12-го мая. Франтовство одолело: взял в долг у предводительской экономки два шелковые платья предводительшины и послал их в город окрасить в масака цвет, как у губернского протодиакона, и сошью себе ряску шелковую. Невозможно без этой аккуратности, потому что становлюсь повсюду вхож в дворянские дома, а унижать себя не намерен. 17-го мая. Попадья Наталья Николаевна намекнула, что она в рассуждении своего положения ошиблась. 20-го июня. По донесению городничего, за нехождение со крестом о пасхе в дома раскольников, был снова вызван в губернию. Изложил сие дело владыке обстоятельно, что не ходил я к староверам не по нерадению, ибо то даже было в карманный себе ущерб; но я сделал сие для того, дабы раскольники чувствовали, что чести моего с причтом посещения лишаются. Владыко задумались и потом объяснение мое приняли; но не мимо идет речь, что царь жалует, да его псарь не жалует. Так как дело сие о моей манкировке некоторою своей стороной касалось и гражданской власти, то, дабы положить конец сей пустой претензии и обонпол , владыка послали меня объяснить сие важное дело губернатору. Но и было же объяснение!.. Оле мне, грешному, что я только там вытерпел! Оле и вам, ближние мои, братия мои, искренний и други, за срамоту мою и унижение, которые я перенес от сего куцего нечестивца! Губернатор, яко немец, соблюдая амбицию своего Лютера, русского попа к себе не допустил, отрядил меня для собеседования о сем к правителю. Сей же правитель, поляк, не по-владычнему дело сие рассмотреть изволил, а напустился на меня с криком и рыканием, говоря, что я потворствую расколу и сопротивляюсь воле моего государя. Оле же тебе, ляше прокаженный, и ты с твоею прожженною совестию меня сопротивлением царю моему упрекаешь! Однако я сие снес и ушел молча, памятуя хохлацкую пословицу: «скачи, враже, як пан каже». И вышло так, что все описанное случилось как бы для обновления моей шелковой рясы, которая, при сем скажу, сделана весьма исправно и едва только при солнце чуть отменяет, что из разных материй.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Но это страсть сильнейшая — любить Необходимость мне и я любил Всем напряжением душевных сил. (Стих. 1831-го, июня 11, 173). Поэт обманут, но чары любви остаются и напоминают о себе: Женский взор! Причину стольких слёз, безумств, тревог… Но в груди всё жив печальный призрак прежних дней. (Ст. 1831 г., т. ж.). И на всю жизнь — тяжело раненное любовью сердце, В глубине моих сердечных ран Жила любовь, богиня юных дней. (1831 июня 11 дня, 176). Вторая любовь, к Н. Ф. Ивановой, была более неудачна. Лермонтов посвятил ей 17 стихотворений. Лермонтову близок другой аспект любви, любовь, как мука и страдание, Я всё любил — я всё страдал. (Ст. «Ночь», 1830 г.) И ещё первая любовь, к Сушковой, «облита горечью». Мотив любви-страдания роднит его с Байроном (стих. «К Л.», подражание Байрону, который «у ног других» не забывал взоров своей единственной возлюбленной). Она принадлежит другому, и мечты его, Байрона, влекут прочь от земли родной. И Байрон любит «всё одну, одну» (стих. 1831 г.). В посвящении к драме «Люди и страсти» есть свидетельство: Тобою только вдохновенный Я строки грустные писал… Одной тобою жил поэт, Скрываючи в груди мятежной Страданья многих, многих лет… На зло враждующей судьбе. Рождается любовный пессимизм и начинается едкая рефлексия, которая не вносит покоя в сердце. Всегда зреет и кипит что-нибудь в уме моём. (Стр. 179). И Есть время — леденеет быстрый ум, Есть сумерки души, когда предмет желаний мрачен… Жизнь ненавистна, но и смерть страшна, Находишь корень мук в себе самом, И небо обвинить нельзя ни в чём (т. ж. 179). Зло жизни. Гениально, христиански интуитивно, Лермонтов пришёл к проблеме ответственности человека за мировое зло. Это нельзя выразить Ни ангельским, ни демонским языком, В одном всё чисто, в другом всё зло. Лишь в человеке встретиться могло Священное с порочным, все его мученья Происходит от того… (Ст. 1831 г., стр. 180). Примирённый с жизнью, Лермонтов остаётся не примирённым с окружающей его средой, которая калечит, выращивая таких уродов с демоническими характерами, как Печорин, Арбенин и др. Поэт хочет, чтобы в песнь его «не замешались звуки бытия земного», не хочет вспоминать людей и муки, и этот свет,

http://azbyka.ru/fiction/metafizika-lerm...

