Храм был довольно большим: 35 х 37 м (по фундаментам, без апсид). Он был выстроен из плинфы (древнего тонкого кирпича) – плиток размерами 31 х 31 х 2,5 см. Вот такой вот образец древнерусского зодчества. Немного о самом слове «зодчество». В Древней Руси этим словом называли только каменное строительство. «Здати» – строить, создавать; «здо» – глина, из которой изготовляли плинфу. Кстати, таким образом, слово «Создатель» буквально означает «вылепивший из глины» – вспомним, как (согласно Ветхому Завету) творили человека. Да и летописи разделяли каменное и деревянное строительство: когда употреблялся термин «създа», то совершенно определенно имелась в виду каменная постройка, когда «пост а ви» – деревянная. Так что с точки зрения древнерусского человека, «деревянное зодчество», музеи которого сейчас существуют и в России, и на Украине, – оксюморон. Казалось бы, после раскопок Каргера и музеефикации «плана» церкви можно ставить точку – очень много неясного, но откуда взять новые данные? Новые открытия Тем не менее, оказалось, что есть откуда. С 2005 года фундаменты храма снова полностью раскопали российские и украинские археологи (руководили раскопками выдающиеся археологи Глеб Ивакин (Киев) и Олег Иоаннисян (Санкт-Петербург). На этот раз раскопки провели максимально тщательно, не торопясь, фиксируя каждый камень. Раскопки 2005-2008 года, автору статьи фото любезно предоставил Г.Ю. Ивакин Ученые пришли к выводу, что храм на самом деле был совсем не таким, каким его считали историки архитектуры. И все существующие реконструкции содержат как минимум одну очень серьезную ошибку. Во-первых, можно считать доказанным, что храм этот построили сразу. До сих пор считалось, что ядро памятника построено в 989–996 годах, а в XI веке его дополнительно обстроили галереями (по крайней мере, частично). Оказалось, что все элементы плана храма, от закладки до освящения, сложились в один период, но в процессе строительства замысел и тип постройки изменились. Сначала, как и считалось до сих пор, храм строили как крестово-купольный. Так возведены почти все древнерусские храмы до монгольского нашествия, за исключением нескольких построек-ротонд.

http://pravoslavie.ru/56220.html

Будучи образом космоса, храм одновременно является и образом человека . Прежде всего, связь между храмом и человеческим телом выражалась в том, что система мер, употреблявшаяся при строительстве, была основана на размерах частей тела. Основной единицей измерения был локоть – длина руки от локтя до конца среднего пальца: в Библии эта мера называется локтем или локтем с ладонью ( Иез. 40:3–5 ). Использование системы мер, основанной на членениях человеческого тела, способствовало цельности и гармоничности архитектурных сооружений. В основе строения человеческого тела лежит принцип гармоничного соотношения между частью и целым, а также отдельных частей между собой. Принцип соотношения, или соразмерности, обозначаемый латинским термином «пропорция» или греческим «аналогия», лежит и в основе храмовой архитектуры. В византийской и древнерусской храмовой архитектуре широко применялся принцип, получивший со времен эпохи Возрождения название «золотого сечения», но известный уже архитекторам древнего Египта и древней Греции (в соответствии с этим принципом были построены такие сооружения, как египетские пирамиды и афинский Парфенон). Использование золотого сечения в архитектуре наряду с принципом симметрии придает зданию гармоничность и стройность, упорядочивает отдельные элементы здания и превращает совокупность элементов в единое целое. Наиболее законченное выражение идея пропорционального соотношения различных частей храма нашла в византийских крестово-купольных храмах IX u nocлeдyющero столетий, а также в крестово-купольных храмах Грузии, Балкан и Руси. В плане крестово-купольный храм образует либо равноконечный крест, либо крест, у которого нижний конец, соответствующий западному крылу храма, длиннее трех других концов. Верхний конец креста, соответствующий восточному крылу, завершается, как и у базилики, полукруглой или прямоугольной в плане алтарной апсидой. В тех местах, где продольный центральный неф пересекается с поперечным нефом, устанавливаются четыре опорных столба, на которых покоится купол.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Ансамбль Десятинной ц. на рубеже XI и XII вв. Ансамбль Десятинной ц. на рубеже XI и XII вв. Надежные данные для реконструкции архитектурного облика Десятинной ц. отсутствуют. В ходе проводимых в разное время исследований фундаментов (последнее в 2005-2011) установлены ее план, последовательность возведения отдельных частей и особенности строительной техники. Основной объем храма и остальные части постройки относятся ко времени одного строительного процесса - 989-996 гг. Об этом свидетельствует идентичный характер деревянных субструкций, строительного камня и плинфы, а также уровень закладки фундаментов центрального объема и галерей ( Ивакин, Иоаннисян. 2009). На 1-м этапе строительства храма была произведена разбивка плана его центрального объема (классический крестово-купольный 3-апсидный 4-столпный храм без нартекса) и вырыты рвы под фундамент. Однако уже в процессе устройства фундаментов зодчие изменили замысел и отказались от поперечной фундаментной ленты по линии вост. подкупольных опор. Ров фундамента на участке основного 3-нефного ядра не был заполнен ни деревянными субструкциями, ни каменной кладкой, а просто засыпан. Это дало основание для предположения, что возведенный храм приобрел вид купольной базилики или специфического варианта крестово-купольного храма, окруженного сложной инфраструктурой. Фундаменты первоначального ядра отличаются от проч. частей (нартекса, экзонартекса и галерей) большей глубиной и наличием слоя железистого песчаника, которым засыпались деревянные субструкции. На следующем этапе были устроены фундаменты нартекса и поперечных лент галерей. Нартекс был присоединен к центральному ядру, глубина его закладки меньше на 0,5 м. Рыжий песчаник здесь отсутствует. Десятинная ц. 989–996 гг. Обмерный план 2011–2012 гг. Десятинная ц. 989–996 гг. Обмерный план 2011–2012 гг. Уникальным является устройство апсидной части храма. Вырыт большой котлован, план которого близок к прямоугольному. Его площадь (ок. 140 кв. м) значительно превышает площадь апсид.

