С запада к ней примыкает широкая прямоугольная в плане трапезная и стройная двухъярусная колокольня, увенчанная шпилем. Пары колонн по сторонам боковых входов и трехчетвертные колонны, фланкирующие окна (в том числе ложные) в нижней части ротонды, служат зрительной основой антаблемента, над которым по странам света возвышаются лучковые фронтоны со стрельчатой нишей в тимпане. Арочные окна в верхнем ротондальном барабане, объединенные понизу трехчастным подоконным поясом, лишены обрамлений. В завершении объема — профилированный карниз с кронштейнами-модульонами. Боковые фасады трапезной оформлены четырехпилястровыми портиками, в интерколумниях которого расположены окна — арочное в центре и более низкие прямоугольные по сторонам. Над их перемычками помещены ромбовидные нишки. Трехчастные антаблементы портиков увенчаны треугольными фронтонами с сегментным окном в тимпане. В декоре нижнего четырехгранного яруса колокольни также обыграна тема пилястрового портика, обрамляющего арку и отмечающего углы. Профилировки треугольного фронтона в завершении яруса дополнены консольками-модульонами. Наиболее пластично убранство верхнего яруса: между арок, отмеченных трехчастными замками, на хорошо прорисованных постаментах помещены парные ионические колонны, поддерживающие многопрофильный карниз, нижняя часть которого активно раскрепована. В основании купольной кровли, по оси арок — люкарны-резонаторы. Основной объем храма перекрыт сферическим куполом, трапезная — тремя крестовыми сводами, разделенными подпружными арками, в боковых стенах нижнего яруса колокольни устроены лестницы к звону. К особенностям интерьера церкви можно отнести хоры, свидетельствующие о том, что храм был усадебным. Сохранились элементы убранства интерьера — богатый лепной карниз в основании свода и росписи на евангельские темы. Библиография: Беляев И. Статистическое описание соборов и церквей Костромской епархии. СПб., 1863. С. 85; Костромские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. Кострома, 1895. С. 65-76; Известия императорской археологической комиссии (ИАК). СПб., 1909. С. 165; Баженов И.В. Краткие статистические сведения о приходских церквах Костромской епархии. Кострома, 1911. С. 83; Белоруков Д. Деревни, села и города Костромского края: Материалы для истории. Кострома, 2000. С. 76-79; Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 3: г. Галич и Галичский район. Кострома, 2001. С. 338-340. http://svodokn.ru/object/101521044?open=true Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=24128