Лил дождь, он как будто очищал город от военной скверны. Тысячи и тысячи людей с благодарностью принимали этот дождь самого счастливого нашего парада. Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 г. Парад Победы – идеологический символ, у которого немало противников. Особенно усердствуют радикалы – космополиты и националисты. Придумали даже словечко – «победобесие». Аргументация разнообразная и достаточно ловкая: нельзя жить прошлыми победами; нужно думать о чём-то более высоком, чем войны; нельзя сплачиваться вокруг государства: сие есть тоталитаризм… Доводов много, а суть одна: выбить из-под ног фундамент Победы. А что вместо него? Болотистая почва поражений, распрей, провокаций… А у Победы мы учимся терпению, благородству, целеустремлённости. Кое-где новейшим пропагандистам удалось перечеркнуть классическое, сложившееся с 1945-го, отношение к Победе. В Латвии, в Грузии, на Украине… Только от гегемонии ненавистников Победы никто не стал счастливее. Они приносят только междоусобицы и озлобленность, которая есть признак слабости. Американцы при заключении политических и экономических договоров не стесняются ставить идеологические условия. Скольких проблем избежали бы русские и украинцы, если бы, например, в «Договоре о дружбе, сотрудничестве и партнёрстве» 1997 года появилась глава об отношении к Победе? Это же и есть сотрудничество – на идеологическом поле. А мы пытались сделать вид, что никакой идеологии и пропаганды современному обществу не нужно… Да без идеологии даже пчелиный улей не может существовать, не то что государство! Увы, у победителей оказалось немного достойных наследников. И тут уж не до обманного самоутешения. Всем нам не хватает здравого смысла, не хватает такта и осторожности в обращении со взрывоопасными материями. …А всадник на белом коне с маршальскими звездами на погонах снова выезжает из Спасских ворот. И зовут коня Кумир. А площадь – Красной.   Фото с сайта Министерства обороны России Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/parad-nepobedimyih-1/

Следующей весьма интересной фигурой, с которой соприкасался в своей жизни Власов, был генерал К. А. Мерецков. Мерецков близко знал многих главных заговорщиков. Под началом Блюхера в его штабе Мерецков начинал свою военную карьеру. В 1937 году, когда заговор был раскрыт, один из его руководителей Уборевич, признав, что он был завербован германской разведкой и Тухачевским, дал показания на Мерецкова. Мерецков, который был слушателем в Германской академии генштаба, читал эти показания. 7-го июня 1937 года перепуганный Мерецков пишет Сталину и Ворошилову письмо, в котором кается, что «проглядел германского шпиона Уборевича» и отрицает свое участие в заговоре. Тогда Мерецкова не тронули, послали воевать с Финляндией и даже представили к званию Героя Советского Союза, а затем назначали начальником Генерального штаба РККА. Однако в самом начале войны 23 июня 1941 года Мерецков был арестован. Следствие полагало, что Мерецков в группе советских военачальников ведет изменническую деятельность и тайно подготавливает поражение СССР в войне с нацистской Германией. Этот заговор даже получил в НКГБ кодовое обозначение «Заговор Героев». По делу о «Заговоре Героев» в самом преддверии и начале войны были арестованы несколько крупных военачальников: командующий ВВС МВО генерал-лейтенант авиации П. И. Пумпур, генерал-полковник Г. М. Штерн, начальник ГУ ВВС КА генерал-лейтенант П. В. Рычагов, командующий Западным фронтом генерал армии Д. Г. Павлов. Многие из них дали показания на Мерецкова. В этой связи особого изучения требует версия существования в среде высшего военного комсостава РККА остатков оппозиции Сталину, которая надеялась с началом войны открыть немцам фронт и, воспользовавшись суматохой, осуществить в Москве государственный переворот. На эти мысли наталкивают некоторые факты. Так, по сообщениям ветеранов тяжёлой гаубичной артиллерии Западного особого военного округа за день до начала войны было увезено в неизвестном направлении большое количество снарядов для 122-м гаубиц. В результате многие гаубицы с началом боевых действий бездействовали.

