Само устройство Церкви восходит к небесным реальностям. Ведь Дух Святой, создавший Церковь , научил ее всему ( Ин. 14, 26 ), а значит, и главному – как правильно служить Богу и поклоняться Ему. Апостол Петр между тем говорит, что Дух послан с Небес ( 1Петр. 1, 12 ), а значит, и наше богослужение должно иметь небесное происхождение. Еще в Ветхом Завете Бог повелел Моисею создать Ему переносной храм – скинию, причем пророк должен был точно следовать небесным образцам: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их; все [сделайте], как Я показываю тебе, и образец скинии и образец всех сосудов ее; так и сделайте» ( Исх. 25, 8–9 ). Хотя тогда и служили лишь «образу и тени небесного» ( Евр. 8, 5 ), но для того, чтобы Бог принял моления людей, все равно было необходимо устроить все не по земным, а по небесным законам. Затем, следуя этому же образцу, был создан Храм Соломона ( 3Цар. 6–8 ), и Дух Божий освятил его. Когда Христос пришел «с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения» ( Евр. 9, 11 ), тогда и созданная Им Церковь создала себе храмы по небесному образцу. Первообраз наших храмов видели великие пророки Исаия, Иезекииль и апостол Иоанн ( Ис. 6, 1–10 ; Иез. 40–43 ; Откр. 4, 1–6; 11, 1 ). Отцы Церкви ( Андрей Кесарийский , Мефодий Патарский , Максим Исповедник и другие) утверждали, что это Небесное святилище, Небесная Церковь праведников, по образу которой создается Церковь земная. Поэтому храм символизирует Вселенскую Церковь , мир Божий и даже отдельного человека ( 1Кор. 6, 19 ). Внешний вид храма бывает разным. Это и базилика – символ корабля спасения, нового Ноева ковчега; и обычный в России крестово-купольный храм, показывающий, что мы поднимаемся на Небо орудием Креста; и круг – знак вечности. Храм увенчивается Животворящим Древом Креста – трофеем Христовой победы. Место собрания Церкви украшено крестом во исполнение слов пророка Исаии: «И будет в тот день: к корню Иессееву (Христу), который станет, как знамя для народов, обратятся язычники – и покой Его будет слава. И будет в тот день: Господь снова прострет руку свою... И поднимет знамя язычникам» ( Ис. 11, 10–12 ). Предвидел это и премудрый царь Соломон, когда говорил про Православную Церковь , что она «грозна, как полки со знаменами» ( Песн. 6, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Он восьмигранный, увенчанный золотой главой. Если золотая глава есть, по словам нашей Кормчей, " глава Господня, главу бо церковную держит Христос " (Он, как " Солнце правды " , и знаменуется золотой главой храма), то восьмигранный шатер, как это теперь можно считать доказанным символизирует Богоматерь как Владычицу и Матерь Церкви, покрывающую ее " святым Своим омофором " (кстати " мафорий " Приснодевы Марии на православных иконах имеет восьмиконечные звезды на головной части и оплечиях). Но число восемь означает также и " осьмой " век - жизнь вечную в Царстве Небесном, где совершается таинственный брак Агнца с Его невестой - Церковью. " И я, Иоанн, увидел святой город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего " . " И пришел ко мне один из семи Ангелов... и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца... и показал мне великий город святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога " (Откр.21:2,9-10). Здесь, в этой точке, понятия о Новом Иерусалиме как Царстве Небесном и о Церкви Христовой, олицетворением и Матерью которой является Дева Мария, ибо от Нее воспринял Свое тело Христос (а Церковь - " Тело Христово " , по апостолу) становятся тождественны. Отсюда в православном сознании Пресвятая Богородица является одновременно и знамением Церкви, и знамением " Иерусалима Нового " . Такая тождественность нашла отражение и в русской храмовой архитектуре. Крестово-купольный храм русско-византийского типа (а он был на Руси основным с X по XVII век; были также храмы круглые и храмы сложной композиции, а базилик не было совсем) заключал в себе одновременно два представления - о Церкви как собрании верующих и о Царстве Небесном как конечном результате веры во Христа. Не случайно в русском языке слово " церковь " означает и собрание верных, и здание храма, формы и иконы которого призваны свидетельствовать о вечном, объемлющем " новое небо " и " новую землю " Царстве Божием. Символика восьмерика, восьмигранника от символа Богоматери переходит в символ Царства Небесного ( " осьмого " века).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/304/...