Самшвилдский Сиони представляет собой центрально-купольное сооружение. Справа и слева от центральной апсиды расположены боковые алтари, свободно связанные с главным алтарем и со всем храмом, а не выделенные в отдельные помещение, что является особенностью Сиони. Здание храма сильно разрушено: сохранились, главным образом, руины восточной части и фрагменты южной, западной и северной стен. В северо-западном углу сохранился значительный фрагмент здания, позволяющий судить о том, что за северо-западным устоем (и аналогично – юго-восточным) были размещены северные и южные хоры. В 1948-49 гг. Н. Чубинашвили были проведены археологические работы, целью которых стояла возможность реконструкции основного корпуса храма. Центральную часть храма представляет собой подкупольный квадрат, образовываемый четырьмя подкупольными устоями. Средняя апсида сообщается сравнительно широкими арочными пролетами в беме с южным и северным предалтарным помещениями. Западный рукав креста по глубине приравнен к восточной части (апсиде вместе с бемой), северный и южный примерно в половину меньше западного. В эти три рукава ведут входы: двери посажены на оси подкупольного квадрата. С северо-востока и юго-востока к трем апсидам храма примыкают помещения с невысокими апсидами, перекрытые соответственно крестовым и звездчатым сводами. Первое сообщается дверью только с храмом, в то время как второе имеет два входа – западный вход и боковую дверь в храм. Непосредственно за северо-восточным помещением имеется шестая апсида, перед которой было создано архитектурно оформленное пространство. К приапсидным заплечикам средней апсиды с запада примыкают невысокие пилястры, увенчанные капителями обычного профиля, т. е. выкружками высоких пропорций, на которые ложились арки с подкупольных устоев. Полностью сохранилась лишь северная пилястра. Подкупольные устои, как это можно предполагать по аналогии с Цроми, имели в плане крестообразную форму, каждая часть креста отвечала вышележащей арке. В северном и южном приапсидных помещениях вдоль северной и южной стен образованы высокие пристенные ниши, сделанные примерно на половину длины стены. Предапсидные пространства боковых апсид перекрывались продольными, с востока на запад, коробовыми сводами.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Архитектура храма действительно стилистически отличается от архитектуры зданий вокзала и казарм - общежитий на станции Черепаново, решенных в стилистике модерна. Признаком классицизма в композиции фасадов здания является использование упрощенного ордера из пилястр. Самые крупные пилястры вертикально обрамляют каждую из основных частей храма - притвор, кафоликон и алтарь, пересекают капителями профилированный карниз и упираются в край кровли храма. Более тонкие пилястры располагаются между арочными окнами и визуально поддерживают широкий профилированный карниз, выполняющий роль антаблемента; их капители отдаленно напоминают тосканский ордер. В общей композиции продольных фасадов храма выделены, таким образом, четырехколонные портики, по два на каждом фасаде. Один из портиков, на боковой стене притвора, завершен треугольным фронтоном с полуциркульным окном посередине, а значит, таким же образом должен был завершаться портик кафоликона - треугольным фронтоном или аттиком. На фотографиях здания до реконструкции видны только короткие аттики, высотой в 5 кирпичей, доходящие до предполагаемого фронтона или аттика центральной части. В зданиях храмов с подобной композицией, построенных в стиле классицизма, четверик кафоликона поднимался до верхней точки треугольника фронтона, образуя основание для вырастающего из него объема восьмерика светового барабана или глухого восьмигранного купола. Именно так выглядела конструкция на рисунке С. Н. Баландина. Храмы классицизма преимущественно центрические, крестово-купольные, и нагрузка четверика в них приходится на опорные столбы, а Алексиевский храм - бесстолпный, и нагрузку в нем принимают внешние стены. Анализируя предложенные С. Н. Баландиным варианты, авторы обратились к «Атласу планов и фасадов церквей...» и нашли ряд проектов, в которых кафоликон завершен восьмилотковым куполом, но в таком случае при его устройстве из кирпича углы квадрата кафоликона усиливались за счет утолщения стен для равномерного распределения нагрузки от купола. В Алексиевском храме такого утолщения стен не зафиксировано. Кроме того, западная и восточная стены четверика Алексиевского храма не имели под собой опорной стены и могли опираться только на балки, лежащие между северной и южной стенами, а балки не могли бы выдержать тяжесть кирпичной стены. На основании всего сказанного, мы утверждаем, что перекрытие кафоликона могло быть только деревянным.

http://sobory.ru/article/?object=23048

Вариации обычных и пересеченных трансептом базилик разрабатывались в монастырском зодчестве Г. и в дальнейшем. В средневизант. эпоху в Кастории были возведены укороченные базилики с необычно повышенным центральным нефом (церкви св. Стефана (сер. IX в.) и св. Бессребреников (2-я пол. X или 1-я пол. XI в.)). В эпирской базилике Панагии в Мендзене той же эпохи центральный неф соединен с боковыми лишь 3-арочными проемами на колоннах. План базиликального кафоликона мон-ря во Влахерне близ Арты (XII в.) 2 парами колонн, 3-частным алтарем и нартексом напоминает основу церквей типа вписанного креста; высокий ярус хор над нартексом снаружи кажется трансептом. В композиционно простых постройках Зап. Македонии и Эпира с протяженными нерасчлененными участками стен, судя по предложенным датировкам, в IX-X вв. сложилась традиция художественной кладки с орнаментом из плинфы в виде рядов крестиков, хризмонов, с облицовкой наискось уложенными квадратными плинфами. Но основным видом церковного здания стал 4-колонный храм типа вписанного креста - разновидность крестово-купольной постройки, достигшая в X в. расцвета в архитектуре К-поля. Именно этот тип сооружения лег в основу композиции ц. Феотокос Панагия мон-ря Осиос Лукас (кон. X в.), строившейся при участии императора, а также ц. св. Апостолов на Агоре в Афинах (ок. 1020), в к-рой 4-колонная купольная структура включена в пространство, ограниченное чередующимися вокруг круглой основы 4 большими и 4 малыми экседрами. Многогранный внешний периметр стен на уровне экседр, слегка повышенные, завершенные щипцами рукава и 8-гранный барабан с пластичным покрытием купола создают богатую светотеневыми эффектами композицию небольшого храма. Это одна из первых церквей, построенных в возрождающихся в этот период Афинах. Ее композиция впосл. нигде не повторялась, но структура центрального ядра, как и композиция ц. Феотокос, получила разнообразные интерпретации в архитектуре афинских храмов и монастырских церквей Аттики и Беотии уже в XI в. Эти 2 памятника определили и масштаб новых композиций. Так, пролет подкупольных арок ц. св. Апостолов - ок. 3 м, высота колонн чуть более 4 м, размеры ц. Феотокос немногим больше.