http://pravenc.ru/text/1684329.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАФНИ [греч. δφνη - лавр], мон-рь в честь Успения Пресв. Богородицы, расположенный в пригороде Афин. В античные времена на этом месте существовало святилище Аполлона с окружающей его лавровой рощей, давшей название местности. Вероятно, об этом храме, стоящем на самой высокой точке священной дороги из Афин в Элевсин, упоминает Павсаний в «Описании Эллады» (Paus. 1. 37. 6-7). Языческий храм был разрушен готами в 396 г.; археологические исследования проводились в 1936-1939 гг. В V в. на его месте и из его материалов возвели христ. храм, окруженный крепостной стеной. После его реконструкции в VI в. здесь был устроен мон-рь, со временем обветшавший и пришедший в запустение. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Кафоликоном мон-ря Дафни. Ок. 1080 г. Ок. 1080 г. (по Р. Краутхаймеру) был возведен кафоликон (соборный храм) - крестово-купольный октагон. Этот тип визант. храма, очевидно столичного происхождения, известен только в архитектуре материковой Греции XI-XIII вв. Самым ранним является кафоликон мон-ря Осиос Лукас (ок. 1020, по Краутхаймеру), неск. упрощенным вариантом к-рого стал кафоликон Д. Переход от барабана к опорам осуществляется через тромпы, распор купола гасится рукавами креста, что позволило возвести широкий купол (диаметр 8 м), царящий над центральным пространством храма, освещенным через 16 подкупольных окон. Подкупольное пространство, высотой 16,4 м, имеет вертикальные пропорции и в отличие от кафоликона Осиос Лукас лишено яруса галерей. Замкнутое пространство угловых компартиментов, перекрытых крестовыми сводами, слабо освещено. 3-апсидная алтарная часть имеет виму ротондальных очертаний. С зап. стороны расположен нартекс. Под кафоликоном находится крипта. В целом в интерьере, как и в наружном облике храма, «царят впечатляющие простота и равновесие» ( Krautheimer. P. 278). Цельность кубического объема кафоликона обусловлена пропорциями широкого купола на низком барабане, небольшой высотой рукавов креста и слабым выносом 3-гранных апсид. Стены собора выложены в технике cloisonné (перегородчатой кладки): крупные блоки светлого камня, разделенные вертикальными рядами плинфы, чередуются с ее горизонтальными рядами. Характерные для более ранних памятников Греции куфические и геометрические орнаменты почти не использованы; кирпичными арочными обрамлениями обозначены двойные и тройные окна, разделенные изящными колонками. Гладкие поверхности цокольных частей стен декорированы мраморными плитами, большая часть к-рых утрачена. Ярус окон отделен от этого «стилобата» карнизом, над к-рым проходит опоясывающий храм поребрик, очерчивающий и полуциркульные оконные обрамления. Аналогичный поребрик подчеркивает карнизы черепичных кровель.