На территории крепости Нарын-кала в Дагестане идут раскопки средневекового крестово-купольного сооружения 5 ноября, 2013. Новостная служба В раскопках принимают участие молодые ученые, студенты вузов и горожане. Археологам удалось частично расчистить стены прилегавших к сооружению помещений, а также лотковый каменный водовод. В числе первых находок — медный кувшин, монета 1757 года с изображением Георгия Победоносца, монета с изображением оленя, каменная капитель колонны. Все эти предметы после тщательного изучения будут выставлены в городском музее. Фото: сайт Махачкалинской епархии 5 ноября. ПРАВМИР. На территории крепости Нарын-кала в городе Дербент Республики Дагестан продолжаются археологические раскопки раннесредневекового крестово-купольного сооружения. До последнего времени оно находилось полностью под землей, сообщает сайт Махачкалинской епархии . В раскопках принимают участие молодые ученые, студенты вузов и горожане. Археологам удалось частично расчистить стены прилегавших к сооружению помещений, а также лотковый каменный водовод. В числе первых находок — медный кувшин, монета 1757 года с изображением Георгия Победоносца, монета с изображением оленя, каменная капитель колонны. Все эти предметы после тщательного изучения будут выставлены в городском музее. «Сейчас планируется освободить до основания от вековых наносов крестово-купольный храм, ханские бани, выровнять между двумя этими объектами площадку, на которой в дальнейшем можно будет проводить различные мероприятия, конкурсы, фестивали, — сообщил мэр города Имам Яралиев. Он отметил уникальную роль Дербента в становлении на территории современной России основных мировых религий. «И сегодня Дербент, в котором, как и многие столетия назад, рядом стоят храм, мечеть и синагога, можно по праву назвать символом единения нашей страны. Убежден, что мы сможем возродить наш город, но для этого необходимы усилия каждого из нас», — заявил И. Яралиев. В исторической и популярной литературе исследуемое сооружение нередко интерпретировалось как крестообразная цистерна для воды, вырубленная в скале.

http://pravmir.ru/na-territorii-kreposti...

В Дербенте прошла международная конференция по изучению крестово-купольного сооружения в крепости Нарын-Кала 21 ноября 2020 г. 15:38 19 ноября 2020 года в Дербенте (Республика Дагестан) состоялась международная конференция «Загадка крестово-купольного сооружения на территории крепости Нарын-Кала. История христианства в Дербенте». Крестово-купольное сооружение неизвестного назначения было обнаружено археологом А.А. Кудрявцевым и по его гипотезе представляет собой раннехристианский храм, который впоследствии был заброшен и использовался как хранилище для воды. В форуме, организованном Комиссией Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и администрацией Дербента, приняли участие ответственный секретарь Комиссии Григорий Орджоникидзе, спецсоветник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки, директор Государственного Эрмитажа академик РАН Михаил Пиотровский. По благословению архиепископа Махачкалинского и Грозненского Варлаама в работе конференции участвовали настоятель Покровского храма г. Дербента протоиерей Николай Котельников и клирик храма иерей Михаил Лобов. Открыл мероприятие государственный секретарь республики Хизри Абакаров, который приветствовал собравшихся от имени главы РД Сергея Меликова. Ответственный секретарь Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО Григорий Орджоникидзе указал на особое внимание, с которым в республике относятся к охране памятников. Спецсоветник генерального директора ЮНЕСКО Мунир Бушенаки сообщил, что уже во второй раз посещает древний город — впервые он побывал в Дербенте в 2001 году, когда совместно с Григорием Орджоникидзе работал по вопросу включения цитадели, старого города и крепостных сооружений Дербента в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. «Я очень рад вновь увидеть крепость Нарын-Кала, старую часть города и отметить сколько работы было проделано за это время администрацией города, — сказал М. Бушенаки. — Было печально услышать новость о разрушении части южной крепостной стены в результате затяжных дождей. Но эту ситуацию можно исправить — сначала вычистить стены, а затем укрепить их балками. Подчеркну, что в историческом плане крепость Нарын-Кала является очень важным объектом культурного наследия, поскольку представляет собой ворота между Востоком и Западом со времен античности до настоящего времени».

http://patriarchia.ru/db/text/5723088.ht...

