Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Чанлы-килисе в Гюмюшлере. Нач. XI в. Недалеко от Гюльшехира находится поселение Ачиксарай, где сохранилось не менее 7 крупных скальных жилых комплексов X - нач. XI в. Большинство из них построено вокруг внутреннего двора и имеет выступающие крытые галереи с парадными залами по оси. Среди основных типов помещений часовни практически не встречаются. Комплекс определенно имеет немонастырский характер; чаще всего его описывают как летнюю резиденцию землевладельца или военный лагерь. Жилым, светским был также комплекс Халлач-манастир. Он организован вокруг внутреннего двора, имеет галерею по фасаду и парадный зал. По одну сторону от основной оси комплекса располагается кухня, по другую - большая крестово-купольная часовня; на краю комплекса - площадка для погребений. Комплекс Эски-Гюмюш в Гюмюшлере построен в сер. XI в. Комнаты расположены по 4 сторонам внутреннего двора, с крестообразным переходом на входе. Большая крестово-купольная церковь украшена росписями в схематичном стиле. К востоку от нее находится зал с цилиндрическим сводом и прямоугольной апсидой (не трапезная). Его небольшая верхняя комната расписана иллюстрациями к басням Эзопа. Считающийся традиционно монастырским комплекс не имеет характерных признаков мон-ря, кроме наличия большой церкви, остальные детали указывают на его светское предназначение. В Чанлы-килисе каменная крестово-купольная церковь, расположенная в центре поселения, датирована нач. XI в. и по внешнему виду напоминает архитектуру к-польских храмов. Она возведена в технике смешанной кладки из камня и кирпича, перекрыта высоким куполом (обрушился в 50-х гг. XX в.), фасады и апсиды декорированы пилястрами и полуколоннами. Церковь была расширена в XI в. за счет 2-этажного нартекса, он связывал здание с пещерным комплексом, расположенным к северу, и погребальной часовней, достроенной в XIII в. Росписи сохранились плохо (фрагменты надписи указывают, что храм построен неким стратигом, т. е. военным командующим, вероятно, одной из фем в К.).

http://pravenc.ru/text/1470351.html

И. Н. Попов, Л. В. Луховицкий Архитектурное и художественное наследие Кафоликон мон-ря Пантократора. Фото: А. Ю. Виноградов Кафоликон мон-ря Пантократора. Фото: А. Ю. Виноградов Как и др. скальные мон-ри, П. м. имеет ограниченную площадь, и его архитектурный облик обусловлен рельефом места. Уже Григорович-Барский отмечал навесной характер вост. братских келий, пристань, удобную только для малых судов, рассредоточенность по скалам келий для безмолвствующих монахов, монастырского огорода (вертограда), памятного креста, колодца (студенца), каменного моста над сухой рекой (наполняющейся лишь после зимы), водяной мельницы. К северу от мон-ря он упоминал парекклисион прп. Онуфрия Великого. Кладбищенская церковь к востоку от мон-ря служила для отпевания. Вход в обитель располагается в юж. стене, имеет навес на столпах, на стене под к-рым помещен образ Преображения Господня, храмовый праздник обители. Все здания были крыты керамической черепицей («каменными дщицами»), за исключением кафоликона, покрытого оловом. Кафоликон П. м. посвящен Преображению Господню. Его последний капитальный ремонт и освящение состоялись в 1854 г. Как и большинство соборов Св. Горы, это крестово-купольный 4-колонный храм с конхами-певницами на концах сев. и юж. рукавов планового креста («в крилосах»), с той разницей, что алтарь по ширине равен наосу, а его боковые апсиды-пастофории представляют собой почти круглые башни и выступают за пределы боковых стен, подобно певницам. В наосе использованы цельные колонны из белого мрамора. Кафоликон имеет 2 паперти, купольный сводчатый нартекс/лити, общий с сев. парекклисионом, и экзонартекс, соединяющийся звонницей. Григорович-Барский упоминал 6 разновеликих глав на кафоликоне, крытых оловом: 2 - над алтарем (над боковыми пастофориями) и 3 главы над лити/притвором. Он также упоминал 2 придельные церкви в кафоликоне П. м. С севера от кафоликона располагается придельный парекклисион Успения Пресв. Богородицы - небольшой крестово-купольный, на 4 колонках. Его нартекс составляет общее помещение с нартексом кафоликона ( Григорович-Барский. 1887. С. 185). Храм Успения был перестроен в сер. XIX в., о чем свидетельствует надпись в его нартексе: «Этот божественный и священный храм Успения Богородицы завершен на средства блаженнейших монахов священного монастыря Пантократора Исихия и Исайи, под руководством иеромонахов Вениамина и Григория и монаха Макария в 1868 году января 31» (ΘΗΕ. Σ. 1152). С юга от кафоликона с древнейших времен находились погребения ктиторов мон-ря. Здесь была возведена придельная ц. Трех святителей (не сохр.), простая в плане, т. е. без сводов, куполов или колонн (судя по рис. Григоровича-Барского, совсем рядом с юж. певницей).

