В конце 1930-х годов был закрыт. Здание использовалось как склад. В 1942 году подземный ход под храмом планировалось использовать для эвакуации населения. Храм нуждается в капитальном ремонте. В 2017 году часть подвального помещения собора была отремонтирована и обустроена под Нижний Казачий храм в честь святых Царственных Страстотерпцев. В настоящее время в Крестовоздвиженском соборе, в верхнем храме, в теплое время года совершаются молебны в престольные праздники и Казачьи Круги. Сегодня этот храм, дошедший до наших дней от первого периода существования и развития города, расположен в глубине обширной площади, к югу от Воскресенского собора. В характерном для середины Х1Х века облике этого храма звучат лишь отголоски барокко XVIII века. Над обширным прямоугольным в плане объемом, включающим храмовую часть с боковыми приделами и широкую трапезную, возвышается, акцентируя ядро храма, световой восьмерик с купольной кровлей, увенчанный луковичной главкой на восьмигранном световом барабане. С востока прямоугольный объем завершен тремя полукруглыми апсидами, а с запада — квадратным в плане притвором с цилиндрической кровлей. Трехъярусная колокольня (три четверика) стоит почти вплотную к притвору. Была завершена восьмигранной купольной кровлей с полицей и высоким шпилем. Декор фасадов выдержан в традициях русского стиля. Плоскости стен ритмично членятся крупными арочными проемами окон и дверей, обрамленными килевидными архивольтами и соединенными на уровне их основания тягой простого облома (полкой). Окна северного и южного фасадов сгруппированы по три. Все здание в уровне подоконника опоясывают полка и широкий фриз, декорированный ширинками. Углы здания и основные внутренние структурные членения акцентированы гладкими пилястрами с килевидными завершающими кокошниками, возвышающимися над карнизом. Западный фасад притвора завершен килевидным кокошником-закомарой с тремя арками в тимпане. Фасады колокольни сохранили первоначальный лаконичный декор XVIII в. Западный арочный вход обрамлен рустованными лопатками и треугольным фронтоном. Углы остальных ярусов охвачены огибающими их лопатками. Арочные проемы звона заключены в прямоугольные рамки. В основании проемов ярусы опоясывает полка.

http://sobory.ru/article/?object=09126

Свято-Борисо-Глебский храм, как с внешней, так и с внутренней стороны не является большим строением. Не является храм и слишком высоким. Ему свойственна компактная пластичность. Некоторую приземлённость и массивность храма смягчает сравнительно невысокая колокольня. В архитектурном плане Свято-Борисо-Глебский храм является отпечатком почти забытого византийского стиля кресто-купольной формы сооружения. Однако этот храм не полностью представляет византийский стиль, в нём сохранены черты традиционной древнерусской культуры. По мнению специалистов Свято-Борисо-Глебский храм, в общем, в архитектурном стиле – элегантен, в нём нет ничего схематичного, вычерченного. Храм подобен органическому существу в своей энергичной и мощной пластике. Такая оценка специалистов свидетельствует о профессионализме и вкусе устроителей Свято-Борисо-Глебского храма. В 1906 г. и устроительница храма барыня Ключарёва и профессор Зеленогорский закончили свой земной путь, и оба были похоронены на территории недавно отстроенного храма, о чём свидетельствуют надгробные плиты. В годы гонений надгробные плиты были выброшены на свалку, найдены при строительстве обители и установлены справа от алтаря с наружной стороны храма. После революции 1917 г. в Свято-Борисо-Глебском храме продолжалось богослужение до 1932 г. Последним, кто вёл богослужение до разорения храма, был священник отец Афанасий, который проживал в сторожке рядом с храмом. В годы гонений сторожка, подвал, относящийся к храму, ограда из красного кирпича были снесены. В том же 1932 г. были сняты пять колоколов, при снятии один из них – самый большой – упал и разбился, остальные были увезены. На территории храма, в нынешнем здании трапезной и кухни была церковноприходская школа, закрытая при закрытии храма. Во время Великой Отечественной Войны в этой местности проходила линия фронта. На стенах храма и ныне видны пулевые воронки. В 1942 году на короткое время были возобновлены богослужения в храме. Вёл их священник отец Емельян, у которого основной приход был в Боровом. В 1943 г. храм был вновь закрыт.

