Самое интересное для нас выяснить: была ли Васильчикова действительно принята в Царском в тот небольшой промежуток времени, в течение которого она находилась в Петербурге. Сопоставление записи мин. ин. д. с процитированным показанием Хвостова определенно указывает как будто на невозможность такого посещения 21 . Но на основании показания того же Хвостова Семенников делает вывод противоположный. Хвостов, между прочим, показал: «несколько раз пробовал я говорить с Васильчиковой о Распутине: она тоже была в ужасе и говорила мне, что она больше о Распутине говорить не может, потому, будто бы, что ей грубо в Царском сказали, чтобы она не смела вмешиваться». Во втором сокращенном издании книги Семенникова, которым пользовался Чернов, нет ссылки на Хвостова. Чернов уже от себя дополнил автора, сославшись на письмо самой Царицы, которая написала своему мужу: «Мария Васильчикова живет с семьей в зеленом угловом домике и наблюдает из окна, как кошка, за всеми, кто входит и выходит на нашего дома... Она сказала графу Фред(ериксу), что видела, как Гр(игорий) сюда въезжал (отвратительно!). Чтобы наказать ее, мы сегодня пошли окольным путем, так что она не видела, как мы выходили». «Надо думать – комментирует Чернов – что немцам надо было в интересах сепаратного мира проверить степень влиятельности Распутина при Дворе». Автору нет никакого дела до того, что в дни пребывания «Маши Васильчиковой» в Петербурге Николай II сам был в Царском Селе (вернулся 6-го) и следовательно жене незачем было писать мужу. Письмо, которое приводит Чернов, относится к 14 июня, т.е. к тому времени, когда Васильчикова «Маша» была в Берлине. К автору, столь неразборчивому в методах своих работ, нельзя предъявлять больших требований – более внимательный читатель писем А.Ф. легко убедился бы, что Маша Васильчикова и Мария Васильчикова (княгиня), о которой идет речь в письме 14 июня, разные лица. Хвостов, сознательно или бессознательно, также спутал обеих Васильчиковых (возможно, что здесь некоторая вина и стенограммы). Кн. Васильчикова была ярым врагом Распутина – ее выступление против «нашего друга» привели княгиню к высылке из столицы в деревню. У «Маши» же Васильчиковой не было основания проявлять враждебность к царскому фавориту, хотя никакой связи между ними, по-видимому, не было. Слова Родзянко в Чр. Сл. Комиссии, что Васильчикова «буквально его избранница» («я это знаю хорошо, потому что Васильчикова мне близко знакома»), надо отнести за счет произвольных заключений свидетеля-мемуариста, равно, как заявление Хвостова, что «Гришка ругался» по поводу ареста Васильчиковой 22 . Как мог Семенников, добросовестный в цитатах и умеющий разбираться в материале, допустить такую бросающуюся в глаза явную нелепицу при толковании показаний Хвостова 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Melguno...

Бег же они совершают непрестанный, какой назначил им Творец и как основал их, подобно тому как говорит божественный Давид: луну и звезды, яже Ты основал еси ( Пс. 8, 4 ). Ибо через выражение: Ты основал еси он обозначил твердость и неизменяемость данных им Богом и порядка, и непрерывного течения. Ибо Он поставил их во времена, и в знамения, и во дни, и в лета ( Быт. 1, 14 ). Ибо при посредстве солнца происходят четыре изменения [времен]: и первое – весеннее, ибо во время него Бог сотворил все без изъятия; и [на это] указывает то обстоятельство, что и доныне произрастание цветов происходит в течение его, которое и есть изменение равноденственное, ибо оно делает и день, и ночь двенадцатичасовыми. Оно образуется, когда солнце восходит в центре востока, – и отличается благорастворенностью, умножает кровь, будучи теплым и влажным; и посредствует собою, с одной стороны, между зимою и, с другой, между летом, будучи теплее и суше зимы, но холоднее и влажнее лета. А простирается это время года от марта и до 24-го июня. Потом, когда восход солнца возвышается к более северным странам, следует летнее изменение, посредствующее, с одной стороны, между весною и, с другой, между осенью, от весны имеющее теплоту, а от осени сухость. Ибо оно – тепло и сухо, и умножает желтую желчь. Оно, далее, имеет величайший день, в пятнадцать часов; ночь же весьма малейшую, измеряемую девятью часами. Сверх того, это время года простирается от 24 июня до 25 [числа] месяца сентября. Затем, когда [восход] солнца опять возвращается к центру востока, выступает на смену летнего изменения осеннее изменение, некоторым образом будучи средним как между холодом, так и жаром, и сухостью, и влажностью, и посредствуя между летним изменением, с одной стороны, и зимним изменением, с другой, от летнего имея сухость, а от зимнего – холод. Ибо оно – холодно и сухо, и обыкновенно умножает черную желчь. Это изменение, в свою очередь, есть равноденственное, имеющее из двенадцати часов как день, так и ночь; простирается же оно от 25 сентября до 25 декабря. Когда же солнце спускается к более незначительному и более низменному, то есть к южному восхождению, наступает зимнее изменение, которое – и холодно, и влажно, и посредствует, с одной стороны, между осенним изменением и, с другой, между весенним, от осеннего имея холод, а от весеннего владея влажностью. Это, далее, имеет самый малый день, в котором – девять часов, ночь же – самую большую, которая состоит из пятнадцати часов; и оно – умножает мокроту (в теле; продолжается же и это изменение [три месяца, т.