«Ваше Императорское Величество сами изволили принимать участие в его избрании». «Как так?» спросил удивленный Государь и ловкий, умный князь Путятин напомнил, что дворянство выбирает всегда двух кандидатов в предводители дворянства и утверждение кого-либо из них принадлежит Его Величеству. Государь рассмеялся. Двенадцать лет спустя, разговаривая о том приеме с Менделеевым и его супругой, я видел, с каким восторгом они вспоминали ту, последнюю встречу с Государем. «Государь говорил так умно, так содержательно», передавал Менделеев, «Он так верно выражал нам все то, что чувствовали и переживали мы, что в нем тогда как бы соединились, как бы воплотились все мысли, все чаяния русского человека. Между всеми нами и Государем тогда как бы установилась какая-то флюидная, что ли, особая близкая связь, которая, казалось, соединяла всех нас. Я, например, несколько недель ходил положительно именинником». Почтенная же супруга, Иродиада Ивановна выразилась так: «Мы чувствовали тогда, как будто к нам приехал дорогой друг». Глава десятая С конца апреля до июля 1915 года. - Впечатления по возвращении в Царское Село. - Императрица. - Слухи о неудачах в Галиции. - Удар немцев. - Начало отступления в Галиции. - Выезд Государя, 4 мая, в Ставку. (Восьмая поездка Государя на фронт). - Тревога в Ставке. - Как объясняли тогда причины отступления. - День 6-го мая. - Награды. - Назначение В. К. Андрея Владимировича. - Производство меня в генералы и представление Его Величеству. - Прорыв на Сане. - Настроение против наших дипломатов. - Возвращение 13 мая в Царское Село. - Настроение в Петрограде. - Немецкий погром в Москве. - Смерть В. К. Константина Константиновича. - Беседа с генералом Сухомлиновым. - Уход министра Маклакова. - Спуск дредноута «Измаил». - Весть об оставлении Львова. - Отъезд Государя 10 июня в Ставку. - (Девятая поездка Государя на фронт). - Ставка ищет опоры у общественности. - Увольнение министра Сухомлинова. - Генерал Поливанов. - Съезд министров в Ставке. - Экстренное совещание под председательством Гocyдapя. - Новый курс. - Рескрипт. - Оживление. - Министр Кривошеин и его игра. - Нажим слева. - Отъезд Распутина в Сибирь. - Первые слухи о заговоре. - Проекты государственного переворота. - Князь Вл. Ник. Орлов. - Поездка Государя в Беловеж. - Положение на фронте. - Возвращение Государя 28 июня в Царское Село.

http://ruskline.ru/analitika/2012/09/10/...

Нити ценностей — Наверное, такая любовь к России и вообще ваши взгляды закладывались еще в детстве? Расскажите о своей семье. — Папа мой в юности заболел, и я помню его только в очень тяжелом состоянии. У него было окостенение суставов, и он мог двигать руками от локтей и слегка шевелить стопами. Мне было, наверное, лет двенадцать, и папа сказал мне, что мама у нас героическая женщина. Я тогда подумал : что тут такого? Понял только, когда стал отцом. Мама этот путь — вырастить троих детей — проделала практически одна, да еще у нее был четвертый в каком-то смысле ребенок, за которым она должна была ухаживать постоянно. Но то, что издалека кажется бедствием, было в нашей семье повседневностью и не мешало нам вести очень полное, радостное существование. Моя мама была историком, и папа очень любил, понимал и, главное, чувствовал историю. В отличие от большинства современников, папа правильно воспринимал происходящее, правильно оценивал и Ленина, и Сталина и умел кое-что предвидеть. После выступления Сталина 14 июня 1941 года папа сказал, что ставит бутылку вина, что не позже чем через неделю начнется война. 21 июня он проиграл эту бутылку — а 22-го началась война. Я вырос в семье, которая была чем-то вроде крепости, защищающей своих членов от враждебного окружающего мира. Конечно, враждебность эта была не абсолютной — семья существовала в этом мире, от него много брала, ему много давала. Но главные ценности были независимы от тех, которые пропагандировались, и бережно и одновременно жестко охранялись. Наша семья была не единственной такой. У мамы была подруга, мать пятерых детей, и ее семья нелегально селила на своей даче людей, сосланных за стокилометровую черту. Их детям было твердо сказано: то, что слышите дома, не повторяйте за его стенами. При этом не надо преувеличивать замкнутость нашей жизни. Дома наши были широко открыты, к нам любили приходить люди. — У вас была верующая семья? — Мама была верующей, а папа нет. С самого детства мы дружили с одной большой верующей семьей. Дружили наши родители, дружили их дети, то есть мы, сейчас дружат наши дети и наши внуки. Эта дружба четырех поколений длится почти 80 лет. Мне кажется, сохранение нравственных ценностей, которые в России, несмотря ни на что, очень высоки, произошло несколькими путями, и один из них — через жизнь крепких семей. Три поколения людей хранили нравственные ценности независимо оттого, что происходило вокруг, передавали их своим детям, и эти нити протянулись в наше время. Мы пришли в него не с пустыми руками.

http://pravmir.ru/matematika-priuchaet-o...