http://pravoslavie.ru/37588.html

Другой ряд исследователей, напротив, стремится понимать барокко максимально расширительно. Мне доводилось читать, как к барокко относят чуть ли не наследие русских старообрядцев. Правда, отмечают, что генетически они с барокко никак связаны быть не могли, но вот по духу были вполне барочные, из области, так сказать, типологии. Тем не менее, как кажется, совершенно очевидно, что целый ряд формальных приемов, которые мы рассмотрели, и целый ряд содержательных упражнений, которым мы стали очевидцами, все-таки позволяют говорить (может быть, на ограниченном объеме текстов и примеров, но тем не менее) о том, что все-таки эти барочные тенденции в русской литературе сказываются. И сказываются не только у одного лишь Симеона Полоцкого. В этом смысле это довольно интересная страница в истории русской литературы, которая заслуживает внимания. Фото: Дмитрий Кузьмин Видео: Виктор Аромштам Просветительский лекторий портала «Правмир» работает с начала 2014-го года. Среди лекторов – преподаватели духовных и светских вузов, учёные и популяризаторы науки. Видеозаписи и тексты всех лекций публикуются на  сайте . Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 25 июня, 2014 8 июля, 2015 4 мая, 2015 21 марта, 2024 6 июня, 2023 1 апреля, 2022 31 марта, 2022 11 ноября, 2021 31 августа, 2021 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/kak-v-rossii-pisat-sti...

Однако вскоре оказалось, что мое новое положение может быть далеко не таким тяжким и тревожным, каким оно представлялось мне со стороны, и первые же месяцы работы на редакторском поприще успели уже создать во мне спокойное и доброе настроение. Перебирая свои старые бумаги теперь, т.е. через 22 года после описываемых событий, я нашел, между прочим, одну запись, которая может служить ясным подтверждением высказанной мысли. В те времена в нашей академии было обычным, по поводу каких-либо знаменательных моментов академической жизни сходиться всеми членами корпорации под председательством о. редактора на товарищеские собрания для обмена мыслей за чашкою чая или братскою трапезой. На этих собраниях некоторые выступали иногда с речами, которые служили нередко предметом для оживленной беседы. Не раз приходилось ораторствовать и мне, причем обыкновенно я записывал свои речи и сохранял их на память в своих бумагах. Такую-то вот запись своей застольной речи, произнесенной при окончании учебных занятий 6-го июня 1893 го года, я и хочу привести здесь для характеристики моего тогдашнего редакторского настроения. Я говорил тогда: «Вот и еще закончили мы учебный год! Вот и опять собрались мы, чтобы отпраздновать это окончание дружною, братской трапезой! Кажется, всего естественнее было бы мне в этом случае оглянуться назад и окинуть мысленным взором все пережитое, передуманное и перечувствованное в минувшем году. Тем более, что год этот был богат событиями как в обще-церковной, так и в нашей академической жизни, и продолжает удивлять нас ими даже до самых последних дней, хотя впрочем иногда далеко не на радость. Не мало поучительных уроков можно было бы извлечь на сей раз из минувших событий, но хоть я и недавно писал о том, как полезно почаще оглядываться назад, тем не менее теперь мне глядеть назад не хочется. В настоящее время мне почему-то с особенной ясностью припоминается одна почтенная ветхозаветная особа, которая жестоко поплатилась за свое неуместное стремление оглядываться назад.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