http://pravenc.ru/text/171440.html

В 1970-е годы в храме были выполнены существенные ремонтно-строительные работы: заменены купольные перекрытия крыш, произведена отделка фасада, в церковном дворе построены небольшая трапезная, канцелярия, крестильный домик и свечная лавка. Внутри храма была произведена роспись стен и купола, а также устроен новый иконостас, который, однако, в художественном отношении значительно уступает первозданному резному деревянному позолоченному иконостасу. 25 октября 1990 года согласно Закону РСФСР «О свободе вероисповеданий» произведена регистрация религиозного объединения Православный приход Покровского храма Курской епархии Русской Православной Церкви (Московский патриархат). В сентябре 1991 года Покровский храм посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, который во главе делегации российских священнослужителей пребывал в Курской епархии и совершил экскурсию в санаторий «Марьино» (бывшая усадьба князей Барятинских), расположенный в Рыльском районе. Совершив молитву в Покровском храме, Алексий II выступил перед сотнями рылян. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года зарегистрирована религиозная организация Покровский приход в г. Рыльске. В 1990-е и 2000-е годы были обновлены луковки и кресты, произведён ремонт крыши, полы в храме вымощены керамической плиткой, на прилегающей к храму территории уложен асфальт, установлена ажурная металлическая ограда. Также было капитально отремонтировано старинное двухэтажное здание, расположенное у колокольни храма, в котором до революции размещалась двухклассная церковно-приходская школа, а в последнее время до 1992 года — общежитие педагогического училища. Теперь в отремонтированном здании проводятся занятия воскресной школы и учащихся кадетского казачьего корпуса. В настоящее время храм является действующим. Описание [ править править код ] Иконостас Храм кирпичный, одноглавый, крестово-купольный, построен в стиле классицизма, имеет форму восьмиугольника со слегка выпуклыми между портиками четырьмя сторонами, благодаря чему создаётся впечатление о круглой форме основного объёма. Портики четырёхколонные, украшены резными карнизами, колоннада с алтарной (восточной) стороны прислонена к стене. Окна на фасадах храма располагаются в два света; окна нижнего света более высокие, имеют прямоугольную форму и оснащены коваными решётками. До нашего времени сохранились глухие кованые металлические двери. Фасады оштукатурены и окрашены в белый и салатовый цвета.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Покрова_П...

Министерство культуры Грузии продолжает реализацию программы по реставрации памятников церковного зодчества 12 ноября 2007 г. 18:20 Министерство культуры, спорта и охраны памятников продолжает претворять в жизнь совместный с Фондом по защите и спасению исторических памятников масштабный проект реставрации культурных памятников на территории Грузии, сообщает газета «Ахали таоба». Министерство и Фонд профинансировали реабилитацию до 40 памятников церковного зодчества в регионе Квемо Картли. Сложнейшие инженерные работы проведены в храме Цугругашени XII-XIII вв. Состояние уникального крестово-купольного сооружения существенно ухудшилось после того, как в 80-е годы прошлого века здесь были начаты и прерваны реставрационные работы. Особое опасение вызывало резкое нарушение пропорций купола, и его обрушения можно было ожидать со дня на день. Спасти храм удалось после удаления грубого металлического крепления и его замены опорными столбами из железобетона, снаружи покрытых туфом. В рамках проекта был также восстановлен первоначальный облик южной стены храма, для чего понадобилось удалить облицовочный камень, оставленный прежними реставраторами. По всему периметру храма смонтированы водоотстойные устройства, защищающие сооружение от воздействия осадков. Болниси, древнейшая и крупнейшая базилика в Квемо Картли, датируется 778-793 гг. В течение лета в рамках проекта было осуществлено конструкционное укрепление потрескавшегося и повреждённого свода, полная консервация повреждённых камней цоколя фасада с помощью известкового раствора. Реставрационно-консервационная операция проведена в северной пристройке, часовне VIII века, где был постлан пол, после чего восстановлена первоначальная функция молельни. Третий уникальный памятник Квемо Картли — храм Акаурта, возведённый на рубеже V-VI вв. Учёные на протяжении десятилетий не могли прийти к общему знаменателю по вопросу правильной методики реставрации, в результате чего храм оказался в критическом состоянии. В рамках проекта осуществлена консервация памятника, Акаурта перекрыта кровлей лёгкой конструкции, которая защищает храм от повреждений любого характера. В ближайшее время в храме предполагается восстановить, после двухвекового перерыва, богослужения.

http://patriarchia.ru/db/text/320934.htm...