е.] от 25 декабря до 21 марта. Ибо Творец мудро предусмотрел, чтобы мы, переходя от высочайшего холода или жара, или влажности, или сухости к высочайшему противоположному свойству, не впали в жестокие болезни, потому что разум знает, что внезапные перемены – опасны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Посмотрите: везде на первом месте у нас тело, а не душа: что питаем с избытком? – тело, тогда как душа в голоде; что украшаем? – тело, а душа в наготе, нага от добрых дел. Что украшаем? – тело, а душа в расслаблении. Какие наслаждения предпочитаем? – плотские, а духовные пренебрегаем, например наслаждение богомыслием, молитвою, чтением книг духовно назидательных, бесед духовных, пения духовного. 8 июня. Благодарю Господа за превеликую и богатую милость, явленную мне в причащении животворящих Таин и в чудном оживотворении и обновлении моей души, в укреплении, умиротворении, распространении, просвещении. Вечером. Благодарю и превозношу Господа за скорое избавление меня от душевной напасти, которую навели на меня невидимые враги за грехи мои: пред самой обедней меня постигла душевная тоска и досада с гневом тайным на сестру Анну К. за то, что она, отправившись в Питер, опять приехала в тот же день с детьми, тогда как я полагал, что она там останется! Я отпал от любви и впал в неприязнь, окаянный, всё ради своей алчности. Но вот, когда, внутренно дручимый 134 грехом и невидимыми врагами, покаялся, осудил себя в безумстве и злобе, алчности и сознал, что я здесь странник и пришелец, что я должен жить умом и сердцем на небесах и всё земное считать за дым и всем сердцем держаться любви, которая есть единое на потребу, и в таком расположении припал к престолу Божию пред обедней, – тоска и скорбь тотчас оставили меня и я сделался мирен и совершенно свободен и служил обедню непреткновенно (исключая: ихже даруй Святым Твоим...). Слава Избавителю Богу! Слава милосердию, скоропослушеству Его! Я потерял слух из-за невоздержания в пище и питии (за мясоядения, винопития, из-за картофеля, каши). Надо воздерживаться от всего. Помилуй, Господи! Уврачуй, Господи! 9-го июня. Благодать могущественно и животворно сечет внутри, в сердцах наших страсти наши, умерщвляющие нас, и это творит она за веру и искреннее покаяние наше и смиренную молитву на всякий день многократно. Слава державе всесильной, всеблагой! После обедни.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Надеюсь, что Вы вполне благополучно проживаете в Киеве и по-всегдашнему заняты продолжением своего огромного труда 87 . Я, к сожалению, лишь изредка присаживаюсь за просмотр 2 тома И/стории/В/изантии/для нового издания, которое мечтаю осуществить в Киеве» 88 . Политические события февраля 1917 года и последовавший за ними октябрьский переворот поставили крест как на научной деятельности Кулаковского, так и на его душевном спокойствии, к которому он – 62-летний пенсионер – так стремился. Еще в январе 1916-го государь император почтил Кулаковского Знаком отличия беспорочной службы за сорок лет выслуги (носился на Владимирской ленте). До 45-летней выслуги, когда университет избирал профессоров в свои почетные члены, он не дожил... «Злой рок отнял у него в 1913 г. брата Платона Андреевича, а в 1914 г. жену, давшую ему счастье, и началась у него одинокая, «сиротская жизнь», – а политические события, шедшие с необыкновенной быстротой, после некоторого подъема в начале войны и проблеска надежд на освобождение славянства от немецкого гнета и возрождение его, надежд на освобождение нами проливов и занятие Константинополя, наносили ему одну рану за другой, терзали его, убивали одну его надежду за другою, – и им стал овладевать пессимизм, доходивший порой до отчаяния. «Уныние и безнадежность, одолевшие меня и все усиливавшиеся, превратили меня в живой труп, убили всякую волю и энергию... Я страшно томлюсь и страдаю от невозможности чем-нибудь заняться. Налегла на Русь черная полоса, в которой нет просвета... Идет развал великой единой Руси, которая имела свои великие мировые задачи и мощь для их выполнения. Перебили спинной хребет живого существа, и оно трепещет конвульсивно всеми своими членами. Страшно до ужаса и жить нечем. От худого идем к худшему... Что выйдет из этого хаоса? У меня нет сил переживать это страшное настоящее» (из письма от 4 июня 1917 г.). «Современные события так тяжело ложатся на мою душу, что я временами впадаю в полное сумасшествие», – писал он 7 июня 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