Базилика как архитектурный тип доминировала в христианском храмостроительстве на всем протяжении IV и V веков. В западном христианском зодчестве прямоугольная в плане базилика сохранилась в качестве основой архитектурной формы и в последующие столетия. На Востоке же, начиная с VI века, развивается купольная архитектура и формируется новый тип храмакупольная базилика. Этот тип, являющийся предшественником крестово-купольного храма, доминирует в храмовой архитектуре христианского Востока в период с VI по IX век. Купольная базилика VI и последующих веков представляет собой новый шаг в развитии церковной архитектуры в сравнении с базиликами IV века. Архитектурные формы купольных базилик подчеркивают сакральный характер храмового пространства, отличаются большим разнообразием, сложностью и гармоничностью. Византийский храм, каким он сложился в IV-VIII веках, состоял из трех частей — алтаря, храма и нартекса (притвора). В трехнефных храмах алтарь занимал восточную часть центрального нефа, тогда как в северном нефе ставился жертвенник, а южный мог использоваться в качестве ризницы. Нередко ризница представляла собой отдельное от храма помещение или специальную пристройку. Алтарь отделялся от храма преградой, которая в ранневизантийских храмах представляла собой либо низкий парапет, состоявший из резных плит, либо портик из нескольких колон, на капителях которых покоится широкая прямоугольная балка — архитрав. На архитраве размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса, в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей. Посреди храма (особенно это касалось больших по размеру храмов и кафедральных соборов) устанавливался амвон — возвышение для чтеца. Именно на амвоне происходила Литургия оглашенных, включавшая чтение Священного Писания и проповедь.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

Принцип золотого сечения в сочетании с принципом симметрии широко распространен в органическом мире: он усматривается, в частности, в строении человеческого тела¹. Как в теле человека нет случайных соотношений, так не должно быть случайных, непропорциональных соотношений и в отдельных архитектурных элементах храма. В византийском зодчестве эффект грандиозности достигался не столько за счет размеров здания, сколько за счет правильного использования принципа пропорционального соответствия. Так, например, во многих купольных базиликах, в частности, в храме Святой Софии, ширина среднего нефа относится к ширине бокового нефа приблизительно как 0,62 к 0,38, что дает золотую пропорцию. В той же — или примерно той же — пропорции в храме Святой Софии соотносятся: нижняя галерея бокового нефа и его верхняя галерея; высота храма от пола до основания креста и высота от верхней галереи до основания креста; диаметр купола и радиус примыкающего к нему полукупола; диаметр купола и высота обеих галерей; радиус полукупола и радиус алтарной апсиды; радиус полукупола и ширина четырех боковых камер (список можно продолжить). Законы геометрической пропорции лежали в основе соотношения между длиной, шириной и высотой храма, между высотой колонн и высотой купола. Ни один размер в многоплановой архитектонике храма не был случайным: размер всякого элемента интерьера и экстерьера пропорционально соотносился с размером другого элемента. Именно искусство пропорционального соединения разнородных элементов является главной характерной особенностью византийского храмостроительства. И именно благодаря правильным пропорциям достигался тот эффект, который столь красноречиво описал Прокопий Кесарийский, говоря о том, что длина и ширина храма Святой Софии гармонично согласованы, что в этом храме нет ничего излишнего и ничего недостающего, и что он являет «единую гармонию всего творения». Крестово-купольный храм в Византии  Наиболее законченное выражение идея пропорционального соотношения различных частей храма нашла в византийских крестово-купольных храмах IX и последующего столетий, а также в крестово-купольных храмах Грузии, Балкан и Руси. В плане крестово-купольный храм образует либо равноконечный крест, либо крест, у которого нижний конец, соответствующий западному крылу храма, длиннее трех других концов. Верхний конец креста, соответствующий восточному крылу, завершается, как и у базилики, полукруглой или прямоугольной в плане алтарной апсидой. В тех местах, где продольный центральный неф пересекается с поперечным нефом, устанавливаются четыре опорных столба, на которых покоится купол.

http://patriarchia.ru/db/text/5419154.ht...