http://pravenc.ru/text/166461.html

2001; Ранневизант. сакральные постройки. 2004; Хрушкова. 2004; Сорочан. 2005; Roman uk. 2005). Среди них - крупные базилики, крестообразные и центрические храмы, малые однонефные церкви. Вдоль побережья в сев. части городища расположены 6 из 11 открытых базилик: Западная базилика 13 по списку ИАК), базилики 1932 и 1935 гг., Северная базилика 22), т. н. Уваровская базилика 23), Восточная базилика 36), на юго-западе - базилика Крузе 7), на центральной площади - базилика 28, в зап. кварталах - базилика на холме 14), базилика в базилике 15) и базилика 17. Они близки по конструктивным, плановым характеристикам и убранству. Изначально имели полукруглую или 5-гранную снаружи апсиду, 3 нефа, нартекс, в 4 случаях - экзонартекс. Лишь базилика Крузе и небольшой базиликальный храм в комплексе т. н. Уваровской базилики имели триконхиальную апсиду. Крыши из деревянных стропил были перекрыты черепицей. Наос делился на нефы 2 рядами мраморных колонн с капителями, в систему убранства входили мраморные архитектурные элементы и детали литургических устройств, большинство из них происходят из мастерских о-ва Проконнес в Мраморном м. (Пропонтиде). Полы покрывали мраморные плиты или полихромные мозаики (чаще в боковых нефах). Как правило, алтарные конхи были украшены мозаикой, стены - росписью или мраморной облицовкой. Базилики являлись центрами комплексов, состоявших из разных по времени и назначению сооружений (мартирии, баптистерии и др.). Крупнейшим кафедральным храмом Херсона и средневек. К. была т. н. Уваровская базилика 23 по списку ИАК; размеры 22,4×52,5 м) - центр епархиального комплекса, расположенного в сев.-вост. части городища; первые раскопки базилики проведены в 1853 г. гр. А. С. Уваровым. С запада к ней примыкал атриум с фиалом, далее, возможно, располагалась резиденция епископа. В юж. части комплекса находился купольный баптистерий с круглой купелью в центре. Происходящий из ее юж. нефа мозаичный пол и некоторые мраморные детали хранятся в ГЭ. Вероятно, она была посвящена св.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

Подводя итоги проделанной работе, Государственный Советник РТ М.Ш. Шаймиев, заявил на проходившем 21 февраля 2018 г. рабочем совещании: «Мы удачно решили вопросы по строительству. Хорошо, что коммуникационные сети уже на месте, это даёт возможность строителям продолжать работу. Остаётся самая сложная часть: красиво довести до завершения внутреннее и внешнее оформление, оно должно быть достойным этого исторического наследия. День за днём идёт текущая работа, а по большому счёту мы делаем историю. Хорошо, что мы стали участниками возрождения такого исторического объекта. Поэтому все работают с настроением, так, чтобы получилось красиво и чтобы всем понравилось. Главное - надо делать с душой, с пониманием того, что нам посчастливилось возродить храм с такой судьбой. Такой объект должен быть В двадцатых числах апреля 2018 г. в местных СМИ прошла информация о том, что произведено уже около 60 % работ по воссозданию собора Казанской иконы Божией Матери, на что истрачено 750 миллионов 80] По состоянию на 23 мая 2018 г., на куполах собора Казанской иконы Божией Матери были выполнены «работы по бетонированию малых куполов до отметки + 25 м, шейки главки до отметки + 41,5 м», а также по кирпичной кладке барабана центрального купола. Были изготовлены и покрыты медью главки центрального купола, завершён монтаж металлического каркаса центрального купола. На фасадах собора смонтированы архитектурные элементы по западным и южным фронтонам, начато оштукатуривание фасадов, забетонированы южные и западные входные группы собора, выполнены стяжка полов, бетонирование каркасов иконостасов, осуществлены другие С мая по июль 2018 г., в связи с проведением в г. Казани игр Чемпионата мира по футболу, основные виды строительных работ не осуществлялись. Своего рода кульминацией реконструкционно-строительного этапа воссоздания собора Казанской иконы Божией Матери можно считать освящение 18 июня 2018 г. купольных крестов и торжественную установку главного из них. Первоначально церковную церемонию планировалось провести 6 июня - в День русского языка, но затем, по ряду причин, её перенесли на 18 июня.

http://ruskline.ru/analitika/2018/12/201...