http://pravenc.ru/text/2578890.html

8 июня 1885 года все стены были доведены почти до высоты карнизов. В них были вставлены 6 мраморных крестов, составляющее наружное украшение церкви. К августу месяцу был построен барабан с куполом, и на него надо было поставить крест. Оставались только кровельные и внутренние работы. Хозяин имения был доволен ходом работ. Наконец, прибыл купольный крест, который он с нетерпением ожидал. Хотя крест был красив, великолепно вызолочен, но оказался не прочным, и поднять его не представляло никакой возможности. Это разочаровало Великого Князя, поэтому Константин Николаевич, чтобы не оставлять церковь без креста, заказал столяру Кубышко деревянный крест по эскизу князя Г.Г. Гагарина. Деревянный крест был водружен 6 (19) августа 1885 года в праздник Преображения Господня. Константин Николаевич, Дмитрий Алексеевич Милютин вместе со строителями храма собственноручно внесли деревянный крест на самый верх купола. Торжественная церемония происходила, по свидетельству Дмитрия Алексеевича, «совершенно просто, в домашней обстановке. Уникальность этого креста состояла в том, что в него был вделан маленький византийский, бронзовый крестик, который нашли в Ореанде при рытье котлована под фундамент дворца. По приказанию Императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, он должен был храниться постоянно в имении «Ореанда». Константин Николаевич тогда же предположил, что по изготовлению и постановке нового металлического креста, этот деревянный купольный крест будет перенесен в алтарь и поставлен там за престолом. Другой деревянный крест, который стоял со дня начала работ и выдержавший и дождь, и снег, и ветер, решили перенести на старый дуб, на котором будет оригинальная звонница. Наступал праздник Покрова Пресвятой Богородицы, день,когда Великий Князь хотел освятить храм. Но церковная утварь и новый бронзовый золоченный купольный крест задерживался в Москве. До этого Константин Николаевич забраковал еще два креста, сделанные на московской фабрике Хлебникова. 20 сентября Константин Николаевич получил известие, что всё будет готово к 27 числу, о чем его известил фабрикант Хлебников.