Северный храм. 2-я пол. X в. Фотография. 2017 г. Северный храм. 2-я пол. X в. Фотография. 2017 г. С запада к основному объему храма примыкает уникальный для крестово-купольных храмов Алании нартекс. Он был 2-ярусным: на полуцилиндрическом своде с 2 подпружными арками покоились хоры, открывавшиеся в наос проемом, расположенным над входом в центральной части его зап. стены. Скорее всего 2-й ярус был такой же высоты, что и наос (как в Лыхны), а не ниже, как его восстановили в 60-х гг. XX в. Снаружи к торцам рукавов с 3 сторон примыкают полуоткрытые притворы; западный был пристроен позже, т. к. его стены перекрывают зап. окна нартекса. Судя по консолям для деревянных балок, в боковых притворах был 2-й ярус, выходивший на большое окно (отсутствует в абх. храмах). В вост. стенах боковых притворов устроены оштукатуренные полукруглые арочные ниши, возможно предназначенные для погребально-поминальных ритуалов, учитывая наличие погребений в притворах. Позднее с юго-запада к храму было пристроено еще одно небольшое помещение. Внутрь храма ведут 5 дверей (с запада, севера, юга и из торцов нартекса), а из нартекса в наос - 3 прохода (южный смещен от оси симметрии нефа к северу). Смещение южной и северной дверей наоса к западу от оси симметрии рукава находит параллель в храмах Абхазии. В верхней части торцов рукавов расположены тройки окон; 3 окна освещают центральную апсиду, и по одному - боковые; одиночные окна расположены также в боковых стенах угловых ячеек наоса и в зап. стене боковых долей нартекса. Купол освещают 8 окон, причем восточное было заложено еще в древности. Все окна узкие, арочные. Найдены остатки плоских круглых стекол, вставлявшихся, очевидно, в деревянные рамы. Храм сложен в той же технике, что и Средний, но формат плинфы иной (38×24-25×5,5-7 см). Техника кладки более грубая: вертикальные линии искривлены, подпружные арки опираются на «параллелепипеды» столбов, часто не совпадая с ними по ширине. В храме имелся цемяночный пол (сохранились фрагменты). Кровля изначально могла с восточного и западного фасадов иметь 3-лопастную, позакомарную (как в Среднем храме) форму и лишь позднее, вероятно, была переделана на скатную, покрытую черепицей (позднее заменена лещадью, положенной на берестяную прослойку). Снаружи храм лишен декорации, лишь на барабане имеется зубчатый карниз из плинфы; такой же карниз был и на апсидах.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Так как площадь застройки не очень большая, а нужно было все-таки получить храм такой, чтобы обеспечивал все нужды монастыря, чтобы народ не стоял на улице, нам пришлось максимально его детализировать, чтобы он визуально собирался в более стройную конструкцию. И если снаружи он получился крестово-купольный, то внутри это византийская базилика. Такого или почти не делают, или мы просто не встречали. У нас получилось такое сочетание стилей и архитектурных форм. Так как мы, условно говоря, были непрофессионалы в церковной архитектуре, то смогли сделать проект незашоренный, свободный от условностей. — А много было критиков, которые говорили, что так нельзя и ничего не получится? Критиков изначального проекта было очень много, и я, честно говоря, их понимаю. Особенно, когда смотрю на первоначальный проект, который мы все еще дорабатываем. Все эти три года мы улучшаем пропорции, детализацию, чтобы это был настоящий шедевр мировой архитектуры, и это непрекращающийся процесс. Все время, до последнего момента, мы улучшаем и улучшаем то, что можно, дорабатываем резьбу по камню до того момента, пока вот-вот деталь должна уйти в станок, и с производства уже звонят, спрашивают где файл с резьбой! И только тогда мы со спокойной душой отправляем проект той или иной детали в производство. Слава Богу, в этом плане нам повезло с подрядчиками по каменному убранству, компанией «Юсса-гран». Ребята с пониманием относятся к творческому процессу и ко всей ответственности, возложенной на нас, за внешний вид и качество благоукрашения храма.      —Если брать внутреннее пространство храма, то, в процентном отношении, как далеко ушли от первоначального проекта? Какова масштабность этих изменений в процессе работы? — Наверное, процентов сорок. Естественно, конструктивные решения остались те же, а во внутренних решениях мы постарались выжать максимум из имеющегося объема и пространства. — А есть какие-то новые технологии, которые нигде не применялись, по вашим сведениям? Весь фасад и интерьер построен сначала в 3D моделях, отправленных потом на станки по фрезеровке натурального камня. То есть получается, весь храм вырезан как бы нерукотворно. Все творчество, создание уникальных резьб и профилей храма, создано 3D художниками, и уже потом, как огромный конструктор, привезено на стройку. У меня изначально была задача, чтобы весь храм был полностью сделан посредством самых современных технологий.