59 . Княжна Суздальская Евфросиния, жившая в первой половине XIII века (память 25-го сентября, 60 . Епископ Ростовский Иаков, скончавшийся 27-го ноября 1392-го года, 61 . Николай Кочанов, юродивый Новгородский, скончавшийся 27-го июля 1392-го года, 62 . Евфимий Суздальский, основатель Спасо-Евфимиева монастыря, который находится в городе Суздале Владимирской губернии, скончавшийся 1-го апреля 1404-го года, 63 . Павел Обнорский или Комельский, основатель Троиц- —94— кого Павло-Обнорского монастыря, который находится в Вологодской губернии, в 15-ти верстах от города Грязовца, скончавшийся 10-го января 1429-го года, 64 . Максим, юродивый Московский, скончавшийся 11-го ноября 1433-го года, 65 . Дионисий Глушицкий, основатель Глушицкого Покровского монастыря, который находится в Кадниковском Уезде Вологодской губернии, к северу от Вологды, на речке Глушице, скончавшийся 1-го июня 1437-го года, 66 . Исидор Твердислов, юродивый Ростовский, скончавшийся 1474-го года, 1317 и 67 . Ефрем Перекомский, основатель Николаевского Перекомского монастыря, который находится на западном берегу озера Ильменя, в 25-ти верстах к югу от Новгорода, скончавшийся 26-го сентября 1492-го года. Наконец, в святцах одной Следованной псалтири, написанной в 1487-м году 1318 , находим еще 68 . Митрополита Киприана, скончавшегося 16-го Сентября 1406-го года. Из последнего времени перед Макариевскими соборами 1547–1549-го годов известны два случая отклонения высшей церковной властью ходатайств о причислении двоих умерших к лику святых, так как ходатайства найдены были церковной властью не подлежащими удовлетворению. Случаи имели место в 1539-м и 1544-м годах. Преп. Даниил Переяславский, быв в Москве в 1539-м году, донес царю Ивану Васильевичу (нужно подразумевать: боярам, правившим за царя-мальчика, которому в 1539-м году было только 9-ть лет) и митрополиту Иоасафу, что в Переяславле, при церкви св. Николая, которая у городских ворот, лежать в земле мощи чудна и свята мужа, князя Андрея Смоленского, которого мощи прежде лежали в церкви и были с верою лобызаемы от приходящих в нее, которому прежде была совершаема служба с пением канона и стихир и которого образ был написуем на иконах, – и просил у царя и митро-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

После него наместником был игумен Клопский Иона 3121 . В мае 1794-го года он обратился к митрополиту с просьбой вернуть его в Клопский Монастырь. Сн ссылался на то, что «по приезде в здешшй Монастырь» «повстречались» с ним «разные перемены» в его здоровье, чрез что он «ощущает не в силах понесть» наложенное на него послушание, «а притом Клопской Монастырь требует, чтоб иметь общую жизнь», которая заведена им в Монастыре и которая «без настоятеля хранима быть не может, ибо в приключающихся братиям в духовных нуждах должно всегдашнее преподавать наставление, а без оного скоро может последовать в братии расстройство». Резолюция митрополита последовала 10-го сентября 1794-го года: «снисходя на просьбу Невского Монастыря отца наместника Ионы, продолжаемую с мая месяца сего года поныне, от должности наместника увольняем, оставляя его по-прежнему в Клопском Монастыре игуменом» 3122 . Он был постриженник Симонова Монастыря. В Клопском Монастыре игумен Иона был с 1793-го года. В 1796-м году, 20-го апреля, он переведен в Соловецкий Монастырь и          посвящен был во архимандрита митрополитом Гавриилом. После 9-и-летнего настоятельства он здесь и скончался 28-го апреля 1805-го года. Погребен под соборной церковью 3123 . На следующий день по увольнении наместника, игумена Ионы, 11-го сентября 1794-го года митрополит подписал приказ: «Невского Монастыря наместником определяется эконом и Моденского Монастыря игумен, отец Герасим. Благочинным по-прежнему быть иеромонаху, отцу Филарету, экономом определенному в помощь эконома иеромонаху Мофодию, духовником иеромонаху Варлааму» 3124 . По «Спискам» Строева, игуменом Моденским показан Герасим (Князев). Он 19-го мая 1795-го года быль переведен в Тихвин Монастырь, отсюда в 1810-м году в Симонов, здесь в 1821-м году вышел на покой и скончался 6-го июня 1829-го года 3125 . Наместником после него назпачен был иеромонах Мелхиседек. Иеромонах Мелхиседск (Короткий), из ризничих Тихвинского Монастыря, был в 1791-м году вызван митрополитом Гавриилом в Александро-Невский Монастырь и здесь в феврале зачислен в братство и в августе определен ризничим. Вместе с назначением наместником, в 1795-м году произведен во игумена Моденского Николаевского Монастыря «из Александро-Невских иеромонахов». В 1797-м году 14-го июня произведен во архимандрита Ростовского Яковлевского Монастыря с поручением учредить в нем общежитие. В апреле 1806-го года уволен на покой, но в 1807-м году опять вернулся к управлению в Арзамасском Спасском Монастыре. В 1810-м году перешел в Спасо-Евфимиев, в 1818-м году снова ушел на покой и скончался 15-го апреля 1841-го года в Оптиной пустыни 3126 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010