http://sobory.ru/article/?object=03878

Крестовоздвиженский храм построен в 1834 году, 15 сентября 1836 года был освящен главный престол. К постройке колокольни приступили в 1836 году. Она была очень небольшая, в два этажа, но имела очень высокий шпиль, почти равнявший ее с высотою церкви. 5 ноября 1843 года был освящен северный придел. В церкви было три штата. Храм основательно пострадал в Великую Отечественную войну. Бомбежки и обстрелы разрушили верхнюю купольную часть. В конце 1960-х годов добротную основу пустовавшего здания присмотрели воронежские машиностроители, в здании открылся филиал завода тяжелых механических прессов. Постепенно храм опоясывали производственными пристройками. На начало XXI века в его стенах работает супермаркет. Но до сих пор при побелке на стенах проступают фрески… Архитектура Форма храма почти квадратная; длина внутри 40 аршин, ширина 36 аршин, вышина до кольца в среднем куполе, на котором висела люстра, 41 аршин, вышина же всего храма с крестом на главе составляла 52 аршина. Храм имел пять куполов, средний круглый с такою же крышей, внутри в окружности имеет 40 аршин, по углам купола квадратные, с полукруглыми крышами. Они были покрыты кровельным железом, окрашены зеленой краской, главы и кресты на них вызлащены. Купола утверждены на 4-х обширных каменных столбах, поддерживающих своды. С наружной стороны храм имел 4 одинаковой формы фронтона. С восточной стороны фронтона 3 окна; выдвинутый вперед, он увеличивал размер главного алтаря. С западной, северной и южной сторон фронтоны поддерживались 6-ю высокими круглыми столбами, украшенными сверху алебастром. К фронтонам, во всю длину их, были приделаны паперти из плит и самородного камня. Настоятели Использованные материалы Редакция текста от: 07.12.2017 19:15:55 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/13675243.h...

Появление крестово-купольной системы вовсе не было каким-либо шагом назад. Наоборот! Крестово-купольная система давала возможность создания больших пространств с гарантией от статических ошибок или просчетов, приведших к катастрофам с куполом Софии. Существенно, что трансформация храма-космоса в храм «земное небо» происходила при неуклонном следовании прямоугольному плану, дающему возможность сохранить нартекс (для оглашенных, для встречи высшего духовенства, для литии, крещальни и пр.), устроить круговые обходы (для массы молящихся), хоры (для женщин), троечастный алтарь (для малого и большого входов), наконец увеличить число глав до трех и пяти, что тоже осмыслялось не только функционально (освещение алтаря и хоров), но и символически. Известное разнообразие в конкретных функциях храмов, а, следовательно, и в композиционных замыслах, обусловливало в одном случае предпочтение базиликальной вытянутости здания (большие храмы Грузии «героического века» с их общегосударственным значением), в другом – почти квадратного плана (небольшие храмы византийской провинции), который сохраняется и в больших константинопольских памятниках пятинефного типа. Для крестово-купольного храма – «неба на земле», будь это даже большое пятинефное здание, свойственно довольно-таки дробное расчленение внутреннего пространства многочисленными опорами (столбы, колонны), что давало человеку возможность овладеть этим пространством, не раствориться в нем, как было в храме-космосе. В связи с этой особенностью Н.И. Брунов рассматривал любовь к «карликовым пропорциям» (пропорции ниш, колонн, оконных проемов), способствующим известной дематериализации образа храма, т. е. идеям аскетизма. Главное же в крестово-купольной системе, благодаря чему она стала оптимально адекватной средневековому сознанию и поэтому всепроникающей, заключалось в идеальном пространственно-объемном выражении сложной структуры земной и небесной иерархии. «Купол на барабане выявляет основную вертикальную ось здания. Однако купол вырастает из пересечений двух других пространственных координат, выявленных четырьмя цилиндрическими сводами концов креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/h...

