Богородицы, также и честных Ангелов, и всех святых. Взирающие на иконы побуждаются воспоминать и любить первообразных им, и чествовать их лобызанием и почитательным поклонением, а не Богопоклонением, которое приличествует единому божескому естеству, но почитанием, какое воздается изображению честного и Животворящего Креста, св. Евангелию и прочим святыням, — фимиамом и поставлением свещей, каковый и у древних благочестивый обычай был. Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе покланяется существу изображенного на ней». Утвердив св. иконопочитание, отцы изрекли благодарение Господу; возгласили многолетие благочестивым императорам, вечную память защитникам православия патриарху Герману и Иоанну Дамаскину, Георгию Кипрскому, и произнесли проклятие иконоборцам. Впрочем, седьмым Вселенским Собором иконоборство было не совсем погашено. Еще более 50 лет после Собора оно возмущало мир Церкви, и особенно при царях Льве 5 Армянине — по духу манихею (813–820) и при его преемниках — Михаиле 2 Косноязычном (820–829) и Феофиле (829–841), зараженных также манихейством и иудейством. Лев Армянин, убежденный врагами веры Христовой, что христиане терпят порабощение и бедствия от неверных за иконопочитание, повелел в 814 году собрать древние книги из всех библиотек Константинополя, равно как из церквей и монастырей, чтобы сделать известными те, на которые ссылался собор иконоборный, бывший при Копрониме, и истребить те, которые особенно говорили в пользу икон. Патриарх Никифор (806–815) с христианской твердостью защищал пред императором древний обычай иконопочитания и усугубил свои молитвы к Богу об укреплении православных в подвигах терпения за правое исповедание; целую ночь провел он в молитвах с православными в великой церкви. После всенощной молитвы патриарх, взошедши на амвон, произнес проклятие на гонителей икон. На другой день защитники православия сильно состязались во дворце с иконоборцами, особенно Феодор Студит, который не только устно утверждал почитание св.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=823...

Скептические отзывы об исторической ценности сочинения Г. С., свойственные европ. ученым Нового времени, в совр. историографии уступают место не только признанию необходимости углубленного изучения его отдельных частей, но и рассмотрению в целом этой грандиозной панорамы мировой истории, созданной в один из ее переломных моментов. 1-я часть «Избранной хронографии» Г. С. (до Цезаря) сохранилась в 2 рукописях XI в. (Parisin. gr. 1764, дефектна; Parisin. gr. 1711, полная, но переписана небрежно). Более популярна была 2-я часть (от Цезаря до Диоклетиана), в рукописной традиции примыкающая к «Хронографии» прп. Феофана (ок. 15 рукописей). Лат. отрывки из нее были переведены в IX в. Анастасием Библиотекарем . В греч. традиции выдержки из сочинения Г. С., текст к-рых иногда не совпадает с основной редакцией, встречаются в хрониках Псевдо-Симеона и Георгия Кедрина , а также в компилятивных сборниках Parisin. gr. 1336 (XI в.) и Athen. Bibl. Nat. 2492. Слав. перевод, к-рый В. М. Истрин относит к XI в. и связывает с краткой греч. редакцией хроники в Parisin. gr. 1336 (ркп. скопирована Истриным: БАН. Собр. текущих поступлений. 266), отличают значительные сокращения в библейской части (списки XV-XVI вв.: РГБ. Егор. 863, 908; Унд. 1289; Соф. 1474; РНБ. Солов. 829/839). Согласно исследованию Н. В. Бражниковой, все слав. списки представляют один и тот же текст; незначительные расхождения позволяют выделить 2 архетипа: к 1-му восходят Егор. 863 (основной список) и Соф. 1474, ко 2-му - Унд. 1289 и Егор. 908. Список Солов. 829/839 восходит к Соф. 1474. Перевод выполнен у юж. славян, скорее всего в Болгарии ( Бражникова. С. 108). Труд Г. С., продолженный Феофаном, считался визант. авторами образцом исторического повествования (ср., напр., пролог к хронике Иоанна Скилицы). Однако, подобно др. крупным всемирным хроникам, он оказался сложен для переписывания и маловостребован. Фактически сочинение Г. С. и Феофана стало последним памятником процветавшего в поздней античности хронографического жанра.

http://pravenc.ru/text/Георгию ...