Купольные базилики тоже разнообразны. Уникальным примером основополагающей разновидности этого типа сооружений стал Софийский собор в Константинополе. Другой вариант – протяжённые купольные базилики с трансептом, которые по схеме могут быть однонефными (французская романская базилика св. Петра в Ангулеме) и трехнефными (св. Иоанна Богослова в Эфесе, перестроенная в ранневизантийский период в купольный храм из обычной базилики), могут иметь два трансепта (готика Англии) и два средокрестия с башнями, фланкирующими трансепты, так что всего вертикалей в храме может быть до шести (романика Германии), могут быть с амбулаторием и венцом капелл (романика Франции). Купольные базилики имеют еще и свою кавказскую разновидность в архитектуре Армении, где такие храмы уже b VI-VII вв. напоминают более развитые и более поздние, но ещё менее вытянутые в плане византийские крестово-купольные церкви с куполом на четырёх опорах. Есть вариант храма, редко применяемый, это купольные базилики-триконхи (армянский храм VII в. в Верхнем Талине). Зальные церкви обычно бывают протяженной формы в плане и без опор в центральной части храма. Это простейшие виды катакомбных капелл и домовых церквей. Другая их разновидность – купольные залы (в Армении), в отличие от купольных базилик они имеют опорами купола выступы стен. Также можно отнести к данному типу храмов (равно, как и к центрическому) в качестве ещё одного варианта овальные церкви Европы периода барокко. Зальными называют иногда также базиликальные церкви без освещенного окнами повышенного центрального нефа, но в отличие от ложных базилик – с более цельным интерьером. Как было уже сказано, дадим им наименование зально-базиликальных, но отнесём к разновидности базилик. Христианские храмы-периптеры, окружённые колоннадами, возвращающиеся к дохристианской типологии греческих храмов, встречаются крайне редко и могут иметь зальную или базиликально-зальную структуру интерьера (храм св. Марии Магдалины в Париже). Крестово-купольные храмы, являясь ведущим типом для восточно-христианского храмостроительства, представлены преимущественно в нескольких разновидностях: прообраз будущих крестово-купольных церквей – крестообразный храм святых Апостолов в Константинополе сс.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Композиция храма с 3 куполами по продольной оси, ставшая характерной для Нор-Джуги, впервые была осуществлена в ц. Сурб-Геворг (св. Георгия; 1611). Купола этого небольшого храма, представляющего своеобразный вариант купольного зала, равновеликие, имеют окулусы. Церковь Аствацацин (1612-1613) - одна из первых и самых больших в Нор-Джуге (внешние размеры 15×30 м) - относится к типу купольного зала, с четко выявленными парами подкупольных пилонов, акцентированных на фасадах мощными лопатками. Граненая алтарная апсида, перекрытие к-рой решено в виде глухого купола, отделена от центрального подкупольного квадрата дополнительным поперечно ориентированным пространством, осененным небольшим глухим куполом. Такой же купол имеет и зап. компартимент, в к-ром размещены хоры. Церковь Сурб-Степанос (св. Стефана; 1613) имеет похожую композицию. Центральный неф этого большого (13,7×22 м) 4-столпного крестово-купольного сооружения перекрыт 3 куполами равного диаметра, из к-рых только повышенный центральный имеет световой барабан. Структура храма в меньшем масштабе повторена в ц. Сурб-Ованнес Мкртич (св. Иоанна Крестителя; 1620). Большой приходский храм - одноглавая ц. Бетлехем (1628) типа купольного зала - имеет очень широкий подкупольный квадрат, и потому рукава креста здесь отсутствуют, а купол в поперечном направлении опирается на узкие пристенные арки. Углы между подкупольными арками перекрыты щитовидными тромпами. Апсида примыкает непосредственно к подкупольному квадрату. В зап. компартименте расположены хоры, так же как и в церквах Аствацацин и Сурб-Степанос. Относительно небольшой собор (14,2×22,8 м) мон-ря Аменапркич (1658-1662) близок по архитектуре к храмам с купольным залом, однако в нем отсутствуют вост. пилоны. Единственная пара пилонов отделяет зап. компартимент с низким глухим куполом от подкупольного квадрата, в к-рый открывается равная ему по ширине апсида. Она 5-гранная (как в большинстве церквей Нор-Джуги), с плоскими нишами в гранях, перекрыта конхой на парусах. Переход, как и под обоими куполами, оформлен мотивом скрещивающихся стрельчатых арок, в чем проявилось влияние иран.