http://sobory.ru/article/?object=12274

Во второй половине IX века крестово-купольный храм становится преобладающей формой храмовой архитектуры в Византии. Широкому распространению этого типа храма способствовала его большая технологическая простота в сравнении с грандиозными купольными базиликами. Характерным примером крестово-купольного храма этого периода является церковь Пресвятой Богородицы в Скрипу (Беотия), построенная в 873–874 годах. В плане она представляет собой крест с куполом; в основе плана лежит трехнефная базилика, пересеченная в центре поперечным нефом. Храм богато украшен не только изнутри, но и снаружи: на главной апсиде храма имеются барельефы и медальоны с изображениями животных и богатым растительным орнаментом. Нередко план крестово-купольного храма представляет собой квадрат, расчлененный на девять пространственных ячеек (компартментов) четырьмя опорами купола: четыре конца креста вписаны в квадрат. По такому плану построен пятинефный храм монастыря Акаталепта в Константинополе, датируемый концом IX века. Если сравнить византийские крестово-купольные храмы рубежа двух тысячелетий с купольными базиликами VI века, то бросается в глаза существенное изменение пропорций в сторону «вертикализации». Византийский храм на протяжении всей второй половины первого тысячелетия постепенно «вытягивался» в высоту – как за счет сокращения длины западной части центрального нефа, так и за счет увеличения высоты стен по отношению к их длине. Кроме того, изменили форму купола храмов: они стали меньшими по диаметру, но большими по высоте, поскольку ставились теперь на высоких барабанах. В начале второго тысячелетия величественные крестово-купольные храмы возводятся в монастырях Святой Горы Афон – Великая лавра, Ивирон, Ватопеди. Выдающимися памятниками крестово-купольной архитектуры являются кафоликоны (соборные храмы) монастырей Неа-Мони на о. Хиос (1042–1056), Осиос Лукас (1011 или 1022) и Дафни (ок. 1080). Активное церковное строительство продолжается и в поздневизантийский период: к этому периоду относятся, в частности, собор Святой Софии в Трапезунде (между 1238 и 1263), церковь Панагии Паригоритиссы в Арте (1282–1289), церковь Спасителя монастыря Хора в Константинополе (нач. XIV в.). На рубеже XIII и XIV веков при некоторых византийских храмах возникают колокольни башнеобразной формы: в их возникновении ученые усматривают итальянское влияние.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Святая София осталась беспримерным и бесподобным творением архитектурного гения. За всю историю мирового зодчества не было создано ни храма, ни какого-либо иного строения, которое бы повторяло ее и приближалось к ней по своему совершенству, но в то же самое время она оказала огромное влияние на архитектуру разных эпох и разных народов. Отдельные ее элементы, архитектонические и строительные приемы, декоративные мотивы вдохновляли архитекторов других времен и служили им образцами и прототипами. Купольные базилики, близкие по времени своей постройки к созданию Софии, собор апостола Марка в Венеции, средневековые крестово-купольные храмы христианского Востока, купольные сооружения западно-европейского Ренессанса и Нового времени сооружались с оглядкой на великую церковь Константинополя. Софийский храм служил архитектурной моделью для мечетей, построенных знаменитым Синаном в Константинополе, ставшем Стамбулом, и других городах Османского султаната. Иными словами, император Юстиниан имел основания на то, чтобы, как гласит предание, взойдя на амвон, воскликнуть: «Хвала Богу, удостоившему меня докончить такое дело. О Соломон, я победил тебя!» 696 . Рядом со Святой Софией была заново отстроена сгоревшая в пожаре церковь во имя Ирины – Божественного Мира, в свое время воздвигнутая святым Константином. «Император, – по словам Прокопия Кесарийского, – выстроил ее таких больших размеров, что из всех храмов Византии (имеется в виду столичный город, а не империя. – В.Ц.), исключая храм Софии, она была самой огромной» 697 . Между Святой Софией и храмом Святой Ирины по повелению Юстиниана был заново сооружен разрушенный в пожаре странноприимный дом. Попечением Феодоры по проекту строителей Софии Исидора и Анфимия был заново построен храм Двенадцати апостолов, служивший усыпальницей императоров. Он был срыт до основания после падения Константинополя в 1453 г., чтобы на его месте построить мечеть в честь Магомета Завоевателя. «Представление о том, какой была эта церковь , можно составить по собору Святого Марка в Венеции, построенному по ее образцу» 698 . Всего в Константинополе и его ближайших окрестностях при Юстиниане было построено 24 храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вид базилики св. Петра в Риме. Сер. XV в. Роспись собора св. Петра, Ватикан. XVII в. Мастер Д. Тассели «Итак, – заключает Дамаскин, – ожидая Его пришествия, мы кланяемся на восток. Таково же и незаписанное предание апостолов. Ибо они многое передали нам без писания» 235 . Обращенность на восток придает храму и совершаемому в нем богослужение эсхатологический смысл. По словам П. Евдокимова , «любая верно направленная молитва есть ожидание и, таким образом, эсхатологична в самой своей сущности… Характерная для христиан молитвенная обращенность к востоку отличается от иудейской обращенности к Иерусалиму и от мусульманской обращенности к Мекке. Входя в храм, идешь по пути спасения, к обиталищу святых и земле живых, где сияет незаходимое Солнце» 236 . Базилика как архитектурный тип доминировала в христианском храмостроительстве на всем протяжении IV и V веков. В западном христианском зодчестве прямоугольная в плане базилика сохранилась в качестве основой архитектурной формы и в последующие столетия. На Востоке же, начиная с VI века, развивается купольная архитектура 237 и формируется новый тип храмакупольная базилика. Этот тип, являющийся предшественником