http://pravoslavie.ru/98872.html

Интерьер Северного храма. Фотография. 2017 г. Интерьер Северного храма. Фотография. 2017 г. Из литургических устройств известны утраченная алтарная преграда (в виме на вост. краю вост. ячеек сохранились 2 ступени с маленькими ступеньками по центру главного и юж. нефов) и скамьи вдоль стен. Почти всю центральную апсиду занимает 3-ступенчатый синтрон с необычно устроенным горним местом: в середине верхней ступени сделано небольшое заглубление, а центральное окно апсиды продолжено нишей почти до уровня синтрона. В юж. «нефе» обнаружены 3 пристенных погребения. Наличие богатых погребений именно здесь позволяет предположить, что, как во мн. храмах визант. времени, юж. апсида включала поминальный придел с престолом, а северная служила протесисом. Судя по эпиграфическим находкам, храм имел монастырскую функцию и был построен до 1067 г. или даже до 1012/13 г.- вероятно, после 50-60-х гг. X в., когда в Алании из купольных известны лишь крестообразные храмы. Его возвели несомненно мастера абх. школы, пришедшие в Аланию ок. 965 г. Образцом для Северного храма послужил храм типа Лыхненского: 4-столпный, с вимами, с 2-ярусным нартексом и 3 полуоткрытыми притворами, с удлиненными зап. ячейками и подпружными арками, значительно поднятыми вверх по сравнению с «правилом Муцопулоса» (в Лыхны - 11 к 18 вместо 1 к 2), со сдвигом боковых входов к западу, с боковыми проемами в нартексе, с боковыми проходами в притворе. Северный храм был расписан, вероятно, дважды. О росписях приходится судить преимущественно по рисункам и описаниям XIX в., по материалам Кузнецова и реставрационным отчетам 80-х гг. XX в. Сейчас на незначительных сохранившихся участках древней штукатурки красочный слой почти не прослеживается: видны только фрагменты орнаментальной разделки на откосах окон апсид. Вероятно, сильно загрязненные остатки живописи имеются и в барабане. К первому, нефигуративному этапу росписи, прослеженному также в Сентинском и Шоанинском и предположительно Среднем Зеленчукском храмах, относится, возможно, известный по зарисовке крест на юго-зап.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

При близости планировки нового храма к романским базиликам в нем отсутствует традиционная для этих храмов длинная зап. ветвь, так что зап. пара подкупольных столбов «срослась» с древними пилонами центрального прохода в ротонду. По сути трансепт стал поперечной осью подкупольного квадрата, т. к. его края не выходят за пределы боковых стен базилики. Т. о., вместе с боковыми компартиментами 4-столпный храм представляет собой скорее единое пространство с композицией, близкой к крестово-купольной. Местное влияние проявляется и в решении купола: он имеет высокий световой барабан, переход к к-рому осуществлен через сферические паруса, что редко для зап. традиции и характерно скорее для визант. и особенно арм. и груз. храмов. Единственным полностью открытым фасадом храма является южный, выдержанный в раннеготическом духе. В храм ведет торжественно оформленный двойной вход, слева от к-рого находится колокольня, справа - крыльцо, через к-рое первоначально осуществлялся вход на Голгофу. Двойной перспективный портал со ступенчатыми стрельчатыми арками и с цветными мраморными колоннами оформляет входы в храм. Расположенные над ними 2 окна с многопрофильными перспективными наличниками вписаны в 2-арочную композицию, идентичную двойному порталу входа. Каждый из ярусов фасада завершен роскошным резным карнизом. Считается, что декор отражает влияние разных западноевроп. традиций, хотя профили, орнаментальные мотивы и др. значительно отличаются как от западноевроп. образцов, так и от др. произведений крестоносцев на Св. земле. Часть форм и орнаментов, напр. стрельчатые арки, перспективные порталы и ниши, орнаментация арок рядом «подушек», характерна для позднероманского и раннеготического зодчества, тогда как близкие к коринфским капители, карнизы, архитравы, профилированные арки, резные орнаменты с мотивами аканфа перекликаются с позднеантичными образцами. По-видимому, мастера крестоносцев воспроизводили те формы IV или VII в., фрагменты к-рых они могли видеть при разборке старого храма; при этом древние мотивы были органично соединены с западноевропейскими.

http://pravenc.ru/text/293782.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010