http://pravenc.ru/text/171873.html

ниже “храм кораблём”), асимметрично или отдельно от храма); по наличию дополнительных шатровых форм (помимо колокольни) – в виде приделов, крылец (храмы Москвы и Ярославля b XVII в.), вместо центральной главы (Спас на Крови); также по наличию, количеству и расположению притворов. Бесстолпные церкви как вариант крестово-купольного типа храмов могут иметь такие схемы своего конструктивного и объемно-пространственного решения: храмы с куполом на четырёх арках, точнее, на двух перекрещенных парах арок – форма, заимствованная в архитектуре армянских монастырских трапезных XII-XIII вв. (петербургские монастырские подворья архитектора В.Косякова); храмы с “молдавским” сводом на конструкции, подобной нервюрам (они же относятся и к триконховой разновидности крестово-купольного храма); храмы с главкой на ступенчатом своде (во Пскове), на крещатом своде (в Москве) или на сомкнутом своде, иногда комбинированном с крещатым (в Москве XVI в.), при этом иногда с глухими шатрами или с декоративным пятиглавием (в XVII в.). Близки к центрическим небольшие центрально-купольные сооружения, представляющие неразвитый ранний вариант крестово-купольного храма (Кармаравор в Армении), но может быть близким по композиции и редуцированный афонский храм-триконх (поздневизантийский храм Панагии Кувелитиссы в Кастории). Украинские каменные храмы, связанные с традицией деревянного зодчества, также можно отнести к крестово-купольной системе: крестообразные с пятиглавием по ветвям креста, крестообразные одноглавые и трёхчастные трхёглавые (во всех случаях купола опираются прямо на стены). Особым явлением стали инкастелированные храмы Белоруссии (храмы-крепости XV-XVII вв. с угловыми башнями и двускатными кровлями), за редким исключением (Благовещенский монастырь в Супрасле) утратившие купол, но сохранившие плановую структуру крестово-купольных сооружений. Шатрово-столпообразные храмы как особый тип существуют в русской архитектуре c XVI в. в двух вариантах: это собственно шатровые церкви с пирамидальным завершением и столпообразные, увенчанные главками.

http://azbyka.ru/cerkovnoe-iskusstvo-kak...

Базилика. Так все её называют, хотя это и неправильно. Это зальная церковь с внешней галереей. Восточный фасад совершенно плоский. Внутри одна алтарная ниша с колоннами, которые почему-то всем запоминаются и все их фотографируют. Ворота проделаны в южной и в северной стене и этот проход позволяет пройти храм насквозь, превращая его во что-то вроде проходной (притвора) к крестовому храму. Крестовый же пристроен совсем рядом, чего обычно не бывает в грузинских монастырях, но очень часто бывает в армянских. Если учесть равнодушие армянских архитекторов к фасадам храмов, которые они закрывают всем, чем угодно (чаще гавитом), то всё это наводит на странные мысли. Большой купольный храм . Как уже говорилось, это точная копия храма Джвари. Прямоугольник 11 на 9 метров с четырьмя апсидами, четырьмя угловыми камерами и промежуточными круглыми мини-комнатками. Он отличается от Джвари только размерами и отсутствием украшений. Этот храм можно считать одним из первых купольных храмов в Кахетии. Старше его только Дзвели-Гавази и Ниноцминда. У этого храма есть загадка. Это его купол. Сейчас он плоский, как у Джвари. Но еще лет десять назад он был пирамидальный. Иными словами, он был похож на купол храма Атенский Сион. Кто решил его перестроить и чем он руководствовался - вопрос пока не прояснённый. Малый купольный храм . Эта та церковь, которая поменьше. С виду она заметно грубее и скучнее. Архитекторы как бы взяли за образец большой купольный храм, но убрали угловые камеры и упростили апсиды. И получился совсем классический тетраконх. Можно предположить, что так и возникли тетраконхи этого типа. Но с другой стороны, близкие по типу храмы Дзвели-Гавази и Ниноцминда были построены несколько раньше. Лет на 50 пораньше. http://travelgeorgia.ru/684/ Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=22293

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010