Восточные же ячейки снаружи были чуть ниже и убраны вместе с апсидами под такую же двускатную кровлю. Оригинальны окна в апсидах (по одному). Вероятно, по одному еще более узкому окну было в юж. и сев. стенах и 2 узких окна - в зап. стене, так что храм был освещен слабо, преимущественно за счет 4 окон в барабане. Древняя дверь в зап. стене была уничтожена при устройстве нового проема. При сооружении храма применена та же кладка, что и в Среднем и Северном храмах. В нижней части храма использованы блоки самых крупных размеров, в средней части - совсем мелкие, в завершении наоса - крупнее. В отличие от др. купольных храмов Алании здесь нет плинфы. Храм был отделан плоскими каменными плитами. Снаружи он был покрыт тонким слоем штукатурной затирки-обмазки. Пол был обложен плитами. В окнах апсид использованы ложные арки: эта «варварская» конструкция, характерная для горского строительства более позднего времени и не встречающаяся в др. аланских купольных храмах, предполагает, видимо, участие в возведении постройки местных каменщиков. Очень узкие оконные проемы на зап. стене были перекрыты отдельными плитами с вырезанными в них арочками, как в Сентинском и Шоанинском храмах. Древние литургические устройства храма неизвестны, кроме ступени на уровне солеи. Снаружи храм не имел декоративных элементов; внутри был оштукатурен и, вероятно, расписан. Южный храм - единственный в Алании представляет «простой» тип вписанного креста, однако по пропорциям центральной ячейки он скорее похож на базилику. Нельзя исключать, что храм заклдывался в виде укороченной базилики с 4 опорами (подобно храму 6 на Ильичевском городище или св. Анны и Накип-джами в Трапезунде), а достроен был (после изменения заказа, перерыва в строительстве или разрушения первоначального здания) как купольный храм типа вписанного креста. Такое предположение оправдывает наличие «ползучих» четвертных сводов над боковыми рукавами креста, нигде более не встречающихся в аланских и абхазских крестово-купольных храмах, но известных в перекрытиях нефов др.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Храм был расписан, вероятно дважды. На 1-м этапе это могла быть неполная, нефгиративная декорация (братьями Нарышкиными зафиксировано расположение креста в центральной апсиде); на 2-м этаже, скорее всего в 1-й пол. XI в., не менее чем через неск. лет после оштукатуривания, храм был расписан полностью. При ремонте кон. XIX в. стены были заново оштукатурены: самые ветхие куски древней штукатурки были удалены, а оставшиеся фрагменты забелены. Значительная часть древней штукатурки с живописью была уничтожена также в 90-х гг. XX в. В наст. время видны только остатки фресок между окнами в торцах боковых рукавов. Об остальных росписях храма можно судить по «копиям» Струкова и описаниям П. Синайского. Программа росписи реконструируется фрагментарно: в нижнем регистре апсиды были изображены святители и столпники, на подпружных арках - пророки, в наосе нижние регистры занимали фигуры святых разных чинов святости. В юж. приделе церкви в апсиде, возможно, размещались изображения святителей, а на юж. стене - ктиторские портреты. К наст. времени сохранились расположенное над юж. входом огромное изображение равноапостольных Константина и Елены с крестом (высота ок. 4 м), а над северным - образы 2 неизвестных святых. Фигуры парных святых всадников в зап. травее зап. рукава были уничтожены в 90-х гг. XX в. Стилистический анализ в настоящее время затрудняют утрата почти всей живописи (особенно личного) и плохое состояние сохранившихся фрагментов. Разделка одежд находит нек-рые параллели в 4-м слое росписи Сентинского храма в Алании (2-я пол. XI в.), в Земо-Крихи и Атенском Сионе (Атени Сиони) в Грузии (кон. XI в.). Впрочем, отсутствие многофигурных композиций при большом количестве отдельных изображений святых говорит скорее о 1-й пол. XI в. Северный Зеленчукский храм Северный Зеленчукский храм расположен в Церковной балке, в 800 м к северу от застроенной части комплекса, и окружен большим кладбищем, для к-рого, возможно, отвели в сторону ручей. Храм не использовался монахами и к сер. ХХ в. оказался частично руинирован, особенно его зап. часть. Типологически это такой же средневизант. храм, что и абх. церкви в Лыхны, Нов. Афоне, Алахадзы и Весёлом (с отделенным от наоса нартексом). Его длина (без притворов) 21 м, ширина 10,5 м, сторона подкупольного квадрата 3,25 м. Это крестово-купольное здание, купол к-рого через паруса и 3-ступенчатые подпружные арки опирается на 4 квадратных столба. Восемь долей - все, кроме центральной, купольной,- перекрыты по провинциально-визант. схеме коробовыми сводами: рукава в направлении от центра, угловые компартименты - в продольном направлении. С востока к этой 9-дольной структуре примыкают 3-частная, соединенная проходами вима и 3 апсиды, полукруглые снаружи и изнутри, в центральной расположен 3-ступенчатый синтрон. Стены угловых ячеек расчленены глухими арками, причем на востоке эти арки объединяют вост. ячейку и боковую виму.