Митрополит Иларион: Несмотря на нападки в прессе, несмотря на критику, которая в основном носит несправедливый и тенденциозный характер, влияние Церкви сегодня растет. Недавно был проведен социологический опрос, который показал, что у Патриарха рейтинг доверия населения – 78 процентов. Я не знаю, какой политик у нас или в Америке мог бы похвастаться таким рейтингом. Но, конечно, нас интересует не рейтинг. Нам важно, чтобы свидетельство Церкви всегда доходило до тех людей, которые готовы его воспринять. И мы видим, что сейчас это происходит. Очень часто свидетельство христиан оказывается неуслышанным не только вследствие определенных обстоятельств жизни, но и потому, что некоторые христианские общины, к сожалению, сознательно снижают духовно-нравственную планку, которая была поставлена Христом и апостолами. Они пытаются приспособить свое учение к секулярным тенденциям. И для таких церквей и общин это самоубийственно. Мы выбрали традиционные, консервативные позиции. Может быть, из-за этого кто-то находит для себя трудным стать полноценным членом Церкви. Но тем не менее мы эту планку снижать не будем, ведь мы видим свою главную миссию именно в том, чтобы свидетельствовать о Христе, о Его учении. Как побороть грех? Беседа с С. Захаровой (13 апреля 2013 года) Светлана Юрьевна Захарова (род. 10 июня 1979 г.), прима-балерина Большого театра. Народная артистка России. Лауреат Государственной премии РФ (2006). Депутат Государственной думы РФ 4-го и 5-го созывов. С. Захарова: Владыко! Очень часто – особенно во время Великого поста – я задаю себе вопрос: в чем суть поста? Многие думают, что это некая диета, очищение организма, но ведь пост – это очищение не только тела, но и души. Мне как балерине постоянно приходится испытывать большие нагрузки – и я просто не могу себе позволить держать строгий пост. Поэтому для себя я выбираю «пост души». Мне кажется, воздержаться от какой-либо пищи или даже от какого-то дурного поступка, может быть, легче, чем, например, воздержаться от осуждения близких или посторонних людей. Как не предаться зависти? Как сохранить душевный покой?

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

В 1856 г. написал он свою автобиографию, которая напечатана была потом в Ярос. епарх. ведомостях 33 . Писал он также «стихи и басни». Басня напр. «Ворон и ворона», написанная им еще во время студенчества, известна была, как говорится в автобиографии, всем товарищам, и по отзыву одного из профессоров Академии «не уступала Крыловским» 34 . Далее в автобиографии читаем: «В 1832 и 1833 гг. участвовал я в периодическом издании Северной Минервы, в которой напечатаны были некоторые мои сочинения, именно речи на заданный вопрос: «Отчего успехи нашей словесности, особенно изящной, малозначащи», стихотворения «Сатирику», «Следствия модного воспитания» и многие другие. В 1837 г. напечатал он книгу стихотворений, в 4 частях: в 1-й помещены стихотворения духовные, во 2-й сатирические, в 3-й повествовательные, в 4-й на разные случаи. С 1840 по 1845 г.г. Мартынов, сотрудничая в журнале «Маяк», поместил в нем рецензии на статьи: «О немецком критике Менцеле, о Пушкине, о застое в литературе и др. С 1846 г. Мартынов, по его собственным словам, мало уделял времени на литературные занятия. Если что «из под пера моего и выходило, говорит он, то это и самые мелочные пьески, писанные для прочтения приятелям, а не для публики». Сведя в Петербурге знакомство с гр. Дм. Ив. Хвостовым (1819–1835 г.), Мартынов редкий день не виделся с ним и исправлял его стихи, советуя заменить многие слова другими, лучшими; «случалось и не редко, целые пьесы приходилось ему, вследствие моих заметок, свидетельствует Мартынов, переделывать». Последние стихи, надписанные Мартыновым в июне 1856 г., «По поводу выздоровления от холеры и тифуса», помещены в 38 Яр. еп. вед. 1866 г. Молчанов Константин Ефимович Молчанов Константин Ефимович – Родившись в духовной семье, Молчанов воспитывался в Яросл. семинарий, из которой в 1817 г. поступил на казенное содержание в Московскую медико-хирургическую академию и выпущенный из нее в 1821 г. с званием лекаря 1-го отделения, оставлен при академии и. д. адъюнкт-профессора по математике и физике. 19-го июня 1824 г. получил он там же степень доктора медицины; в 1826 г. назначен доктором в 6-ю роту VI пехотной дивизии, сформированную из уроженцев Яросл. губ.; в 1828 г. снова был адъюнкт-профессором по той же кафедре в академии; в 1838 г. назначен инспектором врачебной управы в Тобольск; в 1842 г. вышел в отставку и в 1846 г. умер.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