С властями у Аксакова были непростые отношения. Монархист и патриот, он, однако, порой подвергался гонениям за свою принципиальную позицию, которая кому-то была как кость в горле. После окончания победоносной русско-турецкой войны под давлением западных держав, Великобритании в первую очередь, русская дипломатия пошла на значительные уступки на Балканах. Это вызвало сильный протест И. Аксакова, который он выразил в своей знаменитой речи 22 июня 1978 года. Приведу отрывки из этой речи: « После исполинских усилий, русские войска преодолевают Балканы; русские власти водворяют новый строй и по всей Южной Болгарии... Поверила наконец несчастная страдалица-страна своему избавлению, с радостию отдалась вере и в свою будущность, вздохнула свободно, ожидала и вдруг... С соизволения той же самой великодушной избавительницы - России, как по живому телу распиливается Болгария на две части, и лучшая, плодороднейшая ее часть, Забалканская, та именно которая наиболее истерзана, изъязвлена, осрамлена турецкими зверствами, возвращается в турецкое рабство!... Русские же победоносные войска, те самые, что ценою своей крови добыли свободу Южных Болгар, приглашаются вновь закрепостить их побежденному извергу и так сказать собственноручно отвести: христианских жен на поругание, детей на посрамление, всех на лютую турецкую месть за то, что верили в Русскую власть, за братское сочувствие к Русским!» [ Речь И.С. Аксакова , произнесенная 22-го июня 1878 в Московском Славянском Благотворительном Обществе]. От себя замечу. Сейчас много говорят о неблагодарности болгар к России, освободившей их от турецкого ига. Хотя очень многие болгары (пусть и не все) это очень хорошо помнят, и хранят благодарность. Однако на самом деле, и на это указывает в своей речи Аксаков, освобождение состоялось лишь наполовину. Освободив болгар, наши отдали обратно туркам половину освобожденных. Наверняка это также оставило след в памяти «братушек», и было в дальнейшем использовано против России ее врагами. Далее И. Аксаков говорит: « А еще в Петербурге, как пишут в газетах, многое множество легкомысленной военной молодежи и всяких государственных недоростков, вращающихся в петербургских гостиных, позволяет себе повально глумиться над Болгарами и бранить их за недостаток будто бы доверия и радушия к Русским! Не говоря уже о том, как несправедливо, как безсердечно относиться таким образом, на основании частных случаев, огульно ко всему народу, да еще к народу, нравственно забитому, удрученному пятивековым гнусным рабством, спрашиваем их: что, по их мнению, после всех наших торжественных и нарушенных обещаний, достойны ли оказываемся мы доверия и любви Болгар?… Бедный русский солдат, тебе стыдно будет и глаза поднять на этих твоих " братушек " ... За что же, благодаря русской дипломатии, будешь ты заклеймен в памяти Болгарского народа ненавистным названием предателя!..».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/07/o_...

Терёхин заслуживает присвоение звания Дважды Героя Советского Союза. Он родился в Пензенской области, учился в техникуме в Саратове, окончил летную школу в г. Энгельс Саратовской области (в настоящее время там другая организация и где находится архив аэрошколы – неизвестно). Моё обращение в администрацию Пензенской и Саратовской областей о ходатайстве по присвоению Терёхину звания Героя не получило поддержки. Д) В Могилеве ни на один час не возникла паника, как у других городах. В городе за все дни обороны поддерживался железный порядок, забрасываемые диверсанты быстро обезвреживались. Е). Могилёв единственный город за организацию обороны которого наказаны как оставшиеся в живых организаторы его обороны И.П.Воеводин, Ф.АБакунин, П.Е.Чернышев, Н.И.Калугин, и др. Ж). Могилев немцы не покорили. Защитники города ушли сами, исчерпав все возможности. Были бы боеприпасы, город продолжал бы сражаться. За что незаслуженно, поспешно наказаны все воины 13-ой армии, которая была занесена в чёрный список, особенно воины 172-й стрелковой дивизии, которая была незаслуженно расформирована 19 сентября 1941 года, а 61 стрелковый корпус -5 августа 1941 года. В то время как литовский 29-ый стрелковый корпус был расформирован только 1 сентября 1941 года. В нём из 16 тысяч воинов в строю осталось не более 2 тысяч, Остальные не погибли, а массово дезертировали и большинство из них перешли служить в войска СС. А 184-я стрелковая дивизии в первый день войны, перебив русских офицеров, перешла на сторону немцев. Расформирована только 19 сентября 1941 года. Вот в этот коридор, занимаемый 184-ой дивизией, свободно устремились фашисты в сторону Москвы, угрожая Ленинграду и Минску. Это хорошо видно на оперативной немецкой карте за 22 июня 1941 год. Пора историкам снять с Западного фронта ярлык виновности в быстром продвижении немцев в первые дни войны к Москве. Вильнюс был взят немцами 24 июня 1941 года, а вот Ригу только 1-го июля. В добавок, со всеми документами добровольно сдался немцам генерал-майор Трухин Фёдор Иванович. Представляет интерес его послужной список:

http://ruskline.ru/analitika/2023/03/10/...