http://pravenc.ru/text/2565218.html

Немало секретов хранит и сама конструкция храма. Его современный облик так прекрасен и совершен, так вписывается в окружающий ландшафт, что кажется, так и он был задуман изначально. Однако, благодаря археологическим исследованиям, мы знаем, что во времена своей «молодости» храм выглядел иначе. А великолепный холм-пьедестал, оказывается, является делом рук человеческих. Изначально храм был обнесен открытыми галереями с перекрытиями, на которых устроены «гульбища». Высота галереи составляла 5,5 м ., а в юго-западном углу аркада превращалась в толстую стену с внутренней лестницей, откуда был вход на хоры. Секрет холма При археологическом исследовании открылся и удивительный секрет холма. На низменном пойменном берегу полая вода поднималась при разливе более чем на три метра. Потому-то и строительство здесь велось совершенно особенным образом. Сначала был заложен фундамент из булыжника на известковом растворе глубиной 1,60 м , до слоя материковой глины. На фундаменте в два приема возвели основание стен из тщательно тесанного, плотно пригнанного камня, высотой 3,70 м . Снаружи и внутри эти стены засыпали глинистым супесчаным грунтом и плотно утрамбовали. Подземная часть храма составляет, таким образом, 5,30 м . Вот так в устье Нерли вырос искусственный холм, ставший пьедесталом для церкви Покрова и предохраняющий ее от коварных весенних вод. Холм был покрыт панцирем из белокаменных плит с водосточными желобами и лестницами, сбегающими к пристани. Получается, современный облик храма, такой цельный и законченный, — лишь основное ядро. Когда-то это выглядело совершенно по-иному – над водой поднимались белокаменные ярусы – широкий холм, внушительный пояс аркад-галерей, затем сам храм и, наконец, цилиндрическая башенка барабана с главкой и крестом. Кстати, главка изначально тоже была иная – не луковичная, а шлемовидная, покрытая деревянными «чешуйками». Пропорции храма необыкновенно изящны и красивы. Часто этот храм сравнивают с образом красной девицы (в отличие от Дмитриевского собора во Владимире – воина-богатыря). И, хотя, тип храма совершенно обычен для этого времени (крестово-купольный, одноглавый, четырехстолпный, трехапсидный, с тремя продольными и тремя поперечными нефами), он неуловимо отличается от множества других церквей. Здесь все направлено на достижение эффекта максимальной стройности и высоты. Множество деталей, еле уловимых, очень деликатных, подчеркивают вертикальную ось сооружения. Например, средняя апсида чуть приподнята над боковыми, несколько поднято и среднее окно. Барабан храма высокий и тонкий с узкими окнами, поднятый на пьедестал-постамент усиливает впечатление устремленности вверх. И внутреннее пространство церкви Покрова воспринимается как некий воздушный столп с убегающими ввысь пучками вертикалей.

http://pravmir.ru/cerkov-pokrova-na-nerl...

