерами (33,45×21,45 м). Стены сложены из тесаного камня исключительно высокого качества. Конструктивные места - колонны, пилястры, арки, своды и др.- облицованы хорошо тесанным камнем, остальные - слегка обработанным. Архитектурное решение собора и художественное оформление фасадов имеют черты памятников южногрузинских провинций Тао и Кларджети. Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани Фрагмент декора барабана кафоликона мон-ря Ишхани В главной церкви И. устройство алтарной части значительно отличается от обычного плана церквей, в к-рых жертвенник и диаконник примыкают к главному алтарю с апсидой в форме полукруглой глухой стены. Здесь апсида в нижней части имеет расположенную полукругом колоннаду, по бокам алтаря зодчий выстроил длинные помещения для диаконника и жертвенника с апсидами и восточным окном в каждой. В вост. стене, соединившей их, сделано 3 окна. Над ней была возведена новая часть стены, полусводом переходящая на арки колоннады, что придало вост. фасаду вид 2-этажного строения. На верхнем этаже с юж. и сев. сторон вост. стены расположены несоединяющиеся хоры сложного устройства, попасть на к-рые можно было по приставной лестнице через люк. От передних столбов начинается алтарное возвышение. Восемь колонн (высота 2,48 м) алтарной колоннады сохранились в достаточно хорошем состоянии, они имеют простые базы и богато орнаментированные капители кубической формы.

http://pravenc.ru/text/1237981.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010