Филипп Бардан 711–715. Анастасий II 713–715. Феодосий III 715–716. Лев III Хазар 716–741. Константин V (VI) Копроним 741–775. Лев IV Хазар 775–780. Константин VI (VII) Порфирородный 780–797. Ирина 797–802. Никифорх I 802–811. Ставракий 2 мес. и 6 дней. Михаил I Рангав 811– 813. Лев V Армянин 813–820. Михаил II Косноязычный 820–829. Феофил 829–842. Св. Феодора 842–855. Михаил III Пьяный 855–867. Василий I Македонянин 867–886. Лев VI Мудрый 886–911. Александр 886–912. Константин VII (VIII) Порфирородный 912–959. Роман I Лакапен 919–944 (945). Роман II 957–963. Никифор II Фока 968–969. Иоанн Цимисхий 969–976. Василий II Порфирородный 976–1025. Константин VIII (IX) Порфирородный 979–1028. Роман III Аргир 1028–1034. Михаил IV Пафлагонянин 1034–1041. Михаил V Калафат 1041–1042. Константин IX (X) Мономах 1042–1054. Феодора 1054–1056. Михаил VI Стратиотик 1056–1057. Исаак I Комнен 1057–1059. Константин X (XI) Дука 1059–1067. Евдокия 1067–1068. Роман IV Диоген 1068–1071. Михаил VII Дука 1071–1078. Никифор III Ботаниат 1078–1081. Алексий I Комнен 1081–1118. Иоанн II (Кало-Иоанн) Комнен 1118–1143. Мануил Комнен 1143–1180. Алексий II Комнен 1180–1183. Андроник 1183–1185. Исаак II Ангел 1185–1195. Алексий III Ангел 1195–1203. Алексий IV и (вторично) его отец Исаак II 1203–1204 Алексий V Муцуфул 1204 Крестоносцы в Царьграде 1204–1261. В Никее Феодор I Ласкарь 1204–1222. Иоанн III Ватац 1222–1254. Феодор II Ласкарь 1254–1254. Иоанн IV Ласкарь 1258–1259. Михаил VIII Палеолог 1259–1261. В Царьграде с 1261 г. Михаил VIII Палеолог 1261–1282. Андроник II Палеолог 1282–1328. Андроник III Палеолог 1328–1341. Иоанн V Палеолог 1341–1376. Иоанн VI Кантакузен 1341–1355. Матвей Кантакузен 1355–1357. Андроник IV Палеолог 1376–1379. Иоанн V Палеолог (вторично) 1379–1391. Мануил II Палеолог 1391–1425. Иоанн VII Палеолог 1425–1448. Константин XI (XII) Палеолог 1448–1453. Б. Константинопольские патриархи Епископы: Св. Андрей ап. из 12 † ок. 37 г. Св. Стахий ап. из 70 † ок. 38–54. Онисим † 51–68. Поликарп † 70.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В те века «многоцарствие» играло далеко не рядовую роль и было совсем не номинальным. Константин V активно помогал отцу императору Льву III в войнах с арабами и руководил войсками во многих сражениях. А император Феофил (829–842) еще совсем юношей принимал участие в военных столкновениях во время восстания Фомы Славянина. Михаил IX Палеолог (1295–1320) активно, хотя и не совсем удачно, соцарствовал своему отцу Андронику II Старшему Палеологу (1282–1328). В свою очередь, отец Андроника II Михаил VIII Палеолог (1261–1282) после венчания сына на царство разрешил тому подписывать хрисовулы и иные императорские указы. Он даже даровал царственному юноше царский жезл – символ власти. Правда, имелась существенная деталь, отличавшая «старшего» императора от «младшего»: указы сына не имели указания на месяц подписания и вводились в действие в те сроки, какие определял отец . Именно в этот период традиция венчать малолетних наследников на царство получила «права гражданства». Никифор I Геник (802–811) назначил императором сына Ставракия (811); Михаил I Рангаве (811–813) венчал первенца Феофилакта царским венцом; Лев V Армянин (813–820) пытался закрепить права на царство своего сына Симватия-Константина. Также поступали Михаил II Травл (820–829) и его наследник Феофил. В октябре 1066 года Константин X Дука, стоя уже одной ногой в могиле, приказал венчать на царство сразу трех своих малолетних сыновей – Михаила, Константина и Андроника; все они стали соимператорами. Более того, его жена императрица Евдокия (1067) сохранила статус августы при условии, что она останется до конца дней вдовой . А после того как Евдокия все же вышла замуж и возвела своего второго мужа Романа IV Диогена (1068–1071) на престол, возникла необычная форма «многоцарствия» матери-царицы, отчима-царя и юного императора, сына Константина X, Михаила VII Парапинака (1071–1078). Остальные венчанные царевичи, братья Парапинака, от власти были отстранены. Когда наследников не оказывалось (и цари бывают бесплодными), императоры иногда «усыновляли» своих вполне дееспособных фаворитов, возводя их в царское достоинство. Так, в частности, поступил император Михаил III (842–867), венчавший 26 мая 866 года Василия I Македонянина (867–886) императорским венцом как своего соправителя .