Проектируемый храм (на 500 молящихся) решен в традициях Елизаветинского барокко. Таким образом архитектурно-художественный облик храма создавался под влиянием работ выдающихся архитекторов эпохи барокко - Доменико Трезини и Бартоломео Франческо Растрелли. За основу же был взят храм Кавалергардского полка конца 19 в. в Санкт-Петербурге архитектора Л. Н. Бенуа. Храм в плане представляет собой два вытянутых сочлененных по центру перпендикулярных осей прямоугольника, с четырехстолпным квадратным центральным объемом, возвышающимся над остальными частями храма, к которому примыкают с севера и юга боковые пределы прямоугольные в плане и полностью раскрытые в интерьер. С востока по всей ширине храма примыкает алтарная часть, представляющая собой поперечную сквозную галерею с тремя выступающими за ее пределы усеченными восьмигранниками - алтарными апсидами. Центральная апсида больше и выше боковых, имеет на фасаде второй ярус и завершается сомкнутым восьмигранным сводом сложной формы, венчающийся главой. С запада к центральному объему храма примыкает трапезная часть, в плане - вытянутый прямоугольник, перекрытая арочным лучковым сводом. со вторым этажом- хорами, с выдающимся балконом в центральный объем. C западной стороны к трапезной части храма примыкает колокольня с квадратным в плане основанием.Колокольня трехъярусная. На третьем, открытом ярусе, расположена звонница, второй этаж с подсобными помещениями переходит в техпомещение, расположенное вторым этажом над трапезной частью и дальше завершается помещением хор, выходящих в молельный зал посредством консольно-выступающего балкончика. На первом этаже колокольни располагается основной вход в храм, лестничная клетка на второй и подвальный этажи и вход для маломобильных групп населения. Завершается колокольня купольным покрытием сложной формы и фонарем, увенчанным шпилем с крестом. Входов в храм всего три. Помимо колокольни входы расположены у боковых фасадов приделов. Все входы оформлены псевдопортиками с полуколоннами и пилястрами с капителями. Завершаются портики лучковыми сандриками. Над входами расположены иконы в «багетном» оформлении. Стены храма и колокольни кирпичные, толщиной в три кирпича. Перекрытия и своды монолитные, железобетонные c утеплением. Декоративная разработка фасадов решена в соответствии с архитектурным стилем Елизаветинского барокко – двухцветные фасады, использование ордерных схем, пилястры, полуколонны, сандрики, а так же сложные профилированные карнизы и крыши сложной криволинейной формы.

http://sobory.ru/article/?object=53687

Каср-ибн-Вардан. Дворец Каср-ибн-Вардан. Дворец Средних размеров храм (13×17 м) расположен на расстоянии ок. 6 м от юго-зап. угла дворца, он являлся частью дворцового ансамбля. В плане храм представляет собой «купольную базилику», где купол расположен не над восточной частью наоса, а посередине его, причем в «компактном» варианте, когда восточная и западная части наоса значительно сокращены. Боковые нефы - с хорами, в обоих ярусах отделены от центрального нефа тройными арками с парами колонн и соединяются с также 2-ярусным нартексом. В нижнем ярусе хоры перекрыты крестовыми сводами; с востока они завершаются квадратными в плане пастофориями (их функция неизв.). Вост. часть наоса - вима с приподнятым полом, куда ведут 3 ступени. Апсида приподнята еще на 2 ступени. Она, что типично для Ближ. Востока, вписана в квадрат периметра и прорезана 2 рядами окон, по 3 в каждом. В храм ведут 3 одинаковых входа: с севера, запада и юга, обычного для Сирии доминирования юж. входов нет. Наос храма небольшой, но высокий, ок. 20 м. Его высота подчеркнута 2 ярусами колонн по боковым сторонам. Купол диаметром 6,6 м опирается на подпружные арки, между к-рыми помещены не типичные для Сирии тромпы, а паруса. Своеобразие архитектуры храма заключается в том, что паруса непосредственно переходят в барабан, причем 8 окон прорезают как барабан, так и частично паруса. Пастофории также снабжены окнами. Они есть и на др. стенах. К зап. части сев. стены примыкает квадратная в плане башня с лестницей для подъема на хоры. Кладка аналогична кладке дворца. Цоколь сложен из рядов известняковых блоков местного происхождения; далее таким же образом, как и во дворце, чередуются пояса известняка и кирпича; своды и арки выложены из кирпича. Капители с изображением листьев выполнены из известняка; косяки дверей и стволы колонн вытесаны из базальта (привезены за 10 км); базы колонн изготовлены из мраморовидного известняка. Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Каср-ибн-Вардан. Храм. Вид с юга Плохо сохранившиеся казармы расположены примерно в 90 м к югу от дворца. Как и дворец, они ориентированы по сторонам света, но со смещением оси к востоку из-за близости к обрыву холма. Сходна с дворцовой и планировка казарм: это такого же размера квадрат с квадратным же внутренним двором, главными воротами по центру сев. стены и похожим модулем помещений. Разница с дворцом заключается в худшей кладке, в расположении всех помещений по периметру в виде одной анфилады (так же как в сев. крыле дворца), в наличии прямоугольного здания (его назначение неизв.) в центре двора с входом через сев. фасад и опорами внутри (возможно, поддерживали купол). В общем и целом казармы напоминают по плану маленький римский castellum. По подсчетам И. Пеньи, комплекс мог вмещать ок. 1 тыс. солдат и ок. 300 лошадей.