Каждое лето 1910-х гг. Юлиан Андреевич с семьей, а чаще без семьи, стремится уехать из шумного, политически беспокойного города, подальше от газет, «внешних» волнений и даже почты. Хотя в это время он радовался «оживлению работы в университете и с удовольствием сообщал, что на историко- филологическом факультете Киевского университета имелись классики – “люди старательные, ревностные и способные» (письмо 1912 г.), но сокрушался изгнанием языков из гимназий», – вспоминал Арсений Иванович Маркевич (1855–1942) 78 . С июля 1911 г. он живет в основном в Красной Поляне на Кавказе, на даче брата, Платона Андреевича Кулаковского, которая после смерти последнего – 18-го декабря 1913г. – вместе с постройками перешла в собственность Юлиана Кулаковского . Письма Т. Д. Флоринскому и В. С. Иконникову проливают свет на летнее времяпрепровождение Кулаковского. «Живу в Красной Поляне, – пишет он в письме В. С. Иконникову 22-го августа 1913 г., – в своем доме среди прекрасной природы с чудесным видом на снежные горы, но живется мне здесь до крайности трудно от разных хозяйственных забот и полной невозможности сделать в данное время то, что необходимо. Сейчас вожусь с истопником, который чинил трубы, пострадавшие от здешних снегов за зиму. Нашел человека после долгих стараний. Хорошо ли он работает и прочно ли будет исправление, судить об этом не могу. Садовник, с которым я сговорился в прошлом году, не исполнил обязательства Эти непосильные хлопоты сокрушают меня, и вместо летнего отдыха я лишь томлюсь. Надеюсь вернуться на 1 сентября, не раньше. И вот вспомнил сегодня, что, быть может, на 28 число будет открытие памятника Кочубею. Может быть, необходимо отозваться каким-либо приветствием по этому поводу Истор[ическому] Общ[еству] Нестора?..» 79 Кулаковского как председателя Общества интересует, конечно, не столько самое открытие памятника Кочубею и Искре, сколько то, чтобы Общество в глазах общественности не осталось в стороне от этого важного и громкого для Киева события. Перед отъездом в Красную Поляну летом 1913 г. Юлиан Андреевич, увлеченный писанием «Истории Византии», запоздало реагирует на письмо Т. И. Лященко (1875–1919?), будущего архимандрита Тихона, профессора и инспектора Киевской духовной академии, по поводу Присланной им книги «Святой Кирилл, архиепископ Александрийский: его жизнь и деятельность» (К., 1913). Это письмо заканчивается постскриптумом: «Я совсем измучился с Ираклием 80 и еще не закончил его» 81 . К слову, укажем, что в предпринятом Кулаковским в 1913 г. втором издании первого тома «Истории Византии» монография Т. И. Лященко о Кирилле не упоминается (предисловие ко второму изданию датировано 15февраля 1913 г., благодарственное письмо – 6 июня 1913г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

Эта улица примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией 31 марта. ПРАВМИР. В четверг в Париже состоялась церемония открытия улицы имени Марии Скобцовой — монахини, богослова, иконописца, участницы движения французского Сопротивления. Эта улица находится b XV округе и примыкает к улице Лурмель, где размещалось объединение «Православное дело», основанное матерью Марией,  сообщает  «Интерфакс-Религия» со ссылкой на источник в Корсунской епархии, которая объединяет русские приходы в ряде стран Западной Европы. Присвоить улице Парижа имя героической русской монахини предложила вице-мэр XV округа по вопросам культурного наследия и новых технологий Жислен Фонладосса. Муниципальный совет мэрии единогласно проголосовал за это решение, отмечают в епархии. «Православное дело» вело обширную социальную деятельность: создало два общежития для бедных; дом для выздоравливающих туберкулезных больных в Нуази-ле-Гран; на улице Лурмель открывает приходскую школу, курсы псаломщиков, а также миссионерские и лекторские курсы. В 1943 году мать Мария была арестована парижским гестапо, а в марте 1945-го погибла в лагере Равенсбрюк. По преданию, она добровольно вошла в газовую камеру, спасая другого человека. В 2004 году мать Марию канонизировал Константинопольский патриархат как преподобномученицу. . Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 31 марта, 2012 31 марта, 2015 18 мая, 2015 30 марта, 2018 31 марта, 2017 31 марта, 2017 31 марта, 2016 27 июня, 2015 20 июня, 2015 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее!