На сегодняшний день сделать что-то сопоставимое с традицией, не нарушая самой традиции, сохраняя церковные каноны в полной мере, нелегко. Современный храм уже имеет дополнительные функции. Профессор нашего института С.Я. Кузнецов построил на Ходынке довольно интересный приходской храм, который, с одной стороны, сочетает в себе традиции древнерусского зодчества, с другой — отвечает современному стилю окружающих его построек. В одном здании соединяется и приходская школа, и другие залы. А внутреннее пространство сделано чрезвычайно эффектно и очень интересно. На протяжении тысячи лет, за исключением, конечно, Синодального периода, наши храмы в основном строились по византийскому крестово-купольному типу, который абсолютно доминирует в нашей церковной традиции. Митрополит Иларион: Вы сказали, что храм должен выполнять определенные функции, и его архитектурное решение должно быть под эти функции приспособлено. Это важная мысль, функции храма, конечно, в течение веков одни и те же, то есть храм – это место для богослужения, для молитвы;  вместе с тем в наше время функции храма меняются, они расширяются. Часто бывает, что храм встроен в некое архитектурное пространство другого здания. Например, домовые храмы в институтах, учреждениях, больницах. Бывает так, что храм является частью большого здания, и он выделен неким архитектурным символом. Например, стоит длинное четырехэтажное здание, и в одном из его крыльев вдруг появляется куполок, и люди понимают, что там храм, но это не отдельно стоящий храм. В то же время есть, конечно, храмы, в которых дополнительные помещения для воскресных школ построены не отдельно, а становятся частью одного храмового здания, одного архитектурного комплекса. Здесь нередко возникает вопрос о традициях и новациях, то есть насколько далеко мы можем пойти в наших фантазиях, если хотим, например, сделать храм современным, встроить его в архитектурный облик соседних зданий. На Западе, где мне часто приходится бывать в силу служебной необходимости, я часто вижу католические, протестантские храмы, построенные в самых разных архитектурных стилях. Например, в Женеве есть храм, построенный в форме яйца. Этот храм стоит на месте для фонтанов, то есть вы проходите через воду и попадаете в это «яйцо». Не могу сказать, что это некрасиво — по-своему это интересно. Но я не уверен, что мы, православные, тоже можем строить храмы подобной формы. Опасаюсь, что народ в них не пойдет.

http://patriarchia.ru/db/text/4713095.ht...

Митрополит Воронежский Сергий освятил купольный крест для возрождаемого храма агроуниверситета 29 августа, 2012. Новостная служба Ранее при главном корпусе сельскохозяйственного института существовал домовой Крестовоздвиженский храм. Однако сейчас на месте алтаря находится сцена актового зала. 29 августа. ПРАВМИР. Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий освятил крест, который будет водружен на купол ранее существовавшего Крестовоздвиженского домового храма при ВГАУ, сообщает Культура ВРН . Ранее при главном корпусе сельскохозяйственного института существовал домовой Крестовоздвиженский храм. Однако сейчас на месте алтаря находится сцена актового зала. Руководство вуза работает над возрождением святыни в тесном сотрудничестве с епархией. Митрополит Сергий поблагодарил ректора ВГАУ Вячеслава Котарева за всестороннюю помощь и выразил надежду, что такое значимое событие, как освящение и водружение креста, станет первым шагом к восстановлению храма после поругания. «Сегодня мы начинаем воссоздание исторического облика университета, надеемся, что вместе с этим возродится и его духовная жизнь», – сказал, обращаясь к собравшимся, Владыка Сергий. «Этот старейший в Воронеже университет задумывался основателями как учебное заведение, где учащиеся будут не только познавать науку – как сохранить природу и преумножить урожай – но, прежде всего, как возрастить в добре свою душу и свое сердце», – подчеркнул митрополит.   Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 10 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 9 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/mitropolit-voronezhski...