крестово-купольного храма, доминирует в храмовой архитектуре христианского Востока в период с VI по IX век. Купольная базилика VI и последующих веков представляет собой новый шаг в развитии церковной архитектуры в сравнении с базиликами IV века. Архитектурные формы купольных базилик подчеркивают сакральный характер храмового пространства, отличаются большим разнообразием, сложностью и гармоничностью. Византийский храм, каким он сложился в IV–VIII веках, состоял из трех частей – алтаря, храма и нартекса (притвора). В трехнефных храмах алтарь занимал восточную часть центрального нефа, тогда как в северном нефе ставился жертвенник, а южный мог использоваться в качестве ризницы. Нередко ризница представляла собой отдельное от храма помещение или специальную пристройку. Алтарь отделялся от храма преградой, которая в ранневизантийских храмах представляла собой либо низкий парапет, состоявший из резных плит, либо портик из нескольких колонн, на капителях которых покоилась широкая прямоугольная балка – архитрав 238 . На архитраве размещались изображения Христа и святых. В отличие от более позднего по происхождению иконостаса в алтарной преграде отсутствовали иконы, и пространство алтаря оставалось полностью открытым для взоров верующих. Алтарная преграда нередко имела П-образный план: помимо центрального фасада, у нее было еще два боковых фасада. В середине центрального фасада размещался вход в алтарь; он был открытым, без дверей.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Русская церковная архитектура Храмы Киевской Руси Первые русские храмы строились византийскими архитекторами или по византийским образцам. Уже при князе Владимире в Киеве появляются первые крестово-купольные храмы, в том числе знаменитая церковь Богородицы, получившая название Десятинной (989–996) по той причине, что на ее поддержание Владимир выделил десятую часть своей казны. Однако расцвет церковного зодчества наступает при Ярославе Мудром, когда в крупных городах Киевской Руси возникают величественные крестово-купольные храмы: Софийский собор в Киеве (1037–1044), Софийские соборы в Новгороде (1045–1052) и Полоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенский собор в Чернигове (ок. 1036). Киевский Софийский собор является шедевром византийского и древнерусского зодчества. Построенный константинопольскими зодчими при участии киевских мастеров, он не имеет прямых аналогов в византийской архитектуре. Собор представляет собой крестово-купольный храм с тринадцатью главами; внутреннее пространство храма разделено на 5 нефов с 5 апсидами. С северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Длина собора без галерей – 29,5 м, ширина – 29,3 м; длина и ширина с галереями соответственно: 41,7 м и 54 м. Высота до вершины главного купола составляет 28,6 м, сторона подкупольного квадрата 7,6 м. Внутри стены храма украшены мозаикой, набранной из кубиков разноцветной смальты, и расписаны фресками, выполненными водяными красками. Общий объем мозаик – 260 кв. м, фресок – около 3000 кв. м. Новгородский Софийский собор представляет собой пятинефный крестово-купольный храм с тремя главными апсидами. Как и в Софии Киевской, с северной, западной и южной сторон храм окружен двухъярусными галереями. Центральная часть собора перекрыта крестообразно расположенными цилиндрическими сводами; над ними возвышается 5 глав. Еще одна глава венчает лестничную башню, расположенную в юго-западной части собора. Размер основного объема собора без галерей: длина 27 м, ширина 24,8 м; вместе с галереями: длина 34,5, ширина 39,3 м. Размер сторон подкупольного квадрата 6,19–6,28 м. Толщина стен собора 1,2 м. Высота от уровня древнего пола до голубя на кресте средней главы – 38 м.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Предназначению Вознесенского храма символизировать богоизбранность России и русскую идею соответствовала новая гениальная архитектура храма, подобно стреле рвущегося к небесам: шатер, положенный в основание храма вместо традиционных крестово-купольных храмов, пришедших к нам из Византии. Это был первый на Руси каменный шатровый храм. В нем выражалась, во-первых, самобытность России как самостоятельной православной цивилизации и, во-вторых, сама символическая идея шатра. Если в крестово-купольных церквях в основе планировке лежит православный крест, внутренние столбы означают опору (столпы) Церкви (оттого на них писали образы святых), а традиционное пятиглавие символизирует Господа Иисуса Христа в окружении четырех апостолов-евангелистов, то в шатровом храме смысл раскрывается иначе. Шатровая сень издревле, еще с ветхозаветных времен, символизировала святость места, над которым она возводилась. В христианской традиции шатровая сень как образ Божественной благодати возводилась над священным местом, символизируя его богохранимость и нисходящую на него благодать Божию. В шатровом церковном зодчестве сень возводилась как над храмом – домом Божиим и его алтарем, так и над молящимися в нем, а в коломенском Вознесенском храме – еще и над членами великокняжеской семьи, и особенно над рожденным по горячим молитвам наследником. Главное же, шатровый храм в Коломенском был связан с посвящением этого подмосковного храма Господу и Его Вознесению и Его благостной сени, которую Он простер над Россией и Москвой, осмыслявшей себя «Третьим Римом» и «Новым Иерусалимом». Так в русской архитектуре была символически интерпретирована и сень в храме Гроба Господня в Иерусалиме – главном христианском храме вселенной. Одноглавие шатрового храма символизирует Христа как Главу Церкви, а столпообразный шатровый храм словно сам становился столпом Церкви и веры. Шатер храма Вознесения, самобытного и свободного, и вправду возносится в небо, к вечности, вознося души молящихся к Богу. Одни находят в шатровом храм негативную черту разрыва с традицией и даже «устремление ввысь одинокой, гордой души».