http://pravmir.ru/368204-2/

П.В. Безобразов Е. П. Эйлер от 28 июня 1861 г. Друже! Давно я не писал к вам, потому что сначала сердился на вас за долговременное молчание ваше, а потом стал думать, что вы или у Бога блаженствуете со святыми, или у матери в деревне занимаетесь хозяйством по правилам ученых экономистов. К этому гневу и думанью присоединились напряженные занятия мои в скучных библиотеках на Востоке и сделали меня угрюмым и молчаливым. Я стал похож на родник воды, заглушенный осокорью и подернутый падающими в него с старых дубов листьями. Но вы вспомнили этот родник, подошли к нему и сняли с него листовую кору; и вот он опять прозрачен. Из глуби его бьют чистые струи, это мои молитвы о вас, мои радости о вас и мои желания вам всего, что есть лучшего на земле и совершеннейшего в небе. Полагаю, что я долго не увижусь с вами. Меня хотят остановить в Одессе до окончания моих ученых занятий. Пусть будет так! Мне везде хорошо, и везде вы присущи моей душе. С нетерпением ожидаю предписания о водворении моем в Одессе. Надоело мне странствовать по свету и жить между кочегарами ада. Надоело докучать начальству об указании мне пристанища и невыразимо тяжело напоминать ему, что и над ним есть суд верховный, суд первосвятителей восточной церкви. Теперь я сам не свой. Как бы ни поступили со мною, я готов на все, готов ходить в цепях, погаснуть в затворе, светить миру, наслаждаться свободой духа. Правда, в этой готовности, или решимости моей есть нечто раскаленное и жесткое; но эта примесь со временем остынет и размягчится под влиянием благодати и разумной воли, как лава огнедышащей горы стынет и мякнет под влиянием тепло-света и дождя, так что впоследствии производит из себя мураву, цветы, маслины, грозды, кипарисы. Здесь с 18-го вечера июньских дней светит огромнейшая комета, похожая на ту, которая стращала робкий люд в 1858 году. Что она предвещает нам? Смерть папы и папства? Падение Турции и исламизма? Мучительное перерождение России? Все это вместе? Посмотрим, увидим, испытаем, узнаем. А будет что-то новое! Придется нам унылым тянуть заунывную песнь. Прощайте. До свидания или в прелестных рощах Ораниенбаума, или в чудных домиках памяти, то есть, в письменах! Читать далее Источник: Материалы для биографии епископа Порфирия Успенского. Том 2/П.В. Безобразов. Типография В.Ф. Киршбаума, Санкт-Петербург, 1910 г. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Было сделано оповещение о конкурсе по светским и церковным школам, – рассказывает корреспонденту «Воды живой» председатель Отдела религиозного образования и духовного просвещения Санкт-Петербургской епархии протоиерей Александр Зелененко. – Экспертный совет заседал в Академии постдипломного педагогического образовния (АППО), каждую работу рассматривали и светские, и церковные специалисты». 24 июня в Государственной Академической Капелле совершилась торжественная церемония награждения победителей первого этапа конкурса в Санкт-Петербурге. 180 участников представили 106 работ, в том числе и коллективных; за девять из них были награждены 16 человек. 1-е место за лучшую программу по духовно-нравственному воспитанию завоевала учитель 443-й общеобразовательной школы Фрунзенского района Екатерина Васильевна Корнилова. 2-е место было присуждено Наталье Николаевне Соколовой, которая более десяти лет на высоком профессиональном уровне организует поездки в ею же созданный православный детско-юношеский лагерь «Изборский посад». 3-е место за лучший издательский проект заняла Нина Евгеньевна Сальникова, педагог-психолог 2-го педагогического колледжа. А 25 июня в Юсуповском дворце награждали победителей конкурса, прошедшего в Ленинградской области. Из 39 представленных работ к наградам было представлено девять лучших. Звание победителя с вручением премии, памятного приза и диплома 1-й степени за лучшую программу духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи удостоился педагогический коллектив Гатчинской гимназии им. К. Д. Ушинского. Дипломом 2-й степени, премией и призом была награждена за лучшую программу гражданско-патриотического воспитания Светлана Борисовна Соколова – педагог дополнительного образования из Дворца детско-юношеского творчества Всеволожского района. Дипломами 3-й степени, также за программу гражданско-патриотического воспитания, были удостоены учитель истории Елена Николаевна Дементьева и Любовь Николаевна Фомичева – заведующая библиотекой из Приморской средней общеобразовательной школы.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-07-10/8...