http://pravoslavie.ru/60482.html

В 632 г. начали свои завоевания арабы-мусульмане. В течение нескольких лет ими были завоеваны Иерусалим, Антиохия, Дамаск и Александрия. Таким образом, Византия навсегда лишилась своих восточных провинций. Затем была покорена вся Северная Африка, завоеваны Испания и часть Галлии. Также были захвачены острова Кипр и Родос. Несколько раз военная угроза нависала над Константинополем. Арабы исповедовали ислам (что значит преданность Богу). Основателем этой новой религии был Мухаммад (570–632), уроженец аравийского города Мекки, объявивший в 612 г., что он получил через архангела Гавриила откровение от Бога восстановить истинную религию. В основу этой религии Мухаммад взял иудейскую веру в единственного Бога, в бессмертие души, в Страшный Суд, рай и ад. Сам Мухаммад требовал только борьбы с отрицателями Бога, но его преемники начали завоевание мира и священную войну со всеми, кто не считался мусульманином (правоверным), то есть последователем Мухаммада, ими почитавшегося как последнего из Пророков, в ряду которых они также признавали Моисея и Иисуса Христа. При этом мусульмане считали, что нельзя изображать ничего святого – ни Бога, ни прославленных святых, и строго держались этого правила. Следует сказать, что и в Византии, постоянно испытывавшей исламскую угрозу, в VIII в. императорами стала проводиться политика, получившая название иконоборчества. Краткая история иконоборчества выглядит так. Первый закон против почитания святых икон в 726 г. издал император Лев Исавр (царствовал в 717–741 гг.), его политику с еще большей ревностью продолжил его сын Константин Копроним (царствовал в 741–770 гг.), а его внук Лев Хазар (царствовал в 775–780 гг.) также не стал ее отменять. Но вдова последнего императрица Ирина (правила в 780–790 гг.) была почитательницей святых изображений, и при ней в Никее в 787 г. был проведен Седьмой Вселенский Собор , догматически утвердивший иконопочитание как учение Церкви. Однако гонение на святые иконы и их почитателей вновь воздвиг император Лев Армянин (царствовал в 813–820 гг.) и продолжили его преемники Михаил II (царствовал в 820–829 гг.) и Феофил (царствовал в 829– 842 гг.). И лишь вдова последнего императрица Феодора (правила в 842–855 гг.) окончательно утвердила иконопочитание в 843 году. Это событие получило название Торжества православия и ежегодно празднуется Церковью в первое воскресенье Великого Поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