http://pravenc.ru/text/1681235.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИРАНЦ [Киранцванк; арм. Ki8anc vanq ], мон-рь на севере Армении (обл. Тавуш, историческая обл. Гугарк), в 12 км к юго-западу от сел. Киранц, в долине р. Воскепар. Был построен в 1-й пол. XIII в., в эпоху расцвета Армении при княжеской династии Захаридов (Закарянов) и являлся армяно-халкидонитской правосл. обителью. Об основателях и ктиторах мон-ря нет точных сведений; по косвенным данным, ктитором был Аваг, сын Иване из рода Захаридов. Название мон-ря восходит к греч. κρος - господин, может указывать и на правителей из династии Захаридов, и на их вероисповедание. Комплекс мон-ря состоит из 3 храмов, 2 притворов, трапезной, жилых и хозяйственных помещений, кладбища. Мон-рь обнесен каменной оградой со входом с юго-запада. Храмы выстроены из сырцового кирпича с использованием отдельных каменных деталей (напр., карниз барабана). Такая техника не характерна для Закавказья, но известна в некоторых постройках XIII в. (церкви Срвех, Воскепар, кафоликоны мон-рей Кинцвиси , Тимотесубани ). Использование кирпича могло быть следствием влияния мусульм. (сельджукской, иранской) архитектуры. Об этой же традиции свидетельствует и изразцовая мозаика барабана. Главный храм крестово-купольного типа, с 2 свободно стоящими опорами на зап. стороне. Фланкирующие апсиду 2-этажные пастофории имеют выход в наос, сев. пастофорий сообщается с апсидой, что может свидетельствовать о совершении литургии по визант. обряду (по ходу службы необходимо было, чтобы пастофорий был связан с апсидой; аналогичное строение церкви Кинцвиси). Согласно той же традиции, апсида храма К. низкая в отличие от высоких апсид арм. церквей. Купол храма опирается на паруса, а 4 подкупольные арки имеют стрельчатую форму. Барабан купола цилиндрический изнутри и 8-гранный снаружи. Храм освещается с помощью 8 узких продолговатых окон барабана, 3 окон в алтарной части (апсида и пастофории), а также окон сев. и юж. фасадов. Вход в храм - через зап. и юж. притворы, к-рые обложены тесаным камнем. Храм отличается вытянутыми пропорциями, в т. ч. удлиненным барабаном и его шатровым покрытием; тот же эффект создают и треугольные ниши вост. фасада. Фасады храма оформлены рельефными крестами простого очертания, поставленными на широкое ступенчатое основание, к-рое окаймляет центральное окно. На каждой грани барабана устроены широкие и неглубокие ниши с окнами в середине. Поверхность ниш украшена геометрической мозаикой из изразцовых плит бирюзово-голубого цвета.

http://pravenc.ru/text/1840151.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010