http://pravoslavie.ru/523.html

План крестово-купольного храма символизирует не только крест, но и человека с распростертыми крестообразно руками (т.е. человека в традиционной для христианской древности молитвенной позе). Соотношение между западной частью центрального нефа и его восточной частью во многих случаях соответствует соотношению между нижней частью тела человека (до груди) и верхней частью (от груди до верха головы). Крылья трансепта равны по длине, что соответствует равенству длины обеих рук человека. Соотношение крыла трансепта к западному крылу центрального нефа соответствовало соотношению вытянутой руки к нижней части тела (от груди до стоп). Форма креста использовалась в храмовой архитектуре уже в V веке. Храм Апостола Иоанна в Ефесе (V в.) представлял собой грандиозное сооружение, состоявшее из четырех базилик, соединенных крестообразно одна с другой. Такая же конструкция лежала в основе другой не менее грандиозной постройки V века – церкви монастыря Преподобного Симеона Столпника в Калат-Семане (Сирия). Однако в обоих указанных случаях крестообразная форма достигалась за счет пристройки к основной базилике трех дополнительных базилик. Генезис крестово-купольного храма иной: этот храм представляет собой одну купольную базилику, укороченную по оси восток-запад и прорезанную поперечным нефом (трансептом), придающим базилике форму креста. Некоторые византийские купольные базилики VI века, по сути, близки к крестово-купольным храмам, в частности храм Святых апостолов, построенный в Константинополе в 536–550 годах Анфимием Траллийским. О начале строительства этого храма Прокопий Кесарийский говорит следующее: Были проведены две прямые линии, посередине пересекающиеся друг с другом наподобие креста; первая прямая шла с востока на запад, пересекающая ее вторая линия была обращена с севера на юг. Огражденные извне по периферии стенами, внутри, и наверху и внизу, они были украшены колоннами... Стороны прямой, лежащей поперек, идущие в ту и другую сторону, являются между собой одинаковыми; у той же прямой, которая обращена на запад, одна часть больше другой настолько, чтобы образовалась форма креста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Церковь свт. Николая в Демре, Турция. VIII в. Церковь свт. Николая в Демре, Турция. VIII в. С VII в. начинается запустение больших ранневизант. храмов, в т. ч. из-за депопуляции Л., обеднения населения и упадка ктиторских семей, что привело к постепенному обрушению деревянных перекрытий базилик. Кроме того, сильное землетрясение на рубеже VIII и IX вв. повредило мн. церкви Центральной Л. (в Суре, Мирах, Акалиссе, Каркаво и др.). Чаще всего в восточной части старых базилик строили маленький зальный храм, иногда перестраивая центральный неф (Аперлы, базилика «А» в Кианеях). Реже их восстанавливали в прежнем виде (нижний храм в Суре), иногда с увеличением размеров (в Каркаво, храм свт. Николая в Мирах?), в виде базилик на столпах (на акрополе Лимир, храм св. Иоанна в Акалиссе) или как крестово-купольные храмы. В Ксанфе старый баптистерий был перестроен в храм, к нему пристроили новую апсиду. Средневизантийские крестово-купольные храмы Л. сложно датировать, частично они представляют собой перестроенные ранневизантийские базилики. В Пиднах базилику переделали в храм типа «клуазоне» в зап. части (с проходами между нефами) и с изолированными угловыми ячейками в восточной. При этом свод вост. рукава оказался ниже конхи старой апсиды, а подкупольное пространство стало трапециевидным ( Adam. 1977; реконструкция неверна). Аналогичное пространственное решение было применено в «базилике у источника» в Патарах ( Ruggieri. 2009). В Суре в старую базилику встроен храм на 4 столпах, причем его зап. угловые ячейки равны по длине центральным и были перекрыты поперечными сводами; апсиды имеют 3-лопастный абрис. Аналогичное пространственное решение присутствует и в храме в Аполлонии, где старый зальный храм включен в новый в качестве юго-вост. пастофория. Над зап. входом, к-рый закрывал крупный нартекс на крещатых столпах, имеется декор, состоящий из античного архитрава с триглифами и его имитации из кирпича и камня над люнетой. Храм в визант. крепости Патар имеет необычную конструкцию. Его купол опирался на 4 колонны, но вост. колонны вплотную примыкают к стенам между вимами, а к западу поставлена еще одна пара колонн и пара полуколонн - у зап. стены; боковые апсиды снаружи не выражены. Храм явно был епископским, на что указывают синтрон, солея и амвон; очевидно, он достаточно долго был действующим и врос в землю, так что пришлось сделать лестницы для спуска ( Ruggieri. 2009).

http://pravenc.ru/text/2110501.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010