«История царей» создавалась в период единоличного правления Константина VII (945-959) и содержит стихотворное посвящение императору. Цель исторических сочинений, написанных под патронатом Константина, состояла в том, чтобы заполнить период от 813 г. (окончание «Хронографии» Феофана Исповедника) до современности (сер. X в.), поскольку, как сказано в прологе Г., собственно историческое изложение событий для этой эпохи отсутствовало. «Хроника» Георгия Монаха из-за малой информативности не принималась в расчет, однако послужила для Г. и Продолжателя Феофана одним из источников. Др. важнейшей задачей придворных писателей было прославление визант. императоров Македонской династии, в особенности имп. Василия I (867-886). Труд Г. охватывает период 813-886 гг. Повествование разбито на «книги» по правлениям имп. Льва V (813-820), Михаила II (820-829), Феофила (829-842), Михаила III и Василия I (842-886), так что последние 2 царствования составляют 1 книгу. Г. пытается писать в изысканном аттикизирующем стиле, что, несомненно, должно было удовлетворять утонченному вкусу придворного кружка. Той же цели служат многочисленные цитаты и реминисценции из античных писателей, особенно Гомера. На практике, однако, это приводит к тому, что синтаксис Г. становится запутанным, иногда до полной невнятности. Наряду с классицистическими элементами «История царей» содержит много слов и оборотов, отражающих современное автору состояние греч. языка, что, как и обильное цитирование Библии, ставит вопрос о том, не было ли такого рода смешение сознательной эстетической установкой автора. И все же с лит. т. зр. Г. в совр. науке практически единодушно оценивается негативно. Высказывались даже предположения, что именно стилистическое несовершенство «Истории царей» побудило имп. Константина заказать др. сочинение, повествующее о том же времени и известное как Продолжатель Феофана. Др. т. зр. состоит в том, что причиной этого явилась недостаточная искусность Г. в прославлении Василия I и очернении Михаила III (см. ниже).

http://pravenc.ru/text/162032.html

Умер сво­ей смер­тью, бу­дучи монахом. Амо­рий­ская династия Ми­ха­ил II Травл/Михаил 820–821, 821–829/?-829 В ре­ли­ги­оз­ной по­ли­ти­ке был ико­но­бор­цем, од­на­ко воз­дер­жи­вал­ся от ре­прес­сий про­тив ико­но­по­чи­та­те­лей. Важ­ней­шим со­бы­ти­ем его прав­ле­ния ста­ло вос­ста­ние Фо­мы Сла­вя­ни­на, охва­тив­шее по­чти всю им­пе­рию и при­нес­шее не­ис­чис­ли­мые бедствия. Умер от бо­лез­ни почек. Фе­о­фил 821–829, 829–840, 840–842/813–842 Лич­но об­хо­дил рын­ки, ин­те­ре­су­ясь це­на­ми в сто­ли­це, не поз­во­лял куп­цам их не­оправ­дан­но за­вы­шать. Лю­бил цер­ков­ное пе­ние, со­чи­нял гим­ны и ду­хов­ные сти­хи, по празд­ни­кам сам управ­лял хо­ром в со­бо­ре Свя­той Со­фии, хо­тя был иконоборцем. Умер от «ис­те­че­ния желудка».  Ми­ха­ил III/Ми­ха­ил (Пья­ни­ца) 842–856, 856–866, 866–867/840–867 Лич­но­го уча­стия в де­лах управ­ле­ния он по­чти не при­ни­мал. Ис­то­ри­че­ская ли­те­ра­ту­ра ри­су­ет его пья­ни­цей, ма­ло ин­те­ре­со­вав­шим­ся го­су­дар­ствен­ны­ми делами. Был за­ре­зан за­го­вор­щи­ка­ми во вре­мя пья­ной оргии. Ма­ке­дон­ская династия Ва­си­лий I Ма­ке­до­ня­нин/Василий 866–867, 867–886/ок. 811–886 По­ли­ти­ка Ва­си­лия вы­зы­ва­ла не­до­воль­ство не толь­ко на­род­ных масс, но и фе­о­даль­ной зна­ти про­вин­ций. Вел удач­ные вой­ны на Во­сто­ке и в Юж­ной Ита­лии, по­да­вил дви­же­ние пав­ли­ки­ан в Ма­лой Азии. Умер от рас­строй­ства же­луд­ка, при­клю­чив­ше­го­ся на охоте. Кон­стан­тин Ма­ке­до­ня­нин/Константин 868–879/?-879 При рож­де­нии он по­лу­чил имя Сим­ба­тий, но в 869 го­ду отец сде­лал его со­пра­ви­те­лем под име­нем «Кон­стан­тин». Скон­чал­ся во вре­мя во­ен­но­го по­хо­да на Киликию. Лев VI/Лев Мудрый 886–908, 908–912/866–912 Сво­им про­зви­щем Лев обя­зан уче­ным за­ня­ти­ям, ко­то­рым от­да­вал мно­го вре­ме­ни: он пи­сал сти­хи, ре­чи, на­уч­ные трак­та­ты. Из­дал за­ко­но­да­тель­ный сбор­ник «Ва­си­ли­ки» и свы­ше 100 но­велл. Стре­мил­ся под­чи­нить Цер­ковь: в 886 г. низ­ло­жил пат­ри­ар­ха Фо­тия, в 907 г. – пат­ри­ар­ха Ни­ко­лая Ми­сти­ка , осу­див­ше­го чет­вер­тый брак Льba VI.