Последние организованно направились к военному коменданту города с просьбой о немедленном доведении до сведения Советского правительства о проводимых румынами погромах с целью дипломатического вмешательства и их прекращения. Кроме того, население м. Херца в настоящее время написало жалобу на имя главы Советского правительства тов. Молотова, которая подписана всем населением местечка. Справка. Со стороны партийных и советских организаций приняты соответствующие меры к проведению разъяснительной работы среди населения м. Херца. По зак. данным 23-го ПО известно, что ввиду возвращения Бессарабии и Северной Буковины Советскому Союзу по распоряжению рум. властей на территории Румынии с 28 июня 1940 г. по 5 июля 1940 г. была объявлена траурная неделя, во время которой были запрещены увеселительные радиопередачи. 29 июня 1940 г. в Бухаресте у королевского дворца была организована демонстрация против мирного разрешения конфликта между Румынией и СССР и возвращения Бессарабии. Демонстранты требовали оказания вооруженного сопротивления. Румынский король, несмотря на требования демонстрантов, к ним не выходил. Демонстрация была окружена полицией, которая якобы арестовала более 1000 человек. Предполагается, что демонстрация организована железногвардейцами. Справка. Сведения об объявлении траурной недели в Румынии заслуживают доверия и подтверждаются данными РОКОВО, из коих видно, что траурным днем объявлен 3 июля 1940 г. Зам. начальника погранвойск НКВД УССР полковник Савченко Военный комиссар погранвойск НКВД УССР бригадный комиссар Клюев ЦА ФСБ РФ. Коллекция документов. Машинопись, заверенная копия. 46. Телеграмма полпреда СССР в Германии А. А. Шкварцева в НКИД СССР 12 июля 1940 г. Руководитель бюро Риббентропа Клейст в беседе с работниками полпредства сообщил: Германия тщательно готовится к военным действиям против Англии, восстанавливая разрушенные портовые сооружения, аэродромы и другие военные объекты на побережье. Слухи о предстоящем созыве рейхстага, распространяемые в связи с затишьем в военных действиях против Англии, которые объясняются на самом деле подготовительными работами Германии, лишены всякого основания.

http://azbyka.ru/otechnik/6/1941-god-v-d...

Ректор московской академии архимандрит Стефан Калиновский и кадетский иеромонах Лука Конашевич, которым Синод поручил удостовериться в искренности его желания, донесли, что по усмотрению и испытанию их Малярд желает присоединиться не ради какого прибытка, но ради одного спасения своей души. Вследствие чего Малярд и был присоединен к православной церкви по чину ея, 9 июня 1734 года. Восприемниками его при таинстве миропомазания были генерал-адъютант Ушаков и жена коменданта Мошкова. 476 4. Рассмотрение разных сочинений перед изданием их в свет В «Исторических бумагах XVIII века» 477 между прочим напечатано письмо Феофана к Бирону (5-го июня 1735 года), в котором говорится, что он без русского, знающего французский язык, не в состоянии просмотреть и дать отзыв о русском переводе «Грециана, придворнаго человека». Бирон отвечал: «Ваше преосвященство чрез письмо свое изволите от меня требовать французскаго и русскаго языка знающаго в помощь вашему преосвященству для освидетельствования оной книги, которая от меня прислана. Но понеже я тем ваше преосвященство не утруждаю, ибо тогда взяв смелость, послал ее токмо для того, чтоб ваше преосвященство в свободное время изволили ее просмотреть, какое оно достоинство в себе имеет, и по здешней ситуации можно ли ее напечатать для употребления и выдать в народ, и будет ли в ней польза. Ежели же ваше преосвященство изволите усмотреть, что хотя и не все содеряжит в себе хорошее, а отчасти нечто годится и ничего противнаго не имеет, то за тем при достальном, в чем усмотрится сумнение или недостаток концепту, покорно прошу труд свой показать и положить ремарки. А чтоб свидетельствовать ее с французским языком, в том я нужды не нахожу. При чем все оное отдаю вашего преосвященства во благое разсуждение и имею надежду, что сие мое требование за противно принять не изволите. Остаюсь всегда вашего преосвященства всепокорный и доброжелательный слуга». Переводчик «Грациана, придворнаго человека» Сергей Волчков оставил известие, что и другой его перевод с французского, под заглавием «Мир душевный», также был одобрен Феофаном и поднесен императрице Анне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010