Вскоре после ареста Василия Григорьевича его семья, в составе которой в это время была и его годовалая внучка, была выселена из академического дома и переселена в непригодное для жилья помещение 387 . Это был полуподвал в доме 47 по улице Петра Лаврова (ныне Фурштатская улица); в настоящее время это помещение благоустроено и принадлежит Российской академии естественных наук. Этот последний адрес Василия Григорьевича (до настоящего времени не упоминаемый ни в одном источнике) я узнал от его внучки М.А. Коростылевой, Василий Григорьевич лишился также своей уникальной библиотеки, состоявшей, по его оценке, из 40 тысяч томов, которую он собирал, начиная с ученических лет и которая содержала очень редкие издания. После его увольнения и выселения библиотека была «присвоена», как писал В.Г. Дружинин в своих воспоминаниях, «новой канцелярией Правления» 388 . К настоящему времени сохранилась лишь часть его библиотеки, история расхищения книг из нее и определение мест их нахождения еще ждут своих исследователей. В 1990 г. книги из его библиотеки были обнаружены в Вайднеровской библиотеке Гарвардского университета, книги с экслибрисами Дружинина в настоящее время рекламируются в интернете. При его аресте была конфискована и его уникальная коллекция поморского медного литья 389 . Жизнь в ссылке была очень тяжелой для Василия Григорьевича. Существовал он за счет очень скромных «гонораров», не очень регулярно высылаемых ему директором Государственного литературного музея В.Д. Бонч-Бруевичем в качестве оплаты за «Воспоминания о литературных встречах и знакомствах», которые он писал по его просьбе и высылал в Москву примерно по 50 листов в месяц. Тем временем, в 1933 г. в Ленинграде скончалась его жена Евдокия Александровна 390 . В мае 1935 г. он получил разрешение на возвращение в Ленинград, но смог осуществить это лишь через несколько месяцев; 3-го июня 1935 г. он писал Бонч-Бруевичу: «Я теперь освобожден и не могу выехать из Ростова за отсутствием денег... ни ответа, ни денег». А 22 июня он написал ему уже так: «Очень прошу Вас ускорить перевод заработанных мною денег. Сижу впроголодь и не могу выехать отсюда» 391 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

Если первое нужно удалит, то ради этого нельзя добиваться устранения второго и устройства управления на основах клерикализма и сосредоточения его в руках одной высшей иерархии. Один из членов Присутствия сейчас заметил, что русские Императоры относились к православной Церкви почти так же, как наприм., к католической. Но это уже прямое недоразумение. Не буду говорить о фактах, а напомню хотя бы о 41-й ст. Основных законов, издания 1892 г., оставшейся в силе и теперь, которая требует от Императоров принадлежности к православию. Разные узакония и исторические обстоятельства, послужившие основанием к составлению этой статьи, показывают, что она и вызвана стремлениями обеспечить для Церкви активное участие со стороны государства. Если мы не имеем в виду разрывать исторически сложившиеся у нас отношения между Церковью и государством, то нельзя устанавливать роль Обер-Прокурора лишь как внешнего наблюдателя за согласием церковных постановлений с государственными законами, что предлагает I Отдел в рассматриваемом нами 9 пункте. Подробнее я указываю на все это в своем Особом мнении, представленном Первому Отделу 8-го июня. Во всяком случай, по-моему, совершенно неправильна попытка профессора А.П. Алмазова понимать роль Обер-Прокурора в церковном управлении, как роль Обер-Прокурора в Сенате. Между той и другой сходство разве лишь в одинаковых названиях, но задачи их различны. Вообще, обнаруживаемыми здесь стремлениями свести роль Обер-Прокурора на «нет», да еще при недопущении в церковное управление представителей мирян, предсоборное Присутствие может стать на путь, опасный для всех будущих отношений Церкви и государства в России, и на это я прошу обратить внимание... Речь в общем собрании Присутствия 14 июня 1906 г. о роли Обер-Прокурора в церковном управлении в связи с изменением в России государственного строя Рассматриваемый нами сегодня 10-й пункт положенияй составленных I Отделом, подтверждает сказанное мной раньше о невозможности сводить роль Обер-Прокурора лишь к внешнему наблюдению за согласием с законами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kuznec...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010