http://azbyka.ru/shemy/imperatory-vizant...

В рукописи ниже сумма в решетке: 2 [алтына]. ГА АО, ф. 829, оп. 3, д. 12. Подлинник (начало утрачено). Рукопись в 4 на 23 л. На л. 1 в левом верхнем углу химическим карандашом или голубыми чернилами запись: 5, вместо зачеркнутого 4. На верхнем поле оборотных листов 1 об. – 4 об. колонтитул: книги расходные. В данной публикации вместо утраченного начала приводится текст черновика (5 листов, до записи, датированной 23 июля): ГА АО, ф. 829, оп. 2, д. 3, лл. 1–5. В рукописи исправлено из: 7. В рукописи утрачен верхний угол листа (три-четыре слова). То же. То же. Так в рукописи; должно быть, очевидно: сошники (металлические приспособления, крепящиеся к развилке деревянной сохи для лучшего вспахивания земли). В рукописи утрачен верхний угол листа (одно-два слова). То же (три-четыре слова). То же (два-три слова). В рукописи далее, на полях было написано и затерто: 112. В рукописи утрачен верхний угол листа (два-три слова). В рукописи далее затерты две-три буквы, очевидно, ошибочно написанные: дал? В рукописи утрачен верхний угол листа (два-три слова). То же. В рукописи далее зачеркнута запись: Дал Ваське Губанину кавтан шубнои новои. В рукописи утрачен верхний угол листа (два-три слова). В рукописи имя вписано над строкой. В рукописи утрачен верхний угол листа (два-три слова). В рукописи далее зачеркнуто: конечно. В рукописи утрачен верхний угол листа (одно-два слова). В рукописи первый слог был вписан позже. Выше дан текст по черновику: ГА АО, ф. 829, оп. 2, д. 3, л. 1–5 (верхние углы рукописи ветхие и частично утрачены), а ниже представлен полный текст беловика (начало его утрачено): ГА АО, ф. 829, оп. 3, д. 12, л. 1–3 об., 3а – 3а об., 4–22 об. В рукописи написано вместо затертого: рукавицы. Так в рукописи; очевидно, должно быть: серои. В рукописи на верхнем поле колонтитул: книги платяные. В рукописи исправлено из: ипсоки. В рукописи далее зачеркнута запись: Дал игумену Аврамью шубу новую да ему же дал сапоги подержаны, да ему же дал свитку белую подержану, да ему ж дал ступни подержаны.