В конце 1930-х годов был закрыт. Здание использовалось как склад. В 1942 году подземный ход под храмом планировалось использовать для эвакуации населения. Храм нуждается в капитальном ремонте. В 2017 году часть подвального помещения собора была отремонтирована и обустроена под Нижний Казачий храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. В настоящее время в Крестовоздвиженском соборе, в верхнем храме, в теплое время года совершаются молебны в престольные праздники и Казачьи Круги. Сегодня этот храм, дошедший до наших дней от первого периода существования и развития города, расположен в глубине обширной площади, к югу от Воскресенского собора. В характерном для середины Х1Х века облике этого храма звучат лишь отголоски барокко XVIII века. Над обширным прямоугольным в плане объемом, включающим храмовую часть с боковыми приделами и широкую трапезную, возвышается, акцентируя ядро храма, световой восьмерик с купольной кровлей, увенчанный луковичной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока прямоугольный объем завершен тремя полукруглыми апсидами, а с запада — квадратным в плане притвором с цилиндрической кровлей. Трехъярусная колокольня (три четверика) стоит почти вплотную к притвору. Была завершена восьмигранной купольной кровлей с полицей и высоким шпилем. Декор фасадов выдержан в традициях русского стиля. Плоскости стен ритмично членятся крупными арочными проемами окон и дверей, обрамленными килевидными архивольтами и соединенными на уровне их основания тягой простого облома (полкой). Окна северного и южного фасадов сгруппированы по три. Все здание в уровне подоконника опоясывают полка и широкий фриз, декорированный ширинками. Углы здания и основные внутренние структурные членения акцентированы гладкими пилястрами с килевидными завершающими кокошниками, возвышающимися над карнизом. Западный фасад притвора завершен килевидным кокошником-закомарой с тремя арками в тимпане. Фасады колокольни сохранили первоначальный лаконичный декор XVIII в. Западный арочный вход обрамлен рустованными лопатками и треугольным фронтоном. Углы остальных ярусов охвачены огибающими их лопатками. Арочные проемы звона заключены в прямоугольные рамки. В основании проемов ярусы опоясывает полка.

http://sobory.ru/article/?object=09126

традиция; фасады выложены хорошо обработанными квадрами, такими же камнями облицованы и внутренние стены. Изначально верхние части храма были покрыты черепицей. Во время ремонтных работ (1860) она была заменена на жестяные листы. В 1956 г., во время реставрации крыши, храм снова полностью покрыли черепицей. Жестяное покрытие купола было обновлено. В интерьере собора не читается монолитность, характерная для внешнего облика храма. Внутреннее пространство воспринимается в единстве соразмерных частей, в утонченности и легкости, усиливающихся ритмичностью уходящих в перспективе столбов. Границы крестово-купольного пространства как бы расширяются арочными проемами, раскрывающимися вокруг него хорами. Второй этаж хоров представляет собой неразделенный обход. Первый разделен на 6 капелл с каждой стороны. Капеллы, расположенные в вост. и зап. концах, изолированы от центрального крестово-купольного пространства и соединяются с боковыми нефами лишь посредством узких проходов. Внешние вост. капеллы обустроены особым образом; каждая освещается 2 окнами. Восточные окна прорезаны в нишах, к-рые, подобно апсидам, врезаны в толщу стены и завершены сводом. В нишах обустроены полки. По всей видимости, эти маленькие пространства были предназначены для проведения служб или, возможно, выполняли роль пастофориев. У остальных капелл по одной двери и по одному окну. Эти пространства перекрыты цилиндрическими сводами. С запада 1-й этаж хоров, к-рый связан со входом в храм, выполнен в виде нартекса. По всей ширине храма он перекрыт цилиндрическим сводом, опирающимся на полукруглые арки и пилястры стен. В сев. части нартекса находится широкая лестница, ведущая на хоры. Храм хорошо освещен. Помимо окон капелл и хоров свет в подкупольное пространство попадает через окна барабана и окна, прорезанные в рукавах (по 3 - в сев. и юж. рукавах, 3 - в алтаре, по одному - в боковых апсидах). С запада арки, разделяющие нефы,- узкие и очень высокие, такие же арки между подкупольными опорами, вимой и стенами; эффект возвышенности достигается за счет высоты стен между широкими рукавами (арками и окнами, расположенными на 4 уровнях) и стенами, окруженными хорами. Благодаря множеству арок и окон создается впечатление многочленности внутреннего пространства. Интерьер был исключительно богат, в отделке использовался белый и цветной мрамор, также из него были вырезаны иконостас и колонны с капителями в визант. стиле, зарисованные Норевым, мозаичный пол, карнизы. Окна украшали цветные витражи, алтарь - мозаика, стены - фрески (сохр. фрагменты).

http://pravenc.ru/text/2564014.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010