http://sedmitza.ru/lib/text/10168829/

Трудно поверить чтобы в Писании эта реальность не была названа и ей бы не было указано ее место и смысл. Осмеливаюсь предположить, что задевающая меня тайна без раскрытия ее, на что я конечно тоже не замахиваюсь, присутствует в Евангелиях в виде Дидима (Близнеца) Фомы; догадываюсь, без понимания, что в непостижимом эпизоде вложения перстов, который не берусь истолковывать и который только просветляюще–покрывающе встает передо мной в своей бездонной тайне, скрыта разгадка и смысл моего спутника, которого я попытался косноязычно описать вам. Разве в этих догадках есть что-нибудь дурное? Реальность жизни так только еще больше показывает свою меру и разметку, охваченность Писанием, я здесь ничего не краду и не срезаю никаких углов, а хочу только вернее и основательнее расположиться в доме Домостроителя. И если мне что-то подсказала слепо блуждающая, но всё по–своему и косноязычно угадывающая мирская наука, то в этом тоже едва ли есть что плохое. Разве не надо охотиться на зверей, покорять народы и т. д.? для чего-то эти звери нужны? А без Близнеца Евангелие будет мельче. И кажется даже не надо спрашивать чей близнец Дидим: просто Близнец, наш. Кстати, в «Евангелии от Фомы» много говорится о единственности и двоих в одном. Не в том же ли смысле как у Иоанна? Аллегорию часто рассматривают как недостаточно глубокое толкование мифа. Возникновение ее нередко связывают с александрийской филологической школой. По мнению Аверинцева, здесь происходит обеднение живого понимания символа и мифа. Но редко думают о следующем. Понимать символ и миф дело весьма чреватое. В самом деле, если мы их «понимаем» непосредственно, то есть живем ими, то в каком-то совсем другом смысле приходится говорить о понимании. Лучше сказать мы их переживаем, переживая осознаем, сознательно вживаемся в них и т. д., но разве «понимаем»? Не все сводится и к умению рассказать, осознать. Мы их понимаем не в большей степени чем свою собственную жизнь; мы их утверждаем, наполняем живым содержанием, то есть нашей верой и прямо сказать кровью, но при этом можем совсем и не понимать, а если понимать, то в смысле саморазвертывания и самовысветления мифа и символа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=846...

Как указали в СЦКК, по уточненной информации от администрации Петровского района Донецка, поступила информация о повреждениях в результате вчерашнего обстрела со стороны ВСУ города Донецка по адресу переулок Лилиной, 34. Россия через свои посольства уведомила несколько стран об ответственности, которую они понесут за любые эксперименты с военной помощью Украине, отправку туда оружия и добровольцев, заявила официальный представитель МИД РФ Мария Захарова в эфире радиостанции Sputnik. Она указала, что этот шаг Москвы во многом возымел действие, поскольку после него бесконтрольная риторика отдельных стран обрела какие-то рамки. По ее словам, европейские государства должны отдавать себе отчет в том, что направляемые на Украину добровольцы и наемники «вернутся в качестве абсолютно законченных боевиков», которых сейчас Европа получает обратно в течение многих лет из Сирии. Более 40 жителей Мариуполя сумели покинуть город за прошедшие сутки, среди них шесть детей, сообщил заместитель начальника управления Народной милиции ДНР Эдуард Басурин. Он подчеркнул, ситуация в городе по-прежнему тяжелая, «националисты продолжают блокировать работу гуманитарных коридоров». Свыше 5 тыс. граждан Узбекистана вывезены с Украины через Польшу на родину, сообщил официальный представитель МИД Узбекистана Юсуп Кабулжанов. По его данным, «с 28 февраля по 9 марта текущего года состоялось 22 авиарейса», «вывезены 5 037 граждан Узбекистана»: автобусами их доставили в польский город Катовице, а оттуда самолетами - в Ташкент. «Наблюдается тенденция уменьшения числа граждан Узбекистана, прибывающих с Украины на КПП «Карчова» (Польша)», - говорится в сообщении. Отмечается, что на 9 марта запланирован еще один авиарейс для эвакуации узбекистанцев. Подразделения Вооруженных сил Украины за прошедшие сутки 29 раз обстреляли территорию Донецкой Народной Республики, выпустив 829 боеприпасов, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня. Подразделения Вооруженных сил Украины за прошедшие сутки 29 раз обстреляли территорию Донецкой Народной Республики, выпустив 829 боеприпасов, сообщили в представительстве ДНР в Совместном центре по контролю и координации режима прекращения огня.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/03/09/os...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010